Умыкали девиц у воды что значит
Как умыкали невест на Руси
Исследователи матримониальных отношений, говоря о способности женщины на Руси самостоятельно выбирать себе мужа, выделяют два исторических периода, когда на эту проблему смотрели по-разному.
Браки, совершавшиеся во времена многобожия и после принятия христианства, отличаются не только церемониалом, но и границами свободы волеизъявления представительниц прекрасного пола.
Умыкание невесты
У древних славян, поклонявшихся языческим богам, существовал обряд умыкания, то есть похищения невесты. Это деяние в те далёкие времена считалось весёлым действом, имевшим, по мнению Рамбо, символическое значение, поскольку совершалось исключительно по доброй воле девушки.
Это основополагающее условие свидетельствует о том, что в дохристианской Руси учитывались индивидуальные интересы и мнение женщины, которая была вовлечена в матримониальные дела.
Летописец Нестор в «Повести временных лет», описывая ритуал умыкания, повествует о том, что обычно он проводился с середины весны до середины лета, в период между двумя праздниками, посвящёнными богине любви Ладе и Ивану Купале.
Девица, заблаговременно давшая своё согласие на брак, якобы невзначай приходила к воде, где её «вероломно» похищал поджидавший суженный. Поскольку все вокруг знали о готовившемся умыкании, это действие расценивалось не как преступление, а как инсценировка, отсюда пошло выражение «играть свадьбу».
А Шпилевский замечает, если даже умыкание происходило без ведома невесты, за женщиной всё равно оставалось право самостоятельного выбора, вернуться в отчий дом и подвергнуть похитителя суду, или остаться с мужем.
В своей книге «Женщины Древней Руси» Пушкарёва отмечает, что традиция умыкания среди высших сословий сошла на нет с крещением Руси в Х веке, хотя в среде простого населения она просуществовала вплоть до XV века. Об этом факте свидетельствуют многочисленные песни, былины, а также церковные епитимии, стремившиеся искоренить этот языческий обычай.
Рогнеда
О том, что в дохристианской Руси свободная воля женщины учитывалась родителями при заключении брака, красноречиво доказывает трагическая судьба полоцкой княжны Рогнеды. Когда еще некрещёный князь Владимир решил жениться на ней, он послал к её отцу сватов, однако Рогволод, прежде чем дать ответ, обратился к дочери, чьё мнение было определяющим.
Рогнеда, будучи влюбленной в сводного брата Владимира, отказала князю, причём в весьма оскорбительной форме, заявив «…не хочу разути сына робичича (сына рабыни)». Хотя родители Рогнеды не пошли против её воли, что подтверждает право женщины на личный выбор мужа, однако она всё-таки стала женой Владимира.
Венчанный брак
С принятием христианства на Руси, то есть с 988 года, священнослужители начали активную борьбу с языческими традициями, в числе которых значилось умыкание невест.
На смену обычаю умыкания пришёл венчальный брак, который должен был быть оформлен с согласия родителей молодожёнов исключительно в стенах храма.
Таинство венчания предваряли помолвка и брачный сговор, которые, как отмечает Пушкарёва, практически в одинаковой степени не учитывали чаяний, как женщины, так и мужчины, поскольку в большей части представляли собой имущественную сделку.
Родители выбирали пару своим детям, исходя из своих интересов, не считаясь с их чувствами и желаниями, именно поэтому нельзя утверждать, что X-XV веках наблюдалось ущемление брачных прав исключительно девушек, поскольку юноши тоже не обладали своеволием.
Подобранные родственниками жених и невеста не могли встречаться наедине, обсуждать детали брачного дела или объявлять о помолвке, за них всё делали родные.
Хотя в 50-ой главе Кормчей книги – своде религиозных и светских канонов, которыми руководствовались при управлении церковью и в церковном суде, согласие молодых обоих полов на союз было обязательным условием заключения брака.
Устав Ярослава Мудрого
О возможности женщин принимать участие в собственной судьбе повествуют статьи, зафиксированные Ярославом Мудрым в сборнике законов «Русская Правда».
В 24-ой статье своего Устава, Ярослав Мудрый постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок вне зависимости от пола «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или совершит его.
33-я статья того же юридического акта гласит о запрете принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», наложить на них денежные пени. Но, несмотря на законы, многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.
Не в первый раз
Исследуя матримониальные отношения, Пушкарёва выяснила, что женщины вступавшие в брак не в первый раз, могли самостоятельно выбирать себе супруга, без согласования его кандидатуры с родственниками.
Вообще повторные свадьбы на Руси не приветствовались, но если молодая становилась вдовой с малолетними детьми или не могла родить ребёнка в предыдущем браке, то повторный брак вполне был возможен.
Самовольный брак
Не желая мириться с выбором родителей, некоторые девицы убегали из дому и заключали самостоятельный брак с избранником сердца. Такой способ супружества назывался «самокруткой» и совершался церковью тайно, без соблюдения протокола и лишних церемоний.
Став законными супругами, молодожёны отправлялись к отцу с матерью за благословением, и если родители мужа быстро мирились с фактом ослушания, то родственники жены могли никогда не простить дочери этого проступка.
Примак
Наряду с традиционным браком, когда жена после свадьбы уходила жить в дом мужа, с древних времён существовал союз, когда зять переезжал в дом супруги.
При этом жених с невестой как бы менялись местами и обязанностями: девушка сама шла сватать парня, который готовил себе приданое и собирал накануне свадьбы не мальчишник, а девичник. Считалось, что этот молодец, которого в народе называли примаком, «выходит замуж» и имеет меньше прав, чем его жена.
Как славяне умыкали девушек
Всем знаком свадебный обычай похищения невесты. Но если в настоящее время эта часть праздничного торжества является игрой, то в древние века с похищения девицы начиналась и сама супружеская жизнь.
Умыкание девиц
Древние славяне не имели института брака, и семейные традиции могли разниться от племени к племени. Например, в одном роду было принято многоженство, а в соседней деревне мужчина мог жить только с одной женщиной. Но начало семейной жизни молодых людей всегда начиналось с умыкания невесты.
Некоторые славянские племена, особенно северные, жили достаточно замкнутыми коммунами. Если поселение было старым, многие его жители становились друг другу родственниками. Но уже в древности людям было хорошо известно об опасности инцеста между близкими родичами, поэтому молодым девушкам и парням приходилось искать себе пару в соседних племенах.
Иногда случалось так, что соседние деревни враждовали, и тогда похищение невест осуществлялось в самом прямом смысле. Как правило, такое похищение было массовым: девушки редко гуляли в окрестностях своих поселений поодиночке. К тому же, нередко их сопровождали вооруженные братья. В этом случае могло случиться и побоище.
Похищенных девушек увозили в другую деревню. На следующий день родителям похищенной надлежало выслать дары, чтобы не усугублять вражду. После этого девушка становилась замужней женщиной.
Любовные игрища
Но чаще славянские племена находились в добрососедских отношениях. И тогда умыкание девушек проводилось во время совместных праздников и развлечений.
Случалось это, как правило, летом, во время сенокоса или летнего солнцестояния. Население нескольких деревень собиралось на большом лугу возле леса, где люди разжигали костры, пели песни, угощали друг друга различными яствами. В это время парень мог умыкнуть понравившуюся девушку в лес и провести с ней там ночь.
Обычно такое случалось по предварительному сговору. Влюбленные просто убегали в лес и возвращались под утро уже мужем и женой. Но бывало так, что родители кого-то из возлюбленных были против брака. Тогда на поиски сбежавших собирались вооруженные родственники. Если им не удавалось найти пару в течение суток, молодые люди считались поженившимися.
Искоренение обряда
Принято считать, что языческий обряд умыкания невесты пропал после установления христианства на Руси. Однако в разных поселениях его пытались запретить и раньше. Связано это, скорее всего, с начавшимся социальным расслоением славянского общества. Так, у вятичей в VII-VIII веках было запрещено похищение девушек знатного сословия.
Но и в обычных деревенских семьях родственники могли возмутиться, если парень из бедной семьи украл бы дочь богатого купца. В зависимости от ситуации, такой брак мог быть непризнанным.
Тогда же произошло и усиление значения калыма. У славян вознаграждение за приобретение невесты называлось «вено». За красивую и богатую девушку надо было платить больше. Поэтому, если бедный юноша украдет такую, его семье пришлось бы очень трудно. А без оплаченного вена брак считался бы недействительным.
Умыкание
Полезное
Смотреть что такое «Умыкание» в других словарях:
умыкание — обряд, умычка, похищение, кража, увоз Словарь русских синонимов. умыкание см. похищение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
УМЫКАНИЕ — форма заключения брака (похищение невесты). Возникла в древности и сохраняется у некоторых народов; распространена как игровой свадебный обряд у многих народов … Большой Энциклопедический словарь
УМЫКАНИЕ — УМЫКАНИЕ, умыкания, ср. (Этногр.). Похищение невесты у ее родителей, сохранившееся теперь у некоторых народов как пережиточный от родового быта обряд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
УМЫКАНИЕ — УМЫКАНИЕ, я, ср. 1. см. умыкнуть. 2. У нек рых народов: форма заключения брака похищение невесты у её родителей, увоз. Брак умыканием. Обычай умыкания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
умыкание — умыкание, заключение брака через похищение невесты. Часто служило способом избежать уплаты брачного выкупа. Настоящее (насильственное) умыкание было редким явлением. Более распространено фиктивное умыкание по предварительной договорённости … Энциклопедия «Народы и религии мира»
умыкание — я; ср. 1. к Умыкнуть умыкать. У. невесты. У. наследства. У. крупной суммы денег. 2. У некоторых народов Кавказа, Средней Азии: обычай вступать в брак путём предварительного похищения невесты. У. девушки. У. ещё не ушло в прошлое. Родители и… … Энциклопедический словарь
Умыкание — форма заключения брака путём похищения невесты. Различают настоящее (насильственное) и фиктивное У., совершаемое по предварительной договорённости семей жениха и невесты. Первое из них, по преобладающему в современной науке мнению, всегда … Большая советская энциклопедия
умыкание — (умычка), форма заключения брака путем похищения девушки. У. появилось в период разложения первобытнообщинного строя, гл. обр. как средство обойти сложившиеся ограничения брачных норм. Обычай У. известен народам Африки, ср. Азии, Кавказа, Океании … Сексологическая энциклопедия
Умыкание — ср. 1. процесс действия по гл. умыкать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
умыкание — умыкание, умыкания, умыкания, умыканий, умыканию, умыканиям, умыкание, умыкания, умыканием, умыканиями, умыкании, умыканиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Умыкание: почему русские отказались от обычая похищения невесты
Практика насильственного склонения девушек к замужеству издревле знакома большинству народов мира. В некоторых регионах, таких, например, как страны Кавказа или Средняя Азия, этот обряд оказался невероятно живучим и в том или ином виде дожил до современности. В определенном смысле такая практика может прийтись на руку как жениху, так и родителям невесты. Сторона мужа, соответственно, может обойтись без обязательной в иных случаях выплаты калыма. Сторона невесты может обойти при помощи постановочной «кражи» ряд обычаев. Например – выдать младшую дочку вперед старшей. Однако, в историческом прошлом этот обычай был присущ не только народам востока, но и славянам. В русской традиции этот обычай известен под названием «умыкание».
Умыкание невест в языческие времена
Увы, мы совсем немногое знаем о традиционных верованиях восточных славян. Связано это с тем, что эта древняя культура не сумела обзавестись письменностью, и, соответственно, у нас не осталось оригинальных документов и воспоминаний, которые были бы составлены носителями живой древнерусской языческой традиции. То немногое, что нам известно о давних временах и нравах людей той эпохи, мы узнаем из немногочисленных записок православных летописцев. Тексты эти были составлены спустя столетия со дня низвержения славянских идолов, их авторы мало того, что сами никогда лично не принимали участия в древних обычаях и обрядах, которые описывали, но и относились к ним подчеркнуто негативно и предосудительно. Дело в том, что старинные летописцы не ставили своей целью беспристрастное и максимально точное отображение исторических событий, более того – зачастую они особо и не вдавались в детали того, что описывали. Особенно, конечно, в специфику языческих обрядов, отгремевших столетия назад. Относиться к словам православных средневековых книжников надо с большой осторожностью. Однако они подтверждают то, что древние славяне действительно с завидной регулярностью крали себе невест. В «Летописи временных лет», в частности, появляются следующие осуждающие строчки.
«А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
Согласно запискам средневековых монахов обычай этот был широко распространен в теплое время года: крали чаще у воды и в промежуток от некоего праздника богини Лады и до Ивана Купалы.
Нет сомнений в том, что такая традиция действительно существовала, с точки зрения этнографии это вполне заурядное, типичное явление, но вот детали, уточненные монахами, вызывают некоторое сомнение. Во-первых – у современных ученых есть все основания серьезно сомневаться в существовании самого такого женского языческого божества, как Лада. Скорее всего, ее появление – следствие ошибки в коммуникации. Далекие от крестьянских традиций церковники слышали на народных гуляниях старинный песен рефрен «лади-лади-люли-люли» и по ошибке думали, что в нем заключен некий тайный языческий посыл (хотя, кстати, это всего-то искаженный христианский возглас «аллилуйя»). Второй сомнительный момент кроется именно в обычае кражи у водоемов. Тут, правда, ошибку допустил не сам летописец, а его интерпретаторы. Очевидно, что он на самом имел в виду слово «увод», но из-за того, что древнерусский текст писался уставом, т.е. без пробелов между словами, ранние ученые ученые по оплошности прочли это как «у вод».
В целом же обычай кражи невесты входит в довольно интересную и, одновременно, очень слабо изученную тему о роли женщины в языческих сообществах. Вопреки тому, что утверждать что-либо о непосредственно древнерусской дохристианской старине достаточно сложно, можно предположить, что участь русских женщин была непростой. Достоверно известно, что древние славяне практиковали многоженство. И можно (не без доли опаски) провести аналогии между язычеством славян и их ближайших родственников по индоевропейской семье – балтов. Балтские народы были непримиримыми язычниками (из-за чего, к слову, большая часть этих народностей и сгинула в Средние века) и их языческая традиция, канувшая в Лету уже на излете средневековья, довольно хорошо известна. Так, например, древние прусы, жившие на территории современной Калининградской области, относились к женщинам довольно пренебрежительно. Археологам известны находки захоронений знатных прусов, в которых находят останки всех их жен, задушенных и похороненных вместе с мужем.
Также сложно судить о том, как к умыканию невест относилось языческое раннесредневековое общество. Вероятно – терпимо, но без большого поощрения. Известно, что равноапостольный князь Владимир, в бытность свою язычником, насильно взял в жены полоцкую княжну Рогнеду Рогволдовну, предварительно взяв штурмом ее родной непокорный город.
Умыкание невест в христианское время
Древнейшая традиция кражи невест надолго пережила языческую эпоху. Попутно, правда, она лишилась своего потенциального ритуального наполнения и превратилась в нечто повсеместно порицаемое. Связано это было с прямым запретом православной церкви. Тем не менее временами такое происходило. Порой это делалось по обоюдному согласию: родители невесты были против выбранной ею партии, а потому молодым приходилось идти на такой экстремальный шаг, рискуя покрыть свои имена позором и разбить родительские сердца.
Будучи не самым популярным явлением на Руси, умыкание невест было довольно широко распространено в других регионах проживания славян. Этим грешили чехи, поляки, украинцы. Но особо часто это происходило в среде южных славян Балканского полуострова. Причем у болгар кража невесты была дополнительно оформлена на символическом уровне. Считалось, что такой поступок способствует богатому урожаю.
В эпоху этнографической современности старинный языческий обычай полностью утратил свои позиции и ныне считается уголовно наказуемым поступком. Единственное, что свидетельствует о распространенной некогда практике, это шуточный ритуал кражи невест на русских свадьбах.
Умыкание: почему русские перестали красть невест
Практика насильственного замужества существовала у большинства народов мира. В некоторых культурах эта традиция существует и до сих пор. Была она и у русских, но в силу определенных обстоятельств нашему народу пришлось отказаться от нее.
Умыкание невест в языческие времена
Увы, мы совсем немногое знаем о традиционных верованиях восточных славян. Связано это с тем, что эта древняя культура не сумела обзавестись письменностью, и, соответственно, у нас не осталось оригинальных документов и воспоминаний, которые были бы составлены носителями живой древнерусской языческой традиции. То немногое, что нам известно о давних временах и нравах людей той эпохи, мы узнаем из немногочисленных записок православных летописцев. Тексты эти были составлены спустя столетия со дня низвержения славянских идолов, их авторы мало того, что сами никогда лично не принимали участия в древних обычаях и обрядах, которые описывали, но и относились к ним подчеркнуто негативно и предосудительно. Дело в том, что старинные летописцы не ставили своей целью беспристрастное и максимально точное отображение исторических событий, более того – зачастую они особо и не вдавались в детали того, что описывали. Особенно, конечно, в специфику языческих обрядов, отгремевших столетия назад. Относиться к словам православных средневековых книжников надо с большой осторожностью. Однако они подтверждают то, что древние славяне действительно с завидной регулярностью крали себе невест. В «Летописи временных лет», в частности, появляются следующие осуждающие строчки.
«А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
Согласно запискам средневековых монахов обычай этот был широко распространен в теплое время года: крали чаще у воды и в промежуток от некоего праздника богини Лады и до Ивана Купалы.
Нет сомнений в том, что такая традиция действительно существовала, с точки зрения этнографии это вполне заурядное, типичное явление, но вот детали, уточненные монахами, вызывают некоторое сомнение. Во-первых – у современных ученых есть все основания серьезно сомневаться в существовании самого такого женского языческого божества, как Лада. Скорее всего, ее появление – следствие ошибки в коммуникации. Далекие от крестьянских традиций церковники слышали на народных гуляниях старинный песен рефрен «лади-лади-люли-люли» и по ошибке думали, что в нем заключен некий тайный языческий посыл (хотя, кстати, это всего-то искаженный христианский возглас «аллилуйя»). Второй сомнительный момент кроется именно в обычае кражи у водоемов. Тут, правда, ошибку допустил не сам летописец, а его интерпретаторы. Очевидно, что он на самом имел в виду слово «увод», но из-за того, что древнерусский текст писался уставом, т.е. без пробелов между словами, ранние ученые ученые по оплошности прочли это как «у вод».
В целом же обычай кражи невесты входит в довольно интересную и, одновременно, очень слабо изученную тему о роли женщины в языческих сообществах. Вопреки тому, что утверждать что-либо о непосредственно древнерусской дохристианской старине достаточно сложно, можно предположить, что участь русских женщин была непростой. Достоверно известно, что древние славяне практиковали многоженство. И можно (не без доли опаски) провести аналогии между язычеством славян и их ближайших родственников по индоевропейской семье – балтов. Балтские народы были непримиримыми язычниками (из-за чего, к слову, большая часть этих народностей и сгинула в Средние века) и их языческая традиция, канувшая в Лету уже на излете средневековья, довольно хорошо известна. Так, например, древние прусы, жившие на территории современной Калининградской области, относились к женщинам довольно пренебрежительно. Археологам известны находки захоронений знатных прусов, в которых находят останки всех их жен, задушенных и похороненных вместе с мужем.
Также сложно судить о том, как к умыканию невест относилось языческое раннесредневековое общество. Вероятно – терпимо, но без большого поощрения. Известно, что равноапостольный князь Владимир, в бытность свою язычником, насильно взял в жены полоцкую княжну Рогнеду Рогволдовну, предварительно взяв штурмом ее родной непокорный город.
Умыкание невест в христианское время
Древнейшая традиция кражи невест надолго пережила языческую эпоху. Попутно, правда, она лишилась своего потенциального ритуального наполнения и превратилась в нечто повсеместно порицаемое. Связано это было с прямым запретом православной церкви. Тем не менее временами такое происходило. Порой это делалось по обоюдному согласию: родители невесты были против выбранной ею партии, а потому молодым приходилось идти на такой экстремальный шаг, рискуя покрыть свои имена позором и разбить родительские сердца.
Будучи не самым популярным явлением на Руси, умыкание невест было довольно широко распространено в других регионах проживания славян. Этим грешили чехи, поляки, украинцы. Но особо часто это происходило в среде южных славян Балканского полуострова. Причем у болгар кража невесты была дополнительно оформлена на символическом уровне. Считалось, что такой поступок способствует богатому урожаю.
В эпоху этнографической современности старинный языческий обычай полностью утратил свои позиции и ныне считается уголовно наказуемым поступком. Единственное, что свидетельствует о распространенной некогда практике, это шуточный ритуал кражи невест на русских свадьбах.