Укажите в чем причина трагедии раневской и гаева

8. Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект? 9. В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох? (ЕГЭ по литературе)

8. Негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект объясняется нежеланием помещиков расставаться с вишневым садом, который был им дорог.

Несмотря на долги, землевладельцы не готовы продать своё поместье. Ермолай Алексеич уверен, что сдача участка в аренду под дачи — прибыльное дело, только для этого необходимо «снести все старые» и «вырубить старый вишнёвый сад».

Такое предложение вызывает возмущение у Любови Андреевны. Героиня считает: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так только наш вишнёвый сад». Поместье напоминает Раневской о молодости и дворянской жизни.

Неприязнь помещиков по отношению к плану Лопахина усиливается с помощью повтора в репликах Гаева: «Какая чепуха!». Это говорит о том, что хозяева имения искренне не понимают точку зрения Ермолая Алексеича, так как они являются представителями сословия, которое уходит в прошлое. Сам же Лопахин причисляет себя к «простым мужикам».

Таким образом, вишнёвый сад напоминает Раневской и Гаеву о былой дворянской жизни. Именно поэтому лопахинский проект вызывает у них возмущение.

9. Во многих произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох.

«Вишнёвый сад» Чехова можно сопоставить с комедией Грибоедова «Горе от ума». Чацкий — образованный, целеустремлённый молодой человек, который придерживается идей просвещения. Вернувшись в Москву, он вступает в конфликт с представителями дворянства: «За древностию лет/К свободной жизни их вражда непримирима». Чацкий открыто критикует «фамусовское» общество, главным принципом которого является чинопочитание. Как и Лопахин, главный герой «Горя от ума» привносит идеи и взгляды, которыми возмущены представители дворянства.

Эту же тему Тургенев поднимает в своём произведении «Отцы и дети». Евгений Базаров — нигилист по своим убеждениям: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным». Как и Лопахин, герой романа встречает непонимание и отрицание его взглядов со стороны дворянства. Например, Павел Кирсанов, для которого аристократия — движущая сила общественного развития, искренне не понимает Базарова. Дворянин выступает за установившиеся порядки и не переносит инакомыслия. Кульминацией конфликта становится дуэль между героями.

Таким образом, и Чехов, и Грибоедов, и Тургенев в своих произведениях изображали столкновения между поколениями.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Тестовые задания по творчеству А.П.Чехова 10 класс

Данный тест поможет учителю проверить уровень усвоенных знаний по изученным произведениям А.П. Чехова.

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по творчеству А.П.Чехова 10 класс»

Тест по творчеству А.П.Чехова 10кл

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова: 1б

2. Кем был А. П. Чехов по профессии?
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком

3. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова: 1б

а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки» г) «Осколки»

4. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов

не принадлежит А.П.Чехову? 1б

а) Человек без селезенки б) Брат моего брата в) Балдастов г) Алов

5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

6. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного,

подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя? 1б
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»

7. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? 1б

1) всеобщий страх 2) всеобщая трусость 3) порядочность

4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает

8. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем 1б
а) Греческого языка б) Латинского языка

в) Математики г) Русского языка и литературы

9. Назовите основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» 1б

А) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)

Б) нет никакой интриги, борьбы В) борьба вокруг продажи имения

Г) столкновение между различными социальными группами (помещик – купец)

Д) внутрисемейный конфликт

делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

11. Кто из персонажей комедии «Вишневый сад» «проел(а) состояние на леденцах». 1б

а) Раневская; б) Симеонов-Пищик; в) Гаев; г) Фирс.

12.Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот

цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали.

Вперед! Не отставайте, друзья!»? 1б

А) Гаева Б) Трофимова В) Яши

13. Темой пьесы «Вишневый сад» является: 1б

а) Судьба Раневской и Гаева; б) Судьба России и ее будущее;

в) Судьба сада; г) Вторжение, приход капитализма в лице Лопахина.

14.Какова судьба Гаева в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б

А) уезжает с Раневской за границу Б) принят чиновником в банк

в) остается жить в имении Г) уезжает жить к ярославской бабушке

15. Многие из героев живут прошлым, некоторые – будущим. Кто в тексте живет в настоящем? 1б

а) Фирс б) Трофимов в) Раневская г) Лопахин

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Тест по творчеству А.П.Чехова

1. В каком городе родился А.П.Чехов: 1б

а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог

2. Как называлась книга о жизни каторжан на Сахалине? 1б

а) «Рассказ неизвестного человека» б) «Остров Сахалин»

в) «В ссылке» г) «Убийство»

3. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? 1б

а) Червяков; б) Беликов; в) Старцев; г) Очумелов.

4. Героем какого произведения Чехова был врач? 1б

а) «Ионыч»; б «Крыжовник»; в) «Человек в футляре»; г) «Хамелеон».

5.Основная проблематика чеховских рассказов зрелого периода – это 1б

А) любовь к «маленькому человеку»

Б) протест против душевной вялости, пошлости, общественной пассивности

В) обличение безволия, личной слабости, неумения разобраться в собственной жизни

6. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую 1б

осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)

7. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев

превращается в Ионыча – «языческое божество»? 1б

А) «среда заела» Б) в этом его собственная вина

В) неостановимый ход времени Г) Екатерина Ивановна

8. Кто «недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк»? 1б
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)

9. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру

а) трагедия б) комедия в) трагикомедия г) драма

нескладная, несчастливая жизнь»? 1б

А) Раневской Б) Лопахину В) Епиходову

11. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия? 1б

а) «бурный поток» б) «подводное течение»

в) «невидимая жизнь» г) «буря и натиск»

12. Укажите, что является главными темами пьесы «Вишневый сад» 2б

А) прощание с юностью, молодостью

Б) смена феодально-крепостнической системы буржуазных отношений

В) разорение и упадок дворянских гнезд

Г) поместное дворянство переживает последнюю стадию своего разложения,

Д) призыв к борьбе с прошлым

13. Какова судьба Раневской в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б

а) Выходит замуж; б) Остается экономкой в своем имении;

в) Уезжает за границу; г) Умирает.

14. Кто из приведенных ниже героев не действует в пьесе «Вишневый сад»? 1б

а) Епиходов; б) Доктор Старцев; в)Лопахин; г) Шарлотта.

15. Кому из пьесы «Вишневый сад» принадлежат слова: «Человечество идет вперед,

совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким,

понятным, только вот надо работать. » 1б

а) Лопахину; б) Петру Трофимову в) Епиходову; г) Симеонову-Пищику.

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Тест по творчеству А.П.Чехова

1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов 1б

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

2. Начало творческой деятельности А.П. Чехова была связана с журналом: 1б

а) «Отечественные записки» б) «Стрекоза»

в) «Осколки» г) «Будильник»

3. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье: 1б

А) «Крыжовник» б) «Душечка»

в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»

4. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и

Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал

в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Кто этот герой? 1б
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)

Кто из героев А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и

гляди, хрюкнет в одеяло»? 1б
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)

6. В каком рассказе Чехова есть персонаж с фамилией Туркин? 1б

а) «Крыжовник»; б) «Палата № 6»; в) «Ионыч»; г) «Смерть чиновника»

7. Проблема деградации и нравственной смерти человека стала основной темой рассказа: 1б

а) «Человек в футляре»; б) «Смерть чиновника»; в) «Ионыч»; г) «Крыжовник».

8. Чем объединены рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»? 1б

В) они связаны композиционно: рассказаны одними и теми же героями, которые попеременно

становятся то рассказчиками, то действующими лицами

Г) в собрании сочинений А.П. Чехов поместил их один за другим, т.к. они составляют цикл,

все написаны в 1898г.

9. Первая пьеса А.П. Чехова 1б

а) «Чайка» б) «Безотцовщина» в) «Вишневый сад» г) «Иванов»

10. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева? 1б

А) Гаев – муж Раневской Б) Гаев – ее брат В) Гаев – ее сосед, они друзья юности

11.Укажите, в чем причина трагедии Раневской и Гаева 1б

А) нежизнеспособность дворян, которые не приспособились к новым условиям жизни

Б) неспособность понять, что их время ушло В) излишняя доверчивость

Г) мягкость, интеллигентность

12. В чем заключается особенность развития действия в пьесе «Вишневый сад»? 1б

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

13 Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля,

глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…».

А) Лопахину Б) Гаеву С) Трофимову

14. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»? 1б

А) Раневская Б) Гаев С) Шарлотта Ивановна

делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу.В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) )причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Источник

Тестовые задания по творчеству А.П.Чехова 10 класс

Данный тест поможет учителю проверить уровень усвоенных знаний по изученным произведениям А.П. Чехова.

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по творчеству А.П.Чехова 10 класс»

Тест по творчеству А.П.Чехова 10кл

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова: 1б

2. Кем был А. П. Чехов по профессии?
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком

3. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова: 1б

а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки» г) «Осколки»

4. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов

не принадлежит А.П.Чехову? 1б

а) Человек без селезенки б) Брат моего брата в) Балдастов г) Алов

5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

6. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного,

подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя? 1б
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»

7. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? 1б

1) всеобщий страх 2) всеобщая трусость 3) порядочность

4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает

8. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем 1б
а) Греческого языка б) Латинского языка

в) Математики г) Русского языка и литературы

9. Назовите основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» 1б

А) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)

Б) нет никакой интриги, борьбы В) борьба вокруг продажи имения

Г) столкновение между различными социальными группами (помещик – купец)

Д) внутрисемейный конфликт

делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

11. Кто из персонажей комедии «Вишневый сад» «проел(а) состояние на леденцах». 1б

а) Раневская; б) Симеонов-Пищик; в) Гаев; г) Фирс.

12.Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот

цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали.

Вперед! Не отставайте, друзья!»? 1б

А) Гаева Б) Трофимова В) Яши

13. Темой пьесы «Вишневый сад» является: 1б

а) Судьба Раневской и Гаева; б) Судьба России и ее будущее;

в) Судьба сада; г) Вторжение, приход капитализма в лице Лопахина.

14.Какова судьба Гаева в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б

А) уезжает с Раневской за границу Б) принят чиновником в банк

в) остается жить в имении Г) уезжает жить к ярославской бабушке

15. Многие из героев живут прошлым, некоторые – будущим. Кто в тексте живет в настоящем? 1б

а) Фирс б) Трофимов в) Раневская г) Лопахин

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Тест по творчеству А.П.Чехова

1. В каком городе родился А.П.Чехов: 1б

а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог

2. Как называлась книга о жизни каторжан на Сахалине? 1б

а) «Рассказ неизвестного человека» б) «Остров Сахалин»

в) «В ссылке» г) «Убийство»

3. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? 1б

а) Червяков; б) Беликов; в) Старцев; г) Очумелов.

4. Героем какого произведения Чехова был врач? 1б

а) «Ионыч»; б «Крыжовник»; в) «Человек в футляре»; г) «Хамелеон».

5.Основная проблематика чеховских рассказов зрелого периода – это 1б

А) любовь к «маленькому человеку»

Б) протест против душевной вялости, пошлости, общественной пассивности

В) обличение безволия, личной слабости, неумения разобраться в собственной жизни

6. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую 1б

осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)

7. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев

превращается в Ионыча – «языческое божество»? 1б

А) «среда заела» Б) в этом его собственная вина

В) неостановимый ход времени Г) Екатерина Ивановна

8. Кто «недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк»? 1б
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)

9. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру

а) трагедия б) комедия в) трагикомедия г) драма

нескладная, несчастливая жизнь»? 1б

А) Раневской Б) Лопахину В) Епиходову

11. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия? 1б

а) «бурный поток» б) «подводное течение»

в) «невидимая жизнь» г) «буря и натиск»

12. Укажите, что является главными темами пьесы «Вишневый сад» 2б

А) прощание с юностью, молодостью

Б) смена феодально-крепостнической системы буржуазных отношений

В) разорение и упадок дворянских гнезд

Г) поместное дворянство переживает последнюю стадию своего разложения,

Д) призыв к борьбе с прошлым

13. Какова судьба Раневской в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б

а) Выходит замуж; б) Остается экономкой в своем имении;

в) Уезжает за границу; г) Умирает.

14. Кто из приведенных ниже героев не действует в пьесе «Вишневый сад»? 1б

а) Епиходов; б) Доктор Старцев; в)Лопахин; г) Шарлотта.

15. Кому из пьесы «Вишневый сад» принадлежат слова: «Человечество идет вперед,

совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким,

понятным, только вот надо работать. » 1б

а) Лопахину; б) Петру Трофимову в) Епиходову; г) Симеонову-Пищику.

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Тест по творчеству А.П.Чехова

1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов 1б

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

2. Начало творческой деятельности А.П. Чехова была связана с журналом: 1б

а) «Отечественные записки» б) «Стрекоза»

в) «Осколки» г) «Будильник»

3. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье: 1б

А) «Крыжовник» б) «Душечка»

в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»

4. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и

Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал

в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Кто этот герой? 1б
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)

Кто из героев А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и

гляди, хрюкнет в одеяло»? 1б
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)

6. В каком рассказе Чехова есть персонаж с фамилией Туркин? 1б

а) «Крыжовник»; б) «Палата № 6»; в) «Ионыч»; г) «Смерть чиновника»

7. Проблема деградации и нравственной смерти человека стала основной темой рассказа: 1б

а) «Человек в футляре»; б) «Смерть чиновника»; в) «Ионыч»; г) «Крыжовник».

8. Чем объединены рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»? 1б

В) они связаны композиционно: рассказаны одними и теми же героями, которые попеременно

становятся то рассказчиками, то действующими лицами

Г) в собрании сочинений А.П. Чехов поместил их один за другим, т.к. они составляют цикл,

все написаны в 1898г.

9. Первая пьеса А.П. Чехова 1б

а) «Чайка» б) «Безотцовщина» в) «Вишневый сад» г) «Иванов»

10. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева? 1б

А) Гаев – муж Раневской Б) Гаев – ее брат В) Гаев – ее сосед, они друзья юности

11.Укажите, в чем причина трагедии Раневской и Гаева 1б

А) нежизнеспособность дворян, которые не приспособились к новым условиям жизни

Б) неспособность понять, что их время ушло В) излишняя доверчивость

Г) мягкость, интеллигентность

12. В чем заключается особенность развития действия в пьесе «Вишневый сад»? 1б

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

13 Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля,

глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…».

А) Лопахину Б) Гаеву С) Трофимову

14. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»? 1б

А) Раневская Б) Гаев С) Шарлотта Ивановна

делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу.В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) )причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Источник

Сочинение: Трагизм в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

(440 слов) Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» — комедия с печальным сюжетом, неоднозначными героями, лаконичным и простым сюжетом и вечной ностальгией о прекрасном. Трагизм пьесы, которую сам Чехов определил, как комедию, заключается в неизбежном увядании старого и расцвете нового. Писатель ассоциирует судьбу вишневого сада и его обитателей с самой Россией, дворянским сословием и устаревшим укладом жизни. За иронической насмешкой автора тут кроется глубокое сопереживание героям пьесы.

Раневская и Гаев — представители уходящей эпохи, «отцветшие деревья», их век радости, детства и счастья подходит к концу, и вишнёвый сад — символ любви, духовности, красоты, тоже оказывается продан на торгах за долги. Сад – это не просто прелестный пейзаж и плодоносящие деревья, это знак юности, времени, когда дела шли хорошо и не было даже мыслей о том, кто когда-либо придётся продать сад и даже пустить его на вырубку. В этом заключается главный трагизм пьесы — старое умирает, чтобы дать ход чему-то новому. Но, умирая, прошлое все еще живет и болит.

Личный трагизм Раневской и Гаева заключается в их несамостоятельности и непрактичности. Они не готовы примириться с судьбой, но ничего не делают для решения проблемы, Гаев только высокопарно и пафосно даёт обещание, что вишнёвый сад не будет продан. Гаев и Раневская — инфантильные, хоть и взрослые люди. Они ждут чудесного разрешения проблемы, но не прикладывают для этого никаких усилий. Лопахин, ставший обладателем вишневого сада, готовится вырубить его и преобразовать разделенный участок под дачи. Проблема Лопахина в том, что он все измеряет в деньгах и не может увидеть «душу» вишневого сада. Также у него остался комплекс плебея, поэтому он мучительно не уверен в себе, даже несмотря на успех.

У каждого персонажа в пьесе присутствует личный «трагизм». Вечный студент Трофимов – бездейственный человек, он говорит много и правильно, но дальше мыслей и слов дело так и не заходит. Варя – довольно ограниченная и простая девушка, она сама прекрасно осознает, что не в состоянии дотянуть до уровня Лопахина и не может его должным образом заинтересовать.

Самый трагичный момент во всей пьесе связан с финалом произведения – старый и преданный слуга семьи Фирс просто остается забытым в доме. Эта ситуация является символом ушедшей эпохи. Фирс – часть дома, часть сада, их судьбы тесно переплетены. Погибает вишневый сад, остается в вечном ожидании возвращения хозяев всеми забытый и покинутый Фирс.

Все без исключения герои пьесы не слышат и не понимают друг друга, они закрыты в своем собственном, обособленном мирке и не воспринимают окружающую их реальность. Обитатели вишневого сада будто «застыли» во времени. Их жизнь бездеятельна и бессмысленна, они просто доживают положенный судьбой срок. Но самое трагическое открытие читателя — это кризис не только прошлого, но и настоящего, будущего и вообще всех героев пьесы. Никто из них, кроме Ани, не подает надежды на то, что завтрашний день будет хоть в чем-то лучше вчерашнего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *