Укажите что является целью науки
Понятие науки, ее цели и задачи
Учебные вопросы.
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ
«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
1. Понятие науки, ее цели и задачи.
2. Классификация наук.
3. Управление в сфере науки.
4. Ученые степени и ученые звания.
5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России.
6. Научная работа студентов.
Статьи в философских словарях и энциклопедиях, посвященные раскрытию термина «наука», отмечают его многозначность и приводят различные перечни признаков науки. Если их обобщить, то можно сказать, что понятие «наука» имеет несколько основных значений.
Во-первых, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.
Во-вторых, это система научных знаний.
В-третьих, это одна из форм общественного сознания, социальный институт, представляющая собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включающая системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.
Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей.
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. При этом путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.
Задачи науки:
· собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
· обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
· систематизация полученных знаний;
· объяснение сущности явлений и процессов;
· прогнозирование событий, явлений и процессов;
· установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Можно выделить несколько точек зрения на время возникновения науки.
1. Наука как опыт человеческой деятельности начала свое развитие в каменном веке (около 2 млн. лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практические умения и навыки.
2. Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.
3. Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана важность опытного знания, например, в творчестве английских церковных деятелей Р.Бэконаи Р.Гроссетеста.
4. Наука возникла в XVI–XVII вв. в связи с деятельностью И.Кеплера, X.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютонаи др. В качестве определяющих признаков науки они выделяли построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. В данную эпоху были созданы первые научные объединения ученых – Лондонское королевское общество и Парижская академия наук.
5. Наука возникла в конце первой трети ХIХ в. В это время произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. Создателями науки считаются немецкие естествоиспытатели В.Гумбольдти Ю.Либих.
Современная наука охватывает огромную область знаний – около пятнадцати тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Объем научной информации в XX – начале XXI в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Если в 1900 г. существовало около десяти тысяч научных журналов, то в настоящее время их несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники. Число ученых в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн. чел.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы: объект, субъект и научная деятельность субъекта.
Объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом (предметом) теории государства и права являются основные закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности правового сознания.
Субъект– конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация. Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» физические лица разделены на три группы: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслуживания.
К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистами научной организации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания – это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются научно-технические, научные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента. Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.
Научная деятельность субъектов заключается в применении определенных приемов, операций, методов для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАУКИ
Н а у к а — сфера человеческой деятельности, функции которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного сознания, поскольку является результатом многовекового развития познавательной деятельности человечества. Наука представляет собой непрерывно развивающуюся систему знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социальной деятельности людей.
Предмет науки — различные формы движущейся материи (бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем), формы их отражения в сознании человека. Например, для ветеринарии — животные, для медицины — человек, для физики — объекты неживой материи и т. д.
Вместе с тем науку можно рассматривать с различных позиций: как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;
как процесс познания закономерностей объективного мира; как определенный вид общественного разделения труда; как один из важных факторов общественного развития и как процесс получения знаний и их использования.
Не всякое знание научное. Нельзя признать знания научными на основе простого наблюдения. Хотя они и играют важную роль, но не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать его дальнейшее развитие. Правильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки.
Цель науки — познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Но пока соответствующие законы не открыты, можно лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, без их объяснения и предсказания.
Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.
Наука как система научных знаний имеет следующие специфические признаки:
1) систематизированность совокупности накопленных научных знаний: анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества;
2) проверенность фактов: сумма научной информации только тогда выступает как накопленное знание, когда ее или ее следствия можно проверить для уточнения истины; то, что проверке не поддается, является не накопленным научным знанием, а гипотезой; проверка осуществляется разными методами: организацией эксперимента, описанием опыта и другими путями; если всего этого не было, о науке как о системе накопленных научных знаний говорить нет смысла;
3) воспроизводимость явлений: возможность воспроизвести определенное явление свидетельствует о существовании некоторого объективного закона; потому, если факт не был в свое время воспроизведен, значит, полученная информация либо неверна, либо необходимо еще и еще раз учесть все условия и проверить высказанные утверждения новыми опытами;
4) долговечность той или иной системы знаний: чем долговечнее та или иная система знаний, тем, как правило, экономичнее и эффективнее принимаемые на ее основе решения, тем больше возможностей для ее применения в других областях знания; более качественными являются сами научные решения.
Путь познания идет от созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике. Процесс познания включает накопление фактов. Однако без их систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Хотя факты — это «воздух» ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний только в систематизированном, обобщенном виде с помощью простейших абстракций (понятий) или определений, являющихся важными структурными элементами науки.
Понятие — это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы по общим и специфическим для них признакам. Например, «масса», «энергия». Взаимосвязь понятий осуществляется путем суждений и умозаключений.
Суждение — высказывание, с помощью которого сочетаются понятия, утверждающие или отрицающие что-либо о реальных предметах или явлениях. Например: «вода — жидкость, сок —
жидкость, кровь — жидкость» и т. д. Отсюда суждение «все жидкости текучи». Наиболее широкие понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в теоретической экономике это товар, стоимость, в ветеринарии — структура и функция.
Принципы (постулат ы), аксиомы — важная форма знаний. При этом под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (например, аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике, закон Менделя в генетике.
Научные законы — составное звено в системе научных знаний. Они отражают наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении.
Теория — наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по их использованию в практической деятельности людей.
Формулирование определения во многих случаях предопределяет распознавание или даже постановку проблемы. В определении обнаруживает себя сущность явления, которая может быть первого, второго порядка и т. д. Например, понятие «иммунитет» первоначально определялось экономическим термином — освобождение от податей. Сегодня существует иное его определение, принятое в современной науке — иммунологии, учитывающее насущные проблемы и потребности развития учения об иммунитете.
Конструирование определения — это один из методов исследования. Без определений невозможны описание проблемы, оценка ситуаций, доказательство результатов, презентация идеи. Различают явные и неявные определения.
Явные определения построены на поиске наиболее удачных с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, уже известны и функционируют в системе знаний. Но определения не строятся только на сопоставлении понятий. Они конструируются посредством дополнения этих понятий, их ограничения, выделения существенных свойств. И это не менее важная часть определения, нежели сопоставление. Проанализируем с этих позиций определение понятия «реактивность». Реактивность — это целенаправленное воздействие факторов внешней и внутренней среды на организм с изменением его жизнедеятельности. Оно построено на сопоставлении понятий
«ответ» и «воздействие». Но не всякое воздействие может быть адекватным. Есть воздействия случайные, непредвиденные, извращенные, например аллергия, анафилаксия. Поэтому необходимо выделить вид воздействия и его назначение, целенаправленность и согласующую деятельность. Аналогичным образом конструируется любое определение, но не всегда это просто. В конечном итоге практика подтверждает реальность и точность такой конструкции.
Неявные определения построены таким образом, что сущность и смысл явления передаются через использование понятия в контексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований. Такое определение всегда неполно и неустойчиво, односторонне и «туманно», как правило, до поры до времени. Ведь в процессе исследования первоначально можно только обозначить явления некоторым названием или термином, и только впоследствии возникает возможность определить их более точно по мере формирования концепции. Примером тому могут быть понятия «качество кормления», «экологический мониторинг» и др.
Конструирование определения подчиняется правилам, которые нельзя нарушать, если стремиться к адекватности реальности, научной корректности и концептуальной значимости.
5) Правило соразмерности определяемого и определяющего понятий. Например, можно сказать, что метод вакцинации — это вид воздействия на животное. Виды воздействия выделяют не только по методам введения вакцины, но и по функциональному состоянию организма, по силе воздействия, по реакции на него в зависимости от дозы. Это явно неполное определение, сопоставляющее несоразмерные понятия.
6) Правило исключения порочного круга*. Согласно этому правилу нельзя определять понятие либо через само себя, либо через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через исходное понятие. Например, можно определить понятие эндокринная система следующим образом: регулирующая система — это субъект управления функциями. Но далее понятие субъекта управления функциями нельзя определять через понятие регулирующей системы. Дело в том, что регулирующая функция принадлежит нервной системе (а мы утверждали эндокринной?).
7) Правило ясности и конкретности всех понятий определяющей части. Это значит, что в определяющей части необходимо использовать только понятия известные, практически выверенные, общепринятые, понятные. Не следует использовать метафоры или
[1] Порочный круг — это когда причина порождает следствие, а следствие — причины и одно усугубляет другое.
слова, допускающие многозначное толкование. Например, аллерген — это решающий фактор развития аллергического процесса. Такое утверждение можно рассматривать как некий прием убеждения, дополняющего суждение, но не как определение ключевого для исследования или концепции понятия. Можно задать множество вопросов: а какой аллерген, как он попадает в организм, один или два раза и т. д.? В ветеринарной медицине есть термины, которые конкретно определяют понятие.
8) Правило различения определения-описания и определения- предписания. Первое относится к определениям понятий, функционирующих уже в деятельности, но требующих уточнения; второе — к понятиям, которыми оперируют в определенных условиях, в рамках некоторой концепции. В исследовании такие определения-предписания необходимы. Например, при использовании понятий «организация вакцинации» и «вакцинация организации». В первом случае имеются в виду меры, персонал, наличие вакцины, место и т.д., во втором — вакцинация скота в какой-то организации (например, в питомнике служебного собаководства).
9) Определение понятия посредством понятий (известных, понятных, принятых, проверенных). Нельзя определять понятие через неизвестное понятие. Например, контроль животноводства — это мониторинг качества. Какого животноводства (свиноводство, овцеводство, скотоводство), всего или выборочно, а что такое мониторинг? Что такое качество? И качество чего здесь предполагается? Определение понятий является формально-логическим методом исследования, без которого невозможно построить концепцию объяснения тех или иных явлений, невозможно отстаивать идеи и мысли, доказывать и обосновывать их значимость и практическую ценность. Это необходимые элементы исследовательской деятельности, и любой исследователь должен владеть этими методами.
Особый вид использования формально-логических операций — метод мыслительного эксперимента. Он построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения при изменении каких-либо параметров или условий функционирования. При этом эффект этих методов значительно повышается, если они сочетаются с имитационным моделированием. Например, с помощью компьютера проигрываются варианты поведения объекта.
Мыслительно-логические методы исследования в значительной своей части построены на использовании приемов формальной логики, которыми исследователь должен владеть в полной мере. К ним можно отнести и методы классификации и построения типологии, доказательства и конструирования гипотез, а также метрологические методы (методы оценок).
Большую роль играет признание и понимание выводов и рекомендаций, сделанных или разработанных исследователем. Поэто му в арсенал методов исследования включены методы научного обсуждения и научной полемики. Многие исследовательские проекты и рекомендации возникают в результате успешно построенного и поставленного обсуждения проблемы, научной полемики. Иногда они требуют дополнительного объяснения и конкретизации, особенно те, которые играют существенную роль. Проблему можно поставить и сформулировать различными способами. Это может быть просто констатация объекта исследований в терминах его названия или специфики. Например, изготовление вакцины против лейкоза, мотивация производственной деятельности и пр. Такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.
Постановка проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению о содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждения. Например: в настоящее время можно создать вакцину против лейкоза? Необходимо знать логическую структуру исследовательского вопроса. В каждом вопросе кроме вопросительного знака можно выделить две части: вопросительное слово или частицу (какое, что, почему и пр.) и ту часть, которая характеризует область исследования и должна войти в предполагаемый ответ. Например: какие пути приемлемы для изготовления вакцины против лейкоза? Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос. Вообще вопрос имеет две функции: коммуникативную (исследовательскую) и выступает как средство информационного поиска. Примерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие: как отражается система содержания животных на их заболеваемости; почему вакцины для собак не обеспечивают иммунитет; почему лейкозом болеют не все животные; можно ли разработать вакцину против радиации; можно ли разработать вакцину против рака?
Выделены две группы вопросов: 1) категориальные, в них вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности; 2) пропозициональные, в них основная часть сохраняется неизменной, а требуется лишь подтверждение или опровержение ее. В вопросах последнего типа заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе исследования надо либо подтвердить, либо отвергнуть.
Существует принцип корректной постановки исследовательского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки. Появление некорректных вопросов обусловлено стереотипом мышления, поверхностным отношением к формулированию проблемы и недобросовестностью исследования. Главная задача исследования — найти решение проблемы, которое устраняет либо существующее препятствие
развития, либо фактор нормального функционирования. Полученное в результате исследования решение может быть различным: в виде некоторого акта деятельности или целой концепции деятельности на ближайшую перспективу.
Морфологический анализ предполагает понимание того, что непосредственным результатом исследовательской работы является эффективное решение проблемы. Тогда проведение исследования можно свести к анализу вариантов решений по определенному набору их параметров. Это и характеризует морфологический метод исследования. Его можно реализовать посредством составления так называемых морфологических карт, которые содержат, с одной стороны, перечень необходимых параметров, отражающих предполагаемый и ожидаемый результат, с другой — варианты решений, среди которых надо делать выбор, чтобы достичь результата. Например, такими параметрами могут быть своевременность исполнения, равномерность загрузки, инновационность деятельности, качество работы.
Какие факторы определяют их достижение или реализацию? Контроль исполнения, ясность распоряжений, учет работы, нормы работ, информационное обеспечение, планирование работ, распределение персонала, обучение персонала, мотивирование исполнения и качества, их критерии и др. Все эти факторы определяют возможные решения. Они могут быть разными по функциональному назначению: ключевыми и второстепенными, промежуточными и окончательными. Сделать выбор и обоснование решений позволяет морфологическая карта. Решение должно соединять все эти факторы, отражать комплекс действий, способных изменить положение.
Соединение метода классификации и метода обобщения дает метод морфологического анализа (иногда он называется методом морфологического ящика). Он построен на декомпозиции проблемы по составляющим ее элементам, поиске в этой схеме наиболее перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения. Морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию (рис. 1), т. е. разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. влияния элемента или проблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (иногда это называют надсистемой). Это можно объяснить на примере распределения функций. Например, ветеринарный врач заметил, что на птицефабрике в процессах управления часто встречаются задержки в принятии решений, подготовке документов при реагировании на распоряжения. В результате лекарственные средства поступают с опозданием, что нарушает технологию выращивания птицы, а нарушение некоторых техно-
ПРОБЛЕМА
логических операций даже на 1. 2сут может привести к непредсказуемым последствиям. Объясняют такое положение неудачным распределением функции и полномочий между подразделениями, неравномерной загрузкой и др., но врач должен понимать, что причина может быть глубже и включает множество факторов неэффективной деятельности персонала. Поэтому надо решать проблему комплексно, опираясь на глубокий и всесторонний морфологический анализ проблемы распределения функций.
Исходной позицией морфологического анализа является постановка проблемы. Далее проводят ее декомпозицию, т. е. разделение на составляющие части. В качестве примера можно назвать проблемы структуры системы управления ветеринарии, профессионализма персонала, мотивации деятельности, трудоемкости функции, учета загрузки и др. Далее проводится декомпозиция каждой из представленных проблем в отдельности сверху вниз и снизу вверх. При этом не исключено, что проблемы будут переведены с одного иерархического уровня на другой.
Распределение функций зависит не только от внутреннего состояния системы управления, но и от внешних факторов ее функционирования: конкуренции, экономической обстановки, рынка и квалификации специалистов, системы обучения, государственного регулирования и др. На ее основе строится морфологическая схема и проводится анализ каждой из них, чтобы выделить главную и связать ее с другими. При анализе можно использовать и другие методы исследования, такие как мозговой штурм, синекти- кл и др. Пределом развития морфологической схемы снизу вверх и сверху вниз является возможный переход в другой класс проблем, который сделает эту схему бесконечной. На этом переходе следует остановиться. Для того чтобы морфологическая схема была пост-
роена корректно, следует использовать ряд операторов, посредством которых можно проверять принадлежность проблемы к той или иной иерархической ступени или переходить с одной ступени на другую при декомпозиции проблем. Эти операторы существуют в форме ключевых вопросов, ответ на которые дает возможность переводить проблему на новую ступень морфологической схемы. Любую проблему можно сформулировать в виде исходного действия. Например, изменить распределение функций. Это исходная проблема (ИП). Первый оператор морфологического анализа: «зачем ЭТО нужно?». Целевые установки (ЦУ): создать коммуникационный климат, повысить профессионализм деятельности, обеспечить ритмичность работы. Второй оператор морфологического анализа: «как это можно сделать?». Механизм решения проблемы (МР): издать общее распоряжение, изменить структуру лидерства (перераспределить персонал), использовать компьютерные программы, изменить структуру системы управления, обучить персонал. Важно включить в морфологический анализ и декомпозицию причин возникновения проблем, причем с дифференциацией причин на внешние и внутренние. Вопрос: почему возникла проблема (ВП)?
В нашем примере это могут быть изменение структуры информации, целей развития, стиля управления, возникновение отрицательных традиций, нерациональное использование техники управления, несвоевременная поставка лекарственных веществ, отсюда нарушение сроков лечебно-профилактической работы, снижение профессионального уровня специалистов. Внешние причины могут заключаться в социально-психологических перегрузках урбанизированной жизни, в дефиците или высокой стоимости техники, лекарств и препаратов, общем изменении менталитета. Морфологический анализ помогает глубже понять содержание проблемы и не просто найти ее решение, но и выбрать наиболее удачное решение, учитывая средства и методы, причины и последствия.
Некоторой разновидностью морфологического анализа является метод «букета проблем». Он основан на поиске такой формулировки проблемы, которая в большей мере способствует нахождению ее решения. Корректная постановка вопроса всегда отражает знание пути его решения. Технология использования этого метода включает несколько этапов.
10) Постановка проблемы в таком виде, в каком она представлена в реальной практике. Например: как использовать компьютер в деятельности ветеринарного врача на птицефабрике для упорядочения лечебно-профилактической работы?
Обобщение этой проблемы в обшем виде, в виде множества формул и уровней. Например: повысить производительность дея-гсльности ветеринарного врача, обеспечить его профессионализм, а может быть, просто поднять авторитет врача. Обобщение позволяет определить класс проблемы, ее истоки, главное — выбрать решение.
11) Определить проблему-аналог. Эти действия заключаются в поиске аналогичных проблем в других областях деятельности или сферах. Можно по поставленной первоначально проблеме так сформулировать аналог: «отрастить у животных вторую голову», «увеличить скорость роста, как у птиц», «обеспечить выживание в любых условиях» и др. Это звучит парадоксально, но в исследовании не надо бояться парадоксов. Они могут подсказать удачные решения, убедить в необходимости решения проблемы, показать важность ее, определить отношение к проблеме, что позволяет увидеть исходную проблему в новом ракурсе.
В начале XX в. Г. Форд поставил перед инженерами-проектировшиками задачу: сконструировать двигатель внутреннего сгорания с V-образным расположением поршней. Ему ответили, что это принципиально невозможно! Но Г. Форд не отказался от этой идеи. Через год работы инженеры представили обоснование, почему не решается вопрос. Снова заказчик не согласился, работа была продолжена, и через полгода все-таки создали такой двигатель! Его выпуск перевернул все правила в автомобилестроении.
12) Установить роль и взаимодействия проблемы с другими проблемами, тогда решение проблемы может произойти как следствие. Например, по нашей исходной проблеме это может быть замена врача другим, более инициативным, использование другой породы животных или смена поставщика лекарственных веществ и др.
Бывает очень полезно сформулировать обратную проблему — навести исследователя на удачный вариант. Например, компьютеризация деятельности ветеринарного врача снижает участие человеческого фактора в работе с животными, что отрицательно скапывается на эффективности лечебных и профилактических мероприятий. Так будет при любом уровне его технической вооруженности без правильной организации работы. На многих птицефабриках компьютер рассчитывает рацион и обеспечивает технологию кормления, однако необходима визуальная оценка качества кормов. Может ли это выполнить компьютер? Такая формулировка обратной проблемы позволяет увидеть опасность неудачных решений, установить критерии выбора успешных решений.
Понятие доказательства в практике исследовательской деятельности рассматривается как приведение любых аргументов, подтверждающих некоторое положение. Такими аргумен- Iами могут быть факты, проверенные положения, заключения,
точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента. Не всегда все можно доказать при помощи фактов, да и не всегда существуют доступные восприятию факты. В этом случае доказываемые положения выводятся из других, достоверность которых полагается установленной.
Доказательство — это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью. В зависимости от характера и особенностей предмета исследования и возможностей его проведения формы доказательства могут быть различными (рис. 2). Надежность доказательства определяется аргументацией, фактологией, методологией его построения, формально-логическим следованием, готовностью к восприятию аргументов и фактов.
Рис. 2. Классификация видов доказательства
Доказательство от определения. Оно построено на четком определении ключевых категорий, так, чтобы эти категории не вызывали сомнений относительно их адекватности реальным явлениям и практическому опыту. Например, иммунитет — это способность организма отвечать на чужеродный белок, несущий на себе признаки чужеродной генетической информации. Это определение никто проверять не будет, а примет на веру.
Доказательство от обратного. Если принимаются аргументы об абсурдности, противоположные доказываемому, то считается,
что первоначальное суждение истинно или по крайней мере корректно.
Доказательство по принципу приведения к нелепости, абсурдности. Это прием опровержения истинности (генетика — лженаука!).
Доказательство на основе классификации фактов. Оно позволяет установить свойства объекта исследования и причины его оригинального поведения (если это вещество лекарство, оно обладает свойствами. ).
Аксиоматическое доказательство. Первоначально формулируется аксиома (бесспорное, понятное и принятое положение), затем строится доказательство, базирующееся, как правило, на нескольких аксиомах. Например, лекарство всегда назначается при болезни животного.
Фактологическое доказательство. В нем главную роль играет систематизация фактов. Например, физические факторы могут обладать патологическим действием на животных, а ионизирующая радиация — один из них.
Доказательство по рабочей гипотезе или концепции (гипотетическое, концептуальное доказательство). Например, на Марсе есть лед, возможна, значит, и жизнь?
Экспериментальное доказательство. Главная опора — эксперимент и его результаты. Например, предлагаемое лекарство у всех животных вызывает гепатит, рекомендовать его в производство нельзя!
Доказательство по концентрации фактов. То или иное положение, вывод или идею могут доказывать не отдельные или разрозненные факты, а их определенная концентрация и конструкция. Факты надо накапливать и систематизировать.