Укажите что является объектом конфликтологии
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.
Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.
Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.
Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:
Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.
Объект любой науки – это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.
Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.
Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
(а) Объект как «желанный перебежчик» или «возбуждающий желание объект», от которого шизоид уходит
(а) Объект как «желанный перебежчик» или «возбуждающий желание объект», от которого шизоид уходит Материал, раскрывающий шизоидную позицию, становится доступным лишь в глубоком анализе и часто не постигается, когда защиты достаточно эффективны. У крайне нестабильного
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда
2. Предмет и объект исследования клинической психологии
2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно
Предмет конфликтологии
Предмет конфликтологии Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова «конфликтология» – «наука о конфликтах». Более точное представление можно получить из следующего определения: Конфликтология – это система знаний о закономерностях и
16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея»,
20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи
3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда
3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни
Предмет, объект и методы психологии
Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и
Предмет, объект и методы психологии
Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и
Предмет, объект и методы психологии
Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и
ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ
ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ Прикладное значение конфликтологии может быть рассмотрено по двум направлениям:1) методология или методы исследования, которые использует конфликтология;2) значение данных этих исследований для прогнозирования и предупреждения
8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке
Предмет и объект конфликтологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объект конфликтологии
Конфликтология – это наука о закономерностях конфликтов, этапах их возникновения, развития, завершения, а также о способах противодействовать им.
Объект конфликтологии – это конфликт как таковой. Центральное место в конфликтологии занимают социальные конфликты, их ядром являются межличностные конфликты.
Под социальными конфликтами понимают наиболее острые способы развития и завершения значимых противоречий, которые возникают в результате взаимодействия людей в социуме и сопровождается негативными эмоциями по отношению друг другу.
Конфликты возникают в обществе при взаимодействии людей друг с другом, так как все люди имеют разные интересы. Нередко, при преследовании разных целей, между людьми происходят столкновения, недопонимания, так как каждый из нас стремится реализовать, в первую очередь, свои потребности. Однако конфликты могут возникать не только в социальной среде. Так, отдельные виды конфликтов можно найти и отследить у животных, это так называемые зооконфликты, например, когда самец борется за самку, животные борются за ареал своего существования. Кроме того, нельзя забывать и про внутриличностные конфликты, которые происходят у конкретного человека в связи с возникшими внутренними противоречиями.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, конфликт является неисчерпаемым объектом познания. В настоящее время человек не знает о конфликтах абсолютно всё. Именно поэтому данная область является особо актуальной, привлекает большое внимание ученых. Современная время наука не обладает всеми инструментами для изучения объекта конфликтологии, однако человек активно стремится к этому.
Рисунок 1. Предмет и объект конфликтологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предмет конфликтологии
Предмет конфликтологии – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и прекращения конфликтов, а также способы, приемы и принципы управления ими.
Для того чтобы конфликт возник в социальной среде, необходима совокупность нескольких условий. Можно выделить следующие условия, обязательные для существования конфликта:
Зачастую люди несовместимы именно в силу различия сторон. Например, могут быть несовместимыми интересы и позиции субъектов, каждый оппонент стремится к выгоде исключительно для себя, уровень взаимодействия между ними также играет определенную роль. Нередко оппоненты оказывают друг на друга определенную степень давления, что также играет роль в протекании конфликта между ними следующим образом: суть конфликта заключается не столько в возникновении противоречий, сколько в выборе способов их разрешения. Конфликты возникают часто, однако противоречия, возникающие между людьми – это более широкое понятие. Оно заключается в противодействии субъектов друг другу.
Если субъекты противодействуют, не переживая при этом каких-либо негативных эмоций, например, в ходе учебных дискуссий, спортивных соревнований, или переживают негативные эмоции, однако внешне не проявляют их, такая ситуация является предконфликтной. Здесь важен особый вид взаимодействия, а именно предконфликтное взаимодействие.
Например, конфликтующие стороны вступили в конфликт. Они будут прилагать максимум усилий, направленных на достижение своих собственных целей, вести борьбу, пытаться усилить свою позицию любыми доступными способами, переубедить противоположную сторону, заставить её принять решение, удобное для конфликтующего, вступить в переговоры и так далее. То есть способ разрешения конфликтов весьма широк. При этом противодействие протекает в трех основных плоскостях:
Конфликты могут возникать для разрешения имеющихся противоречий, либо для нанесения морального и материального ущерба оппоненту. Именно участники, которые выбирают стратегии разрешения конфликта, влияют на его исход.
Необходимые условия конфликта
Противоречия выступают в качестве необходимого условия конфликта, однако не являются его единственным условием. Для того чтобы конфликт возник, необходимо наличие двух конфликтующих сторон, как минимум, а также различие интересов между ними. В конфликте происходит проявление объективных или субъективных противоречий, которые перерастают в борьбу.
Например, две подруги хотели на вечеринке взять апельсин, однако остался только один экземпляр данного фрукта. Хозяйка дома, выяснив, что одна из них хочет апельсиновый сок, а другая – сделать цукаты из апельсиновой кожуры, легко примирила их, даже не прибегая к компромиссу, то есть не деля апельсин пополам. Каждый получил то, что хотел. На этом примере мы видим, что ни одна из сторон не проиграла, не уступила, а только выиграла.
Стоит заметить, что люди не могут избежать конфликтов как таковых, однако могут избежать их разрушительного влияния на взаимодействие людей друг с другом, взаимодействие партий и общества, различных структур, включая государственные. Стратегии разрешения конфликтов позволяют не только оперативно решать возникающие проблемы, но и развивать отношения в обществе. Именно поэтому конфликтология на сегодняшний день становится фундаментальной, а не только прикладной наукой.
Задачей конфликтологии являются:
Объект, предмет и задачи конфликтологии
Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
Объектом конфликтологии являются конфликты в целом. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром – межличностные.
Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.
Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может:
2) раскрыть сущность процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению;
3) дать возможность прогнозировать последствия конфликта.
Здесь нужно сделать уточнение. Конфликты возникают в основном в социальном взаимодействии, в которое целесообразно включить взаимодействие между животными. Обоснование этому можно найти в работах по проблемам биосоциальной эволюции. Поэтому в объект конфликтологии возможно включить зооконфликты. Нельзя забыть и про внутриличностные конфликты, которые понимаются как выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Таким образом, объект конфликтологии – социальные колнфликты, внутриличностные и зооконфликты. Однако, ряд исследователей, например А.С. Кармин, считают, что конфликтология изучает феномен конфликта только применительно к человеку, к его поведению и взаимодействию с другими людьми. Поэтому исследования в области конфликтов программного обеспечения, зооконфликты, конфликты технических устройств и т.д. остаются за гранью интересов данной науки, не принимается во внимание.
Конфликты – неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития.
Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.
С.М. Емельянов определяет необходимые и достаточные условия для возникновения конфликта.
Необходимыми условиями существования конфликта являются:
— взаимодействие 2 или более субъектов;
— взаимозависимость субъектов, побуждающая их участвовать во взаимодействии;
— наличие различий, лежащих в основе социального взаимодействия;
— осознание субъектами данных различий.
Достаточным условием выступает несовместимость притязаний сторон (несовместимость интересов или позиций субъектов), нулевая сумма конфликтного взаимодействия: выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой, а каждый оппонент стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента (в отличие от дискуссии экспертов), что ведет к противоборству как форме взаимодействия – непосредственным действиям друг против друга с использованием давления.
Отсюда, суть конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Всевозможные противоречия возникают часто, но только часть из них разрешается путем конфликтов. Сущность конфликта шире этого столкновения. Она – в противодействии его субъектов.
Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Для конфликта характерен особый вид взаимодействия – конфликтное взаимодействие.
Оказавшись в состоянии сознательно избранного или вынужденного противоборства, конфликтующие стороны прилагают усилия, направленные на достижение своих целей, ведут борьбу, пытаются усилить свою позицию и переубедить конфронтирующую сторону, вступают в переговоры и т.д. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Стратегии, избираемые его участниками, решающим образом влияет на исход конфликта.
Таким образом, противоречие (противоположность) является необходимым, но не единственным условием конфликта. Превращение противоречия в конфликт обусловлено взаимодействием носителей конфликта. В конфликте проявляются объективные или субъективные противоречия, которые выражаются в противоборстве сторон.
Корнелиус и Фейр приводят пример, в котором две подруги захотели взять апельсин, который оказался последним на вечеринке. Однако, хозяйка дома, выяснив, что одна из них хотела апельсинового сока, а другая сделать цукаты из кожуры, легко помирила спорщиц, даже не прибегая к компромиссному делению апельсина пополам.
На этом примере мы видим, что на верхнем (субъективном) уровне потребности были абсолютно противоположны забрать апельсин (выигрыш) за счет лишения его другой стороны (проигрыш). На более глубоком (объективном) уровне потребности были не противоречивы, а лишь различны и не мешали друг другу.
Избежать конфликтов невозможно, но есть способ избежать их разрушительного влияния на взаимодействие людей, партий и обществ различных уровней, включая государства, – научиться выбирать эффективные стратегии разрешения конфликтных ситуаций, позволяющие не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и развивать конструктивные отношения.
Отечественная конфликтология, являясь одновременно фундаментальной и прикладной наукой, имеет следующие цели и выдвигает необходимые для их достижения задачи:
1) исследование всех конфликтов, которые выступают в качестве объекта данной науки, а также активное развитие и расширение теоретической базы.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— преодоление разобщенности, свойственной частным конфликтологическим наукам, формирование самостоятельной науки, имеющей междисциплинарный характер;
— проведение междисциплинарных исследований конфликтов;
— выделение научной специальности «конфликтология»;
— проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, освещающих и решающих методологические, теоретические и методические проблемы науки;
— создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов;
— издание научных журналов и других различных периодических изданий, посвященных проблемам конфликтологии, более широкое отражение в них фундаментальных проблем данной науки;
— расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, расширение публикаций важнейших работ зарубежных авторов;
— создание в системе научных институтов РАН Института конфликтологии на базе уже действующего Центра конфликтологических исследований;
2) создание системы конфликтологического образования, пропаганда необходимости конфликтологических знаний в обществе.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих практических задач:
— расширение учебных специальностей, в которых обязательной учебной дисциплиной является «Основы конфликтологии», введение данной дисциплины во всех вузах;
— введение курса «Основы конфликтологии» во всех учебных заведениях, в системе повышения квалификации во всех отраслях, в особенности при подготовке руководящих специалистов;
— издание в качестве учебной литературы важнейших трудов зарубежных авторов;
— публикация научно-популярных работ по конфликтологии, пропаганда их среди широких слоев населения;
— создание в вузах кафедр конфликтологии на основе междисциплинарного принципа с привлечением к работе психологов, социологов, политологов, философов, правоведов, занимающихся проблемами конфликта;
3) организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.
Задачи, которые ставятся наукой для достижения данной цели, сводятся к следующему:
— разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах общественной жизни;
— создание отдельных групп и центров прогнозирования, предупреждения и урегулирования реальных конфликтов;
— создание Ассоциации российских конфликтологов, которая поставила бы перед собой задачу разработки прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;
— разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе специальной базы данных, которая бы позволила проводить оценку актуальных конфликтов и сравнение их с аналогичными завершившимися.
Тест с ответами по конфликтологии
I вариант.
1.Что обозначает столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия:
а) конфликтом+
б) конкуренцией
в) соревнованием
2.На какой фазе конфликта самая высокая возможность разрешения конфликта:
а) начальной фазе+
б) фазе подъема
в) пике конфликта
г) фазе спада
3.«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. » – кто является автором этого нравственного призыва, автором:
а) Кант+
б) Гегель
в) Дарвин
4.Что является объектом конфликтологии:
а) конфликты в целом+
б) люди
в) войны
5.В переводе с латинского «конфликт» означает:
а) соглашение
б) столкновение+
в) существование
6.Что является одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов:
а) переговорный процесс+
б) сотрудничество
в) компромисс
7.Какая наука играет основную роль в становлении конфликтологии?
а) психология+
б) медицина
в) политология
г) все варианты верны
8.Что является предметом конфликтологии –
а) общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов+
б) общие закономерности развития и функционирования психики
в) трагические последствия войн
9.Среди источников конфликтологических идей рассматриваем «особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, которая включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, объединение людей в организации» – это:
а) естествознание
б) религия+
в) фольклор
10.Кто произнес фразу: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:
а) Конфуций+
б) Гераклит
в) Платон
11.Как называется возвращение к детским стереотипам поведения –
а) регрессия+
б) катарсис
в) рационализация
12.Что является основными моделями поведения личности в конфликте (исключите лишнее):
а) конструктивная модель
б) деструктивная
в) конформистская
г) нонконформистская+
13.«Стиль жизни», «комплекс неполноценности», «комплекс превосходства» – это понятия «индивидуальной психологии», которую разработал:
а) Альфред Адлер+
б) Зигмунд Фрейд
в) Конрад Лоренц
14.Конфликт равен:
а) конфликтная ситуация + инцидент+
б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация
в) конфликтные отношения + инцидент
15.Под тождественностью человека самому себе понимается –
а) идентичность+
б) целеустремленность
в) психозащита
16.Что отражает процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению:
а) объект конфликта
б) темперамент участников конфликта
в) динамика конфликта+
17.Для какой из структур психоаналитической модели личности, которые были предложены З.Фрейдом, характерен принцип удовольствия?
а) Id (Оно)+
б) Ego (Я)
в) Super-Ego (Сверх-Я)
18.Основателем какой теории является Курт Левин?
а) социометрии
б) организационных систем
в) групповой динамики+
19.Как называется особый тип конфликта, основной целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам:
а) конфронтация
б) соперничество
в) конкуренция+
20.«Родитель», «ребенок», «взрослый» – состояния, отражающие структуру личности в концепции ТА, автором которой является:
а) Эрик Берн+
б) Карл Юнг
в) Карен Хорни
II вариант.
1.По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
а) межличностные
б) межгрупповые
в) классовые
г) межгосударственные
д) межнациональные
е) внутриличностные+
2.В какой из этих этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление?
а) III период: после 1992
б) I период: до 1924
в) II период: 1924- 1992+
3.Как особый тип социального взаимодействия конфликт рассматривается в:
а) психологии
б) социологии+
в) педагогике
4.Как называется переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный?
а) идентификация
б) замещение+
в) реактивное образование
5.Что из перечисленного является целью отечественной конфликтологии?
а) создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществе
б) интенсивное развитие конфликтологической теории – исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки
в) организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов
г) все варианты верны+
6.В группу методов управления конфликтами входят (исключите лишнее):
а) структурные методы
б) метод картографии
в) опрос+
7.Как называется приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера?
а) проекция+
б) фантазия
в) сублимация
8.Что такое создание объективных условий и субъективных предпосылок, которые способствуют разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –
а) предупреждение конфликта+
б) разрешение конфликта
в) деструктивные последствия
9.Как называется крайне деструктивный выход из внутриличностного конфликта?
а) интроекция
б) суицид+
в) фрустрация
10.Когда был создан Первый международный центр разрешения конфликтов?
а) в 1972 г. в США
б) в 1986 г. в Австралии+
в) в 1989 г. в Германии
г) в 1985 г. Швейцарии
д) в 1992 г. в России
11. Конфликтология выделилась, как самостоятельная наука?
а) в конце 50-х г. XIX века;
б) в конце 50-х г. XX века;+
в) в начале XVII века.
12. Отметьте верный список этапов конфликта.
а) эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие;
б) инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт;
в) тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия.+
13. Кто является автором цитаты?
«Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды».
а) Конфуций;+
б) Гераклит;
в) Платон.
14. Определите, на чем строится поведенческая стратегия в конфликте?
а) модели заинтересованности в успехе другого;
б) модели заинтересованности в собственном успехе;+
в) модели двойной заинтересованности.
15. Стратегия сотрудничества:
а) приводит к разрешению конфликта;+
б) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации;
в) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности.
16. Внутриличностный конфликт:
а) это конфликт между сознательной и бессознательной структурами;+
б) это конфликт между бессознательными установками;
в) это конфликт между сознательными тенденциями;
г) это конфликт между между любыми внутриличностными структурами.
17. Выберите верный перечень структурных элементов конфликта:
а) роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта;
б) позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий;+
в) стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта.
18. Что не входит в группу методов управления конфликтами?
а) структурные методы;
б) метод картографии;
в) опрос +
19. Какой из вариантов верный при определении списка социальных ролей участников конфликта?
а) судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы;+
б) субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы;
в) свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы.
20. Определите, что такое ресурсы конфликта?
а) общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован;+
б) знания, умения и навыки конфликтантов;
в) материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте.