Укажите на что направлена работа ленты времени
Таймлайн как современный интерактивный инструмент оптимизации образовательного процесса
Таймлайн как современный интерактивный инструмент оптимизации образовательного процесса
Во все времена и эпохи познание и осознание окружающего мира было и остается одной из главных целей образования. Личностно ориентированное, элитарное или корпоративное образование Древнего времени и Средневековья в Новое и Новейшее время сменилось стандартизированными системами современного обучения. Предметизация, стандартизация и специализация школьного образования, классно-урочная система, система оценивания учебных достижений зачастую усложняют процесс познания мира, как одной из основных целей образования. Поэтому одной из популярных тем в педагогике является тема метапредметного подхода и метапредметных результатов в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей разрозненности знаний к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность, как принцип интеграции содержания образования, формирует у обучающихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Активное развитие информационного пространства сопровождается увеличением объема разнообразной, иногда несистематизированной информации.
Аналогичные процессы происходят и в образовании. Прежде всего, это процессы изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Информация (телевидение, реклама, яркие витрины) сегодня, направлена, в основном, на визуальное ее восприятие. У детей с раннего детства формируется клиповое мышление, которое характеризуется фрагментарностью, готовностью к высокой скорости получения информации. Это требует от педагогов поиска различных способов представления большого объема учебного материала, который предусмотрен школьными программами, в удобном для современных детей виде.
Таймлайны – линейки (полосы), на которые наносятся события и даты. Они могут также представлять собой списки или таблицы с указанной хронологией. В образовательных целях таймлайны используются для формирования у обучающихся системного взгляда на изучаемые события (исторические процессы, биографию или творчество писателя). Еще одно направление в применении этих сервисов – планирование деятельности. На такой ленте времени отображаются этапы, сроки, условия реализации плана (проекта). Подобные таймлайны могут использоваться как на уроках, так и в воспитательной работе, и в проектной деятельности, предоставляя участникам возможность совместной организации деятельности.
«Лента времени» (англ. timeline) — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.
Традиционно, составление ленты времени считается одним из основных приемов изучения исторического материала. Но если обратиться к сущности этого приема, то можно отметить, что его можно использовать не только для изучения дат, фактов и событий, но и для работы с любым учебным материалом, предполагающим установление последовательности.
Установление последовательности, как комплексная логическая операция, предполагает анализ, сравнение, систематизацию элементов заданного множества. В результате чего, происходит выбор и расположение элементов, отвечающих заданным условиям. Для успешного выполнения подобной задачи у обучающихся необходимо формировать следующие умения:
умение узнавать предмет по заданным признакам;
умение сравнивать объекты по указанному признаку, выделять основания для сравнения;
умение выделять в различных объектах общие и отличительные свойства;
умение группировать предметы по определенным признакам;
умение проводить классификацию объектов по какому-либо основанию.
Работа над формированием умения устанавливать последовательность должна быть планомерной и системной. Ребенка уже в начальных классах надо постепенно обучать выделенному спектру умений, начиная с несложных заданий на узнавание предмета по его характеристике (например, отгадывание загадок), затем давать задания на нахождение сходств и отличий в предъявляемых предметах (например, игра «Чем похожи?»), группировку предметов (например, игры «Найди лишний предмет в ряду», «Подбери по цвету и форме», «Продолжи ряд»), переходя к более сложным по составу входящих в них операций заданиям:
упорядочить объекты ряда, расположенные случайным образом на основе одного признака (далее усложнить и ввести два и более признаков);
найти закономерность расположения объектов, упорядоченных по двум и более признакам и размещенных в таблице;
составить алгоритм выполнения действий.
Такие задания можно предлагать на любом предметном материале.
Например, курс «Введение в школьную жизнь» (1 класс). Значительное число заданий, включенных в содержание курса предполагают использование дидактических игр на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Представление о ленте времени обучающиеся получают при выполнении заданий на составление режима дня.
В курсе математики рассматриваются числовые последовательности и
предлагаются различные задания на нахождение и расположение чисел (величин) в определенном порядке.
В русском языке важно установление последовательности действий при применении правил, также можно предложить задания по работе с текстом:
расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ;
расположите реплики диалога в правильной последовательности;
расположите вопросы к тексту в правильной последовательности.
На уроках литературного чтения детям предлагаются задания на установление последовательности событий в произведении, фактов в биографии писателя, составление каталога произведений писателя, установления соотношений между частями текста.
На уроках «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») также возможно организовать работу над установлением последовательности природных явлений, составлением алгоритмов действий и правил поведения.
В 5-11 классах возможности применения таймлайнов расширяются. Обучающиеся уже владеют основами работы с компьютерной техникой, и составление лент времени может осуществляться с помощью специальных сервисов. Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам и во внеклассной работе.
Самый яркий пример — это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты, обучающиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его. Ход второй мировой войны, ход отдельно взятого сражения, жизнеописание великого полководца или политика — все это прекрасно визуализируется с помощью таймлайнов.
Использовать ленту времени можно и на других уроках, например, литературы, математики, физики, географии и т.д. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала какой-либо хронологии.
Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, хронологию описываемых событий. Это дает представление об эпохе, в которой творил тот или иной писатель или поэт. Обучающиеся получают возможность сопоставить эпоху развития литературы в России и в мире. Лента времени наглядно показывает хронологию выхода в свет произведений одного и того же автора. Обучающиеся могут проследить пересечение биографий писателей, основные события биографии поэта или писателя, с соотнесением их с ключевыми событиями эпохи, сопоставить особенности литературы, архитектуры, живописи, музыки определенной эпохи.
На уроках географии — хронологию освоения полезных ископаемых или географических открытий.
На уроках биологии — фазы развития организма, например, растения или этапы превращения гусеницы в бабочку.
На уроках математики – алгоритм решения уравнения.
На уроках химии – этапы химической реакции.
Во внеклассной работе ленту времени целесообразно использовать на классных и информационных часах, других воспитательных мероприятиях. Традиции семьи, родословные обучающихся, а также история искусств, музыка, наука, транспорт, примерный перечень тем, в которых использование таймлайнов оптимизирует образовательный процесс.
Задания по работе с сервисами могут выполняться как индивидуально, так и в группе. Самое простое задание – это составление последовательности событий по изучаемому материалу (детям дается задание прочитать текст и составить таймлайн по событиям, о которых рассказывается в тексте). Более сложное задание – вести таймлайн на протяжении изучения параграфа (темы, курса).
Еще один тип заданий – это расположение набора событий в хронологической последовательности. Учитель предлагает несколько событий, дети должны вспомнить их даты и создать ленту времени. Еще одним вариантом этого задания будет соотнесение двух списков – списка дат и списка событий, установление их последовательности на ленте времени.
Сервисы по созданию лент времени отличаются особенностями графического отображения лент времени, особенностями интерфейса и возможностями редактирования событий. Ленту времени может составлять как один пользователь, так и несколько. Организация совместной работы в группе позволит формировать не только предметные компетенции, но и навыки коммуникации и сотрудничества. К сожалению, на сегодняшний момент в сети Интернет не представлены сервисы с русскоязычным интерфейсом (что значительно затрудняет их использование младшими школьниками). Поэтому для работы с этими сервисами необходимо разработать подробную инструкцию для учащихся и в первоначальный период организовывать работу обучающихся под непосредственным руководством педагога.
Перечислим основные преимущества таймлайнов перед обычными
многократность использования – работа «не теряется» в тетрадке, ее можно встроить в блог, сайт и многократно к ней обратиться, составить архив таймлайнов, в нужный момент возвращаться к нему при повторении пройденного. Можно по одной и той же линии вести уроки в разных классах;
социальность – работу можно просматривать большому числу обучающихся, комментировать и давать оценку, распространять через блог, социальные сети, материал может параллельно редактировать сколько угодно участников, что является отличным решением для групповой проектной работы;
мультимедийность – на таймлайне можно размещать не только текстовые сообщения, но и графику, и видео;
дизайн – работа будет оформлена аккуратно и привлекательно, сделана в едином стиле;
не требуется установка специального программного обеспечения – такие сервисы поддерживаются большинством интернет-браузеров;
электронная временная шкала позволяет сочетать различные типы материалов, систематизировать различные виды информации, создавать актуальный для данной работы дизайн, обучающийся имеет возможность проявлять творчество, индивидуальность.
Алгоритм работы над таймлайном (электронной лентой времени):
Определяемся с темой: что именно мы представляем на таймлайне? Какие ставим перед собой задачи?
Подбираем нужный материал, скорее всего — в Интернете, но можно и обратиться к привычным учебникам.
Располагаем единицы материала в хронологическом порядке. В качестве черновика можно использовать word-документ.
К каждому событию подбираем иллюстративный материал — это может быть картинка, фото, видеофрагмент, аудиозапись. Лучше сразу адаптировать все материалы: обрезать слишком большие фрагменты видео, выбрать щадящее разрешение картинок и т.д.
Собираем все материалы в отдельную папку на своем рабочем компьютере.
Создаем описания к выбранным материалам (опционально);
Заходим в электронный сервис по созданию таймлайнов, проходим регистрацию и размещаем подготовленный материал в окнах сервиса.
Публикуем готовую работу в Интернете.
Таймлайн — это технология, которую можно смело использовать при выполнении самых разных заданий из разных учебников. Практически любая исследовательская работа может быть воплощена в этой технике, к достоинствам которой можно отнести следующее:
объемный учебный материал «упаковывается» в короткие мультимедийные интерактивные микроистории;
материал приобретает лаконичную законченную форму;
сочетание текста с другими элементами (видео, аудио, фото, и др.) создает занимательный материал, который можно использовать как самостоятельный материал, но при этом он не отражает всю тему в целом;
формат таймлайна напоминает игру, где нужно пройти определенные этапы: посмотреть видеосюжеты, послушать аудиоматериалы, заглянуть в Wikipedia и т. д.
Онлайн-сервисы для создания лент времени являются современным интерактивным инструментом для формирования умения устанавливать последовательность.
Лента времени станет незаменимым помощником в обучении детей любого возраста, как младшего школьного, так и старшего, облегчив восприятие и запоминание временных цепочек.
Баданов, А. Ленты времени / А. Баданов // Образовательная галактика Intel [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=7264&showentry=95 – Дата доступа: 01.03.2016.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование,1998
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. — 2012.
Создание лент времени
Содержание
Лента времени
[Файл:]
«Лента времени» — это временная горизонтальная линия, на которую в хронологичеcком порядке наносятся события. Обычно временная лента представляет собой шкалу с разметкой по годам с указанием того, что происходило в тот или иной период времени. Лента времени зачастую используется в образовательном процессе в различных научных областях, школьных дисциплинах. Так как лента четко разделена на временные отрезки и визуально оформлена, учащиеся смогут визуально представить какое-то событие и лучше запомнить его.
Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам. Самый яркий пример — это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его.
Пример ленты времени
Лента времени «Исторические этапы информатизации образования» [1]
Лента времени «Вторая мировая война» [2]
Лента времени «Русская литература» [3]
Лента времени «Эпоха открытий» [4]
Лента времени «Крупнейшие извержения вулканов в истории» [5]
Лента времени «Эпохи в искусстве» [6]
Использование лент времени
Когда вы открываете диалоговое окно Интервал дат, то можете заметить, что здесь находится еще один ярлык — Хронология. Эта функция обеспечивает наглядный просмотр временных промежутков в виде небольшого линейного графика, как показано на рис.
Изменение обзора временных промежутков — единственное изменение, которое вы увидите, кликнув на ярлыке Хронология. Все функции временных промежутков и их сравнения остаются теми же. Чтобы изменить длину ленты времени, зажмите один из ярлычков справа или слева ленты времени и перенесите его в нужное место. Это особенно важно помнить при сравнении двух лент времени, когда временные промежутки могут перекрывать друг друга. Лента времени легче для восприятия, чем календарь. Однако вы должны знать, что лента времени не изменяет графики, используемые в различных отчетах, доступных вам.
Изменять временные промежутки мониторинга вам придется часто. Просматриваете ли вы отчеты за последнюю неделю, сравниваете ли этот год с прошлым — временными промежутками вам придется пользоваться всегда.
Алгоритм разработки ленты времени
1) Определение темы и постановка задач;
2) Подбор нужного материала;
3) Расположение единиц материала в хронологическом порядке;
4) Подбор иллюстративного материала к каждому событию: картинок, фото, видеофрагментов, аудиозаписей;
5) Сбор всех материалов в отдельную папку на своем рабочем компьютере;
6) Создание описания к выбранным материалам;
7) Посещение электронного сервиса по созданию лент времени, регистрация и размещение подготовленного материала в окнах сервиса;
8) Публикация готовой работы в Интернет
Обучающее видео для создание лент времени:
Сервисы для создания лент времени
Сервисы по созданию лент времени отличаются особенностями графического отображения лент времени, особенностями интерфейса и возможностями редактирования событий. Ленту времени может составлять как один пользователь, так и несколько. Организация совместной работы в группе позволит формировать не только предметные компетенции, но и навыки коммуникации и сотрудничества. К сожалению, на сегодняшний момент в сети Интернет не представлены сервисы с русскоязычным интерфейсом (что значительно затрудняет их использование младшими школьниками). Поэтому для работы с этими сервисами необходимо разработать подробную инструкцию для учащихся и в первоначальный период организовывать работу обучающихся под непосредственным руководством педагога.
1. TimeRime.com — сервис для создания временных лент. В события можно добавлять различные материалы: текст, видео, графику, звук. Так же есть возможность совместной работы. В бесплатной версии есть минусы: ограничение на хранение размера созданной ленты времени, количество событий на ленте не больше 100, но в платном аккаунте нет рекламы, участники могут видеть только то, что создал их коллектив. https://www.preceden.com/?utm_source=timerime&utm_campaign=homepage
2. Timetoast.com — сервис для создания лент времени. В события можно добавлять различную информацию: фиксированную дату, текст, ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием. https://www.timetoast.com/
TimeToast.com. Алгоритм разработки ленты времени
Интернет сервис TimeToast.com – сервис для создания лент времени. Сервис позволяет размещать события в хронологическом порядке. Линия (шкала, лента, линейка) времени служит для создания временно-событийных линеек –на линейку времени наносятся события, таким образом получаем историю развития события, личности, эпохи и т.п. Хронология событий будет включать в себя фиксированную дату, описание, ссылку; можно вставить ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием.
1.Заходим на главную страницу сайта timetoast.com
2.Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Нажимаем «Регистрация» и заполняем форму.(Public)
3.Вводим название своей ленты и выбираем картинку.
4.Создавая события, вы должны ввести дату, дать название событию, вы также можете вставить картинку и ввести описание события.
После создания ленты вы можете поделиться ссылкой на неѐ или вставить в свой сайт или блог. А также просмотреть ленту в форме таблицы, где представлены подробные описания событий
Краткое описание действий:
На Ваш электронный ящик, после заполнения нужных полей при регистрации, придет письмо, по ссылке которого вы должны пройти для активации Вашего аккаунта. (Обратите внимание, в конце нужно будет ответить на вопрос, для подтверждения, что Вы не робот. Вопрос на английском и ответ нужен тоже на английском. Вопросы очень простые). Пройдя по ссылке, в нужные поля вводим Логин и Пароль, написанный при регистрации.
Появится фраза Welcome!
Можно начинать создавать свою ленту времени.
Нажимаем Timeline и Addtimeline
Даем название своей ленте времени, выбираем статус (Public), выбираем категорию (история и т.д.) и вставляем картинку(кнопка upload) Осталось только добавить даты, события, фото, картинки и распределить их. Это не сложная процедура, похожая на создание презентации с одним исключением, что картинки сначала нужно загрузить.
Осталось только добавить даты, события, фото, картинки и распределить их. Это не сложная процедура, похожая на создание презентации с одним исключением, что картинки сначала нужно загрузить. Все кнопки стандартные, хоть и на английском языке-загрузить, сохранить, добавить событие (addevent), добавить промежуток(addtimespan).
Всегда можно воспользоваться переводчиком, просто результат стоит того, чтобы потратить на этот процесс время.
Для начала можно ознакомиться с существующими лентами времени, причем на разных языках и на разные темы.
Опыт применения лент времени в образовании
Использование сервисов Web 2.0 в обучении детей позволяет работать в сетевых сообществах, участвовать в сетевых конференциях, выступать на форумах. Применение сетевых сервисов Web 2.0, позволят учителю повысить познавательный интерес учащихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач. Сервисы Web 2.0 делают процесс создания и размещения в сети дидактических материалов простым и доступным. Очень нравится учащимся использование таких сервисов, как TimeRime.com, для совместного создания временных лент, где дети добавляют информацию, дают пояснения и оставляют свои комментарии.
Ленты времени можно применять на предметах, где рассматривается хронология каких-либо событий, к таким предметам относятся история, литература, физика, химия, обществознание, география, биология.
Применение в педагогическом процессе:
a.Использовать в качестве задания для детей
b.Онлайн ознакомление с событиями
c.Создание лент с результатами исследований
d.Создание лент планирования событий
f.Создание собственной биографии
На уроке истории таймлаинс можно использовать для структурирования последовательности исторических событий.
На уроке литературы при демонстрации биографий авторов или героев литературных произведений; чтобы представить себе эпоху, в которой жил писатель; чтобы сопоставить эпоху развития литературы в мире.
На уроке физики для фиксирования последовательности открытия различных законов, свойств предметов.
На уроке химии для фиксирования последовательности открытия элементов периодической таблицы.
На уроке английского языка лента времени облегчает запоминание материала для «визуалов», так как все события представлены на ленте наглядно.
На уроках географии — хронологию освоения полезных ископаемых или географических открытий.
На уроках биологии — фазы развития организма, например, растения или этапы превращения гусеницы в бабочку.
На уроках математики – алгоритм решения уравнения.
На уроках химии – этапы химической реакции.
Во внеклассной работе ленту времени целесообразно использовать на классных и информационных часах, других воспитательных мероприятиях. Традиции семьи, родословные обучающихся, а также история искусств, музыка, наука, транспорт, примерный перечень тем, в которых использование таймлайнов оптимизирует образовательный процесс.
Изучение темы «Лента времени»в курсе «Введение в историю» (3-й класс). Урок действительно вписывается в программу “Школы России”, пропедевтический курс “Введение в историю” программы и учебника Е.В. Саплиной, А.И. Саплина. Провел его учитель истории и социальных дисциплин Колмаков Анатолий Иванович. Представленный вариант урока завершает изучение раздела, знакомящего детей младшего школьного возраста с лентой времени. Это первое углубление учащихся в настолько непростой материал, который гарантирует не только временное восприятие истории, но и синтез представлений о времени, исторических событиях, исторических личностей, исторической карты, способствуют проявлению новых учебных навыков систематизации и структуризации ЗУНов, причинно-следственных связей, понятийного ряда. URL: [7]
В Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 г.Сочи был проведен урок-путешествие «Лента времени» учителем начальных классов Тищенко Ириной Петровной. По ходу урока дети должны были изучить начальные знания о летоисчислении, временном восприятии истории «Ленты времени родного края», получить дополнительные сведения о счете временного пространства при изучении истории;Учитель провел урок в очень интересной форме, и по завершению занятия ученики уже могли определять эры, тысячелетия, века; получать и обобщать информацию по заселению территории родного края в различные временные отрезки; URL:[8]
Использование разнообразных компьютерных технологий позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые можно корректировать по мере необходимости.
Разработка ленты времени в качестве домашнего задания по музыке. Задание для учащихся:
Создайте «Ленту времени», выделив основные этапы жизни и творчества Ф. Шопена.
1.Изучите соответствующие документы.
2.Определите основные этапы жизни и творчества композитора.
3.Выделяйте те этапы и даты, которые Вы считаете значимыми в жизни Фредерика Шопена, а не только те, которые являются общеизвестными.
4.Важно, чтобы лента времени носила отпечаток вашей личности, отражала лично ваше видение биографии композитора, была интересна и понятна твоим одноклассникам.
5.Выберите наиболее подходящую формулировку для текста.
6.Подберите подходящие иллюстрации и фотографии.
7.Внесите даты и события, которые показались Вам особенно значимыми, в «Ленту времени».
8.Выберите наиболее «выгодный» вариант представления ленты времени (вертикальный, горизонтальный)
9.Для использования ленты времени вне сети интернет ты всегда сможешь распечатать ленты времени.
[Файл:]
Достоинства и недостатки лент времени
Таймлайн — это технология, которую можно смело использовать при выполнении самых разных заданий из разных учебников. Практически любая исследовательская работа может быть воплощена в этой технике, к достоинствам которой можно отнести следующее:
-объемный учебный материал «упаковывается» в короткие мультимедийные интерактивные микроистории;
-материал приобретает лаконичную законченную форму;
-сочетание текста с другими элементами (видео, аудио, фото, и др.) создает занимательный материал, который можно использовать как самостоятельный материал, но при этом он не отражает всю тему в целом;
-формат таймлайна напоминает игру, где нужно пройти определенные этапы: посмотреть видеосюжеты, послушать аудиоматериалы, заглянуть в Wikipedia и т. д.