Унитарная президентская республика что это

Президентская республика. Признаки президентской республики

Вы обращали внимание на то, что страны на форумах высшего уровня представляются людьми, занимающими разные должности? Это происходит из-за того, что, согласно законодательству государств, возглавлять их могут президент, премьер-министр или иное должностное лицо. То есть существуют отличные друг от друга формы государственного устройства. Давайте рассмотрим, что такое президентская республика, чем она отличается от других, каковы ее характерные черты и признаки.

Определение

В демократическом мире формы правления бывают разные. Унитарная президентская республика что этоКак правило, важно, кто является фактическим главой государства, имеет право принимать решения. Название «президентская республика» говорит само за себя. Нет нужды даже Конституцию читать. Возглавляет ее президент. Именно это должностное лицо имеет все права. На нем замыкаются важнейшие решения. Как правило, все это описано в законодательных актах. В принципе, устройство любого государства определяется его Конституцией. В этом законе прописывается механизм его функционирования. Также там определяется порядок принятия решений, подчиненности должностных лиц и так далее. Президентской республикой является государство, глава которого имеет всю полноту полномочий. Он, как правило, руководит исполнительной властью. В некоторых случаях – исполняет обязанности главы кабинета министров.

Признаки президентской республики

Важной особенностью таковой формы устройства государства является единоначалие. Вся власть замкнута на президента. Он руководит органами исполнительной власти, назначает министров, принимает их отчеты. Необходимо понимать, что президентская республика – понятие теоретическое. На практике все механизмы ее работы строятся исходя из местной конъюнктуры и традиций. Взять, к примеру, выборы президента. В Мексике они осуществляются прямым всенародным голосованием. В США принято косвенное волеизъявление. То есть люди делегируют свои полномочия специальным «выборщикам». А те уже определяют, кто станет президентом на очередной срок. То есть, повторимся, механизм выборов может быть разным.

Унитарная президентская республика что это

Если выбирать главные признаки президентской республики, то нельзя обойти внепарламентский способ формирования правительства. Фактически министров назначает глава государства. Перед ним же они несут полную ответственность. Еще президентская республика характеризуется жестким разделением властей. Это означает, что глава государства не вправе досрочно распустить парламент, а тот, в свою очередь, не может влиять на кабинет министров.

Главная особенность президентской республики

Если смотреть на государство со стороны, не вникая в его законы, то трудно разобраться с формой правления. У президентской республики есть черта, которая видна даже в небольших сообщениях СМИ. Она является очень яркой, что сразу выделяет президента из ряда иных деятелей страны. Дело в том, что президент в таком государстве имеет самые большие полномочия. Не все, конечно. Некоторые достаются и парламенту с правительством. Однако последнее выполняет по большей части совещательные функции. Определяет, что и как делать, президент. Он в некоторых странах возглавляет правительство. Примером могут служить Беларусь, Узбекистан, Казахстан.

Унитарная президентская республика что это

В этих республиках работают коллегиальные органы под руководством главы государства. В них вырабатываются решения. Но для их принятия главным является слово президента. Он подписывает документы, обязательные для исполнения любым органом. Он же принимает отчеты руководителей властных структур. В таких странах, как Уругвай или Коста-Рика, министры должны докладывать о своей деятельности членам парламента. Они же наделены полномочиями по их смещению. Но таковые случаи не особо характерны для данной формы правления.

О соблюдении принципов демократии

Может показаться, что государства президентской республики являются тоталитарными. Ведь там очень много полномочий принадлежит одному человеку. Контроль со стороны представительского органа за его деятельностью относителен. Однако в конституции таких государств заложен иной механизм соблюдения демократических принципов. Дело в выборах. Как правило, за главу государства голосуют все граждане. То есть людям предоставляется возможность влиять на процесс определения личности того, от кого в ближайшие годы будет зависеть их жизнь. К примеру, в уже названной Мексике или Египте граждане на участке отдают свой голос за того кандидата, которому доверяют. Выдвижением же их занимаются партии, то есть те же объединения граждан.

Унитарная президентская республика что это

Совсем иной механизм предусмотрен Конституцией США. В этой стране граждане голосуют не за самого кандидата в президенты, а за человека, который будет участвовать в плебисците от их имени. Таковой принцип выборов называется косвенным.

Какова форма правления в России?

В источниках на эту тему ведется спор. Некоторые высказывают мысль, что Россия – президентская республика. Другие доказывают, что в стране смешанная форма правления. Опираться следует на Конституцию. Проанализировав разделы, посвященные полномочиям и статусам главы государства, Федерального Собрания и Правительства РФ, исследователи приходят к однозначному выводу. Он заключен в том, что Россия является президентской республикой. Высшее должностное лицо имеет широкие полномочия. Их оппоненты указывают на то, что некоторые из них должны быть подтверждены специальными решениями СФ РФ. Они говорят о полупрезидентской республике. Причем данные специалисты настаивают на слабости парламентаризма в этой стране.

Правительство в президентской республике

Давайте теперь рассмотрим принципы работы исполнительной власти. Она, как правило, более всего влияет на жизнь общества. Принципы демократии предполагают такое устройство власти, когда ее ветви контролируются друг другом. В этом смысле президентская республика не идеальна. Дело в том, что исполнительная власть практически всегда полностью подконтрольна главе государства. Он имеет право назначать на должности министров тех людей, которые ему удобны. Уволить глава государства также может без контроля со стороны общества. Хотя в некоторых странах с президентской формой правления внесены изменения в данный порядок. Там парламент имеет возможность влиять на исполнительную власть. К примеру, контролировать работу членов правительства.

Если же их назначение необходимо согласовывать с парламентом, то нельзя говорить о строго президентской республике. Это уже смешанная форма правления.

Унитарная президентская республика что это

Суперпрезидентская республика

В некоторых странах имеет место такая форма правления, когда глава государства обладает всеми властными полномочиями. В таковом случае говорят о суперпрезидентской республике. Власть не разделяется. Один человек руководит всеми ее ветвями, когда они имеются в наличии. Система «сдержек и противовесов», характерная для демократического общества, здесь не работает. Повлиять на президента невозможно. Такая форма правления характерна для восточных стран. Как пример обычно приводят Туркмению или некоторые из латиноамериканских стран.

Заключение

Узнать президентскую республику совсем несложно. В таковом обществе глава государства имеет множество прав и обязанностей. Иные институты только контролируют и сдерживают его.

Унитарная президентская республика что это

Соблюдаются ли в таковом случае принципы демократии, разбираться необходимо, исходя из конкретной ситуации. Строительство государства – дело тонкое. Традиции в нем имеют очень большой вес.

Источник

Унитарная президентская республика что это

Что такое унитарное государство

В составе унитарного государстве нет шатов или республик, обладающих частичным суверенитетом. Области, края или губернии подчиняются центральному правительству, которое решает вопросы внутренней, внешней и социальной политики, экономики и культуры.

Большинство стран мира имеют унитарную форму государственного устройства.

На территории унитарного государства действует единая конституция и законы, единая судебная, денежная и налоговая система.

Иногда в состав унитарного государства могут входить одна или несколько автономий. Такие автономные районы есть, например, в Дании, в Испании, в Китае.

Подробнее о государственном устройстве читайте в статье: Что такое государство. Признаки, функции и виды государства

Признаки унитарного государства

Единая система органов государственной власти

Единая система управления

Единая судебная система

В заданиях ЕГЭ и ГИА по обществознанию нередко требуется по описанию определить территориально-государственное устройство. Например, ответить, является ли страна Z унитарным государством или нет.

Чтобы ответить, вспомните признаки унитарного государства: отсутствие политической самостоятельности регионов, единая система управления, единые законы и так далее.

Политическая самостоятельность регионов, наличие у них автономии, собственных законов или конституций указывает, что перед нами федерация.

В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство
6) демократическое государство

Унитарное государство, федерация и конфедерация. Пример задания

Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их ос­нов­ны­ми характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ФОРМА ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВА

А) за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны вла­сти тер­ри­то­рий фор­ми­ру­ют­ся при уча­стии мест­но­го населения

Б) субъ­ек­ты со­хра­ня­ют свой го­су­дар­ствен­ный суверенитет

В) еди­ная си­сте­ма законодательства

Г) тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не имеют ста­ту­са го­су­дар­ствен­но­го образования

Д) обя­за­тель­ная двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента

1) уни­тар­ное государство

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Правильный ответ 23112

Унитарному государству свойственны единая система законодательства, территориальные единицы при унитаризме не имеют статус государственного образования.

Источник

Форма государственного правления и ее виды

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами. В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и прочее.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве основного критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархические и республиканские.

1. Монархия — такая форма правления, при которой лицо, обладающее верховной государственной властью, занимает свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Современной монархии исторически предшествовала монархия абсолютная, которая сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья.

Абсолютистский строй существовал также в новое и новейшее время (XVI–XX века) в таких странах, как Франция и Россия.

Для такой монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных (представляющих весь народ страны) учреждений и нахождение всей государственной власти в руках монарха (на практике клану, который представляет монарх)6.

В этом случае монарх неподконтролен обществу и неподсуден, осуществляет все назначения и принимает государственные решения. Нередко он глава судебной власти и церкви.

В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную (ограниченную), такую форму правления, при которой власть монарха осуществляется на основе конституции и в ее рамках. В зависимости от степени ограничения конституцией она подразделяется на два вида — дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками. При этой форме правления существуют одновременно монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти, так как он назначает правительство, которое ответственно только перед ним, а не перед парламентом. Парламенту конституция формально предоставляет только законодательные полномочия и никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность он не оказывает. Кроме того, законодательные полномочия парламента урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента, он также является верховным главнокомандующим. Дуалистическая монархия в настоящее время существует в Лихтенштейне, Иордании, Кувейте и Марокко.

Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран (например, в Великобритании, Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии, Японии и др.), в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма. В парламентарной монархии не существует дуализма. Она характеризуется тем, что парламент обладает большей властью, чем монарх, который не имеет реальных полномочий по управлению государством.

Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством и носит представительный характер.

Монарх сохраняет юридически право назначения главы правительства и министров, но может пользоваться им только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством в парламенте (точнее, в нижней палате парламента). Хотя формально правительство является правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут.

Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. Если парламент выражает правительству вотум недоверия, то оно уходит в отставку. В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в случае контрасигнатуры7 соответствующего министра.

Центральное место в системе государственных органов в парламентарной монархии занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Таким образом, признаки парламентарной монархии следующие:

Теократическая монархия, в которой монарх одновременно является главой религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков

Папа является одновременно главой государства Ватикан.

Русская православная церковь государством не является. Король Саудовской Аравии не только выполняет функции хранителя главных религиозных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабитского направления ислама. Монарх

Великобритании также со времен Генриха VIII возглавляет англиканскую церковь (первосвященником данной церкви является архиепископ Кентерберийский).

Особая разновидность монархии — выборная монархия, которая сочетает в себе элементы монархии и республики.

Примером является Малайзия. По конституции 1957 года там существует выборная (или избирательная) монархия. Монарх Малайзийского федеративного государства (официальное наименование Янг ди — Пертуан Агонг) получает свою власть на 5 лет не в порядке престолонаследия, а в результате выборов (в порядке очередности) из числа монархов государственных образований, входящих в федерацию. Малайзия делится на штаты, 9 из которых сами являются монархиями. Ими правят 7 султанов, один раджа и еще один правитель с титулом Янг Дипертуан Бесар. Голосуют члены совета правителей (монархи) по мажоритарной системе. Монарх обладает обычными полномочиями главы парламентарной монархии, поэтому юридически монарх — глава исполнительной власти (ст. 39 Конституции), но все исходящие от него акты контрасигнатируются соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

Выборная монархия существует и в Арабских эмиратах, представляющих собой федерацию из семи княжеств, во главе с эмирами. Эмир федерации, официально именуемый президентом, избирается на пятилетний срок семью эмирами из их числа.

В настоящее время монархическая форма правления продолжает существовать во многих странах. Однако распространены монархии по континентам Земного шара далеко не равномерно. В Европе и на Американском континенте насчитывается по 11 монархий: в Европе: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция; в Америке Канада, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Лучия и Ямайка. В Австралии и Океании 6 монархий: Австралийский Союз, Западное Самоа, Новая Зеландия, ПапуаНовая Гвинея, Соломоновы острова и Фиджи. В Азии 12 монархий: Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Непал, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония. И наконец, в Африке всего лишь 4 монархии: Лесото, Маврикий, Свазиленд и Марокко.

Но указанные выше монархии далеко не равнозначны.

Так, специфическими чертами обладает монархическая форма правления в странах, которые являются доминионами, входящими в Британское содружество наций. Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Английский монарх является главой не только в Великобритании, но и в 17 странах Британского содружества, включая Канаду, Австралию, Новую Зеландию и т. д. В его отсутствие функции главы государства в доминионе осуществляет генерал-губернатор, который не избирается, а безальтернативно назначается монархом по представлению правительства доминиона из числа жителей последнего.

Таким образом, можно утверждать, что институт монархии способен приспосабливаться к изменяющимся условиям, обладать высоким авторитетом у народа страны, т. к. часто обладает признаками стабильности, преемственности исторических традиций и воплощает идею национальной государственности. Монархия выполняет важную интегративную функцию, т. к. стала политически и социально нейтральным институтом.

2. Республика (от лат. res publica — общее дело) такая форма правления, при которой глава государства и все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются парламентом. Существуют три основных вида республиканской формы правления президентская, парламентарная и смешанная.

Президентская республика отличается от остальных соединением в лице президента не только главы государства, но и главы правительства. В такой республике нет должности премьер-министра или председателя правительства. Эти функции выполняет сам президент. Кроме этого:

По аналогии с монархией президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой. Она создает условия для сосредоточения в руках президента очень больших полномочий. Но отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительство возможности применять в отношении него угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных республиках.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где провозглашена парламентарная система.

Наиболее законченный вид имеет президентская республика, которая существует в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа «сдержек и противовесов», в результате чего президент, конгресс и

Верховный суд наделяются такими автономными полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга.

Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: импичмент или уход в отставку. Будучи «главой исполнительной власти»,

президент формирует правительство-кабинет лишь при номинальном участии конгресса. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа.

Парламентарная республика реализует принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность. В такой республике обязательно есть должность премьер-министра. Республика характеризуется следующим:

В парламентарной республике, как и в конституционной монархии, главную роль играет правительство, которое формируется только парламентским путем из числа членов партии, располагающей большинством в нижней палате. Президент в формировании правительства участвует чисто номинально.

Власть правительства основано на поддержке парламентского большинства. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вынесение вето, осуществляются только с согласия правительства. Нормативные акты президента имеют юридическую силу только после контрасигнатуры предложившего их министра.

В парламентарной республике правление всегда носит партийный характер (это необязательно для президентской республики). Хотя глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем (парламентом или особой коллегией, создаваемой на его основе).

Но есть и особенности. В сфере законов Финляндия по форме правления является парламентарной республикой, однако президент избирается посредством прямых выборов.

Для парламентарной республики в более значительной степени, чем для президентской республики, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.

Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем президентская республика.

В настоящее время парламентарные республики существуют, например, в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане.

Смешанная республика. В практике государственного строительства иногда встречаются такие формы правления, которые противоречат вышеприведенной классификации республик. Это, так называемые смешанные формы правления.

В них сочетаются различные элементы как парламентарной, так и президентской республик.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентарных) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.

Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Наиболее типичным примером смешанной республиканской формы правления является унитарная Пятая Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые внешние атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти президента, наделенного огромными полномочиями и избираемого в отличие от Четвертой Республики всем избирательным корпусом (первоначально, до 1962 года, он избирался особой коллегией).

Характерные черты смешанной республики:

Как показывает практика, в смешанной республике большую роль играет президент, чем парламент.

Кроме вышеуказанных основных видов, существуют иные виды республиканской формы правления.

Теократическая республика. В таком государстве духовной власти придан статус государственной. Духовная и светская власти сосуществуют в качестве двух взаимосвязанных ветвей государственной власти. Для примера можно рассмотреть организацию государственной власти в Иране:

Советская республика отличается от вышеприведенных по многим принципиальным позициям:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *