Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.

Оглавление

1.6.1. Экономические законы рыночной экономики

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:

где: М – количество необходимых для обращения денег;

PQ – сумма цен проданных товаров;

v – скорость оборота денежной единицы.

И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.

Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики

Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).

Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.

1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы

Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).

Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:

Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Рынок товаров и услуг

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.

Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.

Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.

Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.

Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.

Источник

Тема 8. Основные проблемы экономики.

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Вспомните, что такое человеческие потребности, как они формируются, какие бывают? Расскажите о своих потребностях, используя каждую ступень пирамиды потребностей. Можете ли вы осуществить все, что хотите? Почему?

2. Почему человек не может иметь все, что ему захочется?

3. В чем суть основного экономического противоречия?

4. Возможно ли полное удовлетворение материальных желаний людей, при условии что ресурсы, необходимые для их удовлетворения, возрастут? Почему?

5. Как проблема ограниченности ресурсов решается в природе?

6. Каким образом проблема ограниченности ресурсов влияет на жизнь человеческого общества?

7. Как человечество стремится преодолеть разрыв между желаниями людей и возможностями природы?

8. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что такое экономические ресурсы и почему они всегда обладают свойством ограниченности?»

9. Какие экономические проблемы приходится решать любому обществу при распределении ограниченных экономических ресурсов? В чем суть этих проблем? Как они взаимосвязаны?

10. Назовите 3 типа экономических систем. В чем особенности каждого типа экономики? В чем преимущества и недостатки каждой из систем?

11. Кто может быть собственником ресурсов в различных экономических системах?

12. Как решаются проблемы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в различных экономических системах?

Тесты

Выберите правильный ответ из предложенных и прокомментируйте его.

Основным экономиче­ским противоречием яв­ляется несовпадение

а)количества предлагаемых на рынке производителями и приобретаемых потребителями товаров и услугб)ответов на вопросы “что, как и для кого производить”в)количеств запускаемых в производство экономических ресурсовг)материальных желаний людей и ресурсов, необходимых для их удовлетворенияд)верных ответов нет

Вопрос ЧТО ПРОИЗВО­ДИТЬ подразумевает

а)какие ресурсы необходимыб)какие товары необходимыв)какие технологии необходимыг)какие предприятия будут производитьд)верно а) и г)

Укажите, что может по­мешать эффективному функционированию ры­ночной экономики

а)самостоятельность экономических субъектов на рынкеб)прикрепление производителей и их поставщиков друг к другув)полная материальная ответственность экономических субъектов за использование ресурсов и результаты хозяйственной деятельностиг)конкуренция производителейд)из приведенных ответов помешать не может ничтое)только б) и г) вместе

Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйст­венное развитие регули­руется исключительно ценовым механизмом—это:

а)традиционная экономикаб)командная экономикав)капиталистическая экономикаг)смешанная экономикад)рыночная экономикае)верно а) и г)ж)верно в) и д)

Экономическая система, основанная на государ­ственной собственности и централизованных ме­тодах управления—это:

а)традиционная экономикаб)капиталистическая экономикав)смешанная экономикаг)командная экономикад)верных ответов нет

Фундаментальная про­блема, с которой сталки­ваются все экономиче­ские системы, это:

а)Инвестицииб)Производствов)Потреблениег)Ограниченность

Задания

1. Верны ли следующие утверждения:

— Ограниченность ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей.

— Вопросы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в капиталистической экономике решаются с помощью ценового механизма.

— Проблемы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в командной экономике решаются автоматически.

2. Письменная практическая работа «Решение проблем ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в различных экономических системах».

а) Используя экономическую литературу, составьте развернутый конспект по теме практической работы. Опишите достоинства и недостатки каждого типа систем, проанализируйте их влияние на решение вопросов ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ.

б) ответьте на следующие вопросы:

— Почему в плановой экономике качество товаров, как правило, одна из самых сложных проблем?

— Почему техника при плановой экономике развивается медленнее, чем при рыночной?

— Что такое «черный рынок» и почему он возникает в плановой экономике?

— Почему в плановой экономике цена не играет роли «регулятора» производства и потребления товаров и услуг?

— Как взаимосвязаны между собой право собственности и ассортимент товаров и услуг?

— Какова взаимосвязь между конкуренцией производителей и уровнем жизни населения?

— Что мешает, по вашему мнению, составлению идеального плана для всей страны?

— Почему некоторые люди так боятся рыночной экономики и предпочитают, чтобы все регулировалось государством?

3. В кибернетике есть хрестоматийный пример «ямщик—тройка лошадей», характеризующий степень управляемости объектом. Например, управление движением кареты допускает следующие степени управляемости: а) ямщик может предоставить лошадям полную безоговорочную свободу действий; б) может взять на себя общее руководство, оставив за лошадьми самоуправление там, где они могут справиться сами; в) ямщик контролирует каждое движение лошади и выглядит при этом таким же взмыленным, как и лошадь. Как вы считаете, для того, чтобы эффективно использовать рыночный механизм, «ямщик» в лице государства должен (ответ обоснуйте):

а) предоставить полную экономическую самостоятельность предприятиям;

б) взять на себя общие функции управления, используя косвенные методы экономического воздействия, оставив за предприятиями полное право самостоятельного распоряжения факторами и результатами производства;

в) жестко регламентировать и осуществлять мелочную опеку производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4. Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономикиВ начале 30-х годов известный советский журналист М. Кольцов в одном из очерков описал следующий случай. Однажды служащий Еланского потребительского общества разослал по селам директивную телеграмму краткого содержания «Усильте заготовки» и подписал ее своей фамилией «Воробьев». Правда в телеграмме фамилия служащего была написана с маленькой буквы. Задача, поставленная в телеграмме, была воспринята местными органами власти как безусловный приказ. По всему району начались массовые заготовки ни в чем на повинных пернатых. Как вы считаете, для какого типа экономики характерен данный эпизод? Ответ прокомментируйте.

5. На диаграмме представлено соотношение плановых и фактических темпов роста экономики СССР. Проанализируйте графики. Чем обусловлен разрыв между плановыми и фактическими показателями?

6. «Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, т. к. бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения». Верно ли это утверждение? Почему?

7. На территории России, по оценкам экономистов, в 1992 г. около 85% населения проживало за чертой бедности. Происходило ли это вследствие катастрофической ограниченности ресурсов? Предложите возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

8. Почему неосуществим на практике принцип распределения «от каждого—по способностям, каждому—по потребностям»?

Тема 9. Экономический выбор

Вопросы для подготовки к зачету

1. Вспомните, какие основные экономические проблемы решает любое общество?

2. Что приходится учитывать обществу в целом и каждому предприятию в частности при решении эти проблемы?

3. В чем суть проблемы экономического выбора?

4. Как взаимосвязаны понятия «выбор экономических ресурсов» и «производственные издержки»?

5. Какие издержки возникают одновременно с производственными? В чем их сущность? Почему это происходит?

6. Как по-другому могут именоваться альтернативные издержки?

7. Как принято обозначать альтернативные издержки?

8. Как будет звучать ответ на вопрос «ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?» с точки зрения альтернативных издержек? Прокомментируйте его на любом примере.

9. Что показывает кривая производственных возможностей? Как принято ее обозначать?

10. Как строится график РРС? Какую форму он имеет?

11. Что такое эффективность производства?

12. Дайте определение полного объема производства.

13. Где на графике находится область эффективного производства? Почему?

14. Где на графике находится область неэффективного производства? Почему?

15. Какими путями можно, находясь в области неэффективного производства, увеличить производство одного товара без ущерба для производства другого товара?

16. В чем смысл области, лежащей выше РРС? При каких условиях она становится достижимой?

17. Какие 4 основные экономические положения можно наглядно доказать с помощью РРС?

18. Следствием действия какого закона является выпуклая форма РРС? В чем суть этого закона?

19. В чем суть правила максимизации дохода с точки зрения альтернативных издержек?

20. Что представляет собой процесс экономического роста? Как это отображается графически?

21. Какие существуют типы экономического роста? За счет чего происходит экономический рост по каждому из этих типов?

22. Возможна ли ситуация сужения границ производственных возможностей?

Тесты

1. Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономикиОтветьте на следующие вопросы, используя приведенную на рисунке кривую производственных возможностей РРС:

1) Если выпуск товаров соответствует точке С, то чему равны издержки упущенной возможности дополнительной единицы товара Х?

а) 1 единица товара Y;

б) 7 единиц товара Y;

в) 1/7 единицы товара Y;

г) невозможно дать однозначный ответ.

2) Если производство товаров последовательно проходит этапы, соответствующие точкам A, B, C, D, E, F, то издержки упущенной возможности выпуска очередных единиц товара Y составят:

а) 3, 7, 10, 15, 20 единиц товара Х соответственно;

б) 20, 15, 10, 7 и 3 единицы соответственно;

в) 10, 7, 3, 15 и 20 единиц соответственно;

г) 3, 15, 10, 7 и 20 единиц соответственно.

3) Состояние выпуска товаров описывает точка D. Если трудовые ресурсы будут использоваться на в полной мере, т. е. возникнет безработица, то этому случаю будет соответствовать точка: а)C; б)E; в)L; г)K.

4) Как изменится вид кривой РРС, если в производстве товара Х и товара Y произойдут серьезные технологические сдвиги? а) кривая сместится влево; б) кривая сместится вправо; г) кривая станет более крутой; д) кривая станет менее крутой.

5) Какое из перечисленных событий не приведет к сдвигу кривой РРС?

а) рост населения страны; б) повышение уровня квалификации рабочих;

в) снижение заболеваемости населения; г) снижение уровня безработицы.

6) Первоначально состояние производства соответствует точке D. Если в стране произойдет экономический рост, то какая точка будет определять состояние выпуска товаров X и Y?

а)N; б)L; в)M; г)нет однозначного ответа.

7) Экономика функционирует с максимально возможной эффективностью используемых ресурсов. Можно ли при этом переместиться из точки С в точку D за счет перераспределения ресурсов между производством товаров Х и Y?

а) нельзя, т. к. это означает увеличение альтернативных издержек в производстве и Х, и Y, что противоречит теории;

б) можно, но только если расширение производства Y не связано с увеличением издержек на выпуск дополнительных единиц товара Y;

в) можно, если Х и Y не относятся к товарам, предназначенным для удовлетворения биологических потребностей человека;

г) можно, и такое перемещение происходит всегда при распределении ресурсов.

2. Может ли кривая РРС представлять собой прямую линию?

в) может в случае абсолютной взаимозаменяемости ресурсов;

г) нет однозначного ответа.

3. В экономике, функционирующей в условиях полной занятости и полного использования других ресурсов на постоянной технологической основе:

а) для увеличения производства средств производства необходимо расширить производство предметов потребления;

б) для сокращения производства средств производства необходимо уменьшить производство предметов потребления;

в) увеличение производства средств производства невозможно;

г) для увеличения производства средств производства нужно сократить производство предметов потребления.

4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

а) Полная занятость.

б) Полное использование производственных ресурсов.

в) Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов.

г) И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.

5. Выгоднее выпускать продукцию, альтернативные издержки которой

д) нельзя дать точный ответ, т.к. альтернативные издержки не являются показателем, на который следует ориентироваться при выпуске продукции

Задания

1. Верны ли следующие утверждения:

а) Зная состояние экономики, иллюстрируемое точкой на линии производственных возможностей, можно ответить на вопрос, «для кого развивается производство», на чьи потребности оно ориентируется.

б) РРС иллюстрирует существование альтернативных издержек и проблемы выбора.

в) В экономике, если она движется вдоль границы производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны.

г) Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возможностей.

д) Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных, возможностей, она недостаточно эффективно использует свои ресурсы.

е) Экономический рост означает, что увеличится объем производимых благ и услуг, а РРС сдвинется вправо.

ж) Если производственные возможности двух стран одинаковы, и они осуществляют выбор между производством средств производства и производством потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.

3. Опишите выбор, с которым сталкивается: а) семья, решающая, покупать ли новый автомобиль; б) депутат Думы, решающий вопрос об увеличении расходов на содержание заповедников; в) президент компании, рассматривающий вопросы об открытии нового производства; г) студент, решающий, готовиться ли ему к занятию.

4. На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 яиц. а) Начертите РРС экономики этого острова. б) На остров завезли технику, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, какие изменения произошли с РРС.

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

5. На рисунке изображена РРС экономики страны, в которой производится только 2 товара: кинокамеры и наручные часы.

а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства: 60 кинокамер и 200 часов, 60 часов и 80 кинокамер, 300 часов и 35 кинокамер, 300 часов и 40 кинокамер, 58 часов и 250 кинокамер.

б) Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. Что произойдет с объемом производства часов, если возросший спрос на кинокамеры будет удовлетворен полностью?

в) Как изменится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер?

6. Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономикиВ таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.

а) Постройте РРС экономики страны.

б) Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны находилась на РРС?

в) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного дополнительного миномета по данным таблицы. Какие изменения происходят с альтернативными издержками производства каждого последующего миномета, при увеличении производства минометов на каждую дополнительную единицу?

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

7. На рисунке изображена кривая производственных возможностей экономики. Предположим, что мы находимся в точке С. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку Н? Каковы возможные пути возвращения в точку С? Что показывает точка М? Как технический прогресс влияет на подожение кривой производственных возможностей? Изобразите это графически

Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономики

8. Какая точка на кривой производственных возможностей характеризует выбор в пользу будущих товаров? В пользу товаров сегодняшнего дня? Ценой отказа от каких благ достигается будущий экономический рост? Какую точку на кривой Вы бы считали целесообразным занять экономике России? (Товары для будущего: средства производства, научные исследования, образование, профилактическая медицина; товары для настоящего: чисто потребительские товары—предметы питания, одежда, автомобили и пр.)

9. Чтобы купить товар дешевле, Вам необходимо отстоять длинную очередь. Если Вы все-таки решитесь ее отстоять, действительно ли купите данный товар дешевле? Почему основная часть представителей очередей в магазинах—пенсионеры и неработающие женщины-домохозяйки? Ответ обоснуйте с точки зрения альтернативных издержек.

10. Предположим, после курса обучения Вам предлагают покинуть родной город и отправиться на работу, скажем, в район Крайнего Севера. где очень нужны специалисты Вашего профиля. На каких условиях Вы согласитесь принять это место? Чем Вы руководствуетесь в данном случае? Ответ обоснуйте с точки зрения альтернативных издержек.

11. Чтобы посмотреть концерт любимого артиста, Вам необходимо отстоять 4 часа в очереди или купить этот билет в 3 раза дороже на улице. Как Вы поступите, если Вы: а) пенсионер; б) бизнесмен; в) тот, кто Вы есть на самом деле? Почему?

12. Укажите что может помешать эффективному функционированию рыночной экономикиНа общественном транспорте, в том числе и такси, действуют единые тарифы. Объясните, почему тогда экономисты утверждают, что:

а) стоимость проезда в общественном транспорте (кроме такси) для бизнесмена выше, чем для рабочего;

б) стоимость проезда в такси для бизнесмена ниже чем для рабочего?

13. Что изображено на рисунке? Что произойдет с объемом выпуска товаров Х и Y при перемещении производства последовательно из точки N в точки B, C, D, E, F, G?

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 380 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *