Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Ответ:

Объяснение:

1. От Чехова и Толстого Куприн наследовал, прежде всего, гуманистические, демократические традиции их литературы. Произведения Куприна поражают разнообразием тематик и многоплановостью персонажей, таким образом он пытался воссоздать широкую и полноценную картину реальной русской жизни – Куприну были очень близки актуальные проблемы его времени, и ему удалось реализовать взгляд на образ той жизни в своем творчестве. Причем, он сумел сделать это самобытно и в присущей ему лирической манере.

2. Куприн вслед за классиками русской литературы развил тему “маленького человека”, подчеркнул “необыкновенность каждого”, явившегося в этот мир.

3. Больше всего писатель не любил лживых людей. Он не любил двуличных людей. Ему очень не нравились девушки, которые в обществе себя ведут не так, как наедине. Однажды на своем жизненном пути он встретил такую девушку. Он получил очень негативный опыт. Однако вместе с тем он сделал выводы. Хоть это был и негативный опыт, Куприн был ему счастлив, так как он повзрослел и понял, как необходим себя вести в дальнейшем. По этому поводу Куприн даже написал произведение. Все свои чувства талантливый писатель отображал в своих произведениях. Далее Куприн понял, что ему необходимо писать произведения, основанные на жизненном опыте. Поэт знал, что творения станут популярными, если он в них внесет свои переживания.

4. “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”

Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.

В этой повести мастерски показана трагедия расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.

Источник

Белинский о значении руссской литературы (часть 2)

3. Мировое значение Русской классической литературы

В книге «Что делать?», написанной в 1901 г., В. И. Ленин с гордостью писал «о том мировом значении, какое приобретает теперь русская литература».

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

В словах М. Горького подчёркиваются, как видим, две особенности русской литературы: её необыкновенно быстрый расцвет, поставивший её уже в конце XIX в. на первое место среди литератур мира, и обилие и разнообразие талантов, рождённых Россией в XIX в.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалу свободы. На всех этапах русского освободительного движения лучшие наши писатели шли в первых рядах борцов за свободу, одушевляя народ верой в лучшее будущее своей страны.

Особо нужно отметить огромную руководящую роль в русской литературе революционно-демократической критики. И Белинский, и Чернышевский, и Добролюбов безошибочно вели русскую литературу вперёд, указывали писателям их гражданский долг и общественный путь, требовали от них прямой и честной постановки социальных вопросов, призывали к защите народных масс.

С гордостью следует указать на то, как твёрдо и последовательно революционные демократы отстаивали и разъясняли самобытность и величие исторического пути России и её культуры. «Нам, русским, нечего сомневаться в нашем историческом и государственном значении,- писал Белинский.- Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны сказать миру своё слово, свою мысль». Он же писал: «Пора нам перестать восхищаться европейским потому только, что оно не азиатское», и, презрительно отзываясь о космополитах, о людях, не умеющих ценить национальное величие родины, называл их «абстрактными человеками»

Революционным демократам было ясно, что Россия, двигаясь своим историческим путём, обгоняла Запад и готовилась сказать миру своё новое слово.

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Горячим участием русских писателей в общественной жизни страны объясняется быстрый отклик литературы на все важнейшие перемены и события в жизни России.

Движение декабристов только что начало назревать, а Пушкин в своих вольнолюбивых стихах уже чутко передал биение общественного пульса России и призывал народ к борьбе за свободу.

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Героев русской классической литературы трудно представить вне связи с судьбами родины. Руководит ими не эгоизм, не погоня за личным счастьем, а идеал общественного благополучия.

Русская литература рано вступила на путь реализма.

Великий русский поэт в борьбе за реализм опередил многих талантливых писателей Запада.

Реализм русской литературы XIX в.- это в основном критический реализм. Но критически изображая действительность, русские писатели в то же время стремились воплотить свои идеалы в положительные образы.

Особенно характерен для нашей литературы тип искателя-интеллигента. Галерея таких искателей в самых разнообразных вариациях, начиная с грибоедовского Чацкого и кончая героями Чехова, проходит через всю русскую литературу XIX в.

Являясь выходцами из самых разнообразных социальных слоев (Чацкий, Гриша Добросклонов, Пьер Безухов и др.), герои эти идут различным жизненным путём, не всегда находят конкретную форму борьбы за свой идеал и часто так и не достигают его, погибнув на полпути (Рудин, Базаров, Инсаров, Андрей Болконский и др.).

Но всех их объединяет одно: напряжённые поиски жизненной правды, борьба за лучшее будущее. Некоторые из этих героев встают на путь прямой революционной борьбы (Рахметов, Гриша Добросклонов).

Не менее характерно для русского реализма высокое, чистое отношение к женщине. Положительные образы русских женщин, чувствующих смутное недовольство окружающим бытом, несмотря на блага своего привилегированного положения, вошли в золотой фонд русской классической литературы (Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Наташа Ласунская, Елена Стахова, Марианна, Вера Павловна и др.).

Всё сказанное не значит, что русские писатели игнорировали богатый опыт мировой литературы. На Западе уже в XVI- XVIII вв. было много замечательных художников слова: Шекспир, Сервантес, Руссо и др. А в XIX в. в Западной Европе творили Байрон, Гёте, Бальзак, Стендаль, Гюго, Диккенс, Э. Золя и др. Русские писатели внимательно следили за ростом мировой литературы и использовали её опыт.

Русские писатели XIX в. дали непревзойдённые образцы критического реализма, влиявшие на ход всей мировой литературы.

Особенно сильной и плодотворной оказалась роль русской литературы в создании национальных славянских литератур и в развитии революционно-демократической мысли в славянских странах.

Огромную революционизирующую роль романа Чернышевского «Что делать?» особо отметил вождь Болгарской коммунистической партии Георгий Димитров.

Не меньшее влияние оказала русская литература и на писателей других стран мира: Ромена Роллана, Бернарда Шоу, Джона Голсуорси, Томаса Манна, Теодора Драйзера и многих других.

Мировая литература признала, что русская правда в искусстве восторжествовала. Но что такое правда в искусстве?

В статье «Луч света в тёмном царстве» Добролюбов писал: «Правда есть необходимое условие, а ещё не достоинство произведения; о достоинстве мы судим по широте взгляда автора, верности понимания и живости изображения тех явлений, которых он коснулся». Вот эта широта взглядов русских писателей на исторический процесс, верность понимания революционного пути народа и живость изображения положительных, прогрессивных сторон жизни и сделали русскую литературу замечательной выразительницей не только русской жизни, но и передовых идеалов человечества. Эти особенности русской литературы и превратили её в ведущую литературу мира. Эту ведущую роль русской литературы предсказывал свыше ста лет назад В. Г. Белинский.

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Виссарион Григорьевич Белинский определял искусство как «мышление в образах». Искусство тождественно с наукой по содержанию, отличаясь от неё по форме. Оно не терпит отвлечённых представлений, а типизирует действительность в конкретно-чувственных образах. Но создания поэта — не копии с действительности, а как бы второй, повторённый мир, как возможность, получившая своё осуществление; художник воспроизводит её с сознанием цели, «заражает» определёнными идеями, пониманием жизненных противоречий. Из всех форм искусства высшая — это поэзия, искусство слова: здесь «форма» адекватна мысли. Роды поэзии — эпос, лирику, драму — Белинский рассматривал как различные стороны познания, с точки зрения «взаимных отношений сознающего духа — субъекта к предмету сознания — объекту. Из всех жанров Белинский выделял роман и повесть как наиболее ёмкие формы изображения сложной современности. Долгое время Белинский, вслед за Ф. Шеллингом, утверждал, что творчество бессознательно. Ему было важно подчеркнуть вечность, устойчивость искусства, независимость от конъюнктурных моментов, заказов политики «официальной народности». Философская эволюция Белинского от идеализма в духе Шеллинга, а затем Гегеля к материализму Фейербаха сказалась и в его эстетических воззрениях. От отвлечённого понимания искусства как мышления в образах он пришёл к пониманию искусства как образного воспроизведения жизни. Белинский отказался от тезиса о «бессознательности» творчества. Он подчёркивал как положительный факт, что молодые писатели натуральной школы отличаются от своего учителя Гоголя тем, что творят сознательнее его, вооружены передовыми теориями (письмо К. Д. Кавелину от 7 декабря 1847 года).

Вначале Белинский употреблял нерасчленённо понятия национальность и народность, сводя их сущность к верности передачи быта, нравов, жизненного колорита. Но с середины 40-х годов он начал расчленять эти понятия, всё более придавая понятию народности демократическое содержание. Народность заключалась для Белинского уже не только в правде жизни, но и в критике крепостничества. Связывая начало русской литературы с реформами Петра I, он ошибочно утверждал, что она была «пересадным» растением. Но дальнейший её путь к реализму Белинский рассматривал исторически и сделал много глубоких обобщений.

Источник

Укажите в чем по вашему выражается индивидуальность русской литературы

Подробное решение параграф § 31 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

1. Какие черты развития культуры в первые послевоенные десятилетия вы можете выделить?

Культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук – биология, физика, космические исследования.

В литературе, кино и изобразительном искусстве звучат темы преодоления фашизма. Появляется популярное искусство (поп-арт), согласно которому объектом искусства может стать любой предмет.

Постепенно стираются грани между различными направлениями в искусстве.

Культура начинает приобретать массовый характер.

Культура в странах социалистического лагеря подвергается диктату со стороны правящей партии.

2. В чем, на ваш взгляд, выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?

В постиндустриальном обществе производство перестает носить массовый характер и переходит к малосерийному производству. Принцип стандартизации постепенно сменяется принципом разнообразия.

Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк.

3. Соотнесите основные идеи и ценности эпохи постмодернизма с собственными представлениями о мире и собственной системой ценностей. Какие из ваших представлений и убеждений совпадают, а какие нет?

Ценность отдельного человека, отдельной жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других; самоиденитификация, самообразование, самопознание; многообразие, многовариантность развития – совпадают.

Недосказанность, многообразие и многовариантность (иногда разные варианты развития приводят к плачевным последствиям для человека и государства) – не совпадают.

4. В чем заключается роль автора и роль читателя в эпохи модернизма и постмодернизма?

В культурной ситуации постмодернизма читатель, зритель, слушатель сам конструирует, достраивает и перестраивает произведение, видя в нем смыслы и планы, которые и не предполагал автор. Задача автора — создать поле для игры, где можно отдохнуть, обязательно узнать что-то новое, испытать свои эмоции, будь то сострадание или негодование, радость или разочарование, получить эстетическое наслаждение, удовольствие от чтения текста или просмотра фильма. Иногда читатель, зритель находит все многообразие вариантов для интерпретации благодаря автору, как, например, в произведениях М. Павича или фильме «Беги, Лола, беги», когда демонстрируются равноправные варианты развития сюжета. Многозначность мира, многовариантность развития наглядно демонстрируются в искусстве постмодернизма, заставляя читателя, зрителя обращаться к самому себе как личности и обосновывать свой выбор, выбор того или иного хода событий, той или иной интерпретации. Таким образом, модернизм — это искусство автора, а постмодернизм — это искусство читателя, зрителя.

5. Каким образом читатель, зритель становятся соавторами произведения искусства?

Главное в литературе эпохи постмодернизма — это включенность в авторство самого читателя, который, по мнению постмодернистов, может глубже понять текст, чем автор. Текст, с учетом или даже без учета авторского замысла, сам составляет игровое пространство, которое создает возможность для множества вариантов его прочтения.

6. Попробуйте на примере заинтересовавшего вас произведения раскрыть главные идеи эпохи постмодернизма. Выскажите также свое отношение к этому произведению, объясните, чем оно интересно лично вам.

Умберто Эко «Имя Розы».

Роман представляет собой воплощение на практике теоретических идей Умберто Эко о постмодернистском произведении. Он включает несколько смысловых пластов, доступных разной читательской аудитории. Для относительно широкой аудитории «Имя розы» — сложно построенный детектив в исторических декорациях, для несколько более узкой — исторический роман со множеством уникальных сведений об эпохе и отчасти декоративным детективным сюжетом, для ещё более узкой — философско-культурологическое размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе и назначении литературы, её соотношении с религией, месте того и другого в истории человечества и тому подобных проблемах.

Круг содержащихся в романе аллюзий исключительно широк и ранжирован от общедоступных до понятных лишь специалистам. Главный герой книги Вильгельм Баскервильский, с одной стороны, некоторыми своими чертами указывает отчасти на Уильяма Оккама, отчасти на Ансельма Кентерберийского, с другой — явно отсылает к Шерлоку Холмсу (пользуется его дедуктивным методом, прозван по названию одного из наиболее известных текстов холмсианы; кроме того, очевидна параллель между спутниками: Адсон и Ватсон). Его главный противник, слепой монастырский библиотекарь Хорхе, — сложно устроенная пародия на образ классика постмодернистской литературы Хорхе Луиса Борхеса, который был директором национальной библиотеки Аргентины, а к старости ослеп (кроме того, Борхесу принадлежит впечатляющий образ цивилизации как «вавилонской библиотеки», из которого, возможно, и вырос весь роман Умберто Эко).

Источник

ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 80-155

«Умом — Россию не понять. »

1. В русле какой поэтической школы развился уникальный лирический дар Тютчева?

2*. Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в своё время привлекло Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?

*«Тютчев принадлежал, бесспорно, к так называемой пушкинской плеяде поэтов. Не потому только, что он был им всем почти сверстник по летам, но особенно потому, что на его стихах лежит тот же исторический признак, которым отличается и определяется поэзия этой эпохи», – писал И.С. Аксаков.

Выдвижение Тютчева-поэта профессорами Московского университета свидетельствует, что его раннее творчество полностью отвечало требованиям университетских профессоров, и Мерзлякова, прежде всего, в среде которых воспитывались поэтические вкусы начинающего поэта. Поэтому чтение стихов Пушкина в литературной учебе Тютчева играет важную, но не решающую роль, только предвещая будущее освобождение его вкусов от университетских канонов, но, что самое важное, заставляя его обратиться к решению важнейших политических и нравственных вопросов времени, заставляя задуматься о месте и роли поэта в жизни страны.

Разницу между собой и литераторами типа Тютчева косвенно отметил и сам Пушкин, говоря в 1830-е годы о характерной черте литераторов «московской школы», во многом выросшей из Общества друзей Раича: занятия философией и литературой удалили московскую молодежь «от упоительных и вредных мечтаний, которые имели столь ужасное влияние на лучший цвет предшествовавшего поколения». Очевидно, что сам Пушкин по своему отношению к действительности гораздо ближе к «предшествовавшему поколению», т. е. декабристам, чем к «московской школе», к которой в этом отношении близок Тютчев. Таковы точки соприкосновения начала творческого пути Тютчева с поэзией Пушкина. Имя Пушкина возникает в самые важнейшие моменты формирования творческого облика Тютчева-поэта, хотя само это формирование идет в направлении, отличном от направления творческих поисков Пушкина.

*Писатель Гагарин: «Тут же решено было, что пять или шесть стихотворений будут напечатаны в одной из книжек пушкинского журнала, т. е. появятся через три или четыре месяца, и что затем постараются издать ваши стихотворения небольшой книжкою. Пушкин также знаком с ними, – я его видел после этого, он ценит ваши стихи как должно и отзывается мне о них весьма сочувственно. ». Таково первое свидетельство о впечатлении, произведенном на Пушкина и его друзей тютчевскими стихами. В последствии Пушкин отвел «Стихотворениям, присланным из Германии» первое место в своем журнале. В 1836 году Пушкин напечатал в «Современнике» стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», представляющее собой хвалу одухотворенной природе, великой душе и матери человечества. Это защитительная речь, страстная и убедительная, произносимая поэтом публично, как бы с трибуны, и обращенная не только к читателям, но и к тем, кто отрицает вечную жизнь и одухотворенность природы, у кого «нет веры к вымыслам чудесным». И это вероисповедание великого лирика, его художественная философия, а точнее религия природы подверглись цензурному вмешательству, из текста стихотворения исключены и, увы, безвозвратно утеряны две важнейшие строфы. Читавший их Пушкин понимал значение тютчевских строф и настоял на их замене строками точек. Пустота в центре стихотворения ощутима. Но само обвинение осталось, оно достигает поистине державинской величавой силы, выдержано в стиле библейских псалмов и обличительных речей пророков. Ведь в этом стихотворение Тютчев защищает не только природу, но и человека. Речь идет о понимании и назначении поэзии. Поэт хотел доказать, что не может быть чистой лирике природы, она пишется человеком и для человека, в ней отражается духовный мир личности.

Стихи Тютчева, которые печатает Пушкин, не всегда гармоничны, но зато всегда проникнуты абсолютной истиной чувства и никак не могут заслужить упрека в «надутости», напыщенности или неточности описания, которых Пушкин так не приемлет в поэзии. И, наконец, сама близость Тютчева к немецкой, а не французской поэтической стихии в это время должна была быть отмечена Пушкиным: его журнал боролся с чопорностью и неестественностью французской поэзии, которая в своем стремлении к изысканному украшательству никогда не назовет слона – слоном, а лошадь – лошадью, надевает шелковые перчатки, срывая землянику, и с увлечением играет в игру «отгадай – не скажу». Следовательно, печатание в журнале тютчевских стихов показывает схожесть взглядов Пушкина и Тютчева на поэзию того времени.

3. В чём своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу? Найдите в лирике поэта черты философского пантеизма, то есть обожествления природы («всё есть Бог»). Что, по Тютчеву, составляет трагедию человека как части природного мира, Вселенной?

Своеобразие взгляда Ф.И. Тютчева на природу заключается в том, что он не только олицетворяет, но и обожествляет её. Поэт наделяет природу не только человеческими чувствами и качествами: природа Тютчева всемогуща, она — венец творения. Человек, как часть природы, стремиться к слиянию с ней, так как только в гармонии с природой он может быть счастлив.

Природа у Тютчева — это не просто пейзажная зарисовка, это могучие стихии, космос и хаос, которые противостоят друг другу. Часто это выражается в противостоянии (смене) дня и ночи. Например в стихотворении «День и ночь»:

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь.

Так же природа обожествляется и в других стихотворениях: «Чародейкою-зимою околдован лес стоит», «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик».

Трагедия человека как части природы заключается в том, что из-за своей «испорченности», своих низменных страстей, дисгармонии своего внутреннего мира он не может принять прекрасный и благодатный мир природы, хотя природа не отвергает человека.

4. Как в тютчевской лирике представлена тема любви? Почему поэт называет любовное чувство «убийственным», видя в нём «губительное начало»? Что сближает и что отличает интимную лирику Тютчева от любовных стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова? Подберите примеры.

Две души сочетаются, сливаются и долж­ны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями» :

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!

( «Близнецы» ) страстного чувств

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

(«В разлуке есть высокое значенье. »

5. Каков взгляд поэта на Россию, её духовные корни и социальные язвы? В чём сущность мессианского взгляда Тютчева на русскую историю и культуру?

6. Что нового внёс Тютчев в русскую поэзию? Как вы понимаете слова поэта и публициста И.С. Аксакова, сказанные о Тютчеве: «У него не то что мыслящая поэзия — а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая, живая».

«Тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (Некрасов.)

Мне кажется, что здесь подразумевается следующая мысль: поэзия Тютчева заставляющая о многом задуматься, но и красивая по звучанию и «правильно» построенная, логичная.

Лингвистический анализ текста

В своей лирике Ф.И. Тютчев стремится передать особое состояние мира, природы, человека. При этом важную роль играют глаголы. Определите художественную функцию глаголов с семантикой состояния в тютчевских стихотворениях, рассмотренных вами в данной теме.

Александр Николаевич Островский

«Он начал необыкновенно. »

Комедия «Свои люди — сочтёмся!» («Банкрот»)

«Мораль на всё купечество. »

«У нас есть свой русский национальный театр»

Самостоятельный анализ текста*

Прочитайте комедию А.Н. Островского «Лес» (1870) и самоcтоятельно проанализируйте её, опираясь на следующие вопросы и задания:

1. Как в расстановке действующих лиц пьесы отразились особенности времени её написания? Чем объясняется столь пёстрое «смешение» сословий в пределах одной дворянской усадьбы?

2. Как в экспозиционной части пьесы переплетаются проблемы материального, имущественного характера и нравственные коллизии? Каким образом диалоги Аксюши и Буланова со слугой Карпом в начале I действия подготавливают знакомство с Раисой Павловной Гурмыжской — одной из основных участниц будущей интриги?

3. Какую роль в развитии действия играет сцена обсуждения Гурмыжской и её гостями письма Несчастливцева (4—5 явления I действия)? Как содержание письма и комментарии присутствующих подготавливают возможное развитие отношений между Гурмыжской и её племянником?

4. В чём перекликаются две основные сцены II действия: разговор Аксюши и Петра и появление Несчастливцева и Счастливцева? Как в упомянутых сценах раскрывается проблема взаимоотношений человека и жестокого мира, нравственного выбора личности перед лицом суровых обстоятельств?

5. Как соотносятся фамилия Несчастливцева и его судьба в прошлом и настоящем? Что стоит за фразой героя: «Подлости не люблю, вот моё несчастье»? С кем из героев русской классики можно сравнить Несчастливцева? Каких легендарных героев мировой литературы напоминает этот герой? Обоснуйте это сходство.

6. В чём смысл основной интриги, «подталкивающей» действие? Как соотносятся в ней трагическое и комическое начала? Какой «спектакль» разыгрывает Гурмыжская и какое действо разворачивают Несчастливцев и Счастливцев? К какому жанру вы бы отнесли каждое из «представлений»?

7. Как в сознании Несчастливцева соотносятся мир искусства и реальная жизнь? Можно ли отнести Несчастливцева к категории романтических героев и «укладывается» ли он в романтическую схему?

8. Как в V действии комедии реализуется упомянутый ранее «принцип качелей» (обсуждение Милоновым и Бодаевым письма Несчастливцева в начале пьесы и финальная отповедь Несчастливцева обитателям «леса» русской жизни)? В чём смысл цитируемого Несчастливцевым монолога Карла Моора из «Разбойников» Шиллера?

9. Каково социальное звучание семейного конфликта в «Лесе»? Обрёл ли кто-нибудь из героев счастье? Какую роль играет в пьесе традиционный для русской классики мотив дороги, странничества?

«. На высоком берегу Волги»

Домострой «из-под неволи»

Куда ведёт Красота?

«. Всё это наше русское. »

1. Какие новые «материки» нанёс на литературную карту России А.Н. Островский? Каковы отличительные черты его творчества?

Замоскворечье это купеческий район со своим бытом и нравами, которые изобразил А.Н. Островский в своих пьесах. Домостроевские порядки и косность обывателей этого сословия впоследствии были названы критиком Н.А. Добролюбовым «тёмным царством».

Как Колумб считается открывателем нового материка под названием Америка, так и Островский является первооткрывателем литературного материка Замоскворечье. Никто до него в русской литературе не обращался к теме русского купечества.

2. Какие социальные слои русского общества стали объектом изображения в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, «Ревизоре» Н.В. Гоголя? Почему в своей первой комедии Островский обратился к быту и нравам купечества?

Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя.

3. Обратите внимание на неторопливую, «эпическую» экспозицию комедии «Свои люди — сочтёмся!». Какую художественную задачу она выполняет?

4. В 8 явлении I действия пьесы «Свои люди — сочтёмся!» Рисположенский рассказывает притчу о «маститом старце». Какое значение имеет этот рассказ для понимания дальнейших событий? Для чего автору понадобилась эта сюжетная «подсказка»?

1) раскрытие образа «Банкрота» т. е. у Большова происходит нечто похожее. Он надеется не на себя, а не других и из-за этого остается не с чем; 2) она является сюжетной подсказкой т. е. в ней заключена тот же смысл, что и во всей пьесе: «За собственные ошибки приходится расплачиваться самому», ну или что-то подобное И не всякий случай краткий сюжет: Большов (отец Апполинарии или, как ее называют, Липочки; богатый КУПЕЦ) решает сделать себя банкротом (одного из первых названий было таковым) для того чтобы гос-во выплатило ему еще больше денег. Но для этого ему необходимо переписать всё имущество на другого человека. В этот же момент его дочери Липочки понадобился жених. Так, они и решили использовать Подхалюзина (работал на Большова). После свадьбы и переписи имущества Подхалюзин с Липочкой отказываются возвращать деньги, и Большов остается не с чем.

5*. Столкнувшись с цензурными запретами, Островский вынужден был изменить финал «Своих людей…»: в дом Большовых является квартальный, который уполномочен препроводить Подхалюзина к следственному приставу по делу о мошенничестве. Что менял такой финал в общем звучании комедии? Сравните его с финалом комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф».

6. Найдите в пьесе «Гроза» черты классицизма. Чем оправдано обращение писателя-реалиста к драматургической «архаике»?

7. Ознакомьтесь с основными положениями критических статей Н.А. Добролюбова («Луч света в тёмном царстве», 1859) и Д.И. Писарева («Мотивы русской драмы», 1864), посвящённых пьесе «Гроза». Соотнесите трактовки образа Катерины в этих работах. В чём сильные и слабые стороны двух критических концепций? Каковы, на ваш взгляд, истоки характера главной героини?

8. Авторское определение жанра «Грозы» — драма. Правы ли критики, вслед за Добролюбовым рассматривающие её как «народную трагедию»?

Есть множество аргументов в защиту и первого, и второго мнений. Признаки драмы: наличие внутрисемейного конфликта, который раскрывается с помощью диалогов и монологов персонажей, социально-бытовая тематика. Автор, назвав свою пьесу драмой, просто не мог дать ей другое определение, ведь в те времена трагедия ассоциировалась с именами Софокла или Шекспира. Особенность жанра «Грозы» указывает на то, что она, безусловно, является трагедией. Это практически первая русская трагедия, которая была создана с использованием социально-бытового материала. Следует добавить, что это трагедия не только главной героини, но и всего социума, который в те времена находился в критической стадии своего формирования.

9. Обратите внимание на песни, звучащие в I и III действиях «Грозы». Какую роль они играют в характеристике персонажей и в общем звучании пьесы? В чём символический смысл образа Волги в пьесе?

В самом начале пьесе Кулигин поет песню, в которой затрагиваются проблемы и вопросы смерти человека и придается особое место символическому значению грозы в жизни человека того времени. А также поднимаются мотивы одиночества, которые на протяжении всей пьесы являются неотъемлемой частью души главной героини.

В третьем действии звучит песня Кудряша, в которой говорится о грехе и каре за их свершение, а также о мольбах прощения за них. Именно грех и чувство стыда для Катерины являются ведущим фактором в принятии дальнейших решений.

Символизм Волги в пьесе заключается в том, что эта широкая, прозрачная, глубокая река является образом свободы, чистоты духовной и физической, освобождением от проблем и тяжести душевного груза.

10. Каково значение массовых сцен в «Грозе»? Как предcтавлена калиновская толпа и её «голоса» в ключевых сценах пьесы?

Почему Островский в афише пьесы указывает: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»? Сопоставьте Бориса и Тихона.

Массовые сцены с пьесе «Гроза» имеют также большое значение, как и остальные сцены. В массовых сценах в основном говорят о надвигающейся грозе, как бы предвидя что-то плохое, страшное, бедственное. Катерина также слышит разговоры людей на площади о надвигающемся бедствии, и она принимает эти слова на себя. Устрашающие слова людей наталкивают её на совершение самоубийства.

Борис был человеком молодым и резко выделялся среди остальных тем, что был «одет не по-русски», что означало, что он одевался модно, экстравагантно.

11*. Как соотносятся в «Грозе» языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы.

12. Каким образом гнёту самодуров противостоят Кудряш и Варвара? Почему такой путь невозможен для Катерины?

Варвара и Кудряшов представлены в драме «вольными птицами». Они слишком бойкие и смелые по характеру. Они никого ничего не бояться. Кудряш смелый, резкий, сильный и крепкий молодой парень. Он работает конторщиком у Дикого и не боится его, тогда, как все люди боятся.

Варвара тоже схожа по характеру с Кудряшом, поэтому они полюбили друг друга.

Путь Варвары и Кудряша невозможен для Катерины, потому что Катерина девушка робкая и тихая. Она бы не смогла поступить также вольно, как Варвара и убежать с возлюбленным. К тому же она была замужем, и это также ее останавливало.

13. В чём сходны, а в чём противоположны нравственные представления Кабанихи и Катерины? Можно ли соотнести воззрения Марфы Кабановой с поучениями Домостроя?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *