Улететь в нирвану что значит
Нирвана
Н ирвана – это слово известно даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие». Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова? Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?
Актуальность стремления к Нирване для современного человека
Итак, попробуем рассмотреть подробно, что же такое Нирвана, как её достичь и насколько это необходимо. Вопреки распространённому употреблению понятия «Нирвана» в значении «блаженство, удовольствие», в переводе с санскрита это слово означает «угасание», «прекращение», «неволнение». Как-то весьма грустно звучит, не правда ли? Почему же слово Нирвана, которое мы привыкли воспринимать как нечто приятное и позитивное имеет такие весьма неоднозначные переводы? Если «неволнение» и «прекращение» ещё как-то можно трактовать позитивно, то при слове «угасание» нам рисуются пейзажи поздней дождливой осени, кладбищенская тишина и вообще – полная меланхолия. Однако, не всё так однозначно.
Нирвана – это состояние отсутствия беспокойства ума
Понятие «нирвана» пришло к нам из дхармических религий, преимущественно – из буддизма и индуизма. И это понятие тесно сосуществует с такой системой саморазвития, как йога. Собственно, нирвана и является конечной целью йоги. И здесь можно обратиться к такому древнему философскому трактату о йоге, как «Йога-сутры Патанджали», где этот мудрец уже во второй сутре описывает, что такое йога – «Yogas-citta-vritti-niroddhah», что переводится, как «йога – это устранение/обуздание беспокойства/волнений ума». Примерно тоже самое можно сказать о таком понятии, как «нирвана» – это отсутствие беспокойства ума. И здесь стоит вернуться к дословным переводам слова «нирвана» – «неволнение, прекращение, угасание». Что же в данном случае неволнуется, прекращается и угасает? Речь как раз таки и идёт об этих самых «вритти», о которых писал Патанджали, то есть – о беспокойстве ума. И именно по мере угасания и прекращения вритти наступает состояние Нирваны.
То есть общепринятое понимание того, что нирвана – это блаженство и удовольствие не лишено истины. Но это удовольствие не в мирском понимании, а в духовном. И в данном случае будет более корректно употреблять термин «нирвана» в смысле «спокойствие». Примерно о том же говорил и сам Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». С точки зрения буддизма, да и вообще с точки зрения йоги любое желание, привязанность, какая-то эмоция и так далее – это не более, чем беспокойство ума. И когда все эти явления устраняются или как верно подмечено – «угасают», то наступает глубинный покой, который переживается, как высшее блаженство и называется состоянием Нирваны.
Нирвана в буддизме
С точки зрения буддизма наш ум отравлен тремя «ядами» – неведением, гневом и привязанностью. И состояние Нирваны наступает тогда, когда эти три яда перестают на нас действовать. Потому что, когда мы не подвержены неведению, гневу или привязанности, все страдания прекращаются, потому как устранены эти три главных причины, которые приводят к страданиям.
Концепцию Нирваны Будда поведал во время свой первой проповеди о «Четырёх благородных истинах». Суть их кратко звучит так: «Существует страдание, существует причина страдания – желания, существует возможность страдание прекратить, и эта возможность – Благородный Восьмеричный Путь».
Благородный Восьмеричный Путь – это своего рода рецепт того, как достичь состояния Нирваны, можно сказать, пошаговая инструкция. Она содержит в себе нравственные предписания, которые вполне практичны и придуманы не просто так, а потому что облегчают движение по этому пути. Также эта инструкция содержит и конкретные практические наставления о том, что нужно делать, чтобы прийти к Нирване – речь идёт о правильном умонастроении, медитации и так далее.
Также существует разделение, как «нирвана с остатком» и «нирвана без остатка». Нирвана с остатком – это состояние, которое достигает практик в физическом теле. То есть он уже свободен от трёх ядов ума, у него нет никаких привязанностей и так далее. Но поскольку он ещё находится в физическом теле, то имеет определённые ограничения и потребности. Очевидно, это и подразумевается под понятием «остаток». Что же касается нирваны без остатка, она достигается после ухода из физического тела, и это считается окончательным Освобождением – выходом из круговорота перерождений – Сансары.
Таким образом, Нирвана в буддизме – это не какая-то абстрактная концепция, это вполне реальная цель для практикующих буддистов.
Однако в своей проповеди, которая была прочитана на горе Гридхракута более чем сорок лет спустя после первой, Будда сказал, что идея о Нирване была уловкой, чтобы привлечь людей следовать по пути. Он привёл такой пример: некий проводник ведёт людей через опасную местность. И вот уже не один день они в пути, силы у них на исходе, некоторые из них стали роптать, и, в общем говоря, путники выбились из сил. И чтобы подбодрить своих спутников, проводник силой своих мистических способностей создаёт «призрачный город» и говорит: «Мы достигли цели». Когда же люди отдохнули в призрачном городе, проводник говорит: «Это иллюзия, я создал её для вас, чтобы вы отдохнули, но цель наша близка. Идёмте!».
Именно то же самое сделал и Будда – он дал своим ученикам красивую сказку о Нирване, потому что если бы рассказал, что цель намного дальше и намного труднее достижима, большинство его учеников имели бы очень грустный вид, услышав такие слова. Но Будда поступил мудро – он дал им цель, которая была относительно близка, умолчав, что эта цель была промежуточной. И только спустя сорок лет своих проповедей, когда многие его ученики уже утвердились на пути, Будда поведал им истинную, окончательную цель пути. О том, какую цель Будда указал своим ученикам на горе Гридхракута можно более подробно прочитать в «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», которая является квинтэссенцией всего учения Будды.
Нирвана – состояние души
Таким образом, если Нирвана и является блаженством, то это не блаженство в мирском понимании этого слова. Нирвана – это состояние души, в котором прекращается всякое беспокойство и стремление органов чувств к материальным объектам. Как уже упоминалось выше, с точки зрения буддизма Нирвана является лишь промежуточным состоянием, однако это уже тоже очень высокий уровень развития. Тот, кто достиг состояния Нирваны, теряет жажду чувственных наслаждений, и по одной из версий, такой человек исчерпал всю свою накопленную карму, либо же и вовсе находится вне её влияния.
Так как в буддизме отсутствует понятие Бога (если быть точнее, Будда хранил так называемое «благородное молчание» в ответ на этот вопрос), то при рассмотрении концепции Нирваны отсутствует какая бы то ни была роль Бога в достижении этого состояния и пребывании в нём. Но этого нельзя сказать об индуизме, где понимание состояния Нирваны несколько отличается, хоть смысл остаётся прежним.
С точки зрения индуизма, состояние Нирваны – это единение с Богом и растворение в нём. То есть, по сути, речь также идёт об обретении Освобождения из круговорота перерождений, просто интерпретация несколько иная. Душа, освобождённая от своей кармы и оков материального мира, возносится к Богу и достигает состояния вечного невозвращения. Это в индуизме и называется Нирваной.
Нирвана – как состояние современного человека
Итак, мы рассмотрели взгляды дхармических религий на понятие Нирваны. Однако главный вопрос остаётся без ответа – что дают нам эти знания, и насколько для современного социально активного человека актуальна идея достижения Нирваны?
Если рассматривать какие-то глубокие философские рассуждения на тему реинкарнации, вечности души, Освобождения и так далее, наверное, для большинства людей это вряд ли будет актуально. Но если говорить о том, что в буддизме называется «нирваной с остатком», то есть состоянием спокойствия, которое человек переживает, находясь в физическом теле и продолжая выполнять свои повседневные дела, то это, скорее всего, будет актуально для многих.
Так или иначе все живые существа стремятся избежать страданий. В книге «Путь Бодхисаттвы» Шантидэва цитирует слова Будды: «Все страхи, а также все беспредельные страдания – берут начало в уме». Большинство из нас пребывает в иллюзии, что некие внешние обстоятельства заставляют нас страдать. Но это не более, чем иллюзия. Всегда нас заставляет страдать лишь наш собственный ум, который постоянно делит явления на приятные и неприятные. К приятным мы привязываемся, а к неприятным – испытываем отвращение, гнев или ненависть. И это порождает страдания.
Таким образом, достижение состояния «нирваны без остатка», которое является состоянием глубинного покоя и освобождения от привязанностей возможно практически для каждого человека.
«Нирвана – это отречение от всего», – писал монах Шантидэва. Речь не идёт о том, что обернувшись простынёй уйти жить в пещеру. Отречение в данном случае означает непривязанность к плодам своих действий.
Об этом же в «Бхагавад-гите» говорил и Кришна: «К плодам не стремись – не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье – земные тревоги – забудь! Пребывай в равновесии – в йоге». Это и есть короткое и понятное описание того, что такое Нирвана – не отказываясь от своей деятельности, при этом не привязываться к её плодам и пребывать в состоянии спокойствия, осознавая, что всё что происходит – это лишь последствия нашей кармы. И всё, что происходит – горе или счастье – всё ведёт нас к развитию. Потому что с точки зрения накопления опыта между горем и счастьем нет никакой разницы. Понимание этого и ведёт человека к повседневной Нирване.
Погрузиться в нирвану
Смотреть что такое «Погрузиться в нирвану» в других словарях:
НИРВАНА — Погрузиться в нирвану. Книжн. Достичь состояния блаженного самозабвения. /em> Нирвана в буддизме состояние высшего блаженства. БМС 1998, 403. Улететь в нирвану. Жарг. нарк. Достичь наркотической эйфории. Максимов, 275 … Большой словарь русских поговорок
НИРВАНА — (инд.: покой, блаженство). В буддизме: священное самозабвение путем погружения духа в ничто; удаление от всего суетного; нирвана или нирвена: слитие Будды с высочайшим существом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка
отпечаток стопы будды — один из символов буддизма, объект самостоят. культа, основой для к рого служит следующий мифологический сюжет. Когда основателю буддизма Шакьямуни пришло время погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара (Кушинагара), встал на камень … Буддизм
нирвана — ы; ж. [от санскр. nirvāna угасание, потухание] 1. В буддизме и некоторых других религиях: психологическое состояние глубокого покоя и полной внутренней гармонии, отсутствия желаний, отрешённости от внешнего мира, от жизненных забот. Погрузиться в … Энциклопедический словарь
Белый лотос — (кит. упр. 白蓮教, пиньинь: báiliánjiào, палл.: Байляньцзяо) название для нескольких иногда реальных, иногда мифических буддийских или даосских тайных обществ и сект, существовавших в разные исторические эпохи. Наиболее известно общество Белого… … Википедия
БОДХИСАТВА — (санскр., букв. тот, чья сущность знание) согласно учению буддизма, существо, достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану, но отказывающееся от этого из за любви и сострадания к живым существам и стремления помочь им в… … Атеистический словарь
нирвана — ы; ж. (от санскр. nirvāna угасание, потухание) 1) В буддизме и некоторых других религиях: психологическое состояние глубокого покоя и полной внутренней гармонии, отсутствия желаний, отрешённости от внешнего мира, от жизненных забот. Погрузиться в … Словарь многих выражений
Нирвана — что это в разных смыслах
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В нашем языке есть множество интересных слов, значение которых на деле оказывается либо вовсе не таким, как мы его воспринимали, либо гораздо глубже и содержательнее, чем мы думали.
И речь не о многозначных словах, а о простых понятиях, присутствующих в нашей с вами повседневной жизни. Одно из таких слов – «нирвана».
Его изюминка в том, что однозначно оно может восприниматься лишь в соответствующем контексте, а когда таковой отсутствует или же его содержание неопределенное и расплывчатое, слушатель начинает теряться в догадках, что имел в виду его собеседник.
Вот здесь-то и начинается самое интересное…
Нирвана – это…
Самое первое звено в ассоциативной цепочке, связанной с этим словом, – это Курт Кобейн и основанная им в 1988 году рок-группа с «приятным и красивым» названием «Nirvana» (по выражению самого Курта).
Выбор был непростым: новообразованная команда долго металась между «Skid Row» и «Ted Ed Fred», потом рассматривалось название «Pen Cap Chew», но когда обсуждалось близкое по смыслу «Bliss» («блаженство, нега»), само собой всплыло название «Nirvana».
Возможно, этот голубоглазый 21-летний паренек с соломенной копной воплотил хотя бы в названии свою мечту о том, чего искал свою недолгую жизнь, столь трагическим образом оборвавшуюся через шесть лет.
Но за это время он успел сформировать невероятно ценное и столь богатое наследие, что его с лихвой хватило на несколько поколений молодых людей.
Теперь эти люди – мы с вами, те, кто взрослел не прекращая слушать экстраординарные гранж-композиции «Нирваны», те, кто восхищался новой подачей рока, основанного на «грязном гитарном звучании».
С тех пор рок-направление претерпевало водовороты одного модного течения за другим, но хоть что-нибудь от музыки Кобейна непременно в них присутствовало. Ну а фирменная динамика Курта в духе «громко/тихо», щедро сдобренная депрессивными переливами и нуарными всплесками, не устаревает и сейчас.
Его песня «Запах юности» крутится в чартах до сих пор, а полностью лишенная любых красивостей «В утробе» все еще активно раскупается, словно драгоценная реликвия, будучи выпущенной на пластинках-«сорокапятках».
Воодушевленное лицо Кобейна улыбается нам с миллионов футболок и постеров, а его звучное имя, больше известное как «голос поколения», заслуженно пополнило список прославленных музыкантов из числа тех, кто ушел из жизни в молодые годы:
«Nirvana» же, получившая в большинстве СМИ того времени еще одно название – «Флагман поколения Х», – стала синонимом нового стиля, замешанного на мотивах гаражного рока, неприглаженного металла и откровенно резкого панка с грубым и зачастую истеричным вокалом.
После гибели Курта его группа, сверкавшая на замаранном небосводе шоу-бизнеса как чистая и яркая звездочка, перестала существовать. Звезда взорвалась, но ее свет все еще достигает тех, кто в нем нуждается. А значит, дискография продолжается…
Нирвана в буддизме
Зная непростую судьбу Кобейна, можно предположить, что он вполне осознанно и закономерно выбрал для своей группы именно такое название. Он хотел иметь то, чего у него ни в детстве, ни во взрослой жизни никогда не было – не то чтобы особого блаженства, но хотя бы элементарного человеческого счастья и банального покоя.
А «буддистская» нирвана как раз это и сулит. В буддизме вся жизнь представляется постоянно вращающимся колесом, ни начало, ни конец которого определить невозможно.
Этот бесконечный круговорот страданий и улучшений называют сансарой, а ее воплощение – бхавачакрой (кругом бытия).
И в этом круге каждая душа обязательно проходит сквозь множество перерождений, суть которых меняется в зависимости от «заработанной» в текущей жизни кармы.
И это беспрерывное движение никогда не прекращается: даже когда человек умирает, его душа перемещается в новое тело и проходит через все сегменты круга мучений заново, но уже в своей следующей жизни.
Однако если все так фатально, каков тогда вообще смысл жизни? Должны ли мы безропотно принимать эти закономерности или, пока живем, можно попытаться что-то изменить, улучшить карму?
Философы, ученые и мудрецы в буддизме говорят, что самое естественное стремление любого человека – это безмятежность. Не менее характерно для человека и стремление к бесконечности и блаженству.
Цель каждой души – разорвать круг сансары (то есть избавиться от страданий) и достичь нирваны.
Но что это означает? Как обрести свободу от тягот сущего мира?
Нирвана — что это за понятие и в чем его суть
Стоит европейцу только услышать слово «нирвана», как он представляет себе не что иное, как райское блаженство – такое себе абстрактное удовольствие, сплошные развлечения. Однако для последователей Будды это понятие имеет совершенно другое значение, включая содержательность и философскую окраску.
В переводе с санскрита нирвана означает «прекращение, избавление, угасание». Стоит сразу оговориться, что понимание этого значения у Запада и Востока абсолютно разное.
Так европеец при слове «угасание» представит бесславное и пустое затмение, забытье, увядание или исчезновение. Буддисты же в это определение вложили более глубокое содержание, в своей подоплеке подразумевающее освобождение.
В этом и заключается суть просветления, когда человек скидывает с себя тягостные оковы мира. Его больше не касаются проблемы, страсти, потребности, обязанности. Человек, пребывающий в состоянии нирваны, освобождается от горестей, страданий, всевозможных бед и неизбежной жизненной борьбы. То есть обретает полную душевную свободу.
Достичь нирваны – значит окунуться в состояние безмятежности.
Более однозначного и точного определения понятию «нирвана» пока что не смог дать ни один мудрец. Даже сам Будда Шакьямуни – единственный, кому удалось разорвать круг сансары и достичь просветления, – лишь вскользь касался этой темы. Он никогда не уточнял, что такое нирвана, а когда его спрашивали, давал несколько обобщенные представления.
Важно отметить тесную связь этого термина с древневосточной философией. Понятие нирваны – центровое в учении буддизма.
Второй момент: нирвана является противоположностью сансары.
Человеческая душа проживает жизни одну за другой. Она множество раз проходит через смерти, множество раз возрождается, но никогда не может выбраться из замкнутого круга.
Тем не менее это возможно:
если человек, независимо от статуса, будет благочестив, добродетелен и милосерден, он сможет в новой жизни сначала переместиться в улучшенный сегмент колеса сансары, а потом, в какой-то другой новой жизни, – достигнуть просветления.
Таким образом, можно резюмировать, что именно на желании этого своеобразного рая у приверженцев буддизма строится все их понимание мироздания. Стремление достичь этого блаженного (просветленного) состояния поддерживает моральные и нравственные нормы общества.
Разновидности нирваны
Поскольку в цивилизованном мире до сих пор нет конкретного определения для состояния блаженства, мудрецы по-разному представляют свой «рай». Так, можно говорить о различных видах нирваны:
Люди, не сведущие в восточной философии, воспринимают нирвану как получение удовольствия и переживание исключительно приятных эмоций.
Для буддистов и приверженцев джайнизма погрузиться в нирвану – значит достичь особого состояния, в котором полностью отсутствуют бренности жизни (тревоги, хлопоты, беспокойства, всевозможные переживания и страдания).
Отсюда – простой вопрос: можно ли достичь нирваны по желанию?
Как погрузиться в нирвану
Если получение и обретение безмятежного состояния – цель и смысл существования каждой души, то закономерным будет еще один вопрос: как это сделать?
Принято считать, что за всю историю человечества достичь просветления удалось только Будде Шакьямуни, которого затем и прозвали Просветленным.
Несмотря на это, монахи, мудрецы не оставляют надежд. Они же дают советы тем, кто жаждет обретения просветления:
Есть еще один основополагающий момент. Достичь блаженного состояния совершенно невозможно, если не иметь правильных намерений и не вести себя соответственно правильным воззрениям.
На пути к нирване нужно развивать в себе правильную систему убеждений и формировать модели поведения, соответствующие этому кредо.
Что еще может потребоваться на этом нелегком пути – узнайте из этого видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
В буддизме сказано, что нирвану нельзя описать словами, ее можно только ощутить самостоятельно. Звучит это очень красиво и загадочно, но мало чем помогает человеку, который стремится к такому состоянию.
Спасибо за интересную статью. Теперь знаю что нирвана это состояние покоя. Есть много способов.
О нирване не знал сам Будда
Термин «нирвана» стал синонимом некоего блаженно-расслабленного состояния, а в шестидесятые годы все в том же искаженном понимании вошел в лексикон наркоманов. Представление о нирване как об эйфории совершенно не соответствует истине. Это понятие является одним из самых сложных в буддизме: точного определения не дал ему даже сам Будда Шакьямуни.
Все слышали выражение «впасть в нирвану». Под ним обычно подразумевается что-то невероятно приятное, можно даже сказать — пик удовольствия, состояние полного и бесконечного блаженства. «Впадают в нирвану» по любому поводу: от любимой музыки, от вкусной еды, от наслаждения близостью любимого человека… Но на самом деле понятие о нирване как об источнике эйфории ошибочно.
Нирвану (или ниббану) в самом деле называют в буддизме высшим счастьем, но счастье в данном случае не следует трактовать как знакомое нам в земной жизни состояние радостного возбуждения. В буддизме под абсолютным счастьем понимается отсутствие страданий, которые мы непрерывно испытываем в Сансаре.
Разумеется, Будда Шакьямуни говорил о нирване. Он упоминал ее как состояние прекращения страдания, привязанностей и омрачений ума. Дело в том, что он не дал этому состоянию ни одного «позитивного» определения, говоря лишь о том, чем не является нирвана. Известный советский ученый и религиовед Евгений Алексеевич Торчинов отмечал, что вопрос нирваны относился к тем, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». «Состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания», — резюмирует он.
В буддизме нирвана описана как нечто, противоположное Сансаре, которая, в свою очередь, является миром привязанностей, страстей, заблуждений и следующих из них страданий. Очистившись от привязанностей и заблуждений, просветленный переходит в состояние нирваны и становится освобожденным — не только от физического тела, но и от желаний, представлений, и вообще сознания. В отличие от брахманизма, в буддизме нирвана не является блаженным единением с богом, абсолютом, потому что такое единение означало бы продолжение желания жить.
Но значит ли это, что нирвана означает полное небытие? Не совсем. Хотя учителя и исследователи буддизма до сих пор спорят о правильной трактовке этого понятия, большинство из них все-таки сходятся на том, что нирвана не означает полного исчезновения всего живого. Это духовный покой, свободный от напряжения, конфликтов и страстей. Некоторые учителя трактуют нирвану так: в ней нет самой жизни, как мы понимаем ее в Сансаре (движения, мыслей, желаний), но есть энергия жизни, ее потенциал. Как если бы у нас были спички и сухие дрова, мы имели бы потенциал разжигания огня, скрытую возможность пламени.
Все, о чем было сказано выше, относится к великой нирване, называемой также паринирваной или нирваной пребывания. Существа, достигшие этого состояния, пребывают в полном покое. В буддизме различают и еще один вид нирваны — нирвана непребывания. Достигшие ее практики отказываются от состояния полного покоя и окончательного ухода в нирвану с тем, чтобы помогать оставшимся в Сансаре живым существам и направлять других практикующих. Обычно таких существ с пробужденным сознанием называют Бодхисаттвами. Они сумели породить в своей душе невероятно сильное сострадание, Бодхичитту, и готовы помочь всякому, кто обратится к ним за помощью. Бодхисаттв упоминают в молитвах и изображают на танка. Самый известный из них — Авалокитешвара, «видящий и сострадающий».
Читайте также: Мировые религии и накрытый стол
Легенда гласит, что когда Авалокитешвара достиг просветления, то увидел, как сильно страдают существа, оставшиеся в Сансаре. Он был так поражен этим зрелищем, что от боли его голова разорвалась на 11 частей. Однако другие просветленные существа помогли ему, собрав его голову обратно. С тех пор Авалокитешвара помогает другим существа избавляться от страданий и достигать нирваны.
Возможно ли достижение нирваны всеми живыми существами? Ведь в таком случае страдание вообще исчезнет. Ответить на этот вопрос трудно. «Я не могу избавить вас от страданий так же легко, как колючку вытаскивают из ноги. Я не могу смыть с вас дурную карму так же легко, как грязь смывают водой. Я могу освободить вас, только указывая вам чистый путь», — говорил Будда. Предполагается, что путь этот для каждого очень долог и может длиться тысячи и тысячи перерождений, пока мы, наконец, не очистим карму и не освободим свой ум от омрачений полностью. Однако каждое живое существо обладает, согласно буддистскому учению, природой Будды, а значит, и возможностью достичь просветления.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.