Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Основные способы убеждения, или как влиять на людей

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью убедить человека сделать то, что нужно. Так случается на работе, в государственных учреждениях, в дружеских, любовных и семейных отношениях. При этом люди не до конца понимают, как именно склонить собеседника к совершению нужного действия, а поэтому часто терпят поражение и не получают желаемого. Чтобы избежать таких проблем нужно овладеть специальными психологическими приемами по убеждению людей, а также уметь находить подход к различным типам личности, поскольку то, что годится в разговоре с одним человеком, абсолютно не подходит для другого.

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Роль инициатора коммуникации в психологии убеждения

Чтобы информация оказала воздействие на адресата, источник ее должен вызывать полное доверие. Как добиться этого? Коммуникатор, то есть человек, преследующий в общении какие-то цели, должен произвести на слушателя тройной эффект: привлекательности, надежности и компетентности.

Привлекательность – это не только приятная внешность и хорошие манеры. Хотя не стоит преуменьшать роли одежды в общении с людьми и умения говорить им комплименты. Психологи утверждают: симпатию у нас вызывают те, кто похож чем-то на нас. Поэтому, прежде чем убеждать, надо сблизиться с собеседником, найти что-то общее между ним собой.

Надежность – в данном случае синоним правдивости. Человек, воспринимающий речь, всегда включает свой внутренний детектор лжи, стараясь отделить в словесном потоке зерна искренности от плевел корысти. Контакт устанавливается, если слушающий не обнаруживает в речи говорящего личной заинтересованности. Шансы убеждающего возрастают, когда он ускоряет темп речи: это затрудняет собеседнику поиск контраргументов.

Компетентность – это авторитетность коммуникатора в той области, которую он представляет. Людям важно, чтобы информация исходила от опытного и сведущего специалиста. Особое доверие вызывают дипломы, сертификаты и прочие регалии, свидетельствующие о качестве предлагаемых услуг.

Правила убеждения – 10 методов убедить собеседника

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Каждый хоть раз в жизни общался с очень упертым и сложным собеседником.

Каждый знает, что самый простой способ разрешить спор – это избежать его. Однако, иногда ситуация требует, чтобы вы отстояли свою точку зрения и убедили самого упорного собеседника в своей правоте. Следующие 10 советов помогут вам в этом.

Будьте аккуратны и вежливы

Прежде всего не играйте с тонкими нитями самолюбия человека: не стоит его обижать, унижать и переходить на личности, так вы ему ничего не докажете и он уйдет в защитную позицию отрицания всего на свете (антагонизм). А переубедить человека в таком состоянии уже практически невозможно.

Первым делом сильные аргументы

Сначала говорите самые сильные и веские аргументы вашей позиции. Не нужно начинать с мелочей, выпускайте сразу тяжелую артиллерию, а лишь затем на подкрепление к ней мелкую пехоту.

Заслужите доверие

Постарайтесь увеличить свой статус и имидж: приводите доводы того, что вы это знаете на практике, что вы занимаетесь этим уже много лет и получили конкретные результаты или заработали на этом немалые деньги.

Проявите хитрость

Грубая лесть

Хвалите человека! Комплименты, а особенно неожиданные комплименты удивят и порадуют каждого, а это именно то, что вам и нужно – расслабить вашего оппонента, снизить его контроль над ситуацией.

Последовательность согласия

Правило последовательности: сначала говорите человеку то, с чем он согласен (даже если это абсолютно очевидные вещи), а затем вашу точку зрения. Вероятность согласия в таком случае повышается во много раз.

Уводите разговор от опасных тем

Избегайте “острых углов” и тем, которые могут увеличить конфликт, а также тем, которые являются для вас слабым местом.

Если что-то подобное всплывает, срочно сверните разговор с этого, скажите: “Мы сейчас не об этом, а о …”, “это не имеет никакого отношения к делу, к делу относится только …”.

Замечайте каждую мелочь

Следите за невербальным поведением человека, оно может показать многое. Невербальное поведение – это поза, жестикуляция и мимика. Если вы заметили, что после какого-то аргумента у человека дернулся глаз, тут же продолжайте раскрывать этот аргумент дальше и в больших подробностях – это ваш самый сильный аргумент и человек это понимает и нервничает.

Люди любят пользу и выгоду

Убедите человека, что то, что вы ему говорите, очень полезно и даже выгодно для него, а его позиция наоборот не принесет ему ничего кроме “просто своей позиции”.

Проявите неожиданную внимательность и уважение

Внимательно слушайте вашего собеседника, даже если он вас раздражает: любой человек заметит, что к нему внимательны, а особенно это заметит тот, кто знает, что несмотря на то, что вы с ним не согласны, вы внимательны к нему. Таким образом, вы сможете выделиться на фоне других людей, с кем он когда-либо спорил.

Удачной вам победы, ведь теперь мы точно знаем, что пользуясь этими советами, вы победите в любом споре!

Убеждение от обратного

Есть еще такой способ – от обратного. Его часто используют женщины: «Ах, ты точно этого не сделаешь/не купишь/не разрешишь!» — говорится печальным голосом, со вздохом, как бы обреченно, чтобы мужчина тут же сам начал спор, а уже когда он сам задает вопросы, т.е. заинтересован, легче вести диалог.

Обычно тут же приводятся все аргументы «против» — т.е. почему мужчина должен что-то не сделать/не купить/не разрешить, женщина сама говорит все то, что по ее мнению сказал бы мужчина на прямую просьбу. Когда собеседник внезапно слышит такой напор, то начинает спорить, т.е. приводить аргументы «за»! В итоге не он соглашается, а она! В этом случае женщина получает желаемое, а мужчина чувствует себя победителем – он спорил и с ним согласились.

Как научиться убеждать людей – на вопросы отвечайте последними словами собеседника. (Например: «ты будешь мыть посуду?» – «буду мыть посуду»). Еще после каждого вопроса вставляйте «да», например: ты же пойдешь со мной в гости, да? В этом случае труднее ответить «нет».

Как убедить человека, может помочь психология. Конечно, убеждать легче того, кого вы хорошо знаете, но, чтобы совершенствовать этот навык, нужно изучать психологию жестов, мимики и другие психологические приемы. Тогда вы сможете подступить к человеку в нужное время, и сказать нужные слова для того, чтобы добиться от него желаемого.

Сила убеждения

Если сегодня вам крайне сложно с вами, не расстраивайтесь и не переживайте. Это умение, которое можно и нужно развивать каждый день, пусть и небольшими порциями. Начинайте с малого и продвигайтесь все дальше. Конечно, сложные техники выполнить сразу у вас, скорее всего, не получится, ведь для этого нужен опыт. Именно поэтому я предостерегаю вас от спешки.

Что значит убедить другого человека? Привести необходимые доводы, показать пример, заставить задуматься так, чтобы направить действия человека в нужную для вас сторону. Крайне важно при этом понимать реальные убеждения самого человека.

Помните, что все люди делают только то, что приносит им выгоду материальную, душевную или моральную. Именно на это и должны быть направлены ваши действия. Показать человеку выгоду, которую он получит.

Процесс убеждения зависит от множества факторов. Вам необходимо склонить на свою сторону только одного человека или целую группу; вы пытаетесь договориться с начальником или своей подругой; перед вами человек или доброжелательный относительно вашей идеи. Все это предполагает совершенно разные тактики. Давайте разбираться с каждой ситуацией более подробно.

Психология убеждения, обращенная к сердцу: 3 самых «податливых» чувства

1. Страх

2. Благодарность

Люди всегда отвечают взаимностью тем, кто ранее оказал им услугу или внимание. Считается, что если вас пригласили в гости, то и вы должны ответить тем же. Алаверды полагается и в служебных отношениях, если сослуживец, а тем более начальник, сделал одолжение. Человек чувствует себя обязанным в этих случаях, и скорее скажет «да» своему благодетелю, когда тот его о чем-нибудь попросит.

3. Личная ответственность

К этому чувству часто взывают защитники окружающей среды. Одно дело – просить всех потребителей выбрасывать предметы из пластика в специальный мусорный контейнер, другое – рассказать конкретному покупателю о том, какой вред нанесет природе приобретенная именно им пластиковая бутылка.

Когда эффективна психология убеждения?

Очевидно, что максимального результата в искусстве убеждать можно достичь в ситуациях, когда интересы говорящего и потребности слушающего стопроцентно совпадают. Огромное значение в достижении успеха имеет личность коммуникатора: сила его убежденности, быстрота реакции, умение разбираться в людях, способность «заражать» каждого собеседника индивидуально подобранными доводами.

Психология убеждения: сила логика или власть эмоций?

Как это ни парадоксально, но строгая последовательность речи и железные доводы действуют не на всех людей. Эти средства коммуникации помогают достичь цели только в тех случаях, когда собеседниками оказываются достаточно зрелые личности, образованные, интеллектуально развитые, свободные от предрассудков и стереотипов, склонные к аналитическому мышлению. Остальные люди руководствуются при выборе решений эмоциями, а не голосом разума.

Психология убеждения, обращенная к рассудку: 10 основных методов

1. Без ширм и затей

Предполагается прямая и открытая тактика в обращении к слушателю, знакомство его со всеми фактами. Ставка делается на достоверность и убедительность информации.

2. Контрнаступление

Предусматриваются возможные возражения и готовятся их опровержения. При этом все контраргументы тщательно взвешиваются и проверяются.

3. Шаг за шагом

Доказательства излагаются постепенно, одно за другим. Так, переходя от очевидных истин к «подводным камням», добиваются согласия.

Выслушав аргументы собеседника, дифференцируют их на точные, спорные и ошибочные. Затем, сосредоточившись на последних, наносят по ним удар

5. Игнорирование

Неопровержимые соображения, высказываемые убеждаемым человеком, просто не замечаются коммуникатором.

6. Акцентирование

Внимание собеседника приковывается к приводимым им же доводам, так или иначе перекликающимся с интересами убеждающего. Акценты на них делаются с помощью фраз типа «ты ведь сам только что сказал…».

7. Двусторонняя обоснованность

Убедить человека, критически мыслящего, легче, если изложить не только достоинства предлагаемого способа решения, но и его недостатки. Это производит впечатление непредвзятости.

Убедительная речь

Первый принцип — ваше понимание сути. Для того чтобы убедить многих, склонить на свою сторону большинство, вам необходимо четко понимать намерения и цели. Если вы не уверены в своем убеждении, то это будет сразу бросаться в глаза.

Вы не должны просто доказывать, вы должны показать всю прелесть вашей идеи и пользу для аудитории, перед которой выступаете. Вы получите больше доверия, если люди будут видеть вашу уверенность и решительность.

Второй не менее важный момент — структура вашего выступления. Плохо подготовленная речь оставит после себя лишь горький привкус и разочарование в ораторе. Поэтому вам крайне важно научиться правильно планировать свою речь.

Как строиться выступление? Вначале идет вступление. Оно должно быть коротким, емким и обозначать суть вашего дальнейшего выступления. Вы можете сразу задать серьезный тон или же начать с шутки, что придаст выступлению более легкий и непринужденный формат.

После вступления идет основная часть. Придавайте особое значение тому как вы говорите. Это в равной степени важно как и то, что вы говорите. Убедительная речь должна быть понятной, легкой для восприятия, логичной и цельной. Не суетитесь, не пытайтесь впихнуть в речь как можно больше примеров, доказательств и доводов. Остановитесь на двух-трех самых сильных и подкрепленных авторитетными источниками.

Разбивайте речь на небольшие блоки. Информация лучше усваивается короткими и точными выражениями. Не бойтесь задавать аудитории вопросы и смело отвечайте на вопросы вам. Но будьте аккуратны, импровизация имеет свои подводные камни. Поэтому постарайтесь заранее продумать какие вам могут быть заданы вопросы.

А если уж вам придется импровизировать, то для подготовки вам не обойтись без статьи « ».

В заключение коротко повторите всю речь основными тезисами, и сделайте главное заявление, которое и должно побудить людей сделать определенные шаги (купить ваш продукт, записаться на курсы и так далее).

Как убедить человека

Умение убеждать людей – не врожденное, этому надо учиться, хотя немалую долю здесь играет и интуиция, и знание психологии. Убеждение заключается во влиянии на подсознание, чтобы собеседник принял вашу точку зрения, даже если изначально он против вашего мнения. Есть несколько правил, как правильно это делать, которые надо выучить и попробовать применять:

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Харизматичный оратор, или как говорить убедительно

Психологи утверждают, что говорить убедительно может научиться каждый. Для этого нужно понять основные принципы психологии убеждения:

Основа убеждения – доверие. Слушатели не будут воспринимать вас как достоверный источник информации, если заподозрят обман. Создайте ощущение компетентности и надежности. Используйте для этого два правила:

Старайтесь выглядеть привлекательно. В психологии это качество означает не только внешнюю красоту, но и некоторое сходство со слушателями. Если вы планируете выступать на митинге простых рабочих, оставьте свой костюм дома – джинсы и клетчатая рубашка будут смотреться убедительнее.

Подписаться на мой youtube-канал

Говорите уверенно и быстро. Таким образом, слушатели поверят в искренность речи и не будут иметь времени на продумывание контраргументов.

Правильно обращаться к собеседнику и грамотно вести диалог – это еще не все секреты психологии убеждения. Чтобы активно продвигать свое мнение, нужно изучить главные психологические датчики человека, через которые он принимает решения. Это логика и эмоции.

Как увидеть новые возможности в неудаче?

Способы убеждения

Владеть умением убеждать людей должен практически каждый человек. Как минимум для того, чтобы убедить мужа выбросить мусор или отговорить жену покупать очередную дорогостоящую шубу.

Теперь вы знаете, как научиться убеждать людей. Попробуйте эти методы на практике и убедитесь в их результативности.

Источник

ГЛАВА 2. СОЗНАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Не углубляясь в дискуссию о том, что есть сознательность, можно постулировать, что в любом методе, основанном на сознательном подходе, ознакомление с правилами предшествует тренировке в выполнении соответствующего действия. «Тот, кто вообще исключает объяснения, предшествующие процессу активизации (тренировки), и в то же время говорит о соблюдении принципа сознательности, о том, что его можно реализовать на этапе обобщения и систематизации, проявляет непонимание сути этого принципа» [16, С. 56-57].

На осознании правила до тренировки настаивают методисты-практики, работающие в русле сознательно-практического метода, обоснованного Б.В.Беляевым, и сознательно-сопоставительного метода, заложенного Л.В.Щербой и разработанного его последователями А.А.Миролюбовым, И.В.Рахмановым, З.М. Цветковой, В. С. Цетлин, П. Б. Гурвичем и др.

Несмотря на некоторые различия, оба метода подчеркивают единство ознакомления, тренировки и речевой практики, т.е. нацелены на овладение языком как средством общения. В обоих методах подчеркивается роль проблемных ситуаций, активизации мыслительной деятельности, формирования речевых навыков и умений. При этом навык обычно трактуется как способность пользоваться конкретным языковым материалом, чтобы понимать или строить высказывание (например, навык распознавания и понимания пассивных конструкций при чтении, навык употребления артиклей в говорении). Под умением имеется в виду способность совершать конкретные речевые поступки в говорении и письменном выражении мыслей (например, привести аргумент, объяснить суть понятия) и принимать смысловые решения при чтении или аудировании (например, вычленить основные факты, найти обобщающее суждение).

И все же ознакомление и тренировка в данных методах в основном ассоциируются с формированием навыков. Формирование же умений, как правило, выходит на первый план лишь на этапе речевой практики. Но даже на этом этапе, а тем более в ходе тренировки, умение чаще рассматривается как условие совершенствования навыка. Под правилами обычно понимают только языковые правила кодирования и декодирования, но не правила создания максимально эффективного высказывания или точного проникновения в замысел при восприятии высказывания. Бытует мнение, что в формировании умений вообще нет необходимости, так как они уже сформированы на родном языке и должны переноситься на иностранный.

Тезис о переносе умений справедлив лишь для тех случаев, когда речь идет о способности общаться в простейших бытовых ситуациях, т.е. о выражении согласия/несогласия, просьбы, недовольства и пр. Однако некоторые, казалось бы элементарные, умения могут вызвать значительные трудности, если они отражают различия в национальных культурах. Так, русскоязычного учащегося надо специально учить адресовать письмо на иностранном языке. Еще сложнее постичь тонкости форм обращения к людям в зависимости от их титула и должности, хотя это элементарное умение, предполагающее простой выбор.

Более сложные умения представляют собой многоуровневую структуру. Так, например, участие в споре может ограничиваться одной фразой «Не согласен» или «Я думаю иначе», но может вылиться и в подробное доказательство своей точки зрения, что влечет за собой подбор аргументов, расположение их по степени важности, предвосхищение контраргументов, готовность опровергнуть их и т. д.

И преподаватель, и обучаемый должны представлять себе коммуникативные характеристики высказывания, на составление или понимание которого можно рассчитывать в плане языковой подготовленности обучаемых на данный момент. Для этого структура сложного умения должна быть осознана как развернутая схема, состоящая из ряда компонентов. Все компоненты должны проходить через осмысление и своеобразную тренировку. В этом случае, добиваясь языковой правильности высказывания, можно предъявлять требования и к его эффективности в плане риторики, что делает процесс обучения более экономным.

Кроме того, сложное умение целесообразно раскладывать на компоненты еще и по следующим причинам:

1. Полная картина компонентной структуры умений нужна преподавателю для того, чтобы видеть, какие из них составляют ядро умения, а какие являются факультативными и могут не приниматься в расчет в изменившейся коммуникативной ситуации.

2. Компонентный анализ показывает, что сложные умения могут иметь общие составляющие. Конкретная составляющая может быть частью ядра внутри одного умения и факультативным компонентом внутри другого. Более того, можно проследить частотность некоторых составляющих и даже целых блоков компонентов.

3. Анализ умения по составляющим помогает преподавателю разработать для себя матрицу, которая в какой-то мере может подсказать оптимальную последовательность работы над умениями, что особенно важно на начальной ступени обучения. Такая матрица поможет выявить точки пересечения умений.

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Схема иллюстрирует функцию парафраза как компонента нескольких сложных умений. Вероятно, наиболее частотные компоненты, присущие многим умениям, следует отрабатывать в первую очередь. Общность составляющих наименее заметна, когда сопоставляются рецептивные и репродуктивные умения. Именно компонентный анализ позволяет выявить их близость, тем самым облегчая преподавателю взаимосвязанное формирование умений во всех видах речевой деятельности. В этом плане парафраз показателен как относительно «универсальный» компонент.

4. Осознание структуры умения помогает учащемуся объективно оценить собственную коммуникативную компетентность в конкретной речевой ситуации. Со своей стороны, преподаватель всегда может помочь учащемуся, точно определяя, с какой коммуникативной трудностью он справиться не сможет.

5. Компонентный анализ помогает соотнести формируемые лексические, грамматические и фонетические навыки с конкретными составляющими речевых умений, т.е. определить коммуникативную ценность языкового материала.

Процедуру анализа умений можно подразделить на три ступени.

На первых двух ступенях отбор компонентов проводится по принципу дихотомии, т.е. дается ответ на вопрос, необходим данный компонент или нет.

На третьей ступени учитывается, какие составляющие в структуре умения являются факультативными, т.е. появляются в зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Здесь набор компонентов определяется не по принципу «без него нельзя обойтись», а по принципу «это может пригодиться», т.е. речь идет о повышении эффективности воздействия высказывания. На начальном этапе обучения факультативные компоненты учитываются в том случае, если это не ведет к избытку языковых трудностей. Например, с первых же уроков учащиеся должны учитывать, что любая просьба бывает эффективнее, если она сопровождается объяснением, почему говорящий не может сделать этого сам, тактично ли в данной ситуации обещать сделать что-то взамен и т.д. В вышеприведенном примере (дефиниция) факультативными компонентами являются: устранение избыточности информации (для словарной статьи), устранение научной терминологии и привлечение аналогии из знакомой сферы деятельности (в общении с ребенком) и т.д.

После эксплицитного анализа умения на занятии некоторые из его компонентов отрабатываются в специальных тренировочных заданиях, где учащийся должен сосредоточиться на решении однотипных мыслительных задач. Например:

Скажите, могут ли логично сочетаться следующие группы характеристик для описания одного человека или предмета:

— energetic, kind, selfish;

— round, soft, elastic;

— fragile, hard, wooden.

Прочитайте следующие наборы характеристик и назовите те, которые необходимы для дефиниции. Учтите, что субъективные характеристики следует отбрасывать, если определяемое понятие само по себе не отражает субъективного восприятия действительности:

CHESS: a game: a) for two players; b) difficult; с) interesting;d) on a board with 64 squares; e) with 16 pieces for each player

RESPECTABLE: a) well-dressed; b) of good character; c) of fair social position; d) intellectual

Подобная тренировка не призвана развивать автоматизмы, зато она позволяет учащемуся осознать функциональную ценность конкретных компонентов умений для решения различных речевых задач как в рецепции, так и в репродукции. При этом через этап тренировки могут проходить целые блоки компонентов умений, что способствует гибкости их включения и не дает им «вмерзнуть» в одну коммуникативную ситуацию. Так, парафраз (см. схему выше) должен применяться и в ситуациях присоединения к чужой точке зрения (Я тоже думаю, что. ), и в случаях непонимания (Я имею в виду, что. ), и в монологе во избежание структурной монотонности. В некоторых ситуациях парафраз как таковой отрабатывается параллельно с компрессией информации (при составлении резюме, при обобщении сказанного собеседником: Итак, Вы хотите сказать, что. ).

Умение убедить человека сделать что-то включает, как минимум, следующие компоненты: 1) выражение просьбы; 2) объяснение, почему это важно для говорящего; 3) способность похвалить собеседника; 4) объяснение, почему человек сам этого сделать не может; 5) обещание сделать что-то взамен; 6) указания, как именно надлежит выполнить действие.

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Не секрет, что в основном мы имеем дело с учащимися, которые и на родном языке не умеют правильно излагать свои мысли. Но даже если учащийся относительно хорошо владеет сложными речевыми умениями на родном языке, осознание их структуры и тренировка отдельных компонентов положительно влияет на упрочение навыков, ибо помогает задействовать отрабатываемый компонент умения в самых разнообразных ситуациях общения. Так, упоминание человека о том, что ему придется что-то сделать, может служить вежливым отказом от приглашения, выводом из подведения итогов о проделанной работе, сопоставлением возможностей и неудобств планируемого летнего отдыха и т.д.

Помогая учащимся соотнести компонентный состав умения с особенностями речевой задачи, мы тем самым одновременно обеспечиваем и варьируемость, и предсказуемость логической структуры высказываний учащихся. Появляется возможность уйти от малоэффективных заданий типа: А теперь постройте собственный монолог (диалог) по данному образцу. Вместо этого можно проанализировать с учащимися возможности логического развития высказывания при изменении коммуникативной ситуации. Например, при формировании навыка употребления want smb. to do smth. можно попросить учеников прокомментировать приведенный ниже текст следующим образом:

Прочитайте монолог школьника и скажите, возникают ли у вас те же трудности в общении с родителями. Затем поясните, как вы хотели бы, чтобы родители относились к вам. Считаете ли вы такие отношения типичными для большинства семей? («Parents never/always/often want their children to. «)

I love my parents. But they think I am still a little boy. They want me to do many things I don’t like. They want me to go to bed at ten. They don’t let me watch TV in the evening. But I don’t want themtoplan my day for me! I know when to do my lessons and when to play, when to go to the cinema and when to read books. I am not a baby!

Если высказывание, строящееся на основе текста, ставит учащегося в «предлагаемые обстоятельства», тем важнее помочь ему осознать, как может реагировать человек в изменившейся коммуникативной ситуации. Например, внося изменения в связную реплику о преимуществах отдыха на природе (Camping is fun! We’ll be able to depend entirely on ourselves. We shall cook meals on the fire. We won’t have to queue up for our meals. We shall be able to spend hours on the beach. ), учащийся должен предположить, как бы ее сформулировал лентяй, где вместо «сможем» он бы грустно сказал «придется», и как такое восприятие действительности повлияло бы на последовательность аргументов.

От коммуникативной ситуации во многом зависит набор компонентов умения, реализуемый в каждом конкретном случае. Так, даже младший школьник должен осознавать, что в некоторых случаях вполне достаточно просто попросить другого человека выполнить вашу просьбу: зажечь свет, дать яблоко и т.д. В иных же ситуациях просьбу необходимо мотивировать: например, если вы попросите товарища выполнить то, что является вашей обязанностью, необходимо сослаться на занятость, недомогание и т.п.

Следовательно, сознательно-коммуникативный метод предусматривает не только тщательный отбор коммуникативных ситуаций со стороны преподавателя, но и их актуальное осознание (термин А.Н.Леонтьева) со стороны учащихся. Этот аспект принципа сознательности особенно существен на начальном этапе обучения, где в силу ограниченности языковых средств часто преобладают условно-коммуникативные задания. В пределах лимитированного языкового материала и набора речевых действий можно реализовать разнообразные варианты «микросценариев» за счет изменения отдельных компонентов коммуникативной ситуации. Например:

Вы только что объяснили, чем вам нравится и не нравится комната, изображенная на картинке. А теперь представьте, что вы в гостях. Что можно убрать из вашего описания и что добавить, чтобы хозяйке было приятно?

Что касается целей обучения, то учащийся должен осознавать как итоговые, так и непосредственные цели. При этом даже на занятиях по так называемым «языковым аспектам» (фонетике, лексике, грамматике) цель сообщается учащимся не только в лингвистических, но и в коммуникативных терминах. Так, предваряя серию занятий в вузе по практической фонетике, посвященных изучению тональных групп, преподаватель сообщает общую цель всей серии занятий:

Вы научитесь определять отношение говорящего к объекту высказывания и к вам как к собеседнику, выражать интерес или безразличие к сообщаемой информации, выражать интонацией дружелюбие, враждебность, уверенность в себе и т.д., прогнозировать по интонации собеседника, как он может реагировать на совет, просьбу, замечание.

На каждом отдельном занятии эта цель конкретизируется. В условиях, отличных от условий языкового вуза: в школе, на курсах для взрослых и т.п., еще важнее сообщать учащимся цель в коммуникативных терминах (см. гл. 6).

Учащимся должна быть ясна и цель каждого задания как промежуточная ступень на пути к общей цели занятия. Соответственно, инструкция должна быть достаточно развернутой, чтобы осознавались и способы безошибочного выполнения задания. Например:

Прослушайте предложения и определите, прямая это речь или косвенная. Это необходимо потому, что часто нельзя определить, кого говорящий имеет в виду: вас, самого себя или третье лицо. Сравните:

a) Ann says: «I am late» (опоздала Энн).

б) Ann says I am late (опоздал говорящий).

Обратите внимание, что в прямой речи после глагола говорения всегда есть пауза, а сам глагол произносится с падением тона. Перед косвенной речью отсутствует падение тона и пауза. (Осознанное формирование данного навыка тем важнее, что на русском языке сплошь и рядом делаются ошибки в смешении прямой и косвенной речи, зачастую мешающие пониманию: «Она сказала, что я позвоню, но так и не позвонила».)

И наконец, следует анализировать саму структуру занятия. Это немаловажно для всех категорий учащихся, ибо способствует успешному самообучению, но для условий языкового вуза этот фактор имеет особое значение. Студент анализирует логику построения занятия, поясняет, почему задания идут именно в такой последовательности, где их можно поменять местами, объединить или расчленить. Таким образом, каждое занятие по практике иностранного языка призвано служить подспорьем в профессиональном становлении будущего педагога.

Итак, основная особенность сознательно-коммуникативного метода, в отличие от других методов в русле сознательного подхода к обучению, заключается в том, что расширяется содержание базисного принципа сознательности. Помимо языковых правил-инструкций, предшествующих тренировке, осмыслению со стороны учащихся подлежат:

— структура речевых умений;

— особенности коммуникативной ситуации;

— конечные, промежуточные и непосредственные цели обучения;

— роль каждого типа заданий и способы его правильного и экономного выполнения;

— результаты, достигнутые на занятии;

— логика построения занятия (в первую очередь, для студентов педагогических вузов).

Если же главным критерием реальной коммуникативности считать информативность высказывания, выражение собственного мнения, то к условно-коммуникативным относятся лишь те задания, где учащийся выполняет навязанную речевую задачу (Прослушайте просьбы и скажите, что вы сможете выполнить их завтра или Прослушайте отдельные факты и попросите уточнить, когда произошло упомянутое событие). Там же, где языковые опоры позволяют учащемуся выразить себя как личность, жесткая тренировка вполне совместима с реально-коммуникативным характером заданий. И напротив, этап речевой практики не исключает применения условно-коммуникативных заданий. Правда, для этапа речевой практики различие между условной и реальной коммуникацией менее существенно, ибо свобода языкового и логического оформления высказывания придает творческую направленность выполнению навязанной роли, особенно когда учащийся может сам конкретизировать речевую задачу и коммуникативную ситуацию. Поэтому методически важнее различать реальную и условную коммуникацию на этапе тренировки. При одинаковой степени языковой заданности реально-коммуникативное тренировочное упражнение отличается от псевдокоммуникативного тем, что предполагает «личностную вовлеченность учащихся» (термин У. Риверс).

Прослушайте высказывания и подтвердите, что так иесть на самом деле:

Ann says: «I am late.» «She really is.» (So she is.)

«Ann says I am late.» «You really are.» (So you are.)

«Victor says I often shout at people.» «Oh no, you don’t!»

Nina says: «I am a good singer,» «Maybe she is. I am not sure.»

Реально-коммуникативные тренировочные задания позволяют выражать свое отношение или мнение даже на уровне слова. Так, лексические единицы можно в начале урока группировать по фонетической близости для хоровой имитации, например: active, angry, happy; merry, intelligent, energetic; confident, cautious, careful и т.д.

Индивидуальная же тренировка в произношении строится как коммуникативное упражнение, предусматривающее отбор, группировку, перестановку согласно собственной точке зрения. Например:

Назовите постоянные качества личности и те, что проявляются лишь время от времени или Какими качествами должен обладать человек, который мог бы быть вашим другом? Расположите их по степени важности.

Одним из наиболее эффективных приемов «коммуникации с подстраховкой» является коммуникативная подстановочная таблица. Например:

Скажите, как вы реагируете на подобное отношение к вам:

I am alwaysdisappointed atpraised (admired).
I am neveraccustomed tolaughed at (criticized).
I am (not)content withignored (left behind).
It’s difficult to befond of(mis)understood.
One shouldn’t besurprised atbeingordered about.
It’s natural to beindignant atobeyed (disobeyed).
One can (can’t) beirritated attold lies.
A teacher shouldindifferent toflattered.
(shouldn’t) bepleased withtreated like a child.

Специфика сознательно-коммуникативного метода на данном этапе речевой практики состоит в том, что критерием эффективности высказывания является не столько его длина или богатство языковых средств, сколько соответствие логической структуры и оформления высказывания определенному замыслу. Самые броские идиомы неуместны, если говорящий или пишущий приводит подробности там, где требуется лаконичное обобщение. Поэтому над многими сложными умениями можно работать по нескольку лет, постепенно подключая все новые требования к их реализации. Так, на I курсе в вузе составление резюме текста может ограничиваться выбором и воспроизведением наиболее важных предложений. Затем добавляется требование компрессии за счет синтаксического стяжения предложений. По мере наращивания языкового материала развивается способность к компрессии за счет парафраза. Постепенно усложняются и требования к объективности резюме, к включению в него собственных комментариев и т.д.

Итак, коммуникативная ориентированность является стержнем, пронизывающим весь процесс обучения, а осознанность структуры языковых и речевых действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает учащегося субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества преподавателя и учащегося и для дальнейшего самообучения.

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Умение убедить человека сделать что то включает как минимум следующие компоненты

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *