Умная мойка что это такое
Умная мойка — кому и для чего?
Всем привет. Затестил на днях сие чудо технического прогресса, которое открылось у меня на BP где-то месяц назад вместо старой автомойки с крутящимися щетками.
Забегая вперед скажу, что я ждал открытия этой автоматической мойки и вот почему:
-У меня на районе 3 достойные мойки (уровень 900-1100 рублей за кузов+коврики), где тебе качественно отмоют и просушат машину, но у них есть существенные минусы:
1 Время работы — они почти все открываются в 10-11 утра и закрываются в 20-21 вечера, что мне не очень удобно, т.к. утром уезжаю рано, а вечером есть другие дела
2 Очереди — постоянно перед тобой будет 1/2/3 машины
3 Время мойки — поскольку моют качественно, мойка занимает 40 минут — час, а если у тебя комбо с очередью провести ты там можешь от 2х часов до бесконечности
4 Цена — в период грязепотоков машина пачкается каждый день и ездить каждый раз терять время еще и за эту цену — ну такое
Понимая эти минусы, я искал альтернативу, например мойка, работающая в с 8 утра, где моют так сяк за 600р. Мне это тоже с утра поздновато, долго моют, да еще и мойщика будить надо, вобще не варик…
Ещё одна альтернатива — самомойка, не думал, что когда-то там окажусь, но обстоятельства привели меня туда. Плюсы — это цена, круглосуточность и быстрота, если ты все делаешь в темпе. Минусы это то, что ты можешь уделаться, могут уделать тебя с соседнего поста, ну и что машина по итогу будет все равно грязная и мокрая.
По совокупности всех этих факторов я ждал открытие так называемой умной мойки, которая в теории должна была покрыть большинство минусов обычных моек. Старая автоматическая мойка на заправке BP терла кузов щетками, что не подходит тем у кого пленка и кто бережет ЛКП своего авто. Новая мойка моет без щеток, обрабатывая со всех сторон машину пеной и равномерными струями воды. Это не керхер, где один мощный поток, напор конечно здесь ниже, зато несколько струй одновременно и не разрежет вам пленку, не повредит декоративные элементы.
Как работает, где есть и тд найдете сами, т.к. я просто делюсь опытом, а не рекламой.
Короче я заехал с засохшей грязью двухнедельной давности, выбрал программу максимальную за 500р на 11 или около того минут, с максимальной пеной и сушкой, заплатил меньше стандартной цены, т.к. был промокод. Ничего хорошего я не ждал на выходе, т.к. пессимист по природе своей, но результат меня порадовал. Машина была сухая и чистая, я бы сказал на 90%. Грязь осталась на дисках, небольшие участки спереди на бампере, не отмылись участки заднего стекла, расположенные под козырьком и неожиданно грязным осталась полка заднего бампера аод багажником.
Если честно, я доволен, т.к. для меня это убер-ценный продукт, теперь я могу:
— помыть машину хоть рано утром, хоть ночью
— не париться, что новенький криворукий мойщик захерачит мне пленку керхером
— не стоять в очередях
— не ждать по часу, когда ж там уже ее помоют
— заплатить за мойку в грязную погоду в 2 раза меньше
Да, я понимаю, что не заменит она полноценную ручную мойку, да и коврики не помоет, но блин ребят, когда вам нужно быстро хотя бы на три с плюсом тирэ на четверочку помыть машину, этот вариант заходит на ура. Вобщем прикладываю фотки с моего теста, а решать конечно вам, возможно у вас вобще нет таких проблем как у меня, но все же, надеюсь, что кому-то помог с решением подобных трудностей, которые описал 🙂
Бизнес-идея, которая работает: обзор рынка роботизированных бесконтактных автомоек
Положение дел на рынке автомоек
Большая часть роботизированных автомоек, установленных в России до конца 2018 года, управлялась сотрудником вручную. Выглядело это примерно так: сотрудник мойки объяснял клиенту возможности автомойки, получал оплату наличными и после этого включал требуемые режимы мойки по согласованному списку.
При таком сценарии исключить вероятность воровства выручки и расходных элементов (прежде всего автохимии) сотрудниками было практически невозможно, так как софт в самой мойке вел учет количества нажатий кнопки «Старт», но не более того.
Позднее в ПО роботов-моек появилась возможность формировать так называемый тип мойки. Как правило, это были два типа с заранее прописанным сценарием. В первом был прописан функционал обмыва кузова, нанесение шампуня и обмыв после него.
В конце 2018 года в Москве появилась первая роботизированная автомойка без щеток с полным автоматизированным циклом. Компания «АльфаКиоск» разработала программное обеспечение и изготовила комплект оборудования для автоматизации робота-мойки Leisuwash 360 для сети «Умная мойка 24». С этого момента появился термин «автоматическая роботизированная автомойка».
Терминал оплаты при въезде позволял принимать купюры и монеты, банковские карты, выдавать сдачу и печатать фискальные чеки. Сенсорный сверхъяркий монитор располагался на уровне, позволяющем клиенту выбирать и оплачивать один из трех видов мойки, не выходя из автомобиля.
Таким образом, единственный сотрудник автомойки превратился в оператора, а его функциями стали наблюдение за процессом и отслеживание размера запасов автохимии. Благодаря этому возможность воровства оказалась полностью исключена. У такой системы практически не было недостатков, кроме абонентской платы за пользование ПО (роялти) в размере около 2 % от оборота.
При средней прибыли такой мойки около 12 миллионов рублей в год роялти составит 240 тысяч рублей. Для работы и контроля выручки терминал оплаты должен всегда находиться на бесперебойной и качественной связи с сервером через интернет, что не всегда возможно ввиду различных причин.
Что изменилось
Летом 2019 года разработчик автоматизации для роботизированных автомоек «АльфаКиоск» по заказу компании KUBON.RU создал новую версию софта, способную работать при нестабильном интернете. Эту версию ПО по лицензии могут использовать и другие продавцы роботов-моек по договоренности с производителем.
Программа работает со всеми моделями продаваемых в России автоматизированных бесконтактных моек, такими как Leisuwash 360, Shuifu M9, KOLON-X360 (Robox) и других. Конечно, главное преимущество новой версии программного обеспечения — это отсутствие ежемесячных платежей за ее использование. Экономия — 240 тысяч рублей в год при общей окупаемости мойки длиной всего в 6 месяцев. Приятный бонус для собственника!
Работы по разработке подобного софта ведутся и другими производителями.
Вариации роботизированных автомоек
Сравним основные популярные модели и их наиболее востребованные для бизнеса комплектации. Все роботы-мойки, представленные на российском рынке, производятся в Китае и имеют одинаковую конструкцию. В пример возьмем три наиболее известные модели в базовой комплектации: Leisuwash 360, Shuifu M9, Robox 360.
Отличия между представленными моделями лишь в производителе некоторых комплектующих, а также в функции обмыва боков автомобиля, которая в Leisuwash 360 может быть установлена опционально.
Каждая из этих роботизированных моек позволяет существенно увеличить пропускную способность моющих секторов. Один моющий сеанс длится от 3 до 10 минут. За счет этого растет прибыль владельца. Оборудование увеличивает сервис таксопарков без необходимости привлекать дополнительный персонал, а благодаря автоматизации создается строго определенный график, который позволяет обслуживать даже габаритные рейсовые автомобили.
Мойки без щеток деликатно работают с поверхностями, покрытыми защитными пленками (керамическими, антигравийными) или жидким стеклом, не царапая и не деформируя их, в отличие от стандартных щеток, что очень ценится среди водителей.
Что автоматизировано:
— режим открытия/закрытия ворот,
— заезд/выезд и размещение автомобиля с помощью 6 разноформатных датчиков;
— сеанс мойки и сушки (3 регулируемых режима работы);
— бесконтактные, безналичные и наличные платежи через универсальный терминал типа «Робот-М», который выдает сдачу и печатает фискальные чеки;
— ведение финансового учета (время изъятия средств, остаток, электронные отчеты в режиме реального времени).
Всё, что требуется от владельца автомойки, — это плановое проведение ТО и своевременное пополнение запасов чистящих химических средств. Остальное робот сделает самостоятельно.
Обзор рынка бесконтактных робомоек: достоинства и недостатки автоматических или роботизированных автомоек в России.
Причина в том, что ниша в России не занятая, конкуренция минимальная, а значит это интересно и потребителям и владельцам. Мы внимательно следим за мировым рынком и там уже 15 лет назад наметилась тенденция к росту рынка портальных автомоек. Похоже тренд докатился до России.
Больше трети потребителей услуг автомоек не готовы мыть автомобили самостоятельно, но при этом хотят сэкономить или время, или деньги, а лучше и то и другое. Это потенциальные клиенты автоматических автомоек.
Постараюсь максимально объективно и подробно рассказать о продающихся на российском рынке робомойках, чтобы читатели сделали предварительные выводы и сократили количество поездок по действующим автоматическим автомойкам. Но окончательные выводы призываю делать после помывки на интересующих моделях портальных моек.
Виды бесконтактных портальных автомоек
Робомойки компактнее, дешевле и проще как в обслуживании, так и в управлении. В этой статье речь идёт именно о них. Они бывают в свою очередь тоже двух типов: П-образные и Г-образные.
Такой вид автомоек получил широкое распространение в США, где помимо PDQ c моделью Laserwash, подобное оборудование стали выпускать Washworld с моделью Razor, а также Belanger и ещё, наверное, с пяток компаний. Начиная с конца нулевых Shuifu (Китай) стала копировать Laserwash и Belanger, спустя десять лет таких копирователей развелось как собак, и сейчас желающих в Китае скопировать Laserwash даже не возможно сосчитать. А вместе с ними появилось огромное количество псевдороссийских, псевдотурецких, псевдояпонских и прочих псевдопроизводителей, у которых одинаковая китайская начинка, только с разными наклейками снаружи.
Вот как выглядит работа американского моечного робота:
Достоинства и недостатки американских робомоек
Почему же Г-образные робомойки захватили полмира? По трём причинам:
Конкуренция между бесконтактными роботами-автомойками в 2020 году серьёзная, но американцы не сдают позиции и с переменным успехом конкурируют с П-образными мойками.
Да и простота конструкции, осталась всё такой же простой с конца прошлого века. Недаром китайцы стали копировать именно американскую технологию. Многих прельщает такая простота.
Но революция не бывает без недостатков. Не буду распыляться по мелочам, а сразу назову главные.
Уверен, что результат сильно удивит, особенно если будете мыть машину на мойке уровня колхоз-колхоз, с соответствующим оборудованием. На этой автомойке та половина кузова, где будете мыть в метре окажется не вымытой вообще. Будет сбит только верхний слой грязи, но сама машина останется такой же грязной как до помывки.
Естественно, люди не готовы платить хорошую цену, в случае если все горизонтальные части машины будут не промыты. Тем более капот у водителя всегда перед глазами.
На Г-образных американских робомойках стоят помпы производительностью 136 л/мин (вне зависимости от комплектации, на китайских копиях обычно 135). Об этом я упоминал чуть выше, в контексте маркетинга производителей. Как понимаете, это просто необходимый минимум на этих мойках, чтобы добиваться хоть какого-то результата, а не преимущество.
Как понимаете из результатов эксперимента, на горизонтальные поверхности ударное воздействие близкое к минимальному. Поэтому американские инженеры пошли путём максимального химического воздействия на грязь.
На американских роботах в порядке вещей следующий алгоритм: замачивание грязи кислотным средством, затем замачивание щелочным средством, нанесение основного моющего средства, затем нанесение дополнительного моющего средства. Всё это с дополнительными проходами высоким давлением, затем добавление чисто маркетинговых фишек для шоу эффекта (типа пенной шторы или многоцветной пены). Затем воски и обязательно реагент для сушки (без него быстро высушить машину на Г-образной робомойке невозможно).
Это приводит к трём серьёзным последствиям:
В России больше 10 лет продаются американские бесконтактные мойки Laserwash и Razor. Возможно есть ещё дилер Belanger, но он очень хорошо скрывается. И в РФ за эти годы было установлено несколько десятков бесконтактных порталов. Лично я ни на одном американском портале не увидел результат, который бы меня удовлетворил на 100%. Я в этом бизнесе с 2016 года, возможно причина именно в этом. В 2014 произошёл очередной обвал курса рубля, что спровоцировало высокие темпы роста импортозамещения в сфере автохимии. Т.е. владельцы автомоек стали отказываться от импортной автохимии. Мало того, российские производители автохимии, которые до этого сплошь и рядом использовали исключительно европейские и американские компоненты, стали использовать менее стабильные по качеству российские и китайские.
Российские производители автохимии способны сделать аналог американской, но для этого нужно определённое количество итераций, т.к. первый блин всегда комом. При этом, должен быть высокий спрос. Т.е. для этого должно быть установлено не десятки комплектов оборудования, а сотни, а лучше тысячи. В заводских условиях невозможно изготовить пяток канистр, минимальная партия зависит от объёма имеющегося реактора, но меньше тонны редко делают. А делать тоннами никому не интересно, т.к. ни владелец мойки не купит запас химии на полгода вперёд. Да и производитель не будет делать на склад и морозить деньги и рисковать тем что химия просрочится (у неё тоже срок годности). Поэтому используют автохимию с обычных автомоек, а как я уже писал, между ними серьёзные отличия.
Если кто-то добился на американской робомойке хорошего результата в России, то обязательно отпишите адрес в комментариях под статьёй (только адрес мойки, без ссылок и прочего), если эта мойка в Москве, то постараюсь съездить сразу же, если в других городах, то постараюсь там помыться с оказией.
Конечно тот же PDQ пытается снизить цену применяя больше пластика, но цена при этом снижается не критично, а вот износостойкость под большим вопросом. Washworld пошёл по пути снижения количества химических магистралей до 4 и упрощения конструкции и комплектующих в модели XR-7, что позволило снизить цену до 80 000 долларов в базе. С другой стороны, отсутствуют маркетинговые фишки за которые так любят американцев и которые поднимают средний чек. Поэтому экономия тоже спорная, т.к. производительность меньше, надёжность из-за отказа от помп CAT тоже ниже. А самое главное, что такого качества помывки и сушки как на старших моделях на них добиться не возможно физически.
Вроде бы нужно отнести к достоинствам. Если бы не пара НО, которые в российских условиях перечёркивают все достоинства.
И вот написали вы регламент персоналу, что при жаре свыше 27 градусов, уменьшается дозировка химии (или при похолодании, напорот увеличивается) и для этого меняются жиклёры. Как думаете, какова вероятность, что персонал это сделает, учитывая, что проверить делали ли это почти невозможно? Просто начинает хуже мыть, а в этом случае виноваты клиенты: машины у них вдруг грязные пошли и вообще сами клиенты не адекватные, или поставщики химию плохую привезли. Короче виноваты все кроме работников.
Второе НО, если использовать некачественную автохимию, которая склонна выпадать в осадок, она будет это делать в эжекторном узле и тем самым влиять на дозировку, при этом никто об этом не узнает, пока не начнутся жалобы от клиентов.
Достоинства и недостатки европейских автомоек
Для начала я должен описать европейский менталитет, т.к. он сильно отражается на продукции европейских производителей. И здесь нужно сказать о трёх особенностях.
Развернулся человек и поехал обратно 300 км. Что уж говорить об обычных людях, которые в большинстве своём, как увидят щетки, просто будут разворачиваться и уезжать, т.к. подумают что здесь обычный щеточный портал.
А если взять чисто бесконтактные портальные автомойки, то выбор маленький, при всём многообразии европейских производителей. Это Aquarama SHP, Christ C166 Aquatus, Tammermatic T700 Jet и Istobal Tracer OH1. Когда-то был портал Ceccato, но сейчас его выпускают только в паре с щётками и это правильно, т.к. мыл он посредственно.
Итак, какие же достоинства и недостатки европейских портальных автомоек?
Отсюда вытекает два главных отличия.
У Г-образных робомоек Г-образная моющая балка (то что в народе именуется «кочерга») двигается вперед-назад и влево-вправо, т.е. в 2-плоскостях, но не вверх-вниз. Т.е. поддерживается одинаковое расстояние между форсунками и вертикальными поверхностями автомобиля.
При этом нужно учесть, что у всех автоматических автомоек есть места, где они физически не могут помыть хорошо: это между зеркалами и корпусам автомобиля, арки, диски сложной формы и т.п. Понятно дело, что и на классических бюджетных автомойках, где моют гости с востока, или наркоманы, приблизительно те же проблемы. Но за счёт того, что условная робомойка, помоет минимум вдвое быстрее, чем условный мойщик, то можно ставить ценник как на бюджетной ручной мойке или немного выше, т.к. люди готовы платить за сэкономленное время. Но только если результат будет не хуже.
Как только результат становится хуже, то тем меньше клиентов получается заманить скоростью. Поэтому, если хотите получить высокий средний чек, то нужно максимально возможное качество. Учитывая, что на прибыль средний чек влияет даже сильнее, чем производительность мойки. Как американские робомойки борются с конструктивными недостатками я уже написал, ниже будет как со своими недостатками борются портальные автомойки.
Помимо влияния на качество мытья, конструктив робота влияет на ограничения по высоте и ширине. И если по ширине особых ограничений нет, т.к. я не знаю легковых автомобилей шире Hummer H1 или Bentley Mulsanne, а вот по высоте ограничения серьёзные. Обычно об этом не пишут, но максимальная моечная высота у Г-образных автомоек не больше 2150 мм. А учитывая конструкцию кочерги, то она может быть меньше в зависимости от длины автомобиля. Т.е. Г-образные автомойки рассчитаны исключительно на легковые автомобили и микроавтобусы. И то с ограничениями, например Крузак с рейлингами и багажником на крыше уже не влезет.
Европейские бесконтактные портальные мойки имеют качающиеся вертикальные и горизонтальные форсунки, что позволяет намного лучше фиксированных отмывать сложные выштамповки на кузовах современных автомобилей. При этом сокращается количество форсунок, а значит увеличивается моющая способность каждой форсунки.
Кроме этого, горизонтальные моющие балки могут менять угол наклона, за счет чего повторяют контур автомобиля и держат угол контакта близким к 90 градусам, что дополнительно увеличивает эффективность. Благодаря этому можно заметно экономить воду без ущерба качеству мытья.
Конечно, для увеличения производительности, можно использовать отдельную фиксированную сушку на выезде из моечной зоны, но тогда понадобится реагент для сушки. И качество сушки будет зависеть от того, насколько медленно и равномерно автомобиль проедет через сушку. Либо использовать дополнительное помещение для установки дополнительной контурной сушки, либо полноразмерной фиксированной, которая будет продувать всю площадь автомобиля одновременно. При этом качество сушки от водителя зависеть не будет, но и цена, что дополнительной площади, что отдельностоящей сушки зашкаливает.
Частично этот недостаток компенсируется тем, что для того, чтобы добиться нормального качества на Г-образных мойках, приходится использовать больше видов автохимии, на что тратится несколько лишних проходов.
Поподробнее пройдёмся по тем портальным автомойкам, которые поставляют в Россию европейские производители.
Тот кто прочитал статью про качество мытья автомобиля, тот знает, что у форсунки с нулевым углом распыла минимальное пятно контакта. Плюс в том, что вода бьёт в одну точку и, за счёт этого, бьёт сильнее. Минус в том, что помыть машину форсункой с нулевым распылом, это как красить стену фломастером. Да, покрасить можно, но несопоставимо дольше и муторнее чем валиком.
Не смотря на то, что для целевых клиентов (машины уровня Тойоты Камри) боковые форсунки находятся в 35-40 см от кузова, в нижней части ног портальной автомойки дополнительно стоят вращающиеся роторные форсунки, которые высоким давлением промывают диски, пороги и нижнюю часть дверей и крыльев. Тем самым нивелируются возможные проблемы с промывкой на узких автомобилях, типа Матиза или Мини.
Помимо горизонтальной контурной сушки, которая повторяет профиль автомобиля, ставится две боковых сушки по 4 кВт. За счёт маленького расстояния до боков автомобиля (20-50 см в зависимости от ширины авто) это сразу выводит уровень сушки по сравнению с фиксированными или встроенными в Г-образных автомойках на ступень выше.
Также как у американских или европейских коллег, опционально оснащается системой противозамерзания, чтобы оборудование функционировало при отрицательной температуре. Также можно частично использовать оборотную воду для мойки днища и предварительной мойки высоким давлением.
Все европейские портальные мойки в базовых комплектациях перешагивают в порог 6 млн, а в богатой комплектации цена в 9 млн считается нормальной. Т.е. цены чуть ниже американских автоматических автомоек, но не принципиально. Эта та причина почему американских и европейских робомоек так мало продаётся.
Китайские робомойки. Преимущества и недостатки
Бестселлеры российского рынка. Почти все поставленные в 2019 году бесконтактные робомойки были китайского производства. Что не удивительно при цене от 1,5 млн рублей в РФ. Особенно когда смотришь сайты продавцов, которые торгуют роботами-автомойками, где обещают 1,5 млн месячной прибыли. Удивительно почему наркокартели ещё не бросили свой бизнес, когда есть не менее прибыльный, но куда менее рискованный. Купил одну автомойку за 1,5 млн рублей и в первый же месяц отбил её, затем купил ещё одну, через месяц уже две на полученную прибыль и через пару лет из рублёвого миллионера превращаешься в долларового. Затем зарабатываешь свой первый миллиард… Красивые сказки, не правда ли?
Но эта статья для тех, кто в сказки не верит и задаётся резонным вопросом, а почему китайские автомойки стоят в разы дешевле оригинала, т.е. PDQ Laserwash 360? Те кто верит в чудеса, лучше не читайте продолжение, это порвёт вашу жизненную парадигму.
Условно Г-образные китайские робомойки можно разделить на четыре типа. Начну с самых дешёвых робомоек, которые в Китае стоят 0,7-1,2 млн в зависимости от комплектации, продавца и производителя, в России соответственно 1,5-2,0 млн (здесь и далее цены 2019 года). Скопированы с Belanger.
Как уже писал, наиболее дешёвые робот-мойки являются копиями неудачных моек Belanger. Если посмотреть на фото ниже, то видно, что кочерга крепится за крайнюю точку к центру блока с каретками и совершает только радиальные движения. Блок оборудования движется только вперёд-назад вдоль автомобиля, к тому же в полтора раза медленнее оригинала.
Кстати, на этой фото отлично видна неграмотность китайских инженеров: форсунки настроены таким образом, что струи направлены в одну сторону и взаимно гасят силу удара друг друга. Хотя пересекаться они не должны ни в коем случае.
Не повторяет контуры автомобиля, а моет как получается. Ни разу на такой мойке не мылся, да и никому не советую тратить впустую деньги, т.к. мыть не может по определению. Огромное расстояние не только от горизонтальных форсунок до капота, но и от вертикальных до боков автомобиля. Только при удачном стечении обстоятельств может быть 30-40 см. Например когда автомобиль встанет криво и один бок автомобиля кочерга пройдёт в непосредственной близости и более-менее отмоет, то второй бок тогда не будет вымыт вообще, т.к. расстояние будет 70-80 см.
Из-за таких чудес нужно держать самую низкую возможную цену услуги на рынке, т.е. даже дешевле мойки самообслуживания. Но низкая скорость робота не позволит помыть большое количество машин. Реальный, а не рекламный срок рентабельности минимум 5 лет. Но я лично сомневаюсь, что это оборудование проживёт больше 5 лет. Поэтому такой тип не рекомендую рассматривать.
Если вести речь о китайских роботах, то нельзя не вспомнить компанию Shuifu, которая первая начала копировать американские робомойки в 2010 году. Спустя четыре года несколько сотрудников ушли из Shuifu и создали Leisuwash, а затем, как только пошёл спрос на дешёвых роботов, в основном в странах СНГ, Южной Америки, Азии и Африки, таких производителей образовалось очень много. Причина в том, что производства в классическом понимании не нужно. Если побываете на таких «производствах», то никаких станков, производственных линий и прочих атрибутов «производства» вы там не увидите. Китайские производители представляют из себя большие склады, которые соседствуют с не менее большими сборочными площадками, некоторые из которых занимают больше 2000 квадратных метров. Никаких обрабатывающих операций. Только длинный ряд сборочных столов, на каждом из которых происходит сборка робомоек. Не смотря на большие объёмы это мелкосерийные производства.
За счёт того, что это только сборка, а отношения к интеллектуальной собственности в Китае весьма своеобразные, то вся организация процесса заключается в поиске поставщиков комплектующих, которых легко найти поработав на любом из этих «производств».
В итоге, все робомойки китайского производства как близнецы, даже модельные ряды идентичны. Чуть-чуть выделяется только Leisuwash, которая, как уже писал, помимо общих со всеми моделей пытается делать портальную П-образную мойку.
Поэтому всё сказанное ниже относится ко всему китайскому оборудованию без исключения.
Как понимаете, чудес не бывает, трёх-четырёхкратное уменьшение цены по сравнению с прототипом, Laserwash 360, не возможно без тотального упрощения.
Чем плоха экономия на нержавейке в данном случае? В помещении автомойки возникает водяной, щелочной, а если использовать кислотную химию, то и кислотный туманы. Всё что может окисляться в таких условиях крайне быстро деградирует. Ржавые болты приводят появлению люфтов, а те в свою очередь к повышенному износу механики. Да и не только механики, люфты открывают путь агрессивной среды к электронике. Контроллер управления оборудованием находится в непосредственной близости от кочерги, на тележке с двигателями.
Если начинать использовать агрессивную химию, чтобы добиться хороших моечных результатов, все процессы по деградации оборудования робомойки вырастают в геометрической прогрессии. Поэтому применять такую химию с китайцами крайне не рекомендую.
Если говорить о химических магистралях, то используются чаще всего только две: щелочной шампунь и воск. Но при желании можно использовать пять магистралей. Но ни одной кислотной, т.к. все фитинги из латуни, а кислота достаточно быстро разъедает латунь.
Как видите, здесь китайцы тоже сэкономили. Т.е. в теории добиться качества мойки как у американцев могут, но тогда долго не проработают.
Поэтому владельцам китайских робомоек приходится долго и муторно подбирать необходимый воск, который содержал бы и сушащие реагенты и при этом усилители блеска, как понимаете универсальные средства редко когда бывают хорошими. Там хорошо либо одно, либо другое.
В качестве доказательства посмотрите видео на канале Интелджета (дилера Лейсувош и Шуйфу), где они задвигают не правдоподобную сказку, что им продали подделку, про которую они узнали спустя год. Продав и установив за это время несколько робомоек, но не заметив, что продают другое оборудование. Китайцы которые при этом поддерживали трёхлетнюю гарантию тоже не заметили, хотя она у них своеобразная, т.к. полностью удалённая. Как доктора, которые лечат по фотографии.
Почему это доказательство недолгой работы? Тут всё просто: либо в компании работают неграмотные инженеры, которые не отличили одно оборудование от другого, а самое главное, при минимальных отличиях не смогли организовать работу собственной мойки. При этом устанавливали робомойки на сторону и судя по отзывам довольных клиентов всё работало хорошо. Либо после того как мойка выработала свой ресурс, решили, что восстанавливать робота дороже чем поставить новый.
Но нельзя распространять опыт этого робота на остальные, там за год намыли столько, сколько в регионах за 5 лет не намоют. Но, по-крайней мере, понятен срок работы в зависимости от наработки. Это обязательно учитывайте в финансовых расчётах.
Кстати, о гарантии. Не смотря на то, что обещается гарантия в 3 года, по факту она не на всё распространяется. Продавцы обещают гарантию на всё, но суровая реальность в процессе эксплуатации показывает, что не всё так радужно.
Китайцы, конечно, говорят, что есть ещё токовая защита, но это не совсем так. Точнее токовая защита не даёт сгореть двигателю, когда кочерга наткнётся на препятствие. При этом срабатывает не моментально, а при приложении заметного усилия. Т.е. уже после того, как автомобиль клиента поврежден.
У американцев стоит шарнирный механизм, который вмонтирован в угол кочерги. Смахивает на дверную петлю в маятниковых дверях. Когда кочерга натыкается на препятствие, то она в месте изгиба ломается и затем возвращается в исходное состояние пружиной. Тем самым возможный ущерб уменьшается почти до нуля.
Вернёмся к нашим друзьям китайцам. Ещё они сэкономили на блоке нанесения пены. Пена наносится лейкой. Я не шучу, под «потолком» по краям две лейки, из которых пена льётся на машину. На американских роботах автомойках стоят блоки форсунок, которые выполняют ту же задачу, что и лейки, только заметно эффективнее. Пена через форсунки наносится намного равномернее и нужно намного меньше химии для этого.
Также китайцы могут наносить пену с помощью «кочерги», но это в два раза дольше, т.к. занимает два прохода, вместо одного и с равномерностью тоже проблемы. Посмотрите на это фото:
Конечно, некоторые дилеры китайского моечного оборудования, почерпнули информации в интернете, например из моей статьи, и стараются улучшать китайцев. Правда в создании водоподготовки для автомойки есть свои нюансы, про которые, уверен, они не знают и узнают только через несколько лет. А некоторые так и не узнают.
Это ещё одна причина, почему китайские робомойки моют хуже и с большим расходом химии по сравнению с оригиналом.
В силу теплого китайского климата на их аппаратах полностью отсутствует защита от замерзания. При этом, так просто её не установить. Т.е. китайцы ставятся только в тёплые помещения, плюс их нужно очень качественно, а значит дорого отапливать. В холодных регионах, помимо отопления придётся ставить тепловые завесы на ворота.
Иначе, если не «предохраняться» в сильные морозы, тех 3-5 минут, которые потратят секционные ворота на открывание и закрывание достаточно, чтобы оборудование замёрзло. Хрупкий китайский металл не выдержит российской замёрзшей воды. Поэтому придётся тратить больше денег на отопление. Можно ставить быстроподъемные ворота, но из-за их строения, улицу вы будете отапливать постоянно, а не только в момент открытия и закрытия. Думаю, не стоит говорить, что у американцев и европейцев с этим дела обстоят по другому.
То что китайское оборудование не дружит с российскими законами стоит отдельного упоминания. Поэтому при покупке китайского оборудования придётся либо сажать кассира, либо ставить плоды российско-китайских решений. И обойдётся и то и другое совсем не дешево, под полмиллиона наших российских рублей. И не смотря на не совсем демократичную цену, исполнение будет «дешёвым». Достаточно посмотреть на фотографию, которую я сделал на одной робомойке, которой ещё не было даже года. Такими темпами через три года придётся менять как минимум корпус. Возможно одним корпусом не получится обойтись.
Таким образом, если вернутся к финансам, то вы, посмотрев рекламу, нацелитесь потратить на китайца 2 млн, а окажется, что только хоть как-то моющее оборудование обойдётся существенно дороже тех самых 2 млн. Да ещё по мелочам нужно докупить одно, другое третье, плюс доставка, плюс монтаж… И окажется что сумма вложений только в оборудование перешагнёт далеко за 4 млн, что уже не так бюджетно, как хотелось бы.
А средний чек из-за низкого качества мойки будет почему то ниже, чем обещают продавцы и в итоге цифры рентабельности уже не такие интересные. А если учитывать стоимость обслуживания и простои, то они будут ещё грустнее.
Ладно не буду о грустном и отложу в сторону нескончаемый список того, на чём китайцы сэкономили. Оказывается, кое в чём китайцы переплюнули оригинал. Моменты эти немного спорные, но они есть.
Во-первых, у Laserwash или Razor дозирование производится инжекторами, о чём я упоминал выше. А вот китайцы поставили дозирующие насосы. Возможно китайские дозирующие насосы просто дешевле, чем качественно исполненные из дорогого пластика или металла узлы эжекторов. Но регулировать дозировку автохимии на китайцах на голову удобнее.
Во-вторых, китайцы опционально поставят более мощный двигатель. Т.е. вместо китайского двигателя с маркировкой Сименс на 18,5 кВт, поставят не менее китайский Сименс на 22 кВт, что на 19 процентов больше. И вместо 75 бар, можно помпу раскрутить до 90 бар. Это, конечно не обещанные продавцами 160 бар, но на одну пятую будет мыть лучше.
Правда есть и оборотная сторона медали. Американцы не ставят двигатели такой мощности на помпы Cat Pumps, которые считаются самыми надёжными помпами в мире. Чтобы увеличить срок их службы и не менять каждые пару-тройку лет. А вот китайцы на китайские же помпы Pinfl, сделанные в Тайчжоу, т.е. откровенный нонейм, не боятся их ставить. Есть у меня ощущение, что американские инженеры, которые придумали Г-образную робомойку, всё-таки лучше всё просчитали и ставят двигатели мощностью 18,5 кВт не из-за меньшей стоимости.
Так что же выбрать? Какая роботизированная автомойка лучшая?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. У каждого оборудования для бесконтактной автомойки свои плюсы и минусы. Могу только не рекомендовать ставить самые дешёвые китайские робомойки, т.к. они не моют от слова совсем.
Американские Г-образные роботы имеют неоспоримые плюсы, главные из которых простота, компактность, лучший маркетинг и скорость.
Если хотите сэкономить, а не заработать, то безусловно берите китайские автоматы. За эту цену им альтернативы нет.
Но больше всего в России в 2020 году будет продано китайцев. Если короновирус не помешает (статья писалась в январе и феврале 2019), то в Россию будет поставлено порядка 150 автоматических моек. Причины две: огромные рекламные бюджеты и низкая цена. По отдельности у каждого дилера китайских заводов не ахти какие рекламные бюджеты, не больше 3 миллионов рублей в год, а обычно даже меньше миллиона, но учитывая что их десятки в РФ, то вместе получается огромный бюджет, который популяризирует китайскую продукцию. А если помножить это на низкую цену, то китайские заводы потирают довольно руки, они будут загружены работой на весь год.
Собственно, именно то обилие некачественной рекламы, которая даже из утюга лезет, побудило написать эту серию статей: качество помывки автомобиля, статью которую вы дочитали до этих строк (обзор рынка робомоек) и следующую статью, где с практической точки зрения и от независимого эксперта (не продаю и никак не связан с продавцами китайских роботов), посоветую что выбрать из китайцев.
Коллега считает, что за пять-семь лет поставят больше тысячи китайских бесконтактных автоматов. Все люди попробуют, убедятся, что автоматы моют плохо и также как сейчас избегают щёток, будут избегать всех роботов без исключения.
Это фото прислал знакомый, после того как помылся на китайском роботе
При этом тестировании подавляющее большинство инвесторов допускают типовую ошибку, которая сводит это тестирование на нет. Приезжают тестировать портальные автомойки на чистых и ухоженных машинах. К тому же покрытых керамикой или жидким стеклом, да ещё в добавок качественным воском. Максимум проедут по нескольким лужам, чтобы организовать видимость грязи. И, естественно, получают одинаково хороший результат на любых робомойках.
Вот только клиенты приезжают на разных машинах, мало у кого защитное покрытие, типа керамики, да и моются обычно не чаще раза в две недели, а то и раза в месяц. Поэтому влезайте в шкуру будущего клиента и не мойте машину минимум две недели, а лучше месяц. Естественно, на своей машине можно так год мойки тестировать.
Но зачастую достаточно приехать на пару часов к интересующей мойке, поговорить с клиентами, посмотреть насколько качественно отмыта машина. Правда, смотреть бывает недостаточно, особенно если дело касается китайцев, т.к. после «сушки» машины остаются мокрыми, а пока они мокрые, то кажутся чистыми.
Тут на помощь приходит классический способ с белой салфеткой. Проведите разными салфетками на протяжении 20 см в одинаковых местах кузова. Лучше всего проверять такие «грязные места» как низ дверей и капот. И на основании того, насколько салфетка становится серой, а иногда чёрной, делайте выводы.
Постараюсь оперативно написать продолжение этой статьи о китайских робомойках, т.к. скорее всего они наиболее интересны читателям, в силу низкой стоимости входа на рынок. Своё мнение о тех или иных автоматических автомойках высказывайте в комментариях под статьёй.
Вам будет интересно
Судя по рекламе продавцов оборудования робомоек: цена не стоит выеденного яйца. Это очередной развод или правда? Считаем все затраты по пунктам.
Главный критерий хорошей автомойки: качество помывки автомобиля
Все бесконтактные автомойки с виду одинаковые, но на практике моют по разному. Разбираемся от чего зависит качество помывки автомобиля.
Аренда земли под мойку самообслуживания у торгового центра
Плюсы и минусы земли на парковке ТЦ. Какую стратегию переговоров с собственниками ТЦ выбрать и как сэкономить время.