Укажите в чем состоит закономерность управления учебно воспитательным процессом
Б) ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Педагогические процессы характеризуются разнообразными связями и зависимостями. Главные из них выражаются в закономерностях.
— Закономерность динамики педагогического процесса. Она состоит в том, что величина всех последующих достижений ученика (воспитанника) на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах.
— Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Установлено, что темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
— Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Результативность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между учениками (воспитанниками) и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
— Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Это означает, что для обеспечения действительно прочного усвоения норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе необходимо объединять эмоции, рассудок и действие.
— Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
На этих и других закономерностях основаны принципы педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса – это ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов.
Принципы построения педагогического процесса:
— учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
— решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
— учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
— осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
— создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
— стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
В) КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Компоненты педагогического процесса:цель, содержание, деятельность и результат
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,
Результативный компонентотражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 2206 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса.
Данная закономерность раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
Заполните пропуски в формулировке данной закономерности:
Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются ___________ (на пассивность и безразличие), ___________ (значительного результата ожидать не следует).
Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем — при всем желании он ________________ (ничему у него не научится).
Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников.
Закономерность динамики педагогического процесса.
Величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер и чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты. Один в третьем классе уже умеет хорошо читать, другой же имеет проблемы с чтением и пониманием. Кто лучше закончит начальную школу, нетрудно предугадать.
4. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:
· воспитательной и учебной среды;
· применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
· интенсивности и качества чувственного восприятия;
· логического осмысления воспринятого;
· практического применения осмысленного.
Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.
6. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
· действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
· интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомыми;
если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, правильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий результат будет более весомым.
Из выделенных закономерностей вытекают принципы педагогического процесса, те основополагающие требования, соблюдение которых влияет на эффективность этого процесса.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Коллектив авторов
Книга «Шпаргалка по педагогике (для педагогов)»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие.
1. Закономерность динамики педагогического процесса – величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).
Главные этапы педагогического процесса:
На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Важную роль на данном этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).
15. Педагогические цели
Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. При этом у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.
Цель – категория философская, представляет собой идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.
Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.
Инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов.
Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:
– первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;
– вторая группа – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;
– третья группа – цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся (например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса).
Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
1) сравнить, обобщить определенную информацию;
2) сделать выбор наиболее значимой информации;
3) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия.
Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях.
Предмет педагогической цели – это та сторона личности воспитанника, которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;
4) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.
Закономерности и принципы учебно-воспитательного процесса
План.
1.Понятие об учебно-воспитательном процессе: функции, компоненты, структура, основные этапы.
2. Закономерности учебно-воспитательного процесса.
3. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
Понятие об учебно-воспитательном процессе. Функции, компоненты, структура, основные этапы.
Процесс означает изменение, движение вперед.
Педагогический процесс – процесс развивающегося взаимодействия воспитателей и воспитываемых, направленное на достижение заданной цели и проводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Иными словами – педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт преобразуется в качества личности.
Синонимом термина «педагогический процесс» является термин «учебно-воспитательный процесс», представляющий собой совокупность академических занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по единому плану.
Объект деятельности педагога – личность, коллектив.
Предмет – процесс формирования человека на всех этапах его развития.
Доминирующими функциями любого педагогического процесса являются: обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая.
Компонентами педагогического процессс точки зрения субъектно – объектных отношений являются учителя, учащиеся и те условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.
С точки зрения структурного подхода, который характеризует систему педагогического процесса, его компонентами являются: цели, задачи, содержание, методы, формы организации, результаты.
Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой –компонент представляет множество целей и задач педагогической деятельности: от генеральной задачи – формирования разносторонне развитой, гармоничной личности до конкретных задач – формирования её отдельных качеств личности.
Содержательный –отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую отдельную задачу.
Деятельностный –раскрывает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут определенный результат. Этот компонент в педагогической и методической литературе называют еще организационным или организационно-управленческим.
Результативный (аналитико – результативный)– отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью, позволяет сделать анализ эффективности педагогического процесса.
Педагогический процесс имеет циклический характер, при котором его развитие проходит определенные этапы – подготовительный, основной, заключительный.
Закономерности и принципы учебно-воспитательного процесса.
В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Даже без специального исследования можно заключить, что в столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Подобные системы десятком-другим закономерностей не описываются.
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и другие) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).
Педагогические процессы характеризуются разнообразными связями и зависимостями. Главные из них выражаются в закономерностях.
— Закономерность динамики педагогического процесса. Она состоит в том, что величина всех последующих достижений ученика (воспитанника) на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах.
— Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Установлено, что темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
— Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Результативность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между учениками (воспитанниками) и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
— Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Это означает, что для обеспечения действительно прочного усвоения норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе необходимо объединять эмоции, рассудок и действие.
— Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
На этих и других закономерностях основаны принципы педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса – это ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов.
Принципы построения педагогического процесса:
— учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
— решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
— учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
— осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
— создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
— стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.