Укажите с чем связан глобальный риск современной информационной цивилизации
Социальные вызовы и угрозы цифровой цивилизации
1. В условиях активного формирования глобального информационного пространства современное общество переживает сложные, а иногда и критические процессы своего развития. Научно-технологическая революция, привела к созданию инновационных прорывных технологий, которые, в свою очередь, повлияли на все сферы жизни современного общества. С одной стороны, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) выступают одним из важнейших драйверов при формировании постиндустриальной эпохи, с другой – способствуют более активному проявлению рисков и угроз нового времени. К группе таких рисков относятся: увеличение дисбаланса между требованиями безопасности общества и личной свободой человека, радикальная трансформация технологий, повлиявшая на значительные изменения в профессиональной потребности на рынке труда, обострение не только технологических, но и экологических проблем современности, которые привели к росту заболеваемости населения и распространению генетически модифицированных организмов. Кроме этого, все больше проявляется глобальный дефицит энергоресурсов и сырья для производства новых материалов, что негативно сказывается на устойчивости развития общества.
3. Ускоренная эволюция постиндустриального мира привела к развитию облачных технологий, формированию инновационных принципов организации вычислений, глобальной трансформации программного обеспечения и комплексных инфраструктурных решений в технологической сфере, что повлияло на ритмы жизни социума, активизировались темпы повседневного бытия человека, увеличилась стрессовость из-за неготовности к постоянно меняющемуся миру. Именно в этих условиях очевиднее проявляются экзистенциальные риски, связанные с существованием самого человека, условий его выживания в кризисной ситуации, его умением находить быстрый выход из положения при высочайшем уровне конкуренции.
4. Экспоненциальный рост современных технических характеристик, увеличение вычислительных мощностей, быстрая смена стандартов, технологических платформ и информационных систем кардинальным образом поменяли всю структуру современного мира. Всё больше распространяется система цифрового управления обществом, создается структура электронного правительства, позволяющая ускорить и унифицировать межведомственное взаимодействие, сократив тем самым время для принятия управленческих решений. Цифровизация системы государственных и социально-значимых услуг увеличила динамику многих процессов и высвободила рабочую силу, изменив структуру трудового рынка. В условиях активного развития цифровой цивилизации вопрос дефицита высококвалифицированных кадров становится не просто острым, а критически важным.
5. Экономические и технологические процессы повлияли на ускорение формирования нового профессионального запроса, выявив нужду в повышенном количестве специалистов в области программирования и работы с цифровыми базами. Именно сегодня реализуются новые парадигмы в системах машинного обучения, принципах биометрической идентификации, обработки и анализа биометрических данных. Кроме этого, нельзя не отметить, все большее развитие «умных» предприятий, «умных» инфраструктур и других инноваций. Информационные технологии в условиях постиндустриальной модернизации современного общества вовлекли большинство человечества в единый организм цифрового мира. Сегодня, наряду с традиционными формами деятельности предприятий и компаний, существует созданная информационно-коммуникационной средой система виртуальных офисов и услуг по всему миру.
Все эти процессы изменили характер и способ занятости работников, активно вовлекая их в систему переподготовки кадров из–за роста безработицы. Постоянное, непрерывное обучение становится нормой жизни современного человека, меняя сложившийся жизненный уклад и формируя новые требования к существованию, приводя к постоянной гонке и стрессам в меняющемся мире.
6. Новая информационная цивилизация привела к углублению кооперации в сфере подготовки новых профессиональных кадров. Глобальное цифровое взаимодействие в университетской среде активизировало возможность обмена научно-технологическими достижениями в академической сфере. Современный прогресс, без сомнения, расширяет возможности в области коммуникации. Но вместе с тем рождает риски, связанные с необходимостью защиты данных, передаваемых в процессе различных информационных взаимодействий, а также другими уязвимостями программного обеспечения. Все больше проявляется необходимость значительных инвестиций в организацию современного научно-исследовательского пространства для развития перспективных технологий в области биомедицины, компьютерного моделирования, искусственного интеллекта. К сожалению, глубокий цифровой разрыв между странами и политические противоречия, не позволяют эффективно решать вопрос повышения качества интеллектуальных ресурсов общества, что является одним из элементов усугубляющейся дифференциации в мире.
7. Сегодняшний мир наполняется всепроникающими, интерактивными, сверхскоростными технологиями, которые способствуют развитию мультимедийного контента и нового уровня информационного пространства. Этот процесс происходит на фоне усиления ключевых глобальных инновационных сетей, напрямую управляющих жизненным циклом всего общества. «Цифровая революция» привела к радикальной трансформации мира, появились такие новые вызовы, как киберпреступность, усиление контроля над личным пространством человека в Интернете. На современном этапе все активнее ведется создание новых интерфейсов, таких как «человек – цифровая среда», все более становится востребованным решение вопросов по формированию ответственного поведения человека в информационном пространстве.
8. Технологический прорыв, создание искусственного интеллекта, появление компьютерных технологий, виртуальной и дополненной реальности, массовое распространение разнообразных мобильных средств связи и социальных интернет-сообществ – все эти явления породили новые гуманитарные вызовы. С каждым днём все более очевидно проявляются такие проблемы, как социальная аномия, потеря ценностных ориентиров, активизация рисков влияния на подсознание человека, вторжение в его личное пространство в социальных сетях и общее ухудшение человеческого потенциала, как физического, так и интеллектуального.
9. Анализируя влияние новшеств цифровой цивилизации на общество в целом, нельзя не затронуть и проблему социально-культурного изменения в индивидуальной жизни наших современников. С одной стороны, глобальное влияние информационного пространства на человека привело к успешному взаимодействию культур и открыло новые возможности для диалога и эволюционного развития, с другой стороны, породило вызовы и риски и в этой сфере. Сегодня все больше размываются национальные культуры, становятся явно видны изменения в национальном языке. «Глобальная сеть» активизировала и глубокое информационное воздействие на сознание и подсознание людей. В современном обществе мы наблюдаем за усугубляющимся упрощением сознания, что позволяет управлять мнением людей, изменять их национальные исторические ценности. Информационно-коммуникативная среда кардинально влияет на трансформацию социально-культурных устоев и традиций, часто не формируя никаких ценностей взамен, что, в свою очередь, приводит к значительным внутренним рискам.
К сожалению, в условиях современного, практически безграничного и не контролируемого доступа к информации, социум все больше попадает в ловушку упрощения всех форм человеческого мышления, появления и увеличения по нарастающей клиповости сознания. Деградация и оскудение мировоззрения человека, лишенного глубокого знания классических наук и социального опыта, становится всё очевиднее. Несомненными рисками являются и усиливающаяся цифровая зависимость, и однобокость восприятия информации.
10. В настоящее время всестороннее влияние цифрового мира на повседневность человеческого бытия приводит к пониманию технологических вызовов в социально-гуманитарной сфере. Всё больше внимания сегодня уделяется растущему разрыву между инновационными достижениями человека в технологической сфере и фактическому игнорированию его духовного развития. На фоне уже отмеченных угроз все очевиднее отрицательная индивидуализация личности. Появившаяся возможность комфортно чувствовать себя в виртуальном мире привела к «цифровому эгоизму», концентрации исключительно на собственных интересах, отсутствию способности сосредоточиться на эмоциональном состоянии другого человека.
11. Всепроникающий Интернет позволил создать новую виртуальную среду обитания цивилизации, эта среда как динамичная, в значительной степени самоорганизующаяся система сформировала новое социальное явление — открытое Интернет-сообщество. Важно отметить, что абсолютная доступность к открытому миру Интернета имеет свои несомненные риски. В информационное пространство проникает вся личная информация, которая слабо защищена и может быть использована с негативными, а иногда и неправомерными целями.
В заключении, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что современное общество, всё больше погружаясь в цифровую цивилизацию, без сомнения, сталкивается со значительными вызовами и угрозами, кардинально влияющими на все стороны жизни человека. Только своевременное понимание этих угроз может дать шанс на сглаживание цивилизационного вызова.
Литература
1. Бирюков А. В. Современные международные научно-технологические отношения. М.: РосНОУ, 2014
2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. – М.:ЭКСМО, 2007.
3. Зинченко А.В. Мир или война в киберпространстве. «Международная жизнь» № 9. 2018.
4. Международная информационная безопасность: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2019
Укажите с чем связан глобальный риск современной информационной цивилизации
Крайнов Андрей Леонидович – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, кафедра социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук, кандидат философских наук, доцент, Саратов, Россия.
410012, Россия, г. Саратов, Театральная пл., д. 1,
Состояние вопроса: Рискогенность информационного общества, проявляющаяся, прежде всего, в полной зависимости человека от информационных технологий и утрате самого себя, уже привлекает внимание многих исследователей. Выработка эффективных приемов нейтрализации негативных влияний современных информационных технологий на человека является одной из важных задач науки XXI века.
Результаты: Виртуализация социального бытия не только упрощает коммуникацию между людьми и совершение покупок, но также способствует утрате личностью чувства реальности и снижению критического мышления, подвергает ее суггестивному воздействию со стороны мошенников. Длительное время пребывания в Интернете пагубно влияет на психическое здоровье, особенно молодого поколения, приводя к неврозам и психозам. Преодолению рисков информационного общества способствует повышение компетентности человека в области информационных технологий, с одной стороны, а, с другой, уменьшение времени пребывания перед экраном гаджета.
Выводы: Исправлению ситуации может способствовать минимизация времени, проводимого за цифровым гаджетом, оздоровление организма с помощью рекреации, активного отдыха и экологического туризма, то есть возврат к природе как истинной колыбели человечества.
Ключевые слова: информационное общество; гаджеты; общество риска; виртуальное бытие; рекреация.
Risks of Information Society: Socio-Philosophical Analysis
Kraynov Andrei Leonidovich – Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov, Department of Humanities, PhD (Philosophy), Associate Professor, Saratov, Russia.
1, Theater Square, Saratov, 410012, Russia,
Background: The riskiness of information society, which is manifested primarily in the complete dependence of people on information technology and the loss of themselves, has already attracted the attention of many researchers. The development of effective methods of neutralizing the negative effects of modern information technology on humans is one of the important tasks of XXI century science.
Results: Virtualization of social being not only simplifies people’s communication and shopping, but also contributes to the loss of their sense of reality and a decrease in critical thinking, exposing them to suggestive influence from scammers. A long time on the Internet adversely affects mental health, especially of the younger generation, leading to neurosis and psychosis. Improving humans’ competence in the field of information technology, on the one hand, and, reducing the time spent in front of the gadget screen, on the other hand, help to overcome the risks of information society.
Conclusion. The appeal to real life – to nature – expressed in recreational activities and ecological tourism, contributes to the rapid recovery of people from digital fatigue.
Keywords: information society; gadget; risk society; virtual being; recreation.
Формирование информационного общества представляет собой очередной этап развития техники и технологий, изначальная цель которых заключается в облегчении бытия человека. Придя на смену индустриальному и постиндустриальному (в данном случае – обществу потребления), информационное общество минимизирует роль тяжелого физического труда, автоматизируя различные производственные и бытовые процессы, способствуя, таким образом, ускорению социального времени.
С одной стороны, информатизация человеческой жизни является неотъемлемым свойством процессов глобализации и представляет собой социальное благо, давая каждому безграничный доступ к информации, стирая границы между людьми, упрощая процессы пользования техникой и ведения коммерческих операций. Но проблема заключается в том, что информационная модель социального бытия содержит в себе много скрытых рисков – как известных, так и еще непроявленных, заставляя тем самым каждого вовлеченного в нее участника постоянно быть алертным, ожидая в любой момент непредвиденной ситуации.
В чем же заключается рискогенность информационного общества? Для выяснения сути проблемы следует обратиться к феномену виртуальной реальности и на его примере показать и проанализировать различные риски, возникающие в данном типе общества. Согласно В. А. Емелину, цифровые технологии по мере своего совершенствования и вплетения в культурно-исторический контекст все в большей степени приобретают виртуальный характер, перестают отражать и начинают симулировать действительность [см.: 1, с. 95]. Эта симуляция способствует постепенному изменению сознания человека, вовлеченного в виртуальный мир, главная опасность которого заключается в том, что мы его не контролируем [см.: 2], напротив, он контролирует нас посредством сотен компаний-создателей данного мира, отслеживающих все наши действия в нем, регистрирующих наши предпочтения и социальные связи, меняющих на ходу правила игры, не всегда уведомляя нас об этом, что только усиливает чувство постоянной опасности.
Риски информационного общества связаны с такими его сущностными и взаимоисключающими характеристиками, как тотальный контроль и анонимность. В этом заключается главный парадокс феномена информационного общества. С одной стороны, реализация информационных технологий способна обеспечить жесткий контроль и учет всех действий человека с информацией, более того, они успешно применяются и для контроля за самим человеком, с другой стороны, будучи лишь посредником между людьми, информационные технологии не отвечают за достоверность и актуальность информации, которая передается посредством их. На основе данных эссенциальных характеристик феномена информационного общества возникает множество рисков для всех вовлеченных в него субъектов информационного взаимодействия.
Тотальный контроль со стороны цифровых устройств и компаний-разработчиков информационных приложений позволяет следить за пользователем информационных услуг посредством цифровых гаджетов, с которых осуществляется деятельность в информационной среде. Любой смартфон сегодня не только является средством связи и коммуникации в сети Интернет, но и представляет собой шпионское устройство, готовое в любую минуту подглядывать за своим хозяином через видеокамеру, прослушивать его через микрофон и определять его местоположение посредством сервиса геолокации, а несъемный аккумулятор (современный тренд в области производства смартфонов) не позволит пресечь данный процесс.
Так ли это опасно, если владелец цифрового гаджета – законопослушный гражданин, а не преступник, находящийся в федеральном розыске?
На первый взгляд, порядочному человеку не стоит беспокоиться по поводу технических возможностей гаджетов осуществлять за ним слежку, тем не менее, специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества рекомендуют заклеивать фронтальную камеру смартфона изолентой или скотчем, что связано с активностью со стороны мошенников и злоумышленников, преследующих цель скомпрометировать хозяина цифрового гаджета, заполучив фотографии его окружения [см.: 3]. В группе риска прежде всего находятся чиновники и госслужащие, имеющие доступ к гостайне, секретной информации, также сюда входят лидеры общественного мнения, звезды шоу-бизнеса, известные предприниматели и бизнесмены. В связи с этим в марте 2019 г. вступил в силу Федеральный закон, запрещающий военным пользоваться смартфонами [см.: 4].
Анонимность как противоположная цифровому контролю характеристика информационного общества представляет собой не меньшую опасность, так как, в отличие от первой, охватывает всех без исключения участников информационного взаимодействия. Если цифровой контроль на данной стадии развития информационного общества в большей степени реализуется пассивными методами сбора статистики о всех действиях пользователя в Интернете и связанных с ним приложениях, то никто не застрахован от взаимодействия с анонимным источником информации по ту сторону экрана, что нередко приводит к серьезным ошибкам со стороны доверившегося анонимности. Если на заре становления и развития глобальной сети Интернет анонимность интерпретировалась большинством пользователей сети как свобода, как возможность реализации своих скрытых чувств, желаний и намерений, то сегодня данная характеристика информационного общества представляет наибольшую угрозу для мира в связи с возможностью осуществления на ее основе экстремистских и террористических действий [см.: 5, с. 38]. Сегодня на полном серьезе рассматривается вопрос о деанонимизации Интернета, одним из вариантов решения проблемы видится осуществление входа в глобальную сеть по паспорту [см.: 6].
Дихотомия контроля и свободы, таким образом, представляет собой онтологическую основу информационного общества, а постоянная борьба между ними – способ его существования. Победить в этой борьбе никакая из эссенциальных характеристик информационного общества не может, напротив, в процессе ее происходит развитие новых информационных технологий и средств коммуникации. Поэтому целесообразно не бороться с глобальной информатизацией, которая представляет собой закономерные этапы развития и передачи информации, опасаясь всевозможных рисков, а уметь избегать их за счет повышения уровня компетентности в области информационных технологий и их влияния на человека.
Воевать с тенденцией развития информационного общества с помощью системы запретов и разрешений представляется крайне неэффективным. Закрытие глобальной сети Интернет на китайский манер нисколько не снизит вероятность рисков, но будет способствовать развитию иных неподконтрольных способов коммуникации. Более ценным является профилактика негативного влияния процессов информатизации с помощью ликвидации безграмотности общества в области информационных рисков.
Все риски информационного общества можно условно разделить на технические (наиболее известные), связанные со взломом компьютера либо аккаунта социальной сети хакерами, кражей паролей от банковских карт и денег со счета, социальные и личностные. Если технические риски можно предотвратить, соблюдая элементарную технику информационной безопасности, связанную с использованием лицензионного программного обеспечения, антивирусов и файерволов, то социальные и личностные риски наиболее сложны для распознания и представляют собой реальную угрозу для общества и личности.
Информационное общество, постоянно воздействуя на человека, меняет его когнитивные способности, формируя клиповое мышление, основанное на фрагментарном восприятии огромного потока информации. Эти изменения происходят незаметно, но их результат очень печален, так как клиповое мышление способствует снижению аналитических способностей его носителей. По мнению О. А. Старицыной, «мозг начинает саботировать избыточную информацию, включая защитные механизмы организма, такие как избегание, отторжение, лень…» [7, с. 336]. Это приводит к тому, что современная молодежь, взращенная информационными технологиями, оказывается не способна критически мыслить и воспринимать серьезную информацию, анализировать научные тексты, работать с первоисточниками [см.: 8, с. 4]. Одной из причин данного феномена является сформировавшаяся зависимость молодого поколения от цифровых гаджетов и таких методов работы с информацией, предоставляемой посредством их, как постоянное переключение экранов приложений, скроллинг, лаконичность подачи информации в твитах, сообщениях и постах.
Фрагментарность и мелькание разнообразной информации, получаемой посредством смартфона, не оставляет времени его владельцу на ее анализ. В итоге формируется новый – клиповый способ восприятия информации, представляющий собой серьезнейшую социальную и личностную опасность, проявляющийся в деградации когнитивных способностей человека. Масштабы этой деградации настолько велики, что сегодня на федеральном уровне рассматривается вопрос о запрете использования смартфонов и прочих цифровых гаджетов в школе, так как это не только мешает учебному процессу, но и пагубно влияет на психику детей [см.: 9].
Клиповизация мышления молодежи делает его открытым для суггестивного воздействия, вследствие чего возникают риски совершить множество необдуманных поступков.
– совершение покупок фейковых товаров и услуг онлайн, когда покупатель не удостоверился в подлинности сайта и самой компании-рекламодателя;
– попадание в религиозные деструктивные секты и террористические организации;
– вера мошенникам и брачным аферистам, проявляющаяся в добровольном переводе им денежных средств.
– передача конфиденциальных данных от своей банковской карты или платежной системы третьим лицам.
Вышеперечисленные социальные риски информационного общества связаны с отсутствием критического мышления у лиц им подвергнувшихся, что является следствием клипового мышления.
К группе личностных рисков информационного общества можно отнести различного рода зависимости от гаджетов, а также психозы и неврозы, образующиеся при этом. Согласно исследованию компании Counterpoint, каждый четвертый пользователь проводит за смартфоном более семи часов в день [см.: 10]. Это говорит о серьезной зависимости от цифровых технологий. Сегодня, когда смартфон является не только устройством связи, но и банковской картой, органайзером, электронной книгой, мультимедиа-девайсом, он приобретает важнейшее место в системе ценностей человека. Достаточно забыть взять с собой это устройство, чтобы потерять покой на весь день.
В. В. Титова приводит следующие психопатологические симптомы и синдромы, связанные с использованием смартфонов, планшетов, компьютеров и Интернета: номофобия – страх остаться без цифрового гаджета; синдром фантомного звонка, когда человеку кажется, что телефон звонит; киберхондрия – самолечение посредством советов на форумах в Интернете, даже если человек абсолютно здоров; киберболезнь – индивидуальная непереносимость гаджета после обновления операционной системы; зависимость от социальных сетей; Facebook-депрессия; Интернет-зависимость; эффект поисковой строки – когда неспособность мыслить приводит к поиску ответов на все вопросы в поисковых системах; измененные состояния сознания и потеря способности полностью присутствовать в реальной жизни; искажения реальности; расстройство внимания; нарушение сна; потеря способности к эмпатии и эмоциональной связи с другими людьми; повышение эгоцентризма, изоляция от друзей и семьи в реальной жизни [см.: 11, с. 6].
Как преодолеть негативные стороны тенденции глобальной информатизации, сказывающиеся не только на развитии техники, но и на самой сущности человека, превращающие последнего в придаток информационных технологий?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к проблеме экологии человека, ставящей своей задачей изучение взаимоотношения человека с окружающей средой. Информационные технологии как порождение техносферы являются второй природой, отделяющей человека от своих биологических корней. Призванная максимально облегчить бытие человека на заре его развития техника подменила собой его естественную (природную) среду обитания, вытеснив последнюю за пределы человеческого бытия. В качестве примера достаточно вспомнить, как в середине XX века проводили свободное время люди: гуляли, играли во дворе в активные игры, общались при личной встрече, проводили время на природе. Сейчас большую часть времени человечество проводит перед экраном смартфона, предпочитая виртуальное общение реальному.
Таким образом, исправлению ситуации может способствовать минимизация времени, проводимого за цифровым гаджетом, оздоровление организма с помощью рекреации, активного отдыха и экологического туризма, то есть возврат к природе как истинной колыбели человечества. Сплавы на байдарках, велосипедный и пеший туризм, походы выходного дня, не требующие специальных знаний, навыков и умений, способны оздоровить организм, задавленный грузом цифрового общества. Физические нагрузки, пребывание в красивейших природных местах с отсутствием сотовой связи и, соответственно, мобильного Интернета, заставят человека по-новому взглянуть на свое бытие и место в нем информационных технологий. Естественно, риски информационного общества от этого никуда не денутся, но отдохнувший от информационной перегрузки мозг будет способен критически мыслить и анализировать возникающие ситуации, следовательно, будет в состоянии противостоять информационным рискам.
1. Емелин В. А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3 (23). – С. 86–97.
2. «Постмаклюэн»: как виртуальная реальность изменяет наше сознание // Моноклер – медиа о культуре, человеке и обществе. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://monocler.ru/kak-virtualnaya-realnost-izmenit-nashe-soznanie/ (дата обращения 08.10.2019).
3. Мельник Г. Зачем заклеивать камеру смартфона // Всё о законах РФ – Парламентская газета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/zachem-zakleivat-kameru-smartfona.html (дата обращения 08.10.2019).
4. Федеральный закон от 6 марта 2019 года №19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 28.5 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» // Российская газета. – № 52. – 11.03.2019.
5. Батоев В. Б. Проблемы противодействия экстремистской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. – 2016. – № 2. – С. 37–43.
6. Зыков В. Деанонимизация Интернета – это неизбежный процесс // Известия – новости политики, экономики, спорта, культуры. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/news/686381 (дата обращения 08.10.2019).
7. Старицына О. А. Клиповое мышление как условие успешности информационных войн // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 335–339.
8. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Выпуск 5 (24). – С. 1–10. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения 08.10.2019).
9. В России хотят запретить мобильные телефоны в школах // РИА Новости. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190704/1556212782.html (дата обращения: 08.10.2019).
10. Каждый четвёртый пользователь проводит за смартфоном более 7 часов в день // Популярная механика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.popmech.ru/gadgets/news-391692-kazhdyy-chetvyortyy-polzovatel-provodit-za-smartfonom-bolee-7-chasov-v-den/ (дата обращения 08.10.2019).
11. Титова В. В. Киберпатология: результаты исследования и пути профилактики // Вестник московского государственного областного университета (электронный журнал). – 2017. – № 4. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/849 (дата обращения 08.10.2019). DOI: 10.18384/2224-0209-2017-4-849.
1. Emelin V. A. Simulacra and Virtualization Technologies in the Information Society [Simulyakry i tekhnologii virtualizatsii v informatsionnom obschestve]. Natsionalnyy psikhologicheskiy zhurnal (National Psychological Journal), 2016, № 3 (23), pp. 86–97.
2. PostMcLuhan: How Virtual Reality Changes Our Consciousness [Postmakluen: kak virtualnaya realnost izmenyaet nashe soznanie]. Available at: https://monocler.ru/kak-virtualnaya-realnost-izmenit-nashe-soznanie/ (accessed 08 October 2019).
3. Melnik G. Why Smartphone Camera Must Be Covered? [Zachem zakleivat kameru smartfona?]. Available at: https://www.pnp.ru/social/zachem-zakleivat-kameru-smartfona.html (accessed 08 October 2019).
4. Federal Law of March 6, 2019 № 19-FZ “On Amending Articles 7 and 28.5 of the Federal Law ‘On the Status of Military Personnel’” [Federalnyy zakon ot 6 marta 2019 goda № 19-FZ “O vnesenii izmeneniy v stati 7 i 28.5 Federalnogo zakona ‘O statuse voennosluzhashchikh’”]. Rossiyskaya gazeta (Russian Newspaper), № 52, 11.03.2019.
5. Batoev V. B. Problems of Countering Extremist Activities Carried Out Using the Internet [Problemy protivodeystviya ekstremistskoy deyatelnosti, osuschestvlyaemoy s ispolzovaniem seti Internet]. Vestnik Voronezhskogo Instituta MVD Rossii (The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2016, № 2, pp. 37–43.
6. Zykov V. The Deanonymization of the Internet Is an Inevitable Process [Deanonimizatsiya Ingterneta – eto neizbezhnyy protsess]. Available at: https://iz.ru/news/686381 (accessed 08 October 2019).
7. Staritsyna O. A. Clip Thinking as a Condition for the Success of Information Wars [Klipovoe myshlenie kak uslovie uspeshnosti informatsionnykh voyn]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie (Azimuth of Scientific Research: Economics and Management), 2018, Vol. 7, № 1 (22), pp. 335–339.
8. Semenovskikh T. V. The Phenomenon of Clip Thinking in the Educational Environment of the University [Fenomen klipovogo myshleniya v obrazovatelnoy vuzovskoy srede]. Internet-zhurnal Naukovedenie (Internet Journal “Science Studies”), 2014, № 5 (24), pp. 1–10.