Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Понятие технологического образования

Технологические знания – это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические понятия: технология, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательской деятельности и др. Они должны иметь представление о прогрессивных технологиях материального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний. К ним относятся умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты и эффективность самостоятельно добывать необходимые знания, выполнять графические работы, определять свою профессиональную пригодность.

Технологические важные качества – это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести такие качества, как высокий профессионализм, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании своих профессионально – технологических знаний и умений.

Таким образом, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.

Объективность необходимость технологического образования обусловливается тем, что сложившаяся практика политехнической трудовой и профессиональной подготовки школьников, бессменно распределённый по учебным предметам практический материал в виде примеров из жизни не позволяют в полной реализовать принципы системности и целостности образования. Общеобразовательные предметы имеют слабую технологическую направленность. [15, с.2-5]

Разрозненные школьные предметы не могут в полной мере обеспечить развитие у учащихся технологического мировоззрения и мышления, сформировать у них представления о технологических процессах на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, показать всеобщность технологии. Поэтому технологическое образование предполагает переход от предметного к проблемно ориентированному обучению. В школах необходимы интегрированные области знаний, построенные на стыке различных наук. Например, такой областью является сейчас «Технология», которая синтезирует научные знания из многих учебных предметов и показывает пути их использования в различных направлениях преобразовательной деятельности человека и общества. В этой связи в школе возможно появление таких областей знаний, как эргономика, генная инженерия, психоаналитика и др.

Одним из основных недостатков современного образования в школах России является засилий информационно-репродуктивных, пассивных методов обучения, что приводит УК тому, что знания учащихся являются неглубокими, формальными, т.е. «непознанными». В технологическом образовании, чтобы сформировать творческого «технолога», необходимо использование творческих, активных методов обучения: деловых игр, проектов, учебных экспериментов, индивидуальных консультаций. Эти методы способны обеспечивать как опредмечивание, так и распредмечивание знаний.

Источник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация: В статье рассмотрен технологический подход в педагогике и его особенности. Данная статья может помочь разобраться, как лучше выбрать технологию, и что будет более результативным в процессе обучения. Какие технологии смогут дать правильно выстроенную работу педагога с обучающимися, также достигнуть поставленной цели в

работе. Любая технология активизирует деятельность обучающихся, ведет к определенным результатам, развивает творческие способности.

Ключевые слова: Педагогика, образование, педагогические технологии, технологичесий подход, технологии, способ образования, развитие, обучение.

Abstract: The article considers the technological approach in pedagogy and its features. This article can help you figure out how to choose the best technology, and what will be more effective in the learning process. What technologies will be able to give a properly built work of a teacher with students, also to achieve the goal in work. Any technology activates the activities of students, leads to certain results, develops creative abilities.

Keywords: Pedagogy, education, pedagogical technologies, technological approach, technology, method of education, development, training.

Что же представляет собой технологический подход и для чего он нужен?

Технологический подход – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Этот вопрос достаточно противоречив, так как многие преподаватели пытаются найти свой определенный подход в сфере образования. А в связи с быстрым ростом информатизации, это становится еще тяжелее. Поэтому необходима быстрая адаптация к современным технологиям. Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение «технологий» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Эта тема на данный момент актуальна, так как на различных источниках можно встретить обсуждения этой темы, множество исследовательских работ, в том числе диссертации, докторские и другие. Началу процессу технологизации в педагогике заложил А.С. Макаренко. В своей известной

«Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди»[1, с. 235-239]. Он считал, что благодаря этому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.

Очень часто обращались к данной теме ученые, такие как В.П. Беспалько, который писал, что педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса[2, с. 121-134]. Также тему педагогики и ее технологий в своих работах обсуждали: В.В. Гузеев, Т.А. Ильина и многие другие.

Технологии в настоящее время берут вверх в сфере деятельности человека, и это яркий показатель практического мышления. Необходимо отметить, что именно технологии помогают обеспечить результативность в соответствии поставленным целям. Монахов В.М. писал, что педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя[3, с. 192].

Возникает вопрос, как такой термин, как «Технология» внедрился в сферу педагогики? А ответ достаточно простой, если обратиться к технологии в производстве, что все мы знаем это конкретизация, постоянный рост и жесткость в расчетах, то отсюда следует, что и педагогика начала заимствовать у современной науки более жесткую дисциплину с универсальными знаниями.

Далее начинает интересовать следующая проблема, на сколько эта самая технология нужна в педагогике. Необходима определенная концепция, технология образования, четкая последовательность в процессе обучения. Это поможет педагогу или тому, кто будет воспроизводить технологию образовательной деятельности в ней разобраться конкретнее. Таким образом, технология необходима в сфере гуманитарных наук, именно она поможет конкретизировать, построить правильный подход, как в образовании, так и в воспитании.

Педагогика – это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации педагогического процесса как фактора, а затем уже и средства развития человека на протяжении всей его жизни. В своем учебнике по воспитательной и физической культуре М.Я. Виленский и его соавторы считают, что технология как процесс характеризуется тремя признаками: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение поставленной цели; однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций. К основным качествам современных педагогических технологий можно дополнить следующие признаки (или

«критерии технологичности» Г.К. Селевко): концептуальность, целостность, управляемость, воспроизводимость, оптимальность, корректируемость.[4, с. 567].

Одной из главных целей технологического подхода является правильный сконструированный учебный процесс, который включает в себя постановку целей и задач в ходе обучения, подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения. Смысл такого конструирования – это результат, который достигается быстрее.

В целом технологический подход помогает педагогу в процессе обучения, например, анализировать на научной основе практический опыт. Большую часть навыков и способностей мы нарабатываем на практике, но при этом мы не можем точно сказать, насколько мы правы и что следует улучшить

в своей работе. Здесь благодаря технологическому подходу можно проанализировать на научные сведения.

Система образования на сегодняшний день представлена огромным количеством классификация педагогических технологий:

— модульное обучение (Д. Рассел, Б.М. Гольдшмид, П.А. Юцявичене, К.Я. Вазина, М.А. Чошанов);

— проблемное обучение (Д. Дьюи, И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин);

— личностно-деятельностное обучение (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская-);

— развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д. Б. Эльконин); программированное обучение (Б.Ф. Скиннер, Н. Кроудер, А.Н. Ланда, Ч. Куписевич);

— проективное образование (Г.Л. Ильин, В.С. Леднев);

— теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

— дифференцированное обучение (Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, С.Б. Килене);

— контекстное обучение (А. А. Вербицкий);

— игровое обучение (Д.Б. Эльконин, Ж.С. Хайдаров, Н.В. Борисова, Г.П. Щедровицкий и др.)

Внедрение технологий помогает комплексно решать образовательные и воспитательные проблемы. Опираясь на информативность и технологии, научные и литературные источники, педагогам стало легче решать многие проблемы. Технологии отразились на обеспечении благоприятных условий для развития личности. С ростом материального производства, в учебных заведениях стараются достать все необходимое для комфортного обучения. Это компьютеры, проекторы, новая техника для опытов и многое другое.

Технологии в педагогики уменьшают эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека. Так, например, технологии достигают таких высот, что можно обучаться дистанционно. Различные онлайн площадки, где преподаватели могут общаться и давать нужный материал обучающимся.

Важным в технологическом подходе, ведущим к определенным результатам, является такой способ образования, который позволяет отходить от стандартов обучения, а вводить нечто новое, инновационное. Как, например, пользоваться в процессе обучения вопросно-ответной формой, когда идет прямой диалог с учащимися и после каждого занятия проводить рефлексию, когда каждый может сам себя проанализировать, сделать определенные выводы, выявить успехи и неудачи.

Подводя итог, следует отметить, что использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучающихся, вызывает живой интерес к предмету, психологическое облегчения в процессе обучения и также, не менее важное это повышение производительности труда учащихся и преподавателей. А это значит, что технологический подход в образовании

нужен и необходим. Многие преподаватели уже обращаются к этой технологии и включают в свои методы обучения.

1. Г.В. Вишневская Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского2008., С. 235-239

2. Салимова М. Сущность современных педагогических технологий и их роль в профессиональной подготовке будущих учителей // ж. Ученые записки 2008г., С.121-134

3. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192 с

Источник

Технологический подход к обучению

Кластерный подход в образовании.

Вопросы для обсуждения:

Контрольное задание№2 (продолжение):

Инновационный подход к обучениюОсновные характеристики инновационного подхода

Контрольное задание №3 (творческое)(продолжение):

Инновационный подход к обучениюЕго применение в новых стандартах начального образования
В обучении младших школьников … В воспитании младших школьников …

См. материалы к семинару (электронные и печатные)

Технологический подход к обучению

6.1. Причины появления и сущность

технологического подхода к обучению

Динамика этого процесса (от индивидуального мастерства, искусства педагога, к активным методам и формам обучения в системе массового образования) показывает, что под влиянием технологического опыта других сфер деятельности (где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами) технологический подход к обучению обретает новые возможности влияния на традиционный процесс обучения и повышает его эффективность. Следует отметить, что еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники».

6.2. Понятие педагогической технологии

В отличие от педагогического искусства, основывающегося на индивидуальности и интуиции педагога, педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте. Наряду с понятием «педагогическая технология» используется понятие «технология обучения«, различие между ними подобно различию между понятиями «педагогика» и «дидактика».

Можно заметить, что составляющие технологически построенного процесса соотносятся не только с компонентами производственного процесса, но и тем самым с параметрами системы управления качеством, которую характеризуют а) наличие исходного объекта; б) ориентация на конечный продукт и заданные его свойства; в) технологические процедуры, составляющие процессы преобразования исходного объекта в конечный продукт; г) мониторинг начального, промежуточного и конечного состояния продукта; д) коррекция результатов; е) осуществление обратной связи, обеспечивающей взаимодействие используемых методов и средств с диагностикой. С другой стороны, технологизация в образовании тесно связана с его гуманизацией, т.к. призвана обеспечить всю деятельность учителя и ученика, сделать обучение посильным, доступным и радостным. Педагогическая технология есть один из видов человековедческих технологий, базирующихся на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента.

Таким образом, педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Важнейшим ее признаком служит также воспроизводимость,подразумевающая возможность применения в других дисциплинах, образовательных учреждениях и с другими субъектами образовательного процесса.

6.3. Характерные признаки педагогической технологии

с точки зрения деятельностного подхода к обучению

С позиций деятельностного подхода к обучению сущность педагогической технологии состоит в том, что она трансформирует теоретические закономерности психологии, педагогики и методики обучения в последовательности действий всех участников педагогического процесса, направленные на гарантированное достижение диагностично спроектированных образовательных целей. С этих позиций, по нашему мнению, им в той или иной мере присущи следующие общие характерные признаки:

4. Необходимость разноуровневого (дифференцированного, личностно ориентированного) обучения, т.к. учащиеся осуществляют процессы полного цикла УПД по-разному и, следовательно, технология обучения (явно или неявно) должна быть направлена на их развитие в учебном процессе, что, в свою очередь, вызывает необходимость проектирования не только учебных, но и развивающих, и воспитательных целей обучения.

6. Методический инструментарий учителя (по выражению В.М. Монахова), включающий методы и средства реализации педагогических технологий, составляют методы активизации и интенсификации процесса обучения, основы педагогической техники и педагогического мастерства, индивидуализация процесса обучения, модульное обучение, инновационные педагогические процессы, основы научной организации педагогического труда, практическая и профессиональная направленность обучения, педагогическое тестирование, рейтинг и т.п. Эти методы имеют три отличительных признака: объявленную цель, способ усвоения учебного материала и формы взаимодействия субъектов учебного процесса, что предполагаеториентацию учащихся в учебной деятельности, разъяснение ее основных принципов и способов, контроля и оценки ее результатов, мотивацию и алгоритмизацию учебной деятельности. В технологиях обучения используются все современные средства обучения.

7. Организация учебного процесса в соответствии с учебными целями и с акцентом на дифференцированную самостоятельную учебную деятельность учащихся с подготовленным учебным материалом. Характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения; меняется режим обучения (циклы уроков, «погружение», мастерские и т.п., позволяющие создать лучшие условия для осуществления учащимися полного цикла УПД и решения учебных задач), использование всех видов учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм учебной деятельности учащихся.

10. Коррекция усвоения учебной деятельности учащихся по результатам текущего контроля содержит три этапа: 1) пропедевтика коррекции (систематизация возможных ошибок и затруднений учащихся); 2) профилактика коррекции (систематизация причин типичных ошибок учащихся); З) система мер педагогического и методического характера, выводящая ученика на уровень образовательного стандарта.

11. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности на основе тестированияи принципа «сложения» в оценке, а также более гибких, чем традиционная пятибалльная, рейтинговых (10-тибалльная, 12-тибалльная и т.д.) шкал оценки.

13. Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность его воспроизведения применительно к другим (заданным) условиям.

6.4. Анализ существующих технологий

с позиций деятельностного подхода к обучению

Анализ конкретных технологий обучения по выделенным выше параметрам показывает, что эти параметры выдержаны лишь в определенных компонентах методической системы обучения (традиционно включающей цели, содержание, методы, формы и средства обучения).

1) Так, в различных вариантах модульной, цикло-блочной и т.п. технологий основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ, построенных на основе дидактического усовершенствования и переконструирования учебного материала (т.е. содержания обучения или содержания образования.

3) В технологиях и системах развивающего обучения ученику отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, способствующей развитию личности. К технологиям обучения на основе личностной ориентации учебного процесса относят как собственно технологию личностно ориентированного обучения, так и технологии развивающего обучения, индивидуализации обучения.

5)К технологиям обучения на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся относят программированное и проблемное обучение, дидактические игры, использование схемных и знаковых моделей учебного материала, информационные (компьютерные) технологии.

Основными технологическими процедурами проектирования педагогической технологии и методической системы обучения В.М. Монахова являются а) целеполагание (на основе государственного образовательного стандарта и логико-методического анализа учебного материала, диагностика и коррекция; их результаты представляются в технологической карте как проекте учебного процесса по учебной теме, информационной карте урока, информационной карте развития ученика. Кроме этого, объектами проектирования являются 1) траектория обучения и воспитания, 2) учебный процесс, 3) учебник, 4) учебная программа, 5) учебный план школы, 6) дидактические условия обучения (система повторения, система коррекционной работы). Таким образом, совокупность полученных технологий выступает как система педагогических технологий академика В.М. Монахова, в которой основной акцент сделан на параметрическую модель учебного процесса, что способствует оптимизации его проектирования.

Проведенный анализ показывает, что основные технологии обучения используют элементы деятельностного подхода для решения отдельных задач обучения и 1-2 из отмеченных выше параметров их проектирования.

Источник

10 технологических проблем, решение которых может принести миллиарды

Стартапы, обещающие решить серьезные проблемы, появляются и исчезают каждый день, но будем откровенны: не все проблемы одинаково важны. Есть много возможностей для совершенствования, когда дело доходит до таких вещей, как искусственный интеллект, мобильные платежи, скорость интернета и даже того, как мы думаем и общаемся.

Перед вами список из десяти самых больших проблем в технологическом мире на сегодняшний день. Решите хотя бы одну — и проложите себе путь к миллиардам.

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Настоящий искусственный интеллект

Достижения Siri и Cortana весьма интересны, но нам нужен настоящий ИИ, который действительно сможет мыслить как человек и обучаться самостоятельно. Машина, которая сможет работать как разумное существо, полностью изменит все отрасли промышленности.

Microsoft Research в настоящее время экспериментирует с ИИ, разрабатывая более тонкую связь между людьми и машинами, а мы терпеливо ждем, когда нашими лучшими друзьями станут роботы. Google тратит миллионы на рекрутинг лучших ученых в этой области, но именно вы можете подарить миру искусственный интеллект.

Следующее поколение беспроводного или проводного соединения

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Мощь без проводов

Наши мобильные телефоны остаются немобильными, благодаря стене, которая крепко держит их электрическим шнуром. Вы, конечно, можете носить с собой запас дополнительных аккумуляторов, ну или кейсов, но это далеко не панацея. Как нельзя назвать панацеей и распиаренную беспроводную зарядку от Nokia, которая даже от стены до стены не достанет. Именно вы можете пропитать все вездесущее невидимой силой, которая будет постоянно заряжать технику. Не знаю, откройте чакры, что ли. Придумайте что-нибудь, пожалуйста.

Стартап Ubeam работал над технологией беспроводной зарядки несколько лет, но так и не представил пока рыночного продукта.

Энергетическая независимость

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Надежный широкополосный интернет для сельских районов

Мысль о жизни без интернета пугает большинство из нас. Но за пределами комфорта городской жизни живут люди, которые постоянно в режиме офлайн.

Согласно Google, у двух третьих мирового населения нет интернета. Именно потому компания работает над проектом Loon, чтобы обеспечить людей в сельских и удаленных районах, однако программа все еще в стадии эксперимента.

Если кто-нибудь сможет обойти Google, он сорвет кассу. Намек понятен?

Интерфейс мозг-компьютер

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Мы хотим загружать наши мысли и воспоминания в компьютер, хранить и искать по ним, ну и конечно же не через USB-порт. Хотя тоже сгодится.

Представьте, что вместо того, чтобы извлекать неуклюжие слова из своих уст и выражать их в письменной форме, изобилующей ошибками, можно было бы беспрепятственно делиться своим богатым миром воображения и мыслей.

Невзламываемые пароли

На днях создатель антивируса McAfee по имени Джон представил систему передачи сообщений, которую, по его словам, не смог бы взломать сам. Благодаря Heartbleed и другим серьезным утечкам, сложные пароли и безопасность приобрели дополнительную актуальность. Добавление восклицательного знака к вашему старому паролю ни на йоту его не улучшает.

Возможно, будущее защиты персональных данных за отпечатками пальцев или сканированием сетчатки глаза. В любом случае, вы обязаны этим заняться.

Обычная телепортация

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Недавний опрос от Pew Research Center показал, что 39% американцев полагают, что телепортация в стиле «Звездного пути» станет реальностью в следующие 50 лет. Мы, конечно, более образованные, но тоже в это верим. Ученые уже могут телепортировать субатомные частицы, сколько времени понадобится на то, чтобы телепортировать вас?

Замена кошельку

Несмотря на то, что смартфон имеется у каждого уважающего себя любителя технологий, способа расплачиваться ими не то, чтобы не придумали — не прижилось. Тот, кто даст нам возможность забывать дома кошелек и не переживать об этом, будет осыпан золотом, как Скрудж.

Сейчас рынок слишком фрагментирован, благодаря Square, Isis, Google Wallet и другими более или менее известными именами. Возможно вы, подобно Стиву Джобсу, создадите нечто универсальное и полностью поменяете картину этого мира. Оставьте производителей бумажников без работы.

Беспилотные морские грузоперевозки

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Самоходные грузовики, автономные суда и самолеты, беспилотники и дроны разных мастей в один прекрасный день могут стать обычным делом в сфере перемещения товаров по всему миру. Кто, если не вы?

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Если мир станет теплее на два градуса Цельсия, мы обречены. Чтобы предотвратить это, ООН подписала Парижское соглашение, международный договор, согласно кото…

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Инопланетный космический корабль, спрятанный на околоземной орбите, смог бы увидеть огни городов и загрязнения нашей атмосферы. Но что, если бы он искал приз…

Умение решать технологические проблемы это то что характеризует технологическую

Говорят, мы несемся на всех парах к некоему популяционному апокалипсису — что существует линия, преодолев которую, мы неизбежно придем к массовому голоду и ч…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *