Укажите то в чем не проявляется информационная культура
Информационная культура: что это такое, примеры, виды, значение
Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.
Что такое информационная культура?
Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.
В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.
Примеры информационной культуры
Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:
Виды информационной культуры
Выделяются следующие виды информационной культуры:
Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.
Овладение информационной культурой
В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.
Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.
Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.
Значение информационной культуры
Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.
Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.
Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.
Заключение
Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.
Урок 2
Информационная культура современного человека
Изучив эту тему, вы узнаете:
— какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
— как проявляется информационная культура человека;
— каковы основные факторы развития информационной культуры.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура», по этому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.
В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Используя первый подход, приведем определение информационной культуры.
Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
♦ в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
♦ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
♦ в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
♦ во владении основами аналитической переработки информации;
♦ в умении работать с различной информацией;
♦ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Основными факторами развития информационной культуры являются:
♦ система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
♦ информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
♦ развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Одним из существенных показателей информационной культуры в нашей стране является знание английского языка. Сложившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс пользователей с основными видами глобальных информационных ресурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с операционными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.
Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии.
Контрольные вопросы и задания
Задания
1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную культуру?
2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
3. Как проявляется информационная культура?
5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?
6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Информационная культура
в широком смысле — это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивные взаимодействия этнических и национальных культур, а также сопряженность в общем опыте человечества.
в узком — совокупность знаний и умений по эффективной информационной деятельности, которая достигает поставленной цели.Также ее стоит рассматривать как алгоритмы человеческого поведения и символических структур в инфосфере, которые придают этому поведению смысл и значимость с точки зрения человека.
Информационная культура может рассматриваться как составная часть общей культуры, ориентированная на информационное обеспечение человеческой деятельности. Информационная культура отражает достигнутые уровни организации информационных процессов и эффективности создания, сбора, хранения, обработки, представления и использования информации, обеспечивающих целостное видение мира, его моделирования, предвидения результатов решений, которые принимаются человеком.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Под гибридной интеллектуальной системой (ГиИС) принято понимать систему, в которой для решения задачи используется более одного метода имитации интеллектуальной деятельности человека. Таким образом ГиИС — это совокупность.
Проектная сеть — технологическая платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для предоставления возможности самоорганизации участникам, обладающим ключевыми компетенциями, в проектную команду, для выполнения мероприятий с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта.
Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»
Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»
№ 1. Что принято понимать под информационной грамотностью? (несколько ответов)
наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации;
способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки информации;
наличие знаний и умений для эффективного поиска информации;
наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой
№ 2. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:
математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.;
научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;
визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
обыденную, производственную, техническую, управленческую;
текстовую, числовую, графическую, звуковую и пр.
№ 3. Установите соответствие между свойством информации и его описанием:
Достоверность 1. неискаженное истинного положения дел
Релевантность 2. достаточность для понимания, принятия
Понятность 3. язык понятен получателю
Полнота 4. важность, значимость
Актуальность 5. вовремя, в нужный срок
№ 4. Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?
умение ориентироваться в информационных потоках;
знания о законах функционирования информационной среды;
знания об информационной среде;
принцип узкой специализации
№ 5. Установите соответствие между текстовой формой свертывания информации и ее описанием:
Резюме 1. краткое изложение содержания первичного
документа, включающее основные
фактические сведения и выводы
Аннотация 2. основные положения доклада, лекции,
Тезисы 3. краткая характеристика книги, статьи или
рукописи, их содержания, назначения,
Реферат 4. заключительная часть научного текста, в
которой кратко излагается суть работы и
Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»
№ 1. Что принято понимать под информационной грамотностью? (несколько ответов)
наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации;
способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки информации;
наличие знаний и умений для эффективного поиска информации;
наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой
№ 2. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:
математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.;
научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;
визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
обыденную, производственную, техническую, управленческую;
текстовую, числовую, графическую, звуковую и пр.
№ 3. Установите соответствие между свойством информации и его описанием:
Достоверность 1. неискаженное истинного положения дел
Релевантность 2. достаточность для понимания, принятия
Понятность 3. язык понятен получателю
Полнота 4. важность, значимость
Актуальность 5. вовремя, в нужный срок
№ 4. Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?
умение ориентироваться в информационных потоках;
знания о законах функционирования информационной среды;
знания об информационной среде;
принцип узкой специализации
№ 5. Установите соответствие между текстовой формой свертывания информации и ее описанием:
Резюме 1. краткое изложение содержания первичного
документа, включающее основные
фактические сведения и выводы
Аннотация 2. основные положения доклада, лекции,
Тезисы 3. краткая характеристика книги, статьи или
рукописи, их содержания, назначения,
Реферат 4. заключительная часть научного текста, в
которой кратко излагается суть работы и
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура» составлен по учебнику Информатика 10 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Тест имеет два варианта с ответами к обоим вариантам. И хотя каждый вариант содержит всего по пять вопросов, вопросы составлены так, что охватывают весь материал параграфа.
Номер материала: ДБ-722497
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Информационная культура человека
Понятие иформационная культура.История информационной культуры.Информационная культура человука 21 века.
Содержимое разработки
2.Понятие «Информационная культура»
3.История информационной культуры
4. Информационная культура человека 21 века
5.Критерии информационной культуры человека
6.Уровни реализации информационной культуры
7. Список источников
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Понятие «информационная культура”
Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг. В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
История информационной культуры
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
Информационная культура человека в 21 века
Критерии информационной культуры человека
1. умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
2.эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
3.вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
адекватно отбирать и оценивать информацию;
4. способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Уровни реализации информационной культуры