Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:

— формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

— создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Объектом защиты («полигоном») является человек.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

— идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

— прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

— создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

— проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

— разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

— обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

— принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

— Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

— Ежегодное снижение средней общей численности населения

— Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

— Модернизировать государственную систему защиты человека

— Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

— Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Источник

Безопасность жизнедеятельности: определение, предмет, объект изучения, цель и задачи.

Безопасность жизнедеятельности: определение, предмет, объект изучения, цель и задачи.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Исходя из этого, целью БЖД является:

-готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

-сохранение работоспособности и здоровья работников;

-сохранение качества полезного труда.

К основным задачам дисциплины следует отнести:

-изучение и эффективное применение на практике законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасные условия жизнедеятельности и обязанности должностных лиц

-исследование управленческих функций руководителя и системы его работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как в условиях ЧС, так и в повседневной жизни

-разработка рекомендаций по организации гражданской обороны и защита населения в условиях мирного и военного времени

-защита человека в повседневной жизни, а так же в экстремальных ситуациях

-освоение приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим

Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Кон­ституции РФ.

Разработан ряд федеральных целевых программ, на­правленных на предупреждение и подготовку к ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особен­ность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, сни­жении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

Для осуществления государственного управления и коорди­нации деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти в области защиты населения и территорий создается специ­ально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориаль­ные органы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на:

—службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи Минздрава РФ;

—службы экстренной ветеринарной помощи и службы за­щиты растений Минсельхозпрода;

—всероссийские службы медицинских катастроф; оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу Росгидромета;

—службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД;

—формирования гражданской обороны; подразделения поисково-спасательных служб Министерст­ва по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС РФ);

—соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных Сил;

—службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Гражданской авиации Минтранса России; восстановительные и пожарные поезда; аварийно-спасательные службы министерств и ведомств.

Негативные факторы естественного и антропогенного происхождения. Классификация негативных факторов. Виды и общие сведения об источниках естественных негативных факторов в окружающей природной среде (атмосфере, космосе, гидросфере и литосфере).

Многие факторы среды обитания оказывают негативное воздействие на здоровье и жизнь человека. Степень негативного воздействия определяется уровнем их энергии, под которой понимается количественная мера различных форм движения материи. В настоящее время перечень известных форм энергии существенно расширился: электрическая, потенциальная, кинетическая, внутренняя, покоя, деформированного тела, газовой смеси, ядерной реакции, электромагнитного поля и т.д.

Источники энергии подразделяются на природные и антропогенные. К природным источникам относятся молнии, извержения, землетрясения, атмосферные явления (ураганы, смерчи и т.п.) и другие. Антропогенные источники создаются человеком. В ходе научно-технической революции появились источники, обеспечивающие очень высокие уровни энергии, существенно расширился перечень известных форм энергии и их характеристика.

Высокие уровни используемой энергии, многообразие форм энергии существенно увеличили вероятность неконтролируемого выхода энергии, опасность воздействия негативных факторов на человека. Опасным называется производственный фактор, воздействие к которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья. Если же производственный фактор приводит к заболеванию или снижению работ способности, то его считают вредным. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.

Они подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины, разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы, повышенный уровень шума, вибрации, ультразвука, повышенная напряженность электрического, магнитного полей; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света.

Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы:
патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы) и продукты их жизнедеятельности, а также микроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы: физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам.

Естественные, т.е. природные: атмосферные загрязнители; загрязнения гидросферы; тепловые загрязнения.

Загрязнения гидросферы выражаются, в первую очередь, в загрязнении водоемов. Выделяют химическое, физическое и биологическое загрязнение водоемов.

Неорганическими (минеральными) загрязнениями вод являются токсичные химические соединения мышьяка, меди, свинца, хрома, фтора и др. окисные загрязнения от промышленных стоков.

Моря и океаны загрязняются водами рек, которые ежегодно приносят в них свыше 320 млн. тонн железа, 6,5 млн. тонн фосфора и др. веществ. Из атмосферы на поверхность океана выпадает 200 тыс. тонн свинца, 5 тыс. тонн ртути, 1 млн. тонн углеводородов.

Сточные воды являются поставщиками органических загрязнений, особенно стоки промышленных предприятий, животноводческие хозяйства, бытовые стоки; загрязнение нефтью происходит от морских и речных судов, аварий танкеров. Все это ведет к уменьшению кислорода в воде.

Почвенный слой земли загрязняется пестицидами (химические средства защиты растений и животных от вредителей и болезней).

Безопасность жизнедеятельности: определение, предмет, объект изучения, цель и задачи.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Исходя из этого, целью БЖД является:

-готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

-сохранение работоспособности и здоровья работников;

-сохранение качества полезного труда.

К основным задачам дисциплины следует отнести:

-изучение и эффективное применение на практике законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасные условия жизнедеятельности и обязанности должностных лиц

-исследование управленческих функций руководителя и системы его работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как в условиях ЧС, так и в повседневной жизни

-разработка рекомендаций по организации гражданской обороны и защита населения в условиях мирного и военного времени

-защита человека в повседневной жизни, а так же в экстремальных ситуациях

-освоение приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим

Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Укажите что является объектом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Определение, цели, задачи, объект и предмет изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение

Жизнь человека, его деятельность тесно связана с окружающим его миром. В результате взаимодействия человека с окружающей средой, образуется целая система, которая так и называется – «человек – среда обитания»

Так что же такое жизнедеятельность? Это способ существования человека, его ежедневная деятельность и отдых.

В основном, деятельность человека направлена на обеспечение потребностей в пище, воде и воздухе, и на разработку способов защиты от нежелательного влияния среды обитания.

Установлено две природы обмена потоками веществ:

Человек всегда стремился уменьшить негативное влияние окружающей среды, повысить комфортность жизни, развивая промышленность, сельское хозяйство, создавая и совершенствуя транспорт. Так появился новый, созданный исключительно руками человека, тип среды обитания, названный техносферой. С её созданием появились и определенные требования безопасности, которые часто не соблюдались. Именно поэтому учение о безопасности жизнедеятельности начало динамично развиваться. Были определены цели, предметы и объекты изучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Цели и задачи БЖД

Объектом изучения БЖД является среда обитания человека, которую, в свою очередь, можно разделить на производственную и непроизводственную (природную).

Все эти элементы производственной и природной среды обитания становятся факторами, которые оказывают свое влияние на безопасность жизнедеятельности. Отсюда возникает комплексный подход к изучению воздействия упомянутых факторов, как в отдельности, так и в совокупности.

Предметом изучения БЖД являются физиологические и психологические возможности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности, формирование и оптимизация безопасных условий и так далее.

В конечном итоге, научная деятельность безопасности жизнедеятельности направлена на исключение всех возможных рисков при чрезвычайных ситуациях; устранение остаточного риска, который, в первую очередь, является потенциальной опасностью, как для человека, так и для природы. Ведь любая деятельность рождает собой риск и опасности.

Чтобы исключить любую малейшую опасность, требуется решить большое количество практических и научных задач. БЖД как наука, использует и знания, накопленные основами управления, инженерной психологией, культурой производства и другими науками. Практические задачи решаются с использованием жизненного опыта, полученного на производстве. Результатом решения задач является обеспечение безопасности, здоровья человека и качества труда. А безопасность, как известно, всегда была и остается важнейшим фактором нашей жизни.

Источник

Лекция урока на тему: «Цели и задачи предмета БЖД»

Цели и задачи предмета БЖ

В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

защита от опасности;

ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)

Ежегодное снижение средней общей численности населения

Для решения демографической проблемы необходимо:

Увеличить рост ВВП

Модернизировать государственную систему защиты человека

Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

Профилактика негативных факторов:

Личное безопасное поведение

Выбор места жительства

Соблюдение правил и норм охраны труда

Соблюдение здорового образа жизни

Коллективные меры безопасности деятельности

Безопасные условия деятельности

Защита населения от техногенных и естественных катастроф

Разработка законодательной базы в области здравоохранения

Обеспечение качественного состояния среды обитания

Рациональное использование ресурсов и отходов

Соблюдение норм безопасности и экологичности

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Безопасность жизнедеятельности как наука

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);

разработка принципов и методов защиты от опасностей;

разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;

непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;

моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;

обучение населения основам защиты от опасностей;

разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

природопользование экологический право

1. БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД)- обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Заключение и выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций, в конечном счете, оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *