Укажите что не относится к функциям рынка

Рынок

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

Законы рынка

Укажите что не относится к функциям рынка

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Функции рынка в экономике

Первоначальное, самое раннее определение рынка, – место, где совершались операции купли-продажи. Со временем это понятие обрастало все более сложными коннотациями. Существует много определений рынка от ведущих экономистов и финансистов. Мы остановились на сущности понятия: рынок – это способ взаимодействия двух категорий – покупателей и продавцов. В нашей статье мы рассмотрим рынок как регулятор экономики и его функции.

Укажите что не относится к функциям рынка

Какие функции рынка в экономике?

Главные условия для того, чтобы рынок успешно функционировал, – это возможность возникновения частной собственности, конкуренции, свободных цен. Чтобы рынок хорошо работал, он должен выполнять определенные функции. Классически выделяют семь основных функций:

Укажите что не относится к функциям рынка

Рынок и функции государства в экономике

Государству в разные эпохи отводились разные роли: иногда наблюдателя, иногда диктатора. Современный мир превратил государство по отношению к рынку в судью. Пока все идет хорошо – государство не вмешивается, но если кто-то отказывается играть по правилам – будет наказан.

То есть главная функция государства – контроль за соблюдением правовых норм, за правилами игры на рынке.

Кроме этого государство защищает потребителей и поддерживает дух конкуренции.

Государственная система решает проблемы с издержками производства, равномерно распределяя их. Еще одна важная функция – социальная, то есть поддержка незащищенных слоев населения.

Укажите что не относится к функциям рынка

Классификация рынков

Выделить виды рынков можно по разным параметрам.

Например, в одной из классификаций есть национальный рынок, местный и мировой. Параметр, по которому идет отбор, – территориальное распределение.

Одна из самых популярных классификаций разделяет рынки по конкуренции:

Источник

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.

Оглавление

1.6.1. Экономические законы рыночной экономики

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:

где: М – количество необходимых для обращения денег;

PQ – сумма цен проданных товаров;

v – скорость оборота денежной единицы.

И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.

Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики

Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).

Укажите что не относится к функциям рынка

Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.

Укажите что не относится к функциям рынка

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).

Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка

Укажите что не относится к функциям рынка

Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.

1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы

Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).

Укажите что не относится к функциям рынка

В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).

Укажите что не относится к функциям рынка

Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).

Укажите что не относится к функциям рынка

Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).

Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:

Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).

Укажите что не относится к функциям рынка

Рынок товаров и услуг

Укажите что не относится к функциям рынка

Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.

Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.

Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.

Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.

Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.

Источник

Виды рынков

Укажите что не относится к функциям рынка

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое рынок и рыночный механизм?

Рынок — это экономические отношения по типу купли-продажи, внутри которых возникают цена, спрос и предложение.

То, как продавцы и покупатели взаимодействуют друг с другом, чтобы назначить цену, качество и объем производства, а также распределение ресурсов на это, называют рыночным механизмом. Чтобы в экономике появился рынок, и этот механизм заработал, важно учесть 3 условия:

товарно-денежные отношения в обществе;

самостоятельные и экономически обособленные производители.

Разберем подробнее совокупность признаков, которая характерна для рынка, в таблице ниже.

НазваниеСутьЧастная собственность доминирует при том, что формы собственности равноправныЧастная собственность основа рынка, без которой его не может быть. При этом государство не выделяет эту форму и не дает ей преимуществ перед другими.Хозяйственная деятельность свободнаУчастники рынка могут выпускать любой товар, который не запрещает закон, и выбирать место торговли.Рынок учитывает спрос и предложениеПроизводитель создает товары, которые готовы покупать.Участники рынка конкурируют между собой

Производители конкурируют между собой за то, чтобы повышать качество товаров, снижать затраты и увеличивать объемы производства.

Потребители конкурируют за то, чтобы купить товар или услугу лучшего качества по меньшей цене. Продавцы соревнуются с покупателями за цену товара или услуги: первые хотят продать дороже, вторые — купить дешевле.

Есть свободное ценообразованиеЦена — это сумма денег, которую продавец хочет получить за товар, а покупатель — отдать за него же.

Цену назначает рынок, а не государство. Она появляется из соотношения спроса и предложения.

Зачем нужен рынок и в каких формах он существует?

Теперь давайте разберемся, что полезного делает рынок для общества. Всего можно выделить 5 главных функций этого механизма:

стимулирующая — мотивировать производителей снижать расходы, искать выгоду, развивать производства;

посредническая — помочь производителям найти своего потребителя и наоборот;

информационная — рассказать людям об ассортименте товаров и услуг, их качестве и затратах на производство;

ценообразующая — установить справедливую цену;

санирующая — разгрузить экономику от неэффективных предприятий.

Все эти функции справедливы для каждой из 4 форм рынка в экономике. Их мы перечислили ниже.

Укажите что не относится к функциям рынка

Какие бывают виды рынков?

Всего есть 5 критериев, по которым можно разделить рынки на типы:

виды товаров и услуг;

Теперь рассмотрим все основные виды рынков в экономике и различия между ними внутри каждого из этих критериев.

КритерийВидыЗаконностьЛегальный — законный, нелегальный — незаконный, теневой.РегулируемостьРегулируемый — государство контролирует рынок.

Нерегулируемый — государство или любой другой экономический субъект не вмешивается в работу рынка.

Типы товаров и услугПотребительский (товарный) — участники рынка обмениваются промышленными и продовольственными товарами, коммунальными и бытовыми услугами.

Средств производства — участники продают и покупают орудия труда и природные ресурсы.

Интеллектуальных продуктов и информации — участники обмениваются высокими технологиями, знаниями, произведениями искусства и т.д.

Труда — рынок, где можно продавать свои трудовые способности.

Финансовый — рынок, на котором обменивают деньги, ценные бумаги и инвестиции — долгосрочные вложения.

Жилья и прочих сооружений — рынок, где продают и покупают недвижимость, кроме производств.

МасштабМировой — обмен товарами и услугами между странами мира.

Межнациональный — обмен товарами и услугами между несколькими странами.

Национальный — обмен товарами и услугами в рамках государства.

Региональный — обмен товарами и услугами в конкретной части внутреннего рынка государства.

КонкуренцияСовершенная (свободная) конкуренция — на рынке много независимых производителей, которые продают одинаковые товары и не могут контролировать розничную цену.

Монополистическая конкуренция — производители на рынке продают похожие, но не одинаковые товары.

Олигополия — товар продают несколько крупных фирм.

Чистая монополия — товар продает одна фирма.

Объем сделокОптовый — одинаковые товары продают и покупают для перепродажи крупными партиями.

Мелкооптовый — одинаковые товары продают и покупают в меньших объемах, чем оптовые, но тоже для перепродажи.

Розничный — товары продают и покупают поштучно, чтобы пользоваться, а не перепродать.

Преимущества и недостатки рыночной экономики

Рынок — часть экономической системы, которая тесно связана с жизнью общества. Разберемся, как этот механизм влияет на людей — и с позитивной, и с негативной сторон.

ПоложительныеОтрицательныеБыстро реагирует на новые потребности покупателей с помощью конкуренции и рыночной ценыНе гарантирует право на работу и доход, из-за чего возникает неравенствоСохраняет баланс между спросом и предложениемНе реагирует на ущерб, который предприятия наносят людям и природеИспользует новые технологии, чтобы повышать прибыль и снижать затраты на производствоНе поддерживает некоммерческие сферы — здравоохранение, образование и т. д.Хорошо подстраивается под новые условияЗапускает инфляцию и безработицу, не может сдерживать кризис перепроизводстваСледит, чтобы доходы соответствовали результатам трудаСлабо реагирует на нужды предприятий, которые требуют вложений и не дают быстрой прибыли

Что означает мем «рыночек порешал»?

Как и обещали, немного отойдем от серьезного и разберем популярный мем об экономике простыми словами.

Существует такое понятие — невидимая рука рынка. Это теория о том, что его участники в погоне за личной выгодой приносят больше пользы обществу, чем если бы рынок регулировало государство. Например, если потребителям нужен товар, т. е. вырос спрос, но на рынке его не так много, цена растет. А если товара наоборот выпустят слишком много, но его будут не так охотно покупать, то и цена снижается. Таким образом спрос и предложение сами себя отрегулировали. Или, как еще говорят в интернетах, «рыночек порешал». 😎

Укажите что не относится к функциям рынка

Проверь себя

Пришло время узнать, помогла ли вам эта статья разобраться, какие функции в рыночной экономике выполняет рынок, и в других его чертах. Для этого мы подготовили 2 задания на самопроверку.

Задание 1

Ниже перечислены критерии, по которым рынки делятся на виды и типы. Найдите среди них лишние.

Источник

Укажите что не относится к функциям рынка

Приведите авторские характеристики информирующей и регулирующей функций рынка. Опираясь на обществоведческие знания, назовите любую функцию рынка, не упомянутую в тексте.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Потребности общества, разных его слоёв, каждого индивида столь разнообразны, что никакой государственный орган не может их учесть в полном объёме и в соответствующем качестве. Каждый предмет, покупаемый человеком для личного пользования, содержит сочетание элементов, которые входят в конечное приращение его потребительского богатства. По мере того как средства человека увеличиваются, он, прежде всего, требует новых качеств в употребляемых им предметах. И только с помощью рынка возможен гибкий и эффективный контроль за соответствием спроса совокупным индивидуальным потребностям, формируемым человеческим капиталом. Потребности связаны с экономическими основами человеческого капитала, характером распределения, сбалансированностью спроса и предложения и другими проблемами.

Рынок выявляет реальные потребности, а потребление зависит от его развития. Иными словами, рынок является аккумулятором благосостояния, основным социальным институтом, непререкаемой истиной для роста потребления. Являясь конечной целью, потребление оказывает активное воздействие на производство, ибо потребитель… покупая предложенный продукт труда или отказываясь от него, поощряет экономически правильное и наказывает ошибочное поведение производителей. Те в результате вынуждены вести конкурентную борьбу за потребителя, решающего в условиях рынка самостоятельно, что, когда и сколько приобрести.

Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода, а для процесса производства – его возможности. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, индивид вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Естественно, совершая этот выбор, он стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые ему доступны, т.е. стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения, иначе говоря, максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Чем, по мнению автора, ограничены возможности потребителя? В чём автор видит изменение поведения потребителя на рынке по мере увеличения его средств? Как автор характеризует влияние потребителя на производство?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода;

2) ответ на второй вопрос:

— по мере того как средства человека увеличиваются, он, прежде всего, требует новых качеств в употребляемых им предметах;

3) ответ на третий вопрос:

—покупая или отказываясь от предложенного продукта труда, потребитель поощряет экономически правильное и наказывает ошибочное поведение производителей.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые три неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами учёт каждого из них в деятельности производителя.

В правильном ответе должны быть названы неценовые факторы и приведены примеры их учёта, допустим:

1) традиции (например, накануне новогодних праздников производители активно предлагают к продаже ёлки и новогодние украшения, фирмы оказывают услуги по поздравлению детей Дедом Морозом и Снегурочкой и т. п.; в другое время года подобные товары и услуги не пользуются спросом у потребителей);

2) сезонность (например, в конце лета ассортимент магазинов меняется, потребителям предлагаются тёплые одежда и обувь на осеннее-зимний период);

3) интенсивность рекламы (например, интенсивная реклама различных средств для чистки зубов привела к тому, что потребители стали активно приобретать и использовать электрические зубные щётки и зубные нити, хотя ранее эти товары спросом не пользовались, и производители увеличили выпуск этой продукции).

При оценивании засчитываются только примеры учёта неценовых факторов спроса в деятельности производителя, а примеры только деятельности потребителей под воздействием тех или иных факторов не засчитываются.

Могут быть названы другие неценовые факторы, приведены иные примеры

Не уточнено, что нужны неценовые факторы СПРОСА. Хотя и можно это понять по дальнейшей части вопроса, но, если возможно добавить, было бы неплохо

Спасибо за вашу работу)

В чём, по мнению автора, проявляется рациональное поведение потребителя? Используя личный социальный опыт и обществоведческие знания, дайте три объяснения важности рационального ведения экономики домохозяйства.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— в стремлении достичь максимально возможной степени удовлетворения, иначе говоря, максимизировать полезность при ограниченном доходе;

(Ответ на вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста.)

2) объяснения, например:

— это позволяет домохозяйству в полной мере использовать имеющиеся ресурсы, не прибегая к необоснованным заимствованиям средств;

— рациональное ведение экономики домохозяйства сплачивает членов семьи при планировании расходов, выполнении необходимых работ и т. п.;

— рациональное хозяйствование семей позволяет им избежать приобретения ненужных товаров и услуг, а значит, дать верный импульс производителям и избежать необоснованных затрат ограниченных ресурсов.

Могут быть приведены другие объяснения

Приведите авторские характеристики информирующей и регулирующей функций рынка. Используя обществоведческие знания, назовите любую функцию рынка, не упомянутую в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две авторские характеристики:

— «рынок выявляет реальные потребности» (информирующая);

— «только с помощью рынка возможен гибкий и эффективный контроль за соответствием спроса совокупным индивидуальным потребностям, формируемым человеческим капиталом» (регулирующая);

(Характеристики ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)

2) функция рынка, например:

(Может быть названа другая функция рынка.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две авторские характеристики:

— «рынок выявляет реальные потребности» (информирующая);

— «только с помощью рынка возможен гибкий и эффективный контроль за соответствием спроса совокупным индивидуальным потребностям, формируемым человеческим капиталом» (регулирующая);

(Характеристики ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)

2) функция рынка, например:

(Может быть названа другая функция рынка.)

Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит.

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов.

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба.

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное.

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Почему, по мнению авторов, централизованное планирование неэффективно? Используя текст, укажите четыре причины.

В правильном ответе должны быть указаны следующие причины:

1) рынок заменяется политикой;

2) центральные плановые органы никак не заинтересованы в успехе и не отвечают за неудачи планирования;

3) центральные плановые органы получают искаженную информацию от лиц, заинтересованных в принятии тех или иных решений;

4) информация устаревает так быстро, что разработка разумного плана, выдача каких-либо адекватных ситуации инструкций невозможна.

Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках

Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) примеры общественных благ:

— услуги бесплатного образования, здравоохранения;

— услуги охраны правопорядка и обеспечения безопасности;

(Могут быть приведены другие примеры.)

2) объяснения, например:

— государство располагает большими средствами для их производства, и необх0димость получения прибыли от их сбыта не является ограничивающим его деятельность обстоятельством;

— организация производства и предоставления общественных благ связана с реализацией социально-экономической политики государства и регулируется государством, исходя из политических соображений, которые малоактуальны для рынка.

Могут быть даны другие объяснения

Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— субъекты делают свободный экономический выбор, рискуя при этом собственным и заемным капиталом, вложенным трудом, упущенными возможностями;

(Ответ на первый вопрос может быть сформулирован иначе.)

2) институты и соответствующие пояснения, например:

— финансовые институты (инвестируют средства в различные проекты, кредитуют субъекты экономики, обеспечивая их экономическую деятельность);

— судебная система (обеспечивает правовое разрешение экономических конфликтов субъектов экономики).

Могут быть указаны другие институты, даны иные пояснения

Используя текст, укажите три функции. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Рынок — это совокупность отношений, складывающихся между потребителем и производителем экономических благ, по поводу купли-продажи товаров и услуг.

В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:

— информационная («рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию»);

— координирующая / регулятивная (подают «сигналы для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями»).

Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

2) дано объяснение понятия, например:

— рынок — это совокупность отношений, складывающихся между потребителем и производителем экономических благ, по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Выберите в представленном ниже перечне верные суждения о функциях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Интегрирующая функция рынка заключается в том, что рынок с помощью конкуренции воздействует на сокращение затрат и заставляет товаропроизводителей быть конкурентоспособными.

2) Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научнотехнического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

3) Ценообразующая функция рынка — это установление ценовых эквивалентов для обмена товаров и услуг.

4) Посредническая функция рынка обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

5) Контролирующая функция рынка даёт участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

1) Интегрирующая функция рынка заключается в том, что рынок с помощью конкуренции воздействует на сокращение затрат и заставляет товаропроизводителей быть конкурентоспособными. Нет, неверно, это стимулирующая функция.

2) Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научнотехнического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Да, верно, в этом проявляется стимулирующая функция цен.

3) Ценообразующая функция рынка — это установление ценовых эквивалентов для обмена товаров и услуг. Да, верно, посредством взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена.

4) Посредническая функция рынка обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Да, верно, в этом ее суть.

5) Контролирующая функция рынка даёт участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Нет, неверно, это информационная функция рынка.

Какое слово пропущено в таблице?

ФУНКЦИИ РЫНКАХАРАКТЕРИСТИКА
ИнформационнаяРынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара
РегулирующаяС помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара
.Рынок связывает воедино производителей и потребителей

Перечислим функции рынка.

Регулирующая функция рынка предполагает воздействие рынка на все стороны экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.

Контролирующая функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

А у меня в лекции написано, что это КООРДИНИРУЮЩАЯ функция. Как быть?

Исправьте, большинство экономистов использует понятие ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ

коммуникативная не может быть?

Нет, общеупотребимым является вариант посредническая. Иногда в некоторых учебных пособиях можно встретить вариант интегрирующая. Но лучше приводить тот вариант, который дается в школьном учебнике.

Выберите в приведённом списке верные суждения о рынке и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Посредством стимулирующей функции рынка устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены.

2) По объёмам продаж выделяют оптовый и розничный рынки.

3) По степени насыщенности товарами различают дефицитный, равновесный и избыточный виды рынка.

4) По соответствию правовым нормам выделяют рынок свободной конкуренции и монополистический рынок.

5) Рынок обеспечивает функцию саморегулирования экономики.

1) Посредством стимулирующей функции рынка устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены. Нет, неверно, здесь дается характеристика ценообразующей функции.

2) По объёмам продаж выделяют оптовый и розничный рынки. Да, верно.

3) По степени насыщенности товарами различают дефицитный, равновесный и избыточный виды рынка. Да, верно.

4) По соответствию правовым нормам выделяют рынок свободной конкуренции и монополистический рынок. Нет, неверно, здесь даны виды рынков по господствующему типу конкуренции.

5) Рынок обеспечивает функцию саморегулирования экономики. Да, верно.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКА

ФУНКЦИИ РЫНКАХАРАКТЕРИСТИКА
ИнформационнаяПредоставление участникам рынка сведений о ценах на товары и услуги и потребностях рынка
.Соединение продавца и потребителя, спроса и предложения
СанирующаяВыявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству и реструктуризации

1) посредническая — соединение производителей товаров и их потребителей;

2) ценообразования — установление равновесной цены на тот или иной товар — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара;

4) регулирующая — перетекание капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами;

5) санирующая (оздоровительная).

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции рынка. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие функции рынка:

1. санирующая — например, компания по производству пейджеров в связи с широким распространением сотовых телефонов обанкротилась, так как оказалась неэффективной и убыточной по сравнению с конкурентами.

2. ценообразующая — например, изучив ценовую политику конкурентов и спрос на шерстяные свитеры, семейная компания «Шотландские свитеры» установила новые цены на свою продукцию.

3. посредническая — например, Галина Ивановна в поисках удобной домашней обуви обошла несколько магазинов, пока не нашла подходящую ей пару домашних тапочек.

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие функции

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к функциям рынка.

1) ценообразования; 2) посредническая; 3) практическая; 4) санирующая; 5) информационная; 6) научная.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Пункты 3 и 6 — лишние в ряду, так как не относятся к функциям рынка.

Как автор определяет функцию предпринимателя в рыночной экономике? Используя обществоведческие знания, приведите любые три способа воздействия предпринимателя на потребительский спрос.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Рынок. это процесс взаимодействия и кооперации различных индивидов, соединённых системой разделения труда. Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше.

Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики.

В правильном ответе могут быть указаны следующие черты:

— Каждый действует на свой страх и риск, но, действуя, всякий человек имеет в виду скорее потребности других, чем свои собственные.

— Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих.

— Рынок работает без принудительных мер.

— Государство, карательный аппарат не вмешиваются в рынок и систему гражданских отношений, управляемых рынком.

Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Должно быть указано следующее положение:

2) Могут быть названы следующие функции государства в условиях рынка:

— государство разрабатывает и принимает законы развития рыночной экономики;

— государство производит общественные блага;

— государство осуществляет эмиссю денег.

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что рынок направляет активность людей в такое русло, где они больше всего соответствуют потребностям окружающих.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— в условиях рынка производителя всегда гибко реагируют на изменение потребностей общества и начинают производить те товары и услуги, которые ему необходимо.

2) Приведены примеры:

— в государстве Х. наблюдается рост потребностей в качественном получении знаний, это привело к организации сети частных школ.

— Возрастание спроса на экологически чистые продукты, в государстве Х., привело к организации фермерских хозяйств специализирующихся на выпуске такой продукции.

— Повышение спроса на потребление авто, в государстве Х., привело к росту количества, ввозимых в страну иномарок.

Могут быть приведены и иные, подобные примеры. не искажающие смысла.

Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Используя обществоведческие знания, укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Должно быть указано следующее положение:

2) Могут быть названы следующие функции государства в условиях рынка:

— государство разрабатывает и принимает законы развития рыночной экономики;

— государство производит общественные блага;

— государство осуществляет эмиссю денег.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Должна быть указана следующая функция:

— функция производственного контроля.

2) Могут быть указаны следующие способы воздействия предпринимателя на спрос:

— изменить предпочтения покупателей при помощи рекламы скрытой или явной;

— влияние при помощи грамотной ценовой политики — использование системы скидок: накопительных, разовых, проведение лотореи, использование клубных карт и тд;

— использование кредитной системы, банковских платежных систем;

Могут быть приведены и иные способы повышения спроса.

Какие две функции цен упомянуты автором? Опираясь на обществоведческие знания, назовите ещё одну любую функцию цен (не по тексту).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Эффективная передача точной информации будет осуществляться впустую, если у тех, кому она адресована, нет стимула действовать (и действовать правильным образом), исходя из этой информации. Если производитель древесины не будет заинтересован в том, чтобы в ответ на повышение цен на древесину выпускать больше продукции, то информация

о повышении цен окажется для него просто бесполезной. Одним из замечательных свойств системы свободно складывающихся на рынке цен является тот факт, что цены, передающие информацию о состоянии рынка, одновременно обеспечивают и стимул, и возможности реагировать на эту информацию.

Эта функция цен тесно связана с функцией распределения дохода и не может быть объяснена без учёта последней. Доход производителя, то есть то, что он получает за свою деятельность, определяется разностью между доходом от продажи его продукции и затратами на её производство. Производитель составляет баланс доходов и затрат и выпускает такое предельно возможное количество продукции, когда её небольшой прирост уже дальше повлёк бы такие издержки, что они сравнялись бы с извлекаемым из дополнительной продукции доходом. Повышение цены на товар позволяет сдвинуть эту границу в сторону увеличения производства.

Как правило, чем больше производитель выпускает продукции, тем быстрее растут производственные издержки. Чтобы увеличить производство древесины, ему придётся рубить лес на более отдалённых или менее выгодных в других отношениях участках. Он будет вынужден нанять неквалифицированных рабочих или платить более высокую зарплату квалифицированным рабочим, чтобы переманить их от других работодателей. Однако возросшая цена на его товар позволяет ему нести возросшие издержки и, таким образом, обеспечивает как стимул к расширению производства, так и средства для этого.

Цены играют роль стимула, заставляющего производителя реагировать на информацию не только в том, что касается повышения спроса на продукцию, но также и в отношении поиска наиболее экономичной производственной технологии. Предположим, что какая-то порода дерева становится всё более редкой и, следовательно, более дорогостоящей по сравнению с остальными. Изготовитель карандашей получает эту информацию в результате возрастания цен на данный вид древесины. Ввиду того что его доход, как и доход любого другого производителя, определяется разницей между выручкой и издержками, то у производителя карандашей появляется стимул экономить именно эту, более ценную породу.

Чем, по мнению автора, определяется доход производителя? Почему, по мнению автора, невозможно постоянное увеличение производства?

В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

1) Ответ на первый вопрос:

— разностью между доходом от продажи продукции и затратами на её производство / разницей между выручкой и издержками;

2) Ответ на второй вопрос:

— чем больше производитель выпускает продукции (свыше определённого количества), тем быстрее растут производственные издержки, которые могут сравняться с извлекаемым из дополнительной продукции доходом или даже превысить его/производитель составляет баланс доходов и затрат и выпускает такое предельно возможное количество продукции, когда её небольшой прирост уже дальше повлёк бы такие издержки, что они сравнялись бы с извлекаемым из дополнительной продукции доходом.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Автор упоминает издержки производителя. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два вида (типа) издержек производителя в краткосрочном периоде. Приведите по два примера издержек каждого вида (типа). Обязательно указывайте вид (тип) издержек, который иллюстрируете.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

2) Приведено по два примера к каждому виду издержек:

1) плата за аренду помещения;

2) выплата процентов за ранее взятый кредит;

1) оплата электроэнергии;

2) сдельная зарплата наёмных работников.

Могут быть приведены другие примеры издержек каждого вида.

Нередко высказывается мнение, что поиск производителем наиболее экономичной производственной технологии неизбежно приводит к снижению качества продукции. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в опровержение этого мнения.

Могут быть приведены такие аргументы:

1) экономия может не затрагивать качество продукции, а касаться, например, более эффективного использования ресурсов и снижения отходов производства;

2) экономичная производственная технология может быть связана с переработкой и вторичным использованием отходов производства, что не влечёт снижение качества производимой продукции;

3) экономичная производственная технология может быть связана с переходом на альтернативные источники энергии, с иной организацией труда и т. п., что никак не влечёт снижения качества продукции.

Могут быть приведены другие аргументы.

Какие две функции цен упомянуты автором? Используя обществоведческие знания, назовите ещё одну любую функцию цен (не по тексту).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) функции по тексту:

— информирование участников рынка;

— стимулирование развития производства (выбора технологии, определения оптимального объёма производства);

(Функции могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках);

2) функция не по тексту, например:

— учётная, или функция учёта и измерения затрат (показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции / цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует эффективность использования труда).

Может быть названа другая функция цен не по тексту.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) функции по тексту:

— информирование участников рынка;

— стимулирование развития производства (выбора технологии, определения оптимального объёма производства);

(Функции могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках);

2) функция не по тексту, например:

— учётная, или функция учёта и измерения затрат (показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции / цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует эффективность использования труда).

Может быть названа другая функция цен не по тексту.

Какие функции конкуренции рассмотрел автор? Укажите две функции и проиллюстрируйте реализацию каждой из них конкретным примером.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» — это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие — нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов — не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *