Умная лента что это
ВКонтакте представляет умную ленту новостей
Сегодня в новых версиях приложений VK для iOS и Android появилась возможность включить умную ленту новостей. Теперь умная лента доступна на всех платформах ВКонтакте.
Зачем нужна умная лента?
Наши пользователи самостоятельно формируют свою ленту новостей, добавляя друзей и подписываясь на различные группы и публичные страницы. С каждым годом количество записей в новостной ленте растёт. В среднем пользователь подписан на несколько сотен друзей и сообществ, которые ежедневно публикуют более 500 записей. По нашим оценкам, пользователи успевают просматривать менее 20% всех публикаций новостной ленты и могут упустить что-то действительно важное.
На протяжении последних месяцев команда ВКонтакте работала над новым алгоритмом формирования умной ленты. Алгоритм меняет порядок новостей, отображая интересные записи выше остальных.
Многие пользователи ВКонтакте уже переключились в умный режим ленты новостей. Результаты показывают, что активность этих пользователей выросла. Количество просмотров записей увеличилось на 20%, а отметок «Мне нравится» — на 40%. Новый алгоритм формирует более интересную и актуальную для пользователя новостную ленту, а для авторов записей увеличивает охват целевой аудитории и её отклик.
Как работает умная лента?
Наши методы машинного обучения учитывают сотни факторов для того, чтобы определить, насколько та или иная запись интересна пользователю. Мы анализируем активность в комментариях, отметки «Мне нравится», время просмотра, переходы по ссылкам, репосты записей, а также просмотры фото, видео и проигрывание аудио. Благодаря этому мы формируем персональный порядок записей в ленте каждого пользователя.
Неинтересные записи можно скрывать действием «Это не интересно», снижая приоритет других похожих новостей при формировании ленты.
Если вы используете умную ленту на сайте, то в обновлённых приложениях для Android и iOS она включится автоматически. Вы также можете включить её в настройках новостей.
Не пропустите ещё одно важное нововведение. Узнайте подробнее об автозапуске GIF-анимаций»
Что такое умная лента и как она работает
Что такое умная лента
Ответить на вопрос, что такое умная лента довольно просто. Алгоритм данного инструмента построен так, чтобы показывать пользователю только интересные ему материалы и новости выше остальных. Для каждого она будет уникальной.
Ваше устройство запоминает, по каким ссылкам Вы проходите, что чаще всего смотрите, кому ставите лайки и комментарии и т.д. Потом путем анализа выстраивается цепочка приоритетных записей. Конечно, что такое хедер сайта умная лента не знает, но даже отсюда она сможет отцепить нужную ей информацию. Она постоянно «учится» и «узнает» что-либо нужное для Вас.
Как работает умная лента в ВКонтакте
Теперь давайте разберем, как работает умная лента в ВКонтакте. Как мы уже знаем, она показывает пользователю актуальные и интересные ему посты. Она будет незаменимой для тех, кто подписан на большое количество групп и страниц. Достаточно будет нажать на кнопку «Сначала интересные» в разделе «Новости», и алгоритм отобразит нужную информацию.
Также умная лента полезна владельцам сообществ и пабликов. С её помощью можно увеличить целевую аудиторию и охват в целом. Многие активно её применяют наравне с контекстной таргетированной рекламой и добиваются хороших успехов.
Умная лента в Инстаграм: как работает
Далее интересно будет рассмотреть, как работает умная лента в Инстаграм. Новостная лента ранжируется по степени заинтересованности постами среди аудитории. Другими словами, социальная сеть показывает тот контент, который имеет наибольший отклик у аудитории.
Алгоритм строится на индивидуальных особенностях каждого аккаунта пользователя, выбирая ему наилучший материал. Учитывается активность, географическое местоположение и т.д.
Во время публикации фотографии, алгоритм выдвигает ее на обозрение 10-20% подписчиков и если аудитория ее активно встретит лайками и комментариями, то она продвинется дальше. В какой-то степени работа выглядит, как хлебные крошки на сайте, сделать которые несложно специалисту, работающему в данной сфере.
Как отключить умную ленту
Иногда у пользователей возникает вопрос, как отключить умную ленту. Мы с радостью на него ответим. Совсем недавно появилась функция смотреть только «востребованные» новости. Мнения по этому нововведению разошлись.
В случае необходимости отключить данную функцию, необходимо зайти в раздел «Новости» и справа под категориями будет пункт «Сначала интересные». Нужно будет передвинуть рычажок в другую сторону. Все довольно просто, как ведение компании Яндекс Директ, что сейчас очень популярно.
Умная лента прекрасный инструмент, который поможет комфортно проводить время в социальных сетях. При этом не нужно будет тратить время на просмотр неинтересных постов. А что Вы думаете на этот счет?
Как работают алгоритмы соцсетей
Разбираемся вместе с экспертами — как попасть в рекомендации YouTube, Instagram, «ВКонтакте», Facebook и «Яндекс.Дзена».
Депутаты нового созыва Госдумы опасаются алгоритмов соцсетей. По мнению чиновников, они создают аномальный интерес к товарам, влияют на общественное мнение и повышают риски социальных конфликтов. Как итог — власти могут обязать соцсети добавить опцию отказа от алгоритмов. Платформам также придётся уведомлять пользователей о том, что они «предлагают информацию на основе анализа данных».
О работе алгоритмов соцсетей нет единого мнения. Власти хотят получить над ними контроль. И это актуально не только для России — вспомним о недавнем скандале вокруг алгоритмов Facebook и беспокойстве властей США. В то же время профессионалы в области социальных сетей не видят смысла в ограничении алгоритмов.
Алгоритмы не показывают вредоносный или оппозиционный контент намеренно, считает TikTok-продюсер и автор книги «TikTok без танцев» Ренат Янбеков. По его словам, они лишь отзеркаливают запросы человека. «Это делали даже старые хронологические ленты. Такое „нововведение“ только навредит бизнесу соцсетей, и сами пользователи будут не в восторге — ведь они уже привыкли к подобной умной ленте», — говорит эксперт.
«Если бы структуры, которые это предлагают, пришли в тот же TikTok или „Яндекс.Дзен“ и стали рассказывать там о своей деятельности и почему их так заботит безопасность интернета, это было бы гораздо лучше. У них бы нашлось гораздо больше сторонников», — заключает он.
Но вдруг алгоритмы действительно опасны? Skillbox Media узнал, как они работают на самом деле.
Копирайтер и SMM-специалист. Пишет про бизнес и технологии, работает с «Билайном», Yandex.Cloud и TexTerra.
Алгоритмы Instagram
Instagram заменил хронологическую ленту умной пять лет назад. К 2016 году люди стали пропускать до 70% всех постов в ленте, причём половина из них — публикации друзей и знакомых. Именно поэтому для соцсети разработали новый алгоритм рекомендаций: он показывает пользователю только самые важные посты.
Статьи разработчиков помогают понять, что алгоритм — это некий программный код, который реагирует на действия пользователей в соцсети. Он следит за лайками и комментариями, за тем, на кого подписаны пользователи. Алгоритм также определяет, какие аккаунты наиболее интересны потребителям контента.
В блоге Instagram описано, на что смотрят алгоритмы.
Амог Махапатра, исследователь Machine Learning в Facebook AI:
Алгоритмов есть несколько. Один отвечает за ранжирование в Stories, другой — за показы в ленте, третий — за вкладку «Интересное». Между ними нет прямой зависимости. Блогер может появиться у пользователя в ленте постов, если последний регулярно ставит лайки. Но истории этого автора контента могут не попадать даже в первую пятёрку. И наоборот.
Игорь Малинин, сооснователь рекламного холдинга The Business Pill:
Алгоритмы YouTube
YouTube — соцсеть, которая максимально ориентирована на рекомендации. Здесь блоков рекомендаций несколько, и доступны они в разных разделах.
Раздел «Главная» — первое, что мы видим, попадая на площадку. Здесь работают персонализированные рекомендации: пользователю показывают видео, которые соответствуют его интересам и подпискам и популярны среди зрителей со схожими интересами.
При составлении подборки рекомендаций учитывается:
Ещё один раздел, где есть рекомендации, — «В тренде». Это, можно сказать, высшая лига рекомендаций YouTube. В раздел попадают только самые популярные ролики со всей площадки. Есть рейтинг по миру и отдельный для каждой страны.
Алгоритмы соцсети учитывают:
Ещё один «буст» алгоритма — раздел «Следующее». По умолчанию в YouTube включена функция автопроигрывания. Когда видео заканчивается — сразу включается новое. Чаще всего в ротацию попадают ролики с той же тематикой, что и первоначальное видео. Плюс алгоритм учитывает историю старых просмотров.
Алгоритмы «ВКонтакте»
У «ВКонтакте» было много конфликтов с пользователями на почве обновлений — начиная с 2010 года, когда Павел Дуров ввёл микроблог вместо аутентичной «стены».
Та же участь постигла и умную ленту — она появилась в 2016 году, но прижилась не сразу. Её критиковали за снижение охватов и количества авторского контента в выдаче.
Так или иначе, алгоритм «ВКонтакте» работает похоже на Instagram: приоритет получают посты друзей и сообществ, которые нравятся пользователю. Кстати, в отличие от Instagram, умную ленту «ВКонтакте» можно выключить — для этого нужно перейти в настройки ленты и убрать галочку со строки «Сначала интересные».
По факту лента «ВКонтакте» — сочетание хронологической и умной. Об этом мы узнаём из поста самой соцсети:
Ещё одна важная особенность «ВКонтакте» наших дней — пессимизация репостов. Когда-то в соцсети было легко продвигаться с их помощью. В своё время стал популярен паблик MDK — тысячи людей репостили их провокационные мемы, «друзья друзей» активно прибавляли подписную базу паблика. Сегодня ситуация иная — «ВКонтакте» заботится о продвижении оригинальных записей, но не их копий. Поэтому не показывает репосты на первых местах выдачи.
Роберто Панчвидзе, совладелец паблика MDK и агентства MDK Creative Agency:
MDK стал популярным благодаря тому, что не было алгоритмов «ВКонтакте». Люди делали шеры и заходили смотреть посты по нескольку раз в день. Сейчас лента перегружена, актуальные паблики, по сути, из неё пропали. Успех MDK «ВКонтакте» был бы сейчас невозможен — репосты снижают для алгоритма «уникальность» контента, а разнообразие трендов не находит отражение в рекомендациях.
Возможно, алгоритм «ВКонтакте» станет более гибким и будет меньше пессимизировать популярные в шерах посты, но пока он лишь мешает активности аудитории и жизни пабликов в целом.
Если говорить о советах в текущих реалиях — все они работают условно. Во главе всегда вкусы вашей аудитории.
Алгоритмы Facebook
Facebook основательно подходит к разработке алгоритмов. Ещё в 2013 году в компании заявляли, что системы учитывают и анализируют больше 100 тысяч параметров при ранжировании постов. Есть блог, где регулярно рассказывают об ИИ-разработках в Facebook.
Со стороны компании было несколько важных заявлений. В 2018 году Facebook сообщил о сопротивлении брендированному контенту. Коммерческого контента в соцсети стало слишком много, и в Facebook решили удержать фокус на постах от родственников и близких друзей.
Что ещё известно об алгоритмах Facebook? Например, то, что соцсеть активно борется с дезинформацией. Facebook поощряет сообщения пользователей о ложных новостях и проверяет факты в публикациях. Для этого даже наняли 45 подрядчиков — они отсматривают контент на 24 языках. За контроль российской пропаганды в FB, кстати, отвечает украинский проект StopFake — подозреваемый в связях с украинскими ультраправыми.
Анастасия Наймушинова, руководитель digital-агентства NAVIAN.studio:
Органический охват в Facebook с каждым годом снижается, а стоимость рекламы и конкуренция растёт. Вот как в этих условиях продвигаться брендам:
Алгоритмы TikTok
Рекомендации в TikTok имеют определяющую роль. В отличие от других соцсетей, главная здесь — лента рекомендаций, а не лента подписок. Именно она открывается по умолчанию при входе в приложение. Так соцсеть даёт понять, что, в отличие от того же Facebook, ориентирована на глобальный контент — за рамками публикаций друзей и знакомых.
Сама соцсеть даёт подробную информацию о том, как работают её алгоритмы. Как и Instagram, TikTok выпустил несколько статей, которые рассказывают об особенностях продвижения в соцсети. Одна из них есть на русском языке.
Критерии, которые выделяет площадка:
Особенность TikTok в том, что ни количество подписчиков, ни предыдущие популярные видео в аккаунте пользователя не являются определяющими факторами для ранжирования контента.
Игорь Малинин, сооснователь рекламного холдинга The Business Pill:
Информация от представителей TikTok: алгоритм даёт ролику условно 100 просмотров и изучает реакцию в течение часа. После анализирует реакции этих 100 пользователей и количество просмотров до конца. Если показатели хорошие, он даёт ещё +1000 просмотров. Затем снова анализирует реакции. Если снова ролик зашёл, даёт ещё +10 000 просмотров — и так до бесконечности. Цифры округляю для наглядности, но суть именно такая.
Совет: используйте популярные хештеги и «звуки» — по ним приходит большая часть трафика.
Алгоритмы «Яндекс.Дзена»
«Дзен» активно расширяет зону влияния — в соцсети запустили формат коротких роликов по аналогии с TikTok. Плюс платформа поощряет создателей контента: для этого подготовили призовой фонд в 50 млн рублей.
Так же как и TikTok, «Дзен» придерживается автороцентричности — блогеры пишут полезный и интересный с точки зрения сети контент и не заботятся о том, как получить читателей. Их обеспечивает алгоритм. В этом отличие от многих других соцсетей, где сначала нужно привлечь подписчиков, а уже потом (возможно) рассчитывать, что они увидят ваш контент.
Когда пользователь заходит в ленту «Дзена», он, как и в TikTok, сразу попадает в ленту рекомендаций, а не в ленту подписок.
Вот что говорят об алгоритмах представители «Яндекс.Дзена».
Искусственный интеллект «Дзена» работает по двум принципам:
«Дзен» борется со спамом и кликбейтом. Алгоритмы реагируют:
Если ИИ замечает подозрения, он отправляет текст на асессорскую оценку — в сервис «Яндекс.Толока». Там публикацию проверяют на соответствие правилам и требованиям «Дзена».
Тимур Угулава, операционный директор ГК «Медиасфера»:
На охваты публикаций влияет несколько параметров:
Click-Through Rate — показатель кликабельности.
Как работает умная лента ВКонтакте — разбираем алгоритм
Умная лента ВКонтакте – это алгоритм социальной сети, который парсит и анализирует действия ее пользователей. На основе собранных данных инструмент определяет, чем интересуется конкретный пользователь и какой контент потребляет.
Алгоритм анализирует, какие посты вызывают у пользователя реакцию, в результате которой он комментирует, лайкает и репостит публикации. Пользователь сперва видит то, что ему интересно, а не то, что было опубликовано недавно.
Чем полезна
С момента внедрения умной ленты большинство пользователей ВКонтакте по достоинству оценили новый алгоритм и больше не возвращались к старому формату. Если верить статистике, то умная лента в социальной сети поспособствовала:
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ
Увеличьте прибыльность и избавьтесь от рутины:
Умная лента привлекает пользователей, подписанных на изобилие страниц и групп. Благодаря ей, нет необходимости смотреть посты в соответствии с хронологией и подолгу искать интересные посты.
Просто нажимаете кнопку “Сначала интересные” и алгоритм показывает релевантную информацию, сформированную на основе ваших интересов. Вот почему количество лайков увеличилось в половину от предыдущих показателей.
Умная лента позволяет выстроить контент индивидуально для каждого пользователя, так как интересы у людей разные. Алгоритм самообучается, с каждым годом совершенствуется все больше, поэтому лента становится более релевантной.
Внедрение новой ленты оказалось полезным не только для пользователей, но и для владельцев групп в соцсети, потому что она повысила охват целевой аудитории и ее отклики на публикации.
Как работает умная лента
Чтобы успешно продвигать свой паблик или группу ВКонтакте и привлекать новых подписчиков, стоио разобраться с принципами работы алгоритма.
Как формируется
Когда администрация ВКонтакте ввела алгоритм умной ленты, начал изменяться порядок публикаций. Интересные записи стали отображаться вверху, оттесняя остальные. Появились персональные настройки отдельно для каждого пользователя.
Алгоритм постоянно изучает поведение пользователей ВК. Помимо лайков и комментариев учитываются более сотни иных факторов, которые представители социальной сети не раскрывают. Вот список известных показателей, которые точно принимают во внимание для ранжирования публикаций в ленте:
Как видите, алгоритм основывается на взаимодействии человека с контентом. Изучается и актуальность постов, популярность записей группы у других читателей, частота их реакции на них.
Как умная лента узнает, что именно вам интересно? Благодаря опыту предыдущего взаимодействия. То есть, если человек репостнул, лайкнул или прокомментировал материал определенной группы, то в течение следующих 30 дней в его ленте будут отображаться другие подобные записи паблика в качестве приоритетных – выше, чем остальные. Пользователь считается заинтересованным, и алгоритм размещает эти посты чаще тех, по отношению к которым он не проявлял никакой активности.
Какие посты в приоритете
Как и любая другая площадка, ВКонтакте хочет зарабатывать на своем проекте, но чтобы получать доходы, нужны продажи рекламы. А чтобы реклама продавалась, необходимо, чтобы ее кто-то видел. И чем больше охват аудитории, тем лучше. А еще лучше, чтобы был охват именно целевой аудитории.
В связи с этим, основная задача социальной сети – удержание пользователей на площадке, чтобы они не уходили с нее, переходили по страницам внутри сети. Поэтому в интересах ВКонтакте показывать и продвигать самые интересные посты, привлекающие внимание пользователей, которые будут репостить, долго просматривать и лайкать публикации.
Важно, чтобы контент был уникальным, визуально привлекающим, с качественными фото. Если запись содержит видеоролик, лучше загрузить его в саму социальную сеть, чтобы люди не уходили с площадки на другой ресурс. Собирая данные пользователей, используйте формы для сбора данных, предлагаемые самой соцсетью.
Весь трафиковый контент, который люди могут просмотреть без перехода на сторонние сайты и сервисы, ранжируются лучше и продвигаются самой сетью. Пост, содержащий внешние ссылки, уводящие пользователей из ВК, при прочих равных будет показываться ниже и в несколько раз реже.
Требования к контенту
Администраторам пабликов важно знать, как оформлять посты, чтобы они высоко ранжировались в умной ленте.
ВКонтакте не разглашает, как именно учитывает уникальность контента. Но представители соцсети не раз заявляли, что оригинальная, опубликованная впервые информация, будет отображаться чаще, чем материал, который повторяется.
Вот еще несколько важнейших условий для подготовки контента:
Администраторам нужно постоянно отслеживать и анализировать статистику паблика, мониторить реакцию читателей на записи различных форматов, выстраивать стратегии, при которых контент будет соответствовать не только интересам подписчиков, но и параметрам алгоритма.
Как попасть в умную ленту
Так как умная лента является алгоритмом, который формирует новостную ленту, подстраивающуюся под интересы каждого пользователя, то порядок публикаций в ВК зависит не от хронологии, а от полезности и релевантности постов.
Вы наверняка замечали, как иногда в ленте появляются рекомендуемые записи, которые, согласно собранным алгоритмом данным о поведении пользователя, могут заинтересовать его. При этом он не подписан на группу, где данная запись опубликована.
Получается, что алгоритм соцсети работает по принципу персонализированной поисковой выдачи. Публикация качественного контента – хороший шанс для администраторов сообществ попасть в умную ленту и охватить больше целевой аудитории, ранжируясь выше и попадая в ленты даже неподписанных пользователей.
Для этого нужно следовать 9 правилам ведения группы ВКонтакте.
1. Уникальный контент
Новый алгоритм не щадит паблики, контент которых состоит исключительно из репостов чужих записей. Задавшись целью регулярно появляться на верхушке ленты новостей, создавайте оригинальный, полезный и интересный контент. Ориентируйтесь на качество, а не на количество.
2. Формат постов
Тут нужно экспериментировать. Как уже было сказано ранее, людям чаще и выше будут показываться записи в том формате, с которым они взаимодействуют больше. Попробуйте на протяжении 2-3 недель публиковать длинные записи, а следующие несколько недель – короткие посты, состоящие из фотографий, видеозаписей, цитат и т.п.
Так вы сможете проанализировать, контент какого формата больше по душе вашим подписчикам. И сможете публиковать соответствующие записи, чтобы чаще показываться в умной ленте.
3. Частота публикаций
Прошли те времена, когда за счет частых публикаций в группе можно было охватить больше аудитории. Сейчас, чтобы получить высокий охват, необходимо размещать качественные и, что важно, уникальные записи. Лучше одна реально ценная и релевантная запись в день, чем с десяток неоригинальных, которые подхватили сотни тематических сообществ ВК.
4. Качественный медиаконтент
Сегодня людям важно не только содержание, но и визуальная составляющая контента. Сейчас больше лайков собирают красивые картинки высокого качества.
Алгоритм социальной сети учитывает качество фото и видеоматериалов. Чтобы появляться в умной ленте, нужно следовать двум правилам:
5. Актуальность информации
Следите за актуальными новостями, чтобы публиковать свежие материалы в своей группе. Используйте хештеги, чтобы показываться выше в ленте, и вас могли находить пользователи, не подписанные на ваш паблик.
6. Комментирование
Обратная связь очень важна для привлечения внимания пользователей. Раньше администраторы групп закрывали возможность писать комментарии под постами, потому что на модерацию и удаление спама и нецензурной брани уходило много времени.
Посты, комментируемые людьми, оживляют группу, показывают активность и интерес со стороны читателей – у таких записей куда больше шансов ранжироваться высоко в новостной ленте. Призывайте людей к коммуникации, и общайтесь сами, отвечайте на вопросы, делайте опросы.
А с модерацией помогут фильтры, предоставляемые самим ВК.
7. Грамотные репосты
Если вам уж сильно понравилась чужая запись, сделайте не обычный репост, а добавьте собственное мнение по поводу данной информации, дайте ей личную оценку. Но еще лучше пересказать материал своими словами и разместить ссылку на первоисточник.
8. Инструменты для продвижения
Чтобы размещаться в умной ленте, недостаточно просто публиковать уникальный и ценный контент. Социальная сеть предлагает воспользоваться собственными инструментами для продвижения:
Разумеется, инструменты платные. На этом и зарабатывает социальная сеть.
9. Аналитика
Не забывайте анализировать статистику паблика, поведение пользователей, охват постов. Это поможет определить предпочтения целевой аудитории и увеличить охват.
Как составить контент-план для группы Вконтакте
Составление контент-плана для группы Вконтакте – это, в первую очередь, ответ на вопрос: что за группа? ВК, в отличие от Instagram и Facebook, очень четко разделяет сферы назначения пабликов: бизнес-страницы (коммерческие группы, представительства фирм), новостные, развлекательные, тематические (по интересам), личные. И от этого зависит дальнейшее планирование.
Как отключить
В ВКонтакте по-прежнему доступна старая лента новостей. Чтобы она появилась, нужно отключить умную ленту. Реализуется очень просто:
Как удалить посты друзей и групп из ленты ВК
Умная лента также позволяет исключать показ записей друзей, при этом не отписываясь от них. Для этого:
Чтобы быстро удалить не интересующую вас новость из ленты ВКонтакте, нажмите на значок в виде стрелки вниз, расположенный в правом верхнем углу. Кликните “Это не интересно”:
А затем выберите, каким именно способом вы хотите понизить приоритет записей группы:
Если не желаете попадать в список групп, чьи записи пользователи удаляют из ленты новостей, публикуйте только качественный, интересный и актуальный контент, и не спамьте.
Заключение
Умная лента – полезнейший алгоритм от ВКонтакте, реализация которого позволила существенно улучшить качество контента в социальной сети. Пользователи могут просматривать самые интересные и полезные для себя материалы, а владельцы пабликов, работающие по правилам администрации ВК, и создающие уникальный и релевантный контент, получили возможность охватывать больше аудитории, и уделять больше времени генерации качественных записей, а не их количеству.
Появилось, в том числе, много недовольных администраторов групп, которые утратили свои прежние позиции и посещаемость. И неудивительно, среди них преимущественно те, кто в день делал по несколько десятков репостов чужих публикаций, не задумываясь о том, чтобы создать какой-то свой, интересный продукт.