Укажите что выражено в названии повести гоголя шинель
Тест по повести Н.В.Гоголя «Шинель» /литература, 8класс/
Тест по повести Н.В.Гоголя «Шинель»
1. «Шинель» – произведение:
2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком:
а) об Акакии Акакиевиче,
в) о «значительном лице».
3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:
4. Имя Акакий Акакиевич получил:
5. «Значительное лицо»:
а) титулярный советник,
6. Имя «значительного лица»:
а) Григорий Петрович,
б) Иван Иванович Ерошкин,
в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.
7. Акакий Акакиевич:
а) был равнодушен к работе,
б) старался работать, чтобы не выгнали,
в) служил с любовью, с наслаждением.
8. Акакий Акакиевич:
а) положительный герой,
б) отрицательный герой,
в) противоречивый характер.
а) проявляется как «я»,
в) его позиция выражена пафосом произведения.
а) играет важную роль,
б) не играет особой роли,
11. «Маленький человек» Гоголя:
а) ничтожное существо,
б) личность, временно задавленная обстоятельствами,
в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.
а) художественная деталь,
13. Носителем положительного начала является:
а) образ Петербурга,
в) здесь нет положительного начала.
15. Акакий Акакиевич – это:
а) типичный национальный характер,
в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).
16. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»,
в) его нельзя отнести к маленьким людям.
17. В заглавии повести выражена:
в) заглавие с темой и идеей не связано.
18. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения,
б) он продукт бесчеловечного государства,
в) он сам виноват в своей «малости».
11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 16–б, 17–б, 18–б, в.
Тест по повести Н.В.Гоголя «Шинель»
1. «Шинель» – произведение:
а) романтическое, б) сентиментальное, в) реалистическое.
2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком:
а) об Акакии Акакиевиче, б) о Петровиче, в) о «значительном лице».
3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:
а) иностранных дел, б) просвещения, в) в одном…
4. Имя Акакий Акакиевич получил:
а) по святцам, б) кума настояла, в) матушка дала.
5. «Значительное лицо»:
а) титулярный советник, б) генерал, в) тайный советник.
6. Имя «значительного лица»:
а) Григорий Петрович, б) Иван Иванович Ерошкин,
в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.
7. Акакий Акакиевич:
а) был равнодушен к работе, б) старался работать, чтобы не выгнали,
в) служил с любовью, с наслаждением.
8. Акакий Акакиевич:
а) положительный герой, б) отрицательный герой, в) противоречивый характер.
а) проявляется как «я», б) не чувствуется, в) его позиция выражена пафосом произведения.
а) играет важную роль, б) не играет особой роли, в) его здесь нет.
11. «Маленький человек» Гоголя:
а) ничтожное существо, б) личность, временно задавленная обстоятельствами,
в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.
а) художественная деталь, б) символ, в) образ.
13. Носителем положительного начала является:
а) образ Петербурга, б) повествователь, в) здесь нет положительного начала.
а) фантастическая, б) жизнеподобная, в) романтическая.
15. Акакий Акакиевич – это:
а) типичный национальный характер, б) лишний человек,
в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).
16. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку», б) это другой вид,
в) его нельзя отнести к маленьким людям.
17. В заглавии повести выражена:
а) тема, б) идея, в) заглавие с темой и идеей не связано.
18. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения,
б) он продукт бесчеловечного государства,
в) он сам виноват в своей «малости».
…в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.
Акакий Акакиевич Башмачкин
он был то, что называют вечный титулярный советник
Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.
Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.
Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?
Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова:
Сначала он назывался просто /…/и был крепостным человеком у какого-то барина; Петровичем он начал называться с тех пор, как получил отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким праздникам, сначала по большим, а потом, без разбору, по всем церковным, где только стоял в календаре крестик.
Петрович взял капот, разложил его сначала на стол, рассматривал долго, покачал головою и полез рукою на окно за круглой /…/с портретом какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки.
По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам /…/в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы — словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной.
Но еще более замечательно то, что с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно, /../ пришлась ему совершенно по плечам; по крайней мере, уже не было нигде слышно таких случаев, чтобы сдергивали с кого шинели.
Смысл названия повести Гоголя «Шинель»
Произведение Н.В. Гоголя «Шинель», входящее в цикл «Петербургские повести», было написано в 1841 году. Как и в некоторых других творения автора в данной повести раскрывается тема маленького человека.
Главным героем повествования является Акакий Акакиевич Башмачкин – чиновник самого мелкого ранга – личность ничтожная, без интересов и стремлений. Суть его жизни заключается в добросовестном выполнении работы. Ни семьи, ни друзей, полное одиночество. Сослуживцы не ставят ни в грош, презирают его и насмехаются над ним. Только служба, от которой он получает удовлетворение, внушая себе, что делает важное дело, переписывая никому не нужные бумаги. Жизнь идет по накатанной – каждый следующий день повторяет предыдущий. День сурка, в каком-то роде. До определенного момента. Однажды герой осознает, что его старая шинель совсем прохудилась. И в его никчемном бытии появляется цель – новая шинель.
Шинель становится для Акакия Акакиевича всем – мечтой о новой жизни, в которой он получит новый статус, признание окружающих и их уважение. Это самообман – никакая новая одежда, никакой новый имидж не могут изменить личность человека. Но герой этого не понимает. Тем не менее, он преображается, по крайней мере, внутренне. В его жизни появляется цель, которой нужно достичь, чего бы это не стоило.
Постепенно шинель становится символом грядущего благополучия. Герой отказывает себе даже в самых необходимых вещах – еде, стирке белья у прачки, покупке свечей, стремясь скопить деньги для приобретения всего лишь верхней одежды, т.е. материального, а не духовного блага. Ему кажется, что новая шинель защитит не только от промозглого холода петербургских улиц, но и от холодности окружающих. Маленький человек пытается подняться на новую ступеньку социальной лестницы, не понимая, что там он будет окружен такими же маленькими людьми и из заколдованного круга ему никогда не вырваться.
Чем ближе становится цель, тем счастливее становится герой. И, наконец, мечта его реализуется. Он обладатель новой шинели. Эта вещь должна стать убежищем Акакия Акакиевича во враждебном окружающем мире. Но жизнь – штука жестокая. Уличные грабители отнимают у него шинель. Горе Башмачкина безмерно. Жизнь потеряла всякий смысл. Закономерный финал – простудившись, герой умирает. Даже с современной медицинской точки зрения такой итог закономерен — сильный стресс ослабляет защитные силы организма.
Анализ повести Гоголя показывает, что в ней действуют два главных героя: материальный Акакий Акакиевич и символический – шинель. Причем именно на шинели концентрируется внимание читателя, она является центром повествования и основой сюжета. Можно припомнить немало жизненных случаев, когда человек стремится к достижению цели, переоценивая ее значимость, а когда цели не удается достичь либо после ее после ее достижения выясняется, что «овчинка не стоила выделки», происходит полный распад личности.
Умело используя образ шинели, Н.В. Гоголь показал трагедию маленького человека, у которого есть лишь его крошечный мирок, в котором нет места духовным ценностям, отсутствуют привязанности, дружба и любовь. Такой человек живет непонятно для чего и умирает в полном забвении. Поэтому название «Шинель» как нельзя лучше характеризует бесполезность существования человека, а в более широком смысле общества, которые не осознает весь ужас происходящего, стремясь к достижению ограниченных материальных благ.
Анализ повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».
История создания
Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.
По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.
Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.
Жанр и направление
В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.
Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.
В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.
Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.
Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.
Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.
Смысл названия
В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.
В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.
Композиция
В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.
Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».
Главные герои и их характеристика
Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.
Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.
Проблемы
В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:
Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.
Главная мысль и смысл финала
Чему учит?
Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.
Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».
То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.
Критика
В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.
Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.