Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Тест по русскому языку на тему «Фонетика» (11 класс)

1 Слово, в котором больше букв, чем звуков:

2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв:

3. Слова, в которых происходит оглушение звонких:

4. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв

5. Слово, в котором больше букв, чем звуков:

6. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв:

7. Слова, в которых происходит оглушение звонких

8 Слова, в которых происходит оглушение звонких

9 Слово, в котором больше букв, чем звуков

10 Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв

11. Укажите звук всегда мягкий:

12. Шипящие согласные:

13. Определите согласный звук:

14 Отметить правильный перенос слова

15 Правильный перенос слова

16 Укажите звук всегда мягкий

17 Укажите звук всегда мягкий

18 Укажите слово, в котором три слога

19 Укажите согласный, не имеющий мягкой пары

20.Слова, в которых происходит озвончение глухих:

21 Слово, в котором буква не обозначает звук:

22 Правильный перенос слова:

23. Выделите ряд слов, в которых две буквы передают один звук:

А) расскажешь, камыш

24 Глухие, не имеющие парных звонких:

25 Звонкий согласный звук:

26 Назовите непарный по глухости-звонкости согласный:

27 Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук:

28 Правильный перенос слов:

А) по-дбить, акаци-я, Ра-змах

В) люб-овь, реб-ята, подъ-езд

С) бул-ьон, во-йна, а-кация

Д) лю-бовь, ре-бята, подъ-езд

Е) раз-ыскать, роз-ыгрыш, бол-ьшой

29 Назовите согласный звук, непарный по мягкости-твердости.

30 Укажите согласный, не имеющий твердой пары:

Код ответа «Фонетика 1»

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Номер материала: ДВ-301253

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В каких словах звуков больше, чем букв

Недаром русский язык считается непростым и богатым на синонимы и различные правила написания тех или иных слов. Бывает, что букв меньше, а звуков больше.

Звуковой перевес

Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.

Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв


Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я».

Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.

В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» «у», «я» «а».

Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»), люк ( «ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.

Это происходит в позициях, когда:

Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.

Определение количества звуков

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.

Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.

Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».

Если есть, то определить их позицию:

Это интересно! Говорим грамотно: есть ли слово нету в русском языке

Продолжить анализ в зависимости от позиции:

Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

План фонетического разбора слова

Это следующие случаи:

Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.

В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке: список слов

Если разбирать слово фонетически, то в результате получится следующая картинка: количество звуков не будет соответствовать числу букв в слове. Часто бывает так, что звуков в словах бывает больше, чем самих букв. А если еще и знать, в каких словах звуков больше, чем букв в русском языке, то вы точно запомнили информацию, которую преподавали в школе учителя. Ниже представлена картинка, где есть примеры правильного написания слов и их фонетический разбор, точнее слово разобрано на звуки.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Как видите, пишется одно, а слышится иное. Посмотрите ниже некоторые примеры таковых слов в русской грамматике:

Таких слов с количеством звуков большим, чем букв в русской грамматике множество. А зная правила, когда гласная и согласная буква означает два звука, вы сможете привести много примеров и самостоятельно. Далее смотрите еще некоторые примеры таковых слов.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Буквы, обозначающие два звука

Примеры:

ВАЖНО: Когда в слове имеется мягкий, твердый знак и есть гласные: Ё, Е, Ю, Я, то буквы и звуки будут уравниваться за счет того, что мягкий, твердый знаки не имеют никаких звуков.

В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке: правила

Существуют некоторые правила именно благодаря им и можно понять в каких словах звуков больше, чем букв. При выполнении фонетических разборов слова часто у учащихся появляются некие трудности из-за неполных знаний правил написания звуков.Буквой же считают графический символ, который применяется на письме.

Смотрите ниже изображение, запомните, когда Ё, Е, Я, Ю обозначают два звука.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Гласные, которые обозначают два звука

При фонетическом разборе пишется слово так, как оно слышится и если буква мягкая, то она обозначается двумя звуками. Когда же пишется просто слово, то таких обозначений не нужно делать. Как вы уже видели, что буквы Ё, Е, Я, Ю могут обозначать по два звука, многое зависит от позиции, где они стоят в слове. Примеры: Люк – ⌈л′ук⌋, Каюта – ⌈кай′ута⌋.

В 20 веке часто издания не печатали букву Ё, и в наше время у некоторых изданиях осталась эта традиция, но все же такая буква имеется в русской грамматике и она обозначает два звука: ⌈йу⌋ при определенных условиях. А именно, когда она находится в самом начале слова, когда ее пишут после любой гласной буквы, и если она пишется после мягкого, твердого знака.

ВАЖНО: Интересен тот факт, что еще в 1942 году Сталин указал, что буква Ё имеет место быть в русской грамматике. И ее следует писать там, где она созвучна.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

В русском языке все знают, что существует 33 буквы из них гласных всего – шесть штук, согласных двадцать одна, а вот звуков сколько – известно не всем. Согласных, точнее тех, которые их обозначают – тридцать шесть, а гласных – десять.

Согласно фонетическому звучанию слова, оно должно произноситься, включая все звуки, мягкие, твердые и т.п. Ключевая информация заключается в согласованности. В любом языке имеются отличия при написании и произношении слов. Интересно, что и языки распространяются между народом вначале на уровне звучания, а потом изучается написание слов.

Конечно же возникает вопрос, зачем все так усложнять? Но звуки широко применяются не только для разговоров, а и в вокальных произведениях. Все талантливые певцы, певицы изучают эти звуки, к примеру буква Я при долгом звучании в дальнейшем выходит на звук А. Этому учат специально, при неверном произношении слова, песня не будет звучать и не раскроется полностью звучание того или другого слова. Благодаря гласным звукам слово может звучать мелодичнее и протяжнее. Именно звуки составляют основу правильного произношения слова. Благодаря им наш язык может передавать не только смысл, а и эмоции.

Видео: В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке?

Пример анализа слов

Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:

Каюта: фонетический разбор слова

Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.

Примеры слов

Лексем в русском языке, в которых звуков больше, чем букв, немало – это явление считается достаточно распространенным.

Укажите в каком слове звуков больше чем букв

Бегает: фонетический разбор слова

Рассмотрим несколько примеров:

Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).

Это интересно! В чем разница – надеть или одеть, как правильно писать

3 буквы и 4 звука

Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:

Юла: фонетический разбор слова

3 б. и 4 зв. в лексеме может быть, если она содержит гласные, распадающиеся на 2: е, ё, ю, я. Это происходит в случаях, если указанная гласная стоит в начале, или она идет после другой гласной.

5 звуков и 4 буквы

В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:

Ежик: фонетический разбор слова

Здесь меньше графических знаков, чем звуков, по тем же причинам е, ё, ю, я распадаются на 2 значения, потому что находятся в начальной позиции или после гласной.

Это интересно! Где правильно ставить ударение в слове свекла

Полезное видео

Источник

Контрольно-оценочные средства по Русскому языку и культуре речи

Укажите в каком слове звуков больше чем буквУкажите в каком слове звуков больше чем буквУкажите в каком слове звуков больше чем буквУкажите в каком слове звуков больше чем буквУкажите в каком слове звуков больше чем буквУкажите в каком слове звуков больше чем букв

ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»

Зам.директора по ОД ГБПОУ «АПК»

« __» ___________ 2014г.

материалов для дифференцированного зачета по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

в виде набора тестовых заданий

по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах

основной профессиональной программы СПО

Организация-разработчик: ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»

Разработчик: Землянцева С.В., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»

Комплект материалов в виде набора контрольных заданий для проведения дифференцированного зачета по дисциплине «Русский язык и культура речи» рассмотрен и одобрен на заседании МК преподавателей ОД « » ____________2015 г., протокол №5.

Руководитель МК _____________ Захарова З.Э.

Материалы для дифференцированного зачета в виде набора контрольных заданий по «Русскому языку и культуре речи» по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной профессиональной программы СПО для профессий технического профиля и социально – экономического профиля разработаны на основании:

-федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового уровня ( Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

— примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для профессий и специальностей СПО (рекомендованной департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.);

Комплект материалов в виде набора контрольных заданий включает: двадцать девять вариантов заданий для обучающихся, таблицу критериев оценки выполнения экзаменационной работы и шкалу перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

В базовый вариант экзаменационной работы включены задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у обучающихся навыков владения русским языком, необходимых человеку в современном обществе. Все варианты заданий равноценны базовому по структуре, объему, представленности заданий разных содержательных линий, по проверяемым умениям и видам деятельности, а также по уровню сложности заданий и критериям оценки. Задания, включенные в разные варианты под одним и тем же номером, проверяют одни и те же элементы содержания одинакового уровня сложности.

2. Результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», подлежащие проверке

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

3.Перечень элементов содержания по русскому языку и культуре речи, включенных в работу.

Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова

Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Осложненное простое предложение. Сложное предложение. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Способы передачи чужой речи

Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Синтаксический анализ (обобщение)

Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ

Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Орфографический анализ

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)

Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы)

Выразительность русской речи

Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования.

Выразительные средства грамматики. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

1.(1 балл). Определите, в каком слове звуков больше, чем букв.

2. (1 балл). Определите, в каком слове ударение указано верно.

а) баловать (1-й слог)

в) гербовый (2-й слог)

3. (1 балл). Определите, лишнее слово в ряду синонимов.

4. (1 балл). Укажите слово, имеющее синоним.

5. (1 балл). Определите, какое из четырех слов относится к устаревшим.

6. (1 балл). Определите, какое из перечисленных слов имеет значение «исполненный надменности».

7. (1 балл). В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

а) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

в) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

г) Петров выступил на симпозиуме с очень интересным, ИНФОРМАЦИОННЫМ докладом.

8. (1 балл). Определите, какое слово неправильно разбито на морфемы.

1) ЗА-МЕР-ЕВ 2) НЕ-ПОД-ВИЖ-Н-ОЕ 3) С-МЕН-И-ВШ-ИЙ 4) (много) ЗНА-НИЙ-?

9. (1 балл). Выберите прилагательные с суффиксом АН

10. (1 балл). Выберите слова с приставкой ПРИ

11. (1 балл). Выберите слова общего рода

12. (1 балл). Определите, чем осложнено предложение.

Зашумел встречный поезд, налетел с грохотом и ветром, слившись в одну золотую полосу освещенных окон, и пронесся мимо.

а) однородными членами и обособленными определениями

б) однородными членами

в) уточняющими членами (сказуемыми) и обособленным обстоятельством

г) однородными членами и обособленным обстоятельством

13. (1 балл). Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:

Снежинок становится все больше и больше ( ) и в снежном хороводе не видно уже и падающих листьев, и тропы.

а) в этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И, запятая перед И не ставится

б) это предложение сложное (сложносочиненное), перед И ставится запятая

в) в этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая

г) это предложение сложносочиненное, запятая перед И не ставится

Россия( )это бесконечные снега ( ) над которыми поют мертвые серебряные метели.

а) в этом предложении подлежащее и сказуемое выражено существительным, между ними нужно поставить тире.

б) это предложение сложное, состоящее из двух простых; в первом предложении подлежащее и сказуемое выражено существительным, между ними нужно поставить тире.

в) это предложение сложное, состоящее из двух простых; в первом предложении подлежащее и сказуемое выражено существительным, между ними нужно поставить тире; после первого предложения мы ставим запятую, потому что предложение сложноподчиненное.

15-17. Запишите обоснованные ответы

15. (1 балл). Найдите «четвертое лишнее слово» в каждом ряду, подчеркните. Ответ обоснуйте.

а) молодежь, рояль, путь, соглашение.

Ответ: путь – разносклоняемое существительное

б) длина, удлинение, удлинить, длительность,

Ответ: длительность – продолжительность во времени

в) водить, подводный, водитель, завожу.

Ответ: подводный – от вода

16. (1 балл). Правильно ли утверждение, что все существительные относятся к 1, 2 или 3 склонению? Ответ обоснуйте.

Ответ: нет, есть несклоняемые и разносклоняемые существительные

17. (1 балл). Составьте словосочетания из слов, не нарушив литературной нормы. Обломки, обрывки, осколки, останки, ваза, корабль, письмо, яблоко, воин.

Ответ: обломки корабля, обрывки письма, осколки вазы, останки воина.

18-20. Вставьте орфограмму-букву

18. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.

В течени. всей передачи, в течени… реки, находясь в заключени…, в продолжен… романа, в продолжени… всего сказанного.

В течениЕ, всей передачи, в течениИ реки, находясь в заключениИ, в продолжениИ романа, в продолжениЕ всего сказанного.

19. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.

Вз…мать, раз…грался, сверх…нтересно, меж…нститутский, дез…нфекция.

ВзИмать, разЫгрался, сверхИнтересно, межИнститутский, дезИнфекция.

20. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.

Двух…ярусный, трех…сложный, пан…европейский, ин…екция.

ДвухЪярусный, трехЪсложный, панЪевропейский, инЬекция.

21-25. Работа с текстом

(1) Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных. (2) При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача. (3) Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым.(4) Однажды ранним февральским утром меня разбудили мои приятели, сельские ребята. (5) Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!». (6) Я через несколько минут был уже у дяди Прохора. (7) Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. (8) Лапа хищника была крепко зажата капканом. (9) Как только кто-нибудь из толпы пробовал приблизиться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. (10) Но короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. (11) Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. (12) Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. (13) Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх нее своей тяжестью. (14) Зверь был связан. (15) Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге. (16) Потом кота посадили в клетку. (17) Он вел себя странно. (18) Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей. (19) Так прошло три дня. (20) Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. (21) Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. (22) Хищник не обращал на нее никакого внимания. (23) Прожив еще два дня, камышовый кот погиб, а курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю. (24) Жалко было потерять такую добычу, но что делать! (25) По-видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы!

21. (1 балл). Определите стиль и тип текста

Ответ: публицистический, повествование

22. (1 балл). Из предложений 18–21 выпишите действительные причастия настоящего времени.

Ответ: окружающих, лежащей

23.(1 балл). Среди предложений 18–25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

24.(1 балл). Среди предложений 9–15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

25.(1 балл). Среди предложений 7–18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задания 26-29.

(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк…

Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что ос..нь идет. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно (красно) кафтанная стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили и в их крике чудились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах как (будто) спраш..вали Где все?

(Не) уютом и хол..дом см..трело все здесь теперь.

26. (3 балла). Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания в тесте задания.

ЖЕлто-бурые щЕтки жнивья глЯдели голо и холОдно в сумЕрках , только чертОполох силой засел на межах с чЕрно-желтыми пугОвками ржавой дикой рябинкИ.

Уже не было стрЕляющих в прОсторе стрижей , только чЕрное галочьё шумело в холОдеющЕм небе , кружило над избами , крИчало , что осЕнь идет. В серых рЯдах стОяли пышно разубраННые рЯбины , точно красно-кафтанная стража , затЕсавшаяся в серую тОлпу мужИков. Стаи гусей звонко трубили , и в их крике чудились холОда. ЧЕрные пугалы пялили руки в захолОдавших пустых огОродах , как будто спрашИвали : « Где все? »

Неуютом и холОдом смОтрело все здесь теперь.

Ответ: стиль художественной литературы, описание

28. (3 балла). Приведите пример олицетворения.

29. (3 балла). Найдите грамматическую основу в последнем предложении.

Задание: 1-5. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву

1.(1балл) Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

2.(1балл) Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог

3.(1 балл) Укажите ряд, в котором данные пары слов являются синонимами.

4. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

По прошествии немногих лет он был избран ГУБЕРНАТОРОМ… (Ю. Нагибин).

Всем до КАЗНАЧЕЙСТВА есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).

Это, Нафаня, друг моего детства! В ГИМНАЗИИ вместе учились! (А. Чехов).

Барин с ГУВЕРНАНТКОЙ рыбу ловят-с (А. Чехов).

5. (1балл) Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.

А. фельдфебель, комфорт, лекарь, земля

Б. ватрушка, жнец, мичман, галстук

В. медальон, мольберт, либретто, гитара

Г. пудинг, квас, одуванчик, хоккей

Задание 6-8. Укажите правильные варианты ответа, выбрав нужные буквы

6. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «строго, до мелочей последовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-нибудь»?

7.(1балл). В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ПРАКТИЧНЫЙ?

Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

Вихрев в ПРАКТИЧЕКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

8.(1балл). Укажите слово, в котором верно выделены основа и окончание.

10. (1балл). Выберите слова с приставкой ПРЕ-

11.(1 балл) Выберите слова мужского рода.

12. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

А) 1 Б) 2,4 В) 1,4 Г) 1,3

13. У кажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна

14.(1балл) Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

15.(1 балл) Найдите «четвертое лишнее» и в каждом ряду. Ответ обоснуйте.

а) тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

б) блестеть, убирать, застилать, расписать

в) двадцать один, восемь, седьмой, пять

16. Верно ли утверждение, что в русском языке возможно двойное ударение в слове. Ответ обоснуйте.

17.(1балл) Составьте словосочетания из слов, не нарушив литературной нормы.

Приехал, прибыл, прикатил, сосед, товарищ, парень, дружок, высокий гость.

Ответ : приехал сосед, прибыл высокий гость, прикатил дружок

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу террористов, вмешаться (в) следстви. (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца

Ответ : в следствиЕ непогоды, в следствиИ. по делу террористов, вмешаться в следствие, в продолжениЕ пяти лет, в продолжениИ повести, в) течениИ ручья, в течениЕ месяца

19. (1 балл) Вставьте орфограмму-букву.

Без..ндукционный, дез..нформация, от..мать, без..звестный.

Ответ : безИндукционный, дезИнформация, отЫмать, безЫзвестный.

20. (1балл) Вставьте орфограмму-букву

с..язвить, сверх..естественный, сверх..ёмкий, об..ект, пят..юдесятью, ш..ю

Ответ : сЪязвить, сверхЪестественный, сверхЪёмкий, обЪект, пятЬюдесятью, шЬю

Прочитайте текст и выполните задания 21-25.

(1)Михаил Васильевич Ломоносов занимает совершенно особое место в истории российской культуры. (2)Его имя написано золотыми буквами на скрижалях науки. (3)Жизненный подвиг этого незаурядного человека и сейчас вызывает изумление.(4)В далеком XVIII столетии крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знаниям, прибыл в Москву с берегов Белого моря, а затем в чрезвычайно короткий срок достиг вершин мировой культуры, произвел переворот в русской поэзии. (5)Ломоносов поставил и решил величайшие научные проблемы, заложил основы всего новейшего естествознания, опережая на целое столетие своих ученых-современников.(6)Родина Ломоносова — двинская земля, далекий север Русского государства. (7)С детства Ломоносов привык разделять трудности и опасности морского промысла. (8)Плавания с отцом развили в юном Ломоносове отвагу и неустрашимость, выносливость и находчивость, уверенность и наблюдательность. (9)Он любил суровый север — ледяной ветер в лицо и непокорное море.(10)С десятилетнего возраста в зимнее время Ломоносов учился читать и писать у сельского священника Семена Никитича Сабельникова. (11)Наставник, не зная латинского языка, занимался с учеником только чтением церковных книг и исчислением (математическими вычислениями). (12)Вскоре способный ученик превзошел учителя. (13)Односельчане стали обращаться к молодому грамотею, когда надо было написать какую-либо бумагу. (14)Сохранился договор на постройку церкви, написанный рукой четырнадцатилетнего Ломоносова. (15)В этих рукописях нет орфографических ошибок. (16)Освоив грамоту, Михаил стал усердно разыскивать книги. (17)Первыми книгами, прочитанными будущим ученым, стали Славянская грамматика Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.(18)Ломоносов твердо решил найти свой путь в жизни и получить знания (19)Он уже приобрел на родине немалые познания, но втайне мечтал учиться в школе.(20)В конце 1730 года 19-летний Ломоносов покинул отцовский дом и вслед за караваном мороженой рыбы отправился в Москву.(21)Он добрался до Москвы в начале января 1731 года и уже 15 января подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию.

21.(1балл) Укажите стиль и тип речи текста.

Ответ : публицистический, повествование

22.(1балл) Среди предложений 1—9 найдите предложение, в котором есть деепричастный оборот. Напишите его номер

23.(1балл) Среди предложений 1—10 найдите такое, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Напишите его номер.

24.(1балл) Укажите верную характеристику предложения 4.

Ответ: простое, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением

25. Укажите какой тип связи используется в словосочетании ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ (предложение 18).

Прочитайте текст и выполните задания 26-29.

Писать о лесах любимое мое занятие в некотором смысле даже гражданская обяза_ость. О судьбах лесов написано (н_) мало но время снова и снова возвращает нас к этой теме. (Не) обыкновенно важна роль леса в истории народов и ц_в_лизации в жизн_ и даже становлени_ человека. Лес дал человеку первые орудия труда познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров а и_чезая оставлял после себя пл_д_родный прах. Лес кормил наших отдале_ых предков снабжая их углеводами жирами белками и витаминами давал им кров защищая от солнца ветра дождя и мороза спасая от хищных зверей и иноплеме_иков. Из дерева делались дом и лодка острога и соха колыбель и гроб. Подли_ая история современной ц_в_лизации началась с изобретения бумаги и книги материал для которых дал все тот (же) лес.

26.(3балла) Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания в тексте-задании

Писать о лесах любимое мое занятие , в некотором смысле , даже гражданская обязаННость. О судьбах лесов написано нЕмало , но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цИвИлизации в жизнИ и даже становлениИ человека. Лес дал человеку первые орудия труда , познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров , а , иСчезая , оставлял после себя плОдОродный прах. Лес кормил наших отдалеННых предков , снабжая их углеводами , жирами , белками и витаминами , давал им кров , защищая от солнца , ветра , дождя и мороза , спасая от хищных зверей и иноплемеННиков. Из дерева делались дом и лодка , острога и соха , колыбель и гроб. ПодлиННая история современной цИвИлизации началась с изобретения бумаги и книги , материал для которых дал все тот же лес.

Ответ: публицистический, рассуждение

28.(3балла) Выделите грамматическую основу в первом предложенииОпределите вид и средства связи предложений в тексте.

Ответ: Занятие, обязанность писать о лесах

29. (3балла). Приведите пример олицетворения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *