Унификация культуры что это
Унификация всех культур: глобализация стирает границы
Разработка и запуск сети Интернет уже изначально были с «претензией» на полномасштабное распространение, поэтому единственным вопросом, возникающим на заре события, было: в какой момент это случится. Сегодня, когда эта часть пути кажется давно пройденной, перед людьми возникают новые испытания. Одними из ключевых социальных вызовов являются унификация культур, мультикультурализм и межкультурная коммуникация, развивающиеся благодаря интернету. Какие опасности таят в себе эти процессы, и таят ли их вообще, будем разбираться.
Унификация всех культур – новый исторический вызов
Развитие социальных сетей, появление новых мессенджеров и средств связи сделали нас всех жителями одной большой деревни, где все кажется доступным на расстоянии вытянутой руки. Достаточно подключиться к Сети и можешь покупать товары в Америке, находясь в Украине; запросто устраивать видеоконференции для друзей и знакомых, находящихся в разных странах или на разных континентах; работать из любого уголка мира. Все географические ограничения стали условны и не значительны. Неплохо, согласитесь.
Однако, простота и бескрайние возможности оказали медвежью услугу развитию отдельных культур в современном обществе: набирает обороты процесс унификации культур.
Под этим процессом понимается стереотипная «подгонка» моделей общества под единственно правильную, ту, которую навязывают более развитые государства. Сторонники глобализации не видят в этом процессе ничего плохого: устаревшие модели, которые не в состоянии развиваться в ногу с современным обществом должны «отсеяться». Но на практике уничтожается не только ненужное, но и просто иное.
Особую и бОльшую роль в этом процессе играют страны Запада, которые умело преподносят культурные образы и обычаи своих народов.
Достаток, в котором живут граждане экономически-успешных стран, задает новое правило: хочешь как я, делай как я. Ну кто же устоит перед соблазном стать обеспеченным и успешным, особенно если это то, чего так не хватает. Но плохо даже не стремление к тем меркам успеха, которые диктует мода, а в отказе от собственных национально-локальных и социально-специфических культур.
Еще в 1998 году ЮНЕСКО был запущен проект «На пути к культуре мира», где отмечались преимущества культурной унификации (воспитание терпимости и толерантности, прогрессивности идей и взглядов), но эти достоинства можно оценить только в условиях мироцелостности: без исключения какой либо культуры, при отсутствии иерархии и шкалы оценки.
Чем опасна унификация культур
Прежде всего, такая тенденция может стать причиной исчезновения малых культур, а, соответственно, и оскудения культурного многообразия.
Кроме того, подведение культурного наследия под единый стандарт и форму, становится причиной шаблонности нашего мира и общества. Новая глобальная культура, которая так активно взращивается в Интернете, не обладает исторической памятью, подкрепленной этнонациональными и религиозными смыслами отдельных народов.
Другой крайностью, вызываемой процессами культурной стандартизации, является повышенная потребность в самоутверждении. Т.е. некоторые народы или отдельные организации настолько рьяно стараются сохранить элементы своего образа жизни, что такое стремление нередко принимает агрессивную форму. Противовесом унификации является чрезмерная замкнутость, гипертрофированная гордость своей самобытностью, и как результат этнорелигиозные конфликты, радикализация.
Быть как все – это плохо?
Угрозой является не просто отсутствие уникальности, хотя и для развития личности шаблоны лишь препятствие, но более значимые для всего общества риски. Этнокультурное разнообразие – это не только различие в нарядах или обычаях, это еще и различные подходы к решению тех или иных проблем. В одних культурах доминируют технические знания, для других важен достаток (в денежном эквиваленте), для третьих – вероисповедание.
Эти отличия формировались на протяжении многих лет, и кто знает, может в далеком или близком будущем знания наших предков, которые сохранятся, помогут человечеству преодолеть катаклизмы (социальные или естественные). Именно поэтому необходимо стремиться к сохранению специфической этнической картины мира, а не ее усреднению.
Необходим баланс и контроль на государственном уровне. Если правильно подойти к процессу унификации культур, то это станет ключом к мирному взаимодействию и культурному взаимообогащению.
Унификация культуры что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
С развитием технологий человек все меньше зависит от внешних факторов,
а значит свобода его мышления и действий расширяется.
Появление сети Интернет резко ускорило рост разнообразия.
Теперь люди легко могут объединяться в сетевые сообщества,
развивая собственные культуры.
Я думаю, что, вопреки кажущемуся культурному объеднению, в мире происходит нарастающее увеличение культурного разнообразия. Быстро растет количество различных групп и подгрупп, развивающих свои собственные субкультуры. Если 200 лет назад почти все культурное разнообразие ограничивалось лишь этническими и религиозными различиями, то в настоящее время мы имеем десятки новых видов искусства и литературы, множество направлений кинематографии, разнообразные культовые музыкальные жанры, огромное количество видов спорта, бесчисленное число «групп по интересам»(группы по профессиональным интересам, а также всяческие толкиенисты, поклонники компьютерных игр, стритрэйсеры и т.д.). Разнообразие только музыкальных направлений сейчас не меньше, чем все разнообразие средневековой культуры, скажем, Англии.
Таким образом можно отметить увеличение пространственной сложности внутреннего мира чеоловека (т.е. фактичеки культурное разнообразие растет вширь внутри человека). Если раньше человек был, как правило, жестко привязан к своей этнической и религиозной культуре, то теперь у него появляется множество идентичностей, множество социальных ролей и вовлеченностей в различные культуры и субкультуры. Единственная доминирующая идентичность (национальная либо религиозная) сменяется в сознании Современного человека сложным комплексом множества идентичностей, ни одна из которых не имеет над ним абсолютной власти.
Значение слова «унификация»
[От лат. unus — один и facere — делать, создавать]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УНИФИКА’ЦИЯ, и, ж. [от латин. unio — единство и facere — делать] (книжн.). Приведение к единообразию, к единой норме, единой форме. У. тарифов. У. орфографии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
унифика́ция
1. книжн. действие по значению гл. унифицировать; приведение к единообразию, к единому виду ◆ Покупателю всё-таки хочется определённой индивидуальности, несмотря на унификацию моделей. Валерий Чусов, «Переплёт», 2002 г. // «Автопилот» (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аккомпанировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «унификация»
Синонимы к слову «унификация»
Предложения со словом «унификация»
Цитаты из русской классики со словом «унификация»
Сочетаемость слова «унификация»
Какой бывает «унификация»
Понятия со словом «унификация»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «унификация»
Это было началом процесса унификации и стандартизации видов и форм документов.
Это делается в целях унификации условий брожения во всей таре.
В последнее время наблюдается тенденция к сближению, к унификации норм торгового права не только в пределах одного государства, но и в международном масштабе.
Синонимы к слову «унификация»
Ассоциации к слову «унификация»
Сочетаемость слова «унификация»
Какой бывает «унификация»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Тенденции культурной универсализации и глобализации в современном социо-культурном процессе.
Под культурной универсализацией понимается процесс сближения различных культур, их схождения, формирование на этой основе общечеловеческой культуры.
Постижение проблем универсализма, общей судьбы человечества нашло свое отражение в мифах, легендах, сказаниях (например, в предании о Древнем Вавилоне, изложенном в Библии).
Феномен универсальности стал предметом и научного осмысления.
Идеи универсализма выводятся из представлений о человечестве, которое сложилось постепенно, по мере сближения различных народов.
Человечество видится как некая общность с общей судьбой.
Гуманистический идеал человечества как универсального человеческого рода сложился в эпоху Возрождения. Культ человека, сложившийся в данной культуре, вызвал интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен был стать человек не как отдельный индивид, а как часть совокупного человечества.
Эпоха Просвещения дала идею рационализма, веру в рациональное единство людей. Поиск изначальной универсальной культуры, из которой двигались все народы в единую мировую историю, осуществляли многие философы—просветители (Ф. Вольтер, И. Г. Гердер и др.). Идеи мирового гражданства прослеживаются в трудах И. Гете, И. Канта, Ф. Шиллера.
Идея единства человеческой истории ярко выражена в теории осевого времени К. Ясперса. По его мнению, человечество имеет единые истоки и единый путь развития.
Многие ученые выделяют основанием для единства человечества религии. Особое внимание уделяется консолидирующей роли религии, объединяющей народы в метаобъединения.
Для современной эпохи также характерны представления о целостности мира и становление на этой основе общечеловеческой культуры.
Этот процесс предполагает принятие представителями различных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентаций. Этот процесс неоднозначный, он лишен линейной определенности. Этот процесс во многом непредсказуем и характеризуется противоречивостью.
Сторонники универсализма заинтересованы в «схождении культур», даже стремятся выработать некоторые стратегии этого схождения.
Идея универсализма западная, поэтому попытки, предпринимаемые для ее реализации, подчас вызывают негативную реакцию и способствуют росту партикуляристских тенденций (представлений об обособленном развитии культур).
Но культурная унификация не означает унификацию, сведение всего многообразия культур к единому образцу. Речь идет прежде всего о взаимосвязи, взаимопонимании различных культур, их взаимообогащении.
Под культурной универсализацией понимается процесс утверждения на планете единой глобальной культуры.
По мнению ученых, этот процесс вполне возможен благодаря современным научно—техническим, экономическим и коммуникативным возможностям и уже активно происходит в реальном мире.
Сторонники культурной универсализации полагают, что нет фундаментальных различий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Люди везде люди и придерживаются глубинных схожих ценностей. Несходства (пока еще имеющиеся) имеют временный характер, вызваны социальными условиями и могут измениться вместе с ними.
В культурах, признаваемых пока различными, действуют одни и те же эволюционные законы, народы в своем развитии проходят одни и те же стадии, имеют одну и ту же структуру культуры: искусство, политические институты, наука, право, религия и пр. Происходят интеграция знания, выработка единых принципов мышления, познания, объяснения мира.
Универсальной чертой человеческих культур является существование языков, которые, по мнению современных исследователей, действуют на основе универсальной грамматики, присущей всем языкам. Все языки могут объяснять не только события, качества, вещи и действия, но и многие эмоциональные состояния человека. Ученые—лингвисты выделяют также множество других сходных принципов, лежащих в основе языков, что свидетельствует о том, что они не столь различны, как это порой кажется.
Ученые выделили также множество других универсалий, свидетельствующих о сходстве культур различных народов. Культурными универсалиями занимались Ф. Боас, Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Г. Зиммель и др.
Культурные универсалии (биологические, психологические, социально—культурные) позволили зафиксировать то общее, что лежит в основе многообразного человеческого сообщества. Универсалии культуры выступают основой каждой культуры. Универсалии культуры делают возможным взаимопонимание культур, как раз того, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира.
Выявление и уточнение универсалий продолжаются. Изыскания в этом направлении направлены на поиск оснований для возможного «схождения» народов и культур в некоем универсальном единстве.
С проблемой культурной универсализации связана потребность выработать не только теоретическое обоснование этой тенденции, но и единые принципы, согласно которым может происходить процесс универсализации в практической жизни.
Поиск модели, которая бы давала представления о механизмах взаимодействия и путях достижения взаимопонимания культур, продолжается.
Концепция культурной универсализации
исходит из того, что на определенном этапе человеческой эволюции культура утратит свою еще сохраняющуюся этнонациональную и иную определенность и станет просто человеческой – проявлением человека независимо от многообразных форм его выражения. Этот процесс будет происходить при условии взаимопроникновения культур, их взаимообогащения и будет стимулировать общекультурное развитие человечества.
Но теоретические представления о такой культурной будущности в реальном практическом преломлении нередко оборачиваются унификацией культуры, сведением ее к некоторой усредненной форме.
Этот процесс не обогащает культурное развитие, а обедняет его. Культура при этом теряет свою индивидуальность.
Унифицированная культура рассчитывает на усредненные возможности потребителей, что сокращает возможности постижения ее глубинной сути. Насаждение культурно—поведенческих штампов искажает многие культурные ценности. Под воздействием средств массовой информации, телевидения, Интернета возможен уход в виртуальную реальность, которая отвлекает людей от постижения проблем непосредственной реальности.
Как следствие возникает снижение уровня культуры.
Негативным фактором является также процесс технизации. Человек перестает творить, за него это делает машина. Культ техники обнаруживает неадекватность социально—культурного развития человека его индустриальной мощи. Развитие техники наряду со многими позитивными сторонами сопряжено со множеством рисков, критических ситуаций (например, экологическим кризисом).
Перспектива утраты множества идентификационных характеристик той или иной культурой не всех устраивает.
Поэтому наряду с тенденциями к универсализации в социокультурном развитии имеют место и противоположные тенденции, получивших название партикулярных.
Мировоззренческой основой партикуляризма является представление о независимом, обособленном развитии культур.
Особый акцент делается на необходимости идентификационных характеристик культур, их сохранении.
Партикуляризм выступает как здоровое начало в условиях насильственной унификации экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Следует отметить, что данные тенденции – универсализма и партикуляризма – взаимосвязаны, их динамическое взаимодействие способствует пониманию того, как происходит процесс развития культуры, что способствует их взаимосвязи, заимствованию, а что в культурах углубляет отторжение, осуждение, неприятие.
В XX в. обозначился кризис не только в области материальной, но и духовной жизни. Новая форма социокультурного кризиса также обрела глобальный характер. Именно в это столетие человечество дважды пережило ужас мировых войн, которые девальвировали всякие представления о гуманизме.
Пространство духовности сокращает и научно—техническое развитие, особенно развернувшееся на современном этапе. Усложнение техники повышает вероятность человеческих ошибок и увеличивает масштабы их возможных разрушительных последствий. Современное применение разума (предназначение и природа которого полностью не изучены) создает угрозу существованию самого его носителя – человека.
Но человек без представления о глубинном смысле и направлении своей жизни и всего человечества не сможет решить задачу своего существования.
Поэтому многие ученые настаивают на необходимости укрепления духовного, нравственного вектора развития.
По их мнению, выживание человечества будет обеспечиваться не только развитием экологии природы, но прежде всего экологии духа, нравственной экологии.
Но именно в этой области человек за все время своей эволюции так и не продвинулся вперед. Поэтому, чтобы выжить, человек должен совершить принципиально новую революцию, какой прежде не было, – аксиологическую. Импульсы к ее наступлению видятся в том, что все большее количество людей проявляет неприязнь к ценностной системе индустриализма с его упором на безудержном росте и потребительстве.
Все большую ценность приобретает возможность дышать свежим воздухом, пользоваться чистой водой, вести здоровый образ жизни. Безусловно, данные импульсы еще не привели к радикальному изменению образа жизни людей. Ценностное сознание по—прежнему отстает от потребностей времени.
Многие еще руководствуются обывательским принципом «на наш век хватит», не задумываются о долгосрочных интересах цивилизации.
Возможности массового производства
провоцируют завышенные потребительские ожидания, эгоистические мотивы, нравственный релятивизм.
Без способности цивилизации обеспечить все это экономически невозможно даже подойти к постановке задачи утверждения нового комплекса постматериальных ценностей.
Ситуация получается вроде бы безысходная. Но многие на возможность социокультурного кризиса смотрят достаточно оптимистично. Общий интерес к выживанию заставит человечество идти по пути направляемого развития, в духе совместной эволюции материального и духовного начал.
Но пока этого не произошло, социокультурный кризис будет сохранять свое актуальное значение.
Основные элементы культуры
Понятие и основные элементы культуры
В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:
Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.
Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.
Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.
Структура и основные элементы культуры
В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный. Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности. Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.
Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.
Мораль. Характеризуется отношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Основу морали составляют различные санкции. Ярким примером является религиозная санкция, нравственными нормами которой является любовь к ближнему, и веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести.
Религия. Выступает в качестве способа познания и осмысления мира. Религия обеспечивает появление определенного смысла жизни, а также позволяет осмысленно относиться к таким явлениям как жизнь и смерь и достойно их перенести.
Сущность и основные элементы культуры
Наука. Имеет три взаимосвязанных стороны: знание, деятельность и социальную организацию. Также все существующие науки делятся на естественные и гуманитарные. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания. Поэтому, прежде всего, наука выражается в таком методе познания как эксперимент.
Искусство. Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, прежде всего, понимается мастерство либо искусные навыки. Позже это понятие стало более широким и теперь употребляется в качестве обозначения творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира согласно законам красоты.
Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.
Унификация культуры
В годы сталинского правления шло неприкрытое раз- рушение литовской культуры, коммунистическая партия стремилась выкорчевать любое проявление этничности, контролировать и строго администрировать все области культуры: каждая строчка подверга- лась цензуре, навязывалась марксистско-ленинская философия, при- вивалась коммунистическая идеология, которую должны были рас- пространять все культурные учреждения. На фоне восхваления ав- торитетов коммунистической идеологии шла расправа с культурным наследием независимой Литвы. из библиотек были изъяты книги из- вестных литовских писателей Винцаса Кудирки, Майрониса, Винцаса Креве-Мицкявичюса и других авторов, литература национального характера. В 1944–1951 гг. было уничтожено около 600 тыс. изданий. Во времена сталинизма было запрещено даже упоминание фамилий литовских культурных деятелей-эмигрантов. Отказ от выполнения требований режима мог повлечь за собой строгое наказание для лю- бого деятеля культуры: в 1944–1953 гг. был арестован 1 651 предста- витель творческой и научной интеллигенции, большинство аресто- ванных были отправлены в ссылку или заключение, а некоторые даже убиты. Поэтому многие культурные деятели старались соблюдать требования и вели двойную жизнь – публичную и частную. В шко- лах было введено обязательное изучение сталинской конституции, русского языка, запрещено преподавание Закона Божьего, уменьшено количество уроков литовского языка. В университете и институтах
специалисты, присланные из других республик, преподавали только на русском языке. Учеников заставляли вступать в пионерскую и ком- сомольскую организации, идеологически неблагонадежных учителей увольняли с работы.
Советская власть уничтожила памятники времен независимой Литвы, осквернила могилы добровольцев, запретила национальные и религиозные праздники. В 1950 г. был запрещен и гимн Литвы –
«Национальная песнь» В. Кудирки. На местах прежних памятников, свидетельств литовской государственности, были поставлены памят- ники советским воинам-освободителям, статуи В. Ленина, и. Сталина, вывешены коммунистические лозунги. Ситуация начала меняться в лучшую сторону только во второй половине пятидесятых годов с на- чалом десталинизации.
Период «оттепели», начавшийся после смерти и. Сталина, при- нес в культурную жизнь официальное признание национального культурного наследия: был реабилитирован классик литовской ли- тературы В. Креве-Мицкявичюс, который в конце войны эмигриро- вал на Запад, были изданы произведения В. Креве-Мицкявичюса, Юргиса Балтрушайтиса, Балиса Сруоги, Майрониса, Винцаса Ми- колайтиса-Путинаса и других писателей, опубликовано творчество М. К. Чюрлёниса, альбомы народного декоративно-прикладного искус- ства (такие издания обычно сопровождались предисловием с обзором биографии и творчества автора с марксистских позиций).
Политическая оттепель и признаки либерализации в культурной жизни не означали существенных перемен – за культурными органи- зациями все так же бдительно надзирала госбезопасность, сохранялась строгая цензура, большинство иностранных или довоенных изданий были упрятаны в так называемые «спецхраны». После венгерского вос- стания и познанских протестов 1956 г. власти дали понять, что культур- ная политика меняться не будет. Поэтому с конца пятидесятых годов началась идеологическая атака на сотрудников кафедры литовской ли- тературы Вильнюсского университета, на некоторых деятелей культу- ры. Оступившихся обвиняли в «буржуазном национализме», растлева- ющем влиянии Запада.
В период оттепели власти попытались увязать идеологизирован- ную культуру советской Литвы с культурной традицией и литов- скими основами культуры. Для этого в местечке Румшишкес (под Каунасом) был основан Музей народного быта, учреждены художе- ственные и краеведческие общества, легализованы этнографические исследования, было разрешено создавать фольклорные ансамбли.
Хотя советская власть начала проявлять заботу о культовых соору- жениях и хранящихся в них художественных ценностях, это дела- лось при отрицании исконной функции храмов и акцентировании сугубо художественной ценности. В Вильнюсском кафедральном со- боре была открыта Картинная галерея, примерно так же были «пере- профилированы» и другие закрытые храмы: в костеле Св. Казимира был открыт Музей атеизма, в костеле Св. иоаннов – Музей науки, в костеле Всех Святых – Музей народного искусства, в бывшем право- славном соборе каунасского гарнизона – Галерея витража и скуль- птуры, в Пажайслисском монастыре близ Каунаса – филиал Музея М. К. Чюрлёниса с экспозицией старинного искусства. Власти стали использовать в своих целях героические страницы литовской исто- рии – борьбу ВКЛ с крестоносцами, даже идеализировать языческую Литву, позволили упоминать Грюнвальдскую битву, писать о подвиге С. Дарюса и С. Гиренаса и т. д., но в целом история была превращена в служанку власти и использовалась для распространения антизапад- ных и антикатолических идей. После Пражской весны 1968 г., когда СССР и другие страны соцлагеря предприняли военное вторжение в Чехословакию, советская власть начала опасаться усиления национа- лизма и снова наложила ограничения на культурную жизнь. Власть объявила курс на оптимизм советской культуры, заменила редакто- ров многих издательств и периодики, некоторых чиновников данной сферы. Развитие культуры было ограничено принципом «националь- ное по форме, социалистическое по содержанию» – и хористы в на- циональных костюмах начали петь песни о В. Ленине. Но с течением времени, особенно на Праздниках песни, это стало лишь внешней оболочкой для обязательной (социалистической) программы, а основ- ная часть была посвящена только литовским песням и танцам. Другие области культуры тоже научились сначала отдавать дань коммуниз- му, а потом творить хоть и ограниченное, но национально-культурное произведение.
Несмотря на различные запреты, действовавшие вплоть до на- ционального возрождения (запрет на упоминание независимого ли- товского государства или, в случае его упоминания, необходимость ругать и порочить его, запрет на упоминание массовых депортаций населения после войны, партизанской борьбы), в шестидесятых го- дах ситуация с культурой улучшилась: писатели, художники, ученые уже могли быть смелее. Хотя публично надо было высказываться и писать в соответствии с требованиями, но в узких кругах можно было обсуждать самые животрепещущие вопросы. Деятели культуры по-
степенно стали голосом совести своего народа. Развитию творчества способствовала и так называемая «брежневская эпоха»: чем извест- нее был человек, тем сложнее было завести на него уголовное дело (во времена и. Сталина все были равны – сотрудники госбезопасности могли арестовать и профессора, и министра, и рядового человека). В новых условиях художники и писатели все чаще отходили от кано- нов социалистического реализма, по возможности стараясь не соче- тать политику и пропаганду с искусством. Появились исторические романы, драмы, фильмы, подрастало новое поколение, не затронутое репрессиями сталинских времен, вышедшее из новых социальных слоев – советской власти не удалось полностью поставить литовскую культуру на колени, втиснуть ее в прокрустово ложе коммунистиче- ской идеологии.