Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

Пособие «фразеологизмы»

Материал носит исследовательский характер, собран из разных источников (использованная литература прилагается). Используется учителем при подготовке учащихся к олимпиадам, экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Пособие «фразеологизмы»»

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

1.ТЕМА «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ». Задания для 6-9 классов

ТЕСТ 1Фразеологическая антонимия

Прочитайте следующие фразеологические единицы и заме­ните их фразеологическими единицами с противоположным значением.

Трудиться до седьмого пота

Тянуть кота за хвост

У черта на куличках

Не храброго десятка

Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

важная птица, птица высокого полета

в мгновение ока, в два счёта

во всю ивановскую, во время оно

сломя голову, что есть мочи

Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

вывести на чистую воду, вывести в люди

вставлять палки в колёса, перебегать дорогу

втирать очки, водить за нос

гнуть спину, проливать пот

Какой фразеологический оборот имеет значение «безобид­ный, кроткий»?

волк в овечьей шкуре

тише воды, ниже травы

Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?

Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?

Какое из данных слов является синонимом фразеологизма поставить крест?

Именные фразеологические единицы

Прочитайте следующие именные фразеологические единицы. Не пользуясь словарем, прокомментируйте их значения.

Своему слову хозяин

Отставной козы барабанщик

Звезда первой величины

Глагольные фразеологические единицы

Прочитайте следующие глагольные фразеологические едини­цы. Не пользуясь словарем, прокомментируйте их значения.

Жить как птица небесная

Как сыр в масле кататься

Перебиваться с хлеба на квас

Не разгибать спины

Прочитайте следующие фразеологические единицы и заме­ните их фразеологическими единицами с тем же значением.

В чем душа держится

Держать себя в руках

Пускать пыль в глаза

Быть бойким на слова

Седьмая вода на киселе

Перебиваться с гроша на копейку

2. ТЕМА «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ». Тестовые задания для подготовки к ОГЭ (9 класс).

А. 1. Укажите значение фразеологизмов:

Домоклов меч, класть под сукно, Пиррова победа, перейти Рубикон, дело табак, кричать во всю Ивановскую, заруби себе это на носу, у меня денег куры не клюют, клевать носом.

2. Среди представителей каких профессий появились эти выражения?

3. Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

важная птица, птица высокого полёта

в мгновение ока, в два счёта

во всю ивановскую, во время оно

сломя голову, что есть мочи.

4.Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

вывести на чистую воду, вывести в люди

вставлять палки в колеса, перебегать дорогу

втирать очки, водить за нос

гнуть спину, проливать пот

5.Какой фразеологический оборот имеет значение “безобидный, кроткий”?

волк в овечьей шкуре

тише воды, ниже травы

6.Какой фразеологический оборот имеет значение “мера, под которую насильственно подгоняют что-то”?

7.Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?

8.Какое из данных слов является синонимом фразеологизма поставить крест?

Б. Укажите предложение с фразеологизмом.

1. a) Я всегда делаю уроки самостоятельно

б) Не делай большие глаза, не притворяйся удивленной

в) У нее красивые голубые глаза

г) Говорят, что глаза отражают душу человека

2. а) Я сегодня свалился с горки, решив проехать по ней на велосипеде

б) В русских сказках обычно на распутье стоит большой камень, на котором написано, что ожидает героя

в) У меня свалился камень с души: все обошлось благополучно

г) В душе он очень добрый человек

3. а) Сегодня такое чистое небо!

б) Я попал в мишень только с третьего раза

в) У тебя длинные музыкальные пальцы

г) Ты в этот раз попал пальцем в небо

4. а) Преступника обнаружили по горячим следам

б) Я давно мечтаю о чашке горячего чая

в) Загадочные следы привели меня на опушку леса

г) Странный след отпечатался на песке…

Б. Укажите предложение с фразеологизмом.

1. а) Я люблю наблюдать за поведением моего кота

б) У кота был огромный пушистый хвост

в) Что ты тянешь кота за хвост, говори, что случилось

г) Я начал медленно тянуть ветку к себе

2. а) От смущения он ежеминутно хватается руками за очки

б) Мне нравится пить сок через соломинку

в) Я сам однажды участвовал в спасении утопающего

г) Говорят, утопающий хватается за соломинку

3. а) Из какого тонкого фарфора этот китайский сервиз?

б) Между друзьями можно обходиться и без китайских церемоний

в) В восточной культуре особое место занимает чайная церемония

г) Я научился обходиться без лишнего

4. а) Шпаргалка может стать яблоком раздора в вашем споре по поводу отметки

б) Яблоки очень полезны, в них много железа

в) Раздоры в стране прекратились, когда к власти пришел новый правитель

г) Скоро поспеют первые яблоки

В. Укажите предложение с фразеологизмом

1. а) Его волнение сразу бросилось в глаза

б) Волнение обычно мешает работе

в) Побыстрее бросай курить, это дурная привычка

г) В маминых глазах я увидел радость

2. а) Кто не любит праздники!

б) Моя улица носит имя великого Пушкина

в) Весь класс принял участие в литературном празднике

г) Вот закончу 9 класс с отличием, будет и на моей улице праздник!

3. а) Каждый человек готов поверить в чудо

б) Мы не поверили своим ушам, услышав такие объяснения

в) У слона очень большие уши

г) Главное – верить в себя, в свои силы

4. а) Ты способен кого угодно вывести из себя

б) Селекционер мечтает вывести новый сорт пшеницы

в) Она слишком себя любит

г) Долгий путь проделан не ради себя

Г. Укажите предложение с фразеологизмом

1. а) Старушка жаловалась, что у нее болит голова

б) У меня просто голова идет кругом

в) Слышны тихие шаги: кто-то идет по коридору

г) Лошади бежали кругом

2. а) Нас с другом не разлить водой

б) Река разлилась широко

в) Вода затопила все прибрежные луга

г) Неси ведро аккуратно, не разлей воду

3. а) Принимать таблетки нужно строго по часам

б) Котенок растет не по дням, а по часам

в) Дни проходят за днями, время летит

г) Твои часы правильно идут?

4. а) Хозяин заваривает очень вкусный чай

б) Варить кашу по утрам приходится бабушке

в) Ты заварил кашу, тебе ее и расхлебывать

г) Чем больше кладешь масла в кашу, тем она вкуснее

3. Упражнения для учащихся 5-9 классов (разноуровневые)

Что такое фразеологизм?

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Фальшивят, путают слова.

Ребята слушать их не станут:

Найдите фразеологизм, объясните его значение

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой! (Б. Заходер)

Найдите объяснение каждому фразеологизму

Фразеологизмы: клевать носом; идти нога в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Слова для справок: трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.

4.КУЛЬТУРА РЕЧИ. БЕРЕГИСЬ – ОШИБКИ!

неуместно включение нового слова во фразеологизм: потупить взор – потупить усталый взор;

фразеологизмам не свойственно изменение грамматического строения: фраза «бить баклуши» не может быть произнесена как «бить баклушу: в данном случае множественное число слова «баклуши» остается неизменным;

в большинстве фразеологизмов строго закреплен порядок слов, если поменять слова местами, фраза получится «корявой», хотя смысл ее при этом не изменится;

усеченные фразеологизмы нередко теряют свой смысл, фразы граничат с абсурдом: «умение делать хорошую мину», вместо «умение делать хорошую мину при плохой игре»;

неуместное употребление фразеологизмов в речи: иногда замена слов в составе фразеологизма искажает его, делает смешным и нелепым: «мудрствовать долго» вместо «мудрствовать лукаво», «прятать топор за пазухой» вместо «прятать камень за пазухой», «не стоит ломаного яйца» вместо «не стоит выеденного яйца»;

нельзя изменять фразеологизм посредством обновления грамматической формы: «заморить червячков» вместо «заморить червячка», «убеленная сединой» вместо «убеленная сединами», «робкая десятка» вместо «робкого десятка»;

Искажение смысла фразеологизма: На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. Нарушение состава фразеологизма (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в (одну) ногу со временем, (главный) гвоздь программы, бить (другим) ключом.

ВЕСТИ С УРОКОВ. Наши наблюдения

(Читатель, добавь присказки, образные выражения учителей и учеников)

1) Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учителями:

— палец в рот не клади

2) Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учениками

— вешать лапшу на уши

— работать, засучив рукава

— бежать сломя голову

— заруби себе на носу

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ «ЗООЛОГИЧЕСКОЙ ЭЛЕГИИ» П. ХМАРЫ»

И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

Список использованной литературы

Анненкова И. Русский язык в тестах и упражнениях. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2004. – 96 с. – («Школьная программа»).

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995.-383 с.: ил. – ISBN 5-09-004345-0.

Львова С.И. ГИА 2011. Русский язык: сб. заданий: 9 класс/С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2011. – 400с.

Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи.- М.: ТЦ Сфера – 160 с.

Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с., ил. ISBN 978-5-373-00815-0.

Русский язык: полный школьный курс/под ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.- 640 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»). (С. 69-71)

Три века русской поэзии/Сост. Н.В. Банников. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 750 с.: ил.

Угроватова Т.Ю. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся/Т.Ю. Угроватова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263 с. (стр. 171-173)

Шанский Н.М. В мире слов: Кн. Для учителя. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: 1963.

Энциклопедия для детей. Т.6. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2001. – 714 с.: ил.

Знайте и уважайте Авторов учебных пособий!

1. Арсирий Анатолий Тимофеевич. Занимательные материалы по русскому языку

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

2. Ашукин Николай Сергеевич (1890-1972). Крылатые слова

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

3. Жуков Влас Платонович (1921-1991). Словарь русских пословиц и поговорок

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

4. Максимов Сергей Васильевич (1831- 1901). Крылатые слова и выражения русского народа

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

5. Ожегов Сергей Иванович (1900-1964). Словарь русского языка

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

6. Розе Татьяна Владиславовна (год рожд. 1961). Большой фразеологический словарь для детей.

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

7. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

8. Шанский Николай Максимович (1922 – 2005). В мире слов.

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

9. Энциклопедия для детей. Т.6. Языкознание. Русский язык

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

10. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Афоризмы и крылатые выражения

Источник

Изучение фразеологии в средних классах

Понятия, особенности, функции фразеологизмов, их употребление в стилях речи. Типичные ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка. Методика изучения фразеологии в средних классах (учебный комплекс Бабайцевой), ее эффективность на уроках.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления15.08.2012
Размер файла63,3 K

Укажите предложение с фразеологизмом старушка жаловалась что у нее болит голова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.3 Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В.

Изучение раздела “Фразеология” представляет для учащихся определенную сложность. Причинами являются:

1) низкая речевая культура учащихся;

2) бедный словарный запас;

3) явление фразеологии само по себе сложное;

4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч);

5) на изучение раздела отводится мало времени.

Чтобы усвоение фразеологизмов шло более эффективно, необходимы тренировочные упражнения следующих видов:

— нахождение фразеологических оборотов в тексте и словаре;

— выяснение лексического значения;

— отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний;

— подбор синонимов и антонимов;

— замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом;

— нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов;

— составление словосочетаний и предложений.

1. Приведите примеры фразеологизмов, в которых употреблены:

1) однокоренные слова;

2) различные формы одного слова.

Ответ: 1) хоть пруд пруди, тьма тьмущая, горе горевать и др.;

2. стенка на стенку, лицом к лицу, шаг за шагом, проще простого, сглазу на глаз, сводить концы с концами, камня на камне не оставить.

3. Закончите предложения фразеологизмами.

1) Близнецы были похожи как …(две капли воды).

2) Пишет неаккуратно и неразборчиво как…(курица лапой).

3) От волнения он был бледный, как…(полотно).

4) Этот район я знаю как…(свои пять пальцев).

5) Целый день он занят, кружится как …(белка в колесе).

3. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Трудиться в поту лица.

2) Положив руку на сердце тебе говорю.

3) Работать спустив рукава.

4) Согласиться скрипя сердцем.

5) Пришел неожиданно, как тать в ночи.

1) Трудиться в поте лица.

2) Положа руку на сердце тебе говорю

3) Работать спустя рукава.

4) Согласиться скрепя сердце.

5) Пришел неожиданно, как яко тать в нощи.

4. С какими глаголами употребляются фразеологизмы?

Верой и правдой; во все горло; между двух огней; до глубины души; бок о бок; до последней нитки; за бесценок; на отшибе; во всю прыть; на орехи.

Ответы: служить; орать, кричать, петь; быть, находиться, оказаться; поражать, волновать, потрясать; жить, работать, бороться; промокнуть; продать, купить; быть, находиться, располагаться; бежать, ехать, мчаться; досталось.

5. Объясните значение выражений.

6. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом рука.

Взять себя в руки, рука об руку, из рук вон плохо, валиться из рук, дать руку на отсечение, как без рук, набить руку, рука не поднимается.

7. Приведите как можно больше фразеологических оборотов со словом сердце. И что общего в их значениях? Сердце болит, сердце изнывает, сердце горит, сердце екает, сердце радуется, сердце просит, сердце сжимается, с чистым сердцем, скрепя сердце, каменное сердце.

Ответ: Слово сердце в данных оборотах обозначает чувство, состояние, душевные качества человека.

8. В Библии описан древнееврейский обряд возложения грехов на животное, которое затем отпускали, изгоняли в пустыню. Какой фразеологизм отразил этот обряд?

Ответ: козел отпущения.

10. Выделите из данных фразеологических сочетаний нейтральные и эмоционально окрашенные. Составьте с эмоционально окрашенными фразеологизмами предложения.

Есть глазами, держать в курсе, в тесных отношениях скалить зубы, брать в свои руки, держать язык за зубами, брать на себя, кровь играет, брать пример, играть первую скрипку, брать слово, бросаться в глаза, изливать душу, метать громы и молнии, вести начало, вести себя, заглядывать вперед, на свежем воздухе, при первом взгляде, изо всех сил, колоть глаза, войти в историю, божья коровка, посадить в лужу, встать на дыбы, ни свет ни заря, вступить в силу, войти в доверие.

11. Объясните смысл и укажите сферу употребления следующих “крылатых слов и выражений”.

А Васька слушает да ест. А ларчик просто открывался. От радости в зобу дыхание сперло. Чтобы гусей не раздразнить. Рыльце в пуху. Услужливый дурак опаснее врага. А судьи кто? Умеренность и аккуратность. Народ безмолвствует. Наука нам сокращает опыт быстротекущей жизни. С корабля на бал. И дым Отечества нам сладок и приятен.

12. Выпишите устойчивые словосочетания, распределяя их по трем разрядам: 1) фразеологические сращения; 2) фразеологические сочетания; 3) фразеологические единства. К каждому фразеологизму подберите лексический синоним.

Стрекоза уж не поет; и кому же в ум пойдет на желудок петь голодный! Обойми меня мой друг сердечный. Митрофан, ты теперь от смерти на волоску. Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя. Я вне себя от радости. Письмецо-то мне пожалуй. Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. Могу перед целым светом по чистой совести сказать: ездил я ни по что, привез ничего…

13. В данных предложениях найдите все устойчивые сочетания и подчеркните их:

Брат скоро переселился в Петербург и держал и сестру, и тетку в черном теле. А ты теперь, мой батюшка, на ком угодно зубки точи; я уйду, не буду мешать. Вы никак не можете сидеть сложа руки. Видно, тебе, батюшка, все как с гуся вода.

14. Найдите антонимичные фразеологизмы:

Черная кровь, Выдерживать характер

Гонять лодыря, Без царя в голове

Грош цена, За тридевять земель

Голова на плечах, Гнуть спину.

15. Найдите антонимы к фразеологизмам: “через пень-колоду, идти на попятный, играть в кошки-мышки”.

В поте лица, тяп-ляп, спустя рукава, шаляй-валяй;

Повернуть оглобли назад, повернуть на 180 градусов, выдержать характер, бить отбой, дать задний ход, дать отбой;

Втереть очки, отвести глаза, играть в прятки, метать петли, морочить голову, обвести вокруг пальца, пустить пыль в глаза.

16. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова: держать…востро (ухо, уши); смотреть сквозь… очки (розовые, темные); с… нос(голубиный, гулькин); делать из…слона (комара мухи); не в своей…(чашке, тарелке).

17. В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

18. Найди синонимичные фразеологизмы и соедините их:

Голову морочить, Пойти на попятный

Биться как рыба об лед, Одним лыком шиты

Бить отбой, Голова на плечах

Дать по шапке, Играть на нервах

Одного поля ягода, Белая кость

Считать ворон, Гроша медного не стоит

Дразнить гусей, Рукой подать

Дать осечку, Дать по шее

Держать ухо востро, Гнуть в бараний рог

Высоко летать, Горе мыкать

Два шага, Заговаривать зубы

Утереть нос, Голубая кровь

Подложить свинью, Голубей гонять

Голова садовая, Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели, Дать маху

Грош цена, Держать ушки на макушке

Каши просят, Плыть по течению

Испустить дух, Кошки на душе скребут

Рубикон перейден, Есть просят

Другая песня, Другая история

Ждать у моря погоды, Жребий брошен

Сердце не на месте, Ад кромешный на душе

Душа болит, Жизнь оставить.

19. Объясните значение фразеологизмов:

20. Дидактическая игра. Отгадать загадки:

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

2. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

3. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес,…(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…(вянут).

22. Укажите предложение с фразеологизмом:

Старушка жаловалась, что у нее болит голова.

У меня просто голова идет кругами.

Лошади бежали кругом

23. Найди фразеологизм:

24. Найдите нужное слово:

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь).

25. Исправьте ошибки:

Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)). Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). Она с детства знала, почем кило лиха (фунт (горе)). Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)). Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).

26. Замените в предложениях общеупотребительный фразеологизм региональным:

— Сегодня весь день льет как из ведра.

— Зимой мы встречались от случая к случаю.

— Осталось решить задачу, и дело с концом.

Для справок: порой да временем, счет не берет, как с горы, и дело в сторону. Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознавать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.

27. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Ольга проснулась очень рано.

28. Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы. Игровая форма: “кто больше найдет фразеологизмов?”

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…

Буслаев Ф.И. писал: “Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого”.

Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества.

Найти человека, который бы не зная, не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же они нам нужны.

Что же такое фразеологизм? Это устойчивые выражения, которое в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Сравним словосочетания:

Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

1) Мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересна;

2) Проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;

3) Разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

Отсюда можно сделать вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

Главная особенность фразеологизма в том, что по своим свойствам они не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить. Например, мы не можем сказать: на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа.

Фразеологизмы нужны на все случаи жизни. Общение между людьми преследует 2 цели:

— передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями.

Именно поэтому второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни.

Многие слова теперь используются только в составе фразеологизмов и вообще, многие устойчивые выражения запечатлели историю той или иной страны и языка.

Таким образом, фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью, украсить нашу речь и сделать ее образнее, поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.

В школьном курсе русского языка изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический, грамматический.

Фразеология и фразеологически связные значения слов занимают особое место в формировании русской речи учащихся. В то же время правильное употребление в речи предусмотренных программой фразеологизмов связано с большими трудностями. Основные трудности в практическом усвоении фразеологизмов русского языка обусловливаются непониманием смысла фразеологизма, неправильное употребление фразеологизма в предложении.

Следовательно, актуальность проблемы исследования очевидна и бесспорна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Н.В. Словесница искусств, журнал №27, Москва 2011 год, 78с;

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, 4 издание, Москва, издательство “Просвещение”, 1995 год, 256 с;

3. Бабайцева В.В. Теория, 5-11кл, Москва, издательство “Дрофа”, 1995 год, 432с;

4. Бабайцева В.В., Шаталова В.М. Виды разбора на уроках русского языка: пособие для учителя, Москва, 1985 год, 356 с;

5. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, издательский центр “Академия”, Москва, 2000 год, 368 с;

6. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка, издательство “Просвещение”, 1994 год, 271 с;

7. Виноградов В.В. Русский язык /грамматическое учение о слове /, 3 издание; Москва “Высшая школа”, 1986 год, 639 с;

8. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / пособие для учителя /, Москва “Просвещение”, 1973 год, 371 с;

9. Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Федоров А.И. Фразеологический словарь русского языка, 4 издание, стереотипное, Москва “Русский язык”, 1986 год, 543 с;

10. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русского языка, издательство “Дрофа”, Москва, 2006 год, 312 с;

11. Волгина Н.С., Розенталь Д.Э, Фомина М.И. Современный русский язык /для филологических специальностей и вузов/, 5 издание, Москва “Высшая школа”, 1987 год, 479 с;

12. Дудников Е.В. Лексика и фразеология русского языка /пособие для факультативных занятий в 7-8классах, издательство “Просвещение”, 1970 год, 76 с;

13. Козырев И.С. Современный русский язык фразеологии и лексикографии, издательство “Высшая школа”, Минск, 1979 год, 87 с;

14. Телия В.Н. Что такое фразеология? Издательство “Наука”, Москва, 1966 год, 59 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *