Украли деньги с карты втб что делать
Что делать, если мошенники украли деньги с банковской карты?
Случилась беда, мошенники добрались до вашей карты и сняли с неё деньги. Что делать? Сотрудник банка дал рекомендации по тому, как себя вести в таком случае.
Три шага, которые надо сделать как можно скорее:
2. Написать заявление в банк об опротестовании несанкционированной операции. Претензию надо успеть составить либо в тот же день, когда украли деньги, либо на следующий день, не позже!
Заявить о мошенничестве можно по телефону или в отделении — всё зависит от банка. Условия можно узнать у оператора колл-центра.
Эксперты рекомендуют писать заявление в банке, чтобы у владельца карты осталась на руках копия его обращения с отметкой сотрудника о приеме заявления. Если дело дойдет до суда, бумага точно не будет лишней.
3. Обратиться в полицию и написать заявление о мошеннических действиях.
Когда банк вернет деньги?
Кому банк точно вернет незаконно списанные с карты деньги?
Например, ему позвонили мошенники и, представившись сотрудниками банка, «выудили» логин и пароль для входа в интернет-банк или пароль, который пришел по СМС, CVC-код и пр. Или, например, клиент потерял карту, но не заблокировал ее и не оповестил об этом банк.
Также банк имеет право отказать клиенту, если он не успел подать в отведенные сроки заявление в банк о краже денег.
Важно: кредитная организация обязана возместить клиенту убытки в полном объеме, если она не сообщила ему о проведении операции.
Что делать, если банк отказался возвращать деньги?
Как защитить свою карту от мошенников?
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Что делать, если с карты украли деньги?
За последние пять лет доля безналичных платежей выросла в восемь раз, до 40%. Россияне только с недавнего времени начали привыкать к использованию банковских карт для оплаты всех доступных видов услуг. Однако, параллельно с ростом популярности безналичных расчетов, растет и количество способов кражи денежных средств с банковских карт.
Теперь мошенникам даже не обязательно знать пароль карты, для некоторых расчетов в интернете будет достаточно CVV-кода на обратной стороне «пластика». А если карта хотя бы один раз находилась в банкомате с установленным мошенниками скиммером (устройство, считывающее все данные о карте), то злоумышленник сможет без труда перечислить все денежные средства на свои счета.
Как обезопасить себя от мошенников, и что делать, если деньги с карты все же украли?
Как действовать в случае кражи средств с карты?
Согласно закону «О национальной платежной системе», пострадавший держатель карты должен в течение суток уведомить банк о несанкционированном переводе средств со счета. Поэтому, как только вы получили СМС-уведомление о транзакции, к которой не имеете никакого отношения, срочно позвоните в банк и сообщите о случившемся, а затем заблокируйте карту.
В тот же день необходимо отправиться в отделение кредитной организации и написать заявление об опротестовании несанкционированной операции. При этом не лишним будет составить заявление о краже и направить его в полицию.
Перед подачей обоих заявлений сделайте их копии, а в отделении полиции попросите выдать талон-уведомление, подтверждающий принятие вашего заявления и его регистрацию. Эти документы могут пригодиться, если дело дойдет до суда.
После приема заявления банк начнет проверку мошеннической транзакции. Организация сначала определит, где, во сколько и каким образом проводилась операция. А затем будет выяснять, воспользовался ли картой без вашего ведома кто-то из близких или же это действительно было мошенничество.
По закону, банк обязан вернуть украденные средства, если будет установлен факт мошенничества. Однако сроки возврата не регламентированы. Но при этом, организация обязана в течение 30 дней сообщить клиенту о результатах рассмотрения заявления (или в течение 60 дней, если перевод средств был трансграничным).
Стоит обратить внимание, если никакого уведомления от банка после несанкционированной операции не поступало, и вы сами заметили пропажу средств, то вы можете подать жалобу в банк (или заявление в суд). Тогда кредитная организация будет просто обязана полностью возместить потери клиента.
Помните, что банк обязан сообщать клиентам о совершении любых операций по карте, используя прописанный в договоре способ информирования (СМС-уведомления, электронная почта, интернет-банкинг и так далее).
Чтобы ускорить процесс проверки, попытайтесь собрать доказательства, подтверждающие вашу непричастность к исчезновению средств. Если стало известно, что деньги были сняты за границей, сделайте копии страниц загранпаспорта, что докажет ваше отсутствие в указанной стране. Также можете запросить распечатку телефонных звонков у мобильного оператора, где будет указано время СМС-уведомления о снятии денег и звонка в банк с просьбой о блокировке карты. Затем попробуйте собрать показания свидетелей (коллег по работе, друзей и прочих), которые подтвердят ваше конкретное местонахождение в момент преступления.
Что делать, если банк отказал в возврате средств?
Кредитная организация может отказать клиенту в возмещении ущерба в двух случаях:
Если вы не согласны с позицией кредитной организации, а уверены в собственной правоте, то единственным способом остается оспаривание решения банка в суде.
Составьте исковое заявление с собранными доказательствами вашей непричастности к пропаже средств с карты и подайте его в суд по месту жительства. Скорее всего, представители банка на первом же заседании попросят перенести разбирательство в суд по месту нахождения ответчика, ссылаясь на пункт договора с банком. Это решение будет играть не в пользу истца, поскольку в предложенном банком суде, юристы, вероятнее всего, будут чувствовать себя очень уверенно, ведь они знают местных судей.
Если суд удовлетворит просьбу ответчика и перенаправит дело, вы можете подать частную жалобу в городской суд со ссылками на следующие законные основания:
Вышеуказанные постановления подтверждают возможность проведения судопроизводства в суде по месту жительства или месту нахождения отделения организации ответчика. Вместе с тем можно оспорить указанное банком в договоре место судебных разбирательств в соответствии со пунктом 1 ст. 16 закона «О защите прав потребителей»:
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Таким образом, если законом установлено, что суд выбирается истцом, то положение договора с заранее определенным местом судебного разбирательства является недействительным.
Дальнейший успех дела зависит от профессионализма юриста, представляющего истца, и упорства заявителя.
Как защитить карту от злоумышленников?
Прикрывайте рукой клавиатуру при вводе ПИН-код в банкомате или терминалах в магазине.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Что делать, когда украли деньги с карты?
Кому банк вернет деньги?
Сразу оговоримся, что существует определенный механизм действий при обнаружении мошеннических операций. Человеку, ставшему жертвой злоумышленников, необходимо строго придерживаться этих правил. В противном случае по закону банк может отказаться от выполнения своих обязательств. Итак, вернуть пропавшие деньги можно при одновременном соблюдении двух условий:
Не лишним будет обращение в полицию по факту мошенничества и/или кражи. Хотя в законе это требование не отражено, на практике дело обстоит именно так: многие банки пытаются избежать выплат, возвращения средств клиенту, если нет постоянного давления со стороны правоохранительных органов и прессы.
Также при исчезновении денег с карты следует быть готовым к тому, что это вам придется доказывать, что вы не нарушали правил безопасности и не передавали ПИН-код и карту посторонним лицам.
Но не только у клиента есть обязательства перед банком. Согласно законодательству, банк обязан уведомлять держателя карты обо всех операциях по ней. Способ уведомления прописывается в договоре на оказание услуг, поэтому будет не лишним уточнить его. Обычно это SMS-сообщения или электронные письма. Если же деньги были списаны в результате мошеннических действий, а банк не сообщил о транзакции, то вы вправе требовать возмещения списанной суммы в полном объеме.
Как крадут средства?
Список мошеннических способов кражи денег не так уж и велик. Поэтому владельцам пластика следует знать, каким образом обычно воруют средства. Один из наиболее распространенных – психологический способ мошенничества. Злоумышленники втираются в доверие к человеку, представляясь сотрудниками банка или других организаций, выведывают конфиденциальную информацию, необходимую для совершения транзакции: ПИН-код, одноразовый код на операцию, паспортные данные. При этом нет необходимости даже использовать какие-то специальные технические средства.
Второй популярный метод – копирование данных с магнитной полосы карточки. Для этого применяются специальные компактные устройства – скиммеры. Они используются, когда хозяин пластика передает его третьему лицу, например, официанту в ресторане. Также устройства могут представлять собой целый комплекс из карт-холдера и накладки на клавиатуру или миниатюрной камеры, которые устанавливаются на банкоматы и терминалы. Мошенники делают скиммеры максимально похожими на детали банкомата и крепят их на двухсторонний скотч.
Стоит упомянуть и про мошенничество с бесконтактными средствами оплаты. С карты, оборудованной RFID-чипом, средства могут списываться автоматически, как только она оказывается в зоне действия POS-терминала. Происходит обмен данными между устройствами, денежные средства списываются со счета. Если сумма транзакции меньше 1000 рублей, подтверждения операции не требуется. На этом и основано мошенничество, когда злоумышленник использует высокомощные терминалы, способные контактировать с радиометками на расстоянии нескольких десятков сантиметров.
Законодательные аспекты
Вернуть украденные с карты средства удается далеко не всем и не всегда. Связано это с тем, что по законодательству не считается несанкционированной транзакция, при которой использовались платежные реквизиты и был введен правильный ПИН-код. Для системы банка такая операция выглядит вполне законной, что бы ни говорил владелец пластика.
Если вы потеряли карту, она была у вас похищена, сразу же заблокируйте ее, иначе все операции банк будет расценивать как законные. Это же относится и к мошенничеству с клонированием карточек. Поэтому при наличии малейшего подозрения на то, что банкомат может быть оборудован шпионской аппаратурой, не используйте его. В противном случае доказать свою правоту будет практически невозможно, а похищенные средства можно будет истребовать лишь с самих мошенников.
Как поступить, если украли деньги с карты?
В случае мошенничества действовать необходимо быстро и строго по законодательству. Отменить несанкционированные транзакции по карте после их совершения банк не может. Но чем быстрее вы отреагируете на мошенничество, предпримите соответствующие действия, тем выше вероятность, что деньги удастся вернуть.
Конечно, банки не хотят терять деньги, а потому случаи мошеннического списания средств с карты далеко не всегда решаются в пользу клиента. Но крупные организации дорожат своей репутацией, особенно если речь идет о привилегированных держателях. Так что в каждом конкретном случае исход обращения может быть различным.
Почему банк может отказать в удовлетворении требований клиента?
Происходит это чаще всего по одной причине – клиент нарушил рекомендуемые правила безопасного пользования карточкой: передал ее в чужие руки, сообщил кому-то ПИН-код, не уведомил банк об утере карточки и т.д. Банки чаще всего пытаются доказать виновность самого пострадавшего. Поэтому рекомендуется строго соблюдать правила пользования и быть готовым к обращению в суд и предоставлению доказательств своей невиновности.
Вторая распространенная причина отказа – нарушение сроков обращения по факту пропажи денег. Напомним, что он составляет не более 24 часов с момента совершения несанкционированной транзакции.
Следует подробно рассмотреть еще один момент, когда держатель банковской карты становится жертвой телефонных мошенников, которые представились сотрудниками банка. В договоре и правилах пользования картой прописано, что конфиденциальные данные (ПИН-код, логин и пароль для входа в онлайн-банкинг, одноразовые коды на совершение операций) нельзя передавать даже сотрудникам банка. Если денежные средства пропали из-за того, что клиент сам сообщил все сведения, будучи обманутым, банк не несет за это никакой ответственности. По закону требовать возмещения украденных средств можно лишь с самих мошенников после их поимки.
Как не дать мошенникам украсть денежные средства с банковских карточек?
Конечно, все вышеописанные действия в случае хищения средств с карточки обязательны и, как показывает практика, вполне действенны, но рассчитывать на стопроцентную снисходительность банка все же не следует. Рекомендуется самому проявлять внимательность и осторожность, чтобы не допустить пропажу денежных средств. В половине случаев мошенничества по карте основная вина лежит именно на владельце пластика.
Помните, что никакие инструменты защиты не дают абсолютной гарантии защиты. Если на карточке находятся крупные средства, лучше подстраховаться дополнительно. Сегодня многие банки предлагают услугу страхования банковской карты, которая предусматривает возврат средств в рамках страхового лимита (устанавливается при заключении соглашения), если деньги были похищены из-за утери, кражи, разбойного нападения и т.д. Имея страховку, компенсировать похищенные средства полностью или хотя бы частично достаточно просто. Однако банками устанавливаются ограничения на количество компенсационных выплат, которых не должно быть более трех за страховой период. Так что осторожность и в этом случае не будет лишней.
Еще один надежный способ защиты инструментов безналичной оплаты – специальные экранированные кошельки, бумажники и холдеры. Эти приспособления актуальны в первую очередь для бесконтактных карт, с которых можно списывать деньги, используя мощные POS-терминалы или красть данные с помощью грабберов. Внутри защищенных кошельков располагается экранирующий материал, работающий по принципу клетки Майкла Фарадея, что экранирует радиосигналы и не дает взаимодействовать с RFID-модулем.
Такие защитные аксессуары в ассортименте есть на сайте Оптекс. Предлагаем варианты для женщин, мужчин, для молодежи, для туристов, стильные подарки. Наша продукция не только стильная, красивая и актуальная, но и гарантированно защищает сохранность данных.
Суд, полиция или банк? Куда обращаться, если похитили деньги с карты
В России участились случаи воровства денег с банковских карт. Мошенники использую для этого популярные сервисы – «Авито», «Юла», «Бла-бла-кар» и другие. Bankiros.ru узнал у экспертов, как не лишиться кровно заработанных, и что делать, если такая ситуация все-таки произошла.
Вице-президент QBF Максим Федоров объяснил, что данные банковской карты – это доступ к банковскому счету клиента. При совершении покупок или операций онлайн, то есть без посещения банковского офиса, идентификация клиента происходит через ввод личных данных (номера, срока действия защитного кода, имени владельца карты), а подпись в доказательство сделки производится через указание кода – это цифровая электронная подпись клиента.
Эксперт уточнил, что списание денег со счета помимо воли клиента может произойти несколькими путями:
Как действовать, если деньги пропали?
По словам Федорова, дальнейшие действия, и во многом результат, зависят как раз от того, каким образом произошло списание.
«В первую очередь во всех случаях следует обратиться в банк с заявлением, который проведет проверку и установит степень вины владельца карты. Если выяснится, что клиент виноват (а это первые два случая из вышеуказанных), то в таком случае у финансово-кредитного учреждения отсутствует обязанность вернуть средства клиенту», – сказал собеседник Bankiros.ru.
Он пояснил, винить банк не стоит, ведь он выполнил свои функции надлежащим образом, провел платежи, получив корректные и верные данные клиента, которые он сам предоставил, либо способствовал этому.
Если деньги клиент перевел третьему лицу по ошибке, то шанс на их возврат есть, считает Федоров. Он советует потребовать у получателя возврата, а в случае отказа, можно обратиться в суд с заявлением о возврате неосновательного обогащения, указав ответчиком получателя средств.
«Если клиент докажет банку, что никаких действий не совершал, а деньги списаны несанкционированно, то банк вернет деньги», – сказал эксперт.
В какой срок вернут похищенные деньги?
По словам Федорова, каждый банк устанавливает свои сроки на рассмотрение подобных заявлений и на возврат – как правило, они не превышают месяца. Если же будут признаки преступления (мошенничества), то вопросом займутся правоохранительные органы. Вернет ли в данном случае деньги банк, зависит от обстоятельств перевода.
Нужно ли обращаться в полицию?
Директор центра противодействия мошенничеству АО НИП «Информзащита» Игорь Шульга отвечает на этот вопрос положительно.
Он предупредил о важном нюансе: заявление нужно подавать через дежурное окошко и получить в ответ квитанцию-талон КУСП (Книга учета сообщений о происшествиях).
По его словам, банк, скорее всего, откажет в заявлении, что будет верно, так как это будет соответствовать договору и правилам пользования картой, которые клиент подписал и принял. В этом случае нужно написать еще одно заявление в банк с приложением КУСП. Параллельно необходимо обратиться в Центральный банк России и сообщить о том, что согласно 161-ФЗ банк обязан был, но не предпринял действий по выявлению и блокированию подозрительной операции по его карте, так как никаких уведомлений или звонков от банка на их подтверждение клиент не получал.
Если от ЦБ придет ответ с регистрационным номером, то его нужно указать в повторном заявлении в банк.
«Если отказ, то подаем заявление в суд на нарушение банком 161-фз и сопутствующих ФЗ», – сказал Шульга.
Может ли помочь прокуратура?
Шульга предупредил, что в прокуратуру можно подать только на бездействие следователя. В любом случае потерпевшему нужно приготовиться к тому, что сроки таких разборок могут затянуться значительно, если включается суд.
«Возможно банк, увидев обращение в ЦБ и полицию, как-то и смягчит свою позицию и пойдет на встречу. Однако если банк крупный, то шансов мало, так как сотрудники претензионного отдела свой хлеб не зря едят, им незачем свои KPI занижать и расходы банка увеличивать», – отметил Шульга.
Как не стать жертвой мошенников?
Чтобы подобных ситуаций не случалось, следует знать и четко соблюдать правила безопасного использования карт, которые есть на всех официальных сайтах банков, советует Федоров. Также, по его словам, не лишним будет установить дополнительные факторы защиты от мошенников: ежедневные лимиты на списание денег, например, или воспользоваться страхованием денежных средств на банковских картах.
«Такую услугу предлагает большинство финансово-кредитных учреждений. Но в случае нарушения правил пользования картой клиентом и его вины, даже при наличии страховки, в выплате возмещения будет отказано», – предупредил собеседник Bankiros.ru.
В качестве защиты от мошенников Шульга посоветовал пользоваться специальными виртуальными картами или просто отдельной картой, на которые переводить только необходимую сумму на одну покупку.
Ранее Bankiros.ru рассказывал, как житель Нижнего Новгорода лишился более 70 тысяч рублей, оплатив поездку на ресурсе «Бла-бла-кар».
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Ответственности не несет: почему банк не вернет украденные с карты деньги
МОСКВА, 1 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. В первом полугодии 2017-го мошенники похитили с кредитных карт россиян почти втрое меньше денег, чем за аналогичный период прошлого года, отчитались в ЦБ. Там уточнили, что за 2016 год сумма таких хищений составила около миллиарда рублей.
Банки противодействуют киберпреступникам все более эффективно, указывает регулятор. Впрочем, как отмечают эксперты, львиная доля хищений с карт россиян осуществляется методами социальной инженерии, поскольку они не требуют ни дорогостоящего оборудования, ни сложного программного обеспечения. Можно ли в таком случае потребовать от банка вернуть украденные средства? Банки заявляют: платить за чужие ошибки они не намерены. Подробнее — в материале РИА Новости.
Авито, автомобили и социальные сети
Социальной инженерией специалисты называют разнообразные мошеннические схемы, в основе которых лежит получение персональной конфиденциальной информации держателя карты: пароль, CVC-код, одноразовый смс-код для подтверждения операции или же логин и пароль для входа в интернет-банк.
Как правило, мошенники предпочитают общаться по телефону. Представляются чаще всего сотрудниками банка. Простор для деятельности злоумышленникам дают и популярные площадки купли-продажи вроде «Авито».
На сайтах объявлений нередки случаи: сначала человеку звонит пседопокупатель, а сразу после этого — якобы «его банк», который «хочет уточнить информацию» по карте. Сбитый с толку пользователь называет мошенникам нужные данные, после чего происходит списание денег», — говорит Раиль Гизятов, ведущий юрист Европейской юридической службы.
Не менее распространенный способ — СМС-мошенничество, где владельцу карты сообщают о якобы выигрыше автомобиля или о том, что его выбрали победителем какой-либо лотереи. После звонка преступники действуют по отработанной схеме — выуживают данные кредитной карты.
Методы социальной инженерии направлены и на пользователей соцсетей — им приходят рассылки якобы от администрации этих ресурсов с просьбой авторизоваться и подтвердить свои данные. Такие ссылки ведут на фишинговые сайты, маскирующиеся под страницы соцсетей, главная задача которых все та же — получить данные банковских карт.
Вернуть не получится
Банкиры уверяют: деньги клиентам они вернут лишь в том, случае, если человек докажет свою непричастность к мошеннической операции. Но в большинстве случаев человек сам оказывается виноват в том, что случайно сообщил данные мошенникам. А значит, банк разведет руками.
«Если клиент самолично передал мошенникам конфиденциальную информацию (в том числе одноразовые коды из СМС), которая была использована для совершения мошеннических операций, то владелец карты/счета самостоятельно несет ответственность, и банк средства не возмещает», — говорит — Алексей Голенищев, директор по мониторингу электронного бизнеса Альфа-банка.
Юристы подтверждают: главное основание, на которое ориентируется банк, — это договор, который подписывает держатель банковской карты. Там четко прописано, что он не имеет права передавать кому-либо данные по своей карте. Если договор нарушен, банк снимает с себя всякую ответственность за последствия.
Чарджбек по горячим следам
Впрочем, если вовремя сообразить, что вас «развели», шанс вернуть деньги по горячим следам все же есть, это схема чарджбек (сhargeback), которую предоставляют платежные системы Visa и Mastercard. Как правило, деньги не списываются со счета сразу — для проведения транзакции требуется от нескольких часов до суток.
«Если человек понял, что стал жертвой сомнительной операции, нужно написать заявление в банк о том, чтобы ее приостановили. Но это допустимо в том случае, когда деньги еще не списаны со счета», — говорит адвокат Гизятов.
В первую очередь нужно заблокировать карту, а затем написать заявление на чарджбек непосредственно в офисе банка, выпустившего карту. Главное здесь — не потерять время, быстрее ехать в офис и писать заявление о приостановке сомнительной операции.
Позже к заявлению нужно приложить подтверждающие документы — обращение в полицию о похищении денежных средств и, например, СМС-переписку с мошенниками.
Шансы на возврат денег в этом случае выше, но сработает это лишь в том случае, если деньги со счета не списываются моментально, как это часто происходит через интернет-банк.
«Если деньги уже списались и заявление подано, банк может отказать в возврате со ссылкой на то, что эта операция уже исполнена и, по сути, возвращать средства неоткуда», — поясняет Гизятов.
Чарджбек — сложная и длительная процедура, строго регламентированная Правилами Международных платежных систем, предупреждают в Альфа-банке. Но она предусматривает много условий и ситуаций, при которых банк, выпустивший карту, может оспорить операцию и возместить средства клиенту.
«Например, с помощью чарджбека можно вернуть деньги в случае совершения операций в интернете, если банк, обслуживающий этот магазин, не требует ввода одноразового пароля для подтверждения операций (технология 3D Secure)», — объясняет Голенищев.
Когда возвращают
Разумеется, есть изощренные методы хищения, например кибератаки, направленные на банковские системы и взлом счетов. Банки в подобном случае встают на сторону клиентов, чьи счета опустошили мошенники.
«Поскольку в таких случаях взламывают счета сразу нескольких клиентов, служба безопасности банка сама выявляет случившееся, устанавливает непричастность владельцев карт и им возвращают деньги», — отмечает Топорнина. При этом, как отмечает юрист, доля таких хищений в общем объеме достаточно невелика — всего около 10%, так как это сложно и дорого в техническом плане.