Укажите чем являются слова планировка планирование 1 синонимами 2 антонимами 3 паронимами
Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».
Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.
Тип урока: контроль и оценка знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».»
Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».
Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.
Тип урока: контроль и оценка знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.
I. Этап активизации субъективного опыта учащихся.
II. Самостоятельная работа учащихся.
1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
4) Живописный лес тянется вдоль реки.
2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
3) У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
3) Взошло солнце и осветило всё вокруг.
4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
1) Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
2) Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
3) Три года учёбы пролетели незаметно.
4) Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
5. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
1) Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
2) Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
3) Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
4) Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
1) В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
2) Окна моей комнаты выходят в сад.
3) Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
4) Незнакомец показался ему человеком добрым.
7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
1) Он был бойцом не робкого десятка.
2) Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
4) По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
8. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
1) По щучьему велению
2) Не всё коту масленица
4) Сматывать удочки
9. В каком ряду слова не являются антонимами?
2) Лидер – аутсайдер
3) Дерзкий – безрассудный
4) Активный – пассивный
10. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
11. В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
12. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
1) Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
2) Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
3) Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
4) Язык – средоточие и выражение народного духа.
14. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
1) Верста коломенская – человек очень высокого роста
2) Прикусить язык – испугаться
3) Без царя в голове – не иметь ума
4) Поставить с ног на голову – исказить факты.
15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
16. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
1) Коренной житель – коренной вопрос
2) Человек худой – худой мир
3) Больной заснул – больной ребёнок
4) Спутник Марса – спутник по дороге
5) Пачка газет – пачка балерины
6) Звезда эстрады – звезда на небе
17. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
1) И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
2) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
3) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
2) Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
3) Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
4) Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1) Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
2) Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
3) Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
1) Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
2) Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
3) Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
1) Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
2) Смелые побеждают – трусливые погибают.
3) Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
4) В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
5. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
1) Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
2) Обед как всегда был сытным и вкусным.
3) Царственная красота зимнего леса поразила его.
4) Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
1) Волны моря бились о гранитные камни набережной.
2) Я остановился в густой тени старой сосны.
3) Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
4) Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
1) Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
2) Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
3) Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
4) Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
8. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
9. В каком ряду слова не являются антонимами?
3) Типичный – уникальный
4) Хитрый – простодушный
10. Укажите, чем являются слова планировка – планирование?
11. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
12. В каком словаре можно уточнить написание слова?
13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
1) Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
2) Это был человек представительской внешности.
3) Марья была искусственная мастерица
4) В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
14. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
1) Стоять как вкопанный – не двигаясь
2) Бежать сломя голову – очень быстро
3) Белая ворона – человек в белом
4) Как снег на голову – неожиданно.
15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.
16. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
1) Здравый, мощь, добродетель, чуждый
2) Здоровый, мощь, зима, чужой
3) Здравый, мочь, добродетель, чужой
4) Здоровый, мочь, зима, чуждый
17. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
синонимы антонимы омонимы паронимы
Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый
Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи.
Следует различать синонимы и номинальные определения — последние представляют полную тождественность.
Анто́нимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя» ) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.
Также термином паронимия принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например, употребление слова адресат вместо адресанта; боцман вместо лоцман; кремень вместо кремний является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паронимами.
Омонимы – это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию:
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
(Л. Кондырев.)
Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения:
Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)
Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.
Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами:
Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.
(М. Исаковский.)
Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.
Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значение.
Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. С. Пушкин.)
Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.
Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.
Смешение паронимов – грубейшее нарушение литературных форм словоупотребления.
Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый
Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи.
Следует различать синонимы и номинальные определения — последние представляют полную тождественность.
Анто́нимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя» ) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.
Также термином паронимия принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например, употребление слова адресат вместо адресанта; боцман вместо лоцман; кремень вместо кремний является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паронимами.
Синонимы антонимы омонимы паронимы: что это такое
Изучение русского языка – дело очень сложное и под силу оно только тем, кто действительно жаждет знать его. С малых лет мы слышим от родных русскую речь и стараемся запоминать, как и в каких случаях нужно произносить те или иные слова. Но русский язык не даром велик и могуч, и при его изучении открывается еще много всего нового и неизведанного. Одной из таких тем является лексическая красота языка, которую придают специальные лексические средства выразительности речи.
Понятие о лексической красоте речи
Давайте представим себе такую ситуацию: ваш собеседник рассказывает вам про выходные, проведенные с детьми в Диснейленде. «Когда мы приехали в Диснейленд, возле касс было очень много людей, а потом людей стало меньше, и мы купили билеты. Правда добирались мы до Диснейленда долго, а оказалось, что можно было купить билеты прямо в отеле в самом Диснейленде, даже дешевле бы вышло…» Согласитесь, такое повествование быстро вас утомит, даже если вы всегда хотели услышать отзывы об этом парке от очевидцев.
А теперь представьте, что история прозвучала примерно так. «Людей в Диснейленде, действительно, много, поэтому в очереди к кассам мы простояли очень долго. А зря! Ведь, если бы заранее все узнали, то сразу бы поселились в отеле на территории парка развлечений, и приобрели бы билеты прямо на ресепшине. И время сэкономили бы на дорогу, и деньги, и силы на прогулку…» Заметили? Совершенно по-другому звучит одна и та же история. А все потому, что во втором варианте собеседник украсил свой рассказ лексическими средствами выразительности речи.
К лексическим средствам выразительности речи относят такие слова, как синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Каждый из видов этих лексических средств несет в себе настоящие драгоценные камни, которыми украшается родная речь. Если же отказаться от их использования в языке, то речь будет скудной, бедной и абсолютно безэмоциональной, а люди, которые будут разговаривать в подобном ключе, больше будут напоминать роботов, выполняющих односложные команды.
Синонимы
Вспоминаем уроки русского языка в среднем звене и определяемся с тем, что же такое эти синонимы.
Синонимы представляют собой такие слова, которые имеют различное написание, но смысл их одинаков. Например, «дача» — «усадьба» — «огород», или «спешить» — «поспешать» — «торопиться» и другие. Из нескольких таких слов – синонимов – образуется так называемый синонимический ряд, слова в котором будут нести практически одно и то же значение, но иметь различную интонацию и эмоциональную окраску. Благодаря этому повествование будет более мелодичным по звучанию, а слова будут принимать различные лексические значения. Например, глагол «смотреть» несет нейтральный смысл, он употребляется чаще всего в информационном стиле повествования чего-либо. Но если перефразировать его в «глядеть», то мы получим лексическую форму того же глагола, которая чаще встречается в литературном жанре. Ну, а если мы выйдем во двор и прислушаемся к компании подростков, то скорее всего услышим этот же глагол, но в разговорной форме «зырить», что тем не менее тоже означает «смотреть». При этом все три формы имеют право существовать.
Но знать синонимы – это еще полбеды. Оказывается, в русском языке они еще делятся на типы.
Первую группу образуют абсолютные синонимы – слова, совершенно одинаковые и по своему значению, и по эмоциональной окраске (например, «лингвистика» — «языкознание», «город» — «мегаполис»).
Вторая группа синонимов – это стилистические синонимы. Они по своему лексическому значению представляют собой одинаковые значения, а по стилю изложения – разные (например, в нейтральном значении «опыт», в книжном значении «эксперимент»).
Следующая группа – это смысловые синонимы. Они близки друг другу по смысловой нагрузке (например, «ярость» — «гнев»).
Заключительной группой являются однокоренные синонимы, т.е. слова близкие по значению и имеющие одинаковый корень (например, «неграмотный» — безграмотный») и разнокоренные синонимы т.е. слова близкие по значению и имеющие разные корни (например, «красный» — «алый»).
Какую же функцию несут эти слова в русском языке, спросите вы. Именно украшение речи, ведь синонимы – это одно из средства лексической выразительности. С помощью этих слов можно добиться следующих приемов в повествовании:
Антонимы
Антонимы же представляют собой совершенно противоположение по значению слова, например, «холодный» — «горячий», «ложь» — «истина» и т.д.
В русском языке антонимам отводится почетная и важная роль, они лежат в основе противопоставлений, что носит название антитезы.
Эти слова тоже делят на группы в зависимости от того, что они обозначают. Рассмотрим эти группы.
Главным отличием антонимов от синонимов является то, что антономический ряд их состоит только из пары слов («плохой» – «хороший», «большой» — «маленький» и т.д.). С точки зрения морфологии, антонимы могут быть как однокоренными («грамотный» — «безграмотный»), так и разнокоренными («красивый» — «уродливый»).
Какова же функция антонимов в русском языке?
Прежде всего они являются средствам выразительности речи, которое используются в художественной литературе, журналистике, и прочих видах повествования («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин). В литературе часто прибегают к понятию оксюморона, т.е. к сочетанию в одной фразе или словосочетании несочетаемых по значению понятий, и антонимы выступают при этом главным звеном («скупой рыцарь», «трусливый лев» и прочее). Незаменимы антонимы при составлении пословиц и поговорок («мягко стелет, да жестко спать»), а также в заголовках литературных произведений и журналистских публикаций («Война и мир», «Отцы и дети»).
Омонимы
Следующей, не менее важной составляющей лексической выразительности речи, являются омонимы – слова, которые совершенно одинаковы по звучанию и написанию (исключение омофоны), но при этом они несут совершенно разный смысл. Все мы сталкивались с подобными словами еще в начальной школе, если не раньше. Помните слово «коса»? Сколько значений оно имеет? Первое – девичья коса, второе – коса для сенокоса, третье – коса, отмель, где можно купаться. И таких слов очень много: кок (повар на корабле и название прически), кран (подъемный и рукомойный) и т.д.
Важно! Омонимы нужно уметь отличать от многозначных слов, значения которых взаимосвязаны друг с другом (например, «шляпка» — может употребляться в качестве дамского головного убора, а может быть шляпкой гриба. Но общее в этих словах то, что и в одном, и в другом значении это шляпка). В омонимах такого нет, и все слова по значению разные и связи друг с другом никакой не имеют.
Омонимы, так же, как и синонимы с антонимами, делятся на типы:
Каково же значение в русском языке таких слов, как омонимы?
Паронимы
Четвертым средством для придания речи лексической выразительности выступают паронимы – слова, которые имеют одинаковое звучание, но пишутся по-разному. К таким примерам можно отнести следующие: «рассвет» — «расцвет», «желаю провести время весело» — «оно мало весило».
В русском языке есть такое понятие, как парономазия. Оно означает стилистическую фигуру, в которой в предложении рядом размещаются слова, близкие друг другу по звучанию, но разные по своему смысловому значению (например, «тот не глуп, кто на слова скуп»).
Стоит отметить, что паронимы в некоторым смысле являются своего рода производными омонимов. Причина того, что их выделили в отдельную группу, состоит в том, что существует необходимость пополнения лексического состава однокоренных слов с нетипичными смысловыми оттенками, т.е. для уточнения их смысловых характеристик.
Паронимы делят на типы:
Функции паронимов состоят в следующем:
Важно!
Иногда паронимы могут быть употреблены неправильно из-за схожего их написания или звучания. Это порой становится причиной грубейших лексических ошибок: «Принять эффективную позу» вместо «эффектной».
Вместо заключения
Да, учить языки очень сложно, в том числе и иностранные. Но довольно часто учителя русского языка и словесности сталкиваются с тем, что школьники не уделяют должного внимания изучению родного языка. Ведь мало уметь говорить на языке, только потому, что каждый день мы слышим его ото всюду. Нужно уметь правильно говорить и не только правильно, но и красиво. В русском языке есть выражение «Молчание – золото!» Но если человек красиво и грамотно выражает свои мысли, то это тоже Золотые Слова.