Унэп подпись что это

Неквалифицированная электронная подпись

получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

создается с использованием средств электронной подписи.

Что представляет собой и как выглядит усиленная неквалифицированная электронная подпись

Усиленная неквалифицированная электронная подпись представлена в виде ключа, хранящегося на USB-носителе. Внутри флешки хранится специальная программа — криптопрограмма закрытого и открытого ключей.

Юридический статус усиленной неквалифицированной электронной подписи

Усиленная неквалифицированная электронная подпись не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся.

Документы с неквалифицированной электронной подписью могут (по предварительной договоренности сторон и в специально предусмотренных законом случаях) быть приравнены к бумажным документам, подписанным собственноручно.

В чем заключается отличие усиленной квалифицированной электронной подписи от неквалифицированной усиленной неквалифицированной электронной подписи

Оба вида электронной подписи создаются путем криптографического преобразования документа, подтверждают авторство и отсутствие изменений после подписания.

С юридической точки электронные подписи равнозначны собственноручной подписи и печати.

Отличие усиленной квалифицированной электронной подписи от усиленной неквалифицированной подписи заключается в степени защищенности и возможностях.

Особенности усиленной неквалифицированной электронной подписи

Особенности усиленной неквалифицированной электронной подписи заключаются в следующем:

усиленную неквалифицированную электронную подпись можно получить в не аккредитованном Удостоверяющем Центре;

не надо приобретать сертифицированный ключ проверки;

усиленная неквалифицированная электронная подпись позволяет участвовать в торгах в качестве поставщика.

Помимо выявления лица, поставившего электронную подпись, усиленная неквалифицированная подпись дает возможность проверить отсутствие (наличие) поправок в документе после его подписания.

Иными словами, использование усиленной неквалифицированной электронной подписи исключает случайное или намеренное внесение изменений в текст после подписания документа.

Как можно получить усиленную неквалифицированную электронную подпись

Физические лица могут самостоятельно оформить усиленную неквалифицированную электронную подпись в своем личном кабинете налогоплательщика.

Эта электронная подпись предоставляется на бесплатной основе. Но и действует такая подпись только при отправке документов налоговым инспекциям через кабинет налогоплательщика.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели усиленную неквалифицированную подпись могут либо заказать в удостоверяющих центрах на платной основе, либо бесплатно создать ее собственными силами (или с помощью собственного IT-отдела, опытного программиста).

Пакет необходимых документов для получения усиленной неквалифицированной электронной подписи

Процесс получения усиленной неквалифицированной электронной подписи несложен.

Для этого достаточно подать заявление на сайте выбранного удостоверяющего центра, а также приложить пакет необходимых документов.

Для физических лиц это:

свидетельство о регистрации деятельности, если речь идет об ИП;

Для юридических лиц:

паспорт физического лица, на чье имя будет оформлена ЭП;

свидетельство о постановке на учет в ФНС;

подтверждение занимаемой должности;

сведения о регистрации предприятия;

При получении усиленной неквалифицированной электронной подписи заказчик обязан подтвердить свою личность.

Область применения усиленной неквалифицированной электронной подписи

Усиленная неквалифицированная электронная подпись имеет довольно ограниченную область применения.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись применяется физическими лицами в случаях отправки документов и сведений в налоговые органы через кабинет налогоплательщика (абзац 6 пункта 2 статьи 11.2 Налогового Кодекса РФ).

С помощью усиленной неквалифицированной подписи также можно получать справочные данные, информацию о налогах, оформлять официальные запросы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели используют усиленную неквалифицированную подпись при ведении электронного документооборота внутри компании и при отправке документов своим деловым партнерам и контрагентам.

При этом, перед использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания контрактов и ведения электронного документооборота с контрагентами необходимо заключить предварительный договор.

Только тогда документы, подтвержденные усиленной неквалифицированной подписью, будут считаться равноценными бумажным документам с ручной подписью (п. 2 ст. 6 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03-03-06/2/53182).

Также усиленная неквалифицированная подпись применяется поставщиками товаров (работ или услуг) при участии в электронных торгах.

То есть, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут участвовать в государственных закупках (подавать заявки, делать запросы, предложения) со стороны поставщика (ст. 5, ст. 112 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Аннулирование усиленной неквалифицированной электронной подписи

Сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи выдается только на год. По истечении этого срока необходимо приобрести новый сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи, так как использование старого сертификата усиленной неквалифицированной электронной подписи не будет иметь юридической силы. После получения нового ключа, прежний ключ окончательно аннулируется.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись также может быть признана недействительной в определенных ситуациях, например, если было доказано нарушение конфиденциальности.

По закону владелец электронной подписи не имеет права доверять ее кому-либо, и, если факт передачи был признан, то сертификат подлежит обязательной замене.

Итоги

Усиленная неквалифицированная электронная подпись имеет довольно ограниченную область применения.

Усиленная неквалифицированная подпись нужна только физическим лицам, которые отправляют в налоговые органы документы и налоговые декларации через личный кабинет налогоплательщика.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей использование усиленной неквалифицированной подписи целесообразно при ведении значительного объема внутреннего или внешнего документооборота и при наличии в штате компании программистов, имеющих опыт применения средств криптографии.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Что такое неквалифицированная электронная подпись?

Унэп подпись что это

Где можно применить усиленную неквалифицированную электронную подпись

Юридические лица и ИП при помощи неквалифицированной электронной подписи (сокращенно – НЭП) вправе:

Физлица с помощью неквалифицированной электронной подписи могут:

При каких условиях документ, подписанный неквалифицированной электронной подписью, равнозначен бумажному? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Чем неквалифицированная подпись отличается от других видов электронных подписей

Чтобы более полно понять предназначение неквалифицированной электронной подписи, сравним ее с другими видами электронных подписей.

В ст. 5 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ обозначено 3 типа электронных подписей, сравнительный анализ которых мы представили в таблице ниже:

Что представляет собой, как выглядит

Подпись представлена в виде паролей, логинов, кодов

Подпись представлена в виде ключа, хранящегося на USB-носителе

Дает возможность выявить лицо, завизировавшее своей подписью электронный документ

Помимо выявления лица, поставившего электронную подпись, дает возможность проверить отсутствие (наличие) поправок в документе после его подписания

Имеет все свойства, присущие простой и неквалифицированной подписям, но в отличие от них оформляется только в аккредитованных удостоверяющих центрах

Кем и где используется

ЮЛ, ИП и физлицами — в клиент-банках, на различных сайтах (интернет-магазины, портал госуслуг, интернет-услуги и др.)

Физлицами — при отправке документов в налоговые органы через кабинет налогоплательщика.

ЮЛ и ИП — при электронном документообороте внутри компании и среди контрагентов. Поставщиками — при участии в электронных торгах

ЮЛ и ИП — при подписании первичных и налоговых документов, при подтверждении окончательных решений по электронным торгам и др.

По п. 1 ст. 6 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ квалифицированная подпись равноценна ручной подписи во всех случаях — кроме тех, когда законодательством требуется собственноручная подпись на бумажном документе

Подробнее о различиях электронных подписей читайте в нашей статье «Чем отличаются два основных типа электронных подписей?»

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 ФНС будет бесплатно оформлять ЭЦП для юрлиц и ИП. Налоговики планируют начать оказывать услугу уже с 01.07.2021. Подробности см. здесь.

Как получить неквалифицированную электронную подпись

Физлица НЭП могут самостоятельно оформить в своем личном кабинете налогоплательщика. Эта подпись предоставляется бесплатно. Но и действует только при отправке документов налоговым инспекциям через кабинет налогоплательщика. Впрочем, для других целей неквалифицированная подпись физлицам и не подойдет. К примеру, для портала госуслуг нужна либо простая подпись (при запросе справочных данных), либо квалифицированная (при запросе юридически значимых документов).

Юридические лица и ИП неквалифицированную подпись могут либо заказать в удостоверяющих центрах на платной основе, либо бесплатно создать ее собственными силами (или с помощью собственного IT-отдела, опытного программиста). Квалифицированную подпись, в отличие от неквалифицированной, самостоятельно сделать не получится, ее можно только приобрести в аккредитованном удостоверяющем центре.

Дополнительно отметим, что центры, занимающиеся созданием и выдачей неквалифицированных подписей, обязательной аккредитации не подлежат. Стоимость неквалифицированной подписи в удостоверяющих центрах незначительно отличается от стоимости квалифицированной подписи.

Как получить усиленную неквалифицированную подпись, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Итоги

Неквалифицированная подпись нужна только физлицам, отправляющим в налоговые органы документы и декларации через личный кабинет налогоплательщика. Для организаций и ИП применение неквалифицированной подписи актуально лишь при крупных объемах внутреннего или внешнего документооборота и при наличии в штате программистов, владеющих средствами криптографии. В остальных случаях для подписания юридически значимых документов лучше оформлять квалифицированную подпись.

Об особенностях получения и применения квалифицированной подписи читайте в нашей статье «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».

Источник

Усиленная неквалифицированная подпись: в чем особенность, как получить и что говорит закон

Неквалифицированная электронная подпись — это доступная и безопасная подпись, которая может храниться в вашем телефоне, быть всегда под рукой, и при этом защищать вас и ваши данные. Она безопаснее, чем простая ЭП, и гораздо доступнее и дешевле, чем КЭП. При этом ее возможностей достаточно, чтобы подписывать большинство необходимых документов между компаниями, предпринимателями и физлицами. Подробнее — в статье.

Электронная подпись — это набор данных, которые позволяют связать вас с документом, который вы подписываете. Усиленная неквалифицированная электронная подпись сокращенно называется УНЭП или НЭП и создается путем криптографических преобразований на базе ваших персональных данных.

Она может храниться на USB-токене, в облаке или на мобильном устройстве. Чтобы использовать НЭП вам потребуется система работыс документами — она сама обратится к ключу вашей подписи, чтобы подписать документ.

По закону электронная подпись приравнивается к собственноручной. Но есть три вида электронной подписи — у них разные способ выдачи, стоимость и уровень безопасности.

1. Простая электронная подпись (ПЭП).

Это SMS и PUSH-коды, одноразовые пароли, которые вам присылают для подтверждения операции. Когда вы вводите такой код — вы «подписываете» документ, соглашаетесь на покупку или регистрацию где-либо.

Такую подпись вам не нужно никак получать — ее генерирует тот сервис, в котором вы совершаете операцию. Например, банк, сервис Госуслуг, магазин или провайдер. Вам не нужно ничего делать, кроме как ввести проверочный код. Никакой «постоянной» у такой подписи нет — это такое «подтверждение в моменте», которое технически закрепляется и позволяет хоть как-то подтвердить, что вы — это вы.

Конечно, фактически, прочитать код-пароль в телефоне может кто угодно, и с точки зрения безопасности этот способ подтверждения личности весьма сомнителен. Поэтому и подходит он только для незначительных операций. Никто не продаст вам квартиру по ПЭП.

Следующие типы подписи очень похожи — они обе значительно безопаснее ПЭП, это уже подписи, сформированные криптографически.

2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись — УНЭП (или просто НЭП).

НЭП формируется в привязке к конкретному документу и позволяет определить, кто и когда этот документ подписал, и вносились ли в этот документ изменения после подписания.

Технически это более сложный вид подписи, она создается путем криптографических преобразований. Именно поэтому она может защитить вас от подделок подписи и изменения договора задним числом.

Такую подпись можно получить только после подтверждения личности. Для этого используются ваши паспортные данные и фото или личная встреча с вами. Сама подпись может храниться на USB- токене, а может и на мобильном устройстве.

Чтобы использование НЭП было действительным по закону — это должно быть зафиксировано между вами и вторым подписантом. Вы должны подписать документ, в котором написано, что вы оба согласны подписывать документы НЭП и признавать ее равной собственноручной. Эта подпись подходит для большинства операций с документами между компаниями, предпринимателями, самозанятыми и физлицами: подписания договоров, счетов, актов, внутренних документов.

3. Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Это тоже электронная подпись, которая привязана к документу и создается путем криптографических преобразований. Но к ней на государственном уровне предъявляются дополнительные требования и по закону такую подпись можно получить только лично в удостоверяющем центре, либо после встречи с сотрудником центра.

КЭП считается самым безопасным типом подписи — именно она нужна для сделок с недвижимостью, сдачи налоговой отчетности, торгов и для некоторых других типов документов. По большей части — КЭП нужна только для случаев, когда документооборот происходит между вами и государственными органами.

Для обмена документами между компаниями, предпринимателями, самозанятыми и физлицами чаще всего достаточно и неквалифицированной подписи.

Главное отличие НЭП и КЭП — в способе получения подписи. КЭП сложнее оформить — это и дороже, и нужно искать удостоверяющий центр, записываться и ехать в него. В этом плане НЭП куда проще — ее можно выпустить, сидя на диване.

Исходите из того, для чего вам нужна подпись — для подписания документов с контрагентами достаточно НЭП. Тогда вам не нужно все усложнять и переплачивать.

Да, по закону документы, подписанные в том числе неквалифицированной электронной подписью, имеют такую же юридическую силу, как и подписанные собственноручно. Это прописано п. 2 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи»:

«Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».— ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ.

Также в тексте Федерального закона закреплено, что при использовании НЭП способ подписания документов должен быть зафиксирован в соглашении об использовании электронной подписи между участниками документооборота.

Гражданский кодекс в ст.160 частично дублирует закон«Об электронной подписи» и подтверждает его статьи:

«Письменная форма сделки считается соблюденной в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю».

Полный текст закона «Об электронной подписи» вы можете прочитать здесь. Но если кратко — использовать неквалифицированную электронную подпись для подписания документов можно и это законно.

Главное, если используете НЭП, договориться с партнёрами, что вы все согласны считать её аналогом собственноручной подписи. Для этого вам нужно подписать соглашение, в котором вы признаете НЭП аналогом собственноручной подписи.

! В Nopaper это предусмотрено, сервис сам сформирует для вас соглашение, вам останется только подписать его.

Стоимость выпуска неквалифицированной электронной подписи зависит от оператора — в среднем они берут от 300 до 1000 рублей.

В сервисе Nopaper она выдается бесплатно — вы можете скачать приложение и выпустить подпись сами за пять минут.

Для сравнения, стоимость выпуска квалифицированной электронной подписи (КЭП) — от 1000 до 6000 рублей. И ее нужно будет перевыпускать каждый год, а также при утере подписи или изменении личных данных. Перевыпуск будет обходиться в 1500 – 2000 рублей.

Как получить усиленную неквалифицированную электронную подпись?

Выпуск подписи происходит через оператора — вы оставляете заявку, передаете свои персональные данные и для вас выпускают подпись. Есть облачная подпись — тогда вам передадут доступ к ней. Есть вариант с помещением ключа подписи на USB-токен, тогда вам нужно будет приехать и забрать свою подпись в офисе оператора.

Есть и новая технология — мобильная электронная подпись. Это когда ключ подписи хранится в вашем телефоне и вы подписываете документы телефоном через приложение. Как заплатить телефоном, только подписать.

Чтобы выпустить подпись — просто скачайте приложение Nopaper. В нем вы сможете выпустить подпись за пять минут и бесплатно.

Важно: подпись в Nopaper имеет юридическую силу и имеет необходимые сертификаты безопасности. Эта подпись формируется путем криптографического преобразования и по Федеральному закону №63 соответствует всем требованиям, предъявляемым к электронной подписи, и признается равноценной собственноручной подписи.

Пальчиком по экрану — это не НЭП!

Многие приложения предлагают вам наложить рисунок вашей подписи поверх документа или подписать документ пальцем по экрану, будто ручкой. Действующие законы РФ не признают такие способы подписания юридически значимыми. Если вы используете такие системы — учтите, что вы не сможете обратиться с ними в суд и другие госорганы.

Вот у вас есть вордовский документ или PDF и вы хотите подписать его электронной подписью — что делать дальше? С ЭП обмениваться оригиналами также просто, как скан-копиями. Даже проще, потому что сканер не нужен.

Используйте Nopaper. В приложении вы сможете выпустить мобильную электронную подпись за 5 минут, бесплатно и она будет юридически значима.

Вам нужно всего-лишь скачать мобильное приложение Nopaper, пройти процедуру подтверждения личности, чтобы выпустить подпись, загрузить документ и нажать кнопку «Подписать».

Сразу из приложения вы сможете отправить документ и контрагенту, или скачать подписанный документ со штампом о подписании отправить по электронной почте или мессенджеру, как вам удобно.

Можно и через браузер: когда вы выпустили подпись, зайдите в личный кабинет на сайте nopaper.ru, загрузите документ, нажмите кнопку подписать и отправить контрагенту. На ваш телефон придет push-уведомление об ожидании подписания документа — нажмите на пуш, а после на кнопку «подписать».

Документ подписан юридически значимой электронной подписью. Он имеет такую же силу, как и документы, подписанные рукой.

Электронная подпись — это удобно. А мобильная подпись в Nopaper — еще удобнее. Нужно подписать документ? Установите приложение Nopaper прямо сейчас — вы сможете выпустить подпись за 5 минут и подписать первые три документа бесплатно. Мы уверены, что вам понравится 😉

Подпись в Nopaper имеет юридическую силу и имеет необходимые сертификаты безопасности. Эта подпись формируется путем криптографического преобразования и по Федеральному закону №63 соответствует всем требованиям, предъявляемым к электронной подписи, и признается равноценной собственноручной подписи.

Вся инфраструктура Nopaper безопасна и соответствует ФЗ №152. Продукт разработан резидентами фонда Сколково, экспертами в области цифровой безопасности компанией SafeTech и компанией Abanking, которая разрабатывает цифровые решения для десятков банков России.

Источник

Унэп подпись что это

Статья 5. Виды электронных подписей

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи.

4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.

Источник

Для чего нужна неквалифицированная электронная подпись

Усиленная неквалифицированная ЭЦП используется для идентификации автора электронного документа, подтверждения его целостности и неизменности после подписания. Применение неквалифицированной электронной подписи допускается для документов, которые не требуют заверения печатью. Этот вид ЭЦП выпускается с использованием специального программного комплекса, следовательно, сделать её в домашних условиях невозможно.

Есть ли юридическая сила у неквалифицированной электронной подписи

Основные функции неквалифицированной электронной подписи — идентификация владельца подписи и подтверждение отсутствия изменений в документе после его подписания.

При соблюдении определённых условий такая ЭЦП может приравнивать электронные документы к бумажным и использоваться для всех видов правовых отношений, установленных действующим законодательством. Отличие неквалифицированной электронной подписи от квалифицированной заключается в том, что квалифицированная признаётся аналогом собственноручной подписи во всех случаях и создаётся исключительно при помощи сертифицированных программных средств.

Для признания юридической значимости неквалифицированной ЭЦП необходимо провести ряд дополнительных «бумажных» мероприятий — например, заключить дополнительное соглашение между участниками документооборота или закрепить равнозначность квалифицированной и неквалифицированной ЭЦП отдельным нормативно-правовым актом. Важно понимать, что в случае судебных разбирательств главным доказательством будет именно соглашение, и, если пренебречь важностью документа, спор решится не в вашу пользу.

В случае с квалифицированной электронной подписью все споры решаются проведением экспертизы удостоверяющим центром по конкретному документу и электронной подписи.

Где можно использовать неквалифицированную электронную подпись

Неквалифицированная электронная подпись может применяться:

Отправка налоговых документов в ФНС является одним из наиболее популярных методов применения неквалифицированной ЭЦП среди физических лиц. Для этого достаточно авторизоваться на сайте Федеральной налоговой службы и воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика. Таким образом наличие неквалифицированной электронной подписи ускоряет и упрощает взаимодействие граждан с налоговым органом. В то же время сфера применения неквалифицированной электронной подписи не распространяется на подачу отчётности в налоговую службу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для этой цели ключ используемой электронной подписи должен быть выдан аккредитованным удостоверяющим центром.

Также распространенной сферой применения неквалифицированной электронной подписи являются электронные торги. Требования к сертификату электронной подписи диктуются регламентом электронной площадки. Неквалифицированная ЭЦП подходит для участия в аукционах с госзаказчиками на электронных торговых площадках.

Как защитить неквалифицированную ЭЦП

Защищённым устройством, как и в случае с квалифицированной электронной подписью, обычно служит физический носитель, обеспечивающий надёжное хранение ключей. Компания «Инфотекс Интернет Траст» рекомендует своим пользователям USB-ключ JaCarta LT для защиты неквалифицированной электронной подписи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *