Укажите в чем усматривает сущность человека идеализм

Идеализм в философии: понятие и основные идеи

Укажите в чем усматривает сущность человека идеализм

Один из распространенных вопросов, который не дает покоя философам, – «Что первично – материя или сознание?». В зависимости от выбранного ответа философов разделяют на две группы: те, кто поддерживают первый вариант, зовутся материалистами, а те, кто вторую группу – идеалистами. В рамках данного материала более подробно будет рассматриваться именно идеализм.

Что такое идеализм?

Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.

Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека. Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи.

Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.

Разновидности идеализма

Идеализм разделяется на две основные разновидности: субъективный и объективный.

В основе субъективного лежит существующее ощущение, представление, а также сознание конкретного индивидуума. Стоит отметить, что субъективный идеализм полностью отрицает наличие независимых от человека предметов за всеми ощущениями.

Объективный идеализм отличается от субъективного тем, что берет в качестве основы не личное, а некоторое мистическое сознание, то есть мировой разум, универсальную волю или нечто подобное. При этом наличие какого-либо отдельного сознания от человека не существует, а любое проявление идеализма приводит к божественной теории и религии.

Основные идеи идеализма

Основой для идеализма является первичность всего духовного и нематериального, при этом все материальное относится на второй план. Эта особенность делает идеализм крайне близким религии, которая также утверждает о конечности мира во времени, а также его обустроенности Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения, как основной контраргумент материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм обладает широким количеством трактовок, несмотря на то, что термин, очевидно, считается исконно философским.

С точки зрения теории классового общества идеализм является некоторым наукообразным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философски вопросы и особенности в значительной степени тормозят научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поднимаемые последователями идеализма, способствовали стремительным темпам развития философии, поскольку они позволяли исследовать различные формы познания.

В любом случае идеализм крайне тесно связан с религией, поскольку он по своей сути является некоторым понятийным и концептуальным выражением религиозной точки зрения. Практически во все века идеализм являлся некоторым философским подходом к обоснованию веры.

Основные концепции идеализма

Одни из первых рассуждений в данном направлении были сформулированы в Древней Греции. Начало им положил Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию – сущностью вселенной. Платон же в свою очередь считается родоначальником философской системы объективного идеализма. Он выдвинул точку зрения, согласно которой помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «очам разума». В рамках этого эфемерного мира существуют различные идеи и концепции, которые позволяют продвигать их и развивать материальный мир. При этом сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон полагал, что мир идей является божественным царством, где до рождения человека обитала его душа, и куда она вернется после смерти. Однако ученик Платон, Аристотель, оспаривал подобную точку зрения.

Однако наибольшего развития объективный идеализм достиг в работах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770 — 1831). Он выдвинул теорию о том, что существует некоторый Мировой Разум, который являлся Абсолютной Идеей. Именно она становится основой для формирования всех понятий, постепенно обретает материальную оболочку, порождая окружающий мир и самого человека. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа развития Абсолютной Идеи, поскольку она смогла проявляться не только в виде объектов физического мира, но и в качестве духовной – сознания человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. При этом главная особенность подобной точки зрения заключается в том, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных объектов и явления, возводя идеи в абсолют.

Классическим же проявлением субъективного идеализма является учение, которое было создано английским епископом Джорджом Беркли. Он считал, что все объекты физического мира являются некоторыми устойчивыми комбинациями из ощущений человека. Стоит отметить, что чрезмерное развитие подобной идеи приводит к выводу, что в мире не существует ничего, кроме ощущений. Подобные убеждения вылились в отдельное течение, получившее название солипсизма. Однако Беркли не поддерживал солипсизм, и в качестве ограничения определил, что ощущения являются воздействием Бога на душу. Таким образом, еще раз была подчеркнута тесная связь религии и идеализма.

Особенности развития современного идеализма

В современной философии существует достаточно большое количество экзистенциалистов, которые близки к идеалистическим воззрениям. Среди них можно выделить Л. Шестова (1866-1938), Н. Бердяева (1874-1848), М. Хайдеггера (1889-1976), Г. Марселя (1889-1973), Ж.П. Сартра(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Здесь важно отметить, что для каждого экзистенциалиста важнейшим компонентом является существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями. Из этого формируется и задача философии, которая заключается в нахождении некоторого смысла человека, то есть его подлинной экзистенции. Для того чтобы осознать окружающий мир человек в первую очередь должен осознать собственный смысл существования. Здесь показательной является точка зрения К. Ясперса, который утверждает, что научный подход не позволяет ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.

При этом, по мнению экзистенциалистов, истинной формой любого философского познания является интуиция, которая по своей сути является некоторым отражением субъективных переживаний личности. Также все экзистенциалисты разделяют существование человека на подлинное и неподлинное. Подлинное подразумевает свободную жизнь, где человек самостоятельно принимает все решения, а также несет ответственность за собственные решения. Неподлинная жизнь – полное погружение индивида в повседневности.

Стоит отметить, что в 20 веке появилось еще одно философское течение – персонализм, который по своей сути стал тесно пересекаться с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают человека с точки зрения двух аспектов: духовного, то есть человека как личность, а также материальном, человека как индивида. Первый аспект объясняется наличием у человека свободной и разумной духовной первоосновы и свободы выбора. Второй аспект формируется на том, что человек является частью природы и общества, а также подчиняется его законам. Персоналисты утверждают, что человек-личность подчиняется только Богу, в отличие от человека-индивида, который подчиняется еще и обществу. Из этой особенности следует важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.

Отличия материализма и идеализма

Два данных направления в философии конкурируют между собой практически с самого зарождения философии. Материализм является полностью противоположной концепцией идеализму. Его основными постулатами являются:

Если рассматривать с социальной точки зрения, идеализм является противоположностью материализма и выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в корректном отображении бытия.

В связи с тем, что два данных направления являются полностью противоположными, истинным может быть только одно из них. Большая часть учёных склоняется к тому, что именно материализм является более правдивой стороной.

Историю соперничества материализма и идеализма можно изучать в учениях различных известных философов, где последовательно излагаются все подобные точки зрения.

Источник

Итоговые тестовые задания 3 page

p Признать человека существом символическим

p В любых обстоятельствах необходимо сохранять самообладание

p Человеку необходимо быть эгоистом в пределах разумного

x Признать человека высшим существом

p Признать человека любознательным существом

260.Определите, к какому философскому направлению относится приведенное ниже суждение о пространстве и времени.

Пространство и время- это формы нашего восприятия

x Субъективный идеализм

p Метафизический материализм

p Диалектический материализм

p Объективный идеализм

261.Выберите положения, выражающие суть объективного идеализма

p Мир есть совокупность ощущений субъекта

p Мир существует вне сознания людей

x Основой мира является мировой разум

p Мир есть движущая сила материи

262.Назовите исторические формы идеализма

p Механистический, антропологический

x Объективный, субъективный

p Индуктивный, дедуктивный

p Атомистический, метафизический

p Эмпирический, рационалистический

263.Выберите философские направления Древнего Китая

x Даосизм, конфуцианство

p Натурфилософия, атомизм

p Санкхья, вайшешика

p Брахманизм, иудаизм

264.В чем усматривает сущность человека идеализм

p В профессиональной подготовке

p В социальных отношениях

p В биологическом строении

265.Выделите определение мировоззрения

p Совокупность взглядов на мир, присущая человеку и животным

p Это определение воззрения, взгляды на мир и свое место в нем

p Результат научного познания мира

x Система взглядов на мир как целое, являющаяся организующим фактором. жизнедеятельности человека и общества

p Совокупность взглядов на мир, присущая только человеку

266.Главное отличие человека от животного с позиций идеализма

p Биологическое строение организма

p «Искусственная» среда обитания

267.Укажите, какое из определений закона дано с позиций субъективного идеализма

x Законы природы и общества есть продукт творческого мышления людей

268.Что общего между философией и религией

p Являются формой связи между людьми

p Развивают учение о сотворении мира

x Являются историческими формами мировоззрения

p Связаны с учением о Боге

p Являются формами познания мира

269.Выберите высказывания, характеризующие суть философского материализма

x Это одно из мировоззренческих оснований философских систем. признающих объективную закономерность существования мира, отображаемую в сознании

p Это принцип жизни, характеризующийся признанием первичности материальных благ для жизни человека

p Это признание реального существования вещей и тем

p Это научная теория о происхождении человека и общества

270.Укажите, какое из определений закона дано с позиций религии

p Законы природы и общества есть продукт творческого мышления людей

271.Что общего между философией и мифологией

p Являются формами познания мира

p Связаны с учение о Боге

p Развивают учение о сотворении мира

x Являются историческими формами мировоззрения

p Развивают учение о сотворении мира

272.Что общего между религией и мифологией

p Развивают учение о сотворении мира

p Являются формами познания мира

p Связаны с учение о Боге

x Являются историческими формами мировоззрения

p Являются формой связи между людьми

273.Выберите положения, характеризующие понятие «субстрат»

p То же, что и материя

p Универсальная первопричина

x Универсальное первовещество

p То же, что и идея

275.К какому мировоззренческому направлению в философии можно отнести взгляды Демокрита

p Субъективному идеализму

p Объективному идеализму

x Наивному материализму

p Антропологическому материализму

p Механистическому материализму

276.Как называли платных учителей «мудрости» в Древней Греции

277.Назовите представителя объективного идеализма из следующих философов

278.Учеников Аристотеля называли

279.Выберите положения характеризующие понятие «субстанция»

p То же, что и материя

p Универсальное первовещество

x Универсальная первопричина

p То же, что и идея

280.Выберите положения, выражающие суть пантеизма

p Вера в единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего над миром

p Признание Бога как первопричины бытия мира

p Отрицание существования Бога

p Учение о триединстве Бога

x Учение о слиянии Бога с природой

281.Выберите позиции, выражающие суть деизма

p Отрицание существования Бога

x Признание Бога как первопричины бытия материи

p Учение о слиянии Бога с природой

p Вера в единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего над миром

p Учение о триединстве Бога

282.В чем суть теории «двойственной истины» по Аль-Фараби и Ибн-Сины (Авиценны)

p Религиозное учение о борьбе света и тьмы, добра и зла

p Учение, в котором философия и богословие независимы друг от друга и имеют особые области применения

x учение, утверждающее, что философия и религия имеют одну истину, но пути к ней два: путь знания и путь веры

p Учение, в котором материя и сознание составляют два независимых друг от друга начала

p Учение о взаимодействии двух диалектических начал

283.Назовите основные направления мусульманской схоластики

x Мутазилиты, мутакаллимы

p Исмаилизм, софизм

284.Какое название получило учение средневекового философа Фомы Аквинского

285.Назовите философов арабо-мусульманского Востока

p Кант, Гегель, Фейербах

p Башляр, Карнап, Хайдеггер

p Демокрит, Гераклит, Фалес

p Декарт, Бэкон,Спиноза

x Аль-Фараби, Ибн-Рошд, Омар Хайям

286.Выберите положения, выражающие суть атеизма

p Учение о триединстве Бога

x Отрицание существования Бога

p Признание Бога как первопричины бытия материи

p Вера в единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего над миром

p Учение о слиянии Бога с природой

287.Как понимается человек у гуманистов Возрождения

p это есть мера всех вещей

p это политическое животное

x это образ и подобие Бога-творца

p это есть совокупность общественных отношений

288.Кто является представителем эмпиризма в философии

289.Что является истинным источником познания в рационализме

p Божественное откровение

290.Назовите представителя субъективного идеализма из следующих философов

291.Кто является в эпоху Нового времени наиболее ярким представителем сенсуализма

292.Основным методом получения истинного знания Декарт считал

294.Представителю какого философского направления принадлежит следующее высказывание «Эмпирическое наблюдение само по себе никогда не может доказать достаточным образом необходимость. Это до такой степени верно, что из постоянного восхождения солнца утром не следует, что оно взойдет и завтра»

295.К какому направлению относится философское учение, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно по вопросу истинного знания

296.Почему просветителей называют просветителями

p За то, что они боролись с религией

x За то, что они источником социальных противоречий считали невежество, неумение отличать добро от зла

p За то, что они развивали науку

p За то, что они боролись с невежеством

p За то, что они просвещали народ

297.Назовите виднейших французских представителей эпохи Просвещения в Европе

p Казарменного социализма

x Общественного договора

p Общественно-экономической формации

299.Автором какой из философских работ является И.Алтынсарин

x «Киргизская хрестоматия»

p «Записка о судебной реформе»

300.Кто является первым педагогом-просветителем Казахстана

301.Автором какой из философских работ является Ч.Валиханов

x «Записка о судебной реформе»

p «Киргизская хрестоматия»

302.Автором какой из философских работ является А.Кунанбаев

p «Записка о судебной реформе»

p «Киргизская хрестоматия»

303.В каком веке зародилась религия ислам

304.В чем суть гегелевского учения о диалектике

p это искусство организации диалога

p это универсальное учение о природе, обществе и человеке

p это способ построения научной теории

p это иррациональное учение, противоположное логике

305.Перечислите основные сочинения И.Канта

p «Я и Оно», «Смысл и назначение истории»

p «Книга перемен», «Метафизика», «Метаморфозы»

x «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»

p «О природе вещей», «Наука логики»

p «Истина и метод», «Бытие и время»

306.Кто является родоначальником классической немецкой философии

307.В чем суть антропологического материализма Л.Фейербаха

308.Кто автор данной философской работы «Наука логики»

309.Назовите основные сочинения Л.Фейербаха

x «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего»

p «Государство», «О природе вещей»

p «Критика способности суждения», «Наукоучение»

p «Метафизика», «Наука логики»

p «Критика чистого разума», «Капитал»

310.В чем заключается, на ваш взгляд, философский подвиг Гегеля

x Развитие диалектического метода

p Построение теоретический философии как законченной системы

p Развитие методологии естествознания

p Материалистический подход к социально-экономическим процессам

p Развитие кантовского учения о бытии Бога

311.Каковы, на ваш взгляд, основные положения И.Канта о познании

p Процесс познания неограничен, высшее знание – Бог

p Мир познаваем частично или на уровне гипотез

p Мир познаваем, субъект отражает и познает его в процессе эмпирического опыта

312.Назовите представителей «русского космизма»

313.Что такое неклассическая философия

p Философия конца 18-19 вв.

x Философия информационной цивилизации

p Философия эпохи Просвещения

p Философия Аристотеля

p Философия эпохи Возрождения

314.Основные направления неклассической философии

x Прагматизм, герменевтика, феноменология, экзистенциализм

p Прагматизм, герменевтика, аналитическая философия, схоластика

p Прагматизм, герменевтика, перипатетизм

p Прагматизм, герменевтика, софистика, экзистенциализм

p Прагматизм, герменевтика, психоанализ, марксизм

315.Назовите представителей философии позитивизма

p Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс

x О.Конт, Э.Мах,Р.Авенариус

p Гегель, Фейербах, Маркс

p Кьеркегор, Сартр, Камю

316.Перечислите основные экзистенциальные категории

x Ответственность, одиночество, выбор, любовь, бытие-в-мире

p Дух, сознание, идея, субъект

p Мировой разум, Бог-сын

p Пространство, время, движение

p Форма, материя, объект, субстанция

317.Укажите гносеологическую позицию конвенциализма

318.Укажите гносеологическую позицию прагматизма

319.Укажите особенности русской философии, ее отличие от западной

p Учение о перерождении души, учение о воздаянии, учение о великом пути жизни

p Прагматизм, индивидуализм, рационализм

p Трудовая этика и социальная справедливость

p Демократические идеи, популизм

320.Назовите представителей религиозной философии России 19в

321.Что такое «экзистенция»

