Укажите основные признаки романтической драмы в чем драма лермонтова маскарад

Краткий и полный анализ пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

Укажите основные признаки романтической драмы в чем драма лермонтова маскарад

Год написания и публикации – Лермонтов написал пьесу в 1835 году, а впервые опубликована она была в 1842 году.
История создания – есть мнение, что сюжет взят Лермонтовым из реальной жизни.
Жанр – пьеса.
Направление – реализм.
Основная идея – человеку важно следовать истинным ценностям, а в светском обществе ценности сильно искажены. Светские люди эгоистичны и злы, и взаимодействие с ними может привести к трагическому финалу.
Тема – извращенные нормы и правила светского общества.
Проблема – отсутствие искренних отношений между людьми приводит к пустой бессмысленной жизни, а иногда – к трагическому финалу.
Композиция – прямая. Пьеса описывает небольшой временной период из жизни группы людей.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Влияние социальной среды на человека, на его характер и судьбу.

Проблема: Неблагоприятная социальная среда, с большим количеством ограничений и условностей, формирует лживых и неискренних людей, искажает человеческие ценности.

В результате мы видим большое количество несчастных людей, которые тратят свою жизненную энергию неизвестно куда – на карты, интриги, сплетни. Их действия только умножают это неблагополучие в себе и в своем окружении.

Тема: Любовь и дружба.

Проблема: Человек стремится к искренности в дружбе и любви. Если он не находит этих чувств в жизни, то он недоволен, мстителен, зол.

Тема: Выражение своих чувств.

Проблема: Желание скрыть свои чувства под маской, невозможность проявить их и верить другим людям.

Законы светского общества таковы, что нет возможности открыться в своих истинных чувствах. Например, Баронесса Штраль может признаться в любви только, будучи в маске, но не с открытым лицом. Маскарад – это внутреннее состояние людей, относящихся к высшему обществу. Сложно разобраться в том, о чем говорят в светских кругах. Желание скрыть свои чувства, несовпадающие с критериями светского общества, приводит к неудачам, бессмысленной жизни, к трагедии.

п.2. Идея и пафос

Пафос пьесы – яркое и красноречивое обличение светской жизни. Лермонтов мастерски передает сцены в игорном доме, на маскараде, на балу, у гроба Нины.

Свет общества представляют знатные люди, имеющие благородные корни. Все они стремятся соответствовать странным правилам касательно чести и достоинства человека. Именно в этом они видят смысл жизни – фальшивый и иллюзорный. Критика светских взаимоотношений и общественных устоев проявлена в эмоциональных и сильных монологах Арбенина, в его исканиях. Иллюзорные представления о чести и достоинстве отражены в мыслях и действиях практически всех персонажей пьесы.

Лермонтов ярко, пафосно, эмоционально призывает к гуманному отношению, к человечности, протестует против условностей, унижающих человеческое достоинство.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Основное противостояние – человеческая индивидуальность конфликтует с общественными устоями. Чтобы существовать в мире интриг и лжи, нужно одеть на себя маску, принять конкретную личину. Этого не делает Нина и погибает, как инородный элемент общества.

Практически все персонажи принадлежат светскому обществу. Их образы так подобраны, как будто каждый из них отражает определенную сторону порока, одну из его граней. И все они противопоставлены образу Нины. Она никак не вписывается в рамки этого общества, хотя по-детски любит балы и праздники. Светское времяпровождение для Нины – это совсем не то, что для других. После бала она вспоминает, какой восхитительный был романс, ее не интересуют интриги и сплетни.

Образ Арбенина находится и в слиянии с ней, и в противоречии. Для него Нина – олицетворение правды, искренности, любви. Этих качеств так недостает и обществу, и самому Евгению, но Арбенин в состоянии разглядеть истинное в Нине и боготворить ее.

Несмотря на это, взаимодействие образов Арбенина и Нины приводит к трагедии, поскольку есть и противостояние их. Нина честна, откровенна и естественна, но ей не верит муж – все подвергается сомнению и проверке. А выяснить правду сложно, поскольку каждый из персонажей пьесы следуют своему порочному эгоистичному интересу.

п.4. Литературные приёмы

Самый меткий и впечатляющий символ представлен в названии пьесы. Маскарад – это сборище людей в масках. Люди натягивают на себя чужой образ, прячут свое лицо. Персонажи пьесы не знают реальности, искажают ее. Они обманывают и обманываются сами, каждый отделен от других глухой, непроницаемой стеной. Здесь практически нет естественных, добрых отношений между людьми.

Интересны и другие символы, которые использует Лермонтов в пьесе, они помогают раскрыть смысл произведения, усиливают его яркость и полноту образов.

Арбенин описывает свадьбу с Ниной такими словами: «Как агнец божий на закланье, мной к алтарю она приведена». И здесь уже чувствуется, что Нина – это жертва его заблуждений и страстей.
Главный герой сравнивает себя с вулканом: «Послушай, Нина… я рожден с душой кипучею, как лава». Лермонтов наделяет его неиссякаемой энергией, силой воли, свободолюбивым духом, иронией, презрением к фальши.

Символичен каждый персонаж пьесы – это набор конкретных людских пороков.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – это конфликт личного и социального. Именно он подталкивает Арбенина совершить преступление, приводит его к помешательству.

Источник

Маскарад» М.Ю. Лермонтова как романтическая драма

Впервые пьеса «Маскарад» была представлена Лермонтовым в цензуру в 1835 году. Тогда в ней усмотрели «прославление порока», и её возвратили автору. Ни во второй, ни в третьей редакции пьеса не смогла удовлетворить официальных ревнителей нравственности, поэтому впервые «Маскарад» был опубликован лишь в 1842 году.

Лермонтов, потеряв надежду на цензурное разрешение «Маскарада», оставил поприще драматурга. Но то, что уже было создано им, с полной ясностью характеризует его как выдающегося драматурга прогрессивно-романтического направления, протестанта и бунтаря, устремлённого в будущее и ненавидящего блестящий свет.

В сцеплении образов «Маскарада» проглядывает и более глубокая его идея разоблачение индивидуализма и эгоизма, утверждение человечности, гуманности, протест против условий, унижающих человека.

Среди персонажей, олицетворяющих собой среду, обычаи и нравы светского общества, главную роль играет Евгений Арбенин. Его образ дан романтически. Это не конкретно-исторический тип, последовательно, до конца связанный с определённой социально-бытовой средой, интеллектуально исключительная, «демоническая» личность, возвышающаяся над породившей его средой и поставленная в условия трагической безысходности.
Его облик овеян загадочностью, а на протяжении всей жизни его сопровождает одиночество.
Арбенин – и порождение светского общества, и одновременно его неистовый враг. По натуре своей он не злодей. В юности его обуревали стремления к большой гражданской деятельности, светлые надежды и мечты. Но условия светской жизни сделали его сатанински самолюбивым эгоистом, орудием зла. «С душой кипучею, как лава», он прошёл все круги светского ада и стал самым отъявленным его дьяволом.

В своей порочности Арбенин оставался выше подавляющего большинства людей мишурного света. Он ненавидел их и мстил им за ничтожество влечений, чувств и дум. Презирая творимое им зло, он оставался страдающим эгоистом.

В гармонии с обликом ведущего героя, страдающего эгоиста применены романтические средства: эмоционально-драматический монолог и диалог, «рембрандтовский» контраст, острые переходы, сложная интрига, авантюра, тайна. Здесь и таинственная маска (её предостережения Арбенина на балу), и потерянная вещь (браслет Нины, случайно попавший к Звездичу), и письмо, случайно оказавшееся в других руках (письмо Звездича к Нине у Арбенина), и невыслушанные слова (баронессы Штраль к Арбенину о невиновности Нины), и намеки, и предсказания.

Исследователь Д.Е. Максимов заметил: «Эта драма – романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической парией чистосердечной и прелестной героини, с Мефистофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».

Все признаки романтического мировосприятия свойственны «Маскараду» Лермонтова. В характерах персонажей он выделяет обычно одну ведущую черту и максимально укрепляет её. Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живёт одним стремлением – отомстить Арбенину. Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участвовать в любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живёт одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично. Как ни презирает он светскую толпу, но и живёт по её законам и отравляет Нину.

Воспроизводя драматическую сумятицу человеческих страстей, Лермонтов придаёт пьесе динамический характер. Её эмоционально-психологическая напряжённость начинается уже с экспозиции.
Пьеса открывается сценой проигрыша Звездича, решающего его судьбу. Совершенно неожиданно Арбенин, сочувствуя Звездичу, садится за игорный стол и возвращает проигрыш, тем самым спасая ему жизнь.
Вторая сцена ещё более динамичная быстрой сменой эпизодов: Звездич и завлекающая его маска; Арбенин и угрожающая ему маска; потеря браслета одной женской маской, его находит другая маска и передаёт на память о свидании Звездичу. В третьей сцене происходит завязка драмы. Арбенин заметил отсутствие у Нины браслета, вспомнил его в руках Звездича и заподозрил жену в измене. Психологическое напряжение, достигшее в первом акте большой остроты, не снижается, а повышается в последующих актах. Кульминация пьесы – диалог Арбенина и Неизвестного: Арбенин убеждается в невиновности Нины. Развязка пьесы – сумасшествие Арбенина и торжество Неизвестного.

Источник

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

Автор: Guru · Опубликовано 08.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Все мы знаем Лермонтова-поэта с его «Пророком», «Мцыри» и «Демоном», однако Лермонтов-драматург знаком не каждому из нас. И очень зря. Его коронный психологизм наиболее полно раскрылся именно в жанре пьесы, которая до сих пор входит в золотую коллекцию театральных репертуаров.

История создания

Работа над «Маскарадом» шла в течение 1835-1836 годов. К этому времени молодой и недавно (в 1834 году) закончивший школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов уже успел близко познакомиться со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта. Тамошние маскарады и послужили основой для развития конфликта в пьесе. Цензоры были поражены резкостью критики, направленной в адрес столь популярного в то время развлечения и места его проведения. Это, а также своеобразие главного героя и неоднозначная и, очевидно, несчастливая развязка сослужили дурную службу произведению. Михаил Юрьевич несколько раз переписывал пьесу, порой внося в нее значительные изменения (в концовку, в систему персонажей; не были постоянными ни количество актов, ни название), но ни одна редакция ни была одобрена. Читатель познакомился с «Маскарадом» только после смерти автора; он был опубликован в 1842 году.

Не была счастливее и сценическая судьба драмы. «Маскарад» несколько раз ставили в разных петербуржских театрах, но нигде он не вошел в постоянный репертуар.

Смысл названия драмы

Маскарад – это обитель вечной праздности и торжества лицемерия, место, где разворачивается основной конфликт пьесы, и происходят все самые значимые события. Блеск и мишура залов, беззаботность и горячность гостей позволяют собравшимся пуститься в свободное плавание по морю безудержного веселья, разгула и кутежа и скрывают бесконечно совершаемые и повторяемые ими пороки. Что важнее, «маскарад» – это положение дел в обществе, состояние души каждого уважаемого члена общины. «И если маскою черты утаены, / То маску с чувств снимают смело» — так говорит о гостях дома Энгельгардта главный герой пьесы. Действительно, собравшиеся настолько привыкли носить на себе определенный образ в повседневной жизни, представать перед знакомыми такими, какими их желают видеть, что единственная возможность для них раскрыть свой истинный облик, дать волю чувствам, рассказать о своих желаниях, мечтах, волнениях – это скрыть себя под маской. Неузнанные они обладают большей смелостью и готовы поведать окружающим то, о чем и подумать не решились бы, не будь они на маскараде.

Тема судьбы и случая

«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

«Зеркальность» системы образов

В реальной жизни людям часто приходится примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества, которые могут невыгодно сказаться на их положении в определенном обществе. Герои пьесы занимаются этим денно и нощно. Они как будто смотрятся в зеркало, которое сглаживает неровности и угловатости, и пытаются убедить окружающих в том, что тот, кого видят в отражении, и есть настоящая личность. В зазеркалье каждый из них становится тем, кем хотел бы быть, сообразуясь с собственной выгодой. Персонажи в этом мире создают себе нужную маску, срастаются с ней и уже сами верят в то, что это их настоящее лицо. Лишь изредка можно разглядеть их истинный облик. Как ни удивительно, но происходит это, когда лица героев буквально скрыты – на маскараде.

Есть в этом искаженном мире один человек, нежелающий притворяться и лицемерить. Он и не нуждается в этом. Его мало заботит общественное мнение. Природные эгоизм и холодность позволяют ему замкнуться полностью на себе, смотреть свысока на окружающих, но при этом быть и самым честным среди них. Евгений Арбенин не считает себя частью общества, с которым он вынужден сосуществовать. Некогда у него были здесь товарищи, друзья, но их связывал лишь игральный стол. Теперь никто, кроме жены, не вхож в его маленький обособленный мир.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Образ Нины

Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.

Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.

Смысл финала

Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника. До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили. Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое. Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.

Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.

Судьба сломила его, но победив, она не лишила его жизни, не дала второй шанс. Арбенин застрял где-то между земным существованием и небесным судом. Было ли это дополнительной карой или возможностью искупить вину и заработать прощение, сказать невозможно.

Источник

Маскарад М.Ю.Лермонтова как романтическая драма.

«Маскарад»

(4 действия, в стихах)

+ Есть еще Казарин, друг молодости Арбенина (вместе кутили), постоянно его сбивает на старый лад: выпить, погулять, поиграть.

Шприх – все время всем деньги дает в долг под «вздорные проценты».

Романтические тенденции.

Арбенин явно ощущает себя избранным среди людей. Он возвышается над толпой, над светской жизнью, исполненной низменных страстей. Он мыслит себя сверхчеловеком, имеющим право быть верховным судьей. Он способен на разрушение, уничтожение жизни другого человека, да и всего остального мира, с которым он, будучи романтическим героем, находится в неизбежном конфликте. За карточным столом он знаменит как безжалостный и ловкий игрок, среди женщин как неотвратимый покоритель многочисленных сердец…

Полное разочарование во всём на свете, столь типичное для романтического героя. Не надо думать, что Арбенин обольщался, женившись на Нине. Ему попросту опостылел разврат, которому он предавался многие годы. Но забрезжил свет: Арбенин поверил, что Нина — это ангел, который дан ему Богом за перенесённые страдания.

Но рефлектирующий романтический герой может верить в добро очень недолго. Его начинают мучить сомнения, которые в данном случае приводят к трагедии.

Нина юна, и Арбенин, который намного старше её, не доверяет её чувству. Точнее, оно для него не слишком подлинно. Во-вторых, как истинный романтический герой, Арбенин видит в жене и добро и зло. Он полагает, что Нина осквернена злом мира, света. Считая себя сверхчеловеком, он берёт на себя право отнять у неё жизнь, убеждённый, что совершает подвиг и делает для Нины добро. Смертью он очищает её от зла и передаёт Богу. Передаёт свободной от порока.

Трагедия Арбенина в том, что, узнав страшную правду (Нина не виновна), он не справился со своей ролью сверхчеловека, вершителя судеб мир. И остаток дней ему суждено провести в безумии, как и положено истинному романтическому герою. Он так и не смог перейти на сторону света и добра. Ему лишь на миг показалось, что он может отречься от своей прошлой жизни и обрести счастье в семье, с молодой женщиной, не ведающей порока.

Лермонтов создал произведение философского масштаба. Ключ к разгадке «Маскарада» не в сюжете, не в фабуле и не в характерах. Ключ — в символах и метафорах, которыми наполнена пьеса. А ключевой символ — в её названии. Весь мир для Лермонтова — это мир игры, масок, маскарада. Маска скрывает истинное лицо человека, его чувства и желания. Маску носят все, кроме Нины. Есть персонажи, которые способны на миг сорвать личину, — баронесса Штраль, Звездич. Есть те, кто никогда не снимает маски — Шприх, Неизвестный.

Символы и метафоры в драме «Маскарад» отражают основные конфликты эпохи. Мир — это маскарад. Мир — это карточная игра. Мир — конфликт случайности и закономерности.

Мир у поэта по-романтически разделён на мир низкого и высокого зла. Низкое зло — это мир игроков, мир маскарада, сплетни, интриги, шулерства. Низкое зло — это Казарин, баронесса Штраль, Шприх. Арбенин же представляет собой высокое зло. Он — демонический персонаж, умеющий отличить порок от добродетели. Он стоит между Богом и дьяволом и восстаёт против мира низкого зла средствами зла. Поэтому, желая восстановить справедливость, он хочет очистить Нину от скверны, которой подверг её мир низкого зла.

Сцена сумасшествия Арбенина — закономерный финал драмы, лишний раз доказывающий, что жизнь — это извечная борьба Бога и дьявола, а гармония недостижима. В здравом рассудке невозможно выдержать те муки, которые ниспосланы человеку. Только будучи сумасшедшим можно выжить в этом страшном мире.

«Маскарад» — типичная романтическая пьеса.

Реалистические тенденции.

Герой окружен современной бытовой средой.

Сожалея о своем герое, Лермонтов беспощадно относится к погубившему его «свету». В «Маскараде» даны резко критические зарисовки ряда характеров, типичных для высшего дворянского об-ва (Звездич, в нем отразился «век нынешний, блестящий, но ничтожный»).Лермонтов дополняет грибоедовские картины Москвы зарисовками петербургского высшего света.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *