Украли трудовую книжку что делать
Порядок действий при утере трудовой книжки
Процедура восстановления трудовой книжки довольно длительная, а потому люди с небольшим количеством записей в трудовой обычно просто заводят новую. Но такой трюк не пройдет, если в документе много записей. При утрате трудовой книжки аннулируется и весь наработанный стаж, а потому гражданину выгоднее позаботится о восстановлении.
Потеря трудовой книжки сотрудником
Порядок действий при утрате документа сотрудником оговорен в Постановлении от 16 апреля 2003 года. Пункт 30 свидетельствует о том, что ответственность по восстановлению книжки лежит именно на работнике. В пункте 31 есть указание о необходимости немедленного оповещения работодателя об утрате документа. Для этого потребуется составить заявление в письменной форме. В течение 15 дней работодатель выдает дубликат книжки.
Порядок действий
Для восстановления ТК понадобятся следующие бумаги:
Хорошо, если у человека есть копия трудовой книжки. Требуется заверять ее в отделе кадров при каждой смене работы.
Первый шаг для восстановления документа – составление заявления работодателю. В законе нет четких указаний по составлению этого заявления. Оформляется оно в свободной форме. Направляется в отдел кадров последнего места работы. Новую трудовую книжку выдает именно работодателем на основании документов, предоставленных сотрудником. Подтвердить свою деятельность и стаж можно при помощи трудовых договоров, приказов о назначении. Получить документы можно по прежним местам работы. Для подтверждения своего стажа понадобится справка из Пенсионного фонда.
ВАЖНО! Для подтверждения своего стажа понадобятся подлинники документов.
ВНИМАНИЕ! Человек может позаботиться об упрощении восстановления наперед. Для этого потребуется копия трудовой книжки, заверенная по всем правилам. Если документ заверен, записи из копии просто переносятся в новую книжку. Сотруднику не придется бегать по бывшим местам работы. Это оптимальный вариант, так как, при большом стаже, не все записи удается восстановить. Некоторых мест работы может уже просто не существовать, так как компании имеют свойство закрываться.
Восстановление книжки через ПФР
Восстановление документа через ПФР – наиболее простой вариант. Это бесплатная и быстрая процедура. Рассмотрим шаги по восстановлению:
ВАЖНО! Восстановление через ПФР – метод, имеющий ограничения. Персональный учет в фонде начал вестись относительно недавно, а потому таким путем можно получить не все данные. В частности, в ПФР хранятся сведения только за последние пять лет.
Восстановление через государственный архив
Данный метод актуален при наличии следующих обстоятельств:
Во всех остальных ситуациях имеет смысл воспользоваться другими методами, так как восстановление через архив – трудоемкая процедура. Для получения требуемой информации нужно отправить письменный запрос. Однако нужно быть готовыми к тому, что ответ придет нескоро.
ВАЖНО! Если сотрудник работал вахтовым методом, то нужно направлять запросы в региональные архивы.
Что делать, если последнее место работы было ликвидировано?
Для восстановления нужно идти к своему предыдущему работодателю. Если данная компания были ликвидирована, то идти в ПФР или архивы бессмысленно, так как сотрудник не может самостоятельно вносить записи о трудовом стаже. Единственный выход из положения – обращение в суд. Требуется составить иск. Обращением в архивы и ПФР будет заниматься именно суд. На основании полученной информации оформляется дубликат.
Потеря документа работодателем
Если трудовая книжка была утеряна работодателем, то именно на него возлагается ответственность по восстановлению. К примеру, если произошла массовая потеря книжек, работодатель собирает комиссию для установления стажа всех работников. В нее входят только незаинтересованные лица:
Если точные сведения о месте работы сотрудника отсутствуют, информацию должны подтвердить два свидетеля. По итогам осуществленной работы составляется акт. Пункт 34 Постановления, упомянутого ранее, указывает на использование акта при восстановлении.
В законе не содержатся точные указания касательно действий при утере документа работодателем. При утрате большого количества книжек организация может быть оштрафована за ненадлежащее хранение по КоАП. Если компания потеряла документ, а потому не может выдать его при увольнении сотрудника, последний может запросить компенсацию.
ВНИМАНИЕ! Если утерян документ одного сотрудника, работодатель проводит стандартные действия: обращается в ПФР, государственный фонд.
Действия сотрудника
Если у работника есть подозрения, что работодатель потерял документ умышленно, он может обратиться в Трудовую инспекцию. В суд имеет смысл идти только в том случае, если сотрудник уверен, что организация умышленно потеряла документ. В судебный орган можно идти при следующих обстоятельствах:
Суд обязывает компанию позаботиться о выдаче дубликата.
ВНИМАНИЕ! Суд является крайней мерой, так как мера предполагает трату времени, составление иска. Платить пошлину не нужно, так как дела, связанные с Трудовым кодексом, сборами не облагаются.
Особенности заполнения дубликата ТК
В дубликат вносится информация о суммарном стаже работы в годах, месяцах и днях. Конкретные места работы не указываются. Прописывается только последнее место работы. Данное оформление актуально в случае, если сотрудник не предоставил документов, подтверждающих его прочие места работы.
На титульном листе документа ставится штамп о том, что книжка является дубликатом. Более подробно об оформлении дубликата трудовой книжки при утере можно прочитать, перейдя по ссылке в этом предложении.
Простота восстановления трудовой книжки зависит от конкретного случая. Если предыдущий работодатель продолжает свою деятельность, а в ПФР есть все требуемые данные, то процедуру провести относительно просто. Все осложняется в случаях, когда данные невозможно получить, или бывший работодатель ликвидирован. Сотруднику придется обращаться в суд. В течение времени, пока не получен дубликат, довольно проблематично будет устроиться на работу. Поэтому о получении документа нужно позаботиться заблаговременно. Не стоит с этим тянуть ни сотруднику, ни работодателю.
Что делать, если у вас украли трудовую книжку?
Трудовая книжка, как документ, идет с вами на протяжении всей жизни и вашей профессиональной деятельности. Именно она является отражением вашей деятельности, успехов и достижений на том или ином месте работы. Благодаря этому документу вы обеспечиваете себе пенсию в пожилом возрасте. Поэтому нужно очень бережно относиться к этому документу. Однако, никто в жизни не застрахован от форс-мажорных ситуаций и бывает так, что мы теряем самые важные вещи и официальные документы. Итак, что делать, если украли трудовую книжку или же она оказалась утеряна по каким-либо причинам?
Если трудовая пропала по вине работника
Бывает так, что вследствие каких-либо причин или обязательств сотрудник берет свою трудовую книжку на руки с нынешнего места работы или же, получив свой документ при увольнении, допускает пропажу трудовой книжки. Как поступать в таком случае?
Если вы только начали свой путь по карьерной лестнице и в вашей трудовой имеется, к примеру, всего одна запись, длительностью около трех-четырех месяцев, то не стоит впадать в панику и расстраиваться. В этом случае законодательством не предусмотрено обязательство сотрудников подавать заявление на оформление дубликата своей утерянной трудовой книжки.
Исходя из 65-й статьи Трудового кодекса Российской федерации, если у лица, которое оформляется на постоянную работу, не имеется в наличии трудовой книжки или же она безвозвратно утеряна, украдена или повреждена, то достаточно написать письменное заявление будущему работодателю. На его основании работодатель оформляет работнику новую трудовую книжку.
В заявлении, как правило, указывается причина отсутствия данного документа. Работодатель и сотрудники отдела кадров без труда заведут вам новую трудовую книжку, и вы снова вступите в свою профессиональную колею.
Заявление
Если же у вас украли или вы потеряли трудовую книжку, в которой зафиксировано около десяти, двадцати и более драгоценных лет вашего трудового стажа, то вы вправе заявить о данном неприятном инциденте вашему работодателю с последнего места работы. Делается это так же, в форме письменного заявления. Работодатель, в свою очередь, должен выдать вам дубликат трудовой. Сделать это он должен в течение пятнадцати дней с момента подачи заявления. Официально данный факт подтверждается в постановлении правительства Российской Федерации «О трудовых книжках». Поэтому в случае нежелания работодателя оформлять дубликат, достаточно указать ему на этот законодательный документ.
Также вы можете подать данное заявление лично, если вы находитесь с работодателем в благоприятных отношениях. В случае сомнения в его доброй воле идеальным вариантом будет отправка вашего заявления заказным письмом с уведомлением о вручении лично в руки, а также описью вложения. После этого ваш работодатель не станет затягивать с выдачей дубликата.
Восстанавливая трудовую книжку, сотрудники кадровой службы должны будут внести в нее соответствующую запись, разрешающую восстановить ваш непрерывный стаж трудовой деятельности. Эта запись будет подтверждаться определенными документами и в трудовой книжке будут указаны ссылки на них. Можете не слишком беспокоиться, так как в подробности ваших трудовых лет никто не будет вдаваться – общий стаж трудовой деятельности записывается суммарно с указанием общего количества трудовых лет, месяцев и дней. Места работы, периоды пребывания там, а также должности, которые вы занимали, указываться не будут.
В случае отсутствия документов
Бывает так, что у вас нет документов, которые могут подтвердить ваш рабочий стаж. В таком случае, в дубликат выдаваемой трудовой книжки будут фиксироваться лишь те сведения, которые можно документально подтвердить. Именно для такого случая вам нужна копия вашей трудовой книжки, официально заверенная ранее. В противном случае, ваш стаж просто-напросто канет в лету. Но есть другой выход не для ленивых —> по возможности пробежаться по бывшим местам, где вы работали, и попросить поднять документацию. Это могут быть различные выписки из личного дела, копии трудовых договоров, приказы на назначение нового сотрудника на должность и все в таком роде. Если же вы работали в фирме, которая уже закрыта, документы можно попытаться найти в архивах.
Если трудовая книжка была потеряна или украдена у работодателя/работодателем
Случается и так, что вашей вины в пропаже данного документа нет. Если у работодателя украли трудовую книжку, то что делать вам в этом неприятном инциденте?
Обстоятельства утраты вашего документа могут быть абсолютно разные – потоп в офисе, настоящая кража трудовых книжек сотрудников из сейфа и прочее. В общем, если данное происшествие произошло вследствие каких-либо форс-мажорных обстоятельств, и ваш работодатель не делал этого нарочно, по злому умыслу, то порядок действий, которые следует принимать для восстановления вашего трудового документа, фактически такой же, как и в первом варианте.
Единственная существенная разница будет заключаться в том, что в случае пропажи вашей трудовой по вашей вине, вы сами занимаетесь восстановлением и выдачей дубликата: собираете документы, удостоверяющие ваш непрерывный трудовой стаж, пишете заявления и т.д. В случае же вины работодателя, данная ответственность перекладывается на него. Согласно статьям Трудового кодекса, работодатель не может уклониться от этих действий или же переложить эту ответственность на ваши плечи.
Намеренное вредительство
Но не всегда пропажа трудовой книжки ограничивается непредвиденными обстоятельствами. Бывает и так, что работодатель намеренно крадет вашу трудовую книжку или не отдает ее по каким-либо выдуманным причинам, ссылаясь на те или иные происшествия.
Если он заявляет, что ваш трудовой документ был украден, то он обязан заняться документами для выдачи дубликата. В случае отказа работодателя от этих действий вам следует немедленно обратиться в судебные органы с прошением о взыскании среднего заработка за каждый день задержания и невыдачи вам вашей трудовой книжки. Это прямо предусматривается законодательством. Кроме этого, можно потребовать в суде, чтобы работодатель возместил вам компенсацию за моральный ущерб вследствие расходов, которые будут необходимы для сбора документации для оформления дубликата.
Если так сложилось, что ваша трудовая книжка была украдена или же утеряна вследствие каких-либо происшествий и обстоятельств, не стоит паниковать из-за данного инцидента. Даже если это произошло по вашей вине. В любой сложной ситуации всегда найдется юридически правильный выход, и свой потерянный документ, фиксирующий профессиональную биографию, можно восстановить.
Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна?
Потерял трудовую книжку — как восстановить самостоятельно?
Трудовая книжка содержит данные о стаже работы человека у каждого работодателя, а также др. информацию, в т. ч. о наградах и благодарностях. Трудовую книжку гражданин предъявляет каждый раз, как устраивается на новое место работы, являющееся для него основным. Работа по совместительству тоже может быть занесена в трудовую книжку по желанию работника. Работник обязан восстановить трудовую книжку при утере.
Вопросы выдачи и заполнения трудовых книжек с 01.09.2021 регламентирует приказ Минтруда от 19.05.2021 № 320н, согласно которому трудовую книжку нельзя выдавать дважды. При утере на восстановленном документе ставится запись «дубликат».
Образец заполнения дубликата трудовой книжки с 1 сентября 2021 г. смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Трудовые книжки нового образца нужно применять с 01.01.2023. Надо ли обменивать старые трудовые работников на новые и что делать с неизрасходованными к 2023 году бланками старого образца, читайте здесь.
Для самостоятельного решения проблемы с утраченной книжкой вам нужно собрать документы, подтверждающие ваш трудовой стаж (см. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).
Как быть, если предприятие, на котором вы работали, закрылось? Прежде всего, убедитесь, что компания именно ликвидировалась, а не прошла процедуру реорганизации. В случае реорганизации в архиве предприятия хранятся необходимые документы фирмы-предшественницы.
А вот при ликвидации компании бывшему работнику придется направиться в госархив— там выдадут справку о том, где, когда и сколько проработал гражданин.
Важно! При массовой утере трудовых книжек — например, если компанию ограбили или произошел пожар, — для восстановления трудового стажа каждого работника формируется комиссия из членов профсоюза, представителей госорганов и работодателя.
А что делать, если у вас нет никаких документов, фиксирующих факт трудовой деятельности в конкретной организации? Тогда нужно идти в суд — на основе свидетельств ваших бывших коллег судья вынесет решение об установлении трудового стажа. Также восстановить трудовую книжку можно через Пенсионный фонд.
Пошаговую инструкцию по восстановлению стажа смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Восстановление трудовой книжки при утере — обращаемся к работодателю
Согласно п. 27 Правил ведения трудовых книжек (утв. приказом Минфина от 19.05.2021 № 320н) при потере трудовой книжки гражданин должен сразу же обратиться к работодателю по последнему месту работу — именно он обязан оформить дубликат документа, независимо от того, работает ли сейчас у него человек или же давно уволился (давность срока увольнения при этом не имеет значения).
Внимание! При увольнении проверяйте оставленную запись в трудовой книжке и наличие всех необходимых реквизитов —в противном случае трудовой стаж не будет учитываться.
Работодатель восстанавливает трудовую книжку после получения заявления от гражданина, оформляя дубликат. На процедуру восстановления компании дается 15 рабочих дней: гражданин предоставляет документы, подтверждающие трудовой стаж, а работодатель на их основе делает записи в дубликате трудовой книжки. Работодатель уполномочен попросить необходимые данные с предыдущих мест работы.
Сначала он вносит в дубликат запись об общем трудовом стаже суммарно до поступления к нему на работу (в графу 3 раздела со сведениями о работе). В этой записи он не указывает, у какого работодателя, в какие периоды и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки. Затем отражает по отдельности периоды работы, указывая даты приема и увольнения, наименование организации и другие сведения. Эти записи работодатель вносит на основании надлежаще оформленных документов, которые вы представили. В графе 4 приводятся наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены записи в дубликате (п. 29 Порядка ведения трудовых книжек).
Однако работодатель не может внести в дубликат данные о стаже, не подтвержденные документально. В таком случае занести полностью сведения в документ поможет Пенсионный фонд.
Как восстановить трудовую книжку через Пенсионный фонд?
ПФР хранит данные о трудовом стаже граждан. До 2002 года такая информация собиралась фондом на основе записей в трудовых книжках — работодателям рассылались запросы с требованием заполнить сведения о трудовом стаже застрахованного по форме СЗВ-К. С 2002 года сведения индивидуального пенсионного учета фонд предоставляет по форме СЗИ-5.
Чтобы сформировать дубликат трудовой книжки с помощью ПФР, нужно написать заявление об утере трудовой книжки и предоставить его в отделение фонда по месту жительства. В течение 10 дней Пенсионный фонд предоставит дубликат на основании собственных данных (постановление Правления ПФР РФ от 31.07.2006 № 192п).
Следует при этом учесть, что если вы работали на предприятии неофициально, то сведений о таком месте работы у Пенсионного фонда не будет. Помните об этом, когда соглашаетесь на неофициальное трудоустройство,— в стаж для расчета пенсии этот период времени не войдет.
Итоги
Советуем вам также ознакомиться со статьей «Инструкция по заполнению трудовых книжек».
Работник украл свою трудовую и кадровые документы. Писать заявление в полицию? Или понять и простить?
Пожалуй, у многих, если не у всех, бывали случаи, когда из организации сотрудник уходил «некрасиво». Вот это одна из них.
«Сотрудник (работник отдела бухгалтерии, знающий где что лежит и имеющий доступ к кадровым документам) украл свою трудовую. Вместе с экземпляром трудового договора работодателя. И личную карточку и копии паспорта и т.д. После кражи уволился, взяв больничный. Подскажите, пожалуйста, с точки зрения закона какие шаги предпринять работодателю? Факт кражи доказан (есть запись). Впервые в таким столкнулись».
Не очень понятно, расценивать ли как кражу тот факт, что он свою трудовую взял. Но само по себе действие неприятное, тем более, нет ясности, что он не взял что-то еще.
Причем, в комментариях ТС разъясняет, почему так случилось:
«Виноваты конечно обе стороны. Но если честно, человек не делал объем, на который брали. Ему сказали не раз, что либо подтягивается, либо переведем на работу попроще. Ну раз не тянет. И начались истерики и т.д. Есть письменное подтверждение что неоднократно просили человека быть внимательнее и т.д.».
Последней каплей, по словам ТС, стал строгий выговор.
Правда, кто мешал уволить раньше? Можно же было сказать «пиши по собственному?».
А вот что пишут в комментариях:
«Позвоните сотруднику, обозначьте, что у вас на руках запись камеры видеонаблюдения, свидетельствующая о краже, это статья УК. Обозначьте, что если в течение 1 рабочего дня все, что было украдено не вернётся обратно — вы пишете в полицию заявление о краже. Возбуждается уголовное дело. Я вас уверяю, документы вернутся в тот же день. Восстанавливать, тратить время, силы и нервы-зачем? Факт налицо».
Кто-то делится своим случаем:
«О, один в один наша история! Позвонили своему юристу, в тот же день вызвали полицию, акт составили. Через неделю пришла та сотрудница, написала объяснительную, все заявления и акты подписала, трудовую вернула. Она не прошла испытательный срок, была бухом по ЗП. И спрашивается, ради чего так было делать».
«Вам повезло, что видео есть. Я договорилась с предыдущим духом о встрече и передаче дел. Обговорили время, чтоб ей удобно было, я план передачи дел подготовила, чтоб оптимально все сделать. В итоге она сбежала со своей трудовой за 10 мин до моего прихода. По документам не уволена, тел не берет. В делах завал. Я отчёты делала, не оформлялась, директор подписывал. Акт составили. Могла же вернуться. И з/пл не получила. Вот ХЗ что у неё в голове. ».
«Изначально законом установлена обязанность работодателя выдать при увольнении работнику трудовую книжку. Если это не зафиксированно, то возникает материальная ответственность работодателя перед работником в размере среднего дневного заработка за каждый день задержки трудовой книжки работодателем. Проверьте изначально зафиксированный факт того,что работник расписался в журнале движения трудовых книжек о ее получении. Если нет,то уведомляйте о том,что вы приглашаете работника ее получить. Факт кражи можно зафиксировать через заявление в полицию (это может помочь потом в суде доказывать,что выдавать было нечего), а уведомление работника о необходимости явиться к работодателю для получения трудовой книжки снимает материальную ответственность работодателя. Не слушайте советы про „не парьтесь и забудьте“. Если работник повел себя таким образом, вероятность возникновения иска в рамках трудового спора стремится к 100%».
Поэтому, факт кражи есть, запись есть. Пора наведаться в полицию.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Как восстановить трудовую книжку работника
Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна:
Альтернативой является переход на ЭТК в установленном порядке.
Последствия утраты трудовой книжки
Трудовую книжку, как и любой бумажный документ, можно потерять или безвозвратно испортить. Это совсем не означает, что в такой ситуации работник утрачивает всю информацию о своем стаже. Законодательством регламентирована возможность выдачи дубликата, и в инструкции к заполнению указано, как восстановить записи в трудовой книжке при утере или порче. Восстановить этот важный документ вполне возможно. Другое дело, что иногда это довольно непросто.
Изначальный документ о стаже восстановлению не подлежит, но его владелец вправе получить дубликат, в который внесут все или почти все сведения, которые были в оригинале. Для тех, кто работает с 2000 года, вопрос, как восстановить стаж при утере трудовой книжки, не стоит — все сведения о нем сохраняются в Пенсионном фонде, где формируются сведения для назначения пенсии еще до введения электронных трудовых книжек (ЭТК). С введением ЭТК проблема восстановления данных теряет актуальность, но еще востребована среди тех, кто решил сохранить бумажные документы.
Законодательные нормы по восстановлению сведений о стаже
Возможность восстановления книжки определена правилами ее ведения и хранения, а вот порядок внесения сведений в дубликат и требования к его оформлению приведены в Инструкции по заполнению ТК, утвержденной новым приказом Минтруда. Этот нормативно-правовой акт является альфой и омегой как для кадровых работников и различных государственных органов, так и для человека, который не знает, что делать, если утеряна трудовая книжка, а нужно устраиваться на работу, — Трудовой кодекс РФ в этом случае никаких рекомендаций не дает.
Почему требуется восстанавливать ТК
Документ с записями о стаже гражданина хранится в организации, где он трудоустроен. На руках ТК по закону хранится только у безработного гражданина, которому придется восстанавливать ее самостоятельно в случае порчи или утраты. Хранить дома ТК вправе человек, работающий дистанционно, если он договорился об этом с руководством организации, которая находится в другом городе или даже регионе.
Что случается с этим документом? Его может:
Кроме того, документы пропадают или портятся в результате чрезвычайного происшествия массового характера. Эта ситуация отдельно регулируется законодательством, и восстановить ТК в такой ситуации чаще всего намного проще, чем в индивидуальном случае. В любом случае в законодательстве прямо сказано, обязательно ли восстанавливать трудовую книжку при утере — да, так как это главный документ для трудоустройства.
Действия работодателя при найме нового работника без ТК
На работу пришел устраиваться человек, у которого утеряна трудовая книжка, как восстановить которую, он не знает. Если работодатель не интересуется сведениями о его предыдущих местах работы, то он вправе не отправлять такого соискателя самостоятельно восстанавливать информацию, а принять его сразу с оформлением нового документа. Для этого соискателю придется написать заявление о том, что до этого ТК ему не заводилась. Восстановления в этом случае не произойдет. Фактически сведения о стаже понадобятся такому сотруднику в дальнейшем для оформления пенсии, и ему все равно придется самостоятельно делать себе дубликат и обращаться в Пенсионный фонд для восстановления стажа. В регламенте ПФР сказано, как восстановить трудовую книжку через Госуслуги — написать заявление о получении необходимых данных в личном кабинете на портале. Запрос направят для обработки в ПФР.
Если новый сотрудник все же принес ТК, но она оказалась испорчена, и вести ее дальше невозможно, то работодатель самостоятельно заведет дубликат, тем самым начав процедуру восстановления, и перенесёт в него все возможные сведения о работе из старой книжки.
Трудовая книжка утеряна работником
Когда человек трудоустроен, его кадровая документация хранится в организации, и за нее отвечает кадровик. Однако в силу норм статьи 62 ТК РФ гражданин вправе попросить выдать ему на руки трудовую книжку для оформления пенсии и обращения в Пенсионный фонд. Кроме того, иногда кадровые специалисты сами нарушают инструкции и выдают ТК на руки по личной просьбе для других дел, нарушая инструкцию. В таких ситуациях граждане теряют документы или приводят их в негодность. Вот алгоритм, что делать, если трудовая книжка испорчена или утеряна:
Самый важный момент в этом процессе — правильно оформить данное заявление. Никаких сложностей это не составляет, так как заявление пишется в произвольной текстовой форме на имя руководителя организации работодателя. Вот пример текста:
от машиниста 2-го разряда
Антропова Владислава Константиновича
Прошу оформить мне дубликат трудовой книжки в связи с ее утерей в установленные сроки.
15 сентября 2021 года
Подпись /В.К. Антропов/
Самая простая ситуация складывается в том случае, если такой сотрудник до устройства в компанию больше нигде не работал. В этом случае ему восстановят информацию и выдадут дубликат на основании тех оригинальных данных, которые есть в распоряжении отдела кадров. Тогда восстановление трудовой книжки происходит по следующему алгоритму:
Шаг 1. Человек оплачивает или приобретает самостоятельно чистый бланк (в случае если утеря произошла по его вине без участия работодателя).
Шаг 2. Отдел кадров заполняет бланк, на котором от руки или в виде штампа ставится слово «дубликат» в правом верхнем углу первой страницы. Данные гражданина вписываются в строгом соответствии с его паспортом, а данные о его специальности — на основании документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.). Даже если в старом бланке была исправлена фамилия на основании свидетельства о браке, то в новый документ вносится действующая фамилия, и никаких отметок о ее изменении не ставится.
Шаг 3. Отдел кадров вносит в новый бланк известные ему сведения о работе, включая постоянные переводы, и об увольнении гражданина. Эти записи делают на основании трудового договора, дополнительных соглашений к нему и информации, вписанной в личную карточку формы Т-2.
Шаг 4. Специалист-кадровик заполняет раздел о награждениях и поощрениях. Запись делают только на основании документов, хранящихся в организации (приказов, распоряжений и др.).
Шаг 5. Записи не заверяются печатью работодателя, пока гражданин продолжает работать в организации.
Если же в книжке, которая была утеряна или испорчена, были данные о стаже работы в других организациях, то восстановление трудовой книжки становится сложнее. Сведения о работе необходимо вносить в восстановленный бланк только на основании подтверждающих документов.
Если старый бланк не утерян, а только получил повреждения, но записи читаются, то его разрешается использовать как подтверждающий документ и записать срок стажа на основании прежней информации. Наименования старых организаций-работодателей в этом случае не указываются, а делается общая запись такого вида:
После этой записи вписывается название компании, в которой трудоустроен гражданин, и затем делаются все записи о его стаже в ней, как было разъяснено выше.
Кадровик обязан помочь своему сотруднику максимально восстановить информацию о стаже: сформировать запросы в организации, которые являлись предыдущими местами работы такого гражданина, с просьбой выслать необходимую информацию. Другая ситуация, что делать, если работодатель потерял трудовую книжку работника или она была утрачена в результате чрезвычайной ситуации. В этом случае работник не обязан писать заявление о ее восстановлении. Порядок действий по восстановлению и оформлению нового бланка в этом случае не отличается.
Восстановление трудовой книжки через Пенсионный фонд
Если организация, где трудился работник, была ликвидирована, а ему потребовалась информация о стаже работы для назначения пенсии, то встает закономерный вопрос, как восстановить записи через Пенсионный фонд, если утеряна трудовая книжка, так как в этом ведомстве хранятся сведения о стаже. Задача непростая, поскольку искать правопреемника ликвидированного юридического лица и ходить по различным архивам в поиске документов придется самостоятельно.
Пенсионный фонд России непосредственно в восстановлении утраченных сведений участия не принимает, он только подтверждает уплату пенсионных взносов и страховой стаж гражданина. Кроме того, если речь идет о назначении пенсии, а основное время работы пришлось на период после 2002 года (с которого граждане стали застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования), то и восстанавливать сам бланк с записями особого смысла не имеет. Пенсионный фонд сможет назначить пенсию и без нее, на основании собственных данных. Кстати, если человек интересуется, как восстановить трудовую книжку при утере через МФЦ, то у него это не получится. Через МФЦ разрешается обратиться в Пенсионный фонд за сведениями о стаже, дубликатов ТК в центрах «Мои документы» не выдают.