Укажите что не относится к видам социального обеспечения

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. Утратил силу с 1 января 2010 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 6 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

Информация об изменениях:

12) утратил силу с 1 января 2010 г.;

Информация об изменениях:

14) утратил силу с 1 января 2010 г.

Информация об изменениях:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Укажите что не относится к видам социального обеспечения

Сборник тестовых вопросов по Праву социального обеспечения

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Социальное обеспечение как отрасль права – это:

+ комплекс норм права, предметом регулирования которых служит распределение определенной доли валового внутреннего продукта, состоящее в предоставлении гражданам социальных услуг и льгот, а также осуществление, восстановление и защита социальных прав граждан;

— совокупность средств и методов предоставления государством социальных льгот, выплат, медицинской помощи и лекарственных препаратов;

— порядок осуществления государственного страхования граждан в случае изменения их имущественного положения в целях минимизации последствий такого изменения.

2. К средствам негосударственного социального обеспечения относят:

+ средства юридических лиц и граждан;

— внебюджетный государственный социальный фонд.

3. К какому виду социального обеспечения относится предоставление гражданам социального обслуживания на дому?

+ к услугам и льготам;

— к денежной выплате;

— к натуральной помощи.

4. Основным методом права социального обеспечения является:

5. В чем состоит экономическая функция права социального обеспечения?

+ Если у граждан падает заработок или наступает иной страховой случай, то их доход выравнивается посредством предоставления материальных благ со стороны государства;

— В возможности осуществления государством намеченной социальной политики, то есть создания таких условий, при которых гражданин может жить достойно и свободно развиваться;

— В оказании влияния государства на продолжительность жизни населения, увеличение рождаемости и уменьшения показателей смертности.

6. В чьем ведении находится социальное обеспечение населения?

+ В совместном ведении РФ и регионов;

— В исключительном ведении РФ;

— В ведении субъектов РФ.

7. Что не относится к видам социального обеспечения в рамках обязательного соцстрахования в связи с материнством?

+ Пособие по безработице;

— Пособие по беременности и родам;

— Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

8. Что понимается под социальным страховым риском?

+ Предполагаемое событие, в связи с наступлением которого реализуется право на социальное страхование;

— Обязательный регулярный платеж на социальное страхование;

— Произошедшее событие, после наступления которого обеспечиваются выплаты по обязательному социальному страхованию.

9. Какой из указанных принципов права социального обеспечения является внутриотраслевым?

+ Принцип помощи подросткам, у которых сложилась трудная жизненная ситуация;

— Принцип запрета на принудительный труд;

— Равенство всех перед судом.

тест 10. Определенные виды социального обеспечения являются … права социального обеспечения.

11. Что включает в себя юридический факт, который приводит к возникновению, изменению или прекращению отношения в сфере социального обеспечения?

— Волеизъявление гражданина на получение определенного вида соцобеспечения;

— Объективные обстоятельства, которые являются основанием реализации гражданином субъективного права на соцобеспечение.

12. Законодательные нормы иностранных государств в сфере социального обеспечения изучаются в … части курса права социального обеспечения.

13. Системное формирование способностей в быту, а также профессиональной, общественной и других сферах деятельности, которые ранее отсутствовали у инвалида – это:

— социальная защита инвалидов.

14. Что не входит в страховой стаж?

+ Время, в течение которого один из родителей ухаживал за каждым ребенком до достижения им возраста 5 лет;

— Период прохождения службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

— Период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице.

15. С каким видом стажа законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?

16. Что представляет собой государственная пенсия?

+ Это вид денежного довольствия, которое гражданин каждый месяц получает от государства после того, как наступил юридический факт, который повлек право на его получение;

— Это часть пенсионной системы, в которой помимо государственной пенсии и обязательного страхования гражданин получает дополнительную пенсию за счет добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц;

— Это единовременное пособие гражданам, выплачиваемое учреждением Пенсионного фонда РФ по достижении ими пенсионного возраста.

17. Бюджетные пенсии классифицируются на пенсии:

+ по инвалидности, за выслугу лет, по старости, социальные, по случаю потери кормильца;

— по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности;

— минимальные, средние и высокие.

18. Какой из указанных подходов к понятию инвалидности определяет невозможность обеспечить себе полноценную жизнь в виду того, что у человека отсутствует способность к труду?

— Ни один из перечисленных.

19. Может ли иждивенец получать пенсию по потере кормильца, если не проживал с ним до его смерти?

— Да, но только если был зарегистрирован с кормильцем по одному адресу;

— Нет, такого права он не имеет.

тест-20. Если заявление на назначение трудовой пенсии направляется в ПФР по почте, то днем обращения считается:

+ дата, которая стоит на почтовом штемпеле;

— дата регистрации сообщения в ПФР;

— дата, указанная в самом заявлении.

21. Если за ребенком до момента достижения им 1,5 лет ухаживают сразу оба родителя, то соответствующее ежемесячное пособие:

+ имеет право получать только один из них;

— имеют право получить оба родителя;

— выплачивается одному из родителей в полуторном размере.

22. Каковы условия признания гражданина безработным?

+ Оба варианта верные;

— Он должен быть трудоспособен, но не иметь работы и заработка;

— Он должен состоять на учете в центре занятости и быть готовым приступить к работе.

23. Кто может быть признан безработным?

+ Лицо, которое состоит на учете в центре занятости, но отказалось от предложенной работы единожды;

— Лицо, которому назначена пенсия по старости.

24. Что не входит в перечень безвозмездных услуг на погребение?

— Перевозка тела на кладбище для захоронения;

— Оформление необходимого пакета документов.

25. Что из указанного относится к компенсационным выплатам?

+ Выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

— Единовременная выплата беременной женщине, если она встала на учет в женскую консультацию на ранних сроках;

— Выплата на погребение усопшего родственника.

26. Что понимается под гуманностью социального обслуживания?

+ Сотрудники социальных учреждений, которые оказывают помощь нуждающимся, должны уважать последних;

— Услуги социальной направленности по общему правилу должны оказываться только с добровольного согласия граждан;

— Социальное обслуживание должно быть адресовано только тем лицам, которые реально нуждаются в помощи.

27. Что можно отнести к социальным услугам по организации быта?

+ Помощь в написании писем;

— Компенсация расходов, произведенных в связи с лечением;

28. Замещение социальной помощью дохода от труда– это … функция права социального обеспечения:

29. К какому уровню структуры ПФР относится Ревизионная комиссия?

+ К Центральному аппарату;

— К региональным отделениям;

— К самостоятельным отделам ПФР в городах и районах.

тест_30. Комплекс приемов, которыми госорганы пользуются в процессе регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения – это:

+ Метод права социального обеспечения;

— Объект права социального обеспечения;

— Функция права социального обеспечения.

31. К основным социально-демографическим категориям населения не относятся:

32. Минимальная частота определения потребительской корзины составляет:

+ один раз в пять лет;

— один раз в три года.

33. Какой отрезок времени принимается за период оказания социальных услуг?

34. К какому виду правоотношений относится пособие по безработице?

35. Что из перечисленного не является признаком социально-обеспечительных отношений?

+ Предоставление соцпомощи только в денежном выражении;

— Эти отношения реализуются по специально установленным в законе процессуальным правилам.

— Процедурные правоотношения в области социального обеспечения граждан предшествуют материальным.

36. Минимальные стандарты соцобеспечения устанавливаются на:

37. Право гражданина получать одну из нескольких возможный пенсий, закрепленное законодательно – это пример:

38. По общему правилу пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности выплачивается:

+ одновременно с пособием по беременности и родам;

— сразу после постановки на учет в женскую консультацию;

— после рождения ребенка.

39. Кто из указанных лиц имеет право получать трудовую пенсию по старости?

Укажите что не относится к видам социального обеспечения

тест*40. Какая из указанных организаций НЕ занимается выдачей пенсий в РФ?

Источник

Виды социального обеспечения.

Укажите что не относится к видам социального обеспечения Укажите что не относится к видам социального обеспечения Укажите что не относится к видам социального обеспечения Укажите что не относится к видам социального обеспечения

Укажите что не относится к видам социального обеспечения

Укажите что не относится к видам социального обеспечения

Вид социального обеспечения – это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Пенсии – это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.

Буквальный перевод слова «pension» – платеж. Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой группы, ребенком-инвалидов, престарелым и т.д.).

Важными чертами пенсии является ее связь с бывшей трудовой деятельностью пенсионера и с размером получаемой ранее заработной платы, ее обязательный характер. Цель пенсии – материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия – отложенное на время вознаграждение за труд.

Таким образом, пенсия – это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

Этот вид социального обеспечения не является монолитным, он подвергается дифференциации, в основе которой лежат нормативные правовые акты – закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пенсии иногда сопровождаются другим видом обеспечения – социальным обслуживанием, т.е. предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Цель – оказать нуждающимся дополнительную помощь в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание, как вид социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах-интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных и учреждениях.

Следующим видом социального обеспечения, имеющим большое распространение, являются пособия – это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Первый вид данной группы составляют так называемые трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования.

Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий – полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т.е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.

К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.

Вторая группа – социальные пособия. Они отличаются от первой группы тем, что не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель – предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой группы, инвалиды 1-ой и 2-ой групп), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии.

Укажите что не относится к видам социального обеспечения

Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно-необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий – государственный бюджет. Таким образом, социальные пособия – это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленных законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).

К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.

Третья группа – семейные пособия. Субъектом их получения является семья. Основное социальное назначение семейных пособий – оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством.

К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т.д.

Следующий вид обеспечения – предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т.е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.

Источник

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Укажите что не относится к видам социального обеспеченияПраво на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

Источник

Право социального обеспечения. Введение в общую часть

Понятие социального обеспечения. Изучение понятия социального обеспечения, понимание его сущности базируются на ключевом для данной отрасли понятии «социальное обеспечение». Статья 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае: болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Таким образом, на самом высоком – конституционном уровне – закрепляются положения о социальном обеспечении. И не просто закрепляются, – государство гарантирует социальное обеспечение. Это свидетельствует об особой важности данной системы в обществе.

Социальное обеспечение сложное, многогранное общественное явление. Оно представляет интерес для самых разных областей научного знания. Право, экономика, социология, философия, демография, статистика и другие науки изучают различные аспекты этого явления. Возникают вопросы: почему социальное обеспечение необходимо человеку?

Почему общество и государство поддерживают функционирование этой системы?

Основой его создания служит труд человека, позволяющий получать необходимые для жизни средства. Но эта форма самообеспечения имеет объективные ограничения, которые связаны с возрастом человека.

В течение жизни человек проходит ряд этапов своего развития, обусловленных возрастными критериями. Если соотнести каждый из этапов с возможностью материального самообеспечения человека, то вполне очевидным станет следующий факт. Только наличие достаточного имущества, соответствующим образом используемого, может обеспечивать необходимые жизненные блага человеку практически независимо от его возраста и трудоспособности. Большинству людей в течение жизни приходится трудиться, чтобы себя обеспечить. Трудовой деятельностью человек может заниматься в определенный период жизни, называемый периодом трудоспособности. До и после периода трудоспособности человек считается нетрудоспособным (по возрастным критериям).

Понятие нетрудоспособности, обусловленной не только возрастом, но и иными обстоятельствами, признаваемыми обществом и государством социально значимыми, определяет цели и задачи функционирования системы социального обеспечения:

Но не только нетрудоспособные лица или лица, не имеющие возможности трудиться по независящим от них обстоятельствам, не в состоянии материально себя обеспечить.

Возможна и такая ситуация, когда человек трудится и имеет определенный доход, но уровень этого дохода недостаточен для материального обеспечения работника и его семьи.

Такая ситуация может быть следствием экономических и иных не зависящих от человека причин и обстоятельств (экономические спады, кризисы, банкротство организации и т. п.).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: проблема обеспечения дохода (средств к существованию) и его уровня через систему социального обеспечения затрагивает не только нетрудоспособных, но и к трудоспособных граждан.

Существуют жесткие, запрограммированные природой человека и самой жизнью обстоятельства, вследствие которых в обществе постоянно есть слои и группы населения, нуждающиеся в поддержке или помощи общества. Формирование источников материального обеспечения указанных лиц является залогом обеспечения их права на жизнь. Именно поэтому система социального обеспечения очень важна для каждого человека.

Вместе с тем следует говорить о том, что предоставляемые обществом права предполагают и определенные обязанности человека, даже если их исполнение отдалено во времени. В их числе уплата налогов, участие в системе обязательного социального страхования, принятие не противоречащих закону мер к самообеспечению и др.

А почему общество и государство заинтересованы в существовании этой системы? Если отвечать с гуманистических позиций, то необходимо подчеркнуть, что эта заинтересованность связана с высокой значимостью и ценностью всех прав человека, и прежде всего права на жизнь. В то же время существование системы социального обеспечения имеет и другое немаловажное значение. Она позволяет смягчать последствия социального неравенства, снимать социальную напряженность в обществе, поскольку все это может приводить к серьезным последствиям для общества и для государства.

«Социальное обеспечение» – понятие многогранное, поэтому не существует единого его определения. В любом определении социальное обеспечение предстает как объемное образование, целый комплекс общественных отношений.

Социальное обеспечение определяется: 1) как форма выражения социальной политики государства; 2) совокупность всех видов и форм материального обеспечения нетрудоспособных членов общества; 3) совокупность правовых актов, мероприятий, учреждений, целевая направленность которых заключается в удовлетворении потребностей граждан в связи с наступлением определенных обстоятельств (случаев) (ст. 39 Конституции РФ). Но ни одно из определений не может быть всеобъемлющим. В нем можно указать лишь наиболее важные признаки или грани данного понятия.

В самом общем виде определение социального обеспечения можно сформулировать следующим образом:

«Социальное обеспечение – это совокупность мер экономического, правового, организационного характера, которые предусматривают предоставление гражданам особого рода материальных благ (различных видов социального обеспечения), назначаемых:

В современном обществе существование системы социального обеспечения является объективной необходимостью. Состояние и функционирование этой системы зависит от экономических возможностей общества и государства. Наиболее развитые системы социального обеспечения существуют в экономически развитых странах.

Виды социального обеспечения. Все основные теоретические понятия и акты законодательства связаны с конкретными видами материальных благ, т. е. видами социального обеспечения.

Термин «социальное обеспечение» не обозначает конкретное материальное благо.

Социальное обеспечение, являясь понятием многозначным, может употребляться как обобщающее, собирательное понятие, которое объединяет все виды материальных благ, предоставляемых гражданам в рамках системы социального обеспечения.

Все виды социального обеспечения разделяются на две группы.

1. Виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме): пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты. Это традиционные виды денежных выплат. В последние годы появились новые виды выплат: ежемесячные денежные выплаты, материнский (семейный) капитал, доплаты к пенсиям.

По отношению друг к другу денежные выплаты можно классифицировать следующим образом:

2. Виды социального обеспечения, предоставляемые гражданам бесплатно или с частичной оплатой в натуральном выражении (натуральной форме):

Приведенный перечень дает лишь самое общее представление о видах социального обеспечения, поскольку человеку назначается конкретный вид пенсии, пособия и т. д. Следует учитывать внутривидовое многообразие.

Например, пенсии как вид социального обеспечения подразделяются на пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии. В основе каждого вида пенсии лежит конкретное обстоятельство, которое признается обществом как социально уважительное (старость, инвалидность, потеря кормильца, длительная профессиональная деятельность), с которым связывается назначение пенсии.

Пособия также классифицируются в зависимости от конкретных социально значимых обстоятельств, в связи с которыми они назначаются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице и т. д. В качестве обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, здесь выступают: временная нетрудоспособность, беременность и роды, уход за малолетними детьми, безработица.

Основные формы социального обеспечения. Формы социального обеспечения – организационные и правовые способы осуществления социального обеспечения.

В праве социального обеспечения существуют разные подходы к классификации и выявлению сущности организационно-правовых форм. Наиболее приемлемым представляется подход, согласно которому необходимо определить содержание четырех важнейших признаков, характерных для конкретной формы социального обеспечения:

В качестве основных организационно-правовых форм выделяются две централизованные формы – обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение за счет бюджетных средств.

Организационно-правовая форма «обязательное социальное страхование»:

Важнейшие принципиальные положения, касающиеся данной организационно-правовой формы, определены Законом об основах обязательного социального страхования. Этот Закон называют рамочным, поскольку он предусматривает необходимость принятия законов по конкретным видам обязательного социального страхования. В нем закреплены:

Организационно-правовая форма «государственное социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований»:

Понятие права социального обеспечения. Согласно положениям общей теории права, отрасль права – обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом определенную сферу родовых общественных отношений.

В правовой науке в числе признаков, присущих отрасли права, в частности, выделяются:

В реальной жизни устоявшийся, взаимосвязанный комплекс общественных отношений в какой-либо конкретной сфере регулируется совокупностью правовых норм разной отраслевой принадлежности. В связи с этим наряду с понятием отрасли права существует понятие «межотраслевое правовое образование». Данный термин применим к сфере правового регулирования в системе социального обеспечения.

Чрезвычайно важное значение в системе социального обеспечения имеют отношения, связанные с формированием финансового источника и установлением порядка расходования поступивших средств на нужды обеспечиваемых граждан. В связи с этим в указанное выше межотраслевое правовое образование включаются соответствующие нормы финансового права.

Функционирующая в государстве обширная система социального обеспечения, которая действует на разных уровнях, нуждается в управлении в целях достижения слаженности и бесперебойности ее работы. Регулирование общественных отношений, связанных с управлением этой системой, осуществляется на основе норм административного права.

Правовые нормы регламентируют отношения между гражданином, реализующим свое право на социальное обеспечение, и государственным органом, уполномоченным предоставлять соответствующий вид обеспечения. Основная цель системы социального обеспечения – материальное обеспечение граждан при наступлении обстоятельств, признаваемых государством социально уважительными (социальных рисков). Следовательно, в комплекс правовых норм, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, должны включаться нормы, регулирующие общественные отношения в связи с предоставлением гражданам соответствующих видов социального обеспечения.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения базируется на нормах разной отраслевой принадлежности. Комплекс правовых норм, которые регулируют отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ (именуемых видами социального обеспечения), составляет единую самостоятельную отрасль – право социального обеспечения.

На основе общего понятия социального обеспечения можно сформулировать следующее определение отрасли права.

«Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ, которые назначаются:

Раскрыть понятие отрасли – значит раскрыть ее предмет и метод.

Отраслевой предмет правового регулирования. Предмет отрасли представляет собой комплекс общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли, а метод – приемы, способы и средства, с помощью которых регулируется однородный комплекс общественных отношений.

«Предмет права социального обеспечения составляют общественные отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ, которые назначаются:

Предмет у данной отрасли сложный – комплекс различных видов отношений.

По объекту регулирования выделяются две группы отношений:

б) процедурно-процессуальные отношения (вспомогательные), которые необходимы для функционирования материальных отношений. Их предметом является не материальное благо, а совершение компетентным органом определенного юридического действия, без которого не может возникнуть материальное отношение.

По аналогии с группировкой видов социального обеспечения материальные отношения в предмете права социального обеспечения можно также разделить на две группы:

Дальнейшая классификация материальных отношений основывается на внутривидовом делении основных видов обеспечения (например, существует столько видов пенсионных отношений, сколько видов пенсий; следовательно, выделяются отношения по поводу пенсии по старости, по поводу пенсии по инвалидности и т. д.). То же относится к отношениям по поводу всех остальных видов обеспечения.

Группа процедурно-процессуальных отношений имеет важное значение для функционирования материальных отношений. В число процедурных отношений традиционно включают:

Процессуальные отношения возникают по поводу защиты нарушенного права.

Основным критерием для обоснования распределения правовых норм внутри системы отрасли является значение, которое имеет та или иная норма права в целом для предмета отрасли либо для отдельного вида (группы) общественных отношений, входящих в ее предмет.

Нормы Общей части закрепляют, как правило, основные принципиальные положения, имеющие существенное значение для всех или для большинства общественных отношений, регулируемых конкретной отраслью права. Нормы Особенной части регулируют конкретный вид отношений либо отдельные элементы отношения.

Специфика Общей части права социального обеспечения заключается в том, что она не закончила свое формирование. Об оформлении Общей части можно говорить в случае принятия кодификационного акта отрасли, в котором нашли бы закрепление определение предмета отрасли, ее задачи, принципы правового регулирования данной отрасли, право субъекта на социальное обеспечение, виды обеспечения, гарантии права на социальное обеспечение и некоторые другие общие положения, которые являются фундаментальными для отрасли.

Основные институты особенной части права социального обеспечения. Особенная часть права социального обеспечения также продолжает еще формироваться, однако уже в настоящее время в ее структуре выделяется комплекс устоявшихся институтов, нормы которых имеют собственный предмет регулирования.

Особенная часть имеет более четкую структуру, поскольку в ней все нормы о социальном обеспечении сгруппированы в правовые институты. В Особенной части выделяется шесть правовых институтов:

1) институт трудового стажа, нормы которого закрепляют понятие стажа; виды трудовой, иной общественно полезной деятельности, других периодов, включаемых в страховой и трудовой стаж; правила исчисления и подтверждения всех видов стажа;

2) институт пенсионного обеспечения, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пенсий (пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет), а также объединенных в самостоятельный институт норм, определяющих правила назначения и выплаты пенсий, порядок перерасчета ее размеров;

3) институт пособий и иных денежных выплат, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пособий (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице); в этот же институт включаются нормы в виде подинститутов, регулирующих отношения по поводу компенсационных выплат, субсидий и т. п.;

4) институт возмещения вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – простой институт (в его структуре нет подинститутов); он включает нормы, которые устанавливают: круг лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования, виды страхового обеспечения, размер страховых выплат, порядок назначения и выплаты страхового обеспечения;

5) институт медицинской помощи – комплексный институт, в котором подинституты объединяют нормы в зависимости от вида обеспечения, предоставляемого бесплатно или с частичной оплатой: оказание медицинской помощи, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение;

6) институт социального обслуживания, который считается сложным комплексным институтом ввиду того, что его нормы регулируют отношения по предоставлению в натуральной форме разнообразных видов обеспечения. Данный институт состоит из множества подинститутов, подразделяемых по видам социальных услуг: полного и полустационарного социального обслуживания; социальной помощи на дому; срочной социальной и консультативной помощи; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; обеспечения инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедической помощи; содержания детей в детских учреждениях; льгот по системе социального обеспечения.

От системы отрасли следует отличать систему законодательства о социальном обеспечении. Законодательство – это совокупность находящихся в соответствующей взаимосвязи нормативных правовых актов.

Понятие законодательства тесно связано с понятием «источник права» (в формальном смысле слова). Источник права представляет собой внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источником права социального обеспечения являются различные нормативные правовые акты, которые регулируют комплекс общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Сложная система источников в совокупности образует законодательство о социальном обеспечении.

В сфере регулирования социального обеспечения действует большое количество законов, поскольку отсутствует единый кодекс, который объединял бы комплекс отраслевых норм.

Отсутствие кодификационного акта – наиболее сложная и острая проблема права социального обеспечения. Наличие большого числа законов, которые часто не увязаны друг с другом, осложняет правовое регулирование. А принятие во исполнение законов огромного числа нормативных правовых актов делает систему отраслевых источников весьма объемной, многослойной и противоречивой.

Социальное обеспечение в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, поэтому постепенно возрастает значение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в соответствии с которыми устанавливаются региональные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям, осуществляются различные меры государственной социальной помощи и социальной поддержки. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения граждан.

Большинство законов федерального уровня, которые содержат нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению, можно разделить на три большие группы в зависимости от вида социального обеспечения:

В рамках конкретных институтов Особенной части права социального обеспечения будут подробно рассмотрены основные законы, относящиеся к каждой из этих групп, и содержащиеся в них правовые нормы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *