Умница уилл хантинг это не твоя вина о чем речь
Этот фильм относится к разряду тех картин, которые нравятся практически всем. Если по поводу ряда других проектов, вошедших в золотые фонды мирового кинематографа, бывает достаточно много разногласий, то «Умницу Уилла Хантинга» большинство людей оценивает, как минимум, как достаточно неплохое кино.
Кадр из фильма Умница Уилл Хантинг
Конечно, не каждого он восхитит до глубины души и растрогает до слез. Будем откровенны: для искушенного зрителя сюжетная линия этой картины может показаться достаточно простой (если бы она не была преподнесена настолько изящно – можно было бы даже сказать «банальной»). Здесь нет каких-то заумных заковырок, очень глубоких мыслей, разворачивающихся по мере повествования и, в конце концов, заставляющих побледнеть до кончиков волос от осознания невероятной пронзительности и многозначительности того, что было рассказано с экрана.
Это просто добрый, логичный, аккуратно и красиво оформленный фильм, восприятие которого во многом зависит от впечатлительности и настроения зрителя. Как минимум, он может стать способом приятно провести время и оставить после себя теплые, приятные впечатления. Как максимум, он может подтолкнуть к тому, чтобы задуматься о своей жизни, о принимаемых каждый день решениях, о правильности расстановки приоритетов и, возможно, что-то изменить. Все здесь очень понятно, очень последовательно и очень грамотно: создателей фильма можно похвалить, в первую очередь, за то, насколько профессионально они рассказали эту историю, не забыв ничего хоть сколько-нибудь нужного и не добавив абсолютно ничего лишнего.
Гений со сложным характером
Подкупает в этой картине многое, в одну из первых очередей – то, что странноватого, но однозначно гениального паренька не стали делать носителем какого-нибудь серьезного психологического отклонения. В отличие от «Игр разума», к которым, конечно, не может быть никаких претензий ввиду их создания на основе биографии реального человека, здесь гений – относительно здоровый и обычный парень.
В страхе перед чем-то новым Уилл способен проявлять агрессию к самым близким людям
Конечно, не все так просто. У Уилла Хантинга тяжелый характер, немало внутренних конфликтов и барьеров, мешающих ему гармонично вписаться как в социум в целом, так и в научное сообщество в частности. Но все эти сложности не выходят за пределы тех, которые в принципе нередко встречаются у обычных людей. Многие люди тянут груз не самого счастливого детства во взрослую жизнь, у многих людей имеются проблемы с самоопределением и самоутверждением, для многих людей строительство и поддержание нормальных отношений является сложнейшей задачей, и так далее.
Классическая предыстория психологических проблем
В принципе, история Уилла абсолютно не оригинальна. У тех, кто в детстве чувствовал себя ненужным, нелюбимым, да еще и подвергался жестокому обращению, формируются специфические глубинные убеждения. Такие люди нередко верят, что их в принципе никто не может полюбить, и что никаких нормальных отношений у них никогда не будет.
Для человека без подобной установки может оказаться максимально логичным, что проблема должна просто сойти на нет, как только в жизни появится кто-то, готовый любить, понимать, прощать и поддерживать. Но, увы, психика работает совсем не так. Человек, не допускающий возможности появления нормальных отношений, будет сам разрушать их даже в том случае, если ему повезет встретить по-настоящему любящего партнера, друга, наставника и так далее. В результате он будет оставаться один, тем самым подпитывая свое глубинное убеждение, и впоследствии еще более уверенно поступать так же.
Уилл уверен, что помощь ему не нужна, и первое время демонстративно игнорирует своего психолога
Именно это мы и наблюдаем на протяжении всего фильма: сценарий написали Мэтт Деймон и Бен Аффлек, ни у одного из них нет психологического образования, и потому придумывать какую-то более сложную и неоднозначную внутреннюю борьбу персонажа они не стали. Зато эту несложную концепцию они раскрыли превосходно, подарив зрителям чувство катарсиса от возможности понять всю историю от начала и до конца.
Блестящая игра Робина Уильямса
Шон Мэгуайр, сыгранный Робином Уильямсом, оказывается единственным психологом, который может выдержать Уилла Хантинга. Вообще конкретно эта часть сюжета упрощена максимально: мы наблюдаем классическое кинематографическое противостояние психолога и его пациента, которое заканчивается тем, что они становятся хорошими друзьями. Пациент дерзит и бравирует, психолог не сдается и умудряется отыскать к нему подход. При этом все время фильма, которое отведено на их взаимодействие, они или молчат, или просто говорят.
Робину Уильямс сыграл психолога, способного разговорить кого угодно
Конечно, в действительности вскрытие механизма, зацикливающего человека на одних и тех же ошибках и не позволяющего вырваться из замкнутого круга, требует гораздо больших усилий, равно как и помощь при обнаружении подобных проблем. И одними лишь разговорами здесь не обойтись – нужна диагностика, упражнения, комплексная программа по снятию внутренних барьеров. Однако в контексте этого фильма подобное не столь важно, и это еще одно упрощение, которое создателям картины можно простить без каких-либо оговорок.
Джеральд Ламбо и математика как смысл жизни
Хоть фильм, в конечном счете, и подводит зрителей к тому, что Уилл все же научится использовать открывающиеся перед ним возможности, фанатизм Джеральда Ламбо служит в нем прекрасным противовесом. Будь Джеральд на месте Уилла – он бы ни за что не устроился работать уборщиком. Его друзьями не оказались бы люди без высокого положения в обществе (пускай даже добрые и искренние), и он уж точно не упустил бы возможность перспективного трудоустройства.
Возможно, Ламбо хочет удовлетворить свои амбиции не в меньшей степени, чем помочь Уиллу
Джеральд находится как бы на другом конце спектра: в отличие от Хантинга, который в принципе игнорирует свой талант, Ламбо видит в науке важнейший жизненный приоритет. Возможно, именно общение с таким человеком отчасти подталкивает Уилла к осознанию того, что крайности – это всегда плохо, и для настоящего счастья ему придется искать «золотую середину». Потому что он никогда не окажется на месте Ламбо и уж точно не хотел бы на нем оказаться.
Скайлар и ее большое сердце
Роль Скайлар можно назвать одной из наиболее значимых в карьере Минни Драйвер. Девушка получилась настолько яркой, харизматичной и обаятельной, что засомневаться в появлении настоящих чувств между ней и Уиллом не сможет даже слепой. Скайлар – в буквальном смысле слова девушка-мечта для такого парня, как Хантинг. Она готова принять его со всеми сложностями и странностями, ее не пугают никакие из предстоящих им трудностей, она просто любит и просит лишь о том, чтобы Уилл поехал с ней в Калифорнию.
Любой зритель согласится, что любовь Скайлар — это то, что Уилл не должен упускать
Как будто бы фоновый Чакки
Друг Уилла Хантинга, персонаж Бена Аффлека, появляется в кадре не слишком часто и оставляет после себя достаточно смутные воспоминания: вроде бы он был, но что именно делал – сказать не так-то просто. Чакки – это обычный парень, без каких-либо выдающихся способностей и отличительных черт. Он просто друг, который желает лучшего и который поддержит, если будет надо. Такой фоновый друг, который способен незаметно сыграть большую роль в твоей жизни.
Деймон и Аффлек долго не могли продать сценарий «Умницы Уилла Хантинга», поскольку оба хотели в нем сняться
Каждый персонаж в «Умнице Уилле Хантинге» привносит в картину что-то свое, каждый по-своему важен и необходим. Можно в очередной раз поразиться тому, насколько тонко и филигранно авторы фильма соблюли баланс: не перегрузили нас чрезмерным количеством персонажей, а в слова и поступки тех героев, которых все-таки ввели, вложили весь смысл, который только можно было выразить в рамках подобного проекта.
Это не твоя вина: работа с травмой
В одной из сцен фильма «Умница Уилл Хантинг», Робин Уильямс, играющий психотерапевта, сочувственно повторяет своему клиенту Уиллу фразу «Это не твоя вина». Молодой, беспокойный, с саморазрушительными тенденциями, парень Уилл сначала не замечает этого. Но психотерапевт настойчив и постоянно повторяет эту фразу в ответ на дальнейший рассказ истории Уилла. Со временем парень начинает обращаться внимание и чувствовать себя взволнованно. Наконец, у него из глаз начинают литься слезы и он погружается в смысл этой фразы.
Эта сцена является показателем того, что травма может сделать с человеком.
Значение травмы в жизни человека
Вне зависимости от того, предпочитает ли человек забыть о воспоминаниях или игнорировать их, последствия травмы остаются. Они могут быть разрушительными и влиять на привычки и взгляды на жизнь. Взгляд на жизнь с точки зрения пережитого негативного опыта сужает вариативность жизненных выборов. Семейная жизнь и межличностные отношения могут вызывать отторжение. Также нередки случаи проявления психосоматических симптомов.
Защитные механизмы как последствия травмы
Развитие деструктивного поведения с раннего возраста
Маленькие дети, которые пережили травму, как правило, обвиняют себя в своих страданиях. Они борются с чувством стыда и вины. Особенно тогда, когда травма была нанесена одним из родителей. Когда ребенок рождается, он не имеет выбора – доверять родителям или нет. Соответственно, если они пренебрегают его потребностями, не заботятся о нем, не проявляют любовь или даже оскорбляют, то ребенок формирует защитный механизм, чтобы справиться с болезненными обстоятельствами. Чтобы оправдать такое поведение родителей ребенок находит недостатки в себе самом. Он думает, что заслужил ту боль, что испытывает.
Когда травма воспринимается таким образом, она может оказывать серьезное воздействие на зарождающееся чувство идентичности человека. Они считают себя плохими, неправильными, недостойными, поэтому во взрослом возрасте подсознательно вынуждены воссоздавать свое прошлое, чтобы поддерживать старое чувство идентичности.
Психологический анализ фильма «Умница Уилл Хантинг»
Что происходит с Уиллом Хантингом?
Во многих профессиональных психолого-психиатрических рецензиях на произведение Уиллу стравят предварительные диагнозы диссоциального расстройства личности (F60.2), посттравматического стрессового расстройства (F43.1) и реактивного детского расстройства привязанности (F94.1). Сам Уилл озвучивает в фильме свою основную, по его собственному мнению, проблему расстройство привязанности. Из его личной истории физического насилия со стороны отчима вытекает синдром жестокого обращения (T74).
Представленные в фильме симптомы Уилла Хантинга:
При этом у Уилла не наблюдается выраженной гедонистической направленности личности, аддиктивных расстройств, постоянного высокого уровня агрессивной готовности, суицидального подведения, ведения асоциального образа жизни, значительного влияния аффекта на мышление, симптоматики ПТСР, соответствующей диагностическим критериям. Также Уилл не обвиняет других в своих проблемах (при этом осознавая, что его детский и подростковый период жизни был травматичным для него), обладает высокими когнитивными способностями, у него сохранена критическая оценка себя и окружающих, достаточно развита внешняя эмпатия, он поддерживает теплые эмоциональные отношения с друзьями, при необходимости (но не всегда) хорошо адаптирует свое поведение к внешним условиям.
Причины возникновения проблем и симптомов
Уилл является сыном женщины, страдающей хроническим алкоголизмом (вероятно «пьяное зачатие»), рос без родного отца с отчимом в условиях постоянного эмоционального отвержения, отсутствия любви и нормальной привязанности, эмоциональной холодности и постоянного физического (сексуального?) насилия со стороны отчима. От насилия, скорее всего, он уходил в мир фантазий и иллюзий, мир книг и информации. Такой уход нередко способствует формированию расщепления (диссоциации) личности, но в фильме этот аспект не раскрыт.
В результате деструктивных отношений в семье ребенок не усвоил образцов здоровых межполовых отношений, стал испытывать недоверие и агрессию к авторитарным мужским фигурам. Пренебрежение им со стороны родителей привело к гиперактивности, импульсивности и формированию паттернов провоцирующего поведения с целью бессознательного привлечения к себе внимания. Отвержение со стороны матери привело к формированию недоверия к душевно-интимным отношениям с женщинами и постоянному бессознательному страху быть брошенным, что нарушило формирование привязанности к подруге. Кроме того, проявляя элементы психологического садизма по отношению к Скай Ларк, Уилл патологическим путем бессознательно компенсирует нанесенные ему матерью психологические травмы.
Наличие эмоционально близких, поддерживающих друзей без выраженных патопсихологических нарушений (к тому же стимулирующих его личностное развитие и оказывающих житейскую психологическую помощь) позволило Уиллу по мере взросления переработать имеющиеся психотравмы детства и сохранить условно-приемлемую социально-психологическую адаптацию.
Психолого-психиатрическое заключение
На синдромальном уровне у Уилла наблюдаются признаки возбудимого варианта личностно-аномального патопсихологического синдрома с элементами психогенно-невротического синдрома (внутриличностный мотивационный конфликт).
Предлагаемые разными авторами предварительные психиатрические диагнозы Уилла Ханитнга как диссоциального расстройства личности, равно как и ПТСР не находят своего подтверждения.
На клиническом уровне вероятен предварительный диагноз:
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности. Пограничная личность (F60.3)
Особенности продемонстрированной в фильме психотерапии
Из клинической практики известно, что пациенты (клиенты), страдающие расстройствами личности имеют низкие шансы на успешность психологической коррекции. Мотивация к изменениям у них крайне низкая. Они соглашаются на терапию чаще под давлением внешних факторов, что и было показано в фильме, где прохождении курса терапии было условием избегания тюремного срока. Также в реальности очень мала вероятность инсайта, который был продемонстрирован в фильме. Обычно работа с такими пациентами построена на основе когнитивно-поведенческой терапии для обучения эмоционально-поведенческому контролю, обучению контроля импульсов и гнева, постановке и достижению реальных целей. С некоторой вероятностью может помочь тренинг самоэмпатии и через ее развитие – межличностной эмпатии. Однако пациенты с расстройствами личности чаще всего неспособны к длительной терапии и нередко ее просто прерывают. Вне терапевтических условий коррекция поведения крайне затруднена, так как такие люди подчиняются только превосходящей силе или для получения немедленной выгоды.
Показанная в фильме терапия с Шоном Магуайром в значительной мере отражает романтически-иллюзорные представления авторов сценария о процессе психотерапии, так как поведение терапевта не вписывается ни в одну из традиционных психологических школ. Кроме того, продемонстрированный процесс терапии имеет некоторые нарушения этических принципов (конфиденциальности, нейтральности, добровольности, конфликта интересов).
Однако, возможно, что выбранная Шоном тактика во многом позволила достучаться до глубины души Уилла. Первым шагом, как ни странно (и не этично), стала физическая агрессия Шона в ответ на провокационные оскорбления отношений терапевта и его супруги. На уровне инстинктов и языке отношений улицы, терапевт показал силу своей личности и готовность переходить границы – точно так же, как и готов действовать сам клиент. Пренебрежение Шоном историческим матчем ради свидания с понравившейся девушкой – тоже понятный и ценимый Уиллом шаг. Таким образом, терапевт сделал первый шаг к завоеванию доверия, продемонстрировав Уиллу, что он не из враждебного мира «пиджаков».
Следующий значительный шаг, который усилил построение доверия, стала искренняя открытость личности Шона перед своим клиентом, которая показала Уиллу, что быть искренним перед самим собой и другими может быть безопасно. Именно добрые намерения (good will) Шона в совокупности с открытостью и чистотой его главного рабочего инструмента – души, позволили дать Уиллу толчок к осознанию основ искренних, открытых и честных отношений. Однако терапевтический успех мог бы и не состояться, если бы судьба Уилла не сложила позитивный альянс из профессора Джеральда и Скай Ларк, каждый из которых дал Уиллу мощный личный мотив для изменений.
Надеюсь, что материал был полезен для Вас. Может быть, Вам будет интересно узнать, какими еще качествами должен обладать эффективный консультирующий психолог?
«Умница Уилл Хантинг»: 10 фактов, которые вы не знали о фильме
Вот 10 фактов, которые вы совершенно точно не знали о фильме «Умница Уилл Хантинг», в котором сыграли авторы сценария Мэтт Дэймон и Бен Аффлек.
В конце 90-х два парня из Бостона стали звездами практически в одночасье, сразу же после того, как написали сценарий и сами снялись в прекрасном фильме «Умница Уилл Хантинг» — проникновенной драме, действие которой происходит в их родном и любимом городе. А когда пришла пора вручения «Оскаров», Мэтт Дэймон и Бен Аффлек стали самыми молодыми лауреатами этой престижной кинопремии за лучший оригинальный сценарий.
И вот, спустя десятилетия, этот фильм все еще прекрасно смотрится, потому что персонажи отлично прописаны и их поступки понятны. Кажется, что фильм описывает совершенно реальные события.
Гениальный уборщик, не желающий реализовать свой потенциал, попадает в поле зрения профессора Ламбо и легко говорит с ним «на одном языке». Но гораздо глубже и интереснее отношения Уилла и Шона Магуайра. Итак, вот 10 очень интересных фактов о фильме «Умница Уилл Хантинг», которые вы наверняка не знали.
10. Изначально фильм должен был стать триллером
Вот вам сразу интересный факт – сценарий фильма в первоначальном варианте был триллером. Главный герой был таким же математическим гением, но дальше все должно было быть по-другому. На Уилла обращает внимание ФБР и решает найти применение его таланту, наняв его в качестве криптоаналитика.
Однако, когда Роб Райнер из кинокомпании Castle Rock Entertainment впервые прочитал сценарий, он настоятельно порекомендовал Мэтту Дэймону и Бену Аффлеку выбросить из сценария всю линию с ФБР и сосредоточиться на персонажах и их отношениях.
Единственная сцена из первоначального варианта, связанная со спецслужбами, которая попала в фильм, — это встреча Уилла с агентами АНБ по поводу его возможной вербовки. И в этой сцене он объясняет, почему не хочет работать на правительство.
9. Режиссером фильма должен был стать Майкл Манн
После того, как Мел Гибсон отказался от возможности стать режиссером фильма «Умница Уилл Хантинг», Майкл Манн был очень близок к тому, чтобы взяться за эту работу. Манн более известен как режиссер остросюжетных триллеров, таких как «Схватка» и «Соучастник». Однако Манн хотел внести два серьезных изменения в сценарий: Уилл с приятелями должен стать угонщиками автомобилей, а также его не устраивал кандидат на главную роль.
Поскольку продюсеры очень хотели именно Мэтта Дэймона в роли Уилла, они сообщили Манну, чтобы тот хотя бы провел кинопробы с его участием и посмотрел, подходит ли он на эту роль. После съемки нескольких пробных сцен Манн так и не поменял своего мнения и по-прежнему не хотел, чтобы Дэймон играл главную роль. В итоге продюсеры расстались с Манном и остались верны Мэтту Дэймону.
8. Шон Магуайр – это «смесь» матери Дэймона и отца Аффлека
Когда Мэтт Дэймон и Бен Аффлек писали сценарий фильма, они основали персонажа Шона Магуайра (психиатра Уилла, которого великолепно сыграл Робин Уильямс) на двух реальных людях. Этот персонаж изначально задумывался как своего рода духовная смесь матери Дэймона и отца Аффлека.
Конечно, когда Робин Уильямс играл в фильме, он привнес свои собственные коррективы характеру Шона, но родители Мэтта и Аффлека были основой эмоционального и интеллектуального ядра Шона. Спустя годы после выхода фильма Бен Аффлек будет приписывать Робину Уильямсу роль благодетеля, благодаря которому фильм вообще был снят.
7. Создатели фильма хотели Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта на главные роли
Мэтт Дэймон однажды рассказал, что, когда он и Бен Аффлек продали свой сценарий кинокомпании Castle Rock Entertainment, первое, что они услышали из обсуждения будущего фильма, это слова «Лео и Брэд». Дэймон и Аффлек очень хотели сниматься в фильме сами, но в кинокомпании всерьез шло обсуждение о найме Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта на главные роли.
Дэймон и Аффлек в итоге получили роли своей мечты, а ДиКаприо и Питт появились вместе на экране спустя много лет в фильме, который вышел совсем недавно — «Однажды в… Голливуде», написанного и поставленного легендарным Квентином Тарантино.
6. Мэтт Дэймон и Бен Аффлек добавили фейковый эпизод с сексом в сценарий
Когда Мэтт Дэймон и Бен Аффлек начали пытаться продать свой сценарий фильма, они придумали остроумный способ определить, кто из продюсеров действительно читал его. Примерно в середине сценария, на 60-той странице, они добавили сцену с сексом между Уиллом и Чаки, причем об этом не говорится нигде ни до, ни после.
После этого они отправили копии сценария во все крупнейшие студии Голливуда и ни один из продюсеров не упомянул об этой сцене. И все же одна студия прочитала сценарий и единственное, что они попросили изменить – это ту самую сцену с сексом. Ну или хотя бы объяснить, что там, черт возьми, вообще происходит. Теперь Мэтт и Аффлек точно знали, куда им следует отправиться.
5. Робин Уильямс постоянно импровизировал на съемках фильма
Гениальный актер Робин Уильямс всегда славился своим умением импровизировать на съемочной площадке. Он мог прямо на ходу выдумывать целые стенд-апы, основываясь на происходящем вокруг съемочной площадки. В фильме «Умница Уилл Хантинг» очень многие реплики Робина чистейшая импровизация.
Например, он сам придумал целую сцену, в которой Шон рассказывает Уиллу о том, как пукала его жена. Мэтт Дэймон просто ржет над этим и смех его совершенно искренний и настоящий. В этот момент камера заметно дрожит, скорее всего потому, что и оператор тоже смеялся.
А также импровизацией Робина была самая последняя реплика в фильме: «Сукин сын… Плагиатор!». Мэтт Дэймон считает эту реплику лучшим вкладом Робина Уильямса в весь фильм.
4. Ходили слухи, что сценарий был написан Кевином Смитом или Уильямом Голдманом
Всем известно, что сценарий фильма написан Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком. Но с тех пор, как фильм вышел на экраны, ходят упорные слухи, что его написал кто-то другой. По непонятной причине некоторые зрители думают, что сценарий мог написать Уильям Голдман, автор таких идеальных сценариев, как «Вся президентская рать», «Принцесса-невеста» и «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». А также Кевин Смит, автор и режиссер фильмов «Клерки» и «В погоне за Эми».
Кевин Смит близкий друг Дэймона и Аффлека и сыграл важную роль в создании фильма «Умница Уилл Хантинг». А по словам Голдмана, причина всех этих слухов заключается в том, что «люди не хотят верить, что такой фильм придумали эти два симпатичных парня».
3. Отец и мачеха Бена Аффлека работали уборщиками в Гарварде
Бен Аффлек как соавтор сценария фильма смог очень реалистично описать роль уборщика, потому что его отец и мачеха работали привратниками в Гарварде. Сделать главного героя фильма уборщиком в Гарварде было идеальным способом проиллюстрировать социальное неравенство между простыми рабочими Бостона и снобами-академиками из Гарварда, лежащее в основе фильма.
В 2000 году Аффлек и Мэтт Дэймон выступили на митинге в Гарварде в поддержку повышения заработной платы для сотрудников кампуса. А также Аффлек рассказывал о документальном фильме 2002 года под названием «Оккупация», в котором описывается сидячая забастовка, также организованная движением за повышение оплаты труда в Гарварде.
Каждый режиссер, который был близок к руководству съемок фильма, требовал серьезных изменений в сценарии. Режиссер Гас Ван Сент, который в итоге выпустил фильм на экраны, тоже собирался поменять сценарий. Он хотел, чтобы Мэтт Дэймон и Бен Аффлек добавили сцену, в которой Чаки гибнет в аварии на стройке.
Сценаристы оспорили эту идею и сказали Ван Сенту, что это только испортит фильм. Но режиссер все же настоял, чтобы сцена была добавлена. Мэтту и Дэймону ничего не оставалось делать, как все-таки дописать эту сцену и только после того, как Ван Сент увидел текст на бумаге, он понял, насколько это плохая идея и отказался от нее.
1. Статья в журнале Variety помогла Мэтту Дэймону и Бену Аффлеку арендовать дом
Кинокомпания Castle Rock Entertainment купила сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг» у Мэтта Дэймона и Бена Аффлека за 600 000 долларов. И в это же время у Бена и Мэтта уже довольно продолжительное время совсем не было денег. У них были ужасные кредитные рейтинги в банке, и они изо всех сил старались хоть как-то свести концы с концами.
Когда они решили взять в аренду дом за 3000 долларов в месяц, они показали домовладельцу статью из популярного журнала Variety, который тогда назывался еще Daily Variety, где была опубликована статья, в которой говорилось о продаже сценария. Это послужило доказательством состоятельности молодых людей, и они смогли арендовать жилье.