Умм что означает в исламе
Умм что означает в исламе
УММА — древний город государство в Юж. Месопотамии (совр. городище Джоха в Ираке). В 3 м тыс. до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье. В кон. 24 в. до н. э. Умма завоевана царем Аккада Саргоном Древним … Большой Энциклопедический словарь
Умма — ’Умма (Нав.19:30 ) аналог. Аламелех … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
умма — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • община (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Умма — ’Умма (Нав.19:30 ) ·аналог. Аламелех … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Умма — Это статья о шумерском городе. См. объяснение исламского понятия в статье Умма (ислам). Координаты: 31°38′ с. ш. 45°52′ в. д. / 31.633333° с. ш. 45.866667° в. д. … Википедия
Умма — древний город государство в Южной Месопотамии (современное городище Джоха в Ираке). В 3 м тысячелетии до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье. В конце XXIV в. до н. э. Умма завоёвана царём Аккада Саргоном Древним. * * * УММА УММА,… … Энциклопедический словарь
уммаҳот — [امهات] а. кит., ҷ. ум(м), уммаҳат ◊ уммаҳоти арбаа ниг. чаҳор унсур … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Умма — (шумер. Убме) древний город государство Шумера в Южном Двуречье (современное городище Джоха в Ираке). В 3 м тыс. до н. э. вёл борьбу с Лагашем из за пограничных территорий и каналов. В 24 в. правитель У. Лугальзаггиси одержал победу над… … Большая советская энциклопедия
Умма и её роль в жизни мусульман
В различных источниках нередко встречается такое понятие, как «умма». Под этим словом одни понимают мусульманскую общину, то есть совокупность людей, исповедующих ислам. Другие же включают в понятие уммы также и представителей других конфессий, и даже атеистов. В качестве аргумента данной позиции приводится аят Корана, в котором сказано:
«Люди были одной общиной…» (2:213)
Большинство же мусульманских учёных считают, что уммой вправе именоваться религиозные общины, подчинившиеся призыву тех или иных пророков, посланных Господом к тем или иным народам. Подтверждением этому приводится хадис, в котором говорится:
«Каждая умма подчиняется своему пророку» (Бухари). Кроме того, в Священном Коране говорится:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества…» (3:110)
Опираясь на тот или иной критерий, можно выделить несколько уровней уммы:
В зависимости от уровня распространения
— глобальная умма – сообщество, включающее в себя все религиозные общины мира;
— региональная умма – включает в себя верующих в определённом регионе (Ближний Восток, Америка, Евразия и так далее);
— национальная умма – объединяет верующих внутри одного государства (Россия, Германия, Узбекистан, Турция и так далее);
— местная умма – сообщество верующих в определённом городе, посёлке или селе (Москва, Нью-Йорк, Лондон, Мекка, Стамбул и так далее);
— умма организации – сообщество верующих в рамках определённой религиозной организации или прихода мечети.
В зависимости от религиозных предпочтений
— иудейская умма – община, объединяющая верующих иудеев;
— христианская умма – община, включающая в себя последователей христианства;
— мусульманская умма – община, в которую входят все мусульмане;
В зависимости от исторического периода
— средневековая умма – умма, включающая в себя верующих, проживающих в Средние века;
— умма Нового времени – состоит из жителей эпохи Нового времени;
— умма XX столетия – община, включающая в себя мусульман прошлого века;
— современная умма – сообщество нынешних верующих.
Мусульманская умма
Мусульманская умма ведёт свою историю с VII столетия – с момента возникновения ислама. На сегодняшний день она насчитывает более полутора миллиардов людей из разных уголков Земного шара.
Во все времена мусульманская умма имела свою духовную иерархию, которая выражалась в наличии духовных лидеров. Первым был Пророк Мухаммад (с.г.в.). После его смерти в рядах мусульман произошёл раскол и, соответственно, у каждого течения появился свой лидер.
Мусульмане-сунниты избрали духовным наставником сподвижника Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который получил титул первого праведного халифа. С этого момента началась эпоха правления четырёх праведных халифов. Последний праведный халиф – Али ибн Абу Талиб (р.а.) стал родоначальником шиизма и считается у мусульман-шиитов единственным законным лидером мусульман, поскольку шииты настаивали на том, что преемниками Пророка Мухаммада (с.г.в.) могут быть лишь представители его рода. Али ибн Абу Талиб (р.а.) был двоюродным братом Посланника Аллаха (с.г.в.), и именно поэтому он был признан шиитами первым праведным имамам. В дальнейшем же духовными лидерами шиитов являлись потомки имама Али (р.а.).
После окончания правления праведных халифов титул лидеров мусульман носили сначала халифы из династии Омейядов, затем Аббасидов, параллельно с этим существовали Фатимидский халифат в Египте и Кордовский халифат в мусульманской Испании.
В 1517 году после завоевания Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия титул халифа носили османские султаны. После распада Османской империи и провозглашения Турецкой республики, первый её президент Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение об упразднении халифата.
В настоящее время роль духовных лидеров мусульман выполняют национальные религиозные деятели – в основном, муфтии и имамы.
Функции уммы
1. Интегративная. Основной функцией уммы являются интегрирующая, то есть объединение мусульман. В Священном Коране Аллах призывает нас:
«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)
2. Просвещенческая. Ещё одной функцией служит получение новых знаний от своих братьев и сестёр по вере. В одном из хадисов говорится: «Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина!» (Ибн Маджа).
3. Коллективная. Внутри уммы мусульмане получают возможность совершать коллективные молитвы, проводить коллективные ифтары (разговения), за совершение которых верующие могут обрести большую награду.
4. Коммуникативная. Внутри уммы мусульмане имеют возможность общаться между собой на религиозные и светские темы.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
«Умма»: что означает это слово?
Слово «умма» означает группу приверженников одной религии, которые проживают на какой-либо территории. Большинство алимов использует этот термин для обозначения мусульманской общины.
Слово «умма» (и его множественное число «умам») встречается в Коране более шестидесяти раз и часто используется в хадисах. В Священной Книге есть указание на то, что животные и птицы также образуют умму: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество...»
(Сура «Ан’ам», 6 / 38. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) называл уммой собак (Абу Давуд, «Адахи», 22; Тирмизи, «Сойд»,16,17; Несефи, «Сойд»,10; Ибн Маджа, «Сойд», 2), в другом хадисе — муравьёв (Муслим, «Салям», 148).
Слова «умма» и «имам» происходят от одного и того же корня. В нескольких сурах Корана разъясняются эти понятия: «…и тогда образуется из вас община (умма), которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будут такие люди благоденствовать»; «Вы — лучшая из общин (умма), созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха. А если бы люди Писания уверовали [в ислам], это было бы лучше для них. Среди них есть уверовавшие, но большая часть — нечестивцы» (Суры «Али Имран», 3 / 104, 110, 113; «А’раф» 7 / 181).
Люди разных национальностей могут принадлежать одной исламской умме. В Коране есть указание на то, что разнообразие рас и народов должно стать поводом для взаимодействия и общения между ними (Сура «аль-Худжурат», 49 / 13).
В Книге Всевышнего сказано, что когда-то все верующие были единой уммой: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись. А разошлись насчёт [религии] только те, которым было даровано Писание, после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу. И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению. Аллах ведёт того, кого пожелает, к прямому пути» (Сура «аль-Бакара», 2 / 213). Исламские алимы по-разному толкуют этот аят. Некоторые из них считают, что раньше все люди шли по истинному пути, по пути Аллаха, но после раздора перестали быть единой уммой. Другие алимы считают, что кроме верующих в единого Создателя есть идущие по пути куфра. Согласно этому толкованию, кафиры были отдельной уммой, а те, кто уверовал в единого Аллаха и последовал за Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям), стали общиной, уммой Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Каждый пророк является имамом и предводителем, а его сторонники составляют его умму. В одном хадисе Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллем) указал на это: «Каждая умма следует за своим пророком» (Бухари, «Тафсир, сура 17»,11).
В умме Пророка Муххаммада (салляллаху алейхи ва саллям) ни одна раса или народ не обладают превосходством над другими. Единственный повод выделяться среди остальных — это таква (соблюдение законов и запретов Всевышнего). То, что последний Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был арабом и жил среди них, не является привилегией для этого народа и не делает его особенным. В прощальной хутбе Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) намеренно упомянул арабов, говоря, что люди этой национальности ничем не отличаются от остальных, таким образом отрицая всякое превосходство одного народа над другим. Согласно Исламу, народы и расы созданы Аллахом для взаимодействия и взаимопомощи друг другу. Все люди имеют единого отца, который был создан Всевышним.
Ислам считает естественным развитие языка, культуры, литературы каждого народа, которые составляют его умму. Но язык ибады для всех мусульман — арабский. Азан, ду’а, суры во время совершения намаза произносятся на арабском языке. Арабский язык стал источником для Корана и Сунны, поэтому вполне естественно, что он обладает большим уважением среди исламской уммы.
Политическим руководителем уммы является халиф. Его называют имамом или Амиром му’минов. Халиф управляет общиной согласно принципам Ислама. Правитель не обладает неприкосновенностью, он такой же член уммы, как и другие. В современном мире нет института халифатства в исламской умме, как нет и разделения на правящих и подданных. Каждый член общины живёт по принципам Ислама и обладает равными с другими мусульманами правами.
Умма, возвеличенная почетными преимуществами
а) промежуток времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, иначе говоря, то время, пока солнце не побелеет и его сияние не усилится;
Особенностью уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является возвеличивание Всевышним нашей уммы особой милостью.
Творец всего сущего говорит в священном Коране:
ثُمَّ أَوْرَثْنَا الْكِتَابَ الَّذِينَ اصْطَفَيْنَا مِنْ عِبَادِنَا فَمِنْهُمْ ظَالِمٌ لِنَفْسِهِ وَمِنْهُمْ مُقْتَصِدٌ وَمِنْهُمْ سَابِقٌ بِالْخَيْرَاتِ بِإِذْنِ اللَّهِ ذَلِكَ هُوَ الْفَضْلُ الْكَبِيرُ
Смысл: «Потом Мы дали это Писание тем, кого Мы избрали из Наших рабов, (умма Мухаммада (мир ему и благословение)). Среди них есть такие, которые совершают несправедливость против самих себя, (грешат) умеренные и опережающие других в добрых делах по соизволению Аллаха — а это и есть великая милость» (сура «Фатир», аят 32).
Смысл этого аята в следующем: Всевышний Аллах разделил эту умму на три категории:
Первая – Люди, у которых смешаны хорошие и плохие поступки.
Вторая – люди, которые соблюдают все обязанности, предостерегают от запретов, но иногда упускают некоторые желательные действия и иногда совершают нежелательные проступки.
Третья – люди, которые спешат совершать благие деяния, соблюдающие обязательное, старающиеся совершать все желательные поступки, отдаляющиеся от всех нежелательных, и сомнительных деяний.
Комментируя эти три категории, глава алимов, трактующих Коран, Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Люди, которые спешили совершать благие поступки, Аллах вводит их в Рай без отчета деяний. Людей среднего состояния Аллах вводит в Рай по милости Своей. А грешников Аллах вводит в Рай посредством заступничества нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)».
Подтверждает трактовку Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) хадис, который передает Имам Ахмад от Абу-Дардаа. Он говорит: «Я слышал Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорящего: «Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
ثُمَّ أَوْرَثْنَا الْكِتَابَ الَّذِينَ اصْطَفَيْنَا مِنْ عِبَادِنَا فَمِنْهُمْ ظَالِمٌ لِنَفْسِهِ وَمِنْهُمْ مُقْتَصِدٌ وَمِنْهُمْ سَابِقٌ بِالْخَيْرَاتِ
وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَذْهَبَ عَنَّا الْحَزَنَ إِنَّ رَبَّنَا لَغَفُورٌ شَكُورٌ
Смысл: «Хвала Аллаху, Который избавил нас от печали Судного Дня. Поистине наш Господь прощает грехи тем, которые просят у Него прощения, благодарен тем, кто подчинялся Ему» (сура «Фатир», аят 34).
Это является величайшей милостью Всевышнего Аллаха нашей умме, так как все три категории попадают в Рай ради уважения Аллаха к нашему Пророку Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это милость охватывает большую часть уммы может быть и всю умму в целом.
Еще одной особенностью нашей уммы является, то что она будет свидетелем для других на этом свете и в час Суда. В Коране говорится:
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا
(смысл): «Так, как Я вас наставил, так же я вас сделал, о, умма Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), средней уммой, лучшей и справедливой, чтоб вы были свидетелями другим уммам в том, что посланники к ним довели их религию. А вам, умме Мухаммада (мир ему и благословение) будет свидетельствовать ваш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что он довел до вас вашу религию» (сура «аль-Бакара», аят 143).
Еще упоминается почет и особенность нашей уммы в аяте, в котором повествуется об изменении Создателем стороны направления (кибла) в поклонении.
سَيَقُولُ السُّفَهَاءُ مِنَ النَّاسِ مَا وَلَّاهُمْ عَنْ قِبْلَتِهِمُ الَّتِي كَانُوا عَلَيْهَا قُلْ لِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
(смысл): «Невежды из иудеев и многобожников спрашивают: «Почему поменял Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователи сторону обращения, т.е., «Байт аль-Макдис», находящийся в Иерусалиме в их молитве?». Ты скажи им, что только Всевышнему Аллаху принадлежит запад и восток и другие стороны, и Он прикажет направляться, туда, куда Он пожелает, и что Он наставляет того, кого желает на верный путь».
Также наша умма является свидетелем для других народов на этом и на том свете.
Легкость Шариата Пророка Мхаммада (мир ему и благословение)
Следующей особенностью нашей уммы является облегченный вид поклонения (Шариат). Это подтверждается аятом из Корана:
يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
(смысл): «Аллах вам желает легкости, но не желает затрудненности» (сура «аль-Бакара», аят 185).
Нет ни одного обязательного поклонения (фарза), в котором не предписано облегчение. Давайте возьмем для примера обязательный намаз (салят), который является самым важным поклонением для мусульманина и опорой его религии. Настолько облегчил Всевышний нам его, что у нас не осталось никакой причины для не совершения его. Разрешение укоротить намаз и перенести, находясь в путешествии, в болезни, на войне, без воды, без покрытия аврата, незнания стороны направления или времени, в забывчивости или проспав его.
Тому есть множество примеров. В хадисе, переданном ат-Табарани Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Всевышний Аллах выбрал для этой уммы легкое и не пожелал для нее трудновыполняемое». Ахмад бин Ханбал от Хузайфата передает, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сделал земной поклон (суджуд) и не поднялся, пока мы не начали думать о его кончине. Позже поднялся и сказал: «Аллах, спросив меня, дал мне право выбора…. (в конце этого хадиса говорится), и разрешил, облегчил нашей умме многое из того, что было запрещено другим народам. На этом свете нам не затруднил ничего. И я не знал, как выразить благодарность (щукру) кроме как совершить этот суджуд». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) радовался, рассказывая об этом благе Всевышнего и говорил: «Меня послали с правильной, легкой религией».
Так как Аллах в Коране говорит:
وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
(смысл): «А что касается даров от твоего Творца, то рассказывай о них» (сура «аз-Зуха», аят 11).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) завещал это облечение всем посланцам, которых отправлял. Он говорил им: «Вы обрадуйте их и не отпугивайте, облегчайте и не затрудняйте».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Умм что означает в исламе
(шумер. Убме) древний город-государство Шумера в Южном Двуречье (современное городище Джоха в Ираке). В 3-м тыс. до н. э. вёл борьбу с Лагашем и. смотреть
УММА (шумер. Убме), древний го-род-гос-во Шумера в Юж. Двуречье (совр. городище Джоха в Ираке). В 3-м тыс. до н.э. вёл борьбу с Лагашем из-за пограни. смотреть
Убме — древ. гор.-госуд. в Юж. Двуречье (совр. городище Йоха, или Джоха, в Ираке). В 3-м тыс. до н.э. вел упорную борьбу с Лагашем из-за погра. смотреть
Убме — древ. гор.-госуд. в Юж. Двуречье (совр. городище Йоха, или Джоха, в Ираке). В 3-м тыс. до н.э. вел упорную борьбу с Лагашем из-за погранич. терр. и каналов. В 24 в. до н.э. правитель У. Лугальзаггиси одержал победу над Лагашем (при Урукагине). В кон. 24 в. до н.э. У., как и др. гг. Шумера, была завоев. Саргоном Древним и вошла в состав Аккадской державы. Ок. 2200 до н.э. подвергалась нашествию гутиев. В 21 в. до н.э., после образования царства Шумера и Аккада (III династия Ура), стала окружным центром. После падения III династии Ура (ок. 2000 до н.э.) потеряла значение. смотреть
Умма (евр. «племя», «народ», «сообщество», «соединение»), город в уделе Асира (Нав 19:30), его точное местонахождение неизвестно.
УММА, древний город-государство в Юж. Месопотамии (совр. городище Джоха в Ираке). В 3-м тыс. до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье. В кон. 24 в. до н. э. Умма завоевана царем Аккада Саргоном Древним.
древний город-государство в Южной Месопотамии, современное городище Джоха в Ираке. В 3-м тысячелетии до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье. В конце XXIV в. до н. э. У. завоевана царем Аккада Сарагоном Древним. смотреть
УММА, древний город-государство в Юж. Месопотамии (совр. городище Джоха в Ираке). В 3-м тыс. до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье. В кон. 24 в. до н. э. Умма завоевана царем Аккада Саргоном Древним. смотреть
— древний город-государство в Юж. Месопотамии (совр. городище Джоха вИраке). В 3-м тыс. до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье.В кон. 24 в. до н. э. Умма завоевана царем Аккада Саргоном Древним. смотреть