Укажите что входит в состав информационной системы управления

Информационная система — основные понятия и определения

Перед вами актуальная и полная информация об информационных системах. Мы постарались опустить ненужные подробности. А то что осталось, описали простым языком. Так чтобы каждый мог разобраться в теме. Приятного изучения!

Что такое информационная система: определение

Сначала обсудим, что такое Система.

Под системой подразумевают любые объекты, которые могут быть рассмотрены и как единое целое, и как совокупность разнообразных элементов, объединенных для достижения поставленной цели. Системы могут отличаться между собой как по целям, так и по своему составу.

Система — это объект сложного типа. Он включает в себя разнородные элементы, взаимосвязанные между собой и существующие как единый объект.

Подсистема — это отдельный объект, входящий в состав системы, и сам состоящий из других разнородных элементов.

Чтобы лучше понять суть этого определения, приведем примеры нескольких систем, их целей и элементов.

ЦельСистемаЭлементы
Производство телефоновЗаводПроизводственное оборудование, рабочие, недвижимость и прочее
Работа с даннымиКомпьютер«Железо», периферия, программное обеспечение, интернет
Обмен информациейТелекоммуникацииКабели, компьютеры, сетевое оборудование, модемы.
Производство информацииИнформационная системаПрограммы, работники, компьютерные сети, компьютеры.

Итак, что такое система, мы разобрались. А теперь давайте добавим к этому термину слово «информационная», и поймем, для какой цели и каким образом она функционирует. Вот что обеспечивают информационные системы:

Все это касается информации, которая нужна для принятия решений в тех или иных областях деятельности. Например, это пригождается при анализе проблем и при создании новых продуктов.

Вот какое определение дает Википедия:

Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015).

ИС предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.

Современные информационные системы в качестве основного элемента своего функционирования используют компьютер. Также активно задействуется периферийное оборудование и сервера.

Нужно понимать, что между ИС и компьютерами есть разница. Компьютеры оснащаются специализированным программным обеспечением, вместе с которым являются технической базой ИС. Немыслима информационная система и без сотрудников, которые взаимодействуют с телекоммуникациями и компьютерами.

Структура информационной системы

Подсистема — это часть системы, которую можно выделить по каким-либо признакам.

Независимо от того, в какой сфере деятельности применяется информационная система, ее общая структура может быть рассмотрена как совокупность подсистем. Это значит, что существует так называемый структурный признак классификации. А сами подсистемы являются обеспечивающими. Поэтому можно дать такое определение:

Структура информационной системы — это совокупность ее обеспечивающих подсистем.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Как видно из рисунка выше, обеспечивающие подсистемы могут быть:

Рассмотрим каждый этот тип подробнее.

Техническое обеспечение ИС

Техническая подсистема — это совокупность имеющихся технических средств, обеспечивающих работоспособность ИС, а также технологические процессы и документация.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

В состав технического обеспечения входят:

С помощью документации оформляют выбор оборудования, прописывают принципы организации его эксплуатации, процесса обработки данных. Документация делится на 3 типа:

В настоящее время активно используются две главные формы организации технического обеспечения:

Частично децентрализованная система судя по всему является наиболее перспективным типом, сочетая в себе преимущества работы отдельных элементов на персональных компьютерах и общей базы данных а также общих функциональных подсистем на отдельной большой ЭВМ. Взаимодействие всего этого осуществляется по внутренней сети предприятия или через интернет.

Математическое и программное обеспечение ИС

Математическое и программное обеспечение информационной системы — это комплекс математических моделей, методов, программ и алгоритмов, предназначенных для осуществления задач и целей ИС, а также для полноценного функционирования подсистемы технического обеспечения.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

В состав математического обеспечения входят:

К средствам программного обеспечения относятся:

Информационное обеспечение ИС

Информационное обеспечение ИС необходимо для формирования и выдачи актуальной информации, позволяющей принимать эффективные управленческие решения.

Информационное обеспечение — это комплекс подсистем: кодирование и классификация данных, системы документации, схемы циркулирующих в предприятии информационных потоков, методы проектирования баз данных.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Унифицированные системы документации

Формируются на региональном, отраслевом или государственном уровнях. Главное предназначение — обеспечить сопоставимость показателей из разных сфер производства. Существуют стандарты, которые предъявляют требования к:

К примеру, у медицинских работников есть свои требования к оформлению документации. А у преподавателей вузов свои.

Но несмотря на то, что существует унифицированная система документации, большинство предприятий регулярно сталкиваются с типичными проблемами:

Информационное обеспечение как раз и нужно для того, чтобы устранить все эти и подобные им недостатки.

Схемы информационных потоков

Они содержат в себе маршруты потоков информации и ее размеры, а также места где возникает первичная информация и используются результатная информация. Если проанализировать структуру этих схем, можно значительно усовершенствовать всю систему управления.

Вот два простейших примера:

движение служебной записки
запись в базу данных информации о приеме на работу нового сотрудника

Такие схемы строятся для того, чтобы определить объем информации, которая используется в процессе работы организации, а также обеспечить:

Создание информационного обеспечения

Чтобы создать ИО, нужно пройти следующие этапы:

Организационное обеспечение ИС

Организационное обеспечение — это комплекс средств и методов, которые регламентируют взаимодействие сотрудников друг с другом и их работу с техническими средствами во время создания и использования информационной системы.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Эта подсистема ИС нужна для реализации следующих задач:

Правовое обеспечение ИС

Правовое обеспечение — это комплекс нормативных актов, регламентирующих процесс создания информации, а также ее юридический статус, функционирование ИС, получение, трансформации, передачи и использования данных.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Главное предназначение правового обеспечения заключается в том, чтобы обеспечить законность всех процессов.

В его состав входят все нормативные акты государственной власти федерального, местного и локального значения.

В правовом обеспечении выделяется:

Правовое обеспечение содержит в себе:

Классификации информационных систем

По признаку структурирования задач

Когда создаются или классифицируются информационные системы, обязательно возникают сложности, которые связаны с алгоритмическим и математическим описанием задач, которые решает система. От того, насколько тщательно разработана формализация, зависит эффективность функционирования всей системы. Также это влияет и на уровень ее автоматизации — степень невовлеченности человека в принятие решений на основе используемой информации.

Чем более точным будет математическое описание задачи, тем больше возможностей автоматизировать процесс обработки данных, а значит снизить степень участия человека в процессе решения этой задачи.

Можно выделить три типа задач, для которых разрабатываются ИС:

По степени автоматизации

В зависимости от того, в какой степени автоматизированы информационные процессы, можно выделить три вида ИС:

По характеру использования

В зависимости от того, что именно делает с информацией та или иная ИС, ее можно отнести к одному из следующих типов:

Информационно-решающие ИС, в свою очередь, можно разделить на два типа:

По сфере применения

В зависимости от того, в каких сферах используются ИС, их можно разделить на следующие типы:

Источник

Состав информационных систем

Подсистемы

Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации [17]:

· упрощение разработки и модернизации ИС в результате специа­лизации групп проектировщиков по подсистемам;

· упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответ­ствии с очередностью выполнения работ;

· упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работ­ников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Однако в качестве третьей подсистемы можно выделить и организационную подсистему. в ее задачи входят:

· определение порядка разработки и внедрения ЭИС, ее организационной структуры, состава работников;

· регламентация процесса создания и эксплуатации ЭИС и пр.

Структура экономической информационной системы, с точки зрения деления ее на подсистемы, представлена на рис. 15.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 15. Деление ЭИС на подсистемы

Функциональные подсистемы

Функциональные подсистемы ИС (ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.

ФП ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как:

Состав ФП во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:

Предметный принцип использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техни­че­ским снабжением; производством готовой продукции; персоналом; сбытом готовой продукции; финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления с обеспечением интеграции информационных потоков по вертикали.

Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления (маркетинг, производство, логистика, финансы):

· планирование (технико-экономическое и оперативное);

В качестве примера применения функционального подхода рассмотрим многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), предназначенный для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. Комплекс «Галактика» может иметь различные конфигурации. Одной из наиболее важных конфигураций можно считать «Управление производственным предприятием». Данная конфигурация является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии, что позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия. Ниже приведен перечень контуров, составляющих данную ИС:

Более подробно комплекс «Галактика» будет изучен в следующих частях пособия.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из КИС (например, система бизнес-планирования на основе Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках КИС (например, информационной системы руководителя).

На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления (рис. 16).

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 16. Структура функциональных подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу

Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия.

По функциональному принципу:

· бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

По предметному принципу (подсистемы управления ресурсами):

· техническая подготовка производства;

· основное и вспомогательное производство;

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

Обеспечивающие подсистемы

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. В работе [17] обеспечивающие и организационные подсистемы объединены в одну обеспечивающую подсистему. Обоснованием такого решения можно считать, что их составляющие обеспечивают реализацию целей и функций системы.

Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 17):

● математическое (алгоритмическое и программное) обеспечение;

а на стадии разработки ИС дополнительные обеспечения:

· интерфейсы с внешними ИС.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 17. Обеспечивающие подсистемы ИС

В целом работу ИС в контуре управления (двойные стрелки согласно рис. 17) определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека – организационное и кадровое; функции автомата – математическое и техническое обеспечение.

Функциональная структура (рис. 18) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 18. Функциональная структура ИС: 1–6 – функции

Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления.

Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется государственным стандартом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

Информационные функции:

o 1 – измерение значений параметров;

o 2 – измерение их отклонений от заданных значений;

· вычислительные и логические операции:

o 3 – тестирование работоспособности ИС;

o 4 – подготовка и обмен информацией с другими системами;

· управляющие функции должны осуществлять:

o 5 – поиск и расчет рациональных режимов управления;

o 6 – реализацию заданных режимов управления.

Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 19). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 19. Информационное обеспечение ИС

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 20).

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 20. Математическое обеспечение ИС

Алгоритмическоеобеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

Программноеобеспечение состоит:

· из общего ПО (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т. е. все то, что обеспечивает работу аппаратных устройств);

· специального ПО (прикладное ПО, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническоеобеспечение (рис. 21) состоит из устройств:

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 21. Техническое обеспечение ИС

Кадровоеобеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС.
Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т. д.

Организационное обеспечение – это совокупность средств и ме­тодов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС.

Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т. д.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов (рис. 22).

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 22. Организационное обеспечение ИС

Важнейшие методические материалы первой группы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:

· общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС;

· типовые проектные решения;

· методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях;

· методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.

Совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС второйгруппы:

· комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ;

· типовые структуры управления предприятием;

· унифицированные системы документов;

· общесистемные и отраслевые классификаторы и т. п.

Техническая документация третьейгруппы, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы:

· технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).

Организационно-штатное расписание четвертойгруппы определяет в частности состав специалистов по функциональным подсистемам управления.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокуп­ность научно-технических терминов и других языковых средств, ис­пользуемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации.

Средства, входящие в подсистему ЛО (рис. 23), делятся на две группы:

· традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования);

· предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поиско­вые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

Укажите что входит в состав информационной системы управления

Рис. 23. Состав лингвистического обеспечения ИС

Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing – EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

· первичной информации. этапы технологического процесса:

o обработки первичной информации;

o получения и выдачи результатной информации;

· организационно-распорядительной документации. этапы:

o получения входящей документации;

o передачи на исполнение;

o формирования и хранения дел;

o составления и размножения внутренних документов и отчетов;

· технологической документации и чертежей. Этапы:

o ввода в систему и актуализации шаблонов изделий;

o ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий;

o выдачи на плоттер чертежей;

o актуализации банка государственных и отраслевых стандартов, технических условий, нормативных данных;

o подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий;

· баз данных и знаний. этапы:

o формирования баз данных и знаний;

o ввода и обработки запросов на поиск решения;

o выдачи варианта решения и объяснения к нему;

· научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел. Этапы:

o формирования поисковых образов документов;

o формирования информационного фонда;

o ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов;

o кодирования запроса на поиск;

o выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа.

Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя подсистемы:

· OLTP– оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость преобразования большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД;

· OLAP– оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

Технологии OLAP обеспечивают:

– анализ и моделирование данных в оперативном режиме;

– работу с предметно-ориентированными хранилищами данных;

– реализацию запросов произвольного вида;

– формирование системы знаний о предметной области и др.

За счет программного интерфейса Application Program Interface, API и доступа интерфейсы с внешними информационными системами (Interfaces) обеспечивают обмен данными, расширение функциональности приложений следующим объектам:

· объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic – DAO (Data Access Object);

· реляционным БД под управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture) – ODBC (Open Database Connectivity);

· компонентной модели объектов – COM (Component Object Model), поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местонахождения, структуры, языков программирования;

· локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования Automation (OLE Automation), обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента;

· объектам ActiveX (элементам управления OLE и OCX) для их включения в веб-приложения при сохранении сложного форматирования и анимации и др.

Информационная система поддерживает работу следующих категорий пользователей (User):

· конечные пользователи (End Users, Internal Users) – управленческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления;

· администрация ИС, в том числе:

o конструктор или системный аналитик (Analyst) – обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;

o администратор приложений (Application Administrator) – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;

o администратор данных (Data Base Administrator) – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);

o администратор компьютерной сети (Network Administrator) – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

· системные и прикладные программисты (System Programmers, Application Programmers) – осуществляют создание, сопровождение и модернизацию программного обеспечения ИС;

· технический персонал (Technicians) – обеспечивает обслуживание технических средств обработки данных;

· внешние пользователи (External Users) – потребители выходной информации ИС, контрагенты.

89.Организация поиска информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *