Украл у родителей деньги что делать
Ребенок украл деньги: 9 вещей, которые стоит сделать родителям
Ребенок украл деньги. Вытащил из вашего кошелька или тумбочки, был уличен, и теперь ни вы, ни он не знаете, что с этим делать. Это полный педагогический провал родителей или первый звоночек об уголовном будущем отпрыска?
Ни то, ни другое. Это просто ситуация, «рабочий момент», который случается во многих семьях. По понятным причинам такое поведение детей мало кто афиширует за пределами дома. Чтобы не перестали пускать в гости и не начали пересчитывать ложки после визита. Финтолк расскажет о девяти вещах, которые стоит сделать родителям, поймавшим ребенка на краже денег.
1. Успокоиться
В любой непонятной ситуации — успокойтесь. Это золотое правило, которым нужно пользоваться при любых происшествиях в семье. Понятно, что успокоиться не хочется. А хочется отругать / выпороть / поставить в угол / рассказать о суровых тюремных буднях (которые мелкого воришку ждут в будущем). А еще пожаловаться мужу/жене, упомянув, что это именно его/ее воспитание довело ребенка до криминала. Сгоряча вы только усугубите ситуацию, потом придется разруливать не только кражу, но и нанесение легких телесных.
Если речь о подростке, то в ответ на ваши обвинения он непременно выкатит свои — устанете уворачиваться. А потом еще, вполне возможно, уйдет из дома, хлопнув дверью.
Чтобы успокоиться в такой непростой и травмирующей ситуации, постарайтесь отвлечься. Если сына или дочь не везут на допрос по обвинению в финансовом преступлении прямо сейчас, то разборки вполне подождут до завтра. Ну или хотя бы до тех пор, пока вы сможете дышать не через раз и разговаривать спокойным тоном.
2. Разобраться в ситуации
Вообразите себя детективом: вам предстоит разгадать очень запутанную историю. И желательно, чтобы в процессе никто не пострадал. Для начала нужно удостовериться, что кража точно была — если стопроцентных доказательств нет, то, возможно, кто-то что-то не так понял.
Обвинив невиновного ребенка, вы потеряете гораздо больше своего авторитета, чем если оставите кражу безнаказанной. Так что поосторожнее с обвинениями. Сначала несколько раз перепроверьте: может быть, вы потратили деньги и забыли, куда-то их переложили или их забрал другой взрослый член семьи и не предупредил вас. После этого можете спросить ребенка:
«У меня в кошельке вчера было 2 000 рублей, а сегодня осталось только 1 500, ты не знаешь, куда делись еще 500 рублей?»
По реакции ребенка, скорее всего, будет видно, знает он или нет. Но не каждый поспешит признаться в содеянном. Многие дети предпочтут дождаться, пока вы отвлечетесь, и незаметно подложат купюру обратно. Как будто так и было.
Другие денег не вернут (особенно если они их потратили) и будут стоять до последнего: не брал, не видел, не знаю, чего ты ко мне цепляешься. Если детей в семье больше одного, возможен «перевод стрелок» на братьев и сестер. Но зато братья и сестры обычно знают друг о друге больше, чем взрослые, и могут стать свидетелями — как обвинения, так и защиты.
3. Понять причину
Расследование окончено, и вы убедились, что ребенок деньги все-таки взял. Дальше что?
Дальше важно понять, почему он это сделал. Возможно, ему просто захотелось что-то купить — и это не худший вариант. Хуже, если ребенок украл деньги, чтобы отдать их вымогателям, или попал в какую-то другую опасную ситуацию.
Может быть, он не рассказал вам об этом и не попросил помощи, чтобы не беспокоить вас. Подумал, что взять деньги без спроса и решить проблему самостоятельно будет наименьшим из зол.
Маленькие дети могут стащить деньги просто потому, что не понимают, что они чужие: монеты и купюры лежат дома, на виду. Их берет тот, кому они нужны, — и тратит. Вот и ребенок поступил так же. Подростки уже наверняка понимают, что делают что-то не то, когда присваивают часть семейного бюджета. И нужно разобраться, какой мотив их к этому побудил.
4. Обсудить
Выяснить причину поступка можно только в диалоге. Обсудите с ребенком, что толкнуло его на такой шаг. Если он не может сформулировать ответ — предложите свои варианты:
Ты очень хотел купить эту игрушку / чипсы / п одарок другу?
Тебе не хватает денег, которые мы тебе даем?
Кто-то попросил/заставил тебя взять эти деньги и отдать ему?
Объясните, что если возникают опасные ситуации, не нужно стесняться и скрывать это от вас. Вместе вы быстрее справитесь с проблемой. А если ребенок просто пошел на поводу у своих хотелок, то расскажите ему, почему это путь в никуда. Приведите примеры людей из вашего окружения, которые так же шли по легкому пути и в итоге не состоялись в жизни, а возможно, даже попали в тюрьму.
Иногда дети пользуются родительскими кредитками для оплаты разных бонусов в онлайн-играх. При этом они понимают, что такой платеж легко отследить и вы рано или поздно заметите списания. Если желание играть сильнее чувства самосохранения, то, возможно, у ребенка игровая зависимость. Справиться с ней самостоятельно очень сложно: даже если вы выкинете компьютер в окно, геймер найдет возможность играть у друзей. Только вы его будете видеть все реже и реже.
Объясните ребенку, что воровство — это уголовное преступление, и если бы он взял деньги не у вас, а у постороннего человека, то имел бы серьезные проблемы с законом.
5. Помочь искупить вину
Результатом вашей беседы в идеале станет полное осознание ребенком своей ошибки. Но спускать это просто так не стоит, чтобы поведение не закрепилось. Все деньги, которые еще не потрачены, должны быть возвращены. Если сумма уже ушла в неизвестном направлении, то надо определить — какая. Эту сумму ребенок должен каким-то образом возместить.
Например, если вы даете сыну или дочери карманные деньги, то вычитайте половину каждый раз, пока долг не будет погашен. Так ребенок быстрее и яснее осознает: взял чужое — это нужно вернуть.
Если в планах была покупка чего-то дорогого для ребенка: нового телефона, компьютера, велосипеда, — то сумму покупки можно урезать на сумму долга. Будет телефон попроще или подержанный велосипед.
6. Выработать правила
Составьте правила обращения с семейными деньгами. Кто, на какие нужды и в каком размере может брать деньги из условной «тумбочки».
Если до этого случая у ребенка не было своих денег, то, возможно, вы решите их ему давать. В таком случае определите комфортную для всех сумму и регулярность дотаций. И соблюдайте график.
7. Избавить от искушения
Даже если ребенок раскаялся и пообещал больше никогда не брать денег без спроса, не стоит его лишний раз провоцировать. Уберите карты и наличку из общего доступа. Если посылаете ребенка в магазин — сверяйте сдачу по чеку. Не бросайте свой кошелек где попало. Контролируйте по максимуму, хотя бы первое время.
8. Предложить альтернативу
Чтобы у ребенка не возникало желание утащить деньги из вашего кошелька, предложите ему легальный способ заработка.
Некоторые родители платят фиксированную сумму за хорошие оценки в школе: за все или только по определенным предметам. Другие «нанимают» детей на работу по хозяйству: прополоть огород, перекопать грядки, покрасить сарай.
Еще вариант: предложить ребенку продать ненужные вещи на «Авито», только список вещей согласуйте заранее. Договоритесь, как будете делить деньги: пополам или в другой пропорции.
Преимущество заработка перед карманными деньгами в том, что его величину ребенок определяет сам. К тому же в его голове закрепляется понимание: больше поработал — больше получил.
9. Забыть
Если вы все сделали правильно, то ситуация больше не повторится. Не стоит вспоминать о ней вслух больше никогда.
Например, обсуждая с ребенком его новые проступки, использовать напоминание как аргумент в споре:
«А помнишь, ты у меня деньги воровал? Тоже говорил, что не виноват!»
Или на семейных посиделках рассказывать всем родственникам:
«Что там ваша Саша! Вот наша Маша в детстве воришкой была!»
Учите своих детей не только честности, но и уважению к чувствам других людей. Не превращайте их прошлые провинности в вечный повод для манипуляций.
Что делать, если ваш ребенок ворует: советы социального работника
20 февраля 2021 года
Обнаружить, что ребенок ворует, — тяжелое испытание для любого родителя. Часто взрослые не понимают, как правильно вести себя в такой ситуации: ругать юного правонарушителя, наказывать или вести к психологу. Разобраться поможет специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.
«Зачастую причины детского воровства лежат значительно глубже того, что приходит на ум родителям. Но это не нехватка конфет или игрушек, а одиночество и тревога ребенка», — отмечает специалист.
Типичные причины детского воровства:
Правила, которые помогут родителям разобраться в ситуации:
— Никогда не ругайте ребенка при посторонних людях, тем более если они потерпевшие. Спокойно поговорите со своим чадом отдельно. Объясните, почему его поступок вас расстраивает, какие последствия он за собой несет.
— Не стремитесь искусственно вызвать у ребенка чувство вины за совершенный поступок, не допускайте оскорблений и повышения голоса. Разговаривайте, объясняйте простым языком недопустимость воровства в вашей семье и в обществе. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда забирают твои вещи. Только искреннее раскаяние поможет справиться с желанием украсть.
— Поговорите с ребенком о его отношениях со сверстниками. Косвенной причиной детского воровства может быть желание добиться признания и уважения у друзей и одноклассников. В этом случае на ворованные деньги ребенок покупает сладости, игрушки, оплачивает групповые походы в кино и кафе, надеясь купить любовь ровесников и быть принятым в группу.
— Не угрожайте ребенку потерей вашей любви. Осуждайте поступок, но не личность ребенка. Вера в безусловную любовь родителя — это то, что поможет исправить много совершенных ошибок. Не забудьте сказать провинившемуся ребенку: я тебя люблю, но твой поступок мне неприятен.
— Если вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, — не оставляйте все как есть в надежде, что время все исправит. Отведите ребенка к специалисту — детскому или семейному психологу. Для этого вы можете обратиться в столичный семейный центр. Там можно получить помощь психологов и педагогов, правовую и экономическую поддержку, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Кража денег: возможная ответственность
Кражей считается именно тайное хищение чужого имущества. Присвоение чужой собственности происходит тайно, если:
Окончанием преступления считается факт завладения чужими деньгами. Никакого значения не имеет, успел ли злоумышленник воспользоваться украденным по своему усмотрению.
Тайное хищение денежных средств: что делать?
Денежные кражи многообразны, наиболее популярным преступлением является хищение денег из кармана, кошелька, сумки. Какова реакция на кражу у большинства граждан? Паника из-за незнания, что делать.
Мы рекомендуем не отчаиваться, охладить эмоции и вспомнить возможный момент совершения кражи.
Даже при совершении онлайн-покупок или расчетах банковскими картами никто не застрахован от мошеннических действий.
Куда обращаться, если украли деньги? В первую очередь, необходимо обратиться:
Потерпевший может запросить у налоговой инспекции информацию о счетах виновного лица. Федеральная налоговая служба отказать не может. После получения информации потерпевший вправе, не обращаясь к приставам, предъявить исполнительный лист банку, обслуживающему счета вора, подав заявление об их аресте, удержании сумм по исполнительному документу.
Ответственность за мелкое хищение
Наступление уголовной ответственности прямо зависит от причиненного ущерба.
Ч.1 ст. 158 УК РФ квалифицирует кражу как преступление при сумме хищения не менее 1 тыс. руб.
Если произошло хищение суммы или товара стоимостью до 1 тыс. руб., кража считается мелкой. Такое деяние представляет менее высокую степень общественной опасности, а отношения регулируются Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Чтобы квалифицировать деяния, как мелкое хищение, необходимы следующие условия:
Что делать, если друг украл деньги?
Если самостоятельные поиски денег не увенчались удачей, не стоит медлить с обращением в полицию, вызовом сотрудников на место происшествия. По уголовному закону кража является уголовно наказуемым деянием, за которое последует штраф или лишение свободы на определенный срок.
Потерпевший должен передать заявление полиции или помочь составить полный список свидетелей.
Когда отношения с людьми строятся на доверии, доказывать кражу в правовых рамках сложно, поскольку вы не можете представить объективных доказательств. А вот если деньги хранились в упаковке или таре, и на ней остались отпечатки пальцев, тогда у вас есть шанс. Вы можете хранить переписанные номера купюр, которые полиция могла бы обнаружить хотя бы частично. Однако, если вы деньги хранили на открытом месте, в шкафу среди вещей, свидетелей тому, что вы их туда положили, вряд ли найдете.
В любом случае необходимо обратиться в полицию с заявлением о краже, которое сотрудники правоохранительного органа регистрируют в книге учета сообщений о преступлениях.
Полиция организует проверку, осмотр места происшествия, опрос проживающих в квартире и т.п. После этого принимается решение о возбуждении уголовного дела или отказе в его возбуждении, а его копию вам обязательно выдадут. Если вы не согласны с решением, можете обжаловать его в прокуратуре или суде.
Как доказать кражу денег?
Для доказательства совершения кражи необходимо точно знать, как и сколько было украдено, какого номинала были купюры. Деньги могут похищать из кошелька, кармана, украсть вместе с кошельком. Если хищение совершено при расчете на кассе в супермаркете, высока вероятность того, что имеется видеофиксация события.
Важно вспомнить, где могла произойти кража, где были вы в этот момент?
Если деньги украдены из квартиры, такое квалифицирующее обстоятельство, как проникновение в жилище, строго наказывается уголовным законом. Факт доказывается уликами, оставленными злоумышленниками. Вы можете воспользоваться показаниями близких людей, которые живут с вами и могут подтвердить, что в квартире лежали деньги.
Необходимо помнить, какую сумму и в каких купюрах вы храните дома. Если воры оставили в вашей квартире улики, обязательно укажите на них дознавателю. Внимательно осмотрите дверь, окна. Возможно, преступники проникли внутрь через окна и оставили следы или открывали дверь отмычкой, осмотрите дверь на предмет деформации ее поверхности. При обнаружении улик постарайтесь сохранить все следы в первоначальном виде.
Доказательствами кражи являются различного рода следы: от обуви, отпечатки, прочие. Если кража произошла в общественном транспорте, достаточным следом является волос преступника. Если другие люди заметили деяние злоумышленника, они станут свидетелями преступления. Изобличать преступников часто помогают скрытые камеры, установленные на автомобилях, улицах, подъездах, магазинах.
Если вас обвиняют в краже денег, которую вы не совершали
В ситуации, когда вас обвиняют в денежной краже, которую вы не совершали, необходимо настаивать до последнего на собственной невиновности. Сторона обвинения должна подать заявление в полицию. Вы вправе написать на него встречное заявление, обвиняя в умышленной клевете. Если вам удастся доказать вину обидчика, его ожидает наказание:
Ложным доносом считаются не соответствующие действительности, заведомо ложные заявления или сообщения должностным лицам, в чью компетенцию входят уголовно-процессуальные действия. Отягчающими такое преступление обстоятельствами являются сфальсифицированные и искусственно созданные для обвинения доказательства, корыстные мотивы, иное.
Ложное обвинение влечет серьезное наказание, поэтому, если доказательств у обидчика не имеется, он не станет подавать заявление в полицию.
На предприятиях нередко применяют нестандартные методы решения проблемы воровства. Например, работодатель нанимает полиграфолога для выяснения, кто из персонала украл деньги. Данная проверка проводится только с согласия подозреваемого. Но официальным доказательством ответы полиграфа не являются, поскольку высока вероятность ошибки из-за чрезмерного волнения или эмоций испытуемого. Для проверки на полиграфе не допускаются лица:
Ответственность за воровство по ст. 158 УК РФ
Понятие этого преступления дано в ст. 158 Уголовного кодекса РФ. Наказание зависит от стоимости украденного, способа совершения злодеяния. Многое зависит от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств, отсутствия или наличия квалифицирующих обстоятельств.
Если говорить об исполнении решения суда по гражданскому иску о компенсации материального и морального вреда, то зачастую у преступников отсутствует доход и имущество. Если отбывающее в исправительном учреждении лицо трудоустроено, на весь его доход может быть обращено взыскание. Но если осужденный не трудоустроен, потерпевшему остается надеяться на то, что у виновного лица появится доход.
Уголовное наказание за простую кражу может представлять собой:
Отягчающие обстоятельства увеличивают меру наказания: штраф может дойти до 1 млн руб., а тюремное заключение составить срок до 10 лет.
Срок давности – промежуток времени, в течение которого злоумышленник может быть привлечен к уголовной ответственности, зависит от тяжести преступления. За преступление небольшой тяжести он составляет 2 года. По истечении этого срока подозреваемое лицо не может быть наказано. Если преступление квалифицировано как уголовно наказуемое деяние со средней степенью тяжести, совершившее его лицо привлекается к ответственности в течение 6 лет.
Срок давности при обычной краже составляет 2 года, при краже по ч. 2 ст. 158 УК РФ – 6 лет, за крупный и особо крупный размер хищения – 10 лет.
Расследование кражи – многоэтапный процесс. Сначала необходимо подать заявление о преступлении, содействовать сбору доказательств, улик, при необходимости провести инвентаризацию. Затем составляется план по поиску подозреваемых, начинается розыск. После задержания подозреваемого проводится допрос с обыском, опрос свидетелей и потерпевших, осмотр места происшествия. Экспертным путем определяется способ совершения кражи, применение подручных инструментов. При раскрытии кражи преступники привлекаются по ст. 158 УК РФ.
Что делать если ребенок ворует деньги: советы психолога
Правила поведения, требования культуры и этические нормы осваиваются детьми не один год. Этот длительный и трудоемкий процесс входит в понятие социализации. Вранье и воровство, как ни странно, свидетельства этого процесса. Тогда что делать, если ребенок ворует?
Освоение социального опыта и традиций предыдущих поколений, а заодно и Уголовного кодекса требует от малыша волевых усилий, а от воспитателей – своевременных и доступных разъяснений и комментариев.
Из этой статьи вы узнаете
Почему дети нарушают правила
Чтобы разобраться, почему дети воруют, нужно углубиться в тайны возрастной психологии. О том, что брать чужое без разрешения – плохо, мы говорим крохам вместе с их первыми шагами. И все же в жизни почти каждой семьи наступает момент, когда правило не срабатывает, и ребенок ворует деньги у родителей или шоколадки в магазине.
Родительская паника или педагогическая хитрость
Если в годик–два малыш хватает чужое просто потому, что еще не усвоил правило, то в 8 лет украсть что-нибудь у старших ребенок может и на спор – в пылу дворовой игры, в порыве гнева. Да еще и станет врать и изворачиваться.
Вместо необходимой хитрости родители обычно нападают на сына или дочь с порицанием и поучительными беседами. А нужно действовать издалека и применять более понятные ребенку методы. Например, если юный воришка повадился украдкой таскать еду из холодильника, достаточно отшутиться.
Зачем они крадут еду? В возрасте около 10 лет у ребенка меняется режим дня. Внутренние, биологические часы перенастраиваются на взрослый тип питания.
Возможно, теперь привычное время детского обеда или ужина не совпадает с внутренним распорядком. Подумайте об организации перекусов, в том числе незадолго до сна. А в холодильнике к продуктам прикрепите забавные стикеры с надписями вроде: «Этот йогурт мечтает дожить до утра» или «А ты спросил у мамы?»
Кража: дурная привычка или игра
Дети постоянно изучают мир. Они играют, подчиняясь правилам игры, и подражают взрослым. Все, что касается взаимоотношений между людьми, правил, норм, законов, назовем социальными стимулами. В зависимости от возраста психика реагирует на них по-разному.
В раннем детстве мнение взрослого воспринимается как норма безопасности. К начальной школе учитель и члены семьи набирают максимальный авторитет. В 5–9 лет дети очень чтут любые навязанные законы. А к подростковому возрасту (10–13 лет) эти тенденции начинают ослабевать и бороться с дурными привычками становится сложнее.
Сначала манипуляции с предметами (и деньгами) – сама по себе игра. Постепенно предметы обретают собственную ценность. Ребенок ранжирует их по только ему известной системе. Например, гладкий морской камешек может оказаться в глазах дошколенка дороже, чем тысячная купюра. Социальный стимул еще не добрался до глубин детского сознания и не вкрутил в него цифры и знаки из мира взрослых.
Закон замещения поведения: как поступить. Прежде чем грозить ребенку расправой, постарайтесь разобраться в мотивах. Не сам поступок имеет значение, а его мотивы. Если поступок просто пресечь, не искоренив причину, то взамен появится нечто новое, еще не наказанное.
Из лучших побуждений
По мере формирования системы ценностей ребенок начинает оценивать предметы по их денежной стоимости или значимости. Если в семье дошкольника принято мерить все деньгами, финансы возведены в ранг ценности, а родители остро переживают их нехватку, то почему бы чаду не украсть пару купюр из кошелька более успешной Ваниной мамы или десяток конфет в магазине? Из лучших ведь побуждений – для поправки семейного бюджета!
Как поговорить о воровстве: по следам Робина Гуда. История, которая в Европе считается героической, в России трансформировалась в сказку из разряда «Как не надо делать». Прочитайте и обсудите вместе! Нужно расценить поступки героев с точки зрения уже знакомых ребенку правил. Красть у богатых, чтобы помочь бедным, или у бедных, чтобы обогатить богатых, – равные перед законом преступления.
Самые распространенные мотивы малышей:
Месть и зависть
Именно выясненные мотивы расскажут родителям о том, как отучить ребенка воровать. Дети от 3 до 6 лет часто стремятся взять чужое, чтобы наказать, отомстить, проучить. Это тоже можно считать частью игрового процесса. И в нем отражается воспитательный стиль.
Присмотритесь к себе. Не копирует ли малыш ваше собственное поведение? Если он сам ежедневно в качестве наказания лишается неких вещей (игрушек, гаджетов), то как еще ему наказывать провинившихся друзей?
Другой мотив дошкольного возраста и младших школьников – зависть.
Разделение окружающих предметов на абстрактное «твое», «мое», «их» не вписывается в детское понимание материального равновесия. Ослабленная или завышенная самооценка, несформированная уверенность в себе или родителях могут стоять у истоков проблемы. Взять чужую вещь – значит уравнять возможности.
Как поступить с местью. Дошколята и младшие школьники восприимчивы к семейным правилам, к морали. Побеседуйте о том, что такое сила и слабость, что физически крепкие не всегда сильны умом, а богатые бывают черствы душой. Приведите сказочные примеры завистников, лгунов и воришек. Постарайтесь объяснить ребенку: «месть, зависть и лень присущи лишь слабым» – и противопоставить: «а ты у нас такой сильный, умный и рассудительный».
Давняя мечта
Желание владеть вещью или денежной суммой для ее приобретения толкает воришку на крупную кражу. Двухлетние дети открыто утаскивают чужие вещи домой или в руки маме. Уместная рекомендация здесь одна – доброжелательность, улыбка и извинения перед потерпевшей стороной.
У дошколят ворованное оказывается уже более скрыто и порой не сразу обнаруживается родителями. В этом случае лучше маме или папе самостоятельно вернуть украденное владельцу, а с дочкой или сыночком заняться чтением и разбором сказок и характеров персонажей (очень рекомендуем «Маугли»).
С подростками сказкотерапия и намеки не работают. Борьбу лучше вести открыто, но доверительно. От руки несовершеннолетнего вора обычно страдает родительский кошелек или невнимательный продавец супермаркета.
Если тинейджер не слишком сообразителен и несдержан, то исчезнут сразу все деньги. Если приловчился и набрался хитрости и терпеливости, то взрослые могут долго не замечать исчезновения мелких сумм.
Зато краденый предмет мама и папа уж точно заметят. Как реагировать? Забирать? Ругать? Лишать прогулок? Жаловаться в полицию? Нет, нет и нет. Имейте терпение и заставьте себя действовать по плану и разговаривать доброжелательно. Объяснение должно быть аргументированным и задействовать ценности подростка.
Возвращаемся к прописной педагогической истине – работать с мотивами! Если инцидент с кражей и ложью случился впервые, не стоит клеймить виновника позором. Кстати, оплачивать украденное он уже вполне может сам: с 14 лет подростков трудоустраивают официально. А в случаях, требующих вмешательства правоохранителей, обязательно напишите заявление.
Как вести себя маме. Важно проследить, на что ребенок тратит деньги. Не попал ли он в дурную компанию или опасную ситуацию. Может, его шантажируют или обманывают. Не действуйте сгоряча. Будьте максимально последовательны.
Демонстрация
В любом возрасте воровство может стать способом привлечь внимание. У маленьких детей это получается неосознанно, на уровне условного рефлекса: однажды ребенка заметили и посмеялись или провели с ним много времени после небольшого инцидента.
Произошла фиксация неправильной связи: если я снова попытаюсь своровать сладости или игрушки, мне уделят особое внимание. У ребят постарше, преимущественно мальчиков, воровство становится частью демонстрации или манипуляции.
Признаваться в проступке и даже хвастать этим – тоже своеобразная демонстрация.
Подражание
Необязательно подражать близкому человеку или учителю. Объектом подражания может стать герой фильма, комикса или компьютерной игры. Соседи, старшие товарищи, школьные лидеры – тоже возможные кумиры. Обратитесь за консультацией к детскому психологу или психотерапевту.
Недостаток ресурсов
Когда ребенку не хватает эмоционального или интеллектуального ресурса, проще говоря, общения и обучения, он компенсирует это самым доступным способом – физической подменой. Своими попытками обрести власть, имущество и денежное довольствие он стремится устранить дисбаланс в собственной жизни.
Чтобы помочь такому ребенку, нужно:
Что делать
Краеугольный камень – возраст нарушителя. Разница в методах для малыша, дошколенка и подростка – очевидна. При этом и порицания, и наказания, и шутки, и воспитательные беседы уместны. Важно выбирать правильный тон и обстановку для диалога.
Рекомендуем вам послушать мнение детского практикующего психолога Ирины Владик:
Дети до 3 лет: твое, мое, чужое
С малышами большинство проблем формирования характера и поведения решается через сказки и игры. Родителям требуется лично проводить время с крохой: нельзя использовать аудиокниги или радиоспектакли. Сказку нужно читать с выражением, давать комментарии, задавать ребенку вопросы и просить его сделать выводы.
Порядок действий примерно такой:
Дошкольники 3–6 лет: закон превыше желаний
Природный эгоизм, присущий растущим малышам до 5 лет, заставляет их брать чужое «потому, что оно мне нравится». Волевые процессы – одно из актуальных психических новообразований в этот период. С ребенком можно и нужно говорить о правилах, учить подчиняться им. Лучший способ поглубже вложить информацию о запретах и моральных нормах – поручить дошкольнику передать знания менее просвещенным сверстникам или детям помладше.
Дошколята любят играть в учителей и воспитателей. Взрослым остается только направить игру в нужное русло: попросите виновника рассказать друзьям о волшебных словах и правилах пользования чужими вещами.
Младшие школьники: правила общежития
Объятые множеством страхов и подчиненные массе школьных и домашних правил, ученики начальных классов начинают волноваться о своей репутации: что подумают одноклассники, что скажут, какую неприятную кличку придумают, если кто-то случайно увидит, как ребенок берет чужое без разрешения.
Большую роль играет классный руководитель. Его авторитет порой значительно превосходит авторитет родителей. Через учителя на ребенка можно эффективно воздействовать. Еще один помощник – психолог начальной школы.
Подростки: уголовная ответственность и положение в группе
Подростковый возраст характеризуется стремлением подчиняться и соответствовать требованиям группы, в которой преимущественно общается ребенок. Именно поэтому подростковые группы строятся по принципу закрытого клуба с суровыми требованиями и так яростно конфликтуют между собой. Но законодательство предусматривает довольно суровые последствия для непослушных детей и их родителей.
Как справиться с подростками. Профориентация школьников – задача учителей. Если на классном часе юрист (лучше оперативник) пояснит разницу между хищением и похищением, проявит суть уголовного наказания, то не только поведает классу об интересной профессии, но и проведет профилактическую работу. Оказывается, «тырить мобилы» – это не так уж безопасно… Найдите книгу-тренинг «Как научить детей сотрудничать».
Если подростковое воровство не спровоцировано демонстративностью или противоправными действиями против ребенка, то наилучшим мотивом станет авторитет в группе сверстников.
Нужно постараться поместить подростка в такую социальную общность, в которой не приветствуется вороватость и хитрость. Такой группой может стать спортивная секция, детское научное сообщество, танцевальная студия, творческий коллектив.
Виноват или горд?
Чувство вины – нормальный итог вскрывшейся кражи. Если же ребенок горд своим поступком, то он либо слишком мал, либо глубоко педагогически запущен, либо социально и психологически нездоров или ощущает себя приемным. В первом случае решите ситуацию миром и забудьте о ней навсегда. В двух других – обратитесь к специалисту.
Не наказывайте вора
Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.
Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.
На месте преступления
Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это. Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.
В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.
За давностью лет
Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.
Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину. Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом».
Неэффективные меры
Достаточно повысить голос или лишить ребенка прогулки, чтобы сломать доверие. Все действия родителей по разрешению ситуации, профилактике повторения психологи назвали бы «проработкой проблемы».
Ошибки проработки
В этом списке оказались родительские ошибки, которые при любом проблемном поведении неэффективны:
Огрехи воспитания
Если кражи стали реакцией на семейные проблемы, психологический дискомфорт, ищите брешь в системе воспитания:
Говорите с ребенком
Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:
Дайте ребенку право голоса на семейном совете: пусть он перечислит, какие вещи ему необходимы прямо сегодня, какие – завтра, а какие – в течение года. Путем нехитрых убеждений из списка можно исключить ненужные и дорогие покупки. Остальное – дело техники.
Например, ребенок без разрешения родителей привел в дом своих одноклассников, один из которых и совершил кражу. Но выдать преступника, значит, признаться в собственном нарушении. Вот и получается, что и сам не брал, и кто взял – не знает.
Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях. Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_voruet_dengi_u_roditelej.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!