Умк spotlight 7 что входит
Анализ УМК “Spotlight 7”: развитие рецептивных и продуктивных видов деятельности.
Анализ УМК «Spolight 7» с точки зрения развития рецептивных и продуктивных видов деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК “Spotlight 7”: развитие рецептивных и продуктивных видов деятельности.»
Анализ УМК “Spotlight 7”: развитие рецептивных и продуктивных видов деятельности.
Авторами учебно-методического комплекта для седьмого класса общеобразовательных школ “Spotlight – 7” являются Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е. и Эванс В.
УМК состоит из учебника (Student’s Book), рабочей тетради (Workbook), книги для учителя (Teacher’s Book), книги для чтения (Reader), CD к книге для чтения (Reader CD), языкового портфеля (My Language Portfolio), CD для занятий в классе, CD для самостоятельных занятий дома и сборника контрольных заданий (Test Booklet).
УМК имеет модульную структуру и состоит из 10 модулей. Модуль урока состоит из вводного урока, трех основных уроков, в которых вводится новый лексико-грамматический материал, урока речевого этикета (English in Use), двух уроков культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia) и урока дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the curriculum).
Рассмотрим УМК с позиции развития рецептивных (чтения и аудирования) и продуктивных (говорения и письмо) видов речевой деятельности.
Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся 7 класса. (e.g. Mod.5 “Predictions”, “Online or IN class”, Mod. 6 “The fun starts here”, Mod. 7 “Avril Lavigne, Let Go”, etc.).
Задания по чтению направлены на формирование умений пользоваться различными стратегиями чтения: ознакомительное чтение, изучающее, поисковое чтение.
Ознакомительное чтение – чтение с общим охватом содержания. Приведу несколько заданий из УМК, направленных на обучение ознакомительному чтению:
— выписать по одному наиболее интересному факту по каждому из достопримечательностей (Mod. 1 “Landmarks of the British Isles”);
— определить тему текста по иллюстрациям (Mod.1 “Do you live in a big city?”, Mod. 2 “A classis Read”);
— определить тему текста по заголовку (Mod.1 “Teenage life swap”);
— выбрать заголовки к каждому абзацу текста (Mod.1 “Mexico City”);
— прочитать и расставить картинки в правильном порядке (Mod. 2 “A classis Read”);
— пересказать текст по картинкам (Mod. 2 “A classis Read”);
— пересказать текст группой – chain story (Mod. 2 “Vanished”);
— соотнести заголовки статей с заголовками журнала, в которых они печатаются (Mod.4 “Teenage Magazines”);
Изучающее чтение – чтение с глубоким/детальным пониманием.
-назовите факты, которые впечатлили вас больше всего, обоснуйте ответ (Mod.4 “Take action”);
— выразите свое мнение по прочитанному (Mod.3 “Children in Victorian Times”)
— составить список аргументов за и против компьютеров-учителей (Mod. 5 “Online or IN class”);
— найти в тексте прилагательные, которыми автор описывает героев, место повествования, таланты и т.д. (Mod.7 “Avril Lavigne, Let Go”, Mod.2 “The Gift of Storytelling);
— прочитать текст и заполнить анкету по фактам из жизни (Mod.7 “Avril Lavigne, Let Go”);
— прочитать и ответить на вопросы (Mod.2 “Bookworms”, “Mod.2 “Vanished”);
— прочитать и вставить пропуски в предложения (Mod. 2 “A classis Read”, Mod.3 “Children in Victorian Times);
— выбрать правильный ответ – True/False (Mod.3 “The Yeoman Warders”);
Упражнения, направленные на обучение чтению в УМК Spotlight – 7, разнообразны и интересны, но большая их часть направлена на развитие ознакомительного и поискового чтения. Обучение изучающему чтению сводится лишь к обучению полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря) и выражению мнения о прочитанном.
УМК “Spotlight – 7” позволяет в системе развивать и совершенствовать умение понимать иноязычную речь в естественном предъявлении.
Данный УМК предлагает работу над аудированием в каждом модуле. Тематика упражнений на аудирование в учебнике по каждому модулю соответствует тематике упражнений по аудированию в рабочей тетради.
— развитие умений аудирования с выделением основной мысли (прослушать репортаж и определить тему, выбрав одну из предложенных Mod.4 “Take Action”).
Работа с аудированием проходит в 3 этапа: 1) до прослушивания, 2) во время прослушивания, 3) после прослушивания. На этапе до прослушивания используется догадка по заголовку или картинкам. На этапе после прослушивания материал аудирования используется для переноса новых знаний на личный опыт и развития навыков устной речи.
Развитию навыков письма в данном УМК уделяется большое внимание. В рабочей тетради представлен широкий круг упражнений на развитие навыков письма. В упражнениях представлены сочинения-образцы, ряд заданий на осмысление и переработку информации, план или ключевые слова для написания собственного сочинения. Учащиеся имеют возможность попрактиковаться в различных видах письменных работ: статья о любимом городе (Mod.1), об интересном человеке (Mod.3), рассказ (Mod.2), новостной репортаж (Mod.4), объявление (Mod.6), рецензия на фильм (Mod.7), эссе за и против (Mod.8), электронное письмо (Mod.9) и т.д.
Одной из задач УМК Spotlight – 7 является развитие умении учащихся выражать свои мысли в разнообразных повседневных ситуациях и взаимодействовать с собеседником, т.е. адекватно реагировать не его реплики и поддерживать разговор.
Работа над развитием навыков диалогической речи ведется в основном двух разделах УМК “English in Use” и “Everyday English”.
В разделе “Everyday English” работа над диалогической речью ведется несколько иначе. В данном разделе нет диалога-образца, представлены лишь речевые клише. Тематика клише очень многообразна. Учащиеся учатся заинтересовывать собеседника/выражать свою заинтересованность (Mod.4), соглашаться/не соглашаться с собеседником (Mod.5), приглашать/принимать или отказываться от приглашения (Mod.6), предлагать помощь/принимать или отказываться от помощи (Mod.8).
Учащимся предлагается сопоставить представленные клише со структурами родного языка. Затем на основе представленных аргументов или ключевых слов учащиеся должны разыграть свой диалог. В данном случае диалоги являются более свободными, чем в разделе “English in Use”, поскольку общая логика развития диалога жестко не фиксирована. Целью упражнений данного раздела нам видится развитие умения адекватно и быстро реагировать на реплики собеседника, что создает связность любого диалога.
Перейдем к рассмотрению УМК с позиции развития социокультурной компетенции.
В УМК принцип развития у учащихся социокультурной компетенции реализуется в полной мере.
В каждом модуле учебника есть урок English in Use, в котором представлены формулы речевого общения в иноязычной среде. Приведу примеры лишь части из них:
— покупаем билет (Mod.1);
— бронируем место в летнем лагере(Mod.6);
— выражаем благодарность и восхищение (Mod.9);
В учебнике представлены тексты лингвострановедческого и социокультурного плана. Тексты предоставляют сведения:
— о географическом положении и достопримечательностях страны изучаемого языка (Mod.1 “Landmarks of the British Isles”, Mod. 3 “The Yeoman Warders”);
— о жизни и интересах британских подростков (Mod.5 “High-tech Teens”, Mod. 4 “British Teenage Magazines”);
— о жизни известных американских подростков (Mod.3 “American Teens With Drive”)
— о популярных фильмах (Mod.7 “DVD Frenzy”);
— о самом популярном виде спорта в Англии (Mod. 7 “The National Sport of England”);
В учебнике представлены также отрывки из литературных произведений (Mod. 2 “The Canterville Ghost”, Mod 10 “Robinson Crusoe”) и факты из истории (Mod.3 “Children in Victorian Times”).
УМК обеспечивает установлению межпредметных связей, что реализуется в разделе Extensive Reading. Across the Curriculum. В данном разделе представлены: география (Mod.1), литература (Mod.2, Mod.10), история (Mod.3), физическая культура (Mod.6), музыка (Mod.7) и т.д.
Особый интерес представляет раздел Spotlight on Russia, в котором представлены материалы о России. Все темы раздела перекликаются с тематикой модулей. Раздел выполнен в виде журнала для подростков. В разделе представлены тексты различных жанров и форматов: описание родного города (“Teens”), анонс клубов и кружков по интересам (“Activity Time”), материалы школьных журналов (“School Magazine”), обзор телевизионных передач (“TV”), фоторепортаж с места событий (“Party Time”), рецепты народной медицины (“Health Matters”) и т.д.
Большое преимущество этих двух разделов в том, что английский язык видится учениками не как изолированный учебный предмет, а как всецело интегрированный в учебный процесс (Extensive Reading. Across the Curriculum). Они осознают, что с помощью английского языка можно получить интересную информацию из разных областей знаний, можно рассказать о своей родной стране, ее реалиях, традициях, истории (Spotlight on Russia). В этом смысле английский язык как учебный предмет приобретает осознанную практическую значимость для учащихся, что способствует росту мотивации к обучению.
А теперь рассмотрим УМК с точки зрения формирования и развития лексико-грамматических навыков.
Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи таблиц. Упражнения на закрепление и отработку грамматического материала многообразны (множественный выбор; раскрыть скобки, поставив глагол в нужную форму; заполнение пропусков; установление соответствий (например, начало и конец предложений)). В рабочей тетради в конце каждого модуля есть раздел Grammar Practice, в котором представлены дополнительные упражнения на отработку нового грамматического материала модуля. В конце учебника имеется грамматический справочник по всем изучаемым темам, что дает возможность учащимся для самообразования, для повторения материала как на уроке, так и самостоятельно. Названия грамматических явлений в справочнике представлены как на русском, так и на английском языке. Это связано с тем, что на данном этапе возникает необходимость освоения английской грамматики с точки зрения терминологии.
Лексические единицы вводятся разными способами, в том числе при помощи сюжетных картинок и предметной наглядности. В отличии от более ранних ступеней обучения новая лексика вводится преимущественно в словосочетаниях. Среди других приемов семантизации – использование синонимов, антонимов, перефразирования и дефиниций. Упражнения на отработку лексики представлены в основном в рабочей тетради и они разнообразны по форме: диаграммы, установить соответствия, заполнить пропуски, подписать картинки, разгадать головоломки со словами или кроссворды, найти лишнее слово в строке. В УМК уделяется внимание словообразованию, а именно: аффиксации, конверсии, словосложению и распознаванию и использованию интернациональных слов.
Но хотелось бы отметить, что, несмотря на разнообразие упражнений на отработку лексико-грамматических навыков, нам видится недостаточным их количество, поэтому необходимость использования дополнительных учебных пособий с упражнениями по грамматике и разработки дополнительных упражнений на закрепление лексики остается актуальной.
— Представленные в УМК тексты интересны с познавательной точки зрения и соответствуют возрастным интересам школьников.
— Упражнения, направленные на обучение коммуникативным видам чтения, разнообразны и интересны. Но упражнений на обучение поисковому и ознакомительному чтению гораздо больше, чем упражнения, направленных на обучение изучающему виду чтения.
— Большое внимание уделяется формированию навыка письменной речи и говорению.
— Принцип развития у учащихся социокультурной компетенции реализуется в полной мере, но при желании представленный страноведческий материал следует дополнить более систематизированными материалами о географическом положении, символам и традициям стран изучаемого языка.
-Упражнения на отработку лексико-грамматических навыков разнообразны по форме, но ограничены по количеству.
Анализ УМК «Spotlight 7».
Анализ УМК по английскому языку для средней школы на предмет наличия упражнений для развития навыков говорения
Опытная работа проводилась в несколько этапов- констатирующий, формирующий и заключительный.
На констатирующем этапе опытной работы с целью определения современного состояния проблемы нами был проведен анализ УМК по английскому языку, разработан диагностический материал и проведена диагностика уровня сформированности навыков говорения у учащихся контрольной и опытной групп.
На заключительном этапе нами были проанализированы и обобщены результаты опытной работы.
На констатирующем этапе опытной работы нами был проведен сравнительный анализ учебно-методических комплексов (далее – УМК) по английскому языку для общеобразовательных школ. Главной целью было ответить на вопрос: используется ли метод «мозговой штурм» в данных УМК для развития навыков монологической и диалогической речи.
Для проведения анализа мы выбрали следующие комплексы:
«Spotlight 7» совместного производства российского издательства «Просвещение» и «Express Publishing» (Великобритания) под авторством Ваулиной Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс;
“ Forward 7” – Учебник для учащихся общеобразовательных организаций под авторством Вербицкой М.В.,Гаярделли М.,Миндрул О.С.
Все вышеперечисленные УМК рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебно-методический комплекс “Spotlight 7”
Рассмотрим УМК “Spotlight 9” на предмет наличия упражнений с использованием методики «мозговой штурм». УМК является совместным производством российского издательства «Просвещение» и «Express Publishing» (Великобритания) под авторством Ваулиной Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс.
УМК отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы. Данный УМК разработан специально для общеобразовательных школ России, а главной целью комплекса является развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной и учебно-познавательной.
Компоненты УМК «Английский в фокусе»
• книга для чтения с CD;
• аудиокурс для занятий в классе;
• аудиокурс для самостоятельных занятий дома;
• веб-сайт курса (http://www.prosv.ru/umk/spotlight);
• сборник контрольных заданий;
• электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для
самостоятельных занятий дома (ABBYY Lingvo);
• сборник тренировочных упражнений в формате ГИА.
Учебники для 7 классов имеют следующую структуру:
• 10 тематических модулей;
• каждый модуль состоит из 9 уроков и одного резервного урока (по усмотрению учителя);
• раздел Spotlight on Russia ;
• тексты песен и упражнения к ним;
• поурочный словарь (с выделенным другим цветом активным вокабуляром);
Каждый модуль имеет чёткую структуру:
• новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, c);
• урок English in Use ( урок речевого этикета );
• уроки культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia);
• книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля);
• урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check).
Согласно методической концепции авторов, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего модуля, формулируют его цели и задачи на одном уроке.
Рассмотрим подробнее все модули на предмет наличия упражнений, формирующих навыков говорения, с помощью метода «мозговой штурм».
Для развития навыков говорения представлены как подготовительные, так и речевые упражнения.
Первый модуль содержит достаточное количество упражнений на развитие навыков говорения, но недостаточное использование техники «мозговой штурм».
Имитация без преобразования материала ( прослушайте и повторите звуки и слова; прочитайте диалоги по ролям)
Имитация с частичным преобразованием структур (прочитайте текст, заменяя выделенные слова на синонимы)
Видоизменение и дополнение высказывания
а) с опорой на формальные признаки (прочитайте заголовок и подумайте, о чем пойдет речь в тексте)
б) с опорой на источники информации (посмотрите на картинки и прослушайте звуки, подумайте, о чем говорится в тексте)
Развитие неподготовленной речи
с опорой на источник информации (продолжите историю, начало фразы дано; придумайте диалог между мистером Отисом и Кантервильским приведением)
В каждом разделе второго модуля мы обнаружили большое количество различных упражнений, формирующих навыки говорения. Но среди них не оказалось ни одного упражнения, направленного на формирование навыков говорения с использованием методики «мозговой штурм».
Третий модуль “ Profiles ”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Известные люди», грамматический материал – причастия настоящего и прошедшего времени, порядок имен прилагательных, относительные местоимения и наречия, упражнения на развитие навыков говорения, а именно на развитие навыков монологической речи( монолог о своих увлечениях на основе прочитанного; рассказ об удивительном человеке, изложение содержания прочитанного; составление тезисов), диалогической речи ( диалог-описание внешности и характера; диалог-расспрос на основе прочитанного).
Таким образом, упражнения, которые представлены в третьем модуле, направлены на развитие навыков говорения, а именно делать сообщения в связи с прочитанным текстом, строить диалог-расспрос и диалог-описание.
В данном уроке также мы нашли большое количество упражнений, формирующих навыки говорения учащихся. Но не было ни одного упражнения, в котором бы ссылались на использование метода «мозговой штурм». Но хотелось бы отметить, что в книге для учителя есть подсказка, что при выполнении проектной работы в классе можно использовать мозговой штурм.
В данном модуле учащиеся знакомятся с таким понятием, как полилог. Упражнения в разделах 4с(Действуй!) и 4 d (Журналы для подростков Великобритании) направлены на то, чтобы учащиеся составили полилог о событии и полилог в связи с прочитанным текстом. Большое внимание уделяется развитию неподготовленной диалогической речи- в разделе 4 b ( А вы слышали о. )ученикам предлагается взять интервью о событии, учащиеся учатся сообщать новость и реагировать на нее. В разделе дополнительного чтения учащимся предлагается ролевая игра «Радиопрограмма новостей». Игра проводится с помощью методики «мозговой штурм».
Четвертый урок содержит большое количество различных упражнений на формирование навыков говорения. Также в данном уроке было найдено упражнения, направленного на формирование навыков говорения с использованием методики «мозговой штурм».
В пятом модуле учащимся предлагаются упражнения в развитии неподготовленной диалогической речи- диалога-расспроса на базе прочитанного текста, диалога- побуждения к действию ( по образцу); также предлагаются следующие речевые упражнения с опорой на источники информации : изложение содержания прочитанного с опорой на диаграмму, обсуждение текста( упражнение на развитие неподготовленной устной речи), сообщение на основе прочитанного. Также в данном модуле учащиеся знакомятся с лексикой для выражения согласия/несогласия, что в дальнейшем помогает им в упражнениях на развитие диалогической речи- выразить мнения по проблеме( за и против) и подготовить сообщение в связи с прочитанным текстом (эмоциональное и оценочное суждение).
В пятом уроке представлено большое количество различных упражнений, формирующих навыки говорения учащихся. Также в книге для учителя предлагается использовать метод мозгового штурма при выполнении проекта «Города будущего».
Шестой урок содержит значительно большое количество упражнений, формирующих навыки говорения, но среди них нет упражнений, при выполнении которых рекомендуется использовать метод «мозговой штурм».
Во время изучения данного модуля учащиеся должны научиться высказываться о фактах и событиях, используя описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения. В разделе 7а учащимся предлагается составить диалог-описание внешности и характера человека. В следующих разделах учащиеся учатся высказывать свои предпочтения, рассказывать о любимом музыкальном стиле,составлять этикетные диалоги на основе прочитанного и высказываться на ассоциативной основе.
Седьмой урок также содержит в себе достаточное количество упражнений, формирующих навыки говорения, но нет упражнений, которые бы советовали выполнить при помощи методики «мозговой штурм».
Как и в предыдущих модулях большое внимание уделяется развитию диалогической речи, в данном модуле учащимся предлагается составить микродиалоги по образцу, диалог-расспрос, этикетные диалоги по теме, диалог на основе прочитанного. В двух последних разделах предлагается составить сообщение на основе прочитанного текста.
В девятом модуле представлены упражнения для развития навыков говорения, но, внимание больше уделяется диалогической речи и нет упражнений, выполнение которых требует использование метода «мозговой штурм».
В данном модуле представлены упражнения на развитие монологической речи. Учащимся предлагается составить микромонолог, монологическое высказывание на основе прочитанного текста и составить сообщение на основе прочитанного текста. На развитие диалогической речи также присутствуют упражнения- составить диалог- расспрос о здоровье, этикетные диалоги.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что УМК “ Spotlight 7” содержит большое количество упражнений, формирующих навыки говорения. Преимуществом данного УМК является то, что он имеет значительно большое число упражнений, направленных на развитие монологической и диалогической речи. Несмотря на то, что упражнений формирующих навыки говорения при помощи метода «мозговой штурм» практически нет, учитель может самостоятельно подготовить такие упражнения для учеников.
Проанализировав три вида УМК для 7 класса, мы пришли к выводу, что по составу учебника и количеству упражнений, формирующих познавательные универсальные учебные действия, для проведения опытной работы мы выбираем УМК « Spotlight 7». Этот выбор обусловлен тем, что виды заданий в учебнике систематичны, разнообразны и интересны для учащихся. Для проведения опытной работы по данному комплексу мы столкнулись с необходимостью разработки дополнительных упражнений, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у учеников.