Укажите что ук рф не относит к признакам дезертирства

Глава III. Ст. 337 УК РФ «самовольное оставление части или места службы», ее соотношение со ст. 338 и 339 УК РФ «дезертирство», «уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами»

Глава III
Ст. 337 УК РФ «самовольное оставление части или места службы», ее соотношение со ст. 338 и 339 УК РФ «дезертирство», «уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами»

П. 15 постановления ПВС предлагает такое размежевание названных составов преступлений. При разграничении преступлений, предусмотренных ст. 337 и 338 УК РФ, судам необходимо исходить из того, что ответственность по ст. 337 УК РФ наступает лишь при наличии у лица намерения временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы и по истечении определенного срока возвратиться в часть (к месту службы) для прохождения военной службы. При дезертирстве (ст. 338 УК РФ) лицо имеет цель вовсе уклониться от исполнения обязанностей военной службы. Если такая цель появилась у военнослужащего после самовольного оставления части (места службы), содеянное следует квалифицировать только как дезертирство. Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать такие обстоятельства, как приобретение или изготовление лицом подложных документов, удостоверяющих личность либо свидетельствующих о том, что гражданин прослужил установленный законом срок военной службы или имеет отсрочку от призыва, устройство на работу и т.п.

Уклонение от призыва на военную службу считается оконченным с момента достижения лицом 27-летнего возраста.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу после 1 января 2008 г., с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.

Дезертирство для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., считается оконченным с момента достижения ими возраста 28 лет.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дезертирство будет оконченным преступлением по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе в зависимости от воинского звания (например, в случае совершения дезертирства военнослужащим, имеющим воинское звание «капитан», преступление будет оконченным с момента достижения этим лицом возраста 45 лет).

Если преступления, предусмотренные ст. 328 и 338 УК РФ, в силу отпадения у лица соответствующих обязанностей окончены, но при этом оно уклоняется от следствия или суда, течение сроков давности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной (ч. 3 ст. 78 УК РФ).

Пленум ВС РФ не раскрывает это понятие, лишь напоминает правило вменения состава преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ при доказанности факта подделки, и невменения его при использовании подложного документа при обмане.

Если лицо преследовало цель полностью освободиться от исполнения обязанностей военной службы, однако при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 339 УК РФ. Например, в случае обнаружения у лица орудия или средства для совершения членовредительства их приискание квалифицируется как приготовление к уклонению от исполнения обязанностей военной службы указанным способом. Если подлог документов, на основании которых лицо подлежало досрочному увольнению с военной службы, был обнаружен командованием, содеянное следует квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 339 УК РФ».

Раскрытие объективных и субъективных признаков составов преступлений в литературе предлагается с учетом норм регулятивного законодательства. Пленум предложил углубленную (в зависимости от места оставления части, субъекта, умысла виновного относительно срока оставления места прохождения службы) характеристику некоторых элементов составов рассматриваемых преступлений с учетом имеющейся практики Верховного суда и военных судов РФ. Думаю, что это делается для достижения определенности уголовно-правовых норм и единообразного их толкования.

А) Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью.

Б) Под оставлением части или места службы применительно к ст. 337 УК РФ следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части (например, место нахождения военнослужащего в командировке или место его лечения). В случае, если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.

Г) Под неявкой в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, следует понимать неприбытие указанных лиц при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу в срок, установленный в соответствующих документах (например, в увольнительной записке, отпускном билете).

Как неявку в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ч. 3 и 4 ст. 337 УК РФ), следует понимать не только неявку при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения, но и неприбытие указанных лиц на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени или приказом (распоряжением) командира (начальника).

Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу, указанной в статье 337 УК РФ, понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.

Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 337 УК РФ (в диспозиции нормы говорится свыше 2, 10 суток, месяца). При этом в расчет следует принимать календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней (например, с 31 января по 28 (29) февраля или с 15 февраля по 15 марта). Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания. В ч. 4 ст. 337 УК РФ установлена ответственность за самовольное отсутствие продолжительностью свыше одного календарного месяца (например, с 15 мая по 16 июня).

Реакцией Верховного суда на имеющую место практику исключения командирами (начальниками) из списка личного состава воинской части военнослужащих, особенно контрактников, не являющихся в срок в часть или место службы, является положение последней части п. 13 постановления ПВС. В случае, если в период незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) соответствующий командир (начальник) издает приказ об исключении такого лица из списков личного состава воинской части, срок самовольного отсутствия не прерывается, поскольку законных оснований для издания этого приказа не имелось. С одной стороны, по сути, эти действия командира есть не что иное, как укрывательство преступлений.

Признаки субъекта, как было отмечено, имеют существенную роль в дифференциации ответственности по ст. 337: призывник, контрактник и военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной воинской части. Что касается двух первых категорий военнослужащих, то их признаки названы в регулятивном законодательстве. Пленум лишь сконцентрировал внимание на случаях перехода контрактника в призывника и наоборот. Что касается военнослужащего, отбывающего наказание, то в соответствии с регулятивным законодательством, им признается 1) осужденный к содержанию в дисциплинарной воинской части 2) и зачисленный в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты). На основании ст. 30 и 46 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими приговор должен вступить в законную силу. В списки переменного состава дисциплинарной воинской части осужденные военнослужащие включаются со дня прибытия их в воинскую часть.

Д) В диспозиции ст. 337 УК говорится о невозвращении в часть без уважительных причин, при наличии которых не наступает уголовная ответственность. В примечании к ней, а также к ст. 338 УК сформулированы специальные условия, при наличии которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности: 1) военнослужащий впервые совершил деяние, предусмотренное ст. 337 и ч. 1 ст. 338 УК РФ 2) если только самовольное оставление части и дезертирство, т.е. самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

К конкретным обстоятельствам могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, 1) которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.). При этих ситуациях военнослужащий может как оставить часть, так и не возвратиться в нее. Вторая группа обстоятельств существенно затрудняет его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь). При наличии таких обстоятельств военнослужащий оставляет часть.

Самовольное оставление части (места службы) (возможно, как на определенное время, так и на весь оставшейся срок службы) вследствие стечения тяжелых обстоятельств может совершаться в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Например, самовольное оставление части (места службы) вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье. В этом случае суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

Таким, образом, Верховный суд в своем постановлении с учетом обстоятельств, исключающих преступность деяния, имеющейся практики применения норм об уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы (например, определение Военной коллегии ВС СССР от 20 декабря 1990 г. по делу Г.) 1) предложил понятие стечения тяжелых обстоятельств и время наступления и существования такого стечения обстоятельств.

Деление их в зависимости от разных правовых последствий такого. В качестве а) основания для освобождения от уголовной ответственности при наличии других условий, названных в примечании к ст. 337 и 338 УК РФ Пленум относит, например, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь).

В качестве б) обстоятельств, исключающих преступность деяния, называется применение к военнослужащему в месте прохождения службы насилия, ставящее в опасность жизнь и здоровье военнослужащего. Самовольное оставление части (места службы) вследствие стечения тяжелых обстоятельств, говорится в постановлении, может совершаться в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Например, самовольное оставление части (места службы) вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье. В этом случае суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления. В этом случае не надо, чтобы присутствовало одно условие освобождения от уголовной ответственности, впервые совершено преступление.

Для данных составов преступлений небезынтересно соотношение уважительных причин и стечение тяжелых обстоятельств. Предыдущие рассуждения позволяют заключить, что, во-первых, для уважительных причин не надо, чтобы они создавали условия для применения ст. 39 УК. Для них не надо и стечения, объединения тяжелых обстоятельств. Из предложенного Пленумом перечня видно, что они частично совпадают с первой группой тяжелых обстоятельств, при наличии которых возможно освобождение от уголовной ответственности. Следовательно, их наличие возможно и при оставлении части на время (ст. 337), и в дезертирстве (ст. 338), но они служат основанием для освобождения от уголовной ответственности для этих двух составов. Что касается дезертирства, то это объяснимо его общественной опасностью (см. санкцию!). Применительно к оставлению части на определенное время такого вывода из диспозиции ст. 337 не сделаешь: уголовная ответственность за оставление части и неявку в нее законом предусмотрена в одних частях, т.е. равна.

Ст. 339 в этом плане осталась вовсе не затронута. В ней закон не указывает на уважительные причины, она не имеет примечания. Освобождение или ее невменение возможно только на общих основаниях. Однако нельзя не предположить, что стечение тяжелых обстоятельств могло вынудить военнослужащего причинить себе вред, идти на обман. Люди разные, военнослужащие не исключение! В экстремальных ситуациях одни идут, что называется ва-банк, другие используют уловки. И санкция за стремление уклониться от прохождения военной службы навсегда равна дезертирству, что касается временного неисполнения обязанностей военной службы, то санкция маленькая, на уровне ч. 1 ст. 337 УК РФ.

1 См. об этом: Расторопов С. Ответственность за причинение вреда здоровью при уклонении от военной службы // Законность. 2003. N 8. С. 52-53.

2 См., например: Словарь русского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1983. Т. 3. С. 162; Т. 4. 1988. С. 683.

3 См.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. для вузов по спец. «Журналистика». 5-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1987. С. 337.

4 Преступления против военной службы / под общ. ред. Н.А. Петухова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 207. (Примерно так определяют членовредительство и другие авторы. См., например: Сызранцев В.Г. Воинские преступления: комментарий к главе 33 УК РФ. С. 69).

1. Анализ регулятивного законодательства, регламентирующего военную службу, ст. 331 УК РФ позволяет заключить, что для признания гражданина военнослужащим, необходимо, чтобы он 1) был законно (в соответствии с действующим законодательством) призван на военную службу и (или) 2) с ним заключен контракт на прохождение военной службы, 3) как правило, он выполнял функции, обязанности военной службы 4) во время прохождения военной службы, 5) в названных в военном законодательстве войсках, воинских формированиях, органах.

Однако, ФЗ от 30.12. 2012 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания мобилизационного людского резерва» 1 наряду с поступлением на военную службу по контракту предусматривает формулировку, на основании которой не следует, что это военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» однозначно не относит резервистов к контрактникам, используя словосочетание «поступление на военную службу по контракту или поступление в мобилизационный людской резерв». Хотя поступление в мобилизационный людской резерв производится на основании контракта. С контрактниками резервистов объединяет добровольность заключения контракта. Но по возможному субъектному составу (граждане, пребывающие в запасе) они ближе к гражданам, призванным на военные сборы.

Целями военных сборов является подготовка к выполнению боевых задач. Пункт 30 Положения о проведении военных сборов запрещает привлекать граждан, призванных на военные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением военных сборов, обязанностей. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих. Поэтому граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов, должны привлекаться к уголовной ответственности лишь за некоторые преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ.

Для вменения состава преступления важно также установление начальных и конечных сроков прохождения военной службы для разных категорий военнослужащих. В соответствии с п. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы»началом военной службы считается (возможное начало совершения преступления):

Поскольку словосочетание, обозначающее начало военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, и в законе и в п. 2 постановления ПВС РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной службы», толковавший его, изменились, время начала военной службы изменено, но не кардинально. Согласно п. 31 Положения о призыве на военную службу граждан РФ до убытия граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта к месту прохождения военной службы приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации им присваивается воинское звание рядового. О присвоении воинского звания и о дате убытия со сборного пункта в документах персонального учета этих граждан (военном билете и учетно-послужной карточке) делаются соответствующие записи. Все записи заверяются подписью военного комиссара субъекта Российской Федерации (его заместителя) и печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Приказом военного комиссара Алтайского края, например, воинское звание рядовой присваивается в день убытия со сборного пункта в воинскую часть. Отсюда следует, что военнообязанный «превращается» в военнослужащего на сборном пункте, т.е. не с момента убытия со сборного пункта, как было раньше, а на сборном пункте ему присваивается воинское звание рядового и он становиться военнослужащим. Представляется, что это корректное решение, ибо более четко и в правильный момент законом возлагаются на военнообязанных дополнительные обязанности и наделяют правами военнослужащего.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в п. 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Началом военных сборов, согласно ст. 54 ФЗ считается день отправки гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности либо день его убытия из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 рассматриваемого Федерального закона.

Окончанием военных сборов считается день отправки гражданина с места проведения военных сборов либо день его прибытия в военный комиссариат или орган федеральной службы безопасности, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день исключения гражданина из списков личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

Изучение законодательства о месте прохождения военной службы позволяет заключить, что оно постоянно меняется. Это неизбежно приводит к рассогласованию регулятивного и уголовного законодательства при закреплении в УК РФ признаков места прохождения военной службы (при прежней редакции ст. 331 УК РФ).

Современная редакция ст. 331 УК РФ позволяет заключить, что местом прохождения военной службы является любое, предусмотренное военным законодательством место прохождения военной службы по призыву или по контракту, в том числе в органах. Правовым последствием исключения из ст. 331 УК указания о месте прохождения военной службы является криминализация деяний, совершенных военнослужащими, которые проходят военную службу в органах внешней разведки, в федеральных органах государственной охраны, федеральных органах обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, федеральной службе безопасности, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Эти признаки субъекта преступлений против военной службы можно назвать обобщенными, общими. Что касается характеристики признаков субъекта конкретного преступления, то она зависит еще (кроме особенностей, например, места прохождения службы) и от характера деяния, закрепленного в той или иной статье гл. 33 УК. Общее правило квалификации действий виновного в зависимости от закрепления признаков субъекта в составе преступления можно сформулировать так: если в диспозиции закона не назван конкретный субъект преступления, а названное в диспозиции деяние может быть совершено любым военнослужащим, то субъектом выступает любой военнослужащий, обязанный выполнять возложенные на него функции по военной службе.

4. Особенности субъекта, понятия прохождение военной службы, места прохождения ее указывают на объект рассматриваемой группы преступлений. Закон называет его по- разному. В названии главы 33 и статьи 331 УК говорится о преступлениях против военной службы, а в самой ст. 331, в которой предлагается определение преступлений этой группы, закон называет установленный порядок прохождения военной службы. Отсюда можно заключить, что названный в диспозиции ст. 331 родовой объект преступлений, содержащихся в гл. 33 УК, уже, чем в названии главы, содержащей те же составы преступлений, и статьи, в которой закреплено это родовое определение преступлений против военной службы. Несовпадение объектов в родовом определении, в названии главы и конкретных составов преступлений, входящих в главу УК, имеет место и в других разделах УК РФ. В должностных преступлениях, например, закрепленный в названии главы объект преступлений, оказался уже объектов, содержащихся в ней составов преступлений (см. примечание к ст. 285 УК РФ).

Чтобы эту часть значения «порядок» выделить, возможно, есть смысл говорить не о нарушении порядка, а о совершении действий вопреки интересам военной службы. В качестве еще одного обоснования такого видения объекта преступлений нельзя еще раз не подчеркнуть, что федеральные законы признают военную службу в качестве разновидности государственной службы. Отсюда и рассматриваемые преступления представляют разновидность преступлений против интересов государственной службы. В гл. 30 УК закон говорит об интересах службы в органах государственной власти, в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях. В связи с этим корректнее было бы признать интересы военной службы в качестве видового объекта. Конкретные интересы военной службы, прохождения ее, в том числе вид службы или органы, в которых по законам России осуществляется военная служба, выступают в качестве непосредственного (в зависимости от вида классификации объектов преступлений, они могут быть признаны и родовым объектом преступления)

Порядок прохождения военной службы важен не сам по себе, а для того, чтобы Вооруженные силы выполняли свое предназначение. Интересам обороны, т.е. интересам подготовки к вооруженной защите и интересы защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории причиняется вред в результате совершения преступлений против военной службы. Следовательно, они выступают родовым объектом для этой группы преступлений. Об этом свидетельствуют и названные в некоторых составах преступлений последствия, при наличии которых наступает уголовная ответственность по этим статьям.

Содержание объективной стороны уклонения от призыва (ч. 1 ст. 328 УК РФ) должно раскрываться, базируясь на регулятивное законодательство, называющего и раскрывающего мероприятия, входящие в понятие «призыв» (ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Между тем Пленум ВС РФ расширительно толкует уклонение от призыва как уклонение и от обязанностей, которые не входят в мероприятия по призыву и могут сказаться (возможно, и не скажутся) на явке на мероприятия по призыву. Как постановка на воинский учет, так и получение повестки военкомата являются начальными действиями, не совершив которые, лицо может не попасть и на дальнейшие мероприятия по призыву. Поэтому в обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, помимо обязанности явиться по повестке военного комиссариата на все эти мероприятия, включена и обязанность получать повестки военного комиссариата под расписку (ст. 31). Непосредственно за невыполнение обязанности получать повестку никакой ответственности в действующем законодательстве не предусмотрено. Регулятивное законодательство, несмотря на то, что обязывает граждан и встать на воинский учет, и получить под расписку повестку военкомата, понятие уклонения от военной службы определяет как неявку без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата только на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (в ред. Федеральных законов от 17.10.2005 N 130-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ). Возможно, из-за определенной непоследовательности в этом вопросе на практике возникает вопрос о квалификации действий уклонистов, которым не представилась возможность вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ) ст. 31 дополнил таким положением. «В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата».

Понятно стремление правоприменителя убрать препятствия для использования норм уголовного права в борьбе с уклонистами. Однако желательно, чтобы это осуществлялось в рамках УК и теории уголовного права. Возможно, правильнее в настоящее время деяния, совершенные до отправки к месту прохождения службы деяния без членовредительства и обмана, оценивать как административно наказуемые деяния, добиться неотвратимости административной ответственности, повысить ее эффективность; стимулировать желание проходить военную службу.

Употребленный в постановлении ПВС РФ дискурсивное слово «в частности» при раскрытии возможных способов уклонения от прохождения гражданской альтернативной службы употребляется для конкретизации, разъяснения, уточнения способов совершения преступления. Но она (конкретизация) может быть и открытая, и закрытая.

Представляется, что для ответа на этот вопрос, необходимо учитывать не только объект рассматриваемого преступления, санкцию, но сравнить с уголовно-правовым регулированием уклонений от прохождения военной службы.

Те из перечисленных деяний-способов уклонения от прохождения от альтернативной гражданской службы, которые образуют самостоятельный состав преступления, требуют квалификации по совокупности преступлений. При этом следует иметь в виду, что если в диспозиции статьи он назван, т.е. законодатель включил его в признаки объективной стороны, тогда деяние виновного не требует дополнительной квалификации по совокупности. Если в диспозиции статьи он конкретно не назван, то требует квалификации по совокупности. Этим объясняется разное токование Пленумом ВС РФ и в юридической литературе вопросов вменения подделки и использования подложных официальных документов применительно к разным составам преступлений: в которых обман назван в диспозиции в качестве одного из способа совершения преступления (ст. 339 УК), в других нет (ст. 328, 338 УК).

Диспозиции ни ч. 1, ни ч. 2 ст. 328 УК, в отличие от ст. 337 УК, не предусматривают отсутствие законных оснований для освобождения от этой службы или стечение тяжелых жизненных обстоятельств, уважительных причин как условия наступления уголовной ответственности.. Нет в них и примечания, в которых назывались бы условия освобождения от уголовной ответственности, которыми снабжены ст. 337 и 338 УК. Тогда как одни из них (особенно первое условие) предусмотрены регулятивным законодательством, другие имеют право на существование. Пленум ВС одни нормы уголовного закона приводит в соответствие с регулятивными, не отреагировав на другие. Например, в п. 24 воспроизводит эти уважительные причины и распространяет их на ч. 1 ст. 328 УК, в диспозиции которой нет указания на уважительные причины, и на ст. 337 УК, а также называет правовые последствия их присутствия. Однако наличие их возможно и при уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Субъекта преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, ПВС РФ определяет как гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу. Как было ранее отмечено, ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»началом альтернативной гражданской службы гражданина называет день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата. Значит, в этот день гражданин начинает проходить альтернативную гражданскую службу.

В ст. 337-339 УК РФ не совсем корректно, нелогично, не в соответствии с общественной опасностью закреплены специальные условия, при наличии которых лицо освобождается от уголовной ответственности, уважительные причины, стечение тяжелых обстоятельств.

В диспозиции ст. 337 УК говорится о невозвращении в часть без уважительных причин, при наличии которых не наступает уголовная ответственность. В примечании к ней, а также к ст. 338 УК сформулированы специальные условия, при наличии которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности: 1) военнослужащий впервые совершил деяние, предусмотренное ст. 337 и ч. 1 ст. 338 УК РФ, 2) если только самовольное оставление части и дезертирство, т.е. самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Для данных составов преступлений небезынтересно соотношение уважительных причин и стечение тяжелых обстоятельств. Во-первых, для уважительных причин не надо, чтобы они создавали условия для применения ст. 39 УК. Для них не надо и стечения, объединения тяжелых обстоятельств. Из предложенного Пленумом перечня видно, что они частично совпадают с группой тяжелых обстоятельств, при наличии которых возможно освобождение от уголовной ответственности. Т.е. их наличие возможно и при оставлении части на время (ст. 337), и в дезертирстве (ст. 338), но они служат основанием для освобождения от уголовной ответственности для этих двух составов. Что касается дезертирства, то это объяснимо его общественной опасностью (см. санкцию). Применительно к оставлению части на определенное время такого вывода из диспозиции ст. 337 не сделаешь: уголовная ответственность за оставление части и неявку в нее законом предусмотрено в одних частях, т.е. равны. Следовательно, не совсем корректно, нелогично, не в соответствии с общественной опасностью закрепил законодатель рассматриваемые обстоятельства.

Однако нельзя не признать, что несмотря на некоторую некорректность в толковании отдельных признаков рассматриваемых составов преступлений в постановлении ПВС РФ, в итоге нельзя не отдать должное его стремлению добиться определенности толкования уголовно-правовых норм, скорректировать уголовное законодательство и с учетом действующего регулятивного, и системного толкования уголовного закона, и последних решений Европейского суда и Конституционного суда РФ. Однако иногда имеет место расширительное толкование норм, стремление подключить нормы уголовного права в отношении распространенных в обществе деяний, не учитываются пределы для толкования деяния преступным, соразмерность ограничения общественной опасности, равенства граждан перед законом. Некоторые вопросы Верховному суду так и не удалось до конца разрешить.

Системное толкование норм об уклонении от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328, 331, 337-339 УК РФ)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *