Укажите что является основной фонетической единицей выберите один ответ
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Методы фонетики
Кинорентгеносъемка органов артикуляции позволяет изучать артикуляторные уклады органов речи в их развивающейся и изменяющейся во времени деятельности, а не в статическом состоянии, к тому же при довольно искусственной задержке нормальной деятельности речевого аппарата. Полученную рентгенограмму соответствующим образом обрабатывают, в результате чего получается схематический чертеж.
Пневматическая кимограмма.Искажения эти настолько значительны, что возникает сомнение в правильности передачи даже основного тона звучания. Обертоны по существу вовсе отсутствуют. То, что иногда кажется обертонами, это в значительной степени продукт искажений передающей системы, а не деятельности голосового аппарата. Подлинная интенсивность (точнее говоря, амплитуда колебаний) может быть вычислена только путем чрезвычайно сложных операций, которые учитывали бы различную силу сопротивления резины в различные моменты ее натяжения, начиная с момента покоя
в) Электроакустические.Катодный осциллограф является физическим прибором, предназначенным для исследования быстро протекающих электрических или преобразованных в электрические процессов посредством электроннолучевой трубки. В экспериментальной фонетике катодный осциллографслужит для разложения сложного звукового явления на образующие его гармонические колебания. [6]Наиболее существенной его частью служит электронно-лучевая трубка, осуществляющая процесс преобразования звуковых особенностей речи в электрические явления. Она же позволяет наблюдать этот процесс визуально. Засняв на пленку киноаппарата или на пластинку фотоаппарата излучения трубки, мы получим осциллографическую кривую речи.
Тест «Фонетика и графика»
ФОНЕТИКА И ГРАФИКА
1. Артикуляционная фонетика изучает…
А) Функционирование фонетических единиц (НЕТ)
Б) Восприятие фонетических единиц (НЕТ)
В) Фонетические единицы в канале связи (НЕТ)
Г) Образование фонетических единиц (ДА)
2. Глагол «обозначать» выражает отношение между…
А) Фонемой и звуком (НЕТ)
Б) Фонемой и буквой (НЕТ)
В) Буквой и фонемой (ДА)
Г) Звуком и фонемой (НЕТ)
3. Глагол «обозначаться» выражает отношение между
А) Буквой и звуком (НЕТ)
Б) Звуком и фонемой (Нет)
В) Фонемой и буквой (ДА)
Г) Звуком и фонемой (НЕТ)
4. Глухой согласный отличается от звонкого
А) Отсутствием тона (ДА)
В) Слабостью тона (НЕТ)
Г) Наличием шума (НЕТ)
5. Сонорный согласный отличается от шумного
А) Отсутствием шума (НЕТ)
Б) Слабостью шума (ДА)
Г) Наличием тона (НЕТ)
6. Фонетическое слово формируется…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по предмету оп.06 устроиство и ремонт трактора
Реферат по теме: «Эмоциональное выгорание у педагогов, понятие, диагностика, программа профилактики»
Реферат по теме: «Стили педагогического общения и модели поведения учителя»
Эссе «Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле»
Реферат по теме: «Игра и формирование личности»
Конспект НОД по сенсорному развитию для детей раннего возраста. «Бабушкины помощники»
Исследовательская работа «Влияние развивающих игр на развитие воображения у дошкольников»
Педагогическое эссе «Работа, ставшая судьбой»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5402035 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основные фонетические единицы и средства
Предмет фонетики
Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
· Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
o Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
o Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
o Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
o Звук — минимальная фонетическая единица.
· Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
o Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
o Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
o Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
o Длительность — время звучания сегмента речи.
Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:
· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,
Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.
В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.
· Сильная позиция — позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.
· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.
Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] — [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] — звук, средний между [и] и [э], например: [м’иэста], [ч’иэсы], [п’иэт’брка], [с*иэло].
Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.
Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.
· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л — ст[а]ла.
· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз — [п’ьриэв’6с], садовод — [съдавот], водовоз — [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).
Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться — диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться — значит «встретиться с дивом (чудом)».
Это ведущий принцип русской орфографии — морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова — корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.
Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.
1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.
Языковые семьи,
I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)
Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки русского языка — это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.
В первом случае образуются звонкие согласные, во втором — глухие.
Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч’], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].
Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [j’], [ч’], [т’].
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.
· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить — [патшыт’]; глухой перед звонким становится звонким: просьба — [прбз’ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб — [дуп]; звук не произносится: праздник — [праз’н’ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть — [влас’т’].
Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа
Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)
Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).
3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа
Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)
Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)
Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).
Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Фонетика
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.
Содержание
Предмет фонетики
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Три аспекта фонетических исследований
1) анатомо-физиологический (артикуляционный)
Исследует звук речи с точки зрения его создания:
Какие органы речи участвуют в его произношении;
Активны или пассивны голосовые связки
Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический)
Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический)
Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
История фонетики как науки
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.) » (1872).
Методы фонетических исследований
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Разделы фонетики
Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.
Артикуляционная фонетика
Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.
Перцептивная фонетика
Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.
Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.
Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.
Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные
Классификация звуков речи [1]
Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возвращаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой — мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: [ц] → [с], [ч] → [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой — длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).
Все звуки речи делятся на гласные и согласные — это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.
Акустические признаки
В пределах шумных выделяют:
Согласные
Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:
Смычные подразделяются на:
звонкие
Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.
Сонорные
В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й’ (р’, л’, м’, н’)
Место образования
Гласные
Гласные звуки и их классификация
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Фонетика русского языка
1 фонемы [ж][ц][ш] — всегда твёрдые; фонема [ч’]- всегда мягкая
² некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [щ]и парного ей [ж’:] (встречается в словах «вожжи», «езжу»), считая их вариантами [ш] и [ж] (мнение московской фонологической школы)
Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема — это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.
Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить — [гъвар’ит’]). В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[з] сделать — [з’д’элът’]: глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими — оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад — [клат], но клады — [клады].
Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).
Редукция — видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил — [стъражыл], где Ъ-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.
Чередования
Различают два вида чередований: фонетические и исторические. Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные. Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные — позицией звука в слове, морфеме.
Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегу — бежать, где бег чередуется с беж (раньше было 2 различных глагола); рука — ручной и т. д.