Укажите сочинительный разделительный союз как так и а или что
1. Укажите сочинительные союзы А) где, куда, что; Б) ни – ни, зато, также; В) кто, с тех пор; Г) или, либо, чем. 2. Укажите с
1. Укажите сочинительные союзы
А) где, куда, что;
Б) ни – ни, зато, также;
В) кто, с тех пор;
Г) или, либо, чем.
2. Укажите соединительные союзы:
А) зато, однако, же;
Б) тоже, также, ни – ни;
В) или, либо, то ли – то ли;
Г) и, но, не то – не то.
3. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Лось – очень сильное, осторожное и умное животное.
Б) Азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна.
В) Я обрадовался при мысли, что увижу ее снова.
Г) Алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу.
4. Укажите ССП с разделительным союзом:
А) Не то маячили горы, не то это только казалось.
Б) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.
В) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…
Г) Нет дождя, и все сохнет.
5. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:
А) Мы собираемся за город малыши тоже хотят ехать с нами.
Б) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет…
В) Солнце светит уже по-весеннему а в доме еще пасмурно.
Г) В начале апреля уже шумели грачи и летали в саду бабочки.
6. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:
А) Невзрачен день а ночь близка и непогода зла.
Б) Изредка пропоет комар да ветерок качнет вершину.
В) Веселее всех смеялся сам Петр он же скорее всех и перестал.
Г) На реке было холодно зато рыба хорошо клевала.
7. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:
А) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.
Б) Домой возвращаться не хотелось но идти было некуда.
В) Он был человек строгий и все-таки его у нас любили.
Г) Ты жил я также мог бы жить.
8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:
Река сплошь была занесена плавником и следовательно всюду можно было перейти с одного берега на другой.
Союз как часть речи.
Союз – это служебная часть речи, используемая для связи слов в предложении, однородных членов предложения, простых предложений в сложном, отдельных предложений в одном тексте, а также абзацев текста.
Союз как служебная часть речи является неизменной. Также союз, как частица, предлог, междометие и другие служебные части речи не может выступать членом предложения.
Виды союзов.
По способу образования различают:
По морфологическим признакам различают:
По синтаксическому признаку различают:
Сочинительные союзы.
Сочинительные союзы – это союзы, которые связывают между собой равные синтаксические элементы: однородные члены предложения, части сложносочиненного предложения, предложения в тексте или целые абзацы в тексте.
По значению сочинительные союзы бывают следующих видов:
1) Соединительные союзы: а, да, ни…ни, и…и, как…так, не только…но и, также и другие;
2) Противительные союзы: но, да (в значении «но»), а, однако, хотя, зато;
3) Разделительные союзы: или, не то…не то, либо, то ли…то ли;
4) Пояснительные союзы: а именно, то есть;
5) Градационные союзы: не столько…сколько, не только…но и, не то чтобы…а;
6) Присоединительные союзы: да, и, притом, тоже, также, причём.
Подчинительные союзы.
Подчинительные союзы – это союзы, которые образуют связь между неравными компонентами: частями сложноподчиненного предложения или слов внутри простого предложения.
Существуют следующие разряды подчинительных союзов по лексическому признаку:
1) Причинные союзы: потому что, так как, ибо;
2) Временные союзы: пока, когда, в то время как, едва;
3) Целевые союзы: для того чтобы, чтобы, дабы, с той целью чтобы;
4) Условные союзы: коли, если, кабы;
5) Союзы следствия: так что;
6) Изъяснительные союзы: как, что, чтобы;
7) Сравнительные союзы: словно, как, будто, как будто, чем, точно.
План разбора союза как части речи.
Пример морфологического разбора союза.
Из-за туч выглянуло солнце, и мы стали собираться на прогулку. Мне хотелось поскорее выбежать во двор, но сестра долго что-то делала в своей комнате. Чтобы не терять время, я решил подождать снаружи. Я не столько хотел провести время с сестрой, сколько насладиться редким солнышком.
И – союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.
Но – союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.
Чтобы – союз, неизменяемый, подчинительный, целевой, простой, соединяет части сложноподчиненного предложения.
Не столько…сколько – союз, неизменяемый, сочинительный, градационный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.
Сочинительные союзы
Русский язык является одним из самых сложных языков мира из-за большого числа исключений, словообразований, звуков и свободного порядка написания слов, между которыми, в основном, выступают сочинительные и подчинительные союзы.
Они играют совершенно разную роль в предложениях, могут разделять однородные члены, выступать связующим звеном между простыми предложениями для образования сложного или выполнять функции противопоставления, а также осуществлять многие другие задачи.
Вспоминаем определение союза
В разных классах определение ему дают отличное от предыдущего, более полное и раскрывающее его суть. Что же такое сочинительный союз?
Сочинительный союз — это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены и простые предложения для создания сложного.
Если говорить на простом языке, то сочинительный союз выступает помощником для связывания между собой слов, принадлежащих к одной части речи и находящихся в одной форме, а также он необходим для образования сложных предложений из нескольких маленьких, но равноправных между собой.
Вместе с этим союзы обладают чертами, благодаря которым они выделяются среди большинства других частей речи, таким образом союзы:
Назначение сочинительных союзов
Сочинительные союзы нужны для возможности использования сочинительной связи между простыми равными частями, это позволяет создавать из них сложное предложение. Одновременно с этим они связывают однородные члены, благодаря чему можно разнообразить речь использованием похожих слов, но имеющих разное значение.
Но несмотря на то, что союзы являются служебной частью речи, они дают предложению интонацию противопоставления или разделяют его, давая понять то, что хочет донести оратор. Рассмотрим каждое из назначений на соответствующих примерах.
Разряды сочинительных союзов
Итак, мы рассмотрели назначения сочинительных союзов и теперь можно разобрать разряды, на которые их делят, в зависимости от выполняемых ими функций.
Если союз выполняет роль соединения чего-либо (простых предложений, однородных членов), то его относят в разряд соединительных, если же он имеет значение противопоставления, то к противительным, а если эта часть речи что-то разделяет, то к разделительному разряду.
Соединительные союзы с примерами
Снег на дорогах почернел и растаял.
Солнце не только слепило, но и палило так, что приходилось прятаться в тени.
Ребятня выбежала со двора и свора собак тоже увязалась за ними.
«Представителями» соединительных союзов выступают: и, да в значении и, тоже, также, не только … но и, ни … ни и т.д.
Противительные союзы с примерами
Задача показалась лёгкой, но я не смог её решить.
Однако, союз «зато», выделяет значение замещенных процессов:
Ноутбук был дорогой, зато приятный на вид и с хорошей производительностью.
Также этот разряд призван придавать интонацию сопоставления предметов:
У тебя рука большая, а у меня маленькая.
Союзами этого разряда являются: но, да в значении но, однако, зато, а, да в значении а, а то, не то и т.д.
Разделительные союзы с примерами
Мы завтра пойдем в ресторан или в кафе.
В данном примере « или » выделяет наличие выбора между собеседниками. А следующий пример показывает чередование при помощи составных союзов « то ли … то ли «.
Я почувствовал аромат то ли шоколада, то ли чая.
Взаимоисключение можно увидеть на примере:
Либо он успокаивается и ведет себя нормально, либо я ухожу.
Функцию разделительного разряда выполняет « либо … либо «. Союзами разделительного разряда являются: или, или … или, либо, либо … либо и т.д.
Сводная таблица сочинительных союзов
Название разряда | Соединительные | Противительные | Разделительные |
Функции | Соединение однородных членов или простых частей в одно сложное предложение. | Носят ограничительный оттенок, используются когда необходимо сказать о последствиях, что-то сопоставить или выделить значение замещённых событий. | Выражение чередования, наличия выбора или взаимоисключения процессов. |
Примеры союзов | И, да=и, тоже, также, не только… но и, ни…ни. | Но, а, да=но, да=а, зато, однако, а то, не то. | Или, или…или, либо… либо, то…то, то ли…то ли. |
Примеры предложений | Вася сидел у печи и кушал булочку. | Урок физкультуры прошел не скучно, а весело. | Мы либо продолжаем встречаться, либо расстаёмся. |
Тест на тему сочинительных союзов
Вот мы и завершили сравнительно лёгкую тему, предлагаем проверить себя, пройдя финальный тест, и узнать насколько хорошо вы усвоили материал урока.
Тестовые задания по теме «Союз»
Тестовые задания по теме «Союз»
1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…
а) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении».
б) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».
в) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».
г) … служебная часть речи, которая выражает различные оттенки значения».
а) перед б) неужели в) будто г) около
3. В какой строке только сочинительные союзы?
а) не только… но и, зато, или; б) чтобы, если, а;
в) так как, также, либо; г) то…то, однако, что.
4. Найди соответствия:
1. как…так и, тоже, и а) составные, подчинительные
2. когда, хотя, пока б) повторяющиеся
3. потому что, как будто в) сочинительные, соединительные
4. ни..ни, не то…не то г) подчинительные, простые
5. В каком предложении употреблён подчинительный союз уступки?
А. Никита не пошёл в театр, потому что был занят.
Б. Когда растает снег, появятся цветы.
В. Растения показались мне свежими, хотя солнце нещадно палило с утра.
Г. Всем стало ясно, что Григорий проиграл.
6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
А. Слева от дороги то(же) были холмы.
Б. Лес так(же) хорош, как и три года назад.
В. Что(бы) быть здоровым, закаляйся!
Г. Дарья Тихоновна выздоравливала, за(то) захворал дед Василий.
7. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены!).
А. Были открыты все окна с правой стороны и все-таки было душно.
Б. Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание «Трех мушкетеров».
В. 31 декабря люди с утра штурмуют магазины и докупают последние новогодние подарки.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ранним утром пароход внезапно остановился (1) и пассажиры (2) разбуженные этой внезапной остановкой (3) стали вскоре появляться на палубе.
а) 1,3 б) 1,2 в) 1,2,3 г) 2,3
9. Укажите верную характеристику союза из предложения:
Пётр очень хотел, чтобы именно сегодня никто ему не мешал.
а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;
б) подчинительный, целевой;
в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;
г) подчинительный, изъяснительный.
Тестовые задания по теме «Союз»
1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…
а) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».
б) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».
в) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении».
г) … служебная часть речи, которая выражает различные оттенки значения».
а) из-под б) чтобы в) мимо г) будет
3. В какой строке только подчинительные союзы?
а) не только… но и, как, или; б) чтобы, если, когда;
в) так как, также, либо; г) то…то, однако, что.
4. Найдите соответствия:
1. как…так и, тоже, и а) составные, подчинительные
2. потому что, как будто б) повторяющиеся
3. когда, хотя, пока в) сочинительные, соединительные
4. ни..ни, не то…не то г) подчинительные, простые
5. В каком предложении союз и соединяет части сложного предложения?(знаки препинания не расставлены!)
А. Женя бросил в змею камень и замер.
Б. И стало ясно что никто никуда не поедет.
В. Лодка проплыла мимо и мы бросились догонять её.
Г. И дом и сарай были сожжены дотла..
6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
А. Слева от дороги то(же) были холмы.
Б. Лес так(же) хорош, как и три года назад.
В. Что(бы) пожелать вам на дорожку?
Г. За(то) дерево спрятался Ромка.
7. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены!).
А. В зоопарке были тигры и мы хотели их покормить.
Б. С утра шёл дождь и поэтому очень хотелось спать.
В. Прозвенел звонок ребята зашли в класс и урок начался.
Г. Ночью собака прокралась к даче и улеглась под террасой.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Граница вечных снегов (1) спускалась низко (2) и задолго до неё деревья редели (3) потом совсем пропали.
а) 1,2 б) 1,3 в) 2, 3 г) 1,2,3
9. Укажите верную характеристику союза из предложения:
Он снова нахмурился, потому что осознал свою неправоту.
а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;
б) подчинительный, причинный;
в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;
г) подчинительный, изъяснительный.
Тестовые задания по теме «Союз»
1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…
а) … служебная часть речи, которая выражает различные оттенки значения».
б) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении».
в) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».
г) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».
а) зато б) вроде в) он г) стан
3. В какой строке только сочинительные союзы?
а) то…то, но, или; б) чтобы, если, когда;
в) так как, также, либо; г) не только… но и, однако, что.
4. Найдите соответствия:
1. как…так и, тоже, и а) повторяющиеся
2. потому что, как будто б) составные, подчинительные
3. когда, хотя, пока в) сочинительные, соединительные
4. ни..ни, не то…не то г) подчинительные, простые
5. В каком предложении употреблён сочинительный разделительный союз?(знаки препинания не расставлены!)
А. Женя бросил в змею камень и замер.
Б. То небо было серым то вдруг становилось нежно-голубым.
В. Эдуард хорошо знал тех кто появился сейчас в холле.
Г. Мягко стелет да жёстко спать.
6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
А. Слева от дороги было всё то(же).
Б. За(то) они всегда веселились и пели.
В. Очень хотелось Егору, что(бы)Никита не уезжал.
Г. Петя отвечал, что он то(же) привык делать всё аккуратно
7. Укажите предложение, в котором союз но соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены!).
А. Играя но не переигрывая лисица устремилась на переговоры с волком.
Б. Было жарко но никто не открывал окна.
В. Белка смелая но хитрая.
Г. Солнце сияет в небе но совсем не греет пока.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В течение почти девяти лет (1) учёный работал над словарём (2) не прекращая работы (3) и в годы войны.
а) 1,3 б) 1,2 в) 2 г) 1,2,3
9. Укажите верную характеристику союза из предложения:
Отправился-то он быстро, да отца уже дома не оказалось.
а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;
б) подчинительный, причинный;
в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;
г) сочинительный, противительный, соединяет части сложного предложения.
Тестовые задания по теме «Союз»
1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…
а) …это неизменяемое слова, которое указывают на предмет».
б) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».
в) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».
г) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении».
а) долго б) как в) он г) подле
3. В какой строке только подчинительные союзы?
а) то…то, но, будто; б) если, что, ради того чтобы;
в) так как, также, или; г) однако, не только… но и, так что.
4. Найдите соответствия:
1. когда, хотя, пока а) сочинительные, соединительные
2. потому что, как будто б) составные, подчинительные
3. как…так и, тоже, и в) повторяющиеся
4. ни..ни, не то…не то г) подчинительные, простые
5. В каком предложении союз и соединяет однородные подлежащие?(знаки препинания не расставлены!)
А. Женя бросил в змею камень и замер.
Б. И воздух сотрясался от его криков.
В. Лодка проплыла мимо и мы бросились догонять её.
Г. И дом и сарай были сожжены дотла.
6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
А. Раза два на него сердито крикнули за(то), что он был на дороге.
Б. Вы никогда не думали о том, что(бы) женить вашего сына Анатолия?
В. И он не знал, что(бы) могло его убедить сейчас.
Г. И в то(же) мгновение послышался впереди топот.
7. Укажите предложение, в котором части сложного предложения соединяет подчинительный причинный союз.
А. Там, где вчера ещё были бои, нынче покой.
Б. Кто не помнит отца-матери, тот не чтит своего Отечества.
В. Илья не явился на соревнования, потому что был болен.
Г. В краю, где цветут магнолии, я не бывал никогда.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вскоре с улицы прибежала Наташа (1) встретившая меня так (2) как будто (3) мы с ней были старые знакомые.
а) 1,3 б) 2 в) 1,2 г) 1,2,3
9. Укажите верную характеристику союза из предложения:
Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну ногу, затем другую и на цыпочках вошла в воду.
а) сочинительный, противительный, соединяет однородные сказуемые;
б) подчинительный, причинный;
в) сочинительный, соединительный, связывает однородные сказуемые;
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.