Укажите чем отличаются данные слова синонимы при выполнении задания пользуйтесь словарями синонимов
Неподдельный – подлинный, естественный, искренний.
Подлинный – оригинальный, не скопированный.
Заливать – хвастать, привирать, рассказывать небылицы.
Лгать – Говорить ложь, клеветать, возводить напраслину.
Цыкнуть – прикрикивать с угрозой.
Гаркнуть – со злостью крикнуть, припугнуть окриком.
4) Конечно – само собой разумеется, без сомнения.
Разумеется – несомненно, можно быть уверенным.
6) Звонкий – звучный, громкий.
Звучный – издающий громкие чистые звуки.
7)Словарь – сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
Азбуковник – В России (XIII—XVIII век) : анонимный рукописный словарь или справочник, содержащий сведения учебного, энциклопедического и нравоучительного характера.
Словник – алфавитный список, реестр слов для словаря.
Cоставить по одному предложению с каждым словом : настоящий, натуральный, неподдельный, подлинный, естественный, обманывать, сочинять, заливать, лгать, врать, конечно, разумеется, безусловно, бесспорн?
Cоставить по одному предложению с каждым словом : настоящий, натуральный, неподдельный, подлинный, естественный, обманывать, сочинять, заливать, лгать, врать, конечно, разумеется, безусловно, бесспорно, контуры, очертания, линии, силуэт.
ОБЪЯСНИТЕ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЭТИ СИНОНИМЫ?
ОБЪЯСНИТЕ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЭТИ СИНОНИМЫ.
Вы пиши из словаря С?
Вы пиши из словаря С.
И. Ожегова толкование слова лексикон.
Конечно Разумеется Несомненно Безусловно Бесспорно Прочитайте слова?
Конечно Разумеется Несомненно Безусловно Бесспорно Прочитайте слова.
Составьте предложения, используя данные слова в качестве вводных.
Запишите полученные предложения.
Не забудьте выделить вводные слова запятыми.
Составить предложении из слов : обманывать, сочинять, заливать, лгать, врать, контуры, очертания, линии,?
Составить предложении из слов : обманывать, сочинять, заливать, лгать, врать, контуры, очертания, линии,.
Словарь Ожегова толкование слова лексикон?
Словарь Ожегова толкование слова лексикон.
Начальная форма : НЕЛЬЗЯ Часть речи : предикатив время : настоящее время Формы : нельзя.
ПРИСТАВКА ОТ : отрезать, отчислить, относить, отговорить, отклеить, отпилить, отстоять, отводить, отвязать, откинуть, отбежать, отнести. ПРИСТАВКА ОБ : облепить, обновить, обсудить, обдумать, обводить, обговорить, обжаловать, обклеить, облить, обмер..
Притворить окна ; прибить к потолку ; принципиальное решение ; престарелый человек ; приключенческая литература ; приехать в Приамурье ; притерпеться к боли ; превратиться в лед ; пригорело на сковородке ; прищурить глаза ; претоненькие ножки ; дости..
Притворить окна ; прибить к потолку ; принципиальное решение ; престарелый человек ; приключенческая литература ; приехать в Приамурье ; притерпеться к боли ; превратиться в лед ; пригорело на сковородке ; прищурить глаза ; претоненькие ножки ; дости..
4)КОМАНДИР полка 8)КАБИНЕТ музыки, медицинский КАБИНЕТ 9)Старая липовая АЛЛЕЯ.
А какой у тебя учебник.
Но вот наступает вечер с зарей, пылающей пожаром. Садящееся солнце охватило полнеба.
Неподдельный – подлинный, естественный, искренний.
Подлинный – оригинальный, не скопированный.
2) Обманывать – сознательно вводить в заблуждение кого-либо
Заливать – хвастать, привирать, рассказывать небылицы. Разговорное.
Лгать – Говорить ложь, клеветать, возводить напраслину.
3) Крикнуть – громко позвать кого-либо.
Цыкнуть – прикрикивать с угрозой. Разговорное.
Гаркнуть – со злостью крикнуть, припугнуть окриком. Разговорное.
4) Конечно – само собой разумеется, без сомнения.
Разумеется – несомненно, можно быть уверенным.
Безусловно – несомненно.
5) Контуры – внешнее очертание чего-нибудь.
Очертания – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет линии.
6) Звонкий – звучный, громкий.
Звучный – издающий громкие чистые звуки.
7)Словарь – сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
Азбуковник – В России (XIII—XVIII век): анонимный рукописный словарь или справочник, содержащий сведения учебного, энциклопедического и нравоучительного характера. Устаревшее.
Словник – алфавитный список, реестр слов для словаря.
Синонимы и их употребление
22. Укажите, чем различаются данные слова-синонимы. При выполнении задания пользуйтесь словарями синонимов.
Обманывать — сочинять — заливать — лгать — врать.
Крикнуть — цыкнуть — гаркнуть — рявкнуть.
Конечно — разумеется — безусловно — бесспорно.
Контуры — очертания — линии — силуэт.
Звонкий — звучный — звончатый.
Словарь — азбуковник — словник — лексикон — тезаурус.
23. Подберите синонимы к словам. Придумайте предложения со словами одного из синонимических рядов.
Красивый, дружба, смеяться, множество, дефект, воспоминания, осторожность, защитник, торжественность, преимущество, победить, близкий.
24. В отрывке из поэмы Н. Гоголя «Мёртвые души» найдите синонимы. Какие черты характера Чичикова автор раскрывает с помощью этого выразительного средства?
Приезжий во всём как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.
25. Проанализируйте отрывок из фельетона И. Ильфа и Е. Петрова. Какие средства создания комического использовали авторы?
Продаются мужские костюмы. Фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато-серый, серовато-чёрный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет пережжённого чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника».
26. Лингвистическое наблюдение. Проанализируйте структуру «Школьного словаря синонимов русского языка» (авторы А.А. Семенюк, И.А. Семенюк): назначение словаря, состав словаря и структуру словарной статьи, навигацию, иллюстративное наполнение, использованные источники информации. Как, пользуясь словарём, правильно определить значения синонимов и не ошибиться с их употреблением в речи? Познакомьте одноклассников с результатами ваших исследований. Подготовьте для них небольшой тест на знание смысловых оттенков синонимов, на сочетательные возможности синонимического ряда. Воспользуйтесь заданиями, предложенными во вступительной статье данного словаря.
Сборник заданий «Работа с синонимами на уроках русского языка»
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
молчит – говорит, начинает– заканчивает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, з
Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.
Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.
(оставшиеся слова – синонимы)
Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.
Подоберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».
Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.
(Темнота – потёмки, сумерки.
Отметка – оценка, балл)
Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)
Подберите синонимы к данному слову.
К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.
Замените имена прилагательные синонимами.
Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
Густой, дремучий (лес, туман).
Горячий, знойный (лето, вода, привет).
(коричневое платье, коричневый костюм;
дремучий лес, густой туман;
горячая вода, горячий привет, знойное лето)
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
Вставьте пропущенные слова и окончания.
(молния (яркая, ослепительная)
удар грома (сильный, оглушительный)
достал (дождь, ливень)
Выберите подходящее слово.
Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это
необходимо в рифму.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от ( работы )…..
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу ( торопятся )….
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную ( берегут )….
Найдите синонимы в пословицах.
Приятелей много, а друга нет.
Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.
(Бесстрашный, безветренная, беспощадный (безжалостный), беззлобный, безоблачное, бессмысленный, бестолковый, бесшумные)
Запишите синонимы к словам, состоящие из такого же количества букв.
а) Выберите слово, наиболее точно передающее мысль.
Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (шумели, шелестели, хрустели, трещали, шуршали ) опавшие листья.
Глубокая осень. Я иду по лесной тропинке. Вдруг за деревьями, за кустарниками ( мелькнула, промелькнула, показалась, померещилась, пролетела, пронеслась, проплыла, пробежала, замаячила, почудилась) неясная тень какого-то животного. «Волки!» холодком ударила тревога в сердце.
б) А теперь сами составьте различные упражнения на выбор слов.
Пользуйся словарём синонимом.
в тридевятом царстве, в тридесятом государстве
наводить тень на плетень или на ясный день
в) Попробуйте сами составить список таких слов (лучший помощник
– словарь синонимов) и упражнения на выбор слова.
г) Игра – соревнование: составьте свои ряды синонимов с данными
словами из разговорного языка – смешные, несмешные,
смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…
страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…
2) а) В каждом из предложений найдите неудачно использованное
слово и замените его.
Из металла, собранного школьниками был собран трамвай.
Девочка была плохо одета, она (трепетала, дрожала ) от холода.
На первое подали (рыбий, рыбный ) суп с овощами.
Мальчики (одели, надели ) свои куртки на молниях.
Двери были плотно ( закрыты, заперты) и даже (закрыты, заперты) на внутренний замок.
б) Составьте сами различные упражнения на замену неудачно
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов.
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
Номер материала: ДБ-017156
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, Контрольные вопросы и задания, с. 96
Контрольные вопросы и задания.
1. Какие слова называются диалектизмами, какие — профессионализмами, какие — жаргонизмами?
Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессионализмами.
Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
2. Какие слова являются заимствованными?
Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.
3. Как объяснить, что некоторые слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?
Лексика нашего языка с течением времени меняется довольно быстро. Одни слова выходят из общего употребления, другие, наоборот, появляются в нём. Так среди обиходных появляются слова устаревшие и новые. В языке появляются новые слова, потому что развиваются наука и техника, меняется представление о мире, появляются новые предметы. Но происходит и обратный процесс: какие-то вещи и понятия постепенно устаревают, уходят из нашей жизни. В языке существуют также устаревшие слова.
Устаревшие слова могут быть двоякого рода. Одни выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. Такие устаревшие слова называются историзмами. Другие слова выходят из употребления в силу того, что вытесняются словами, с точки зрения говорящего, более точными и удобными. Такие устаревшие слова называются архаизмами. В отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы.
4. Чем архаизмы отличаются от историзмов?
Историзмы — это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, кафтан, кольчуга, крепостной, князь.
Архаизмы — это устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики: сей — этот, уста — губы, чело — лоб, выя — шея, зело — очень, вежды — веки, зерцало — зеркало.
В отличие от историзмов архаизмы всегда имеют современные синонимы.
5. Какой лексический словарь вы хотели бы приобрести и почему?
Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое множество. Я хотел бы приобрести «Школьный толковый словарь русского языка»
6. Как вы оцениваете свой личный «словарь» (запас лексических средств), которым вы пользуетесь в жизни (бедный, удовлетворительный, достаточный, позволяющий успешно общаться и т. д.)?
Я много читаю и оцениваю свой личный «словарь» как «позволяющий успешно общаться».
7. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?
Фразеология — это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
8. Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
9. О чём можно узнать во фразеологическом словаре?
С помощью фразеологического словаря можно узнать яркие образные выражения русского языка – фразеологизмы, которые многие века создавались в народе. Он интересен людям любых профессий. В словаре фразеологизмов, как и в любом другом, есть словарная статья, которая включает в себя заголовочное слово, грамматические и стилистические пометы, толкование фразеологизма, иллюстративный материал, справочную часть, в которой часто даётся этимология некоторых фразеологизмов.