Укажите разделительный союз потому что или однако словно
Укажите разделительный союз потому что или однако словно
Служебны части речи
Помогите пожалуйста
1. В каком предложении нет предлога?
1) «Я насчёт кошки»,- сказала девочка.
2)Под лежачий камень вода не течёт.
3)Криком ворон пугают, а не дела решают.
4)Он продолжал путь, несмотря на усталость.
2. Какой предлог является непроизводным?
3. Укажите пример раздельного написания предлога.
1)читал (в)продолжение часа
2) двигаться (на)встречу тебе
3) не прийти (в)следствие непогоды
4) говорить (на)счёт соревнований
1) не смотря в книгу;
5)Укажите пример слитного написания союза
6. Найдите соответствия:
2) да (=и), не только но и, также …□ соединительные союзы
3) зато, однако, но □разделительные союзы
7. Укажите ряд, в котором перечислены только союзы:
1) вряд ли, же, потому что, зато;
2) хотя, если, пусть, раз;3) но, либо, потому что
8. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
1) Что легко достаётся, то дёшево ценится.
2) Говорил день до вечера, а слушать нечего.
3) Спела бы рыбка песенку, когда б голос был.
9. Слитно пишутся слова в предложениях:
1) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
2) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел.
3)Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.
4) Он то(же) светился радостью.
10. Выделите предложения с частицами.
1) Пусть сильнее грянет буря!
2) Давайте послушаем песню.
3) Ну, кумушка-лисичка!
4) Рад бы в рай, да грехи не пускают
11. Отметьте предложения, в которых во всех случаях пишется «не>
1) Его рассказ н. к селу н…к городу.
2) За двумя зайцами погонишься – н… одного н… поймаешь.
3) Я н__ мог н__ рассмеяться, услышав его рассказ.
12. Найдите предложение с формообразующей частицей
1)На чужом коне далеко не уедешь.
2)Куда б ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.
3)Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
4) И на нашей улице будет праздник.
1. В каком предложении нет предлога?
1) Плохая дружба лучше хорошей ссоры.
2)Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3) Диспетчеры работают согласно графику.
4) Несмотря на дождь, у меня хорошее настроение.
2. Какой предлог является непроизводным?
3. Укажите пример раздельного написания предлога.
1) отменили (в)виду непогоды
2)сделаю (в)течение дня
3) обогнал (не)смотря на запрет
4) говорить (на)счёт дела
5. Укажите пример слитного написания союза
6. Найдите соответствия:
2) да (=и), не только но и, также …□ соединительные союзы
3) зато, однако, но □разделительные союзы
7. Укажите ряд, в котором перечислены только союзы:
1) ведь, тоже, потому что, однако;
2) хотя, что, пусть, что за;
8. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
1) Не дорог подарок, а дорога дружба.
2)Поживи для людей, поживут и люди для тебя.
3)Не мил и свет, если милого нет.
9. Слитно пишутся слова в предложениях:
1) (То) же слово, да иначе молвить
2) Что(бы) и волки были сыты, и овцы целы.
3)Относись к другим так(же), как хочешь, что(бы) относились к тебе
4) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел.
10. Выделите предложения с частицами.
1) Птица не сеет, не жнёт, а сыта живёт.
2)Поехал бы в гости, да не зовут.
3)Повторять да учить – ум точить.
4)Чьё правое дело, тот говори смело.
11. Отметьте предложения, в которых во всех случаях пишется «не>
1) Чьё бы поле н… было, а телята наши.
2) За двумя зайцами погонишься – н… одного н… поймаешь.
3) И врагу (н..)когда н… добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва!
4) Солнца (не) закроешь, а правду ( не)скроешь.
12. Найдите предложение с формообразующей частицей
1)На чужое горе не радуйся.
2)Как ни хитри, а правды не перехитришь.
3)Лучше бы глаза лишиться, чем доброго имени.
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
1. Укажите сочинительные союзы А) где, куда, что; Б) ни – ни, зато, также; В) кто, с тех пор; Г) или, либо, чем. 2. Укажите с
1. Укажите сочинительные союзы
А) где, куда, что;
Б) ни – ни, зато, также;
В) кто, с тех пор;
Г) или, либо, чем.
2. Укажите соединительные союзы:
А) зато, однако, же;
Б) тоже, также, ни – ни;
В) или, либо, то ли – то ли;
Г) и, но, не то – не то.
3. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Лось – очень сильное, осторожное и умное животное.
Б) Азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна.
В) Я обрадовался при мысли, что увижу ее снова.
Г) Алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу.
4. Укажите ССП с разделительным союзом:
А) Не то маячили горы, не то это только казалось.
Б) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.
В) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…
Г) Нет дождя, и все сохнет.
5. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:
А) Мы собираемся за город малыши тоже хотят ехать с нами.
Б) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет…
В) Солнце светит уже по-весеннему а в доме еще пасмурно.
Г) В начале апреля уже шумели грачи и летали в саду бабочки.
6. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:
А) Невзрачен день а ночь близка и непогода зла.
Б) Изредка пропоет комар да ветерок качнет вершину.
В) Веселее всех смеялся сам Петр он же скорее всех и перестал.
Г) На реке было холодно зато рыба хорошо клевала.
7. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:
А) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.
Б) Домой возвращаться не хотелось но идти было некуда.
В) Он был человек строгий и все-таки его у нас любили.
Г) Ты жил я также мог бы жить.
8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:
Река сплошь была занесена плавником и следовательно всюду можно было перейти с одного берега на другой.