Укп при фку что это
Каталог файлов
приказом директора МОУ «СОШ № 1»
ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы»
«Учебно-консультационный пункт при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 5 УФСИН России
по Архангельской области»
— обеспечивает условия для проведения образовательного процесса: безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно – гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями, организует их надежное хранение и правильное использование обучающимися;
— организует в дни учебы внеочередное бытовое обслуживание обучающихся;
— осуществляет контроль за соблюдением работниками школы режимных требований, установленных в ;
— обеспечивает безопасность работников школы во время нахождения их на территории ;
— ставит в известность директора школы о предстоящем переводе обучающегося из одного учреждения в другое.
2.2. Представители администрации могут по согласованию с администрацией школы присутствовать на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом.
3. Права и обязанности УКП
— проводит совместно с администрацией необходимую работу по обеспечению прав осужденных на получение впервые
— организует образовательный процесс в соответствии с учебными планами и программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающимися, внедряет современные педагогические технологии;
— оказывает помощь: обучающимся – в подготовке к учебным занятиям, овладении методами самообразования; администрации учреждения – в воспитании осужденных, их социальной адаптации;
— ходатайствует перед администрацией учреждения о поощрении обучающихся за успехи в учебе и соблюдении дисциплины;
— вносит предложения администрации учреждения по вопросам обеспечения условий для обучения осужденных;
— обеспечивает соблюдение педагогическими работниками режимных требований, установленных в ФКУ ИК № 5.
4.1. Учебный год в УКП при
4.2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 и 12 классов осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
4.3. УКП при ФКУ ИК № 5 организует образовательный процесс по графику шестидневной недели с одним выходным днем, в одну или в две смены. Режим занятий ежегодно утверждается приказом директора школы и регламентируется расписанием учебных занятий.
4.4.Количество и последовательность уроков определяется расписанием учебных занятий. Продолжительность уроков устанавливается в соответствии с внутренним распорядком и режимно-оперативными требованиями ФКУ ИК № 5. Учебные часы для классов (групп) еженедельно равномерно распределяются в течение6учебных дней.
4.5.Непосредственное управление УКП осуществляет заместитель директора школы, назначаемый приказом директора школы (по согласованию с отделом образования администрации города).
4.6.Работники УКПобязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
Предельный возраст получения основного общего и среднего общего образования для осужденных не ограничивается.
4.8.Прием в УКП осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения. Остальные осужденные – принимаются в школу на основании личного заявления, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. При отсутствии их – на основании аттестации, проведенной педагогами школы.
4.9. Зачисление осужденных в УКП оформляется приказом директора школы по согласованию с начальником ФКУ ИК № 5.
4.10.Количество групп в УКП при ФКУ ИК № 5 определяется общей численностью обучающихся.
4.11. Учебный план, годовой график и расписание учебных занятий согласуется УКП при ФКУ ИК № 5 с администрациейшколы.
4.12.Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учетом особенностей режима отбывания наказания.
4.13. Отчисление из УКП при ФКУ ИК № 5 производится в соответствии с уставом школы.
5.1. УКП при ФКУ ИК № 5 создается по решению Учредителя, оформляется приказом директора школы, сведения о нем заносятся в устав школы.
5.2. Решение о создании, реорганизации или ликвидации УКП при ФКУ № 5 принимается Учредителем по согласованию с начальником ФКУ ИК № 5.
5.3. Положение об УКП при ФКУ ИК № 5 утверждает директор школы.
Что такое фенилкетонурия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Алексенцева Е. С., врача УЗИ со стажем в 12 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Фенилкетонурия (ФКУ) — генетическое заболевание, в основе которого лежит врождённое нарушение метаболизма аминокислот, характеризующееся повышенным содержанием фенилаланина в крови. Это аутосомно-рецессивная патология, т. е. ребёнок может унаследовать данное заболевание только в том случае, если оба родителя являются носителями дефектной версии гена.
Распространённость фенилкетонурии
Факторы риска фенилкетонурии
Основной фактор риска фенилкетонурии — это наличие у обоих родителей дефекта в гене PAH (Phenylalanine hydroxylase gene). Заболевание развивается, если оба родителя передают ребёнку копию повреждённого гена.
Симптомы фенилкетонурии
Как проявляется фенилкетонурия у новорождённых
Чем дольше ребёнок с фенилкетонурией не получает специфического лечения, тем быстрее развивается умственная отсталость и необратимые нарушения развития. Кроме того, для детей с фенилкетонурией характерны следующие признаки [4] :
Патогенез фенилкетонурии
Фенилкетонурия как самостоятельное заболевание было открыто норвежским врачом Иваром Асбьёрном Фёллингом ещё в 1934 году. Несмотря на это, вопрос о патогенезе долгое время оставался открытым.
Фенилаланин — это незаменимая аминокислота, которая участвует с синтезе белков. Незаменимая она потому, что организм не может самостоятельно её синтезировать, фенилаланин можно получить исключительно из пищи (мясных и рыбных продуктов, творога, сыра, яйц, орехов, хлебобулочных изделий, круп) или с помощью протеолиза — процесса гидролиза белков с помощью ферментов-протеаз.
У пациентов, страдающих фенилкетонурией, из-за дефекта гена и недостатка фермента фенилаланин-гидроксилазы происходит увеличение в плазме крови концентрации фенилаланина (более 1200 мкмоль/л при норме 0-120 мкмоль/л ) и его метаболитов. Одновременно с этим снижается уровень тирозина и его производных (дофамина, адреналина, норадреналина и меланина). Такое состояние оказывает выраженное нейротоксическое действие на структуры мозга. Если пациент с фенилкетонурией не получает или не соблюдает лечение, то у него отмечаются повреждения мозолистого тела, полосатого тела, изменения коры и гипомиелинизация (снижение содержания миелина, образующего оболочку нервных волокон, в различных структурах оболочек мозга). Эти изменения могут привести к снижению интеллектуального развития и нейродегенерации — прогрессирующей гибели нервных клеток. Поэтому пациенты с фенилкетонурией более восприимчивы к нарушениям, связанным с дефицитом дофамина в головном мозге, таким как паркинсонизм.
Хотя патофизиологические механизмы повреждения головного мозга у пациентов с фенилкетонурией ещё не совсем понятны, существует множество свидетельств метаболических изменений, которые включают:
Окислительный стресс — это повреждение клеток активными формами кислорода, которые представляют собой молекулы с повышенной реактивностью из-за наличия неспаренного электрона на внешнем электронном уровне. Активные формы кислорода образуются в клетках постоянно, но в норме их уровень настолько низкий, что организм самостоятельно их нейтрализует с помощью антиоксидантной системы. Окислительный стресс происходит в том случае, когда активных форм кислорода образуется слишком много и антиоксиданты не могут полностью их инактивировать. Такой дисбаланс может вызвать окислительное повреждение белков, липидов или ДНК.
Классификация и стадии развития фенилкетонурии
Пожизненная диетотерапия ассоциирована с нарушением роста, снижением минеральной плотностей костей и дефицитом питательных веществ, что требует постоянного контроля у профильных специалистов.
Диагностика фенилкетонурии
Развитие медицины привело к созданию тандемной масс-спектрометрии для быстрого определения концентраций аминокислот в небольших объёмах крови или плазмы. Данный метод даёт более низкую частоту ложноположительных результатов, измеряя уровни фенилаланина и тирозина в исследуемых образцах.
Для неонатального скрининга медицинским персоналом с помощью скарификатора осуществляется забор крови из пятки новорождённого строго через 3 часа после кормления. Полученные образцы крови помещаются на специальные фильтровальные бумажные тест-бланки и отправляются в лабораторию.
Стоит отметить, что у некоторых детей, особенно у рождённых раньше срока, может наблюдаться незрелость ферментных систем, участвующих в метаболизме аминокислот. Это приводит к кратковременному повышению фенилаланина и положительному результату при скрининге [12] Около 2 % всех случаев повышенного уровня фенилаланина в крови, выявленного при скрининге новорождённых, связаны с нарушением метаболизма кофермента BH4, который участвует в преобразовании фенилаланина. Это подчёркивает важность проведения дифференциальной диагностики при всех выявленных уровнях гиперфенилаланинемии. Фенилкеторурию необходимо дифференцировать с такими заболеваниями, как транзиторная гиперфенилаланинемия недоношенных, наследственная доброкачественная гиперфенилаланинемия, тирозинемия, галактоземия.
Лечение фенилкетонурии
Контроль уровня фенилаланина в крови
Мнение медицинского сообщества относительно начала лечения пациентов с концентрациями фенилаланина 360-600 мкмоль/л достаточно противоречивы. Costello и соавторы [18] проводили исследование, в котором пациенты были разделены на три группы:
Общее потребление белка должно обеспечивать безопасные уровни потребностей данного макронутриента с дополнительной дотацией 40 % L-аминокислот (20 % L-аминокислот необходимы для компенсации потребностей в незаменимой аминокислоте и еще 20 % L-аминокислот используются для контроля фенилаланина в крови).
При введении неадекватных дозировок L-аминокислот они ограничивают синтез белка. Белковый обмен, который в норме складывается из процессов анаболизма (синтеза) и катаболизма (распада) белков, смещается в сторону катаболизма. При данном процессе фенилаланин остается неиспользованным для синтеза белка, и его концентрация в крови будет расти.
При фенилкетонурии необходимо избегать продуктов, богатых белком (мясо, рыба, яйца, обычный хлеб, большинство сыров, орехи и семена), а также продуктов, содержащих аспартам (подсластитель, который используется при изготовлении некоторых газированных изделий и конфет). Пища с низким содержанием белка при диетотерапии данного заболевания должна содержать 50 мг или менее фенилаланина на 100 г сухого продукта. Фрукты и овощи, содержащие менее 75 мг фенилаланина на 100 г пищевого продукта, также могут быть включены в рацион. При употреблении таких овощей, как картофель, брокколи, цветная капуста, брюссельская капуста, нужно учитывать, что даже их небольшое количество в рационе обеспечивает организм 50 мг фенилаланина, поэтому их потребление не должно быть бесконтрольным. Для удобства родителей и ребёнка следует пользоваться «пищевым светофором», где все продукты разделены на группы, разрешённые (ограниченно или неограниченно) и запрещённые к употреблению.
Когда ребёнок маленький, соблюдение диеты не является проблемой для семьи, так как родители контролируют потребление продуктов. В младенческом возрасте предлагается использовать специализированные смеси без добавок фенилаланина, которые дополняются либо грудным молоком, либо стандартной семью для перекрытия суточной потребности в фенилаланине.
Дети более старшего возраста продолжают не только пить специальный безфенилаланиновый продукт, который способен обеспечить потребности в белках и калориях, но и получают дополнительное количество разрешённых продуктов (овощи и фрукты, мёд, животные и растительные масла, зефир, пастила, варенье), необходимых для создания пищевого разнообразия.
По мере взросления ребёнка соблюдение диеты становится всё труднее, так как дети с фенилкетонурией, в отличие от своих сверстников, значительно ограничены в выборе продуктов, что часто приводит к скачкам концентрации фенилаланина у подростков [20] [21] Долгосрочное поддержание диеты необходимо, поскольку пациенты после периода нарушений диеты намного труднее возвращаются к прежнему режиму питания.
Прогноз. Профилактика
Если пациенты с фенилкетонурией получают и соблюдают лечение с самого раннего возраста, то их качество и продолжительность жизни ничем не отличается от их здоровых сверстников.
Пациенты, не получающие или не соблюдающие лечение, часто имеют инвалидность и низкий уровень качества жизни. Кроме того, несоблюдение диеты и отсутствие контроля фенилаланина в организме часто приводит к снижению продуктивности и внимания, нарушению поведения (особенно при уровне аминокислоты свыше 360 мкмоль/л).
Адекватное наблюдение за концентрацией фенилаланина в пределах допустимых показателей достаточно эффективно в профилактике большинства нарушений центральной нервной системы. Большинство людей демонстрируют нормальное общее развитие, легко справляются с образовательными стандартами, ведут самостоятельную жизнь и получают работу, будучи взрослыми.
При соблюдении пациентом режимов диеты и дополнительной дотации минеральных веществ не отмечается увеличения риска таких осложнений, как остеопороз или частые переломы при отсутствии других заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Профилактика фенилкетонурии
Если у будущих родителей или их близких родственников выявлена фенилкетонурия, то при планировании беременности рекомендуется проконсультироваться с генетиком и пройти обследование. Так можно определить риск рождения ребёнка с фенилкетонурией.
Методические рекомендации по организации учебно-консультационных пунктов
Методические рекомендации по организации учебно-консультационных пунктов
по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (для неработающего населения)
Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне чрезвычайным ситуациям (УКП) предназначены для обучения населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (неработающее население).
УПК создаются в соответствии с требованиями федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “О гражданской обороне”, постановлений Правительства Российской Федерации “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций” и “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”.
Основные задачи УКП.
— организация обучения неработающего населения по программам, утвержденным МЧС России;
— выработка практических навыков действий в условиях ЧС мирного и военного времени;
— повышение уровня морально-психологического состояния населения в условиях угрозы и возникновения ЧС, а также при ликвидации их последствий;
— пропаганда важности и необходимости всех мероприятий ГОЧС в современных условиях.
Количество УКП и их размещение определяются распоряжением глав органов исполнительной власти муниципальных образований. УКП создаются при жилищно-эксплуатационных органах (управляющие компании), в местах массового пребывания людей и должны размещаться в специально отведенных для них помещениях. При невозможности выделить отдельные помещения УКП могут временно проводить занятия в других помещениях, наиболее часто посещаемых неработающим населением (комнаты здоровья, методические и технические советы и т.п.).
Каждый УКП должен обслуживать микрорайон, в котором проживает не более 3000 человек неработающего населения.
Организационная структура УКП может быть различной в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемого микрорайона и количества проживающего в нем неработающего населения. В состав УКП могут входить:
— 1-2 организатора (консультанта).
Начальник УКП, как правило, должен быть штатным. Организатор (консультант) может быть штатным, работать по совместительству или на общественных началах.
Финансовые и материальные расходы, связанные с организацией работы УКП, оплаты труда сотрудников, руководителей занятий производится за счет местного бюджета.
Общее руководство подготовкой неработающего населения осуществляет руководитель органа местного самоуправления. Он издает приказ (распоряжение) о создании УКП, в котором определяет: при каких ЖЭО (предприятиях, учреждениях, организациях) и на какой базе они создаются; порядок финансирования и материально-технического обеспечения; ответственных за работу лиц и другие организационные вопросы.
— место расположения УКП и других помещений, используемых для подготовки неработающего населения;
— порядок работы УКП;
— организацию проведения занятий, консультаций, тренировок;
— должностных лиц УКП и лиц, привлекаемых для проведения занятий, консультаций и других мероприятий по обучению;
— порядок обеспечения литературой, учебными пособиями и техническими средствами обучения;
— закрепление жителей домов (улиц, кварталов) за помещениями и распределение их по учебным группам;
— другие организационные вопросы.
Обучение населения осуществляется путем:
— проведения занятий по программе, утвержденной МЧС России;
— проведения пропагандистских и агитационных мероприятий (бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций показа учебных кино- и видеофильмов и др.), проводимых по планам должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;
— распространения и чтения памяток, листовок, пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от ЧС;
— участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от ЧС.
Основное внимание при обучении неработающего населения обращается на морально-психологическую подготовку, умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, на воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от ЧС мирного и военного времени.
Для проведения занятий обучаемые сводятся в учебные группы, которые создаются из жителей одного дома (нескольких малых домов, подъездов). Оптимальным вариантом является группа из 10-15 человек. При создании учебных групп желательно учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам ГО и защиты от ЧС. В каждой из них назначается старший, как правило, из числа офицеров, прапорщиков запаса, активистов и ветеранов ГО.
С учетом местных условий и подготовленности, обучаемых тематику занятий ежегодно уточняет руководитель муниципального образования.
Традиционные формы проведения занятий с данной категорией обучаемых (с учетом возраста и здоровья) могут применяться ограничено с отдельными группами обучаемых. С большинством неработающего населения основными формами занятий являются:
— уроки вопросов и ответов;
— встречи с участниками ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, руководящим составом и ветеранами гражданской обороны;
— просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей.
Большую часть учебного времени следует отводить практическим занятиям и тренировкам, в ходе которых отрабатывать действия по сигналам оповещения, правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, эвакомероприятия. Продолжительность занятий одной группы, как правило, 1-2 часа в день. Кроме того, может применяться самостоятельная работа по изучению учебно-методической литературы.
Неработающее население, прошедшее обучение по полной программе, в следующем году вместо текущей подготовки, может привлекаться на учения, проводимые при жилищных органах по месту жительства.
Для проведения занятий и консультаций привлекаются сотрудники УКП, специалисты ЖЭО, консультанты из числа активистов ГО, прошедших подготовку в специальных учебных заведениях. По медицинским темам и по вопросам психологической подготовки занятия проводят работники органов здравоохранения. Для отработки наиболее сложных тем, проведения практических занятий, тренировок привлекаются штатные работники органов управления ГОЧС и преподаватели курсов ГО. Подготовка сотрудников УКП, консультантов из числа активистов проводится на курсах ГО.
Контроль за работой УКП осуществляют должностные лица органов местного самоуправления и работники органов управления ГОЧС всех уровней.
Оборудование и оснащение.
УКП оборудуются в специально отведенном помещении, где есть возможность создать необходимые условия для организации учебного процесса. Должно быть не менее двух комнат: комната (класс) для проведения занятий и консультаций вместимостью 15-20 человек и комната для хранения имущества. Класс обеспечивается необходимым количеством исправной мебели. На видном месте располагается распорядок дня и расписания занятий и консультаций.
Учебно-материальная база УКП включает технические средства обучения, стенды, учебные наглядные пособия, медицинское имущество и средства индивидуальной защиты, учебно-методическую литературу и дидактические материалы.
Технические средства обучения: телевизор; видеомагнитофон; средства статической проекции; приемник радиовещания.
Класс оборудуется следующими стендами:
— классификация чрезвычайных ситуаций;
— права и обязанности граждан по ГО и защите от ЧС;
— сигналы оповещения и действия по ним;
— средства индивидуальной и коллективной защиты;
— порядок и правила проведения эвакуации;
— оказание само- и взаимопомощи;
— действия населения по предупреждению террористических акций.
— бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств индивидуальной защиты;
— аптечка первой медицинской помощи.
Применительно к тематике обучения для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы обучаемых на УКП, необходимо иметь комплекты плакатов, схем, видеофильмов, слайдов, диапозитивов, законодательные и нормативные акты (выписки), подшивки журналов “Гражданская защита” и “Военные знания”, памятки, рекомендации, учебно-методические пособия.
Оснащение УКП, содержание стендов должны быть просты в оформлении, доступны в понимании, убеждать людей в реальности защиты от поражений при возникновении ЧС, воспитывать высокие морально-психологические качества. Каждый посетивший УКП должен получать конкретную исчерпывающую информацию о возможных ЧС в районе его проживания, местах укрытия и маршрутах следования к ним, адреса пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации.
1. Приказ (распоряжение) главы муниципального образования о создании УКП на территории муниципального образования.
2. Приказ начальника ГО учреждения, при котором создан УКП, об организации его работы.
3. Положение об УКП.
4. План работы УКП на год.
5. Распорядок дня работы УКП.
6. График дежурства по УКП его сотрудников и других привлекаемых для этого лиц.
7. Расписание занятий и консультаций на год.
8. Журналы учета занятий и консультаций.
9. Журнал персонального учета населения, прошедшего обучение на УКП.
10. Списки неработающих жильцов с указанием адреса, телефона и старших учебных групп.
(организатора, консультанта) УКП
Начальник (организатор, консультант) УКП подчиняется начальнику ГО и начальнику отдела (уполномоченному) по ГОЧС учреждения, при котором создан УКП. Он отвечает за планирование, организацию и ход учебного процесса, состояние учебно-материальной базы.
— разрабатывать и вести планирующие, учетные и отчетные документы;
— в соответствии с расписанием проводить занятия и консультации в объеме, установленном приказом начальника ГО учреждения;
— осуществлять контроль за ходом самостоятельного обучения людей и оказывать индивидуальную помощь обучаемым;
— проводить инструктаж руководителей занятий и старших групп;
— вести учет подготовки неработающего населения в закрепленном за УКП микрорайоне;
— составлять годовой отчет о выполнении плана работы УКП и представлять его начальнику ГО учреждения;
— составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, литературы, организовать их учет, хранение и своевременное списание;
— следить за содержанием помещения, соблюдением правил пожарной безопасности;
— поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам обучения с органами управления ГОЧС и курсами ГО района.
Для сотрудников УКП, работающих по совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются (разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем учреждения, при котором создан УКП.
Рекомендуемая тематика и расчет часов учебных занятий для УКП
Название темы занятий
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Законодательство Российской Федерации в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Действия населения в случае чрезвычайной ситуации природного характера. ЧС, наиболее вероятные на территории муниципального образования.
Действия населения в случае чрезвычайной ситуации техногенного характера. ЧС, наиболее вероятные на территории муниципального образования.
Основные мероприятия гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, по защите населения.
Оказание медицинской помощи. Основы ухода за больными.
Темы занятий и их содержание
Тема № 1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Законодательство Российской Федерации в области ГО. Предназначение системы гражданской обороны и ее задачи. Структура и органы управления ГО. Руководство и силы ГО.
Тема № 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
Тема № 3. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Тема № 4. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации, наиболее вероятные на территории муниципального образования.
Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной природной ситуации, стихийном бедствии.
Классификация и характеристика ЧС природного характера. Стихийные бедствия геологического, метеорологического, гидрологического характера, природные пожары (лесные, торфяные), действия населения при их возникновении, оповещение населения.
Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Противоэпидемиологические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения.
Тема № 5. Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. ЧС, наиболее вероятные на территории муниципального образования.
Понятие об аварии и катастрофе. Классификация ЧС техногенного характера и их характеристики.
Радиационно-опасные объекты (РОО). Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Источники облучения населения. Основные зоны безопасности в период нормального функционирования РОО. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Характеристика наиболее распространенных АХОВ. Действия населения: при оповещении об аварии на химически опасном объекте (ХОО); при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Пожары и взрывы в жилых и общественных зданиях. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров и взрывов. Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении и при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Аварии на гидродинамически опасных объектах. Действия населения.
Аварии на железнодорожном, воздушном, водном транспорте. Аварии на автомобильном транспорте, действия при ДТП. Правила безопасного поведения участников дорожного движения. Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай). Действия пассажиров.
Виды террористических и диверсионных актов, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта.
Тема № 6. Основные мероприятия гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС по защите населения.
Оповещение. Действия населения при оповещении о ЧС в мирное время и об опасностях возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации, порядок проведения.
Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные элементы. Противорадиационные укрытия и их основные элементы. Укрытия простейшего типа и их устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор. Детские фильтрующие противогазы. Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам. Камеры защитные детские, их назначение устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.
Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация. Простейшие средства защиты кожи и их свойства. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средств защиты кожи.
Медицинские средства индивидуальной защиты. Содержание, назначение и порядок применения. Индивидуальные противохимические пакеты. Назначение и порядок пользования ими. Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения.
Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивных, отравляющих и АХО веществ.
Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.
Тема № 7. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными.
Основные правила оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших. Первая помощь при ушибах и вывихах. Первая помощь при химических и термических ожогах.
Оказание первой помощи при обморожении, обмороке, поражении электрическим током, при тепловом и солнечном ударах. Правила оказания помощи утопающему. Основы ухода за больными.
по созданию учебно-консультационных пунктов при управляющих компаниях, домоуправлениях, ЖСК, а в сельской местности
при Администрациях сел, поселков.
Учебно-консультационные пункты (УКП) создаются для проведения занятий и оказания консультационной помощи населению по вопросам действий в чрезвычайных ситуациях.
Информационно-справочный стенд может включать следующие разделы:
1. Организация эвакуации в мирное и военное время.
Схема микрорайона и распоряжение по отношению к нему потенциально-опасных объектов, аварии на которых могут привести к поражению людей проживающих на территории данного микрорайона или работающих на предприятии. На этой схеме обозначить маршруты выхода из возможной зоны заражения при аварии на любом из этих объектов.
На схеме должна быть обозначена загородная зона на случай эвакуации из города в военное время, указан номер, месторасположение и адрес СЭПа, с которого будет проводиться эвакуация. Здесь же дается информация о том, как подготовиться к эвакуации.
II. Защита населения от АХОВ РВ и ОВ.
В этом разделе дается характеристика опасных АХОВ (аммиак, хлор) и способы защиты от них, наиболее приемлемые для населения (герметизация, использование ВМП и мокрых фильтров и т.д.). В этом же разделе указываются способы защиты от радиоактивных веществ при заражении ими местности (использование ВПМ, герметизация, частые влажные уборки помещений и т.д.).
Для защиты от ОВ в военное время население должно получить СИЗ (противогазы, АИ-2, ИПП-8, ИПП), поэтому на стенде должна быть информация об имеющихся в микрорайоне пунктах выдачи СИЗ.
III. Первая помощь пострадавшим.
В третьем разделе кратко описываются способы наложения повязок с рисунками, правила остановки кровотечений, наложение шин при переломах, оказания помощи при ожогах, отравлениях, утоплении и обмороке. Здесь же могут быть указаны адреса медицинских учреждений расположенных на территории микрорайона или предприятия, куда можно обратиться за экстренной помощью.
IV. Действия населения по сигналу “ВНИМАНИЕ ВСЕМ!”
В этом разделе должен быть дан порядок подачи сигнала “ВНИМАНИЕ ВСЕМ!” и варианты речевой информации по радио, телевидению и других средствах информации.
Вся информация может быть размещена как на одном, так и на нескольких стендах. Кроме рекомендованных разделов могут быть помещены и другие информационные и справочные материалы.
Кроме стендов УКП оборудуется уголком наглядной агитации: ”Средства индивидуальной защиты”, где могут быть выставлены современные средства защиты: противогаз ГП-5, ГП-7, респираторы, детские противогазы, аптечка АИ-2, ИПП-8. ватно-марлевая повязка, противопылевая тканевая маска и др. Здесь же целесообразно поместить дополнительные патроны ДПГ-1, ДПГ-3, защищающие от АХОВ.
В УПК должна находиться литература по вопросам ГОЧС.
Для оказания консультационной помощи разрабатывается график дежурства ответственных лиц и заведен журнал работы с населением по следующей форме (вариант):