x Существование, окружение человека, синоним бытия человека

322.Категория человека в философии Н.Бердяева, ее особенности

x Человек преобразует мир в соответствии с принципами свободы и творчества

p Человек и его поведение определяются биологическими законами

323.Перечислите источники неотомизма

x Философия Аристотеля и христианская схоластика Фомы Аквинского

p Экономическое учение А.Смита и учение о государстве Н.Макиавелли

p Учение Парменида и рационалистическое учение Спинозы

p Реформаторское учение М.Лютера и гуманизм Возрождения

p Утопический социализм Т.Моора и Т.Кампанеллы

324.Назовите основоположников феноменологической философии

p Аль-Фараби, Ибн-Сина

325.Назовите представителей экзистенционализма

p Шлейермахер, Дильтей, Гадамер

p О.Конт, Э.Мах, Р.Авенариус

x Кьеркегор, Сартр, Камю

p Гегель, Фейербах, Маркс

p Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс

326.Укажите позицию индетерминизма

x В природе нет ни причины, ни следствия

p Причиной всего существующего является Бог

p Все явления в мире причинно обусловлены

p причиной всего существующего является атом

p Все в мире возникает случайно

327.Что такое материя с позиций диалектического мышления

p Это весь существующий мир

p Совокупность атомов

x Объективно существующая реальность независимо от сознания

p это то, что изучает наука

328.Укажите позицию детерминизма

p Причиной всего существующего является атом

p Причиной всего существующего является Бог

x Все явления в мире причинно обусловлены

p В природе нет ни причины, ни следствия

p Все в мире возникает случайно

329.Что является источником развития в диалектике

330.Укажите закон диалектики

x Закон единства и борьбы противоположностей

p Закон всемирного тяготения

p Закон исключенного третьего

p Закон сохранения вещества и энергии

p Закон достаточного основания

331.Укажите гносеологическую позицию синергетики

332.Укажите определение культуры с позиций синергетики

x Культура – саморазвивающаяся система

333.Что называют противоречием

p Рядоположенные стороны предмета или явления

p Стороны предмета или явления, исключающие друг друга

p Стороны предмета или явления, дополняющие друг друга

p Стороны предмета или явления, обуславливающие друг друга

x Стороны предмета или явления, одновременно исключающие и обуславливающие друг друга, переходящие друг в друга

334.Какое из определений отражает диалектическую взаимосвязь категорий «форма» и «содержание»

p Содержание не облекается в форму

p Форма изменяется автоматически вслед за содержанием

p Изменяется только содержание, форма остается неизменной

x Всякое содержание имеет форму

p Форма предшествует содержанию

335.Укажите закон диалектики

x Закон перехода количественных изменений в качественные различия

p Закон достаточного основания

p Закон всемирного тяготения

p Закон сохранения вещества и энергии

p Закон исключенного третьего

336.Укажите диалектическое понимание отрицания

p Отрицание- полный разрыв между ступенями развития

337.Укажите гносеологическую позицию диалектики

338.Что называют отрицанием в диалектике

p разрушение старого количества и сохранения качества

p Обновление старого

x «снятие» старого качества с сохранением количества

p Уничтожение старого предмета или явления

p Частичное разрушение старого

339.Укажите закон диалектики

p Закон сохранения вещества и энергии

p Закон достаточного основания

x Закон отрицания отрицания

p Закон исключенного третьего

p Закон всемирного тяготения

340.Что называют противоположностями

p Стороны предмета или явления, дополняющие друг друга

p Рядоположенные стороны предмета или явления

p стороны предмета или явления, обуславливающие друг друга

p Стороны предмета или явления, исключающие друг друга

x Стороны предмета или явления, одновременно исключающие и обуславливающие друг друга, переходящие друг в друга

341.Что означает понятие «мера»

p Математическая величина

p Количественная характеристика предмета

p Качественная характеристика предмета

p Физическая величина

x Качественно-количественная граница предмета

p Головной мозг человека

343.Выделите определение субъекта познания

p Весь духовный мир

x То, на что направлена преобразующая и познавательная деятельность человека

p Тот, кто преобразует и познает объективный мир

p Весь материальный мир

p Часть материального мира

344.Выделите определение объекта познания

p Весь материальный мир

p Весь духовный мир

p Часть материального мира

p Тот, кто преобразует и познает объективный мир

x То, на что направлена преобразующая и познавательная деятельность человека

345.Философское учение, отрицающее принципиальную возможность познания мира

346.Выделите форму чувственного познания

347.Метод рационального познания

348.Выделите форму рационального познания

349.Выделите форму рационального познания

350.Укажите на характеристику дедуктивного метода выведения умозаключениия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *