Укажите чем являются слова горевать печалиться синонимами антонимами
Контрольные задания по теме Лексикология
Контрольная работа ориентирована на проведение среза знаний после изучения темы «Лексика и фразеология» в 10 классе. Она составлена на основе методических пособий по УМК Власенкова и УМК Грекова Работа поможет проверить уровень усвоения темы на всех основных этапах её изучения.
Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология»
В каком предложении нарушены лексические нормы?
В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
Живописный лес тянется вдоль реки.
В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
Взошло солнце и осветило всё вокруг.
В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
Три года учёбы пролетели незаметно.
Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
Окна моей комнаты выходят в сад.
Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
Незнакомец показался ему человеком добрым.
В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
Он был бойцом не робкого десятка.
Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
По щучьему велению
Не всё коту масленица
В каком ряду слова не являются антонимами?
Укажите, чем являются слова горевать – печалиться ?
В предложении « Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
Язык – средоточие и выражение народного духа.
Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
Верста коломенская – человек очень высокого роста
Прикусить язык – испугаться
Без царя в голове – не иметь ума
Поставить с ног на голову – исказить факты.
Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
Коренной житель – коренной вопрос
Человек худой – худой мир
Больной заснул – больной ребёнок
Спутник Марса – спутник по дороге
Пачка газет – пачка балерины
Звезда эстрады – звезда на небе
Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология»
В каком предложении нарушены лексические нормы?
Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
Смелые побеждают – трусливые погибают.
Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
Обед как всегда был сытным и вкусным.
Царственная красота зимнего леса поразила его.
Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
Волны моря бились о гранитные камни набережной.
Я остановился в густой тени старой сосны.
Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
В каком ряду слова не являются антонимами?
Укажите, чем являются слова планировка – планирование ?
В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт …» подчёркнутое слово является
В каком словаре можно уточнить написание слова?
Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
Это был человек представительской внешности.
Марья была искусственная мастерица
В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
Значение какого фразеологизма определено неправильно?
Стоять как вкопанный – не двигаясь
Бежать сломя голову – очень быстро
Белая ворона – человек в белом
Как снег на голову – неожиданно.
Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
Здравый, мощь, добродетель, чуждый
Здоровый, мощь, зима, чужой
Здравый, мочь, добродетель, чужой
Здоровый, мочь, зима, чуждый
Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10 класс
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 1
В каком предложении нарушены лексические нормы?
В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
Живописный лес тянется вдоль реки.
В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
Взошло солнце и осветило всё вокруг.
В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
Три года учёбы пролетели незаметно.
Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
Окна моей комнаты выходят в сад.
Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
Незнакомец показался ему человеком добрым.
В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
Он был бойцом не робкого десятка.
Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
По щучьему велению
Не всё коту масленица
В каком ряду слова не являются антонимами?
Укажите, чем являются слова горевать – печалиться ?
В предложении « Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
Язык – средоточие и выражение народного духа.
Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
Верста коломенская – человек очень высокого роста
Прикусить язык – испугаться
Без царя в голове – не иметь ума
Поставить с ног на голову – исказить факты.
Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
Коренной житель – коренной вопрос
Человек худой – худой мир
Больной заснул – больной ребёнок
Спутник Марса – спутник по дороге
Пачка газет – пачка балерины
Звезда эстрады – звезда на небе
Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 2
В каком предложении нарушены лексические нормы?
Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
Смелые побеждают – трусливые погибают.
Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
Обед как всегда был сытным и вкусным.
Царственная красота зимнего леса поразила его.
Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
Волны моря бились о гранитные камни набережной.
Я остановился в густой тени старой сосны.
Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
В каком ряду слова не являются антонимами?
Укажите, чем являются слова планировка – планирование ?
В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт …» подчёркнутое слово является
В каком словаре можно уточнить написание слова?
Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
Это был человек представительской внешности.
Марья была искусственная мастерица
В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
Значение какого фразеологизма определено неправильно?
Стоять как вкопанный – не двигаясь
Бежать сломя голову – очень быстро
Белая ворона – человек в белом
Как снег на голову – неожиданно.
Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
Здравый, мощь, добродетель, чуждый
Здоровый, мощь, зима, чужой
Здравый, мочь, добродетель, чужой
Здоровый, мочь, зима, чуждый
Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».
Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.
Тип урока: контроль и оценка знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».»
Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».
Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.
Тип урока: контроль и оценка знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.
I. Этап активизации субъективного опыта учащихся.
II. Самостоятельная работа учащихся.
1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
4) Живописный лес тянется вдоль реки.
2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
3) У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
3) Взошло солнце и осветило всё вокруг.
4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
1) Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
2) Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
3) Три года учёбы пролетели незаметно.
4) Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
5. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
1) Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
2) Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
3) Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
4) Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
1) В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
2) Окна моей комнаты выходят в сад.
3) Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
4) Незнакомец показался ему человеком добрым.
7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
1) Он был бойцом не робкого десятка.
2) Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
4) По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
8. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
1) По щучьему велению
2) Не всё коту масленица
4) Сматывать удочки
9. В каком ряду слова не являются антонимами?
2) Лидер – аутсайдер
3) Дерзкий – безрассудный
4) Активный – пассивный
10. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
11. В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
12. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
1) Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
2) Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
3) Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
4) Язык – средоточие и выражение народного духа.
14. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
1) Верста коломенская – человек очень высокого роста
2) Прикусить язык – испугаться
3) Без царя в голове – не иметь ума
4) Поставить с ног на голову – исказить факты.
15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
16. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
1) Коренной житель – коренной вопрос
2) Человек худой – худой мир
3) Больной заснул – больной ребёнок
4) Спутник Марса – спутник по дороге
5) Пачка газет – пачка балерины
6) Звезда эстрады – звезда на небе
17. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
1) И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
2) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
3) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
2) Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
3) Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
4) Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1) Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
2) Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
3) Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
1) Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
2) Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
3) Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
1) Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
2) Смелые побеждают – трусливые погибают.
3) Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
4) В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
5. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
1) Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
2) Обед как всегда был сытным и вкусным.
3) Царственная красота зимнего леса поразила его.
4) Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
1) Волны моря бились о гранитные камни набережной.
2) Я остановился в густой тени старой сосны.
3) Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
4) Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
1) Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
2) Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
3) Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
4) Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
8. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
9. В каком ряду слова не являются антонимами?
3) Типичный – уникальный
4) Хитрый – простодушный
10. Укажите, чем являются слова планировка – планирование?
11. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
12. В каком словаре можно уточнить написание слова?
13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
1) Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
2) Это был человек представительской внешности.
3) Марья была искусственная мастерица
4) В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
14. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
1) Стоять как вкопанный – не двигаясь
2) Бежать сломя голову – очень быстро
3) Белая ворона – человек в белом
4) Как снег на голову – неожиданно.
15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.
16. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
1) Здравый, мощь, добродетель, чуждый
2) Здоровый, мощь, зима, чужой
3) Здравый, мочь, добродетель, чужой
4) Здоровый, мочь, зима, чуждый
17. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?