Укажите что входит в состав информационной системы управления
Информационная система — основные понятия и определения
Перед вами актуальная и полная информация об информационных системах. Мы постарались опустить ненужные подробности. А то что осталось, описали простым языком. Так чтобы каждый мог разобраться в теме. Приятного изучения!
Что такое информационная система: определение
Сначала обсудим, что такое Система.
Под системой подразумевают любые объекты, которые могут быть рассмотрены и как единое целое, и как совокупность разнообразных элементов, объединенных для достижения поставленной цели. Системы могут отличаться между собой как по целям, так и по своему составу.
Система — это объект сложного типа. Он включает в себя разнородные элементы, взаимосвязанные между собой и существующие как единый объект.
Подсистема — это отдельный объект, входящий в состав системы, и сам состоящий из других разнородных элементов.
Чтобы лучше понять суть этого определения, приведем примеры нескольких систем, их целей и элементов.
Цель | Система | Элементы |
Производство телефонов | Завод | Производственное оборудование, рабочие, недвижимость и прочее |
Работа с данными | Компьютер | «Железо», периферия, программное обеспечение, интернет |
Обмен информацией | Телекоммуникации | Кабели, компьютеры, сетевое оборудование, модемы. |
Производство информации | Информационная система | Программы, работники, компьютерные сети, компьютеры. |
Итак, что такое система, мы разобрались. А теперь давайте добавим к этому термину слово «информационная», и поймем, для какой цели и каким образом она функционирует. Вот что обеспечивают информационные системы:
Все это касается информации, которая нужна для принятия решений в тех или иных областях деятельности. Например, это пригождается при анализе проблем и при создании новых продуктов.
Вот какое определение дает Википедия:
Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015).
ИС предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Современные информационные системы в качестве основного элемента своего функционирования используют компьютер. Также активно задействуется периферийное оборудование и сервера.
Нужно понимать, что между ИС и компьютерами есть разница. Компьютеры оснащаются специализированным программным обеспечением, вместе с которым являются технической базой ИС. Немыслима информационная система и без сотрудников, которые взаимодействуют с телекоммуникациями и компьютерами.
Структура информационной системы
Подсистема — это часть системы, которую можно выделить по каким-либо признакам.
Независимо от того, в какой сфере деятельности применяется информационная система, ее общая структура может быть рассмотрена как совокупность подсистем. Это значит, что существует так называемый структурный признак классификации. А сами подсистемы являются обеспечивающими. Поэтому можно дать такое определение:
Структура информационной системы — это совокупность ее обеспечивающих подсистем.
Как видно из рисунка выше, обеспечивающие подсистемы могут быть:
Рассмотрим каждый этот тип подробнее.
Техническое обеспечение ИС
Техническая подсистема — это совокупность имеющихся технических средств, обеспечивающих работоспособность ИС, а также технологические процессы и документация.
В состав технического обеспечения входят:
С помощью документации оформляют выбор оборудования, прописывают принципы организации его эксплуатации, процесса обработки данных. Документация делится на 3 типа:
В настоящее время активно используются две главные формы организации технического обеспечения:
Частично децентрализованная система судя по всему является наиболее перспективным типом, сочетая в себе преимущества работы отдельных элементов на персональных компьютерах и общей базы данных а также общих функциональных подсистем на отдельной большой ЭВМ. Взаимодействие всего этого осуществляется по внутренней сети предприятия или через интернет.
Математическое и программное обеспечение ИС
Математическое и программное обеспечение информационной системы — это комплекс математических моделей, методов, программ и алгоритмов, предназначенных для осуществления задач и целей ИС, а также для полноценного функционирования подсистемы технического обеспечения.
В состав математического обеспечения входят:
К средствам программного обеспечения относятся:
Информационное обеспечение ИС
Информационное обеспечение ИС необходимо для формирования и выдачи актуальной информации, позволяющей принимать эффективные управленческие решения.
Информационное обеспечение — это комплекс подсистем: кодирование и классификация данных, системы документации, схемы циркулирующих в предприятии информационных потоков, методы проектирования баз данных.
Унифицированные системы документации
Формируются на региональном, отраслевом или государственном уровнях. Главное предназначение — обеспечить сопоставимость показателей из разных сфер производства. Существуют стандарты, которые предъявляют требования к:
К примеру, у медицинских работников есть свои требования к оформлению документации. А у преподавателей вузов свои.
Но несмотря на то, что существует унифицированная система документации, большинство предприятий регулярно сталкиваются с типичными проблемами:
Информационное обеспечение как раз и нужно для того, чтобы устранить все эти и подобные им недостатки.
Схемы информационных потоков
Они содержат в себе маршруты потоков информации и ее размеры, а также места где возникает первичная информация и используются результатная информация. Если проанализировать структуру этих схем, можно значительно усовершенствовать всю систему управления.
Вот два простейших примера:
движение служебной записки |
запись в базу данных информации о приеме на работу нового сотрудника |
Такие схемы строятся для того, чтобы определить объем информации, которая используется в процессе работы организации, а также обеспечить:
Создание информационного обеспечения
Чтобы создать ИО, нужно пройти следующие этапы:
Организационное обеспечение ИС
Организационное обеспечение — это комплекс средств и методов, которые регламентируют взаимодействие сотрудников друг с другом и их работу с техническими средствами во время создания и использования информационной системы.
Эта подсистема ИС нужна для реализации следующих задач:
Правовое обеспечение ИС
Правовое обеспечение — это комплекс нормативных актов, регламентирующих процесс создания информации, а также ее юридический статус, функционирование ИС, получение, трансформации, передачи и использования данных.
Главное предназначение правового обеспечения заключается в том, чтобы обеспечить законность всех процессов.
В его состав входят все нормативные акты государственной власти федерального, местного и локального значения.
В правовом обеспечении выделяется:
Правовое обеспечение содержит в себе:
Классификации информационных систем
По признаку структурирования задач
Когда создаются или классифицируются информационные системы, обязательно возникают сложности, которые связаны с алгоритмическим и математическим описанием задач, которые решает система. От того, насколько тщательно разработана формализация, зависит эффективность функционирования всей системы. Также это влияет и на уровень ее автоматизации — степень невовлеченности человека в принятие решений на основе используемой информации.
Чем более точным будет математическое описание задачи, тем больше возможностей автоматизировать процесс обработки данных, а значит снизить степень участия человека в процессе решения этой задачи.
Можно выделить три типа задач, для которых разрабатываются ИС:
По степени автоматизации
В зависимости от того, в какой степени автоматизированы информационные процессы, можно выделить три вида ИС:
По характеру использования
В зависимости от того, что именно делает с информацией та или иная ИС, ее можно отнести к одному из следующих типов:
Информационно-решающие ИС, в свою очередь, можно разделить на два типа:
По сфере применения
В зависимости от того, в каких сферах используются ИС, их можно разделить на следующие типы:
Состав информационных систем
Подсистемы
Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации [17]:
· упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
· упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
· упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Однако в качестве третьей подсистемы можно выделить и организационную подсистему. в ее задачи входят:
· определение порядка разработки и внедрения ЭИС, ее организационной структуры, состава работников;
· регламентация процесса создания и эксплуатации ЭИС и пр.
Структура экономической информационной системы, с точки зрения деления ее на подсистемы, представлена на рис. 15.
|
Рис. 15. Деление ЭИС на подсистемы
Функциональные подсистемы
Функциональные подсистемы ИС (ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.
ФП ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как:
Состав ФП во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.
Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:
Предметный принцип использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техническим снабжением; производством готовой продукции; персоналом; сбытом готовой продукции; финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления с обеспечением интеграции информационных потоков по вертикали.
Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления (маркетинг, производство, логистика, финансы):
· планирование (технико-экономическое и оперативное);
В качестве примера применения функционального подхода рассмотрим многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), предназначенный для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. Комплекс «Галактика» может иметь различные конфигурации. Одной из наиболее важных конфигураций можно считать «Управление производственным предприятием». Данная конфигурация является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии, что позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия. Ниже приведен перечень контуров, составляющих данную ИС:
Более подробно комплекс «Галактика» будет изучен в следующих частях пособия.
Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из КИС (например, система бизнес-планирования на основе Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках КИС (например, информационной системы руководителя).
На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления (рис. 16).
|
Рис. 16. Структура функциональных подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу
Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия.
По функциональному принципу:
· бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.
По предметному принципу (подсистемы управления ресурсами):
· техническая подготовка производства;
· основное и вспомогательное производство;
Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.
Обеспечивающие подсистемы
Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. В работе [17] обеспечивающие и организационные подсистемы объединены в одну обеспечивающую подсистему. Обоснованием такого решения можно считать, что их составляющие обеспечивают реализацию целей и функций системы.
Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 17):
● математическое (алгоритмическое и программное) обеспечение;
а на стадии разработки ИС дополнительные обеспечения:
· интерфейсы с внешними ИС.
|
Рис. 17. Обеспечивающие подсистемы ИС
В целом работу ИС в контуре управления (двойные стрелки согласно рис. 17) определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека – организационное и кадровое; функции автомата – математическое и техническое обеспечение.
Функциональная структура (рис. 18) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность.
|
Рис. 18. Функциональная структура ИС: 1–6 – функции
Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления.
Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется государственным стандартом и подразделяется на информационные и управляющие функции.
Информационные функции:
o 1 – измерение значений параметров;
o 2 – измерение их отклонений от заданных значений;
· вычислительные и логические операции:
o 3 – тестирование работоспособности ИС;
o 4 – подготовка и обмен информацией с другими системами;
· управляющие функции должны осуществлять:
o 5 – поиск и расчет рациональных режимов управления;
o 6 – реализацию заданных режимов управления.
Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 19). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.
|
Рис. 19. Информационное обеспечение ИС
Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 20).
|
Рис. 20. Математическое обеспечение ИС
Алгоритмическоеобеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.
Программноеобеспечение состоит:
· из общего ПО (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т. е. все то, что обеспечивает работу аппаратных устройств);
· специального ПО (прикладное ПО, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).
Техническоеобеспечение (рис. 21) состоит из устройств:
|
Рис. 21. Техническое обеспечение ИС
Кадровоеобеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС.
Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т. д.
Организационное обеспечение – это совокупность средств и методов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС.
Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т. д.
Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов (рис. 22).
|
Рис. 22. Организационное обеспечение ИС
Важнейшие методические материалы первой группы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:
· общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС;
· типовые проектные решения;
· методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях;
· методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.
Совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС второйгруппы:
· комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ;
· типовые структуры управления предприятием;
· унифицированные системы документов;
· общесистемные и отраслевые классификаторы и т. п.
Техническая документация третьейгруппы, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы:
· технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).
Организационно-штатное расписание четвертойгруппы определяет в частности состав специалистов по функциональным подсистемам управления.
Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.
Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации.
Средства, входящие в подсистему ЛО (рис. 23), делятся на две группы:
· традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования);
· предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).
|
Рис. 23. Состав лингвистического обеспечения ИС
Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing – EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:
· первичной информации. этапы технологического процесса:
o обработки первичной информации;
o получения и выдачи результатной информации;
· организационно-распорядительной документации. этапы:
o получения входящей документации;
o передачи на исполнение;
o формирования и хранения дел;
o составления и размножения внутренних документов и отчетов;
· технологической документации и чертежей. Этапы:
o ввода в систему и актуализации шаблонов изделий;
o ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий;
o выдачи на плоттер чертежей;
o актуализации банка государственных и отраслевых стандартов, технических условий, нормативных данных;
o подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий;
· баз данных и знаний. этапы:
o формирования баз данных и знаний;
o ввода и обработки запросов на поиск решения;
o выдачи варианта решения и объяснения к нему;
· научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел. Этапы:
o формирования поисковых образов документов;
o формирования информационного фонда;
o ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов;
o кодирования запроса на поиск;
o выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа.
Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя подсистемы:
· OLTP– оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость преобразования большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД;
· OLAP– оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.
Технологии OLAP обеспечивают:
– анализ и моделирование данных в оперативном режиме;
– работу с предметно-ориентированными хранилищами данных;
– реализацию запросов произвольного вида;
– формирование системы знаний о предметной области и др.
За счет программного интерфейса Application Program Interface, API и доступа интерфейсы с внешними информационными системами (Interfaces) обеспечивают обмен данными, расширение функциональности приложений следующим объектам:
· объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic – DAO (Data Access Object);
· реляционным БД под управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture) – ODBC (Open Database Connectivity);
· компонентной модели объектов – COM (Component Object Model), поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местонахождения, структуры, языков программирования;
· локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования Automation (OLE Automation), обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента;
· объектам ActiveX (элементам управления OLE и OCX) для их включения в веб-приложения при сохранении сложного форматирования и анимации и др.
Информационная система поддерживает работу следующих категорий пользователей (User):
· конечные пользователи (End Users, Internal Users) – управленческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления;
· администрация ИС, в том числе:
o конструктор или системный аналитик (Analyst) – обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;
o администратор приложений (Application Administrator) – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;
o администратор данных (Data Base Administrator) – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);
o администратор компьютерной сети (Network Administrator) – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;
· системные и прикладные программисты (System Programmers, Application Programmers) – осуществляют создание, сопровождение и модернизацию программного обеспечения ИС;
· технический персонал (Technicians) – обеспечивает обслуживание технических средств обработки данных;
· внешние пользователи (External Users) – потребители выходной информации ИС, контрагенты.
89.Организация поиска информации.