Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Информационные революции

Роль информации в развитии общества.

Ряд исследователей истории цивилизации считают что история человечества может рассматривается как закономерная последовательность технологических революций. Под технологической революцией понимается радикальное изменение средств и способов организации общественного производства и жизнеобеспечения общества.

Однако прослеживается тесная связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.

Существо информационной революции заключается в изменении инструментальной основы способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной для активной части населения. Можно выделить шесть информационных революций за всю историю развития цивилизации.

Первая информационная революциясвязана с появление языка и человеческой речи. Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления а также накопления и распространения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний.

Вторая информационная революция связана с появлением письменности. Это изобретение человека позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Стало возможным распространение науки и культуры в современном понимании этих терминов

Изменилась и информационная среда общества, стали возможны новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями. Появились образованные люди, ставшие двигателями технического и культурного прогресса.

Появление письменности послужило мощным фактором для накопления и распространения знаний в области организации многих производственных процессов.

Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву:

— возросло число использованных в обществе документов;

— началось более широкое распространение информации, научных знаний.

Появились библиотеки печатных книг. В обществе появились широкие возможности для получения знаний и самообразовании. Например, Колумб не смог бы получить необходимые знания для своего путешествия к берегам Америки, если в его время не существовало бы печатных изданий, рукописей путешественников Плиния, Марко Поло.

Типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий Появились газеты, журналы, справочники.

Четвертая информационная революция связана с изобретением телеграфа (Шиллинг, Бодо, Морзе), телефона, радио (Попов А.С., Маркони) и телевидения. Благодаря этим средствам люди оказались подключенными к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части планеты.

Электронные средства позволяют передавать информацию с высокой скоростью и в больших объемах. События становятся общим достоянием практического всего населения страны. Информационная революция изменила общественное сознание всего человечества, сделав его более глобальным.

Пятая информационная революция началась с момента появления цифровой вычислительной техники. Появление ЭВМ вызвало бурный рост новых информационных технологий, ориентированных на возможности ЭВМ и ПЭВМ.

Человечество вступило в новую эру – эру информации. Создается распределенная система общенациональных и региональных знаний. В ближайшем будущем информация станет не только результатом труда населения планеты, но и объектом этого труда. Все сферы деловой активности людей во все большей степени связаны с использованием информации и научных знаний.

Шестая информационная революция,свидетелями которой мы являемся, создала условия для формирования на планете новой цивилизации – информационного общества, в котором процесс создания, преобразования и потребления информации происходит на основе информационных технологий.

Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов:

-глобализации экономики, проявляющейся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбытов продукции;

-глобализации науки за счет создания распределенных международных коллективов ученых, работающий над общим научным рабочим проектом;

-интенсификации процессов международного обмена научной информации;

-глобализации образования, проявляющейся в развитии систем дистанционно образования, создании открытых территориально распределенных университетов, центров повышения профессиональной квалификации;

Источник

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его мнению, сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.

В настоящее время выделяют шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества.

Первая информационная революция связывается с появлением языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и навыков рациональной организации этой деятельности.

Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распространения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обществе всеобщим уважением как хранители и распространители древних знаний.

В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди – старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распространения знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили многие столетия.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую информационную революцию большинство современных исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми с помощью обмена письменными сообщениями.

Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое многие сегодня называют информационной культурой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.

Появление письменности послужило мощным фактором для накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов. Фиксация этого опыта в виде рукописных документов, чертежей и рисунков представляла собой процесс зарождения «технологии» – нового понятия в области развития цивилизации, которому суждено было сыграть решающую роль в процессе ее дальнейшего развития.

Третья информационная революция началась в эпоху возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Относительная простота процесса книгопечатания, возможность выпуска печатных книг большими тиражами и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными книгами – все это привело к тому, что в обществе существенно расширились возможности для получения знаний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходимых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Плиния и Марко Поло. И только появление их в печатном виде позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совершенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Высшей точкой развития третьей информационной революции является появление печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изданиях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя общим закономерностям увеличения объемов информации в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое использование в последние годы различного рода электронных носителей информации.

Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более широко распространяться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефон и телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чувствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в определенной степени, гражданином всего мира.

Новые качества, которые принесла в информационную сферу общества четвертая информационная революция, заключаются не только в том, что по новым коммуникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что информационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью. Любое событие, которое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляющему большинству ее обитателей, где бы они ни находились. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» – планеты Земля. Таким образом информационная революция изменяет общественное сознание всего человечества, делает его все более глобальным.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти сегодня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале XXI века мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным образом повысят возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.

Вполне вероятно, что появление и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширит сферу социального применения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия этого процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.

Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества.

Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особенности, которые, безусловно, заслуживают самого пристального и объективного научного анализа.

Источник

Будущее сегодня: информационная революция 6.0

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Информационные революции всегда являлись теми точками в истории человечества, которые приводили к новым этапам в развитии цивилизации.

Данные революции приводили к появлению и развитию принципиально новых технологий, которые кардинально меняли общество и выводили на новый уровень социально-экономическое развитие человечества. Так было в прошлом и так есть сегодня, когда человечество находится в преддверии новой информационной революции. Для того чтобы понять значимость перемен, сделаем небольшой экскурс в прошлое, а затем попытаемся отразить будущую информационную революцию 6.0

Информационная революция 1.0

Первая информационная революция связана с появлением языка и человеческой речи. Именно развитие языка оказало влияние на развитие сознания людей.

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Кардинальные перемены произошли тогда, когда люди научились фиксировать и передавать информацию на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Человечество подошло ко второй информационной революции в своей истории.

Информационная революция 2.0

Вторая информационная революция связана с появлением алфавита и письменности. Письменность позволила не только хранить накопленную информацию, но и повысить достоверность информации, создать условия для большего, чем ранее, распространения знаний. Это был качественно новый этап в развитии человечества, последствия которого мы ощущаем и в наше время. С появлением письменности стало возможным развитие науки и культуры в том виде, в котором она существует сегодня.

Появились исторические летописи, поэзия и литература, возникли элементы, которые мы сегодня называем информационной культурой. Появление алфавита и письменности послужило катализатором для накопления и распространения знаний в различных областях жизни.

Информационная революция 3.0

Первая эффективная технология передачи информации связана с 3-й информационной революцией, начало которой было положено в средние века, а именно в период Возрождения. Новый этап в развитии человечества связан с изобретением книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Это привело к первому информационному взрыву. Произошел мощный всплеск количества и распространения информации, научных знаний, что отразилось в развитии информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг. Печатная книга стала главным хранителем, источником и инструментом передачи знаний.

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Своего пика третья информационная революция достигла с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, информационных справочников и т. д.

Информационная революция 4.0

Четвертая информационная революция началась в XIX и продолжилась в первой половине XX века, когда были изобретены радио, телефон и телевидение. Сегодня эти изобретения имеются практически в каждом доме. Они оказывают значительное влияние на формирование настроений в социуме. Люди сегодня подключены к общему информационному пространству, которое стало преодолевать границы, и превратилось в достояние всех людей на планете. Это привело к тому, что люди чувствуют свою сопричастность к событиям, происходящим во всех уголках земного шара, как в сфере политики, так и в сфере культуры. Мы уже не можем представить своей жизни без мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования глобализма, когда человек чувствует себя привязанным не только к своей стране, но и ко всему миру.

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Информационная революция 4.0 привела к появлению и очень быстрой передаче невиданных объемов информации. Любое событие, которое происходит в мире, в течение нескольких часов может облететь весь мир. Информационная революция 4.0 меняет сознание людей, делая его глобальным, не зависящим от страны, где живет человек.

Информационная революция 5.0

Пятая информационная революция началась во второй половине XX века. Именно с этого времени берет свое начало использование машин цифровой и вычислительной техники, то есть компьютеров. Их появление радикально изменило возможности человека для создания, хранения и передачи информации.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние десятилетия, что связано с удешевлением и увеличением выпуска, а также широким распространением компьютерной техники. Это привело к перевороту в информационной среде и во многом изменило сознание и деятельность человека в науке, образовании, экономике и т.д.

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Появление компьютерной техники привело к созданию и развитию информационных технологий, которые многократно увеличивают эффективность использования современной техники и, в первую очередь, возможности современных компьютеров. Эволюция информационных технологий продолжается и сегодня, что в конечном итоге приведет к информационной революции 6.0.

Информационная революция 6.0.

Будущая информационная революция 6.0 будет логическим продолжением пятой информационной революции, которая впервые за всю историю создала технологии для усиления интеллектуальной деятельности человека. Сегодня мы уже можем заметить тенденции грядущих революционных преобразований.

Мечта многих людей — знание, которое можно получить незамедлительно (например, через прямую загрузку в нервную систе­му), может стать реальностью в ближайшие 10-20 лет за счет разрабатываемых уже сегодня когнитивных технологий. При помощи нейрокомпьютерных технологий может появиться новая коммуникативная среда — Нейронет, которая придет на смену сегодняшнему интернету.

Очевидно, что создание когнитивных технологий первыми опробуют военные, как это было вначале с интернетом. Первые приложения, разрабатываемые сегодня, касаются нейросвязи солдат, находящихся в бою, с удаленными командными пунктами и операторами боевых устройств. На основе этих протоколов могут быть по­строены коммуникативные среды для массового пользования — Нейронет. В них будут созданы платформы для образования, общения, управления в нейросети, а также множество возможностей для индустрии развлечений (очевидно, что одним из основных драйверов, как и в случае развития Интернета, станет стремление компаний увеличить прибыльность своего бизнеса).

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Главное отличие Нейронета от Интернета будет состоять в том, что Нейронет будет строиться на связи с использованием специальных уникальных кодов, соединяющих нервные системы людей, а значит, связь будет происходить быстрее и точнее. Появится возможность напря­мую передавать образы, «загружать» и транслировать знания из одной нервной системы в другую, обмениваться не только текстовыми и видеосообщениями, но и своими эмоциями, переживаниями, создавая друг у друга высокореалистичные ощущения.

Появление и развитие информационного пространства оказывает сильное воздействие на все сферы общества: меняет жизнь, деятельность, культуру, поведение и образ мыслей человека. Именно поэтому последствия информационных революций, особенно пятой и шестой, следует трактовать как новую социотехнологическую революцию.

Информационные революции всегда являлись точками бифуркации в истории человечества, после которых начинался новый этап развития цивилизации. Сегодня мы подошли к очередной такой точке.

Эльдар Мусеибзаде

Источник

Основные информационные революции

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция Укажите чем характеризуется шестая информационная революция Укажите чем характеризуется шестая информационная революция Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Ряд современных отечественных исследователей процесса цивилизационного развития человеческого общества разделяют сегодня точку зрения, благодаря которой история человечества может рассматриваться как закономерная последовательность технологических революций. При этом под технологической революцией понимается радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами органи­зации общественного производства и жизнеобеспече­ния общества.

Таким образом, не тип государственного устройства является главным отличительным признаком того или иного этапа цивилизационного развития общества, а именно его технологический уклад, который и опреде­ляет весь образ жизни и деятельности людей.

Профессор А.И. Ракитов одним из первых российс­ких ученых обратил внимание на тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В своих работах он убедительно показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологичес­кого развития.

По мнению А.И. Ракитова, существо информацион­ной революции заключается в «изменении инструмен­тальной основы, способа передачи и хранения ин­формации, а также объема информации, доступной активной части населения». Другими словами, ин­формационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств инфор­матики и на качественно новый уровень развития про­цессов информационного взаимодействия.

Основные информационные революции

В настоящее время принято выделять шесть основ­ных информационных революций за всю историю раз­вития человеческого общества.

Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное вли­яние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и на­выков рациональной организации этой деятельности.

Язык сделал возможным развитие процессов абст­рактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распростра­нения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обще­стве всеобщим уважением как хранители и распрост­ранители древних знаний.

В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди — старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распростране­ния знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей мно­гие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили многие столетия.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую инфор­мационную революцию большинство современных ис­следователей связывают с изобретением письменности.

Это изобретение позволило не только обеспечить со­хранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, со­здать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в раз­витии цивилизации, последствия которого мы ощуща­ем до настоящего времени. Ведь именно с изобретени­ем письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Существенным образом изменилась и информаци­онная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми по­средством обмена письменными сообщениями. Появи­лись исторические летописи, поэзия и литература, заро­дились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культу­рой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.

Укажите чем характеризуется шестая информационная революция

Естественно, что появление письменности послужи­ло мощным фактором для накопления и распростране­ния знаний в области организации многих производ­ственных и социальных процессов. Фиксация этого опыта в виде рукописных документов, чертежей и рисунков представляла собой процесс зарождения «техноло­гии» — нового понятия в области развития цивилизации, которому суждено было сыграть решающую роль в про­цессе ее дальнейшего развития.

Третья информационная революция началась в эпо­ху возрождения и связана с изобретением книгопеча­тания, которое следует признать одной из первых эф­фективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произо­шел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое глав­ное — началось и более широкое распространение ин­формации, научных знаний и информационной культу­ры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Пе­чатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Относительная простота процесса книгопечатания, большая тиражность печатных книг и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными кни­гами — все это привело к тому, что в обществе суще­ственно расширились возможности для получения зна­ний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходи­мых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Пли­ния и Марко Поло. И только появление их печатных изданий позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совер­шенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии ста­ли одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изда­ниях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя об­щим закономерностям увеличения объемов информа­ции в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое ис­пользование в последние годы различного рода элект­ронных носителей информации.

Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более ши­роко распространяться такие новые средства информа­ционной коммуникации, как радио, телефон и телеви­дение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чув­ства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей стра­ны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чув­ствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим сво­его существования в отрыве от мирового информацион­ного пространства. А это очень важный аспект форми­рования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в опре­деленной степени, гражданином всего мира.

Новые качества, которые принесла в информаци­онную сферу общества третья информационная рево­люция, заключаются не только в том, что по новым ком­муникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что ин­формационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью.

Любое событие, кото­рое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляюще­му большинству ее обитателей, где бы они ни находи­лись. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» — планеты Земля. Таким образом, информационная рево­люция изменяет общественное сознание всего челове­чества, делает его все более глобальным.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социаль­ной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной ин­формации кардинальным образом изменило возможно­сти человека по активизации и эффективному исполь­зованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персо­нальные ЭВМ. Их появление произвело подлинный пе­реворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогичес­кой и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост но­вых информационных технологий, специально ориенти­рованных на использование возможностей современ­ной вычислительной техники и, в первую очередь, — возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти се­годня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале наступающего XXI века мы станем свиде­телями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным обра­зом повысят возможности человека по хранению, по­иску, обработке и передаче информации.

Так например, японская фирма TOSHIBA уже объявила о своей новой программе совершенствования персональных компьютеров типа NOTEBOOK. В ре­зультате реализации этой программы фирма планиру­ет создать семейство портативных персональных ЭВМ с исключительно высокими характеристиками. Пред­полагается, что объем долговременной памяти нового компьютера на 10 оптических дисках диаметром 17 мм составит около 20 Гбайт, что равноценно объему ин­формации, который содержится в 40—50 тысячах книг по 300 страниц каждая. При этом габариты самого компьютера не превысят размеров обычного портси­гара, а его стоимость составит около двух тысяч дол­ларов США.

Вполне вероятно, что появление и массовое распро­странение ПЭВМ с такими характеристиками суще­ственным образом расширит сферу социального при­менения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия это­го процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и принципиально новое ка­чество, которое принесла человечеству пятая информа­ционная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей ин­теллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивили­зацию на качественно новую ступень развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *