Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства

Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства

Тест по теории государства и права

Выберите правильный ответ:

1. Укажите, что характеризует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние :

а) предмет теории государства и права;

б) систему науки теории государства и права;

в) методологию государства и права.

а) совокупность приемов и методов осуществления

б) способ организации верховной власти в стране;

в) территориальное строение государства.

3. Какая форма государственного устройства позволяет иметь свои органы власти в центре и в регионах?

а) территориально-политическое деление государства;

б) совокупность политических партий и организаций,

действующих в государстве;

в) совокупность методов, способов и средств осуществления

5. Выберите из перечисленного признак, характеризующий демократический политический режим :

а) подавляется личность и ее права, отсутствует разделение

властей и независимое правосудие;

б) свобода действий различных политических партий,

профсоюзов, иных объединений;

в) управление обществом осуществляется одним лицом либо

группой лиц, не представляющими интересов большинства

а) направление деятельности органов государства;

б) цели и задачи государства;

в) основные направления деятельности государства.

7. Государственные органы по принципу разделения властей классифицируют на :

а) высшие и местные;

б) законодательные, исполнительные, судебные;

в) правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

8. Определите, каково соотношение понятий социальная норма и норма права?

а) это тождественные понятия;

б) социальные нормы – это часть норм права;

в) нормы права – это часть социальных норм.

9. Каково назначение гипотезы юридической нормы?

а) указывает на правовые последствия;

б) определяет круг субъектов правоотношения;

в) указывает на фактические обстоятельства, при которых норма

вступает в действие.

10. Укажите признак, отличающий закон от иных нормативных

а) издается в определенном порядке;

б) имеет общеобязательный характер;

в) обладает высшей юридической силой.

11. Какая разновидность норм права определяет меры

в) специального действия.

12. Судебный прецедент широко распространен в

13. Укажите, в каком соотношении находятся понятия законотворчество и правотворчество :

а) тождественные понятия;

б) правотворчество – вид законотворчества;

в) законотворчество – вид правотворчества.

14. Может ли быть ограничена дееспособность граждан?

а) может быть ограничена с согласия самого гражданина;

б) не может никогда;

в) может быть ограничена в судебном порядке.

а) способность быть субъектом правоотношений;

б) способность нести юридическую ответственность за

в) способность быть носителем юридических прав и

16. Нормативно-правовой акт вступает в силу :

а) со времени указанного в самом акте или специальном акте о

введении его в действие;

б) по истечении определенного срока;

в) с момента его принятия Государственной Думой в первом

17. Принцип обратной силы означает, что предписания нормативного акта :

а) распространяется на отношения, возникшие в результате его

б) не распространяется на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания;

в) распространяется на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания.

18. Укажите основное отличие акта применения права от нормативного акта :

а) властность предписания;

б) порождения юридических последствий;

в) индивидуально-конкретный характер.

19. Выберите, что из указанного является актом правоприменения :

а) приговор суда по конкретному делу;

в) указ Президента нормативного характера.

20. Укажите отличительный признак официального толкования :

а) имеет обязательный характер;

б) научно обоснован;

в) письменно закреплен.

21. Соотнесите понятия законодательство и система права :

а) тождественные понятия;

б) система права – это часть законодательства;

в) законодательство – это часть системы права.

22. Выберите в перечне институт права :

а) гражданское право;

в) административное право.

23. Аналогия права применяется :

а) при обнаружении пробела в праве, когда нет аналогичной нормы;

б) для создания нового нормативно-правового акта;

в) при обнаружении пробела в праве.

24. Укажите, к какому виду правонарушений относится нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения?

а) Дисциплинарный проступок;

в) административный проступок.

25. Определите, что является объектом посягательства при совершение кражи?

б) право собственности на вещь;

в) лицо у которого украли вещь.

26. К субъективной стороне правонарушения относят :

а) лицо совершившее правонарушение;

б) отношение окружающих к проступку;

в) психическое отношение субъекта правонарушения к совершенному

деянию и его последствиям.

27. К какому виду юридической ответственности относится наказание в виде лишения свободы?

28. Выберите из указанного вид дисциплинарного взыскания, применяемый администрацией предприятия к работнику, нарушившему трудовую дисциплину:

б) выговор с замечанием в трудовую книжку;

29. Соотнесите понятия законность и правопорядок :

а) это тождественные понятия;

б) правопорядок – это часть законности;

в) законность – это часть правопорядка.

30. К какой правовой системе относится национальная система права Франции?

Источник

Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государстваsergey_kiryanov

Сергей Кирьянов

В полном объеме этот и другие тесты МЭСИ абсолютно бесплатно, то есть даром можно получить ЗДЕСЬ

По истечении десяти дней после их опубликования

По государственным суверенитетом принято понимать:

Присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях

Политический режим – это:

Совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти

Принцип обратной силы означает, что предписания нормативного акта:

Распространяется на те отношения, которые возникли и существовали до его издания

Предмет теории государства и права – это:

Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, система основных понятий юриспруденции

Предпосылкой возникновения государства является:

Разделение общества на классы

С точки зрения социологической школы права, право – это:

Совокупность предписаний, обеспеченных силой государственного принуждения

Система государственных органов учреждений, при помощи которых обеспечивается выполнении внутренних и внешних функций государства, называется:

С какого момента возникает дееспособность юридических лиц?

С момента регистрации

Совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни, представляют собой:

Согласно исторической школе, право – это:

Продукт развития народного духа, объективированный в обычаях

Способы выражения и закрепления правовых норм определяются как:

Совокупность способов и методов осуществления политической власти государством определяется как:

Существуют следующие виды толкования правовых норм по объёму (выберите верные ответы):

С точки зрения юридического позитивизма нормы права устанавливаются (выберите верные ответы):

С какого момента возникает частичная дееспособность?

По достижении 14 лет

Статус лица как гражданина государства, члена общества, закрепляемый в Конституции и не зависящий от различных текущих обстоятельств, является:

Общим правовым статусом

Свойство государственной власти, выступающее как признание социальными массами этой власти и как способность властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний, называется:

Теория государства и права относится к …….. наукам.

Укажите отличительный признак официального толкования:

Имеет обязательный характер

Укажите основные формы государственного правления:

Монархия и республика

Укажите признак конфедерации:

Отсутствие обязательной силы предписаний единого законодательного органа для отдельных единиц

Укажите, в каком соотношении находятся понятия законотворчество и правотворчество:

Законотворчество – вид правотворчества

Укажите признак, отличающий закон от иных нормативных актов:

Обладает высшей юридической силой

Сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач

Укажите основное отличие акта применения права от нормативного акта:

Укажите, что характеризует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние:

Предмет теории государства и права

Федеральное Собрание Российской Федерации относится к:

Органам представительной и законодательной власти в РФ

Форма правления – это:

Способ организации верховной власти в стране

Что является центральным компонентом политической системы?

Что не относится к признакам юридического лица?

Солидарная ответственность учредителей

Что следует понимать под формой правления:

Организацию верховной государственной власти

Что из перечисленного не относится к критериям выделения различных форм правления?

Способ организации населения на территории

Что такое дееспособность?

Способность своими действиями приобретать права и исполнять обязанности

Юридическое содержание правоотношения – это:

Источник

Общие закономерности возникновения государства

Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства

Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства

Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства

Ни одна теория не может претендовать на исключительность как единственно верная для всех времен и народов.

Причины происхождения государства и права следует искать во всей совокупности закономерностей, обусловливающих существование человеческого общества.

Основные причины, обусловливающие наличие множества теорий происхождения государства и права:

— сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права, трудность его адекватного восприятия;

— несовпадающие, а порой противоречивые экономические, политические и идеологические взгляды и интересы; конъюнктурные или иные соображения;

— непреднамеренное смешение процесса возникновения государства и права с другими, соотносящимися с ними процессами.

Кроме того, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на основе разложившихся догосударственных институтов и явлений, и процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений на базе ранее существовавших.

Если первичные государства формировались в основном, исходя из объективных условий развития общества, то в процессе становления вторичных государств большая роль отводится конкретным личностям, т. е. субъективному фактору.

Тем не менее, можно выделить общие закономерности возникновения государств:

— становление государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс, а не одномоментный акт;

— государство возникает из недр первобытнообщинного строя как закономерный результат естественного развития общества вследствие экономического развития, появления частной собственности, имущественной дифференциации населения, а также изменений в нормативном регулировании;

— государство не навязывается обществу извне, не является результатом чьего-то решения. Государство возникает в силу объективного развития общества, когда на определенном этапе общество не может обходиться без такого органа управления, когда возникающие противоречия не могут быть разрешены в рамках догосударственной организации и когда уровень экономического развития позволяет содержать аппарат политической публичной власти;

— государство в определенной мере есть продукт сознательной деятельности людей;

— о появлении признаков государства в обществе свидетельствует, прежде всего, выделение особого слоя людей, не производящих материальных благ, а занятых лишь управленческими делами. Этот аппарат формировался из родоплеменной знати, либо верхушки имущих классов;

— государственные органы и организации частично появились в результате модернизации органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично – путем полного вытеснения последних.

Причины возникновения государства и права:

— необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;

— необходимость решения крупных проблем, связанных с ведением войн, строительством и т. д.;

— необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

— необходимость поддержания общественного порядка.

Г. В. Шершеневич отмечал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об обосновании государства». Конечно, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся разными корнями». «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод»[10].

Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент.

Источник

Вопрос 13. Общие закономерности возникновения государства.

(Чистяков Н. М. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.)

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

Закономерности появления государства:

· 1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

· 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

· 3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

· 4) Необходимость ведения войн.

Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Основными причинами образования государства были:

1. войны и военная организация,которые способствовали пере­ходу к государственности;

2. географическая причина.Многие древние государства и цивилизации возникали в местах, требующих организации совместных действий (долины рек или берега морей);

3. экологическая— создавала условия для развития социально- экономического неравенства, определенных видов хозяйственной деятельности, например ирригации, скотоводства, земледелия и др.;

4. демографическая— определяла численность и плотность на­селения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни;

5. психологическая— инициировала процессы политогенеза;

6. внешняя.Опасность внешней угрозы способствовала развитию внутренней организации и институционализации политических форм;

7. национальная— при определенных условиях выступала до­минантой образования национальных государств;

8. экономическая— характеризовалась ростом производитель­ности труда, возникновением излишков, разделением труда, появ­лением денежной торговли.

Выделяют два способа возникновения государства:

Европейский путь формирования государств характеризовался следующими особенностями:

· благоприятные для выживания человека климатические и ге­ографические условия стали фактором, способствовавшим разложе­нию общины и возникновению частной собственности на землю;

· возникновение частной собственности на землю;

· социальная дифференциация общества, образование антаго­нистических классов;

· формирование органов управления и принуждения.

Для восточного пути формирования государств были присущи следующие особенности:

· государства возникли в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. в зонах поливного земледелия, которое связано с проведением значительных ирригационных работ;

· пирамидальная организация общества: монарх, высшее чиновничество, жрецы, государственный аппарат, общинники, рабы;

· деспотия как форма организации государства.

В.И. Червонюквыделяет возникновение государства у славянских народов в отдельную форму, потому что у них никогда не суще­ствовало рабовладельческого уклада.

К специфическим особенностям возникновения государства у во­сточных славян он относит:

· постоянную внешнюю угрозу (хазары, германская экспансия, норманны);

· принадлежность земли к общине (сначала родовой, а потом и соседской);

· транзитное положение славянских народов между Северной и Западной Европой и Византией, Востоком (рост городов).

Укажите что характеризует общие закономерности возникновения развития и функционирования государства

Вопрос 14 Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, марксистская (материалистическая) (Матузов+Мелехов)

Теологическая теория. Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это в конечном счете вопрос веры.

Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций.

Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны к своим правителям.

Н.К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

15. Теории возникновения государства: договорная и теория насилия (Мелехов).

Теория насилия. Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения.

Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций. Следует отметить, что в целом фактор насилия как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако в определенные этапы исторического развития он на какое-то время становится доминирующим. Например, в результате Второй мировой войны в Восточной Европе возникла система социалистических государств.

Марксистско-ленинское учение к этой теории относилось избирательно. Для подтверждения правильности своих практических действий представители этой теории выделяют три вида насилия: революционное, либеральное и реакционное.

Л. Гумплович является сторонником теории внешнего насилия (его точку зрения разделял и К. Каутский). Он считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим. Победившее племя становится господствующим. Проигравшие теряют свободу и становятся эксплуатируемыми (чаще всего рабами). Рабство ведет к появлению частной собственности и классов. Это накладывает отпечаток на образ жизни и способствует переходу от кочевого быта к оседлому с развитием новых видов трудовой деятельности (земледелие, торговля). Ведущиеся войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные начала в виде образования новых государств.

Теория общественного договора (договорная теория). Эта теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Содержание понятия естественного права включает в себя представления о принадлежащих человеку и гражданину от рождения. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Сейчас нормы естественного права являются общеобязательными для каждого современного государства. Основные права человека и гражданина, соблюдение которых является обязанностью государства, определены нормами международного права.

Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям. М.Н. Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности. Для них общественный договор только методологический прием. А.И. Денисов считал договорную теорию антиисторичной, так как «в основу общественной жизни кладет индивида, человека. Вместе с тем эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно определяться природой человека, она не замечает того, что человек воздействует на природу и создает себе новые условия существования».

Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Они сходились во мнении о том, что правовое государство может возникнуть только посредством заключения общественного договора. Рассмотрим узловые моменты некоторых ученых, являющихся сторонниками и разработчиками положений этого учения.

Основные положения учения Д. Локка. В догосударственном обществе люди могли быть свободны в определении характера своих действий. Природное равенство он рассматривает не как возможность вседозволенности, а как основание и возможность для мирного существования между собой. Возникающие между ними взаимные права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия. Базовыми естественными правами человека он считал право на жизнь, свободу и собственность.

Основные положения учения Ж.-Ж. Руссо. Они были изложены в его работе «Об общественном договоре, или начала политического права» и «О причинах неравенства». Присущие людям изначально такие качества как свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Она повлекла за собой возникновение социального неравенства и борьбу между богатыми и бедными. Выход из создавшегося положения должен быть найден с помощью соглашения о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения.

Однако то, каким способом было это сделано, только усугубило неравенство в обществе. С утратой естественной свободы бедные слои населения не приобрели политического равенства и экономической независимости. Подвергая критике такое направление развития общественных отношений, Руссо предлагает свой проект исправления исторической несправедливости в виде заключения справедливого соглашения (договора) между народом и правителями.

Общественное соглашение, по его мнению, должно состоять из двух частей. В первой части им перечислены условия объединения людей в один единый народ (суверен). Вторая часть определяет конкретную форму государственного правления.

Основные положения учения Томаса Гоббса. Естественное состояние человека вне государства он рассматривал как «состояние войны всех против всех». Свою позицию он мотивировал тем, что в догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все. Однако, в силу своего разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих. Это позволило Т. Гоббсу сформулировать несколько естественных законов, которые неизменны и вечны: надо искать мира и следовать ему; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; люди должны выполнять заключенные ими соглашения.

Наличие одних естественных законов он рассматривал только как необходимое условие соблюдения мира и безопасности между людьми. Гарантом соблюдения этих и других законов может лишь общая власть (государство). Она должна формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага. Такая власть должна концентрироваться в руках одного человека или собрания людей, обладающих правом принятия коллективного решения большинством голосов «свести все воли граждан в единую волю». Если люди будут по отдельности выражать свою волю, то это будет только мешать общему благу и «сводить силы к нулю перед врагом».

Индивидуум передает право управлять собой с условием того, что все остальные люди передадут принадлежащее им это же право в равной степени. Такое условие является необходимым для соблюдения принципа равной ответственности и обязанности индивида подчинять свою волю решению большинства, а также воли и суждению «носителя общего лица».

16. Форма государства: понятие, элементы, факторы, обуславливающие многообразие государственных форм и их эволюцию (Мелехов+Малько+Головистико+автореферат Гупекшокова+Нерсесянц

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *