Укажите что не является теоретическим методом познания

Тест по обществознанию «Познание»

A1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1)носят объективный характер

3)могут передаваться из поколения в поколение

4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

4)обобщения повседневного опыта

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развитии природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности.

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

А13. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

А15. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

А16. Возможность получения истинного знания отрицается:

А17. Отражение общих и существенных признаков называется:

А18. Методом эмпирического познания не является:

А19. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

4) оба суждения неверны

А20. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

4) оба суждения неверны

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

А22. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

4) оба суждения неверны

А23. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познание

Б. Абстрактным мышлением

4) оба суждения неверны

А24. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А25. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

А26. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А 28. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?

А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?

А32. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и

сложностью изучаемого объекта.

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А34. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А35. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается

4) социальная психология

А39. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А40. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А41. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики

А42. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А43. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет

за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

4) оба суждения неверны

А44. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) паранаучного знания

3) суждения на уровне здравого смысла

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта

3) художественного вымысла

4) экспериментальной проверки

А46. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

1) отвлечённых понятий

2) художественных образов

3) научных приборов

4) абстрактных моделей

А47. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А48. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А49. Результатом познания являются:

А50. Верны ли следующие суждения?

А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».

Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

4) оба суждения неверны

А51. Верны ли следующие суждения?

А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».

Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».

4) оба суждения неверны

А52. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

А53. Критериями истины являются:

2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению

4) соответствие законам логики

А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

А55. Верны ли следующие суждения о научном познании?

Теоретические научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

4) оба суждения неверны

А56. И чувственное, и рациональное познание

1) направлены на поиск истины

2) опираются на представления о предмете

3) начинаются с субъективных ощущений

4) отражают существенные свойства предмета

А57. Примером какого вода знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?

А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания:

А59. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в повседневной жизни людей тем, что оно:

1) развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей

2) приобретается без специальной познавательной деятельности

3) намеренно искажает представления о действительности

4) определяется общественной практикой

А60. Научное познание отличается от художественного тем, что оно:

1) реализует себя в культе

2) предполагает доказательства

3) мыслит в художественных образах

4) мыслит в понятиях

А61. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:

А62. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

1) развивается в процессе овладения «живым» опытом людей

2) сознательно акцентирует домыслы и предпосылки

3) намеренно искажает представления о действительности

4) обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определятся общественной практикой.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка

результатов действий, способы действий»

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия А. Наука о строении организмов

2. Философия Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология Д. Наука о процессах психической деятельности человека

6. Антропология Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. ПсихологияЗ. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

А. Объективная истина

Б. Относительная истина

В. Абсолютная истина

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)

В9. Вставьте пропущенное слово:

В10. Закончите фразу:

В11. Закончите фразу:

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание:

В13. Вставьте пропущенное слово:

В 15. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:

В16. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.

Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность:

1) Большой театр в Москве;

4) актёр А. Михайлов

6) «Джоконда» Леонардо да Винчи.

В17. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной»

В18. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

В19. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста. «Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания».

В20. Назовите понятия, соответствующие определениям.

В21. Назовите понятие, соответствующее определению.

В22. Вставьте слово вместо пропуска.

С помощью языка мысль не только формулируется, но и _____.

В23. Вставьте слово вместо пропусков.

Ситуация, когда человек говорит: «Всё понимаю, а сказать не могу», свидетельствует не о том, что может быть мышление без речи, а лишь о том, что у данного человека отсутствуют развитые навыки перевода __________ речи во _________.

В24. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОПИСАНИЕ

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В25. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ОПИСАНИЕ

А) установление сходства или различия предметов

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В26. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы. Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив. Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидо также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное внесение в почву определённого количества влаги.

В27. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека сознания:

1) когда от поступает нелогично

3) под влиянием наркоза

4) в период сильного волнения

5) во время просмотра телевизионных передач

6) в период тяжёлого психического заболевания

7) при участии в компьютерных играх?

В28. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и обведите цифры, под которыми они указаны:

В29. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета

3) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

В30. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) чувственное познание

Б) рациональное познание

20 А)Концепция; Б)Теория

23 Внутреннюю, внешнюю

Укажите что не является теоретическим методом познания

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Укажите что не является теоретическим методом познания

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Укажите что не является теоретическим методом познания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Укажите что не является теоретическим методом познания

Номер материала: ДБ-1448159

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Укажите что не является теоретическим методом познания

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Укажите что не является теоретическим методом познания

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Укажите что не является теоретическим методом познания

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Укажите что не является теоретическим методом познания

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Укажите что не является теоретическим методом познания

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Укажите что не является теоретическим методом познания

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методы научного познания: классификация, виды, описание

Укажите что не является теоретическим методом познания

Научное познание — это исторически сложившийся процесс по сбору, проверке, систематизации и закреплению знаний об окружающем мире. В отличие от обыденного повседневного опыта познания мира процессу научного познания свойственна большая широта исследования, что способствует теоретическому обоснованию и закреплению знаний, которые человечество применяет не только на данном историческом этапе, но и будет применять в обозримой перспективе.

Методы научного познания — это система, включающая в себя принципы регуляции, а также способы и приемы, при помощи которых люди получают возможность объективно познавать окружающую действительность.

Разновидности методов научного познания

В научно-познавательном процессе выделяют несколько разновидностей методов:

Вместе с перечисленными выше методами выделяют и узкоспециальные способы накопления знаний, которые формируются и применяются исключительно внутри какой-либо конкретной научной дисциплины, развиваясь и совершенствуясь в относительной обособленности.

Универсальные методы

В число универсальных научно-познавательных методов входит:

Естественно, многообразие научно-познавательных методов может вызвать у исследователей определенные проблемы, связанные с применением на практике той или иной методики. Разрешить данные проблемы призвана методология — особая научная дисциплина, изучающая происхождение, способы применения и другие основные характеристики методов научного познания.

Эмпирические методы

Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами.

К данной разновидности методов относят:

К перечисленным методам следует добавить и методы, применяемые в гуманитарных дисциплинах, а именно:

Теоретические методы

Теоретическое познание — это высший (по сравнению с эмпирическим) этап процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент (при этом, чувственный компонент на данном этапе не устраняется полностью, но становится вторичным).

В состав этой группы входят:

Критерии научного познания

В основе любой познавательной методики лежат принципы объективности, систематичности и воспроизводимости. Кратко остановимся на каждом из них:

Несоответствие конкретного научного метода приведенным здесь критериям делает процесс познания невозможным, а сам метод — неэффективным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *