Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Что такое охабень и ферезея

Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое охабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, охабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Охабень в истории и современных коллекциях

Сегодняшняя мода предлагает нам невероятное количество разной верхней одежды – кроме пальто и курток, в коллекциях мы видим шубы, дубленки, тренчи, бушлаты, а также накидки. В каждом сезоне число новых моделей прибавляется. А с какими видами народной одежды связано все это разнообразие?

Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.

Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, о которых можно сказать, что они являются прообразами сегодняшних накидок и пальто.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Охабень – история вещи

Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.

Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.

Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.

Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.

Что такое ферезея

В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси ферязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, ферязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.

Часто ферязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVIвв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.

Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.

Часто использовались атлас, шелк, парча, объярь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объярь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.

Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.

Источник

Агафья Грушецкая: как встреча в церкви превратила девицу в царицу?

В статусе супруги царя Фёдора III Агафья Грушецкая пробыла меньше года. Она умерла в возрасте восемнадцати лет, однако за свою недолгий век юная царица смогла сделать немало. Её неспроста называют законодательницей моды того времени. Агафья Семёновна происходила из польского рода и сильно отличалась от придворных барышень того времени.

Возможно, именно неординарность и некая дерзость привлекли царя Фёдора, что сам выбрал себе невесту, встреча с которой была совершенно случайной. Что же рассказывали об Агафье Грушецкой современники? Какие изменения в придворной жизни появились при царице?

Встреча с царём

Агафья Семёновна родилась в 1663 году в Смоленске в семье шляхтича Грушецкого, что занимал должность чернавского воеводы и принадлежал к московским дворянам. Как утверждают историки, Фёдор Алексеевич встретил будущую жену в церкви, где сразу же обратил внимание на красивую и статную девушку.

Во время хода за святыми образами Фёдор не сводил глаз с Агафьи, после чего приказал своему постельничему Ивану Языкову, выяснить, что это за девица. Историк П. В. Седов в книге «Выбор царской невесты» отмечает, что столь знаковая встреча произошла в апреле 1680 года, как раз в праздник Вербного воскресенья.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на русиАндрей Шишкин «Краса девица», не является портретом Агафьи Грушецкой

Встреча царя с невестой действительно оказалась полна романтизма. Фёдор узнал, что возлюбленная принадлежит к роду Грушецких, происходившему из польских аристократов. В то время она жила в Москве в доме своего двоюродного дяди. Ему царь передал приказ бережно обходиться с Агафьей и замуж не выдавать. По сути, это был вполне явный намёк на интерес Фёдора Алексеевича к девушке

Впрочем, останавливаться на достигнутом Фёдор не стал. Ему хотелось ещё раз увидеть красавицу, что так поразила его сердце. В июне 1680 года царь отправился на конную прогулку, во время которой по “случайности” проезжал мимо дома, где жила Грушецкая. Как было принято в те времена, невеста Фёдору Алексеевичу показалась в чердачном окне.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на русиЦарь Фёдор Алексеевич

Слухи и опровержение

Однако выбрать супругу царь должен был в соответствии со старинными обычаями. Как некогда его дед и отец, Фёдор Алексеевич приказал устроить смотр невест, куда были приглашены все красивые девицы знатного происхождения. В старинных источниках сохранились имена претенденток в царицы. После строгого отбора Фёдор увидел всего девятнадцать девушек. Среди них была и Агафья Грушецкая. Однако далеко не всё было так гладко, как хотелось бы царю.

Один из приближённых государя, Иван Милославский, был против возвеличивания рода Агафьи Семёновны и укреплению влияния её семейства при дворе, что могло бы помешать самим Милославским. Фёдору Алексеевичу он заявил, что “мать ея и она в некоторых непристойностях известны”. Тот был потрясён этими словами.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на русиКонстантин Маковский «Русская красавица», не является портретом Агафьи Грушецкой

Верить такому не хотелось, однако царь Фёдор вынужден был проверить достоверность информации. Двое послов от государя прибыли к дяде царской невесты и начали расспрашивать того о благопристойности племянницы.

Татищев писал, что Фёдор Алексеевич “полюбя Грушецкую, ни на ком, кроме ея, жениться не хотел. Мама его и дятька, хотя женить его на иной, Грушецкую многими неистовствы порицали, но он, уверясь от нея самое, сочетался”.

Свадьба царя Фёдора

В июле 1680 года прошла церемония венчания Фёдора и Агафьи Грушецкой. Об этом событии писали современники, иностранные гости, присутствовавшие на свадьбе. Многих из них поразил факт, что невеста не принадлежала к зажиточному семейству.

Нидерландский барон Иоганн Келлер отмечал:

Деятельность Агафьи Грушецкой

Став русской царицей, Агафья Семёновна проявила свой деятельный и яркий характер. Она имела немалое влияние на супруга, который искренне любил жену, нередко советовался с нею в решении государственных дел. Следуя польским обычаям, сам государь стал носить длинные волосы, брить бороду и нередко появлялся при дворе в нарядах, что были приняты в Польше.

Многие бояре принялись курить табак, стараясь подражать европейским придворным. Немалую роль в популяризации таких новшеств сыграла Агафья Грушецкая, что просила мужа “уничтожить охабни, безобразные женские платья”, что прежде носили на Руси.

Кроме того, царица нередко появлялась на людях вместе с супругом, решительно нарушала многие запреты московского двора, что в ту пору уже считались устаревшими правилами. При царице Агафье сёстры царя Фёдора получили возможность управлять финансами. Если ранее царевны лишь получали вещи, купленные приказом мастерской палаты, то теперь они могли сами заказать или приобрести понравившуюся вещь.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на русиАндрей Шишкин «Ларец», не является портретом Агафьи Грушецкой

Смерть юной царицы

Ночью 11 июля 1681 года царица родила сына, которого назвали Иваном. К сожалению, тяжёлые роды и осложнения стали роковыми для юной Агафьи. Она умерла через три дня после рождения ребёнка. Сам младенец тоже прожил совсем мало — всего на неделю дольше матери.

Эта потеря стала тяжёлый ударом для царя Фёдора. В записях историка Василия Татищева значится:

“И хотя ближние его всеми мерами о увеселении его прилежали, но ничего учинить не могли, и его величество от такой печали вскоре заболел”.

Государь пережил свою любимую супругу почти на год.

Агафья Грушецкая была законодательницей моды своего времени. Она многое изменила в женских придворных образах, сделала популярными причёски и платья польского образца. Возможно, именно это несхожесть с типичными московскими девицами привлекла внимание царя Фёдора Алексеевича, который, как и его возлюбленная, умер в молодом возрасте.

Источник

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Охабень, опашень, однорядка, ферязь, свитка

На изменения нарядов серьезное влияние оказывали прежде всего культурные и экономические условия эпохи, нормы морали, привычки, довольно быстро меняющиеся в России. Да к тому же правительство своими предписаниями, указами постоянно «корректировало» моду на одежду и даже предметы быта. Были на Руси когда-то охабни.
Охабни, как и опашни, ферязи, свиты, сукни, однорядки, относились к верхней длиннополой одежде, которую охотно носили лишь до второй половины XVII в. Если говорить более конкретно, то охабень (от охабити — ‘обнять, охватить’) — это легкая верхняя распашная, длинная, до каблуков, одежда, с прорехами под рукавами, с четвероугольным откидным или стоячим воротником. Застегивалась на пуговицы. Носили ее поверх кафтанов. Судьба одежды, упоминавшейся в письменных источниках еще с 1489 г., была решена царским указом 1679 г.: «В лета 7188 году октября в 23 день великий государь по своему царскому благоразсудительному милосердному рассмотрению указал своего царского синклиту бояром и околничим, и думным, и ближним, и служилым, и приказным людем по Москве и в городах носить служилое платье, а прежние старобытные городовые одежди охобни и однорядки отставити для того, что те одежди долги прилично женскому платью и к служилому и дорожному времени было непотребно да и многоубыточно». Как ослушаться? Легче было опальное одеяние спрятать подальше да забыть о нем. Так многие и поступили. Лишь крестьяне ходили по-прежнему.
Вторая верхняя одежда прямого покроя, широкая и долгополая, с висячими рукавами, с пуговицами от верха и до низа называлась опашень, опашни носили мужчины и женщины дома. В них ходили и летом. Название опашень употреблялось реже, чем охабень, хотя в текстах оно замечено несколько раньше: с 1359 г. Уже упоминавшийся указ 1679 г. отбил охоту рядиться в широкие верхние кафтаны. Сохранялись они несколько дольше только в костромских, тверских и псковских местах. А ведь было время, опашни привлекали внимание даже иностранцев. Так, английский посол Флетчер в 1591 г. писал: «У женщин верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивают спереди».
Носили в старое время и приволоки. Это — богатая одежда, широкая и длинная, подбитая мехом, с широким воротником. По летописям приволока известна как княжеский плащ, который надевался поверх воинского доспеха, а в старорусский период его носили служилые люди. Во второй половине XVII в. приволока упоминается все реже, затем вовсе выходит из употребления.
Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону. Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками. Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана. Тот же Флетчер оставил следующее замечание: «Мужчина ходит в однорядке из грубого белого или синего сукна, у мужчин победнее однорядки из коровьей шерсти, при выходе из дому набрасывается сверх всей этой одежды однорядка, похожая на охабень, с тою разницею, что шьётся без воротника». Слово однорядка фиксируется с 1489 г. Приведем описания однорядок в явочной челобитной 1611 г. из Москвы: «Живота в нем поставил платья однорядку мускую темнолазурь четырнатцать пугвиц да жены однорядка вишнев цвет девять пугвиц». Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. «И со многих людей в Кремле городе по воротам з дворян и с подьячих охобни и однорядки здирали». С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.
Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху. Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Приведем несколько описаний, сделанных иностранными послами в XVI—XVII в.: «Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферезью»; «На них ловко сидели красные полукафтанья, а другие, вроде длинного плаща, были накинуты на шею, мастерски вышитые, подбитые соболем,— они называют их ферезью»; «Поверх этого кафтана они носят еще другой, покрывающий икры и называющийся ферезью».
Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые.
Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц: «Великий государь указал в Московском государстве бояром и окольничим и ближним людем ходить в ферезях цветных, всяких чинов людем — в кафтанах всяких». В грамотке 1681 г. один из москвичей пишет своему приятелю: «Да писал ты ко мне про ферези, их на Москве не носят и делать их не велят». Дело в том, что в 1681 г. запрет на ферези был повторен еще более строго, о чем летописец сообщает: «Того же году повелением царя и великого князя Феодора Алексеевича всея России самодержца Московского государства всяких чинов российским людям старинного платия однорядок и ферезей никому носить не указано, то платие оставлено, а велено платие всем носить служилое, какое кому бог прилучил».
В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.
Поговорим о свитках. Название свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков. В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды. Часто так называли одежду постригающихся в монахи. А вот свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи. За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду. В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно. Считался лишь со временем года и погодой.

Источник

Армяк, епанча и охабень
Верхняя одежда древней Руси

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Уничтожить охабни безобразные женские платья что прежде носили на руси

Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *