Укажите что является основанием для возникновения лесных отношений

Основания возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него

Укажите что является основанием для возникновения лесных отношений Укажите что является основанием для возникновения лесных отношений Укажите что является основанием для возникновения лесных отношений Укажите что является основанием для возникновения лесных отношений

Укажите что является основанием для возникновения лесных отношений

Укажите что является основанием для возникновения лесных отношений

Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него, по действующему законодательству (ст. 23 Л К РФ) являются:

акты государственных органов;

иные основания, допускаемые Лесным кодексом РФ.

Права пользования участками лесного фонда (за исключением лесного публичного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком и договора концессии; подписания протокола о результатах лесного аукциона, получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Согласно статье 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в него лесах, если иное не предусмотрено законодательствомРФ(лесной публичный сервитут). Такие права граждан и юридических лиц могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также судебных решений(частный, лесной сервитут).

Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда, направляют владельцу лесного фонда письменное заявление. В нем приводятся полное наименование, адрес, краткая экономическая и техническая характеристика будущего арендатора, указываются виды, цели и ежегодные объемы лесопользования, краткое обоснование сроков аренды, местоположение участков лесного фонда, предназначенных для передачи в аренду, а также обязательства по уплате всех расходов по подготовке и оформлению арендной документации. В заявлении могут быть указаны и другие данные, имеющие значение для определения содержания лицензии и договора аренды. Владелец лесного фонда в месячный срок рассматривает заявление на аренду участков лесного фонда и оформляет с участием лесопользователя лицензию, которая утверждается решением местных органов самоуправления. На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда.

Постоянство и неистощаемость лесопользования предполагают закрепление лесосырьевых баз за наиболее подготовленными с точки зрения технико-экономических и экологических параметров лесопользователями. Такими лесопользователями являются специализированные лесопромышленные заготовительные организации. Участки лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании таких государственных лесозаготовительных предприятий, министерств и ведомств, предоставляются им в аренду без проведения конкурсов и лесных торгов, если они не изменили свой статус.

Источник

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.

Право лесопользования как субъективное право представляет собой принадлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предоставлением лесов в пользование.

Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.

Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отношений. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответствующие государственные и муниципальные органы).

Основания возникновения права лесопользования

В соответствии с Лесным кодексом РФ основаниями возникновения права лесопользования являются:

— акты государственных органов (лесорубочный билет (ордер) или лесной билет);

— договоры (аренды, концессии, безвозмездного пользования, установления лесного сервитута);

— судебные решения (в случае спора о праве лесопользования);

Право лесопользования может также переходить от одних лиц к другим (кроме концессии):

— по договору лесопользователя с другим лицом, не являющимся его правопреемником, в случаях и порядке, установленных законодательством и с согласия собственника лесного фонда.

Участки лесного фонда предоставляются в пользование в порядке прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов.

Конкретные основания и порядок возникновения отдельных прав пользования участками лесного фонда обусловлены целью лесопользования, его субъектами, сроками и другими обстоятельствами, указанными в законе.

Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ, Положением об аренде участков лесного фонда РФ и другими нормативными актами.

Предоставление участков лесного фонда в аренду осуществляется на основании решений органов государственной власти субъекта РФ (принимаемых по представлению органов лесного хозяйства) или по результатам лесных конкурсов.

Без проведения лесных конкурсов (на основании решения органа государственной власти субъекта РФ) леса предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для этого, а также гражданам. Заинтересованные граждане и юридические лица подают для этого документы (заявление и др.) в лесхоз.

На основании решения органа государственной власти или протокола о результатах лесного конкурса заключается договор аренды участка лесного фронда.

По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.

Субаренда, то есть передача арендатором по договору права аренды участка лесного фонда другому лицу, а также выкуп арендованных участков лесного фонда запрещаются.

Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Передача участков лесного фонда в концессию осуществляется на основании договора концессии, который заключается по результатам проведения лесного конкурса или аукциона.

Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурс или аукцион Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.

По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Поэтому в договоре концессии предусматриваются обязанности инвестора, в частности, по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.

Договор концессии, также как и договор аренды, считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование регулируется Лесным кодексом РФ и Положением о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование.

Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством.

Договор безвозмездного пользования также подлежит государственной регистрации.

Следует отметить, что во всех случаях заключения рассмотренных выше договоров (аренды, концессии, безвозмездного пользования) права лесопользования возникают лишь с момента получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование (на срок до 1 года) по результатам лесного аукциона или на основании решения органа государственной власти субъекта РФ.

В последнем случае (без проведения аукциона) леса передаются в пользование для удовлетворения потребностей образовательных бюджетных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения.

При проведении лесных аукционов лицо, выигравшее его, и организатор аукциона (лесхоз) подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.

Предоставление участков лесного фонда в краткосрочное пользование производится посредством выдачи лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Лесной кодекс РФ вводит понятие лесного сервитута. Он представляет собой право ограниченного пользования участком лесного фонда для конкретных хозяйственных и иных целей.

Лесные сервитута могут быть публичными и частными.

Частный лесной сервитут означает право ограниченного пользования участками лесного фонда, находящимися в пользовании других лиц, то есть ограничение права лесопользования граждан и организаций в пользу иных заинтересованных лиц.

Основания прекращения права лесопользования

Право лесопользования прекращается при наступлении оснований, предусмотренных лесным законодательством:

— при отказе лесопользователя от прав пользования;

— по истечении срока пользования;

— при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя или смерти гражданина-лесопользователя;

Принудительное прекращение права лесопользования возможно только в случаях:

— систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства;

— аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

— систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;

— нарушения лесопользователем установленных правил пользования участками лесного фонда или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

— невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

— изъятия участка лесного фонда для государственных нужд.

Прекращение права лесопользования производится путем расторжения соответствующих договоров пользования лесами (аренды, концессии, безвозмездного пользования), аннулирования лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.

Вместе с тем закон предусматривает и случаи временного ограничения или приостановления прав пользования лесами при нарушении лесопользователями требований лесного законодательства или невыполнении условий лесорубочного билета, ордера или лесного билета в целях обеспечения рационального использования и охраны лесов, защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и обороны, охраны здоровья населения и окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав граждан.

Если обстоятельства, вызвавшие ограничение или принудительное прекращение права лесопользования, устранены, оно восстанавливается в полном объеме.

В то же время ограничение, приостановление или принудительное прекращение права лесопользования не освобождает лесопользователя от юридической ответственности за нарушение лесного законодательства.

Источник

Лесные отношения. Содержание и проблема оценки их эффективности

Реформирование лесного хозяйства России затронуло не только практическую сторону этого вида экономической деятельности, но и существенно изменило содержание многих специальных терминов и определений.

Автор 187 научных и методических работ в России и за рубежом, в том числе 4 монографий, посвященных вопросам организации, экономики лесного хозяйства, лесной политике. Помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания, эксперт Государственной Думы Федерального Собрания по вопросам лесного законодательства.

Причем скорость и количество изменений настолько велики, что зачастую приводят к взаимному непониманию профессионалов, не один год проработавших в лесном хозяйстве. Положение усугубляется, когда на неустоявшемся профессиональном языке говорят менеджеры высокого уровня, у которых нет базового лесного образования. А ведь содержание их речей управленцы нижних уровней порой воспринимают как прямое руководство к действию, формируя на местах лесную политику, порой идущую вразрез не только с лесным законодательством, но и просто со здравым смыслом.

В связи с этим представляет интерес уточнение содержания прежде всего основных, базовых понятий лесного хозяйства. К их числу относится и часто употребляемое словосочетание «лесные отношения».

Весь круг общественных отношений условно может быть поделен на секторы, каждый из которых вполне самостоятелен, что определяется его особенностями, присущими исключительно определенному виду деятельности.

Особенности лесного хозяйства ставят его в ряд со сложными экономическими системами с длительным производственным циклом, нуждающимися в особом подходе при организации, планировании, управлении и самостоятельном законодательном регулировании.

Раскрывая содержание лесных отношений, следует также определиться с понятием «лесное хозяйство», содержание которого в последние годы существенно изменилось. С принятием в 2006 году Лесного кодекса РФ многие производственные функции, кроме управленческих и контрольно-надзорных, осуществляются частными предпринимательскими структурами и специализированными государственными организациями.

Лесное хозяйство стало видом экономической деятельности, организованным на определенной территории, носящим комплексный характер, имеющим длительный производственный цикл и служащим удовлетворению потребностей человека от использования лесоземельного угодья. Комплексный характер проявляется через функции лесного хозяйства: лесовосстановление, лесоразведение, сохранение лесов, лесопользование, управление лесами и др.

Термин «лесные отношения» укоренился в профессиональном лексиконе в советский период. До национализации лесов в 1917 году широко употреблялось словосочетание «лесное дело». Разница между этими терминами в том, что первый отражает внешнюю, бюрократическую сторону лесного дела и опосредованно связан с результатами лесного хозяйства, второй же отражает его внутреннее содержание и напрямую связан с конечными результатами лесного хозяйства.

В Лесном кодексе РСФСР 1923 года такого термина не было [5], Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977) ввели термин «лесные отношения», который перешел в Лесные кодексы Российской Федерации (1997 и 2006 годов), подразумевая отношения между лицами в области использования, охраны, защиты, воспроизводства и управления лесами [4].

Наиболее точное представление о лесе было приведено в Лесном кодексе 1997 года: это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Состав лесных отношений и их результат

Многообразие компонентов леса и получаемой при их использовании продукции (услуг) говорит о сложном фактическом составе образующихся отношений и наличии различных отраслей права, их регулирующих. Налицо тесное переплетение отраслей права, имеющих разные предметы регулирования.

Иными словами, речь идет не о полном спектре общественных отношений, а лишь о той части, которая привязана к определенной лесной территории и регулируется нормами различных отраслей права (гражданского, лесного, земельного, финансового, трудового, административного и др.).

Следовательно, в основе лесных отношений, как и других природоресурсных отношений, лежит территориальный принцип. Не может быть лесных отношений вне связи с лесной территорией.

Схематично вышесказанное представлено на рис. 1. Пунктирные линии означают, что на практике зачастую происходит одновременное взаимопроникновение различных отношений и соответствующих им отраслей права.

Таким образом, можно сделать вывод, что лесными правоотношениями следует считать только те отношения, которые возникают при управлении лесами, лесопользовании, воспроизводстве, охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите лесов от вредителей и болезней и регулируются нормами лесного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами.

Лесные правоотношения представляют собой сложную экономико-правовую категорию и всегда предполагают наличие минимум двух сторон. Представителями этих сторон на практике выступают конкретные физические лица, что привносит в отношения элементы субъективизма.

В условиях государственной собственности на земли лесного фонда и частной собственности на средства производства доминируют отношения между государством и частным бизнесом.

Отношения, возникающие до начала лесопользования (извещение об аукционе, подача заявления для участия в аукционе, внесение задатка, проведение аукциона, подписание протокола и заключение договора аренды), то есть начальная процедура по предоставлению лесного участка в пользование, регулируются нормами гражданского и лесного законодательства.

Экономико-правовые отношения в области лесопользования

Каждый участник лесных правоотношений, как правило, преследует получение экономической выгоды. Исключение составляют граждане, пользующиеся рекреационными услугами леса для собственных нужд.

Используя дедуктивный метод исследования, представим схематично экономико-правовые отношения в области лесопользования (рис. 2).

В этом случае переход правомочия пользования лесным участком от государства к частному бизнесу возникает из договора, предусмотренного нормой лесного законодательства, что является юридическим фактом.

Стороны, подписавшие договор аренды лесного участка, становятся субъектами лесных и гражданских правоотношений. Но это не значит, что только договорные отношения порождают субъектов лесных отношений. Граждане, находящиеся в лесу с целью сбора грибов, ягод для удовлетворения собственных потребностей, автоматически становятся субъектами лесных отношений, так как их поведение регулируется нормами лесного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами.

Леса, произрастающие или расположенные (мертвый лес) на землях как лесного фонда, так и землях других категорий, в общем являются объектом лесных отношений. Но в частных, конкретных, случаях объектом лесных отношений может выступать лесной участок или несколько таких участков, отдельное насаждение (насаждения), группа деревьев или одно дерево.

Следует заметить, что в некоторых случаях не всякий лесной участок может стать объектом лесных правоотношений. Так, например, при арендных отношениях объектом лесных отношений становится только спроектированный лесной участок, то есть участок, имеющий проектную документацию о его местоположении, границах, площади и иных количественных и качественных характеристиках и прошедший государственный кадастровый учет.

Под юридическим содержанием лесных правоотношений понимается комплекс прав и обязанностей их участников по поводу управления лесами, их воспроизводства, охраны, защиты и использования. Среди субъектов лесных правоотношений они распределяются неравномерно.

Особенностью лесных отношений при государственной собственности на земли лесного фонда преимущественно является их императивный характер. Права и обязанности сторон как основные элементы юридического содержания этих отношений разграничены. Такое разграничение находит свое отражение в соответствующих статьях лесного законодательства и соответствующих нормативных правовых актах.

Если права и обязанности субъектов лесных отношений четко разграничены, то вмешательство государственных органов управления лесным хозяйством в производственные отношения минимально.

Права и обязанности как элементы фактического содержания не имеют четкого разграничения. Так, например, передача лесного участка является обязанностью арендодателя и правом арендатора на его получение, перечисление платежей за право пользования является обязанностью арендатора и одновременно правом арендодателя на их получение.

Арендатор обязан соблюдать условия договора аренды лесного участка, имеет право получать информацию о нем, осуществлять его использование в установленных пределах и границах и т. п. Таким образом, права и обязанности указывают на широту свободы действий арендатора и арендодателя при осуществлении лесопользования.

Основаниями для возникновения, изменения и прекращения лесных правоотношений (как и других правоотношений в системе права) служат юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, предусмотренные в тех или иных нормах лесного права и вместе с ними определяющие конкретное содержание прав и обязанностей сторон.

Классификация юридических фактов

Эффективность лесных отношений, объект которых обладает чертами природного ресурса и экосистемы, подвержена различным рискам. Риск принятия неправильного решения на начальной стадии организации лесных отношений в лесном хозяйстве с длительным производственным циклом очень велик. Объясняется это недостаточностью и неточностью информации об объекте, влиянием природных факторов на развитие лесных отношений и другими причинами, которые порождают различные юридические факты.

В юридической литературе широко используется универсальная схема классификации юридических фактов по различным признакам [2; 6]. Исходя из нее, проведем классификацию применительно к лесному хозяйству и лесозаготовительной деятельности (рис. 3).

В области лесного хозяйства с точки зрения волевого признака лесные правоотношения подразделяют на события и действия, а исходя из последствий, которые они влекут, их можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Таким образом, лесные правоотношения являются динамичной категорией, зависящей от реальных производственных условий и природных явлений.

События возникают и порождают лесные правоотношения помимо воли человека. Частота таких событий и их последствия значительны для лесного хозяйства. Примерами могут служить лесные пожары, ветровалы, очаги вредителей и болезней леса. Хотя надо заметить, что вышеперечисленные явления не всегда носят характер чисто природных и довольно часто возникают вследствие непродуманной деятельности человека. Некоторые стихийные бедствия усугубляются бездействием субъектов хозяйственной деятельности или государственных органов.

Именно события диктуют необходимость выдерживать баланс между лесными законами, законами экономики и природы. Это объективное требование, от которого зависит эффективность лесных отношений.

Действующее лесное законодательство учитывает наличие таких событий лишь в двух аспектах: в виде возложения на полномочные органы государства или хозяйствующие субъекты обязанностей по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов (соблюдение требований пожарной безопасности в лесах, требований по охране лесов от повреждений и загрязнения сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и т. п.), а также в виде оказания помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Действие является распространенным основанием возникновения лесных правоотношений, что вполне логично, поскольку антропогенная деятельность выступает основным источником причинения вреда лесам, а через них и человеку. Действия проявляются через поступки человека. В этом смысле их можно подразделить на позитивные (правомерные) и негативные (неправомерные).

Правомерное поведение лица как участника лесных правоотношений означает выполнение им в сфере лесных отношений различных предписаний и законов. Неправомерные лесные правоотношения имеют место тогда, когда нарушаются законы и различные предписания в области лесопользования, охраны и защиты лесов и причиняется вред лесу, лесному участку.

По последствиям юридические факты подразделяются на правообразующие, при наличии которых возникает лесное правоотношение (например, заключение договора аренды лесного участка для осуществления какого-либо вида использования лесов); правоизменяющие, при наличии которых происходят изменения в содержании правоотношения между собственником и пользователем лесного участка (например, дополнение к договору аренды лесного участка); правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (окончание срока аренды и др.).

Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным участком, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

Классификация лесных правоотношений

Все многообразие лесных правоотношений можно классифицировать по видам, исходя из различных признаков. В зависимости от характера деятельности и конечного результата этой деятельности, степени разграничения полномочий, содержания прав и обязанностей сторон и другого, лесные правоотношения можно классифицировать на следующие основные укрупненные виды:

Таким образом, лесной участок может быть объектом различных правоотношений.

Каждый из вышеуказанных видов лесных правоотношений подразделяется, в свою очередь, на подвиды.

Правоотношения собственности на леса хотя и не являются лесными (отношения собственности регулирует гражданское законодательство), имеют определяющее значение и лежат в основе всех других лесных правоотношений, имеющих производный и зависимый характер.

Среди правоотношений по предоставлению лесных участков в аренду выделяются правоотношения по их предоставлению юридическим лицам, физическим лицам и иностранным юридическим лицам. Господство административного метода может быть оправдано тем, что природные ресурсы, к которым относятся также леса, используются и охраняются в Российской Федерации как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [3].

Лесные правоотношения в области лесопользования имеют также производный характер от отношений лесной собственности. По признаку производности от права собственности на леса они подразделяются на отношения непосредственного и производ­ного пользования лесным участком.

Отношения непосредственного пользования имеют место, когда использование лесоземельного угодья осуществляют сами собственники, например, юридические лица, граждане, коллективы граждан, владеющие этими угодьями на правах частной или общественной собственности.

Когда лесопользование осуществляют арендаторы или речь идет о краткосрочном лесопользовании, то такие отношения можно считать первичными производственными отношениями пользования.

Поскольку субаренда лесных участков законодательно разрешена, то касательно степени производности от права собственности на леса в этом случае можно говорить о вторичных производных отношениях пользования.

Классификация правоотношений в области лесопользования может проводиться также в зависимости от категории земель лесного фонда. В соответствии с этим критерием видами лесных правоотношений по лесопользованию являются правоотношения по использованию лесных и нелесных земель. Такая классификация правоотношений может быть развита далее применительно к составу земель лесного фонда каждой категории. Так, правоотношения по использованию лесных земель подразделяются на правоотношения по использованию покрытых и непокрытых лесом земель. Правоотношения по использованию покрытых лесом земель, в свою очередь, подразделяются на правоотношения по использованию защитных и эксплуатационных лесов. Правоотношения по использованию защитных лесов могут быть подразделены на правоотношения по использованию лесов соответственно их четырем категориям защитности.

Согласно составу нелесных земель, лесные правоотношения подразделяются на отношения по использованию сенокосов, пастбищ, дорог и т. п.

Правоотношения в области лесопользования могут быть также классифицированы исходя из таких признаков, как субъект лесопользования, временные условия предоставления лесных участков в пользование и др.

В зависимости от содержания прав и обязанностей субъектов лесных отношений выделяются правоотношения в области охраны и защиты лесов. Этот вид правоотношений имеет место в случае нарушения права собственности, правопорядка в области лесопользования, при воспроизводстве, охране и защите лесов.

Охрана и защита лесов является, по сути, государственной задачей и решается методом наложения запрета и выдачи разрешения. Вместе с тем в настоящее время все большее значение приобретают экономические методы регулирования лесных отношений в области охраны и защиты лесов. По мере появления и развития частной собственности на леса экономические методы регулирования охраны и защиты лесов будут постепенно приобретать решающее значение, в частности, будет введен институт страхования лесов или рисков лесопользователей.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты лесных правоотношений могут быть подразделены на три категории:

Базой для возникновения лесных правоотношений в области лесопользования в современном лесном законодательстве являются акты государственных органов, договоры, судебные решения, иные основания [3]. В последнее время в качестве основания для возникновения лесного правоотношения все большее значение приобретает договор.

Основания, приводящие к прекращению или изменению лесных правоотношений, встречаются гораздо чаще, чем основания для их возникновения. Исходя из вышеизложенного перечня фактов, к числу оснований, прекращающих или приостанавливающих лесные правоотношения, относятся не только действия (правомерные и неправомерные), но и бездействие, а также события.

К правомерным действиям относятся: отказ лесопользователя от права на пользование лесными участками и истечение установленного срока лесопользования.

Неправомерными действиями, прекращающими или приостанавливающими лесные правоотношения, могут быть нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в договорах аренды, а также в других случаях, предусмотренных в законе.

Бездействием, влекущим за собой прекращение лесных правоотношений, признаются: систематическое невнесение платежей за использование лесов и случай, когда лесопользователь в течение установленного срока не приступил к использованию лесов.

Все действия и бездействие, прекращающие или приостанавливающие лесные правоотношения, могут быть подразделены на безусловные и условные основания. В отличие от оснований безусловных (например, отказа лесопользователя от права на пользование лесным участком), условные основания требуют выяснения обстоятельств, связанных с действиями или бездействием.

В лесном законодательстве делается акцент на возникновение и прекращение лесных правоотношений в сфере лесопользования. Это служит дополнительным подтверждением того, что российское государство рассматривает лес в основном как лесной ресурс, потенциальный источник получения доходов.

Лесные законодательства многих зарубежных стран, напротив, в последнее время пересматриваются в природоохранном направлении и рассматривают лес как экологическую систему.

Экономическое содержание лесных правоотношений и оценка их эффективности

Экономической формой проявления права пользования выступает новая стоимость, появляющаяся в результате использования лесов арендатором и реализации полученной им при этом продукции (услуг).

Еще одним элементом новой стоимости является выручка лесопользователя (m). После уплаты налогов и неналоговых платежей лесопользователь, работающий в лучших экономических и природных условиях, получает предпринимательский (m’) и дополнительный дифференциальный доход (m») от использования лесов.

По сути, арендная плата, поступающая собственнику лесов (государству), является рентным неналоговым платежом, а поступление прибыли предпринимателю в результате его коммерческой деятельности не носит рентного характера. Экономическое содержание арендной платы находит выражение в абсолютной (r’) и дифференциальной ренте (r»).

Следовательно, экономический характер новой стоимости выражается в платежах арендатору за право использования лесов, получении прибыли арендатором и возмещении им понесенных затрат.

Такой платеж, в свою очередь, состоит из двух частей: минимального и конкретного размера арендной платы. Минимальный размер арендной платы устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, императивным методом и имеет черты социалистической плановой экономики. На основе минимального размера арендной платы по рыночным законам формируется ее конкретный размер по результатам проведения лесных аукционов органами государственной власти.

Средний размер минимальной арендной платы и ее конкретный размер по договорам аренды лесных участков в период с 2009 по 2011 год представлен в табл. 1.

Как видно из данных табл. 1, значения ставок арендной платы при заготовке древесины в последние годы остаются на стабильно низком уровне по сравнению с ценой реализации круглой древесины.

К сожалению, платежи за право пользования лесами никак не связаны с рыночными ценами реализации круглой древесины и ниже последних в среднем в 30 раз (табл. 2).

Поэтому начальным условием эффективности лесных правоотношений является установление баланса экономических интересов государства и частного бизнеса: соотношение между уровнем арендной платы и затратами государства на ведение лесного хозяйства (з’) и нормой прибыли арендатора и его затратами на лесозаготовку и ведение лесного хозяйства (з»).

Деление на абсолютную и дифференциальную ренту является условным, на практике их невозможно четко разграничить.

Теоретически платежи за право пользования могут быть как рентными, так и налоговыми, принципиального значения для субъектов лесных отношений это не имеет. Гораздо важнее их размер, порядок уплаты и закономерность их изменения в будущем.

Владимир ПЕТРОВ,
профессор, д-р эконом. наук,
зав. кафедрой лесной политики,
экономики и управления СПбГЛТУ

Использованные источники

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22­-ФЗ

7. По данным научно­-исследовательского и аналитического центра экономики леса и лесопользования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *