Укажите что понимается под абсолютной истиной
Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной
В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?
Понятие и критерии истины
В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.
В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.
В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.
Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.
Абсолютная истина. Примеры и признаки
В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.
Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака – животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.
Существует ли абсолютная истина?
Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.
Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.
С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.
Относительная истина
В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.
Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.
Примеры относительной истины
С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.
С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.
Понятие объективной истины
Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека. Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.
Объективная и абсолютная истина – это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.
Субъективная истина
Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.
Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.
Ложь и заблуждение как противоположность истины
Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.
Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.
Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.
Философская истина. Ее развитие в динамике
Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.
Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.
Абсолютная истина
Вечная истина — термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении Вечная истина аналогична абсолютной истине.
В процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь части (аспекты) абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условии, переоценивают роль абсолютного момента в истине. Такая переоценка является гносеологической основой для возведения истин в ранг вечных, неопровержимых.
Религия, как выражение крайнего догматизма, рассматривает все свои постулаты в качестве неопровержимых «Вечных истин».
абсолют-это знание. нет ничего вечного и бесконечного всё постоянно изменяется в этом суть.
Смотреть что такое «Абсолютная истина» в других словарях:
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — см. в ст. Истина. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА … Философская энциклопедия
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина (см. ИСТИНА) … Энциклопедический словарь
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — см. в ст. Истина … Большой Энциклопедический словарь
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — безусловная, неопровержимая истина; безусловны один только математ. истины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Абсолютная истина — см. в статье Истина … Большая советская энциклопедия
абсолютная — • абсолютная анархия • абсолютная бездарность • абсолютная безопасность • абсолютная безысходность • абсолютная бесперспективность • абсолютная беспечность • абсолютная беспомощность • абсолютная беспринципность • абсолютная беспристрастность •… … Словарь русской идиоматики
истина — • абсолютная истина • неопровержимая истина • неоспоримая истина • непререкаемая истина • совершенная истина … Словарь русской идиоматики
Истина — У этого термина существуют и другие значения, см. Истина (значения). Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету[1]. Содержание 1 Определения 1.1 В философии … Википедия
Истина (логика) — Истина такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть… … Википедия
истина — ы, ж. 1) То, что существует в действительности, соответствует действительности. Поиски истины. Установить истину. Грешить против истины. Как бы ни была страшна истина, скажите ее (Куприн). Синонимы: пра/вда Антонимы … Популярный словарь русского языка
Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Истина – это соответствие знания объективной действительности.
Понятие, атрибуты и формы истины
Проблема истины является одной из традиционных проблем философии и сформировалась еще в античный период. Осмысление истины происходило как в рамках гносеологии, так и онтологии, однако со временем онтологические концепции значительно отошли на второй план, закрепив за истиной статус атрибута человеческого познания. Вне знания не существует и истины.
Вместе с тем сами представления об истине развивались и неоднократно менялись на протяжении истории философии. Истина оказалась на удивление плюралистическим понятием, так как новые подходы скорее не вытесняли старые концепции, а дополняли их.
Так, классическое понимание истины было сформировано в античности Аристотелем, и предполагает, что истина есть соответствие человеческий знаний самой реальности. Несмотря на различные проблемы и ограничения данной концепции она остается актуальной и в настоящее время.
В идеалистической философии получила распространение априористическая концепция истины, согласно которой истинные знания, нормы и ценности уже находятся «внутри» человека в потенциальном состоянии и их необходимо лишь высвободить, сделать актуальными.
Развитие представлений о субъективности человеческого познания привело к возникновению конвенциональной модели, согласно которой истина определяется явным или негласным соглашением большинства, а вся аргументация выстраивается на принятых за аксиомы фактах. Прагматическая концепция в свою очередь называет критерием истины полезность и применимость получаемого знания, марксистская – проверяемость на практике.
В зависимости от особенностей концепции понятие истины наполняют различным содержанием и атрибутивными свойствами. К числу наиболее основных свойств можно отнести:
Готовые работы на аналогичную тему
Объективно-субъективный характер истины предполагает, что являясь атрибутом знаний об предметах и явлениях объективного мира, истина как базируется на свойствах этих объектов, не зависящих от человека, их воспринимающего и познающего, но в тоже время впадает в зависимость от уровня развития самих познавательных возможностей человека и человечества.
Абсолютно-относительный характер истины выражается в том, что истинное знание является окончательным, полным и безусловным, однако реальное знание не обладает этими атрибутами, а потому является относительно истинным.
Диалектика противоречивого характера истины детерминирует ее динамизм, выраженный в постепенном развитии относительной истины в направлении все более и более ее абсолютного характера, который является теоретически недостижимым. По этой причине, из-за невозможности установления окончательного и полного знания обо всем, истина представляет собой не результат, а сам процесс познания, его уточнения и совершенствования.
В зависимости от объекта приложения истины можно выделить ее различные формы:
Проблема истины и догматизм
Догматизм предполагает абсолютизацию истины, т.е. принятие такой концепции, в которой истина будет обладать свойствами полноты, безусловности и конечности, она является единственно верной и единственно возможной.
Догматизм зародился еще в античной философии и получил большое распространение в средневековье, когда в качестве истины позиционировалось священное писание и религиозные проповеди, а источником всякого истинного знания объявлялся бог. В этот же период особенно ярко проявилась и отрицательная черта догматизма – стремление объявить сомнительным или попросту уничтожить всякое иное знание и мнение, которое не укладывается в провозглашенные догмы.
Аналогичным образом догматизм проявляется и в философии. Хрестоматийным примером выступает развитие марксистской философии в СССР, которая несмотря на декларируемый диалектический характер, была вынуждена приспосабливаться под догматические требования политического аппарата.
Проблема истины и релятивизм
Релятивизм представляет собой обратный полюс, абсолютизирующий относительность истины, т.е. ее ограниченный, конкретный, неполный характер, применимость истины лишь для отдельного субъекта, или в отдельной ситуации.
Релятивизм развивается в противовес догматизму, его крайние формы получили свое воплощение в субъективистском идеализме, согласно которому объективного мира не существует, а каждый человек наблюдает собственную уникальную картину реальности. В этом случае истина является совершенно релятивной, т.е. имеющей исключительно личностный характер.
Релятивизм также является составной частью агностицизма, одним из его течений. Относительность истины приводится агностиками в качестве аргумента в доказательство невозможности познания мира, поскольку полученное знание все равно является неполным, и не соответствует действительности.
Для современной науки характерен здоровый баланс догматизма и релятивизма, согласно которому с одной стороны любое знание имеет право на истинность, однако при этом признается ее относительный, ограниченный характер, относительно будущих возможностей познания, благодаря которым современная картина мира, являющаяся догматической сейчас, может оказаться достаточно релятивной в будущем.
Взаимоотношение абсолютной и относительной истины в научном познании. Практика как критерий истины
Вы будете перенаправлены на Автор24
Относительная и абсолютная истины
Истина – это момент соответствия мыслей и высказываний реальной действительности.
Такое понимание истины – классическое и своими корнями оно идет ко взглядам философов Древней Греции Платона и Аристотеля.
Альфред Тарский Польско-американский логик и математик, разработал следующую классическую формулу истины: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С.
Например, высказывание «Золото – это металл» будет считаться истинным, если золото на самом деле является металлом. Иными словами, истинность и ложность – это характеристика мыслей и высказываний человека о реальности и невозможны за пределами познавательной деятельности людей.
Чтобы закрепить знания, необходимо установить соответствие признаков и видов истины.
Относительная истина – это знание, приближенно и ограниченно воспроизводящее действительность.
Действительность в свою очередь:
Абсолютная истина – это полное и исчерпывающее знание об окружающей действительности, которое не может быть опровергнуто.
Абсолютной и относительной истинам характерны следующие признаки:
Развитию науки характерно стремление к абсолютной истине как к идеалу, но окончательно достичь этот идеал невозможно. Действительность не может быть исчерпана до конца, и с каждым новым открытием будут появляться все новые вопросы. Кроме этого недостижимость абсолютной истины обуславливается несовершенством средств познания, которые доступны для человека. Вместе с этим каждое открытие является шагом к абсолютно истине, так как любая относительная истина содержит какую-то часть истины абсолютной.
Готовые работы на аналогичную тему
Абсолютное знание – это теоретически обоснованное, настолько доказанное знание, что в его истинности никто не сомневается, или же оно является несомненным эмпирическим фактом, то есть результатом многократно повторяемого опыта, историческим фактом.
Абсолютная истина предполагает полное и исчерпывающее знание о чем-либо. Конечно относительно объекта познания такое исторически завершенное знание, в котором воспроизводится реальность во всей своей полноте, может представляться только в качестве исторического предела, бесконечно отдаленного. Однако вывод из истории познания и практики – это признание неуклонного прогресса человеческого познания в смысле постоянного приближения к полной и глубокой истине о мире.
Понятие относительной истины говорит о той гносеологической ситуации, при которой в ходе поступательного роста знания отмечается возможность приблизить знание к более глубокой и универсальной истине после скачкообразного перехода от одного интервала к другому, более широкому. Например, переход от классической механики к теории относительности, с одной стороны, и к квантовой механике – с другой. Из этого следует, что гносеологическая точность знания в качестве меры адекватности интервальна по своей сути: она изменяющаяся, но каждый раз дискретная характеристика движения человеческого познания, целостной и непрерывной внутри интервала и прерывной после перехода к другому интервалу.
В высказывании Демокрита о том, что весь мир построен из атомов, содержится крупица абсолютной истины, но в обобщенном виде истина Демокрита не является абсолютной, так как в ней не исчерпывается реальность. На сегодняшний день все знания о микромире и элементарных частицах являются более точными, но и они не исчерпывают реальность в целом. Каждая такого рода истина заключает в себе элементы относительной и абсолютной истины.
Подходы, в соответствии с которыми истина является только относительной, приводят к релятивизму, если же считать, что истина только абсолютна – к догматизму.
Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными или банальными истинами. Например, высказывание «Сократ – человек». Вечные истины абсолютны только относительно конкретных фактов, а для более значительных положений, например, при рассмотрении научных законов, а тем более для сложных систем и целостной действительности, не существует полной и исчерпывающей истины.
В русском языке помимо понятия истины еще употребляют слово «правда», которое по своему смыслу значительно шире. Правда предполагает объединение объективной истины с моральной справедливостью, являясь высшим идеалом не только для научного познания, но и для поведения человека.
Ложь и заблуждение
Ложь и заблуждение – это противоположность истины, обозначающая несоответствие суждения и действительности. Различие между ними предполагает факт преднамеренности. То есть заблуждение – это не имеющее цели несоответствие суждения действительности, а ложь – целенаправленное возведение в истину неверных суждений. Иными словами, поиск истины можно понимать в качестве процесса постоянной борьбы с ложью и заблуждением.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 11 2021
Объективность истины. Истина абсолютная и относительная
Вопрос о том, что такое истина и существует ли она, обсуждается на протяжении многих веков в философии и науке. Без преувеличения можно сказать, что это один из вечных вопросов гносеологии. Его решение во многом зависит от общих мировоззренческих позиций, и, естественно, что по-разному на него отвечают представители идеализма и материализма. Следует также отметить многогранность и сложность проблемы истины, ее внутреннюю диалектичность. Именно забвение диалектики в решении проблемы истины приводит многих философов к одностороннему и искаженному ее пониманию.
Проблема истины всегда неразрывно связывается с вопросом о существовании объективной истины, т е такой истины, которая не зависит от вкусов и желаний личности, от корпоративных интересов отдельных партий или общественных движений, от человеческого сознания. Именно на вопросе о существовании объективной истины сталкиваются различные философские направления.
Достижима ли абсолютная истина? Этот вопрос обычно вызывает острые дискуссии, и однозначно ответить на него не просто. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Такая точка зрения усиливает позицию скептицизма и агностицизма.
Известно, что прогресс в познании в существенной степени зависит от технической и интеллектуальной «вооруженности» субъекта. На ранних стадиях человеческой истории многие загадки природы и общества были неразрешимы, поскольку уровень развития общественного субъекта был низок. С другой стороны, успешное разрешение познавательной задачи зависит и от сложности познаваемого объекта. Не случайно, что из всех наук с момента рождения точного естествознания успешнее всего развивалась механика, наука о наиболее простых физических объектах. Таким образом, в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине. Другими словами, абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.
Внешне абсолютная и относительная истины как будто бы исключают друг друга. Но в реальном процессе познания они не противостоят друг другу, а взаимосвязаны. Их взаимосвязь и выражает процессуальный, динамический характер достижения истины в науке.