Умница уилл хантинг о чем
Что полезного посмотреть? Психологическая рецензия на фильм «Умница Уилл Хантинг»
«Мы всегда должны выбирать, кого впускать в наш маленький мир. Ты тоже несовершенен. Эта девушка, которую ты встретил, — она тоже несовершенна. Главное в том, совершенны ли вы друг для друга». Шон Мэгуайр, цитата из фильма.
Новый взгляд на старые вещи — давайте посмотрим на фильмы под новым углом!
Когда смотришь фильм сам, то смеешься, радуешься или сопереживаешь героям, делаешь свои заключения. А когда выводами делится кто-то другой, то это проливает новый свет на некоторые аспекты картины. Мы предлагаем выделять фильмы о личностном росте и смотреть их с психологической точки зрения, чтобы на чужих примерах научиться новому, понять себя или других.
Мы делимся с вами нашей первой психологической рецензией на кино «Умница Уилл Хантинг».
Год: 1997.
Страна: США.
Режиссер: Гас Ван Сент
В главных ролях: Мэтт Деймон, Робин Уильямс, Бен Аффлек, Стеллан Скарсгорд.
Жанр: драма.
Рейтинг фильма на «Кинопоиск»: 8.0.
Рейтинг фильма IMDB: 8.3.
О фильме: Уилл Хантинг — 20-летний вундеркинд из Бостона, который то и дело ввязывается в неприятные истории. И когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики берет его под свою опеку, но при одном условии: Уилл должен пройти курс психотерапии. Сеансы «перевоспитания», начавшиеся с недоверия, постепенно перерастают в дружбу между Уиллом и его наставником.
Кому будет полезен этот фильм?
Психологическая рецензия
Гениальный мальчик рос в атмосфере, где его поведение не сильно влияло на такие важные параметры в детстве ребенка, как чувство безопасности и стабильности.
Безусловная забота и любовь со стороны родителей не имели места. Однажды пьяный отчим избивает Уилла. Такое отношение приводит ребенка в тревожное состояние, которое диктует попытки постоянно контролировать все происходящее в жизни и стараться избегать всего нового, особенно ситуаций, где можно быть отвергнутым близкими людьми.
При этом ребенку очень тяжело понять, что его наказывают не потому, что с ним что-то не так, а потому, что проблемы у родителя. Это приводит к стойкой убежденности в том, что он не заслуживает любви и, как только его узнают поближе, его точно отвергнут и унизят.
Как результат, у Уилла формируется избегающее поведение, проявляющееся в личных отношениях, — он избегает глубоких отношений и близости.
Уилл участвует только в поверхностных отношениях и прекращает их, как только чувствует, что его засасывает, или появляются малейшие признаки недовольства со стороны партнера. Это делается для того, чтобы бросить первым и не испытать боли отвержения.
Он постоянно играет роль, так как есть уверенность, что он недостаточно хорош, и это не позволяет выстраивать глубокие и доверительные отношения. Уилл предпочитает избегать какой-либо новой деятельности, чтобы не допустить провала и критики со стороны — того, что очень ценно.
Рекомендация родителям, которые нашли эту ситуацию схожей с проблемой своего ребенка
Ваша главная задача — создать ощущение безопасности, стабильности и ощущение предсказуемости, понятности вашего поведения для вашего ребенка.
Он должен понимать, почему вы чем-то недовольны. Например, если вы срываетесь на него из-за проблем на работе, то лучше не пытаться доказать себе и ребенку, что он все-таки виноват. А сказать ему даже не просто «извини», а объяснить, что вы рассержены из-за того и того и не смогли сдержаться. И вы на самом деле хотели бы донести свое недовольство его поведением другим способом, но не смогли и очень сожалеете.
Вам надо принять, что вы несовершенны. И лучше всего, чтобы ваш ребенок тоже это понимал. Главное, чтобы он всегда ощущал, что вы не надзорный орган, а вы на его стороне и в его команде.
Психотерапия в фильме и ее особенности
Хорошо показано, что психотерапия бывает разной и это не обязательно гипноз или подбадривающий, успокаивающий доктор.
На протяжении всей картины психотерапевт проясняет реальность:
sunisex
Sunisex
Умница Уилл Хантинг сделал выбор. Свой ли?
Два часа фильма «Умница Уилл Хантинг» главный герой гробит свою жизнь. Молодой парень, которого играет Мэтт Дэймон, обладает гениальными способностями в математике, но вместо того, чтобы учиться и/или работать и развивать свой талант, он предпочитает пить пиво с друзьями, работать уборщиком в колледже, потом на стройке, драться с другими ребятами и так день за днем. В финале фильма режиссер вроде бы рисует хэппи энд, как результат встречи Уилла с психотерапевтом, но так ли это на деле?
Человек сам кузнец своего счастья и несчастья. И Уилл делает все для того, чтобы попасть в неприятности, по сценарию фильма он оказывается в тюрьме.
Но жизнь всегда дает шанс, и о его уникальном таланте узнает профессор математики, который понимая, что такой дар большая ценность, пытается помочь парню выпутаться из неприятностей и найти применение своим талантам. И по условию освобождения из тюрьмы Уилл должен пройти курс психотерапии.
Уилл со скрипом соглашается на курс психотерапии и всячески издевается над психотерапевтами. Последние, в свою очередь, отказываются работать с таким клиентом, тем более что им за это не платят.
Как бы смешно не выглядели психотерапевты в фильме, отсутствие у клиента желания решать свои проблемы уже более чем достаточное условия для того, чтобы поставить крест на этом процессе. Тем более, когда клиент сам не платит, то есть не прикладывает никаких усилий чтобы помочь самому себе. В отличие от медицинского лечения, в психотерапии основная работа ложится на плечи самого клиента и без его желания и усилий результата не будет, каким бы талантливым не был психотерапевт.
Впрочем и все психотерапевты в фильме явно не на высоте, что можно понять по их реакции на поведение Уилла, они демонстрируют собственные комплексы перед лицом умного, хоть и негативно настроенного клиента.
Но один психотерапевт, однокашник и видимо в прошлом друг профессора математики, принимает вызов Уилла, несмотря на то, что и его Хантинг «выбивает из седла» на первой же консультации. Но так как в данном случае существует еще и негласное соперничество с бывшим и более успешным приятелем ― профессором математики, то и мотивация у психотерапевта «победить» проблему клиента значительно выше.
В фильме между психотерапевтом и клиентом много общего. Они выросли в одном районе Бостона, оба сталкивались с насильем в семье. И перед лицом важного выбора, который рано или поздно встает перед каждый человеком они принимают в итоге схожее решение.
Психотерапевт, учился вместе с профессором математики в одном из лучших учебных заведений, и судя по всему, обладал способностями и талантами выше среднего. Но в результате стал обычным преподавателем государственного колледжа, по сути став неудачником в жизни.
И те душевные муки и тоска, которые он испытывает по умершей жене являются лишь проекцией и замещением. Его гнетет не столько утрата близкого человека, сколько осознание, что он утратил те возможностей, что были открыты перед ним в жизни и от которых он сам отказался. Поэтому он не любит посещать и встречи выпускников, так как большинство тех, кто приходит туда, распорядились своей жизнью более прагматично.
Психотерапевт в фильме сам предстает временами как клиент. Пытаясь оправдать свой жизненный выбор любовью к своей жене, он не только оправдывает себя, но и подспудно пытается навязать его Уиллу, хоть на словах и говорит о том, что парень сам должен сделать выбор.
В конце фильма Уилл делает выбор, уезжая к своей девушке в Калифорнию. Повторяется историю, которую прожил психотерапевт, не случайно он называет это решение Уилла плагиатом (трансфер в психологии).
Но может ли другой человек стать ответом на ключевой вопрос собственного существования? Каждый должен исполнить свое предназначение и наиболее полно реализовать в жизни свои способности и таланты. Может ли другой человек сделать это за нас? Ведь ему также предстоит решить эту проблему и за себя?
Этот вопрос не приемлет коллективных ответов, каждый оказывается в одиночку перед его лицом и должен дать на него свой личный ответ. А жизнь рассудит, кто достоин медали, а кто лишь тоски и депрессии.
Умница уилл хантинг о чем
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Рецензия на фильм «Умница Уилл Хантинг
Название: Умница Уилл Хантинг
Оригинальное название: Good Will Hunting
Год выхода: 1997
Жанр: Драма
Режиссер: Гас Ван Сэнт /Gus Van Sant/
В ролях: Робин Уильямс /Robin Williams/, Мэтт Дэймон /Matt Damon/, Бен Эффлек /Ben Affleck/, Стеллан Скарсгард /Stellan Skarsgard/, Минни Драйвер /Minnie Driver/, Кэйси Эффлек /Casey Affleck/
Выпущено: Miramax Films
Продолжительность: 2:04
Уилл Хантинг (Мэтт Дэймон) — двадцатилетний хулиган и раздолбай из бедных кварталов Бостона, наделенный редким математическим талантом. Сюжет фильма построен на необходимости выбора Уиллом одного из двух направлений в жизни: «иметь» (славу, деньги, доступ к новейшим научным разработкам) или «быть» (обычным любящим человеком). Профессор Ламбо (Стеллан Скарсгард), заработавший себе имя ценой отказа от личной жизни, и психотерапевт Шон Магуайер (Робин Уильямс), посвятивший свою жизнь любимой жене, тянут Хантинга в разные стороны, отстаивая каждый свою правду. А что же хочет сам гений? Он хочет, чтобы его оставили в покое.
Хантинг почти никому не верит и боится идти на близкий контакт с людьми. Ему кажется, что люди не могут дать ему больше, чем он может прочесть в книгах. Боясь привязаться и быть брошенным, он бежит от любви.
Хорош и монолог Уилла в ответ на предложение работать на военную разведку:
«Почему бы мне не работать на Управление Национальной Безопасности? Серьезный вопрос, но я попробую ответить. Представим, что я на вас работаю. Кто-то пишет на моей доске шифр, который никто не может раскрыть. Может, я попробую и, возможно, расшифрую его. Буду гордиться собою. Но, может быть, это был шифр какой-нибудь освободительной армии в Северной Африке или на Ближнем Востоке. И как только узнают их месторасположение, деревня, где они скрываются, будет уничтожена, и пятнадцать сотен человек, которых я в глаза не видел, будут убиты. Политики скажут: «Пошлем туда военно-морские силы, чтобы обезопасить этот район». Им ведь насрать — не их сын лежит там убитый. Их, типа, там не было, когда оглашали номера жетонов, ведь они оттрубили свое в теплой и уютной Национальной Гвардии. Там будет воевать какой-нибудь паренек из Саути, получит заряд шрапнели в задницу, вернется назад и обнаружит, что его ферма отдана эмигрантам той страны, из которой он только что вернулся. И парень со шрапнелью в жопе вернется на свою прежнюю работу на заводе — за пятнадцать центов в день, без перерывов и душевых. Позже он сообразит, что его посылали туда лишь потому, что правительство той страны будет продавать нам нефть по хорошей цене, а нефтяные компании, естественно, используют это недоразумение для того, чтобы увеличить цены на нефть дома и срубить быстрые бабки. Но это не поможет моему парню покупать галлон бензина за два пятьдесят. А нефтяные компании не так уж будут спешить поставлять ту нефть в Штаты. Может, они даже найдут пьяницу-шкипера, который обожает мартини и слалом среди айсбергов. Очень скоро он столкнется с одним из них, прольет нефть, убьет жизнь в Северной Атлантике. И вот мой дружище остался не у дел. Ему нечем заправить автомобиль, поэтому в поисках работы он ходит пешком. И ему херово, потому что его продырявленная задница страдает еще и от геморроя. Он еще и голодает, потому что каждый раз, когда он находит что-нибудь поесть — это лишь отравленная рыба, которую поставляют квакеры из «Норд Атлантик». Так вот, у меня есть идея получше — почему бы сразу не подстрелить моего приятеля, забрать у него ферму и отдать ее повстанцам из той страны, затем поднять цены на бензин, разбомбить деревню, перестрелять детенышей морских котиков и пойти служить в Национальную Гвардию? С такой программой я вполне могу баллотироваться в президенты, да?»
Фильм смотрится легко, иногда заставляет смеяться, иногда вынуждает смахивать набежавшую слезу. Не могу сказать, что фильм относится к кинематографическим шедеврам, но посмотреть его стоит.
Ко всему прочему, лично меня фильм заставил лишний раз задуматься об образовании, о том, что же нам преподают бесплатно или за деньги, в школе, в ВУЗах и на ФПК. Образование часто является просто одним из видов бизнеса, а не системой по воспитанию широко мыслящей профессионально подкованной личности. Нам с детства прививают излишнюю склонность к цитированию известных авторов, а не к формированию собственного оригинального мнения.
Этот фильм относится к разряду тех картин, которые нравятся практически всем. Если по поводу ряда других проектов, вошедших в золотые фонды мирового кинематографа, бывает достаточно много разногласий, то «Умницу Уилла Хантинга» большинство людей оценивает, как минимум, как достаточно неплохое кино.
Кадр из фильма Умница Уилл Хантинг
Конечно, не каждого он восхитит до глубины души и растрогает до слез. Будем откровенны: для искушенного зрителя сюжетная линия этой картины может показаться достаточно простой (если бы она не была преподнесена настолько изящно – можно было бы даже сказать «банальной»). Здесь нет каких-то заумных заковырок, очень глубоких мыслей, разворачивающихся по мере повествования и, в конце концов, заставляющих побледнеть до кончиков волос от осознания невероятной пронзительности и многозначительности того, что было рассказано с экрана.
Это просто добрый, логичный, аккуратно и красиво оформленный фильм, восприятие которого во многом зависит от впечатлительности и настроения зрителя. Как минимум, он может стать способом приятно провести время и оставить после себя теплые, приятные впечатления. Как максимум, он может подтолкнуть к тому, чтобы задуматься о своей жизни, о принимаемых каждый день решениях, о правильности расстановки приоритетов и, возможно, что-то изменить. Все здесь очень понятно, очень последовательно и очень грамотно: создателей фильма можно похвалить, в первую очередь, за то, насколько профессионально они рассказали эту историю, не забыв ничего хоть сколько-нибудь нужного и не добавив абсолютно ничего лишнего.
Гений со сложным характером
Подкупает в этой картине многое, в одну из первых очередей – то, что странноватого, но однозначно гениального паренька не стали делать носителем какого-нибудь серьезного психологического отклонения. В отличие от «Игр разума», к которым, конечно, не может быть никаких претензий ввиду их создания на основе биографии реального человека, здесь гений – относительно здоровый и обычный парень.
В страхе перед чем-то новым Уилл способен проявлять агрессию к самым близким людям
Конечно, не все так просто. У Уилла Хантинга тяжелый характер, немало внутренних конфликтов и барьеров, мешающих ему гармонично вписаться как в социум в целом, так и в научное сообщество в частности. Но все эти сложности не выходят за пределы тех, которые в принципе нередко встречаются у обычных людей. Многие люди тянут груз не самого счастливого детства во взрослую жизнь, у многих людей имеются проблемы с самоопределением и самоутверждением, для многих людей строительство и поддержание нормальных отношений является сложнейшей задачей, и так далее.
Классическая предыстория психологических проблем
В принципе, история Уилла абсолютно не оригинальна. У тех, кто в детстве чувствовал себя ненужным, нелюбимым, да еще и подвергался жестокому обращению, формируются специфические глубинные убеждения. Такие люди нередко верят, что их в принципе никто не может полюбить, и что никаких нормальных отношений у них никогда не будет.
Для человека без подобной установки может оказаться максимально логичным, что проблема должна просто сойти на нет, как только в жизни появится кто-то, готовый любить, понимать, прощать и поддерживать. Но, увы, психика работает совсем не так. Человек, не допускающий возможности появления нормальных отношений, будет сам разрушать их даже в том случае, если ему повезет встретить по-настоящему любящего партнера, друга, наставника и так далее. В результате он будет оставаться один, тем самым подпитывая свое глубинное убеждение, и впоследствии еще более уверенно поступать так же.
Уилл уверен, что помощь ему не нужна, и первое время демонстративно игнорирует своего психолога
Именно это мы и наблюдаем на протяжении всего фильма: сценарий написали Мэтт Деймон и Бен Аффлек, ни у одного из них нет психологического образования, и потому придумывать какую-то более сложную и неоднозначную внутреннюю борьбу персонажа они не стали. Зато эту несложную концепцию они раскрыли превосходно, подарив зрителям чувство катарсиса от возможности понять всю историю от начала и до конца.
Блестящая игра Робина Уильямса
Шон Мэгуайр, сыгранный Робином Уильямсом, оказывается единственным психологом, который может выдержать Уилла Хантинга. Вообще конкретно эта часть сюжета упрощена максимально: мы наблюдаем классическое кинематографическое противостояние психолога и его пациента, которое заканчивается тем, что они становятся хорошими друзьями. Пациент дерзит и бравирует, психолог не сдается и умудряется отыскать к нему подход. При этом все время фильма, которое отведено на их взаимодействие, они или молчат, или просто говорят.
Робину Уильямс сыграл психолога, способного разговорить кого угодно
Конечно, в действительности вскрытие механизма, зацикливающего человека на одних и тех же ошибках и не позволяющего вырваться из замкнутого круга, требует гораздо больших усилий, равно как и помощь при обнаружении подобных проблем. И одними лишь разговорами здесь не обойтись – нужна диагностика, упражнения, комплексная программа по снятию внутренних барьеров. Однако в контексте этого фильма подобное не столь важно, и это еще одно упрощение, которое создателям картины можно простить без каких-либо оговорок.
Джеральд Ламбо и математика как смысл жизни
Хоть фильм, в конечном счете, и подводит зрителей к тому, что Уилл все же научится использовать открывающиеся перед ним возможности, фанатизм Джеральда Ламбо служит в нем прекрасным противовесом. Будь Джеральд на месте Уилла – он бы ни за что не устроился работать уборщиком. Его друзьями не оказались бы люди без высокого положения в обществе (пускай даже добрые и искренние), и он уж точно не упустил бы возможность перспективного трудоустройства.
Возможно, Ламбо хочет удовлетворить свои амбиции не в меньшей степени, чем помочь Уиллу
Джеральд находится как бы на другом конце спектра: в отличие от Хантинга, который в принципе игнорирует свой талант, Ламбо видит в науке важнейший жизненный приоритет. Возможно, именно общение с таким человеком отчасти подталкивает Уилла к осознанию того, что крайности – это всегда плохо, и для настоящего счастья ему придется искать «золотую середину». Потому что он никогда не окажется на месте Ламбо и уж точно не хотел бы на нем оказаться.
Скайлар и ее большое сердце
Роль Скайлар можно назвать одной из наиболее значимых в карьере Минни Драйвер. Девушка получилась настолько яркой, харизматичной и обаятельной, что засомневаться в появлении настоящих чувств между ней и Уиллом не сможет даже слепой. Скайлар – в буквальном смысле слова девушка-мечта для такого парня, как Хантинг. Она готова принять его со всеми сложностями и странностями, ее не пугают никакие из предстоящих им трудностей, она просто любит и просит лишь о том, чтобы Уилл поехал с ней в Калифорнию.
Любой зритель согласится, что любовь Скайлар — это то, что Уилл не должен упускать
Как будто бы фоновый Чакки
Друг Уилла Хантинга, персонаж Бена Аффлека, появляется в кадре не слишком часто и оставляет после себя достаточно смутные воспоминания: вроде бы он был, но что именно делал – сказать не так-то просто. Чакки – это обычный парень, без каких-либо выдающихся способностей и отличительных черт. Он просто друг, который желает лучшего и который поддержит, если будет надо. Такой фоновый друг, который способен незаметно сыграть большую роль в твоей жизни.
Деймон и Аффлек долго не могли продать сценарий «Умницы Уилла Хантинга», поскольку оба хотели в нем сняться
Каждый персонаж в «Умнице Уилле Хантинге» привносит в картину что-то свое, каждый по-своему важен и необходим. Можно в очередной раз поразиться тому, насколько тонко и филигранно авторы фильма соблюли баланс: не перегрузили нас чрезмерным количеством персонажей, а в слова и поступки тех героев, которых все-таки ввели, вложили весь смысл, который только можно было выразить в рамках подобного проекта.
Любимое кино. Умница Уилл Хантинг
Она дала мне свой номер. Как тебе такие яблоки?
Компания бостонских гопников заходит в бар, где обычно собираются гарвардские студенты и аспиранты, и один из ребят пытается закадрить девушку, выдавая себя за студента. Сидящий в баре аспирант это замечает, и он старается унизить парня, задавая ему вопросы об истории. Внезапно один из друзей «ухажера» демонстрирует, что разбирается в истории куда лучше аспиранта, и замечает, что знания, которыми он обладает, можно получить в публичной библиотеке, не тратя десятки тысяч долларов на обучение в университете. Впечатленная девушка сама подходит к нему, чтобы познакомиться. Немного погодя «умник» с друзьями выходит из бара, а затем через стекло спрашивает аспиранта: «Ты любишь яблоки?» Когда тот, недоумевая, отвечает: «Да, люблю», – «умник» показывает ему салфетку с именем и телефоном и восклицает: «Она дала мне свой номер. Как тебе такие яблоки?»
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Для самих Деймона и Аффлека, впрочем, в этом проекте ничего удивительного не было. С тех пор как они – друзья детства, вместе занимавшиеся в школьном театральном кружке, – заинтересовались искусством, они хотели создать картину, которая бы передала парадоксальный дух их родного Бостона – города рафинированных гарвардских интеллектуалов и простых портовых рабочих. Мэтт и Бен считали, что те фильмы и сериалы, которые пытаются изобразить Бостон, делают это не так выразительно, как это могли бы сделать они – ребята из среднего класса, точно на стыке между двумя лицами Бостона.
В их школьные годы эти планы так и остались грезами, и после получения аттестатов друзья расстались. Аффлек уехал учиться в Калифорнию, а Мэтт поступил в Гарвард, где среди прочего изучал драматургию. Однако, когда на пятом курсе профессор предложил студентам в качестве курсовой сочинить короткую пьесу, Деймон вспомнил о своей с Аффлеком давней задумке и вместо одноактной пьесы написал первый акт полнометражного фильма о ребятах из Южного Бостона, самого бедного и жесткого района мегаполиса.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Вскоре после этого Деймон бросил учебу, потому что получил роль второго плана в вестерне 1993 года «Джеронимо: Американская легенда». Наивный юноша был уверен, что картина Уолтера Хилла станет суперхитом и что после этого гарвардский диплом ему не понадобится. Однако «Джеронимо» собрал в прокате лишь половину 35-миллионного бюджета, и Деймон остался на бобах. Точнее, в калифорнийской квартире Аффлека, где он поселился, чтобы перекантоваться в ожидании предложений от ведущих режиссеров и продюсеров.
Когда ворох контрактов на него не обрушился, Деймон от нечего делать продолжил работать над сценарием, и он быстро привлек к этой работе Аффлека. Вместе они придумали триллер о молодом и нищем бостонском гении-самоучке, который настолько талантлив в математике, что его пытается похитить крупное правительственное агентство, чтобы он разрабатывал и взламывал для них коды. К счастью, у парня находятся верные друзья, которые помогают ему прятаться от спецслужб.
Почему Деймону и Аффлеку пришла в голову столь нестандартная идея? Вероятно, потому что им, начинающим актерам, очень хотелось быть настолько востребованными, чтобы их наперебой звали в крупные фильмы. Кроме того, они оба происходили из преподавательских семей, и гении-всезнайки казались им такими же героями, как и могучие супермены. Так что герой сценария был воплощением их грез – человеком, в которого они оба с удовольствием бы перевоплотились.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
С другой стороны, властям они оба не доверяли, так как их родители были левыми активистами, а одним из их бостонских соседей был профессор Говард Зинн, автор знаменитой «Народной истории Соединенных Штатов», живописующей борьбу американских меньшинств и большинств с правительственным и капиталистическим угнетением.
Наконец, Аффлек не понаслышке знал, каким несчастным может быть детство в неблагополучной семье. Его отец, весьма способный и талантливый человек, был горьким пьяницей, который начинал как актер и одно время даже был директором театра, но с годами докатился до работы уборщиком в Гарвардском университете, потому что не мог удержаться на более ответственной должности. Мать Аффлека развелась с мужем, когда Бену было одиннадцать лет, и после этого он был избавлен от отцовского общества. Однако первые сознательные годы жизни Аффлек прожил в страхе, и этот страх, многократно усиленный, он передал герою сценария (сироту Уилла, правда, мучили не биологические, а приемные родители).
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Откуда взялось название фильма и имя главного героя? Из сценария одного из друзей соавторов. Он, тоже актер, написал текст под названием «Умница Уилл Хантинг», и это заглавие так понравилось Деймону и Аффлеку, что они убедили приятеля расстаться с названием за 10 тысяч долларов. Тот согласился, так как это была большая сумма, чем он, по его мнению, мог выручить за историю о молодом негре, который становится знаменитым, когда известный фотограф получает Пулитцеровскую премию за фотографию с его физиономией.
В 1994 году Деймон и Аффлек закончили первую версию сценария, нашли толкового агента Патрика Уайтселла и стали пытаться продать текст. Деньги, правда, их не интересовали. Они хотели прославиться, и потому их главным условием было: «Мы должны сыграть главного героя и его лучшего друга. Без нас фильма не будет».
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Хотя в Голливуде всегда было предубеждение против актеров, пишущих сценарии, Уайтселл сумел заинтересовать весьма влиятельные студии, и когда компания Castle Rock приобрела текст, ей пришлось выложить 600 тысяч долларов, чтобы выиграть неофициальный аукцион. Соавторы были в таком экстазе, что купили себе по джипу и сняли роскошные квартиры. Они были уверены, что этих денег им хватит на всю жизнь. Естественно, уже через год Аффлек и Деймон остались без гроша – ничто так быстро не утекает сквозь пальцы, как легкие деньги.
До съемок картины, однако, еще было далеко. Когда глава Castle Rock Роб Райнер, многоопытный режиссер «Принцессы-невесты» и «Когда Гарри встретил Салли…», тщательно изучил свою покупку, он сказал друзьям: «Ребята, у вас тут две разные истории в разных жанрах. С одной стороны, триллер о парнях из Южного Бостона и спецслужбах. С другой стороны, драма о главном герое и психологе, который помогает ему справиться со страхом перед близкими отношениями. Это два разных фильма, и они не стыкуются. Вы должны выбрать что-то одно. Нам все равно, что именно».
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Посовещавшись, Деймон и Аффлек выбрали психологическую драму. Конечно, триллер был бы более захватывающим фильмом, но им хотелось влезть в душу к главным героям, а не довольствоваться шаблонными погонями и криминальными интригами. Сценарий после выбрасывания всех триллерных сцен сократился вдвое, и его пришлось полностью переработать, чтобы вновь получить полноценный фильм.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Стало ясно, что дальше так продолжаться не может, и студия поставила соавторам ультиматум: «Либо вы находите тех, кто компенсирует нам расходы и возьмет проект на себя, либо мы сами закончим сценарий и найдем нового режиссера и новых звезд, а вы будете смотреть со стороны, как мы превратим ваш замысел в конфетку. Ищите новую студию или посторонитесь!»
Поскольку у Castle Rock была репутация компании, которая чрезвычайно лояльно относится к начинающим авторам (Райнер создал студию специально для того, чтобы помогать ребятам вроде него в молодости), то никто не хотел связываться с теми, кто ухитрился поссориться с «голливудскими ангелами». Даже продюсеры, которые прежде состязались за право экранизировать «Уилла Хантинга», приглашали Деймона и Аффлека в офис лишь для того, чтобы лично послать их куда подальше.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
В отчаянии друзья обратились за помощью к режиссеру Кевину Смиту, который в то время снимал Аффлека в мелодраме «В погоне за Эми». По его признанию, создатель «Клерков» взял сценарий «Уилла» с собой в туалет и, не сумев от него оторваться, встал со стульчака лишь тогда, когда перевернул последнюю страницу. Снимать фильм он, правда, отказался, заявив, что это для него слишком тонкий и сложный материал, но зато Смит порекомендовал Деймона, Аффлека и «Уилла» Харви Вайнштейну, главе студии Miramax. Когда тот, изучив сценарий, объявил, что готов выкупить «Уилла» у Castle Rock, если соавторы вычеркнут сцены жаркого гейского секса, Деймон и Аффлек поняли, что нашли своего инвестора – достаточно внимательного и заинтересованного, чтобы прочесть каждую строчку, а не бегло просмотреть текст.
Наученные горьким опытом, друзья уже не претендовали на режиссуру «Уилла», и Вайнштейн сосватал им самого Мела Гибсона, только что поставившего «Храброе сердце» и снявшегося в «Выкупе». Герой «Смертельного оружия», как это ни удивительно, увлекся проектом, но он занялся его разработкой с таким чувством и расстановкой, что Деймон и Аффлек несколько месяцев спустя поняли, что к тому времени, когда Гибсон начнет наконец съемки, они уже будут слишком «старыми», чтобы достоверно изобразить двадцатилетних парней, вчерашних школьников и тинейджеров. Ведь Деймону в 1996 году было 26 лет, а Аффлеку – 24 года, и он выглядел старше своего реального возраста. Поэтому они убедили Гибсона отказаться от проекта.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Разочарованный Вайнштейн предложил сценарий Гасу ван Сенту, культовому артхаусному постановщику фильмов «Аптечный ковбой», «Мой личный штат Айдахо» и «Умереть во имя». Как и Кевин Смит, ван Сент быстро оценил достоинства сценария, но он потребовал от Miramax право финального монтажа (то есть право единолично определить, что войдет и что не войдет в картину), и проект застопорился еще на несколько месяцев, пока студия и режиссер препирались по этому поводу.
Наконец, Вайнштейн нанял для руководства проектом Лоуренса Бендера, продюсера фильмов Тарантино, и тот сказал, что если ван Сент хочет право финального монтажа, то он его получит, потому что пора уже снимать кино, а не спорить о нем.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Окончательно убедило Вайнштейна форсировать съемки то, что Деймон получил главную роль в фильме Фрэнсиса Форда Копполы по роману Джона Гришема «Благодетель». Юридические триллеры по мотивам книг Гришема в то время пользовались большим успехом, и Вайнштейн был уверен, что «Благодетель» заработает более сотни миллионов долларов и сделает Деймона суперзвездой, что здорово поможет с раскруткой «Умницы Уилла Хантинга».
В реальности «Благодетель» едва окупил 40-миллионный бюджет и скорее помешал карьере Деймона, чем ей помог. Но нет худа без добра – с подачи Копполы сценарий «Уилла» прочел Робин Уильямс, ранее сыгравший у классика в «Джеке», и он тут же влюбился в роль психолога Шона Магуайра.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Ничего удивительного в этом не было. Соавторы с самого начала придумали Шона как яркого и сложного персонажа, который мог бы привлечь пожилую суперзвезду. Ведь они понимали, что им нужен будет экранный партнер с громким именем, чтобы картину посмотрели не только их друзья и родные. Деймон и Аффлек, правда, рассчитывали поймать на этот крючок Роберта Де Ниро, но и Уильямс, равно одаренный как комик и трагик и находившийся в то время в зените славы, был великолепным уловом.
Знаменитый актер был настолько уверен в будущем успехе ленты, что он согласился на меньший, чем обычно, гонорар – в обмен на больший, чем обычно, процент от доходов картины, если сборы превысят 60 миллионов долларов. Единственная проблема с Уильямсом была в том, что после подписания контракта съемки надо было начать через полтора месяца – другой продолжительной «дырки» в наглухо забитом расписании звезды не было.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Установленные Уильямсом временные рамки активизировали поиски актеров на роли второго плана. Деймон, Аффлек и ван Сент знали, что второстепенные герои прописаны не столь выпукло, как Уилл и Шон, и потому они искали артистов, которые смогли бы наделить жизнью персонажей, рисковавших оказаться банальными клише.
Возможно, именно поэтому роль Скайлер, гарвардской студентки и девушки Уилла, получила англичанка Минни Драйвер из «Убийства в Гросс-Пойнте» и «Золотого глаза», которая, как справедливо указывал Вайнштейн, была не столь красива, как обычные старлетки, исполняющие подобные роли. Собственно говоря, Драйвер была менее привлекательна, чем прототип ее персонажа – эффектная блондинка и гарвардская выпускница Скайлер Сатенштейн, с которой Деймон встречался, пока она не сбежала к барабанщику Metallica Ларсу Ульриху. Но не совсем стандартная внешность Драйвер вкупе с ее британским акцентом и актерским талантом сделали Скайлер более «реальной» героиней, чем она бы получилась, если бы ее играла писаная красавица.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
На роль профессора Ламбо, который открывает математический талант Уилла и сводит его с доктором Магуайром, ван Сент пригласил шведского актера Стеллана Скарсгорда, который ранее претендовал на заглавную роль в «Списке Шиндлера». Деймон и Аффлек видели в этом образе Моргана Фримена, но в его исполнении Ламбо получился бы скучным доброхотом, которому не терпится взять кого-нибудь под крыло. Скарсгорд же придал профессору зловещий оттенок Сальери, и в фильме видно, что его герой мучается завистью к молодому гению, но все же побеждает себя и помогает Уиллу, а не эксплуатирует его в своих интересах.
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»
Наконец, роли друзей Уилла и Чаки (персонажа Бена Аффлека) получили Коул Хаузер, знакомый Деймона и Аффлека со времени их совместных съемок в драме 1992 года «Школьные узы», и Кейси Аффлек, младший брат Бена. Роль последнего была в значительной степени сымпровизирована – редкий случай, когда в фильме с участием Робина Уильямса кто-то импровизировал больше, чем прославленный своими экспромтами актер.
По соображениям экономии и безопасности основная часть съемок «Уилла» проходила в Торонто: в студийных павильонах, на улицах и в университете Торонто, коридоры и аудитории которого изображали Гарвардский университет. Но Деймон и Аффлек изменили бы родному городу, если бы не убедили ван Сента снять некоторые сцены в Бостоне и его окрестностях – несмотря на то что от правившей городом ирландской мафии можно было ждать чего угодно. Впрочем, основной угрозой для киношников были не бостонские гопники и бандиты, а простые граждане, толпами собиравшиеся на съемки, как только зеваки замечали Уильямса. Порой за полицейскими ограждениями толпились тысячи бостонцев, и Деймон и Аффлек в такие дни не могли не думать: «Будут ли нас когда-нибудь встречать с таким же энтузиазмом?»
На съемочной площадке фильма «Умница Уилл Хантинг»
Вообще, Деймону и Аффлеку во время съемок приходилось думать о многом – не только о сценарии и о своих ролях, но и о таких деталях, как одежда персонажей. Постоянная костюмерша ван Сента Беатрикс Пастор в первый день съемок принесла для Уилла и его друзей такие наряды, будто парни нашли их на помойке, и актеры объяснили, что бостонские гопники одеваются в бренды – например, в тренировочные костюмы Nike и Adidas. Чтобы исправить этот ляп, продюсерам пришлось срочно вызванивать представителей известных фирм и просить их предоставить свою продукцию. В конце концов создатели фильма договорились с Reebok.
Еще больше мучений продюсерам доставила сцена, в которой Уилл и Шон обсуждают один из знаменитых матчей бостонской бейсбольной команды Red Sox. Деймон и Аффлек написали в сценарии, что в этом фрагменте демонстрируется хроника матча, но официальные правила Red Sox в то время запрещали показывать логотип команды в художественных картинах с рейтингом R и выше. «Уилла» же невозможно было превратить в «детский» фильм, так как в нем было слишком много необходимого по сюжету мата. Не сумев убедить юристов команды сделать для их фильма исключение, продюсеры наняли художников компьютерной графики, чтобы убрать из записи телетрансляции все логотипы Red Sox. Что, согласитесь, было совершенно абсурдно, поскольку в фильме прямо говорилось, что на экране играют Red Sox, и даже назывался год матча и игрок, обеспечивший победу.
На съемочной площадке фильма «Умница Уилл Хантинг»
Впрочем, несмотря на все неожиданные и ожидаемые трудности, Деймон и Аффлек были вне себя от счастья. Они снимались в родном городе, произносили написанные ими самими реплики, работали с мировой знаменитостью… Их мечты сбывались, и они так радовались, что в первый день съемок даже прослезились, когда увидели и услышали, как Уильямс перевоплощается в Шона – персонажа, который в духовном отношении был амальгамой матери Аффлека и отца Деймона.
Хотя роль доктора Магуйара не предоставляла Уильямсу особых возможностей для импровизаций, актер все не мог отказать себе в удовольствии покривляться на площадке. Порой они с Деймоном устраивали целые комедийные шоу, изображая знаменитостей и мультперсонажей вроде Дональда Дака. Ван Сент потом очень жалел, что ничего этого не снял – был бы отличный материал для коллекционных изданий! А что-то можно было бы даже включить в картину, чтобы разрядить обстановку в одной из драматичных сцен психолога и пациента.
На съемочной площадке фильма «Умница Уилл Хантинг»
В то время как Аффлек и Деймон во время сочинения сценария черпали вдохновение в жизни бостонцев, Гас ван Сент при поставке картины вдохновлялся воспоминаниями об учебе в престижном художественном колледже Rhode Island School of Design. Среди его одноклассников было немало ребят вроде Уилла Хантинга – одаренных, но «двинутых» и происходящих из бедных семей. Кроме того, в этом колледже изучалась высшая математика (в архитектуре, например, без нее никуда), и формулы, которые Уилл и профессор Ламбо писали на грифельных досках, не были для режиссера китайской грамотой. Что также было полезно для «внедрения» в материал.
Хотя фильм снимался с большим воодушевлением, прокатных подвигов от него почти не ждали. Именно поэтому «Умница Уилл Хантинг» вышел 5 декабря 1997 года, в разгар наградного сезона. Вайнштейн рассчитывал, что «оскарная» шумиха поможет ленте с прокатом, если удастся номинировать «Уилла» на статуэтку-другую.
Кадр из фильма фильма «Умница Уилл Хантинг»
Один лишь Уильямс верил, что фильм станет хитом, и всем пришлось признать его правоту. Скромная разговорная лента с бюджетом в 10 миллионов долларов собрала ворох радужных критических отзывов и 226 миллионов долларов! Кроме того, она была номинирована на девять «Оскаров» и получила две статуэтки – за лучшую мужскую актерскую игру второго плана (Робин Уильямс) и за лучший оригинальный сценарий. Благодаря этому 25-летний Аффлек стал самым молодым сценаристом-оскароносцем в истории Киноакадемии. При этом победила картина не в какой-нибудь обычный год, а в год «Титаника», собравшего титаническую охапку из 11 «Оскаров» в 14 номинациях.
Кадр из фильма фильма «Умница Уилл Хантинг»
Что обеспечило фильму успех? Конечно, в значительной мере участие Уильямса и грамотная рекламная раскрутка, которой в то время славилась Miramax. Но в первую очередь «Уилл» стал хитом, потому что удачно затронул две ключевые для американской культуры темы – противостояние высокообразованных интеллектуалов и «умников из народа» (антиинтеллектуализм всегда был важной составляющей американского самосознания) и возрождение к жизни «согнутых, но не сломанных» людей. В частности, тех, кто стал жертвой садистского семейного насилия. Последняя тема для тогдашней Америки была особенно больной, и зрители до сих пор благодарят Деймона и Аффлека за то, как они отразили эту тему в своей картине.
Сами актеры и сценаристы, впрочем, были особенно горды тем, что смогли отразить в фильме дух Бостона. Поэтому они были очень рады, когда поговорка «Как вам такие яблоки?», которую они часто слышали у себя на «малой родине», стала частью всего американского английского языка.
«Уилл», заметим, не был дебютом этой поговорки в кино. Ее можно услышать, например, в классическом вестерне «Рио-Гранде». Но именно с подачи Уилла Хантинга яблоки стали символом язвительного словесного «наезда». И, пожалуй, трудно было придумать сцену, которая бы лучше отражала суть персонажа – сперва потрясающего познаниями в историографии, а затем произносящего фразу на простонародном диалекте (на литературном английском надо было сказать: How do you like those apples?).
Тем удивительнее, что в черновом монтаже фильма финальной фразы сцены не было. Аффлеку пришлось убедить ван Сента вернуть ее в картину, и сценарист оказался умнее режиссера – фильм без яблок был бы неполон. Равно как и современный американский английский.