Укмп врача 1 что это такое

Укмп врача 1 что это такое

Главный врач N 8, 2013 год

Опыт организации контроля качества медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи в Новгородской области

Целью контроля качества медицинской помощи (КМП) в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи гражданам Российской Федерации (ТПГГ) является:

— обеспечение прав пациента на получение бесплатной медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества, предусмотренного ТПГГ, на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения порядков, стандартов и принятых медицинских технологий;

— обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

— предупреждение дефектов медицинской помощи путем анализа наиболее распространенных нарушений по результатам контроля и принятия профилактических мер;

— изучение удовлетворенности граждан доступностью и КМП.

Контроль КМП осуществляется путем проведения экспертизы КМП, анализа индикаторов качества, заложенных в ТПГГ, программе модернизации здравоохранения и изучения удовлетворенности населения КМП.

Под экспертизой КМП (КМП) понимают процесс выявления нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов и результатов лечения.

Экспертиза КМП основана на проверке соответствия предоставленной гражданину медицинской помощи порядкам оказания, стандартам медицинской помощи, медицинским процедурам и технологиям и осуществляется в виде внутренней (внутриведомственной) и внешней (ведомственной) экспертиз.

Внутренняя (внутриведомственная) экспертиза КМП осуществляется в виде:

а) плановой экспертизы КМП;

б) целевой (тематической) экспертизы КМП.

Плановая внутренняя (внутриведомственная) экспертиза КМП проводится в каждой медицинской организации на постоянной основе.

В медицинских организациях, участвующих в реализации ТПГГ, действует трехуровневая система контроля КМП:

1-й уровень контроля качества в форме плановой экспертизы КМП осуществляют заведующие отделениями или врачи, назначенные руководителем организации здравоохранения;

2-й уровень контроля качества в форме целевой экспертизы качества на постоянной основе осуществляют заместители руководителей (по медицинской части, по поликлинической работе, по профильным направлениям работы), а также сотрудники отделов контроля КМП;

3-й уровень контроля качества на постоянной основе осуществляют заместители главных врачей учреждений здравоохранения по клинико-экспертной работе путем проведения целевых экспертиз и врачебные комиссии при направлении пациента на врачебную комиссию в период предоставления ему медицинской помощи, в том числе по его жалобе или обращению (очная экспертиза КМП), по плану учреждения.

Порядок оценки КМП

В ходе экспертизы оценивается:

— полнота и своевременность диагностических мероприятий;

— правильность постановки диагноза;

— адекватность выбора и соблюдение технологии лечебных мероприятий, обоснованность фармакотерапии;

— ведение первичной медицинской документации, в соответствии с нормативными документами.

Критерием уровня КМП является показатель УКМП=1,0.

Оценка уровня качества стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (УКМП) определяется по формуле:

Источник

Контроль качества медицинской помощи: кто проверяет работу врачей

Систему здравоохранения активно реформируют и улучшают, поэтому контроль качества и безопасности медицинской помощи стали вести более строго. Разберемся, какие меры должны принимать руководители больниц, как фиксировать работу в этом направлении и откуда ждать проверок.

Что такое экспертиза, контроль качества медицинской помощи

Контроль качества медицинской помощи — это комплексная процедура, которая включает в себя анализ работы больниц и проверку деятельности медицинского персонала. Порядок и особенности проведения КМП регулируются Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 года №381н, а также прочими методическими нормативными документами, которые могут быть приняты в субъектах РФ.

Приказ по внутреннему контролю качества медицинской помощи: фрагмент приложения к акту

Укмп врача 1 что это такое

Глубина оценки зависит от уровня ее проведения. Обычно в ходе экспертизы проверяют деятельность медиков, в том числе насколько правильно они подбирают методы диагностики, лечения, реабилитации, все ли пациенты получают помощь в нужном объеме и в установленные сроки. Основная задача контролирующих органов — выявить нарушения в ЛПУ и устранить их.

Для полноты оценки эксперты проводят медико-экономическую проверку, изучают отзывы пациентов, а также анализируют прочие показатели, которые указывают на качество оказываемой помощи. Результаты вносят в акт, на основании которого разрабатывают комплекс мер по улучшению качества помощи. Если выявлены серьезные нарушения, возможно наложение штрафных санкций.

Справка: после ужесточения КМП, издания дополнительных нормативных актов пациенты стали находиться в более выгодном положении. Сократилось время ожидания приема, увеличилась ответственность медработников. Реформирование системы в целом позитивно влияет и на работу врачей. Например, электронные очереди позволяют планировать день, а цифровые больничные облегчают бумажную работу.

Кто вправе проводить контроль качества медицинской помощи

Проведение контроля качества медицинской помощи входит в обязанности различных фондов и служб, о чем сказано в ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». КМП могут осуществлять лица с профильным образованием, стажем работы свыше 10 лет. Кроме того, специалист должен пройти подготовку и иметь подтверждающий документ.

Внутренний контроль качества медицинской помощи обязаны проводить все учреждения. Организации, которые пренебрегают этим, привлекают особое внимание Росздравнадзора. В ходе проверок эксперты находят нарушения, ведь вся документация и деятельность сотрудников больницы подлежит углубленной оценке. Стоит отметить, что практически в каждом ЛПУ есть ряд недочетов, за которые можно привлечь к ответственности.

Читайте также: Безопасность врача

Как контролируют качество медпомощи на разных уровнях

1 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заведующим

Заведующий отделением обязан систематически вести 100% контроль. Для этого он осуществляет проверку первичной документации, личный осмотр пациентов в условиях больницы или на дому. Заведующий контролирует работу всех врачей, назначения, наблюдает в динамике процесс выздоровления, а при необходимости — корректирует лечение, назначает дополнительные обследования и т.д.

Усиленному контролю подлежат три случая:

Заведующий отделением ЛПУ дает оценку качеству оказания помощи в первичной медицинской документации или в журнале контроля КМП. Если выявлены нарушения, он фиксирует их в протоколе или карте экспертной оценки, описывает ошибки подчиненных, возможные последствия и дает экспертное заключение.

Рассчитайте примерную стоимость обучения

Укмп врача 1 что это такое

2 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заместителем главного врача

Заместитель ежемесячно анализирует документацию, осматривает пациентов и собирает сведения на врачебных комиссиях. КМП ведется на всех уровнях оказания помощи и обслуживания пациентов в 30% случаев от объема 1 уровня. Заместитель главврача вносит сведения в журнал формы № 035/у-02.

Фрагмент журнала № 035/у-02

Укмп врача 1 что это такое

Справка: индивидуальная экспертиза проводится главным врачом или его заместителем только при поступлении жалоб, запросов правоохранительных органов, смертельных исходах, случаях внутрибольничного инфицирования или при появлении серьезных осложнений у пациентов.

Заместитель главного врача ежемесячно проверяет отчеты КМП, которые подготовили заведующие. На основании анализа информации эксперт подготавливает годовой, полугодовой или квартальный отчет, пишет рекомендации по улучшению качества медицинской помощи, составляет проекты управленческих решений.

3 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи врачебной комиссией

Результаты оценки и контроля фиксируют в журнале клинико-экспертной работы — его форма утверждена приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 года №154. Председатель комиссии формирует сводку раз в месяц, квартал, полугодие и год, после передает ее на следующий уровень контроля.

Обратите внимание! Сокрытие нарушений расценивается как серьезный проступок. Если заведующий отделением, заместитель главврача и представители комиссии утаят факты некачественного оказания медицинской помощи, не исключено, что в вышестоящие инстанции поступят обращения от пациентов, их родственников или опекунов. В ходе разбирательств возможен отзыв лицензий на ведение медицинской деятельности, весомые штрафы и уголовная ответственность.

4 уровень: контроль территориальными органами управления здравоохранением

На этом уровне изучают отчеты, которые подготовили заведующие отделениями, заместители главврача и представители ВК. Эксперты в целом анализируют работу медицинских учреждений, скорость совершенствования и внедрения новых технологий, оправданность управленческих решений. Дополнительно оценивают серьезность нарушений и необходимость наложения санкций, разрабатывают планы по улучшению качества оказываемой помощи.

5 уровень: контроль органами управления здравоохранением субъекта России

Анализ КМП ведут по материалам отчетов предыдущих уровней, результатам проверок и социологических исследований. Возможна внеплановая оценка из-за поступления заявлений и жалоб граждан.

Учитывайте, что органы управления здравоохранением вправе:

Главный внештатный специалист клинико-экспертной службы и сотрудники органа управления здравоохранением оказывают организационно-методическую поддержку больницам. Они помогают им в разработке мер по улучшению качества обслуживания с целью сохранения здоровья граждан.

Совет. Ведите постоянный контроль качества медицинской помощи. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 года №381н поможет вам сориентироваться, что, как и в каком объеме проверять, поэтому изучите его особенно тщательно. Ответственный подход к КМП позволит предупредить серьезные нарушения и штрафные санкции.

Источник

Медицинские экспертные системы

Что собой представляют экспертные системы, и какова их роль в сфере здравоохранения? Какие задачи они решают, и сможет ли компьютер однажды полностью заменить врача? Разбираемся, как устроена МЭС и чем она может быть полезна

Экспертная система (ЭС) – это одна из разновидностей технологии искусственного интеллекта; программа, которая имеет определенный набор знаний в конкретной области и может интерпретировать эти знания в решение поставленной задачи или рекомендацию.

В основе медицинских экспертных систем (МЭС) лежит врачебный опыт наблюдения и лечения пациентов с различными заболеваниями. Поскольку тяжесть недугов и степень врачебного вмешательства в каждом случае требуется разная, диапазон применения таких систем в медицине очень широк.

Какие задачи решают МЭС

К медицинским задачам, которые могут быть решены с помощью ЭС, относятся:

Кто и где использует МЭС

Первой разработкой экспертного ПО в медицине считается система MYCIN («Мицин»). Она была создана специалистами Стэнфордского университета в начале 70-​хх для определения возбудителей тяжелых инфекционных болезней и расчета нужных доз антибиотиков. Эффективность программы оценивалась в 69% – в стольких случаях было назначено корректное лечение. Важно отметить, что этот показатель был даже выше, чем у врачей-​инфекционистов, которые участвовали в исследовании. К сожалению, MYCIN не получил практического применения из-​за несовершенства технологий того времени.

Сейчас существует много примеров успешной разработки и использования МЭС в медицинской практике. Среди них можно выделить систему диагностики детских неотложных состояний «ДИН» (Московское НИИ педиатрии и детской хирургии), программу «АЙБОЛИТ» для выявления, типологии и уточнения терапии острых нарушений циркуляции крови у детей (Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-​сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева), систему определения ведущей патологии и сопутствующего лечения с удаленным мониторингом тяжелых пациентов «ДИНАР» (Санкт-​Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Свердловская областная детская клиническая больница, при участии сотрудников Института биофизики УроРАН).

Классификация экспертных систем

Хотя утвержденного разделения ЭС на классы не существует, можно выделить несколько общих категорий, которые описывают их функциональные особенности и область применения.

В зависимости от профиля решаемых задач, ЭС бывают:

Также различают системы с традиционным и гибридным методами представления знаний. В первом случае ЭС руководствуется эмпирическими (опытными) моделями и логическими операциями первого порядка, где переменными являются предметы без их признаков и отношений между ними. Гибридные программы используют сразу несколько моделей мышления предметной области.

Еще экспертные системы делят по динамичности или по связи с реальным временем. Они могут быть статическими, динамическими или квазидинамическими, в зависимости от постоянства исходных данных, которые использует система. В квазидинамических ЭС изменения происходят интервально. Медицинские экспертные системы относятся к динамическому типу.

Компоненты МЭС

Любая экспертная система, вне зависимости от области ее применения, включает в себя следующие компоненты:

Рассмотрим, как все эти компоненты взаимодействуют друг с другом на практике.

Постановка диагноза при помощи МЭС

Для того чтобы понять, как происходит постановка диагноза с помощью экспертной системы, попробуем разобрать принцип ее проектирования. Возьмем программу, задача которой состоит в определении риска развития заболевания.

Сначала выполняется сбор вводной информации об известных факторах, которые могут влиять на появление болезни, и их значимости. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования пациентов с подтвержденным диагнозом, а также группы людей, у которых точно отсутствует рассматриваемая патология – в качестве контрольной группы. Далее методами многомерного анализа процедуру принятия решения по имеющимся исходным данным раскладывают на составляющие, воспроизводя аналитический процесс врача-​эксперта. На выходе получают некий набор признаков болезни (и ее отсутствия) и правил распределения пациентов между группами «риск» и «норма». Алгоритм тестируется на новой выборке и корректируется при выявлении ошибок. Итоговый набор правил вносится в базу знаний ЭС.

На приеме врач собирает анамнез (исходные данные) и вводит его в систему, используя персональный компьютер. Это может происходить в режиме диалога с программой (вопрос-​ответ) или выглядеть как заполнение определенной формы-​опросника, которая структурирует информацию для ЭС. Эти сведения попадают в рабочую память. Далее ЭС «прогоняет» их через логические правила, которые заложены в ее базу знаний, выдает ответ, с пояснением, как программа пришла к такому заключению. Пояснение может быть представлено как в графической, так и в письменной форме. Достоверность суждения экспертной системы выражается коэффициентом уверенности (K) – числовой характеристикой ложности или справедливости вывода. «K» находится в диапазоне от 1 до 0. Заключение ЭС может выглядеть следующим образом: «Пациент с низкой степенью уверенности (К=0,344) отнесен к группе риска по развитию атеросклероза». Или: «Пациент с высокой степенью уверенности (К=0,943) отнесен к группе риска по развитию атеросклероза. Рекомендовано УЗИ сердца».

По результатам назначенного исследования база знаний ЭС может быть дополнена новыми данными, которые будут использованы при диагностике следующих пациентов. Это происходит за счет компонента обучения. Чем объемнее база знаний системы, тем статистически более точными будут ее прогнозы, при условии достаточного технического обеспечения для обработки информационного массива.

Медицинская экспертная система способна оказать необходимую поддержку как узким специалистам, так и врачам общей практики или младшему медперсоналу. Профильные доктора могут использовать программу в качестве второго мнения, участковые и фельдшеры – как коллегу-​эксперта. Это будет оправдано, например, в удаленных регионах, где не хватает квалифицированных кадров.

Эволюция и внедрение экспертных систем непрерывно связаны с развитием технологий и смежных специальностей – программирование, инженерия знаний. Поэтому, возможно, в ближайшем будущем интеллектуальные системы в медицине и других практических областях будут применяться еще активнее.

Источник

Укмп врача 1 что это такое

Нестеров О.Л. Научный консультант редакции журнала

В статье рассматриваются уровни и задачи внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи. Контроль УМП должен носить комплексный характер и не ограничиваться только экспертизой КМП. Дополнительно он должен включать: оценку состояния и эффективности использования ресурсов ЛПУ; изучение удовлетворенности пациентов качеством медицинского обслуживания; расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; оценку эффективности системы управления качеством в ЛПУ.

В основе контроля КМП лежат статистический анализ дефектов оказания медицинской помощи, стандарты и порядки оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Минздрава РФ, которые соответствуют гарантированному объему медицинской помощи, иные нормативно-правовые акты (приказы, клинические рекомендации, клинические протоколы, методические рекомендации и указания и т.д.) в области организации оказания и качества медицинской помощи.

Система управления КМП включает:

— контроль качества проведения лечебно-диагностического процесса и его результатов;

— осуществление экспертной оценки качества оказания медицинской помощи;

— планирование конечных результатов;

— статистическую обработку и анализ полученной информации;

— выявление дефектов лечебно-диагностического процесса и их предупреждение;

— подготовку предложений по улучшению качества медицинской помощи для руководителей медицинских организаций и органов управления здравоохранением.

КМП во многом зависит от кадрового, финансового, материально-технического и лекарственного обеспечения медицинских учреждений. Эти факторы относят к структуре оказания медицинской помощи. Напомним, что при анализе КМП традиционно оценивают три взаимосвязанных компонента триады Донабедиана:

1) ресурсы и структуру оказания медицинской помощи (материально-техническое и лекарственное обеспечение, уровень профессиональной подготовки работников, финансовое, информационное и нормативно-правовое обеспечение, условия пребывания пациентов в ЛПУ и т.д.);

2) основные и вспомогательные процессы оказания медицинской помощи и их взаимодействие (медицинские, управленческие и информационные технологии, координация деятельности различных структурных подразделений ЛПУ и отдельных работников и т.д.);

3) результаты оказания медицинской помощи.

Таким образом, контроль КМП включает не только экспертизу КМП, но и:

1) оценку состояния и эффективности использования материально-технических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов ЛПУ;

2) изучение удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон качеством медицинского обслуживания;

3) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

4) оценку эффективности системы управления качеством в ЛПУ.

Оценка качества медицинской деятельности медицинских организаций также включает показатели их организационной деятельности и состояния здоровья обслуживаемого населения (распространенность и поздняя выявляемость социально-значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на врожденные заболевания, показатели младенческой и детской смертности и т.д.). Важнейшим критерием оценки качества является удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон, а также самооценка работников медицинских организаций.

Таким образом, в зависимости от поставленных целей контроль качества может включать в себя:

— анализ результатов оказания медицинской помощи;

— анализ процесса оказания медицинской помощи;

— медико-экономический и финансовый анализ медицинской деятельности;

— анализ результативности и эффективности организации медицинского обслуживания отдельных поло-возрастных и социальных групп населения и лиц с определенными заболеваниями;

— изучение удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон медицинским обслуживанием;

— проверку выполнения договорных обязательств между субъектами системы медицинского страхования по вопросам качества, объема и условиям предоставления медицинской помощи и ее оплаты;

— оценку организации и КМП лицам трудоспособного возраста;

— проверку соблюдения порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

— оценку возможностей учреждения здравоохранения гарантировать требуемый уровень КМП;

— проверку правильности применения и обоснованности тарифов, соответствия предъявленных к оплате счетов выполненному объему и качеству медицинской помощи;

— другие виды контроля, осуществляемые субъектами контроля в пределах своих полномочий.

На основе результатов контроля разрабатывают предложения по совершенствованию организации и повышению КМП, а затем контролируют их выполнение.

Субъекты контроля организуют свою экспертную деятельность в соответствии с законодательством РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами. Экспертиза КМП должна проводиться по единым научно обоснованным методологическим принципам, что обеспечивает достоверность и сравнимость ее результатов.

Обеспечение граждан РФ гарантированным объемом медицинской помощи при надлежащем ее качестве и безопасности для пациента возможна путем:

1) внедрения медико-экономических стандартов;

2) внедрения системы гарантийных обязательств по объему, качеству и безопасности медицинской помощи;

3) разработки и внедрения методов, методик, технических и программных средств проведения экспертизы качества и безопасности медицинских услуг, обеспечивающих объективную и оперативную экспертизу качества медицинской помощи;

4) стимулирования внедрения новых медицинских и информационных технологий, высокоэффективного оборудования, медицинской техники, инструментов, материалов, лекарственных средств, биопрепаратов, улучшающих качество и безопасность медицинской помощи;

5) контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и лицензионной деятельностью.

Обеспечение доступности медицинской помощи возможно при:

1) предоставлении гарантированного объема медицинской помощи населению;

2) реальной возможности выбора пациентом лечащего врача и медицинского учреждения;

3) предоставлении необходимой и достоверной информации о медицинских и страховых услугах, качестве и безопасности услуг с указанием сведений о сертификации и лицензировании исполнителей услуг, о правах и обязанностях пациентов.

Правовая и социальная защищенность пациентов возможна при реализации следующих направлений:

1) строгая персонификация гражданина, в том числе и как субъекта медицинского страхования, оформленная, прежде всего, выдачей индивидуальных страховых медицинских полисов, позволяющих отразить индивидуальную историю отношений пациента с системой здравоохранения;

2) мониторинг состояния здоровья населения по установленной системе критериев на различных уровнях;

3) разработка и внедрение системы информационной безопасности населения в виде системы мер, обеспечивающих безопасность населения от безответственной, непроверенной и непрофессиональной информации на медицинские темы, прежде всего, через средства массовой информации, от непрофессиональных рекомендаций.

Контроль качеством медицинской помощи

Наиболее распространен заключительный контроль – экспертиза КМП после оказания медицинской помощи. Предварительный контроль и текущий контроль распространены значительно реже.

Основными задачами контроля являются выявление дефектов и ошибок в процессе оказания медицинской помощи и устранение их в будущем на основе разработки соответствующих корректирующих профилактических мероприятий.

Экспертиза КМП проводится в случае:

— претензии пациента (или его родственников), группы пациентов, общественных организаций в защиту прав пациентов;

— претензий страховых медицинских организаций;

— негативного исхода медицинской помощи (осложненное течение заболевания, хронизация при неполном выздоровлении, инвалидизация, летальный исход), которого можно было избежать;

— массовых заболеваний по неустановленной причине;

— инициативы самого ЛПУ или вышестоящего управления здравоохранением;

— инициативы территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Предметом контроля качества и экспертизы является:

— лечебно-диагностический процесс в конкретном клиническом случае;

— действия врача (группы врачей) в некоторой совокупности клинических случаев;

— действие лекарственного средства в конкретных клинических случаях;

— уровень качества и безопасности медицинской помощи за определенный период;

— уровень квалификации медицинского персонала;

— уровень здоровья населения определенного региона или изменения этого уровня в результате выполнения социальной или целевой медицинской программы.

Целями контроля качества и экспертизы КМП являются:

1) оценка правильности действия или решения врача, отделения ЛПУ или ЛПУ в целом в конкретном клиническом случае;

2) оценка профессионального уровня медицинского работника или группы медицинских работников, занятых в диагностическом или лечебном процессе определенного вида, по их действиям и решениям в совокупности клинических случаев;

3) оценка качества и безопасности медицинской помощи в следующих случаях:

— при выполнении диагностических и лечебных процедур без отклонения от технологии;

— при выполнении диагностических и лечебных процедур при отклонении от технологий;

— при выполнении диагностических и лечебных процедур в экстремальных условиях;

— при нарушении правил поведения и предписаний врачей со стороны пациента;

4) соблюдение стандартов и порядков оказания медицинской помощи;

5) оценка соблюдения требований других нормативно-правовых документов в области качества и организации медицинской помощи.

Уровни внутреннего и ведомственного контроля КМП в ЛПУ[1]

Контроль КМП и экспертиза конкретного клинического случая осуществляются на следующих уровнях:

Важнейшую роль в системе контроля КМП играет самостоятельный контроль непосредственным исполнителем (самоконтроль врачей и других медицинских работников). Главное здесь – формирование у работников мотивации к выявлению дефектов оказания медицинской помощи и постоянному совершенствованию лечебно-диагностического процесса на основе открытого обсуждения проблем качества, собственных ошибок и ошибок коллег, что естественно, предполагает формирование соответствующего морально-психологического климата в трудовом коллективе, стимулирующего выявление дефектов без боязни административных санкций со стороны руководства и осуждения со стороны своих коллег.

Итак, контроль КМП осуществляется:

ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ (САМОКОНТРОЛЬ).

1. При анализе медицинской амбулаторной карты больного и личного осмотра лечащий врач поликлиники исключает дефекты, наличие которых способствует снижению качества медицинской помощи.

2. При анализе медицинской карты стационарного больного и личного осмотра лечащий врач стационара исключает дефекты, наличие которых приведет к снижению качества медицинской помощи, и своевременно проводит корректировку лечебно-диагностических мероприятий.

При оказании медицинской помощи лечащим врачом необходимо строгое соблюдение требований действующего законодательства, стандартов медицинской помощи и иных нормативно-правовых актов в области КМП.

НА 1 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗАВЕДУЮЩИМ ОТДЕЛЕНИЕМ.

Заведующий поликлиническим отделением определяет уровень качества лечения в процессе наблюдения за пациентом, диспансеризации по соответствию набора стандартных показателей для каждой нозологической формы, заложенных в стандартах медицинской помощи, фактическому исполнению; оценивает состояние здоровья прикрепленного населения в зависимости от результатов экспертной оценки КМП.

Заведующий поликлиническим отделением может использовать любые формы контроля:

— личный осмотр пациента;

— изучение первичной медицинской документации (заочно);

— посещение больного на дому и т.д.

Охват контролем у заведующего отделением должен составлять 100% больных.

Заведующий стационарным отделением оценивает уровень качества лечения больного отдельными врачами по историям болезни и в результате личного осмотра больных.

Оценка качества медицинской помощи конкретному пациенту на уровне заведующего стационарным отделением осуществляется в 100% случаев для своевременной коррекции лечебно-диагностического процесса при совместных осмотрах с лечащими врачами.

Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. Экспертиза проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.

Экспертному контролю подлежат:

— случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

— случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности).

Оценка качества оказания медицинской помощи конкретному пациенту фиксируется в первичной медицинской документации или унифицированной форме журнала учета результатов контроля КМП и форме сводной информации об объемах и результатах контроля КМП.

Результаты экспертизы КМП по законченному случаю при наличии дефектов регистрируются в экспертном протоколе (или картах экспертной оценки), содержащем формализованное описание дефектов и ошибок, их возможных последствий и экспертное заключение установленной формы.

НА 2 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ГЛАВНОГО ВРАЧА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Контроль качества медицинской помощи на 2 уровне осуществляется заместителями руководителя медицинского учреждения на основе:

— анализа первичной медицинской документации;

— личного осмотра пациентов;

— при обходах подразделений учреждения;

— на заседаниях врачебных комиссий (в том числе комиссий по контролю за назначением лекарственных средств).

Объем контрольной деятельности на уровне всех заместителей главного врача (по медицинской части, по экспертизе временной нетрудоспособности и т.д.) составляет обычно не менее 30% от объемов 2 уровня для своевременной коррекции мероприятий по улучшению качества медицинской помощи и принятия соответствующих управленческих решений. Учет случаев контроля качества 2 уровня ведется в журнале формы N 035/у-02.

Целевая экспертиза КМП индивидуальных случаев оказания медицинской помощи проводится при:

— поступлении письменных жалоб пациента, его законного представителя или страхователя на КМП в медицинской организации;

— поступлении запросов правоохранительных органов;

— случаях летальных исходов;

— случаях внутрибольничного инфицирования и осложнений;

— случаях первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста.

Заместителем главного врача, ответственного за проведение контроля и экспертизы КМП, ежемесячно осуществляется анализ сведений об объемах и результатах контроля качества и экспертиз качества медицинской помощи, представленной заведующими отделениями.

По результатам анализа информации (ежемесячной), представленной заведующими отделениями, а также на основании личной контрольной и экспертной оценки КМП осуществляется подготовка аналитических отчетов (квартального, полугодового, годового), а также рекомендаций, проектов управленческих решений, направленных на улучшение качества медицинской помощи.

НА 3 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИЕЙ (ВК).

Одной из функций ВК также является контроль КМП. Работа ВК осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» в фиксированные часы согласно внутреннему распорядку медицинского учреждения.

Результаты оценки и контроля КМП фиксируются в журнале клинико-экспертной работы, форма которого утверждена приказом МЗ РФ от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактическом учреждении».

На основании информации журнала формы N 035/у-02 председателем ВК (сопредседателем) проводится анализ данных и составляется ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая и годовая сводка об объемах и результатах качества медицинской помощи.

НА 4 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДОВ (РАЙОНОВ).

Источником информации для 4 уровня контроля являются результаты аналитической оценки качества оказания медицинской помощи и экспертной оценки 3 предыдущих уровней контроля.

Основными задачами контроля КМП на 4 уровне являются:

— анализ деятельности медицинских учреждений городов (районов);

— совершенствование и внедрение медицинских технологий;

— выявление нарушений и дефектов медицинской технологии, разработка и реализация корректирующих мероприятий по устранению дефектов оказания медицинской помощи;

— оценка деятельности учреждений;

— принятие управленческих решений (на основе обратной связи) и оценка их результативности и эффективности.

Таким образом, 4-й уровень является уровнем принятия решений на уровне муниципальном уровне. По результатам контроля 4-го уровня выносятся управленческие решения по улучшению КМП и применению индивидуальных санкций (при необходимости).

НА 5 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ СУБЪЕКТА РФ.

Источником информации являются материалы предыдущих уровней контроля, результаты инспекционных проверок качества в медицинских учреждениях, данные социологических исследований, заявления и жалобы граждан.

Главным внештатным специалистом-экспертом по клинико-экспертной службе (или КМП) и специалистами отдела по КМП органа управления здравоохранением субъекта РФ осуществляется оказание организационно-методической поддержки по организации контроля КМП в подведомственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Источник: журнал «Главный врач» 2016/12

[1] В соответствии со ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: 1) государственный контроль; 2) ведомственный контроль; 3) внутренний контроль. В дополнение к указанным формам контроля в настоящее время формируется независимая система оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения. Контроль КМП, оказываемой по ОМС, рассматривается как отдельный вид контроля. Он регламентируется Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *