Укажите что не характерно для труда детей дошкольного возраста

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Укажите что не характерно для труда детей дошкольного возраста Марина Туголукова
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи.

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:

— труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей.

— процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.

Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими, и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями, трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность постепенно обособляется от игры.

В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

«Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста» 1 слайд. Тема: «Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста». 2 слайд. Человек славен трудом. Трудовое.

Организация трудовой деятельности детей среднего возраста Организации трудовой деятельности детей среднего возраста. Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к.

Укажите что не характерно для труда детей дошкольного возрастаСоздание условий для организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Консультация «Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста» (из личного опыта работы). Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность.

Обогащение словаря детей дошкоьного возраста в трудовой деятельности Саидова Г. И. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА В трудовой деятельности г. Альметьевск, Россия Хороший словарный запас позволяет.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Укажите что не характерно для труда детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста посредством организации наблюдений Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В раннем детстве.

Источник

Тема 2.4: Виды труда дошкольников.

План:

1. Виды труда дошкольника их особенности и содержание в разных возрастных группах

2. Содержание педагогической работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.

1. Виды труда дошкольника их особенности и содержание в разных возрастных группах

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Различают четыре вида труда дошкольников:

б) хозяйственно-бытовой труд;

а) Труд по самообслуживаниюформирует культуру быта это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе:

— подготовка рабочего места перед началом рисования;

— уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретаетопределенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Самообслуживание
ВозрастСодержание работы
3-4 годаДети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в опреде­ленной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).
4-5 летПродолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться. Стараются быть всегда аккуратными и опрятными. Учатся чис­тить свою одежду щеткой. Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необхо­димости). Учатся умываться, чистить зубы. Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
5-7 летУмеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хра­нят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок. Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи. Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики). Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель. Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать ра­бочее место.

б) Хозяйственно-бытовой трудимеет общественную направленность, проходит в содружестве взрослого и ребенка, как совместная деятельность.Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

Хозяйственно-бытовой труддетей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возрастаспособны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:

— уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);

-уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);

— принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);

— в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.

Хозяйственно – бытовой труд
ВозрастСодержание работы
3-4 годаДети старательно выполняют поручения (убрать игрушки, посо­бия после занятий; собрать листочки и пр.). Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помо­гают взрослым, уважительно относятся к их труду. Учатся дежурить по столовой (расставлять салфетницы, хлебни­цы, раскладывать ложки).
4-5 летПриучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки, инвентарь, пособия). Стараются помогать взрослым в уборке помещений и участка, в стирке, ремонте пособий, книг, игрушек. Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обя­занности по подготовке материалов к занятиям. Уважительно относятся к труду, к тем, кто трудится, к результа­там их труда.
5-7 летПриучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, раскладывать игрушки, пособия). Выполняют обязанности дежурных. Занимаются стиркой. Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок. Стараются помогать малышам. Уважают тех, кто трудится, бережно относятся к результатам их труда.

в) Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Ручной труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Ручной труд
ВозрастСодержание работы
3-4 годаДети помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (нама­зывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания). Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, ка­мушки и пр.);сортировать его по виду, цвету, величине, форме.
4-5 летВместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, «коро­бок, атрибутов, игрушек. Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.
5-7 летСамостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­робок, атрибутов). Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание эле­ментов из пластиковых бутылок и пр.).

г) Труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Уход за растениями и животными. Опыты с растениями.

Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возрастазначительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение.

Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Во-вторых, труд детей в природе создает благоприятный для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.В процессе труда дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют не сложными способами выращивания растений, ухода за животными, научаться наблюдать природу и видеть ее красоту.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт(выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому необходима особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Труд в природе
ВозрастСодержание работы
3-4 годаДети проявляют интерес к жизни растений и животных. Любят помогать взрослым ухаживатьза ними. Учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей.
4-5 летЛюбят наблюдать за жизнью растений и животных; проявляют за­боту о них; протестуют против неправильного обращения с ними. Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитате­лям кормить птиц, животных (насыпать, раскладывать корм в кор­мушки, наполнять поилки). Помогают воспитателям пересаживать комнатные растения, вы­ращивать зелень для корма птиц и животных, наполнять свежей во­дой аквариум, мыть камушки и пр.
5-7 летЛюбят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, собирать урожай); Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь. Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту. Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, кормят зимующих птиц Следят за чистотой и хранением инвентаря семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.

1. Содержание педагогической работы по ознакомлению детей с трудом взрослых

В дошкольные годы дети проявляют большой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чисто­ты и порядка, уходу за растениями.

Для создания положительного отношения и привычки к тру­ду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрос­лых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Но воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых.

Возможны различные пути:

первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значе­ния;

второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной дея­тельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уваже­ние к труду взрослых, научить ценить его, развить интерес и любовь к труду.

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии(организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготов­ление пищи, стирку белья, ремонт и пошив, одежды, уборку, участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.) Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитатель­ном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому пове­дению взрослых.

Необходимо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все что возможно с гигиенической и педа­гогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает же­лание самим действовать, подражая взрослым.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.), а также различные действия меди­цинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать.

Детям 3-4 лет самим трудно ещё извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3-4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушку и т. д. Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. В младшей группе вовлечение, детей в труд взрослого, прежде всего, сказывается на усвоении умений.

Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание де­тей на таких его сторонах, как организованность работы, ответ­ственность, коллективная слаженность и т. п. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекаю­щий за стенами детского сада.

Труд, характерный для определенной местности, часто про­текающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. В труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди, это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрос­лых и детей необходимо руководствоваться следующими прин­ципами:

1. Труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в при­роде, в труде по обслуживанию игр и занятий и т.д.

2. Намечая дела для совместного труда взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы общепедагогическим принципам и требова­ниям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей, большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий.

3. В труде должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника. В работе должны быть более сложные или более трудоемкие операции, которые по силам де­тям дошкольного возраста.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что, обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают от­рывочные, поверхностные сведения, мало, воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

Содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых
ВозрастСодержание работы
3-4 годаДети знают, что все люди трудятся. Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы). Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно от­носятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и ка­чества (красивое платье, чашка, ковер и т. д.). Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (няня моет пол). С помощью взрослого устанавливают связь между целью и ре­зультатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мой­ке. Надо ее помыть. А теперь, когда няня помыла посуду и она ста­ла чистой, блестящей, красивой, ее можно поставить в шкаф».) В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т. п.)
4-5 летДети продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профес­сиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде. Продолжают знакомиться с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением; материалами, из которых они сделаны; свойствами, качествами, особенностями строения, способами исполь­зования, правилами обращения с предметами. Узнают о значимости бытовой техники. Любуются красотой пред­метов, оригинальностью формы; устанавливают связь между назначе­нием предмета и материалами, из которых он сделан; классифици­руют предметы (посуда, мебель). Бережно относятся к окружающим их разнообразным предметам. Имеют представления о структуре трудового процесса. Выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определя­ет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата (чтобы подкле­ить порвавшуюся коробку, нужно взять бумагу, ножницы, кисточку, клей, вырезать квадратики, намазать клеем и приклеить к уголкам коробки). Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым. Стремятся подражать труду взрослых в сю-жетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
5-7 летДети расширяют представления о разных видах труда (производ­ственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: шко­ла, больница, театр); о том, что труд—это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; чело­век использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчаю­щие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество. Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфе­ре (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился?Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобре­тают знания о труде людей из разных источников (книги, телевиде­ние, рассказы взрослых и т. д.). Знают правила обращения с инструментами и бытовой техникой. Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолето­строения, ракетостроения и пр. Имеют общие представления о труде взрослых (труд—основа жиз­ни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства). Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, созда­ющим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать по­мощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе. Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вы­членять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса.(Си­туация — пролитый кисель на полу. Цель и мотив (что надо сделать и для чего). Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся. Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудовани. Результат.Стало чисто.) Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотноше­ний людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд

Ознакомление детей с трудом взрослых направлено на подчеркивание значения труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы. (см. Схема №1)

Укажите что не характерно для труда детей дошкольного возраста

Вопросы и задания для повторения

1. Перечислите виды труда дошкольника?Решение, какихобразовательных и воспитательных задач решаются через организацию данных видов труда?

2. Перечислите содержание каждого вида труда дошкольника?

3. Назовите содержание педагогической работы по ознакомлению детей с трудом взрослых?

Список литературы:

3. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Козлова С.А., Куликова Т.А., М.: Академия, 2009. С. 180-186.

Дополнительная литература:

1. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с. С. 8-12.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *